А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Э

Ю

Я


Статьи

Вернуться к рубрикатору

автор статьи : Союз

ПОЭТ «ОСЕНИ»


Нравится статья? ДА!) НЕТ(

ШАРИФОВА САЛИДА
кандидат филологических наук;
ШАРИФОВ МЕХТИ
кандидат философских наук.

ПОЭТ «ОСЕНИ»

Максим Замшев в одном из своих произведений пишет о «последней армии безоружном солдате». Эта метафорическая определение емко и точно характеризует творчество самого поэта. М.Замшев является поэтом - продолжателем славных традиций «армии», когорты русских поэтов. Основными отличительными чертами стихов Максима Замшева, собранных в сборнике «Безоружный солдат» (Москва, 2009), являются музыкальная интертекстуальность произведений; содержательная направленность на осмысление перехода к зрелости (поэтическая игра на тандеме август-сентябрь), отрешенности от Родины, целенаправленное смешение географического пространства.
Поэзию Максима Замшева отличает неповторимая интертекстуальность, проявляющаяся в особой связи текстов стихов с музыкой и звучанием. В стихах М. Замшева тексты разнообразными способами явно или неявно ссылаются на музыкальные явления и феномены. Существенная часть информации выносится автором за рамки текста:
Как шар, под музыку Массне
Вращалось горькое житье.
Бросали молодость на снег
И забывали про нее.
В ряде случаев, автор передает не только фоновую информацию через музыкальный интертекст, но также полутона лирического настроя:
Мы думали, что снег хотел
Устроить белый карнавал.
А он летел, с небес летел
И нас в лицо не узнавал.
Максиму Замшеву удается передавать через музыкальный интертекст своих переживания и чувства:
И округу всю, как мою вдову,
утешает вальс Венский.
Образ любимой женщины в руках поэта раскрывается через музыкальный инструмент:
Ты скрипкой была, на маэстро концерт отменил
И вышел в пургу, как плюющем вдохновеньем увитый.
Дрожит на ресничках моих нерастраченный пыл,
Глаза не закрыть и вдали ничего не увидеть.
На наш взгляд, обращение к музыке и звукам отражение особенности художественного мироощущения М. Замшева. Блестящие музыкальные навыки и образование Максима Замшева проявляют в поэтическом творчестве умело использовать метафоры, имеющие прямое или косвенное отношение к музыке. Например, в следующем четверостишии проявляется предрасположенность автора трансформировать текстологическую информацию в фонологическую:
В твоих глазах сомненье и тревога,
Твои слова на звуки разделю,
И мне тогда останется немного:
Всего лишь вспомнить, что тебя люблю.
Поэт воспринимает мир как музыку многоголосия. Для Максима сама жизнь – «это отблеск последний военного вальса». Обратим внимание на следующее четверостишие:
Стеклянный шар на нитке тоненькой.
Любовь. Иллюзии. Талант.
И бах опять сползает в тонику
От кровожадных доминат.
Использование слова «бах» в третьей строке отражает едва уловимую, подтекстовую, ассоциативную, возможно даже неосознаваемую самим поэтом, связь с музыкой Иоганна Себастьяна Баха, в творчестве которого скрещиваются многоголосная линеарность с гармонической аккордовой структурой. Полнота «музыкального звучания» жизни – вот цель поэта. Не случайно, что в одном из стихотворений Максим Замшев особо выделяет венский вальс как некую музыкально-танцевальную оду жизни:
Этот холод вселенский
Мне уже не снести.
Если вальс – лучше венский,
Если можешь – прости.
Венский вальс — нежный романтичный танец, но очень динамичный – 60 тактов в минуту. Сочетание этих двух составных придает этому танцу особый колорит. Отметим, что венский вальс в соревнованиях по танцам включается в заключительную часть.
Влияние музыкального наследия сказывается и при обращении в качестве интертекста к творчеству других авторов. В одном из стихов М. Замшев интертекстуально обращается к творчеству Афанасия Афанасиевича Фета:
Небо домашнего цвета
И облаков крем – брюле.
Ранние сумерки Фета,
На неумытом стекле.
Музыкальность стиха – то качество, которое в высшей степени свойственно творчеству Фета.
Одной из особенностей творчества поэта является сопоставление двух месяцев календаря – августа и сентября. Именно к этим месяцам автор чаще всего обращается. Для Максима Замшева август – это символ полноты жизни, находящейся на пике, но уже приближающейся к моменту начала увядания, а сентябрь – это символ созревания, но уже предвещающей увядание. Наиболее ярко августовский символизм проявляет себя в следующих строфах:
Который август проживаю,
И каждый раз все не пойму,
На что бесцельно уповаю
И розы дней дарю кому?
*****
Еще вчера так исступленно
Топтало лето свой убор,
А нынче кровь на пальцах кленов –
Природы горестный укор.
Примечательно, что в одном из стихотворений автор играет на омонимности восьмого месяца и римского правителя. Так, играя на историческом сюжете об убийстве Юлия Цезаря, поэт описывает момент конца августа как целого этапа в человеческой жизни:
Августу в спину воткнулся нож,
Он уже мертв, только нож не трожь;
Может быть. Сам ты и был хорош,
Августу в спину вонзая нож?
Далее за этой «августовской смертью» наступает период осенней пустоты и отчаяния:
Поднимается в небо чумазое
Постаревшие за ночь дыма.
Никогда никому не рассказывай,
Что по осени сходишь с ума.
И поэт стремиться убежать от этой пустоты. Антисуицидальные мотивы ярко проявляются в поэзии М. Замшева. Максим – это поэт, стремящийся всей глубиной легких впитать радости бренной жизни, ему чужда индифферентность:
Жизнь идет как надо,
Для достойной смерти.
Пенистого яда
Брызни в сердце, брызни!
Смерть идет, как надо
Для достойной жизни.
Творчество Максима Замшева изобилует отрывками, восхваляющими жизнь. Поэт поклоняется жизни. Фактически жизнь выступает и как бытие, и как трансцендентное начало, и как смысл и цель самого человеческого существования:
Жизнь – это все, что еще не случилось со мной.
Жизнь это все. Что цыганка сказать не посмела.
*****
С юностью вместе станцую, пока нам везло,
Жаль, что коснуться нельзя – этот танец бесплотен.
Жизнь – это смех, перед тем как разбилось стекло,
Жизнь – это стон. Не обласканных кистью полотен.
При этом стремление к восприятию жизни во всей красоте и полноте усиливается при переходе от августа к сентябрю:
Листопад очищает от лжи.
Мы найдем еще преданных женщин.
С каждым годом так хочется жить,
Только жить остается все меньше.
Таким образом, переход от лета к осени для поэта связан не столько с увяданием, а сколько с трансформацией внутреннего мироощущения.
В «осень» вплетена Россия. Такая художественная связь в творчестве Максима Замшева не случайна. Россия в творчестве поэта сливается с осенью воедино. Максим не идеализирует Россию, воспринимает и любит ее со всеми ее недостатками:
Россия – поля да обрывы
И юность лихая моя
Страданья, стенанья, порывы
И мертвой тоски полынья.
Для поэта Родина – это страна нескошенных полей и изъянов, несбывшихся грез и надежд:
В моей стране в чести крутые
нравы,
Здесь не жалеют стрелки на часах.
В моей стране некошеные травы,
Как партизаны прячутся в лесах.
И от этого несовершенства его личная «сентябрьская» судьба сливается с судьбой Родины, а точкой слияния становится «осень»:
От небесных даров.
Осень в воздухе вьется,
Осень плачет во сне.
Отчего ж не живется
Мне в родной стороне?
