А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Э

Ю

Я


Статьи

Вернуться к рубрикатору

автор статьи : flatron

Иванова О.В. К понятию постмодернизма


Нравится статья? ДА!) НЕТ(

К понятию постмодернизма

История человечества – это история смены культурных эпох: древность – средние века – новое время (модерность) - постмодерность2. В предельно широком контексте последняя понимается как «глобальное состояние цивилизаций последних десятилетий, вся сумма культурных настроений и философских тенденций», связанных с ощущением завершенности целого этапа культурологического развития, изжития современности и вступления в полосу эволюционного кризиса. Согласно типологии М. Эпштейна, постмодерн – это четвертая большая эпоха после древности, средневековья и Нового времени. Постмодерность – это такое состояние культуры, которое приходит на смену Новому времени и отбрасывает в прошлое «модерный» проект, в основе которого были ценность реалистического знания, индивидуального самосознания и рационального действия. По М. Эпштейну, постмодернизм есть первая стадия эпохи постмодерности, тогда как модернизм стал последней стадией эпохи модерности. Вопрос о взаимоотношениях постмодернизма и модернизма вызвал особые споры. Согласно одной из точек зрения, постмодернизм – новая фаза в развитии модернизма. Лиотар считает, что это часть модернизма, спрятанная в нем. Деррида, напротив, указывает на их разницу, поскольку «модернизм отличается стремлением к абсолютной власти, а постмодернизм – это опыт конечности, опыт, в котором находит отражение обреченность всех завоевательных планов». Понятие «постмодернизм», которое чаще всего используется применительно к сфере философии, литературы и искусства, служит для обозначения:
Нового периода в развитии культуры;
Стиля постклассического научного мышления;
Нового художественного стиля, характерного для различных видов современного искусства;
Нового художественного направления в искусстве;
Художественно-этической системы, сложившейся во второй половине XX века;
Теоретической рефлексии на эти явления (в философии, эстетике).

В настоящее время термин «постмодернизм» устоялся не окончательно и иногда применяется в эстетике и критике наряду с дублирующими терминами «постструктурализм», «поставангардизм» или «искусство деструкции». Это обусловлено диффузностью и многогранностью культурного феномена.

Постмодернизм воспринимается сегодня все чаще как характеристика менталитета, специфического мировосприятия, отмеченного в первую очередь так называемой постмодернистской чувствительностью. «Постмодернистская чувствительность» - специфическая форма мироощущения и соответствующий ей способ теоретической рефлексии. Важным компонентом «постмодернистской чувствительности» является ощущение мира как хаоса, где отсутствуют всякие критерии ценностей и смысловая ориентация. Другим составляющим этого понятия можно назвать особую «манеру письма», наиболее ярко проявившуюся в литературной критике, но характерную не только для литературоведов, но и для многих современных философов и культурологов. Эту манеру письма иногда называют «метафорической эссеистикой». Речь идет о феномене «поэтического мышления», то есть использовании художественных методов в сфере гуманитарного научного знания. В оформлении теории «поэтического мышления» важную роль сыграли философско-эстетические представления восточного происхождения, в первую очередь дзэн буддизма (чань-буддизма) и даосизма. Важное последствие этого уже описанного нами выше явления – высокая степень теоретической саморефлексии, присущая современным писателям постмодернистской ориентации, выступающим как теоретики собственного творчества. Да и специфика этого искусства такова, что оно просто не может существовать без авторского комментария. Все то, что называется "постмодернистским романом", непременно включает в себя рассуждения о самом процессе написания произведения. Вводя в ткань повествования теоретические пассажи, писатель постмодернистской ориентации нередко в них прямо апеллируют к авторитету Ролана Барта, Жака Деррида, Мишеля Фуко и других апостолов постструктурализма, заявляя о невозможности в новых условиях писать "по- старому".

Предпосылки возникновения постмодернизма

Основной предпосылкой возникновения постмодернизма исследователи называют направление постструктурализма, возникшее во Франции и США в 50-е годы в качестве ревизии структурализма. Свою задачу постструктуралисты видели в борьбе с тотальностью в языке и литературе, в переосмыслении и адогматизации истин и ценностей, укоренившихся в сознании современного европейца. В основе постструктуралистской эстетики лежат в первую очередь концепции, восходящие к философии становления (Ф. Ницше, А. Бергсон, Э. Гуссерль). Именно в работах постструктуралистов четко обозначилось размывание любых границ между дисциплинами – наукой, искусством, философией, эстетикой, что ныне является одной из характерных примет постмодернизма. Постструктурализм есть «методологическое сомнение» по отношению ко всем «позитивным истинам».


Очевидно, что сейчас уже можно говорить о существовании специфического постструктуралистского-постмодернистского комплекса общих представлений и установок. Первоначально оформившись в русле постструктуралистских идей, этот комплекс затем стал все больше осознавать себя как "философию постмодернизма". Тем самым он существенно расширил как сферу своего применения, так, возможно, и воздействия. Суть этого перехода состоит в следующем. Если постструктурализм в своих исходных формах практически ограничивался относительно узкой сферой философско-литературных интересов (хотя нужно отметить и явно относительный характер подобной "узости"), то есть, условно говоря, определялся французской философской мыслью (постструктурализмом Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. Делеза, Ф. Гваттари и Ю. Кристевой) и американской теорией литературоведения (деконструктивизмом де Мана, Дж. Хартмана, X. Блума и Дж. X. Миллера), то постмодернизм сразу стал претендовать как на выражение общей теории современного искусства вообще, так и особой "постмодернистской чувствительности" - специфического постмодернистского менталитета. В результате постмодернизм стал осмысляться как выражение "духа времени" во всех сферах человеческой деятельности: искусстве, социологии, философии, науке, экономике, политике и проч.

Термин «постмодерн», давший впоследствии жизнь термину «постмодернизм», появился задолго до самого явления. Он был употреблен Р. Паннвицем в книге «Кризис европейской культуры» (1917!). Знаменитый английский историк Арнольд Тойнби в своей работе «Исследование истории» (1947) использовал термин «постмодернизм» для обозначения послевоенного периода развития западноевропейской цивилизации. В 1969 году Лесли Фидлер напечатал в журнале «Плейбой» статью под названием «Пересекайте границы, засыпайте рвы». С этого времени о постмодернизме заговорили как о литературном явлении, затем оно было перенесено на архитектуру, а на рубеже 70-80-х годов его стали употреблять для обозначения целой духовной ситуации последней трети ХХ века.



Эту статью еще никто не обсуждал
И у ВАС есть возможность высказаться: