Что является целью системы управления комплаенс риском
Перейти к содержимому

Что является целью системы управления комплаенс риском

  • автор:

СИСТЕМА КОМПЛАЕНС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Выползова О.О., Маркина Ю.В.

В статье рассматривается тема комплаенс-контроля , который направлен на снижение рисков компании и повышению уровня ее эффективности. В работе представлен анализ экономических преступлений в компаниях, выявлены основные направления комплаенса . Также разработана система организации комплаенс-контроля в компании. Экономическая безопасность страны применительно к деятельности государственных компаний заключается не только в сохранении собственных средств, но и в их добросовестном и эффективном использовании в интересах собственника. Исходя из этого мы полагаем, что комплаенс-контроль может стать инструментом в том числе обеспечения экономической безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Выползова О.О., Маркина Ю.В.

Антимонопольный комплаенс как часть комплаенс-программы соблюдения законодательства Российской Федерации

Комплаенс-контроль как ключевой фактор в управлении экономическим субъектом

Организационно-правовые аспекты имплементации комплаенс-функции в систему внутреннего контроля отечественных предприятий

КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЛИНГ В СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУТОВ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И В КОМПАНИЯХ БИЗНЕСА
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРПОРАТИВНЫХ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ ПРОЦЕДУР
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLIANCE SYSTEM AS ONE OF THE FORMS OF MANAGEMENT CONTROL AT THE ENTERPRISE

This scientific article discusses the topic of compliance control, which is aimed at reducing the company’s risks and increasing its efficiency. The paper presents an analysis of economic crimes in companies, identifies the main areas of compliance . A system for organizing compliance control in the company has also been developed. The economic security of the country in relation to the activities of state-owned companies includes not only the preservation of the funds themselves, but also their conscientious and effective use in the interests of the owner, on the basis of this, the system of compliance control in the country’s economy is considered in this article.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА КОМПЛАЕНС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ»

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМАМИ В МАРКЕТИНГЕ И МЕНЕДЖМЕНТЕ

Для цитирования: Выползова О.О., Маркина Ю.В. Система комплаенс как одна из форм управленческого контроля на предприятии // Управление в современных системах. 2021. №4. С. 51-59.

СИСТЕМА КОМПЛАЕНС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Выползова О.О1., ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет» Маркина Ю.В2., ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»

В статье рассматривается тема комплаенс-контроля, который направлен на снижение рисков компании и повышению уровня ее эффективности. В работе представлен анализ экономических преступлений в компаниях, выявлены основные направления комплаенса. Также разработана система организации комплаенс-контроля в компании. Экономическая безопасность страны применительно к деятельности государственных компаний заключается не только в сохранении собственных средств, но и в их добросовестном и эффективном использовании в интересах собственника. Исходя из этого мы полагаем, что комплаенс-контроль может стать инструментом в том числе обеспечения экономической безопасности страны.

Ключевые слова: комплаенс, комплаенс-контроль, внутренний контроль, коррупция, комплаенс-риски.

Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что в России на сегодняшний день большинство экономических преступлений совершается сотрудниками организаций3. Это связанно с отсутствием эффективного внутреннего контроля за всеми процессами хозяйствующих субъектов, также с отсутствием сплошного контроля за операциями, связанными с расходами организации. Многие хозяйствующие системы не понимают сущность комплаенса, поскольку считают, что внутренний контроль не важен при ведении своего бизнеса.

В этой связи, в научной статье рассмотрен вопрос о том, почему введение элементов комплаенс-контроля и оценки комплаенс-рисков в деятельности организации на сегодняшний день, является перспективным направлением в развитии систем внутреннего контроля в хозяйствующих субъектах [Кадышева, 2019].

1 Выползова Ольга Олеговна — студент 4 курса, направление «Экономическая безопасность», Южно-Уральский технологический университет; 454084, г. Челябинск, ул. Комсомольский проспект, 113А; e-mail: vypolzova 15@ mail.ru;

2 Маркина Юлия Валерьевна — доцент кафедры «Экономика и Управление» ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет» 454084, г. Челябинск, ул. Комсомольский проспект, 113А; ЧОУВО «Международный институт дизайна и сервиса» 454084, г. Челябинск, ул. Ворошилова, 12; e-mail: yulia27.86@mail.ru;

3 Доронина Н.Ю. Проблемы квалификации преступлений в сфере экономики // Молодой ученый. 2020. №3 (293). С. 169-172. URL: moluch.ru/archive/293/66457/ (дата обращения: 20.11.2021).

Теоретические основы комплаенс-контроля

С развитием экономических отношений в обществе одновременно стали возрастать различного рода финансовые риски у хозяйствующих субъектов, возникновение которых обусловлено воздействием внешних и внутренних факторов.

Среди внешних факторов можно назвать отсутствие добросовестной конкурентной среды, воздействие криминогенной обстановки на бизнес-сообщество, которая со временем совершенствуется путем изменения методов и способов хищения. Можно также отметить нестабильность и волатильность международных экономических отношений, которые существенно влияют на бизнес-среду за счет применения санкционных мер воздействия.

К внутренним факторам, способствующим усилению управленческого контроля, следует причислить такие факторы, как корпоративные конфликты, коррупционные методы хищения среди работников хозяйствующего субъекта, репутационные риски, налоговые риски, риски, связанные со стагнацией бизнеса из-за отсутствия прогрессивных идей для развития и совершенствования бизнес-процессов; непрофессионализм или низкий уровень профессиональной подготовки работников и другие аналогичные внутренние риски.

Особое место среди внутренних и внешних факторов, влияющих на увеличение риска получения отрицательного финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта, занимают риски, связанные с нарушением хозяйствующими субъектами нормативно-правовых актов при осуществлении хозяйственной деятельности, что влечет за собой уплату крупных штрафных санкций [Скопенко, 2019].

Процесс управления рисками обозначается как комплаенс. Для предотвращения и снижения экономических преступлений и финансовых рисков организации, необходимо осуществлять специальный внутренний контроль, то есть комплаенс-контроль.

Комплаенс — обеспечение соответствия деятельности организации требованиям, налагаемым на нее российским законодательством, иными обязательными для исполнения регулирующими документами, а также создание в организации механизмов анализа, выявления и оценки рисков коррупционно уязвимых сфер деятельности и обеспечение комплексной защиты организации. Комплаенс-контроль является процессом управления рисками предприятия1.

Ряд авторов, базируясь на этическом подходе к раскрытию понятия «комплаенс-контроль», определяют его как «обеспечение соответствия деятельности установленным организацией требованиям и нормам, в соответствии с которыми сотрудники должны законно и добросовестно выполнять свои должностные обязанности».

На данный момент приоритетной задачей российских властей является устранение причин и условий, порождающих коррупцию.

На основании данной статистики экономических преступлений в 2020 г. (рис.1), на сегодняшний день наблюдается значительный рост экономических преступлений следующих видов:

— мошеннические действия клиентов;

— манипулирование данными бухгалтерского учета;

— нарушения антимонопольного законодательства;

— мошенничество в сфере управления персоналом;

— взяточничество и коррупция.

1 Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции / Консультант плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law/podborki/komplaens_funkciya/ (дата обращения: 01.10.2021г.).

Мошеннические действия клиентов Кибер преступления Незаконное присвоение активов Взяточничество и коррупция

Манипулирование данными бухгалтерского учета

Мошенничество в сфере закупок товаров, работ и услуг

Мошенничество в сфере управления персоналом

Нарушение принципов делового поведения

Нарушение законодательства о защите конкуренции и антимонопольного законодательства Легализация доходов, полученных преступным путем, и нарушение санкционных режимов

Нарушение прав интеллектуальной собственности

Неправомерное использование инсайдерской информации

Рисунок 1. Основные виды экономических преступлений за 2020 г. Источник: составлено по материалам pwc1

Международный и национальный контроль в сфере противодействия коррупции обязывает компании предпринимать меры по недопущению коррупционных преступлений. Одним из наиболее эффективных инструментов противодействия коррупции и иных нарушений законодательства является комплаенс-контроль.

Комплаенс-контроль — процесс управления рисками, который направлен на добровольное соответствие государственному законодательству и нормам этики, принятым в области регулируемых правоотношений, с целью поддержки надлежащих правил и стандартов поведения на рынке, укрепления имиджа компании.

В России данный термин законодательно не регламентирован, поскольку комплаенс -контроль является относительно новым контрольным процессом в российской экономике, однако некоторые элементы комплаенса можно найти в различных законодательных нормах. Поскольку главной задачей комплаенса является контроль и управление рисками в деятельности предприятия, следует отметить, что многие источники отечественного права предусматривают правила и порядок осуществления функций, которые аналогичны с функциями комплаенса [Тихон, 2020].

— Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-Ф3 «О противодействии коррупции», поскольку коррупция является одной из рисков, которые отрицательно влияют на финансовое положение хозяйствующих субъектов, в связи с этим одной из задач комплаенса является выявление и предупреждение коррупционных действий среди сотрудников организации;

— Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в данном законе рассматриваются основополагающие виды контроля, которые предусматриваем система комплаенс-контроля;

— Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в этом

1 Исследования PricewaterhouseCoopers по глобальным экономическим преступлениям и мошенничеству. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.com/fraudsurvey (дата обращения: 01.10.2021г.)

законе рассматривается такой контроль, как инсайдерская информация, данный контроль можно осуществить в рамках комплаенс-контроля;

— Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-Ф3 «О защите конкуренции»;

— Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-Ф3 «О защите конкуренции»;

— Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Цель и практическое предназначение комплаенс-контроля заключается в достижении положительного эффекта, также выявление и пресечение противоправной деятельности работниками компаний, которая связанная с легализацией доходов, полученных преступным путем [Черняков и др., 2019].

Важными направлениями комплаенса являются:

1) выявление риска;

2) подготовка рекомендаций по устранению и минимизации риска неблагоприятных финансовых последствий;

3) осуществление последующего контроля за уменьшением рисков.

Участники финансового рынка, предприятия и корпорации, являются, на сегодняшний

день, ведущими субъектами введения комплаенс-контроля в России.

Организация системы комплаенс-контроля

Необходимо различать данные понятия, поскольку внутренний контроль1 — процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов, а комплаенс-контроль является обеспечением защиты репутации вследствие контроля и мониторинга репутационных рисков [Шаймарданов, 2021].

Существенным аспектом в функционировании комплаенс-контроля являются сотрудники хозяйствующего субъекта, а именно их взаимоотношения друг с другом.

Систему комплаенс разрабатывают все подразделения хозяйствующего субъекта, поэтому особое внимание руководитель комплаенса должен уделять обучению и квалификации персонала. На основании этого, можно определить основные элементы комплаенс-системы.

Взаимоотношения с персоналом Все сотрудники компании должны осуществлять свою деятельность в соответствии с принятым законодательством, а также в соответствии со всеми стандартами и нормами компании. Компании необходимо своевременно выявлять и пресекать возможные коррупционные действия сотрудников.

1 Минфина России N ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности»/ Консультант плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156407/fa9e291e8b8b1163b09696ec286da8bc59af9fe5/ (дата обращения: 15.09.2021г.)

Взаимоотношения с контрагентами Компании необходимо информировать своих контрагентов о соблюдении требований, которые регламентированы законодательством, а также принципов и регламентом компании, которые приведут к добросовестным взаимоотношениям с партнерами.

Взаимоотношения должностными лицами Компании необходимо своевременно пресекать ту оплату расходов государственных и муниципальных служащий, которая направлена на получение определенных преимуществ в процессе ведения своей деятельности.

Источник: авторская разработка

При организации системы комплаенс, руководителям организации необходимо рассмотреть все возможные комплаенс-риски. Комплаенс-риски — это риски, при появлении которых у компании появляются финансовые или иные убытки, возникающие в результате недобросовестного ведения своей деятельности или умышленных нарушений законодательства РФ и внутренних регламентов предприятия [Чирков, 2019].

— репутационный, то есть публикация негативных данных, что может привести к финансовой несостоятельности;

— операционный, то есть нарушение законодательства, также внутренних нормативных актов, которые влекут за собой убытки, злоупотребления и коррупционные действия;

— правовой, то есть нарушение законодательства и связанное с этим преследование по закону.

Для минимизации комплаенс-рисков необходимо разработать следующий комплекс

— разработка и внедрение системы оценки комплаенс-рисков;

— разработка системы обучения и аттестации сотрудников компании;

— периодические отчеты по комплаенсу.

