А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Э

Ю

Я


Статьи

Вернуться к рубрикатору

автор статьи : flatron

Полевая структура научного стиля и его жанровых разновидностей


Нравится статья? ДА!) НЕТ(

Троянская Е.С.
Полевая структура научного стиля и его жанровых разновидностей
// Общие и частные проблемы функциональных стилей. – М.: Наука, 1984. – С.16-27

В период становления науки о функциональных стилях особенно подчеркивались различия, существующие между стилям»!, специфика, каждого стиля, его монолитность и отграниченность стилей друг от друга, хотя исследователи и не могли не видеть, что каждый функциональный стиль в то же время представляет собой сложное и в какой-то степени неоднородное явление[1]. Несколько десятилетий интенсивных исследований позволяют заново осмыслить феномен функционального стиля — его монолитность/неоднородность, т. с. найти, с одной стороны, факторы, позволяющие выделить функциональный стиль и говорить, гаки».' образом, о его относительной монолитности, и, с другой стороны. понять причины неоднородности стиля. Этому в значительной степени способствовали исследования жанровых разновидностей различных функциональных стилей.
Общеизвестно в настоящее время, что каждый функциональный стиль[2] представлен множеством жанров. Жанры художественной литературы исследованы подробно и многосторонне.
Исследование жанров других функциональных стилей фактически лишь началось, причем в области газетно-публицистического и научного стилей уже достигнуты значительные успехи, менее разработанным остается до сих пор официально-деловой стиль.
Это не означает, однако, что все вопросы, касающиеся теории жанра, уже решены. Более того, даже применительно к художественной литературе не существует единого понимания и общепринятого определения жанра [3]. Так, например, одни ученые в соответствии с этимологией слова называют жанром литературные роды: эпос, лирику и драму. Другие же под этим термином подразумевают литературные виды, па которые делится род (роман, повесть, рассказ и т. д.). Более распространенным, как отмечают С. Калачева и П. Рощин в «Словаре литературоведческих терминов» (статья «Жанр»), является второе понимание[4]. Из исследования жанров художественной литературы очевидно также, что и виды (жанры) также подразделяются на более конкретные (и дробные) литературные формы, которые можно было бы назвать жанровыми разновидностями (сатирический роман, лирическая комедия).
Таким образом, складывается следующая иерархия: литературный род — литературный вид (жанр) — жанровая разновидность Однако, естественно, границы зыбки, и весьма часты переходы и пограничные случаи, например: «Рассказ» — малая форма эпической литературы. Однако этот термин не обладает строго определенным значением и, в частности, находится в сложных, неустановившихся отношениях с терминами «новелла» и «очерк»[5]. Термин «повесть» (эпический прозаический жанр — средняя но объему и охвату жизни форма эпической прозы, которая меньше романа, но больше новеллы[6]) тоже весьма неоднозначен: пушкинские «Повести Белкина» скорее близки к новеллам, а повесть М, Горького «Жизнь Клима Самгина» — громадное эпическое полотно, которое по объему превышает почти все русские романы. Следует также иметь в виду, что жанр — это категория историческая, представляющая собой диалектическое единство — «исторически устойчивый род, проявляющийся в исторически изменчивые разновидностях. . .»[7]
Все это касается, как уже говорилось выше, классификации произведений художественной литературы. Однако представления о родах и видах произведений могут быть успешно экстраполированы и на произведения других функциональных стилей, в частности научного. И действительно, три фактора, которые называет для художественной литературы М. М. Бахтин в качестве факторов, создающих в своей совокупности целостное единство высказывания — речевой жанр, весьма актуальны и для создания произведений различных жанров в научном стиле. Речь идет, как известно о следующих факторах: а) предметно-смысловая исчерпанность; б) речевой замысел или речевая воля говорящего; в) типические композиционно-жанровые формы завершения8. Эти три фактора присутствуют и в определении жанра в «Словаре литературоведческих терминов», где под жанром понимается «повторяющееся но многих произведениях на протяжении истории развития литературы единство композиционной структуры, обусловленной своеобразием отражаемых явлений действительности и характером отношения к ним художника» 9. Присутствуют они и в определен ин жанра Н. М. Разинкиной, под которым ею понимается «разновидность функционально-речевого стиля, определяемая тремя факторами: а) формой построения, б) характером наличной информации, в) эмоциональной окраской этой информации» 10.
Если основываться на этих признаках, то можно представить себе следующую иерархию типов произведений научной литературы, соотносимую в определенной степени с иерархией типов произведений художественной литературы, К литературным родам__ я их видам (жанрам) в научном стиле можно было бы отнести следующие таны текстов ": 1) академические (собственно научные) тексты, представленные следующими жанрами: монография, статья, диссертация, научно-технический отчет, тезисы, доклад, сообщение, выступление и т. д.; 2) информационно-реферативные научные тексты (реферат, аннотация и т. д.); 3) справочно-энциклопедические научные тексты (энциклопедия, словарь, справочник и т, д.); 4) научно-оценочные тексты (рецензия, отзыв, экспертное заключение, полемическое выступление и т. д.); 5) научно учебные тексты (учебник, учебное пособие, лекция и т. д.); 6) инструктивные тексты (инструкция, руководство, памятка, рекомендации, сопроводительная документация, методики, программа и т. д.); 7) научно-деловые тексты: а) научная и техническая документация (патент, авторское свидетельство, описание изобретения, стандарт, техническое условие, нормаль, спецификация и т. д.); б) управленческие тексты (акт, заявка, рекомендация, договор, рекламация, проект, постановление, решение, указания, плановый документ, отчет, письмо и г. д.)12.
Таким образом, роды произведений в научной литературе, как и в художественной, делятся на виды (которые мы далее будем называть жанрами); подобно жанру литературного произведения, жанр научной прозы тоже подразделяется на ряд разновидностей, причем особенно большое количество разновидностей имеется у жанров с «открытой», «свободной», «мягкой» структурой, типичных для значительного количества произведений научной литературы, например для статьи, монографии, отчасти рецензии, тезисов и некоторых других жанров, хотя эта степень свободы относительна я варьируется (в сторону большей или меньшей «жесткости») в зависимости от разновидности13. Можно отметят», и жанры с «жесткой» («жестко фиксированной») структурой, например патент, авторская заявка, стандарт и т. д., и. естественно, промежуточные формы (например, реферат, аннотация)14.
Разделение жанра на разновидности легче и нагляднее все? о можно показать на примере жанра статьи, наиболее исследованного в лингвистической литературе. Правда, и для этого жанра до сих пор нет общепризнанной и исчерпывающей классификации, поскольку, во-первых, как мы указывали выше, для текста с «мягкой» структурой этот ряд остается в общем фактически всегда открытым, а также потому, что в основу классификации кладутся (и могут быть положены в зависимости от ракурса рассмотрения) различные признаки. Сопоставив несколько классификаций !5 .и базируясь на определении жанра (предмет — коммуникативная задача — композиция), можно выделить в жанре статьи следующие г разновидности: 1) статья —- краткое сообщение о результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ: 2) собственно научная (научно-техническая) статья, в которой достаточно подробно излагаются основные результаты работы; 3) передовая статья; 4) историко-научная обзорная статья; 5) дискуссионная/ полемическая статья; 6) научно-публицистическая статья16; 7) рекламная статья.
Такие же разновидности можно выделить и в других жанрах, например: 1) рецензия — научный отзыв; рецензия-аннотация; рецензия-рекомендация (реклама); 2) описательная, реферативная и рекомендательная аннотации; 3) общий, специализированный и сводный рефераты, и т. д.
Однако и жанровая разновидность не является конечной в данной иерархии и в свою очередь подразделяется на подвиды, Естественно, что эти подвиды изучены в еще меньшей степени, чем жанровые разновидности.
Если вернуться к жанру статьи и ее жанровым разновидностям, то такое подразделение на подвиды можно показать, например, на жанровой разновидности «историко-научный обзор». Основываясь на исследовании М. Б. Воробьевой, опубликованном в настоящем сборнике, можно предположить, что существует обзорная статья, представляющая собой обобщение (итог) последних достижений науки, подводящий к новым исследованиям, и обзорная статья --• критическое переосмысление и обобщение имеющихся результатов17 (естественно, что их композиционная форма различия), К обзорным статьям следовало бы отнести также и статьи-подборки, которые выделяются Ж. В. Витковской в самостоятельную жанровую разновидность18, и, может быть, статьи-биографии и статьи, посвященные деятельности того или иного учреждения (обычно в связи с определенной юбилейной датой).
Статья-реклама так же, по-видимому, как и другие жанровые разновидности, имеет свои подвиды. В частности, сюда относится, как представляется, так называемый технический комментарий 19. Ждут своих исследователей и другие жанровые разновидности и их подвиды как в жанре статьи, так и в других научных жанрах. Рассмотрение подобных жанровых «срезов» невольно наводит на мысль о полевой структуре жанра, о наличии ядра, периферийных и пограничных областей. Причем, по-видимому, эту полевую структуру имеет не только жанр, но и все более низкие звенья жанровой иерархии. Ядро жанра — это-ведущая жанровая разновидность., (разновидности), доминирующая (доминирующие) по своему объему (представленности, значимости) в общем количестве публикаций. Оно как бы определяет «лицо» жанра. Периферийные области— это жанровые разновидности, занимающие меньший объем в массиве текстов (что иногда сопровождается и меньшей выраженностью лингвостилистических характеристик. присущих научному стилю в целом). Пограничные области представлены жанровыми разновидностями, имеющими сходство с другими жанрами научной литературы или даже с, подобными жанрами в других функциональных стилях, т, е, 'именно здесь, далеко от ядра, возникают межжанровые образования (ср., например, рецензию-рекомендацию и рекомендательную аннотацию) и межстилевые жанры, имеющие много общих черт (например, передовая статья, рецензия, комментарий я научном и газетно-публицистическом стилях). Очевидно также, что. чем меньшее место в общем объеме публикаций занимает та или иная жанровая разновидность, тем меньше она влияет на языковые особенности жанра в целом.
Выше мы уже говорили, что жанр — категория очень изменчивая. Естественно, что ядро и периферия научного жанра также непостоянны во времени и, кроме того, характеристика ядра и его соотношение с периферией и пограничными областями, по-видимому, варьируются даже в зависимости от конкретной научной дисциплины (нее полиграфических традиций) и, конечно, от издательских традиций той или иной страны, обусловленных исторически и социально-экономически. Интересные данные по этому вопросу приведены в уже упоминавшейся работе Ж. В. Витковской 20. Если упорядочить для наглядности ее данные, то обнаруживается следующая картина распределения и значимости (представлснности) различных жанровых разновидностей (илиих подвидов) в трех странах: СССР, США и Великобритании (жанровые разновидности расположены от ядра к периферии).
Естественно, проникновение в научной литературе США и Великобритании з ядро жанра рекламных статей (в отличие от советской научной литературы, где ядро составляют собственно научные и технические статьи и статьи-сообщения, а рекламные статьи находятся на далекой периферии) не может не повлиять на его языковые особенности и не создать отличий, например, по сравнению с ядром жанра в научной литературе на русском языке. Наблюдения также показывают, что рекламные статьи занимают в научных журналах ФРГ большее место, чем в ГДР или в СССР.
В жанре, как справедливо отмечал Ю. В, Ванников21, пересекаются все факторы, способствующие организации текста. Сама эта классификация факторов, создающих тот или иной жанр научной литературы, весьма сложна. Представляется, что ведущую роль в становлении жанров и жанровых разновидностей играют те социально-культурные функции, которые имеют научные произведения, т. е. специфические коммуникативные задачи, которые, они выполняют. В науковедении справедливо принято различать научные тексты, I) фиксирующие дисциплинарное знание, 2) расширяющие дисциплинарное знание и 3) изменяющие дисциплинарное знание 22. Кроме того, в научной литературе (в отдельных ее жанрах) могут возникнуть и дополнительные коммуникативные установки: 1) устное изложение (представление) научного знания, при котором возникают особые задачи, связанные с элементом спонтанности, со стремлением установить непосредственный контакт с аудиторией, с ограниченными возможностями восприятия со слуха и т. д.; 2) обобщенно-сжатое изложение (представление) нового научного знания; 3) оценка научного знания, включая рекламирование научных достижений; 4) популяризация научного знания. Реализация этих коммуникативных функций, участвующих в рождении жанра и его разновидностей, непосредственно связана с отбором лингвистических средств, прежде всего с выбором оптимального функционально-смыслового типа речи23 и оптимальных для каждого конкретного случая стилистических приемов24, т. е. с особым отбором и особой организацией лингвистических средств.
Лингвистическая характеристика жанра является, таким образом, следствием сложного взаимодействия способов изложения и правил построения произведений, действующих в данном стиле и видоизменяющихся в зависимости от превалирования той или иной коммуникативной задачи. Это происходит потому, что функционально-смысловые типы речи и их подвиды обладают своими над- или вне-стилевыми характеристиками, на которые накладывается затем «стилистическая сеть» — правила (приемы) построения коммуниката в данном стиле, которые в свою очередь модифицируются в зависимости от потребностей научного жанра или е го разновидностей
Что касается правил построения коммуниката в научном стиле (стилистических приемов), то они в разной степени обязательны для разных жанров, жанровых разновидностей и их подвидов. По-разному реализуются эти приемы и в одном и том же жанре (разновидности, подвиде), в разных языках, например более последовательно в русском и немецком и менее последовательно в английском и французском. Причем в основном это касается обычно первых двух приемов и последнего.
Важно также отметить, что между коммуникативными функциями, выполняемыми научными произведениями разных жанров, с одной стороны, и выбором функционально-смысловых типов и приемов организации текста, с другой стороны, существует закономерная корреляция. Например, фиксация дисциплинарного знания обычно осуществляется в форме повествования или описания с применением стандартных для научного стиля данного языка стилистических приемов (и, естественно, лингвистических средств), реализуясь в соответствующих жанрах и жанровых разновидностях. Расширение дисциплинарного знания также больше тяготеет к использованию функционально-смысловых ти-нов «описание» и «повествование» или их гибридных форм (в меньшей мере к типу «рассуждение») и к стандартным приемам (и лингвистическим средствам), а также к определенным жанрам и жанровым разновидностям. Изменение дисциплинарного знания обычно обусловливает употребление различных типов речевой формы рассуждения и менее стандартных (иногда нестандартных), в том числе эмоционально-образных и субъективно-оценочных, средств (т. е. несколько ослабляется действие некоторых стилистических приемов), а также прикрепленность к соответствующим жанровым разновидностям.
Реализация дополнительных коммуникативных установок, таких, как устное изложение (представление) .научного знания и популяризация научного знания, осуществляется также в форме определенных жанров и жанровых разновидностей у связана обычно с «расшатыванием» приемов «книжность», «эмоциональная и субъективно-оценочная нейтральность», «подражание стандарту научного изложения», т. е. с проникновением (большим или меньшим) в ткань научного произведения эмоционально-образных, субъективно-оценочных и даже разговорных средств, противоречащих стандарту научного стиля. Обобщенно-сжатое представление нового научного знания осуществляемое обычно в форме повествования и описания, как правило, связано, с одной стороны, с меньшей выраженностью в определенных жанрах (например, реферат, аннотация, некоторые разновидности тезисов} таких действующих в научном стило правил (приемов) построения текста, как «эксплицитность изложения», «активизация внимания читателя», а с другой стороны, иногда с более «жестким» (чем это обычно имеет место в научном стиле) стандартом, что особенно ясно проявляется л патенте, авторской заявке и т. д., или же с более последовательной реализацией приема «обобщенность изложения» (п более жестком его варианте), что также проявляется в ряде жанров и жанровых разновидностей (ср., например, реферат). Кстати, и установка на популяризацию в учебной литературе (здесь чаще используется описание и повествование) также ведет к «затуханию» действия приемов «эксплицитность» и «активизация внимания читателя». Естественно, проникновение в произведение научного стиля эмоционально-образных, субъективно-оценочных и разговорных нестандартных средств сближает его с произведениями других функциональных стилей (соответственно со стилем художественной литературы, газетно-публицистическим и даже разговорным), а наличие в некоторых случаях более «жесткого» стандарта – с произведениями официально-делового стиля. Кстати, аналогичное явление имеет место и в других стилях (ср., например, фельетон и литературный очерк, которые могут иметь признаки различных функциональных стилей).
Таким образом, все многообразие жанров научных произведений, их жанровых разновидностей и подвидов, с которыми имеет дело читатель научной литературы и на основании которых он составляет себе представление об особенностях научного стиля в целом, создается разнообразием содержания научных произведений и их различной коммуникативной направленностью, которые реализуются через отбор оптимального для каждого конкретного случая функционально-смыслового типа речи и оптимальных стилистических приемов, а также композиционной структуры, традиционно используемой в данном языке с соответствующими целями.
Рассмотрев подробно жанры научной литературы, обратимся теперь к научному стилю в целом и попытаемся понять феномен его монолитности/неоднородности исходя из его полевой структуры, которая опосредованно связана с полевой структурой жанра. Следует, однако, сразу подчеркнуть, что понятие полевой структуры жанра связано, как мы пытались показать, со значимостью и представленностью той или иной жанровой разновидности в общем объеме публикаций данного жанра (больший или меньший вклад этой жанровой разновидности в общие лингвостилистические особенности научного стиля был лишь следствием этой значимости), в то время как в понятии полевой структуры стиля акцент делается именно на лингвостилистических особенностях различных слоев стиля (зависящих, естественно, от жанров и жанровых разновидностей, составляющих данный слой).
С точки зрения этих особенностей в научном стиле можно выделить ядро, периферийные и пограничные области. Ядро стиля представлено текстами жанров и жанровых разновидностей,. являющихся в данный период и в данной стране наиболее важными для осуществления коммуникации в сфере науки (это в основном: тексты с функциями фиксации и расширения научного знания в их чистом виде, без дополнительных функций), для которых характерны, естественно, определенные лингвостилистические особенности, вызванные к жизни в основном применением правил отбора и организации средств в этом стиле. Ограниченность стилей друг от друга зависит от того, насколько последовательно реализовались эти стилистические приемы именно' в ядре стиля, ибо именно ядро является «лицом» стиля, отражая в полной мере его специфику, и позволяет говорить о его большей или меньшей монолитности.
II е р и ф е р и иная область более «нейтральна» с точки зрения используемых в ней языковых средств, и поэтому принадлежность именно к научному. стилю в ней менее выражена. Эта область носит в значительной степени внестилевой характер, поскольку в ней действие стилистических приемов, характерных для научного стиля и отличающих его от других стилей, становится менее заметным за счет «затухания» двух очень важных стилистических приемов — «эксплицитность» и «активизация внимания читателя».
II о г р а н и ч н а я область (вернее, области) — это слой, где начинают весьма активно действовать закономерности построения коммуникатов других функциональных стилей. В ней «расшатаны» первые три из перечисленных нами выше приема (что способствует проникновению сюда разговорного, эмоционально-образного и субъективно-оценочного) и последний («подражание стандарту научного изложения»). Причем «расшатывание» последнего приема может проходить в зависимости от жанра в двух направлениях: уменьшение требований к стандартности речи и проникновение «индивидуального» и, наоборот, большая «застандартизованность» и связанная с ней «книжность» речи. Эти различия зависят от рефлексов граничащих с этим слоем функциональных стилей. Эта пограничная область неоднородна, обладает контрастными лингвостилистическими характеристиками, поскольку эти рефлексы идут от стилей, по своим признакам наиболее далеко отстоящих друг от друга, таких, как разговорный, художественный и газетно-публицистический стили, с одной стороны, и официально-деловой — с другой.
Естественно, это лишь грубое, приближенное и упрощенное изображение чрезвычайно сложных процессов: «диффузия» одной зоны в другую может носить самый разнообразный характер,. Наличие этих периферийных и особенно пограничных областей стиля и процессы взаимопроникновения (диффузии) слоев показывают, что монолитность стиля относительна и касается лишь "Определенной его части, а именно ядра: чем дальше от ядра, тем слабее стилевая выраженность; в пограничных же областях произведение в некоторых случаях может быть причислено (именно с точки зрения лингвостилистических характеристик) фактически к двум (нескольким) стилям, и единственным критерием остается иногда нестилевая категория— «содержание».
Отнесение жанров к различным зонам научного стиля носит весьма неоднозначный характер. Действительно, некоторые жанры тяготеют к определенным областям. Так, например, статья, научно-технический отчет, монография, диссертация, некоторые формы жанра «тезисы» явно относятся к ядру стиля. Однако при эхом следует иметь в виду, что в жанре статьи лишь некоторые жанровые разновидности, хотя, может быть, и наиболее значимые в коммуникативном отношении, относятся к ядру стиля. Это — собственно научная статья и статья — краткое сообщение (что характерно по крайней мере для русского языка и немецкого языка ГДР), а также некоторые разновидности дискуссионных и историко-научных обзорных статей. Полемические, научно-публицистические и рекламные статьи обычно относятся уже к пограничным областям стиля, как и некоторые виды передовых статей. Определенные подвиды обзорных статей могут относиться и к периферийным областям. Столь большой, как мы видели, удельный вес рекламной статьи в научных журналах США и Англии, по-видимому, определенным образом все же влияет на лингвостилистические особенности ядра научного стиля в его американском и английском вариантах, т. е. количественно-качественные лингвистические характеристики ядра, периферии и пограничных областей, их соотношение друг с другом не полностью совпадают в разных языках.
Распределение разновидностей одного жанра по различным зонам научного стиля характерно, естественно, и для других жанров. Например, доклад может носить ярко выраженный письменный характер (хотя и зачитывается устно) и относится к ядру стиля, ничем по существу не отличаясь от ядерных жанровых разновидностей статьи, или же нести на себе печать публицистичности и относиться уже к пограничной зоне; жанровые разновидности рецензий и аннотаций могут относиться к периферийным и пограничным областям и т. д.
Следует также иметь в виду, что разные композиционные части монографий могут репрезентировать разные зоны научного стиля: основные разделы монографии чаще тяготеют к ядру, в то время как введение, заключение или дискуссионно-полемические главы могут относиться к пограничным областям. Это касается и других жанров и жанровых разновидностей; например, «техническое предложение» четко подразделяется на две части технические характеристики (ядерно-периферийная область) и договорный документ (пограничная область, связанная уже непосредственно с официально-деловым стилем).
Наличие в жанре, тяготеющем к ядру стиля, разновидностей, относящихся к пограничным областям, как и наличие в рамках большого «ядерного» произведения композиционных частей с лингвостилистическими характеристиками пограничной зоны, может несколько менять и наше представление о ядре в целом и еще раз свидетельствует о том, что понятие монолитности стиля весьма относительно.
Разрабатывая представление о полевой структуре научного стиля, важно также отметить, что существуют жанры, которые ни в одной своей разновидности не входят в ядро научного стиля (например, аннотация, реферат, справочники разного тина, большинство учебников и учебных пособий и нек.др.), составляя достаточно компактную периферийную зону. С другой стороны, патенты, стандарты, договор, акт, заявка и т. д. репрезентируют всегда пограничную зону, сближающуюся с произведениями официально-делового стиля. Легко заметить, что, чем более «жесткую», закрытую композиционную структуру имеет жанр, тем меньшим количеством жанровых разновидностей он представлен и тем меньше его распределенность по зонам стиля. Это показывает еще раз, что лиигвостилистические характеристики ядра жанра и ядра стиля далеко не всегда совпадают.
Нельзя не упомянуть также и о том, что научный стиль в настоящее время существует в нескольких разновидностях (литература цикла точных наук, научно-естественная, научно-техническая и научно-гуманитарная). Для каждой из этих разновидностей характерен разный «набор» жанров, несколько разное соотношение ядерных и периферийных жанров и даже разный в связи с этим удельный вес ядерной области и периферийно-пограничных областей (например, для определенной части научной литературы гуманитарного профиля), а также несколько варьирующиеся лингвостилистические характеристики ядра и пограничных областей (например, для литературы некоторых наук гуманитарного профиля характерны невыраженность ядра и сильное сближение с другими функциональными стилями).
В практических целях важно также упомянуть, что каждая конкретная научная дисциплина (математика и биология, языкознание и машиностроение, физика и юриспруденция и т. д.) имеет свой типичный набор жанров и свои «сдвиги» в лингвостилистических характеристиках, в свою очередь модифицирующие до некоторой степени объем и лингвистические характеристики различных зон научного стиля, но остающиеся в то же время в рамках последнего.
Особого рассмотрения требует также научно-популярная и научно публицистическая литература, которая понимается разными исследователями то как особый стиль то как подстиль, то как разновидность научной литературы. Решить этот вопрос однозначно, по крайней мере в настоящее время, по-видимому, вряд ли возможно из-за неоднозначности и противоречивости самого явления. Научно-популярная и научно-публицистическая литература весьма неоднородна, представлена, многими-разновидностями, большинство из которых до сих пор не исследовалось. В этой литературе есть произведения, близкие но своему строю к самым разным функциональным стилям (к научному, газетно-публицистическому, художественному, даже разговорному), т. с., как правило, это типичные межстилевые образования. По отношению к ядру научного стиля они находятся в основном на самом краю пограничной зоны. И что самое главное — их основная целевая установка — это популяризация научного знания для н е п р о ф е с с и о н а л о в (научно-популярная литература) или популярное изложение научного знания с целью вызвать желаемое действие (реакцию) у читателя (научно-публицистическая литература). Смена целевой установки является, на наш взгляд, важным фактором, который позволяет уже говорить скорее о подстиле. Впрочем, научно-популярную и научно-публицистическую литературу можно отнести и к особому литературному роду наравне с академическими, информационно-реферативными, справочно-энциклопедическими и тому подобными текстами.
Это еще раз подтверждает, что функциональный стиль — система сложная, многоплановая, незамкнутая, во многом противоречивая и любая классификация является лишь необходимым упрощением, позволяющим ближе подойти к пониманию его сути.






03 05 2010 22:44
Скажите, а где можно увидеть список литературы к этой статье? Спасибо.



05 05 2010 08:39
будет добавлен в ближайшие дни


12 05 2010 04:11
Уже неделя прошла, а списка литературы нет


12 05 2010 11:42
У админа День рождения был) Скоро придет в себя, будет список литературы.


12 05 2010 12:11
1. Разинкина Н.М. Некоторые общие проблемы изучения функционально-речевого стиля // Разинкина Н.М. Особенности стиля научного изложения. М.:Наука, 1976.

2. Брандес М.П. Стилистика немецкого языка. М.:Высш. шк., 1983.

3. Словарь литературоведческих терминов. М.:Просвещение, 1974.

4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

5. Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблема обучения. М., 1976.

6. Троянская Е.С. Особенности жанров научной литературы и отбор текстов на различных этапах обучения научных работников иностранному языку. - В кн. Функциональные стили: Лингвометодические аспекты. М.:Наука, 1985.

7. Троянская Е.С. Лингвостилистическое исследование немецкой научной литературы. М.:Наука, 1982

8. Ванников Ю.В. Типы научных и технических текстов. М.:Наука, 1966.

9. Корсунская Г.В. Типология первичных публикаций, освещаемых в реферативном журнале ВИНИТИ. - НТИ, сер. 1, 1969. №7.

10. Витковская Ж.В. Источники информации и отбор текстов по специальности для обучения чтению на иностранном языке. - В кн.: Вопросы обучения чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. М., 1981.

11. Васильев Ю.А. Семантико-синтаксическая характеристика речевого жанра научной статьи. Автореф.канд.дис. М., 1979.

12. Огурцов А.П. Дисциплинарное знание и научные коммуникации. - В кн.: Системные исследования. Ежегодник. 1979.М., 1980.





И у ВАС есть возможность высказаться:

Введите этот защитный код