А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Э

Ю

Я


Статьи

Вернуться к рубрикатору

автор статьи : ИМЛИ

САЛИДА ШАРИФОВА. ОБРАЗЫ РОССИИ И РОССИЙСКОГО ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО В СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ АЗЕРБАЙДЖАНА


Нравится статья? ДА!) НЕТ(


Образы России и русского военнослужащего в Азербайджанской литературе представляют интересный культурологический феномен в азербайджанской национальной литературе, характеризуемый существенной исторической динамичностыо. В различные периоды истории отображение России и образ русского в азербайджанской литературе носил дифференцированный характер. Динамика изменения образа русского в азербайджанской литературе обуславливалась с одной стороны, как от сложившейся политической ситуацией, так и особенностями национального самосознания азербайджанцев.
В период XVIII – XIX вв. отображение России и русских носило двойственный, зачастую противоречи¬вый характер. Так, с одной стороны в центре внимания авторов был процесс военного захвата Южного Кавказа азербайджанскими писателями давалась оценка данным историческим событиям. С другой стороны, азербай¬джанские просветители в своих трудах особое место уделяли расширению научно – культурных связей с Рос¬сией. В период формирования Азербайджанской Демо¬кратической Республики на азербайджанскую литерату¬ру сильное влияние оказали планы белогвардейцев и красногвардейцев по захвату Азербайджана.
Социалистический период можно разделить на несколько стадий. Так, в период сталинского правления азербайджанское литературное сообщество столкнулось с массовыми репрессиями: национальная творческая элита была либо расстреляна, либо сослана. Воспитан¬ная на идеях ратующего за национальную независи¬мость мусаватизма, творческая элита не восприняла социалистические догмы и насаждающийся образ «старшего брата». Несмотря на то что, литературные произведения были формально посвящены коммунистическому строительству, между строк можно было прочитать призыв к сохранению национальной идентичности и развитию национальной культуры.
В этом контексте интерес представляет творчество Юсифа Везира Чеменземинли. В своих произведениях Ю.В.Чеменземинли затрагивает судьбу азербайджанского народа, как в царский период, так и в эпоху социализма. Публицистические произведения Ю.В.Чеменземинли «Армения и мы», «Пятнадцать дней в Армении», «Общественное мнение» вызвали широкий общественный резонанс. В «Общественное мнение» автор обращается к народу с воззванием противостоять ударам судьбы и поднять свой глас против несправедливости и нарушения прав, в том числе и против проводимой тогдашним союзным правительством национальной политики на Южном Кавказе.
Исторической вехой в азербайджанской литературе стала «хрущевская оттепель» – «шестидесятники» новое понимание роли России в истории Азербайджана. В произведениях «шестидесятников» четко различается отношение к России и коммунистическому режиму, образы коммуниста и русского дифференцируются, переосмысливается отношение сталинского режима по передаче Ирану государственного образования в Южном Азербайджане. Ослабление коммунистического режима в конце 80–ых происходила параллельно с ростом интереса к национальным ценностям. Примечательно, что ведущей силой возрождения национальный идей стали «шестидесятники».
В новых политических реалиях, когда СССР ста¬ли историческим призраком и Азербайджан восстано¬вил национальный суверенитет, азербайджанское лите¬ратурное сообщество сконцентрировало свое внимание на процессе государственного строительства и оккупа¬ции Нагорного Карабаха и иных районов Азербайджана со стороны Республики Армения. События 20 января, а также участие российских военных на наемных началах в военных действиях на стороне военных сил Республи¬ки Армения привели к тому, что в общественном сознании и национальной литературе стал складываться образ русского военнослужащего – захватчика. Во мно¬гих литературных произведениях последних лет мы мо¬жем встретить искреннее сожаление о том, что по ту сторону фронта среди рядов агрессоров встречаются русские военнослужащие. Вместе с тем, в ряде произве¬дений мы встречаем образ славного солдата – защитни¬ка Родины, являющегося этнически русским. Особое место также занимает литературное творчество русской общины Азербайджана, ставший своеобразным куль¬турным мостом между Россией и Азербайджаном.
В рассматриваемом контексте среди современ¬ных азербайджанских романов наибольший интерес представляют произведения Алибалы Гаджизаде «Чу¬до», Эльчина Мехралиева «Девяностые годы», Фазиля Гюная «Черная кровь», Агарагима Рагимова «Мой двойственный мир», Нушабы Маммедли «Трель», Ма¬хиры Абдуллы «В конце концов», Эльзы Моллаевой «Плач пленных сердец», Нигяр Гараевой «Каменная ог¬рада» и др. Образы России или российского военнослу¬жащего можно встретить в таких современных повестях Алисафы Азаева «Мать солдата» и Керима Дунямалы «Запятнанные кровью годы». В вышеперечисленных произведениях раскрытию образа российского военнослужащего (русского солдата и русского офицера) авторами уделяется особое внимание. Особо следует отметить, что различными авторами демонстрируется противоречивое и неоднозначное отношение по образу российского военнослужащего.
Примечательно, что некоторых современных произведениях национальной литературы образы России и российского военнослужащего раскрываются в контексте осмысления истории Азербайджана и отдельных исторических событий. В повести Керима Дунямалы «Запятнанные кровью годы» автором дается оценка межгосударственного противоборства XVIII – XIX вв., когда Кавказ был включен в состав царской России по итогам ирано – российских войн. В повести описываются судьбоносные и трагические последствия ирано – российских войн, а также заключенных Тюркменчайского и Гюлистанского договоров. Особое внимание автором уделяется процессу изменения этнического состава в некоторых районах Северного Азербайджана после включения в состав Российской Империи. Внимание читателей привлекает использование автором «завещания» Петра I, первого российского императора. Следует отметить, что в современной историографии нет единого мнения о подлинности данного документа, который якобы был написан в 1725 – ом году и обнародован в 1738 – ом году. Однако, К.Дунямалы использует «завещание» как художественный прием, конструирующий сюжетную линию повести.
События XVIII – XIX вв. затрагиваются и в романе Фазиля Гюная «Черная кровь». Негативные демографические процессы и уменьшение удельного веса азербайджанцев в некоторых регионах после вхождения Азербайджана в Российскую Империю – это основные факторы, волнующие автора.
В национальной романистике особое внимание уделяется проблеме целенаправленной дискредитации российского военнослужащего со стороны противника, что должно негативно сказаться на азербайджано – российских отношениях. Этот факт ярко отражен в романе Алибалы Гаджизаде «Чудо». В романе автор анализирует события 20 января. В романе отражается четкая позиция и оценка автором данного исторического факта – определенные политические круги прикрывались советским (российским) военнослужащим для достижения узких целей. В романе А.Рагимова «Мой двойственный мир» затрагиваются факты прикрытия своих действий сепаратными группами маской российского военнослужащего. Примечательно, что автор призывает разделять Россию и российские политические круги, реализующие те или иные амбиции. Вместе с тем, в романе затрагивается также факт установления союзнических отношений между Российской Федерацией и Республикой Армения.
Использование сепаратистами «русского» прикрытия затронуто также в романе Эльзы Моллаевой «Плач пленных сердец». С целью провоцирования осложнения азербайджано – российских отношений, сепаратисты приписывают свои мародерские действия и преступления против человечности российским военным частям, которые дислоцировались в тот период в зоне конфликта. Автор особо показывает, как сепаратистами была организована система дезинформирования азербайджанской стороны. Э.Моллаева в произведении отмечает, что основная цель преступников – это разрушить многовековые добрососедские отношения между народами Азербайджана и России. Вместе с тем, автор в романе подчеркивает факты противозаконной помощи сепаратистам со стороны высокопоставленных чиновников российской армии, что порой оказывало кардинальное влияние на ход боевых действий. Э.Моллаева призывает не смешивать эти факты с позицией российского народа в целом.
Еще одна особенность к образу российского военнослужащего в национальной прозе – это использования его как рупора, как нейтрального морального арбитра, дающего нравственную оценку противостоящим сторонам – азербайджанскому солдату и сепаратисту. В этом контексте художественный интерес представляют романы Фазиля Гюная «Черная кровь», А.Рагимова «Мой двойственный мир» и М.Абдуллы «В конце концов». В этих произведениях, непосредственно устами русских военнослужащих, ставших непосредственными свидетелями кровопролитий, дается историческая и нравственная оценка происходившим событиям. Так, русский солдат Иван в романе Ф.Гюная «Черная кровь» сталкивается перед трудным моральным выбором – хочет изменить ситуацию, выступить против бесчинства, но «система» глушит его порывы. В романе «Мой двойственный мир» осуждение идеологии сепаратизма осуществляется именно устами капитана Российской Армии капитана Киселева. Российский кадровый офицер Вася из романа «В конце концов» рупор несгибаемости и морального превосходства азербайджанского народа. В повести А.Азаева «Мать солдата» на передний план выводится внутренний мир российского военнослужащего, его моральные и гуманистические ценности. Так, в повести показывается духовный протест российских военнослужащих, совершенных при боевых действиях вокруг Шуши.
В современный период в азербайджанской литературе нет однозначного отношения к России и образу русского. Однако укрепление связей между двумя соседними странами создаст благоприятную основу для адекватного отображения в национальной литературе страны, принявшей более чем 2 миллиона азербайджанцев.





Эту статью еще никто не обсуждал
И у ВАС есть возможность высказаться:

Введите этот защитный код