«Осень» российская оценивается поэтом как историческая трагедия. Для Максима Замшева если «осень» судьбы это процесс личной зрелости, сопряженный с утратами, то «осень» Родины – это обмельчание масштаба, увядание величия России:
Догорает империя,
Как обычный фонарь,
Догорает без памяти
И не хочет назад.
«Осень» Родины – это также забвение исторических страниц, в том числе и забвение славы русского оружия:
Немеющий воздух смущен
Единственной правдой на свете,
На золоте бывших знамен
Играют румяные дети.
С тоскою на письма глядят
Почтовые старые марки,
И падает навзничь солдат
В немецком запущенном парке.
«Осенний» окрас страны вызывает в поэте гамму чувств и эмоций: чувство тоскливости, замкнутость маленького человека, ощущение тупика. Тоска поэта – это тоска сопереживания своей стране:
Грустно в России осенью:
Тонкие пустые леса.
Тоска, голоса, просеки,
Дороги серая полоса.
В «осеннем» крае поэт ощущает себя маленьким человеком:
Маленький человек.
Маленькая любовь.
В этот жестокий век
Может пропасть любовь.
Маленький человек - это необычный литературный образ, возникший в русской литературе в ХIХ веке. Это образ «среднестатистического» жителя, который достоин восхищения в силу своих внутренних качеств. Не случайно, что у М. Замшева можно встретить интертекстуальную ссылку на гоголевскую «Шинель»:
Падает мелкий снег
Мягко на тротуар.
Маленький человек.
Гоголевский бульвар.
Ссылка на гоголевский бульвар призвана усилить художественный эффект передачи, раскрытия внутреннего состояния маленького человека.
Мотивы одиночества и «тупика» жизни позволяют проводить параллели с некоторыми стихами Осипа Эмильевича Мандельштама. «Выхода нет» - это один из ведущих «осенних» мотивов:
Обретаю былую сноровку.
Впопыхах покупаю билет.
Объявляют мою остановку.
Только выхода, выхода нет.
Максим Замшев пытается разорвать географические границы. Географический прорыв направлен, прежде всего, на уход от «сентября», от «осени». Не случайно, что географический колондайк сопряжен с чувством любви:
Истертая луна висит значком нагрудным,
Вонзаются в меня десятки лживых стрел.
А помнишь, как тогда, в апреле, в Долгопрудном,
Я все хотел сказать, но так и не посмел.
Потом плясала жуть с багровыми глазами,
Я утопал в чаду под выкрики друзей.
А ты была тогда, наверное, в Лозанне,
А, может быть, в стране зеленоглазых змей.
Примечательно, М.Замшев фиксирует – смешение географических названий является составной частью акта созидания:
Я хочу перепутать все названья
Потому что мир под моими ногами
Вертится быстро, страхами объят.
И я топчу его сапогами,
Последней армии безоружный солдат.
В этих строках автор предстает перед нами как поэт-созидатель, но поэт «осенней» страны. Поэтому он и ощущает себя безоружным солдатом последней армии. При этом безоружный можно понимать и как гуманистический: М.Замшев – это русский поэт, сливший в своей поэзии национальные и общечеловеческие ценности.



РЕЗЮМЕ

Поэт «осени»

Статья посвящена анализу стихов Максима Замшева из сборника «Безоружный солдат», изданного в 2009 году в Москве. В статье особое внимание уделяется таким особенностям творчества поэта как музыкальная интертекстуальность, символическую дихотомию «август-сентябрь», отрешенность от «осенней» Родины, активное использование смешения пространства как ухода от проблемы.

RESUME

«Аutumn»'s poet

Authors analysed in the article Maxim Zamshev's poems. Poems had included in the book "An unarmed soldiers" (Moscow, 2009). Particular attention was paid to the following features of creativity: musical intertextuality, symbolic dichotomy "August-September", detachment from the "autumn" Homeland, mixing space as a departure from probelm.



Эту статью еще никто не обсуждал
И у ВАС есть возможность высказаться: