А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Э

Ю

Я


Статьи

Вернуться к рубрикатору

автор статьи : flatron

Гаврилова М. "Концепция времени и пространства в поэмах В. Маяковского"


Нравится статья? ДА!) НЕТ(

Концепция времени и пространства В. Маяковского (на основе характеристики пространственных и временных образов в поэмах В. Маяковского «Человек» и «Война и мир»).
Особое отношение к предмету, миру и языку привело к концептуальному изменению категорий пространства и времени в художественном мире Маяковского. Как можно наблюдать, пространство в стихотворных текстах Маяковского превращается в предмет, вещь:

«Война и мир» (1916)
Вправо,
влево,
вкривь,
вкось

вихрились нанизанные на земную ось
карусели
Вавилонищ,

Вавилонов.

Громадные, масштабные явления превращаются в вещные элементы какого-то предельно материального охватного образа-предмета:
Тушами на штыках
материки.
Города - груды глиняные. («Война и мир»).

Пространство у Маяковского предельно материализовано. Оно является одной из категорий, в которой реализуется и частью которой является так называемая материализованная метафора:

«Человек» (1916 – 1917)
Кто схватит улиц рвущийся взмах!
Кто может распутать тоннелей подкопы!

К тому же пространство очень активно, энергично:

Шар земной
полюсы стиснул
и в ожидании замер.
Седоволосые океаны
вышли из берегов,
впились в арену мутными глазами. («Война и мир»).

Оно выстраивается по своим законам - пространство осязаемо объятное, сжато до объемлемой точки или динамически сменяющихся точек:

До колоний, бежавших за стены Китая,
до песков, в которых потеряна Персия,
каждый город,
ревевший,
смерть кидая, -
теперь сиял. («Война и мир»).


Пространство, также как и мир и предметы в поэтике В. Маяковского, существует полностью в проявлении вовне – существует то, что проявляется в материальной сфере, то, что событийно происходит.
Часто пространство, его элементы наделены человеческими свойствами (оно наблюдает, эмоционально реагирует на происходящее, имеет человеческие части тела и т.п.):

Выгорая от любопытства,
Маяк из-за гор
через океаны плакал.

В крыши зажатые!
горсточка звёзд, ори! («Война и мир»).

Наряду с интенсивностью, динамичностью пространство способно к метаморфозам:

Не поймёшь –
Это воздух,
цветок ли,
птица ль.
И поёт,
и благоухает,
и пёстрое сразу. («Война и мир»).

Пространство безразмерно.
Категория пространства связана с категорией вещи, мира, языка в семиотической системе В. Маяковского. Они вплетены в единое целое – стихотворный художественный текст - как элементы общей семантической системы.
Я счёт не веду неделям.
В. Маяковский
Время также неисчислимо, оно не обладает темпоральной организованностью. В поэме «Война и мир» время называется хамелеоном; «Дни!/ Вылазьте из годов лачуг!» (там же).
Движение, пульс времени будто зависит от происходящих событий:

Вдруг –
секунда вдребезги.

Секунды быстрились и быстрились,
взрывали,
ревели,
рвали. («Война и мир»).

Это когда речь идёт о начале войны. А до этого – время в ожидании:

А секунда медлит и медлит.
Лень ей.
К началу кровавых игр.

не дыша, остановился миг.

Время «дышит» с событиями в такт. Оно как и пространство материализовано.
Будущее время занимает особое положение. Оно является грядущим ЗА настоящим, за «сейчас», т.е. направлено к настоящему, и в этом ракурсе способно повлиять на мир, изменить его: «Вселенная расцветёт ещё,/ радостна, / нова» («Война и мир»).



Эту статью еще никто не обсуждал
И у ВАС есть возможность высказаться:

Введите этот защитный код