— введение должностных лиц, которые осуществляют мониторинг и оценку рисков.

При реализации системы комплаенс, компании стоит ограничиваться не только выявлением комплаенс-рисков, но и проводить оценку заключаемых сделок на не противоречие законодательству, проводить оценку последствий своей деятельности.

Рассмотрим этапы создания комплаенс-контроля.

Рисунок 2. Этапы создания комплаенс-контроля

Источник: авторская разработка

В данный момент имеется достаточное количество программных обеспечений, с помощью которых компания может организовать систему комплаенс-контроля.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, разработка и организация системы комплаенс-контроля позволит компаниям укрепить конкурентные позиции, разработать эффективную систему предотвращения все возможных рисков компании.

Комплаенс контроль в системе экономической безопасности

Экономическая безопасность страны применительно к деятельности государственных компаний включает в себя не только сохранение собственных средств, но и их добросовестное и эффективное использование в интересах собственника. В связи с этим государство для достижения такой цели стремится найти и устранить возникающие проблемы с помощью расширения законодательных норм. Финансовые отношения в данный момент с каждый разом усложняются. Наряду с этим государственные корпорации нацелены на выполнения таких основных задач, как получение максимальной прибыли и выполнение публичных функций [Голощапова и др., 2018].

Государственные корпорации финансируют свою деятельность из бюджетных средств и за счет собственных внебюджетных источников. Комплекс применяемых государством средств, методов и форм контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов становится менее эффективным, поскольку в условиях государственно-рыночной экономики, государственные корпорации развиваются и обретают черты сложных систем. В данной связи, одним из перспективный направлений развития внутреннего контроля в хозяйствующих субъектах является создание системы комплаенс-контроля, которая изначально стала практиковаться в банковской системе, с целью минимизации риска и противодействия отмыванию денежных средств [Плетюхина, 2020].

В аспекте данной темы следует обратить внимание на взаимосвязь комплаенса и корпоративного мошенничества, поскольку в результате несоблюдения хозяйствующего субъекта законодательных норм, а также норм и стандартов самой компании, последствия может понести не только государство, но и сама компания, а также взаимосвязанные с ней акционеры и контрагенты понесут финансовые и репутационные убытки.

Для того, чтобы минимизировать данные риски и последствия, наряду с системой внутреннего контроля, организации необходимо утвердить кодекс корпоративной этики, согласно которому сотрудники осуществляют свою деятельность в организации. Также в компании необходимо внедрение системы выявления и фиксации для выявления фактов нарушений.

На основании федеральных нормативно-правовых актов компаниями разрабатываются и принимаются стандарты, на которые ориентируется комплаенс-контроль, а именно:

— кодекс корпоративной этики;

— политика противодействия легализации доходов, полученных преступным

— нормативный акт, регулирующий конфликт интересов;

— нормативный акт, регулирующий контроль покупок ценных бумаг работниками компании;

— нормативный акт взаимодействия с регулирующими органами;

— проверки добросовестности контрагентов и клиентов;

— контроль повышения квалификации сотрудников.

На основании данных стандартов, следует сделать вывод о том, что комплаенс-контроль так или иначе может оказывать существенные влияния на минимизацию нарушений законодательства и повышение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта [Кожина, 2019].

В этой связи, многие компании придерживаются того, что достаточно большое количество аспектов профилактики коррупционных нарушений уже регламентированы законодательством и внедрение в организации системы комплаенс-контроля не считают необходимым, что является ошибочным мнением, поскольку главным отличием комплаенс-контроля от нормативно-правовых актов является цель их функционирования. Стоит отметить, что внедрение функционирование комплаенс-контроля следует рассматривать как поиск оптимальной модели компромисса между частными и публичными интересами, поскольку комплаенс-контроль предопределен требованиями федерального законодательства и не может быть исключительно процессом саморегулирования хозяйствующих субъектов.

Таким образом, эффективность использования системы комплаенс-контроля зависит от степени приверженности руководства компании высоким стандартам управления, этическим принципам ведения бизнеса, которые основаны на неприемлемости любого противоправного поведения, формировании простых и понятных правил поведения для работников с учетом их должностных обязанностей, а также активной поддержке и продвижении руководством миссии компании с государственным участием как механизма выполнения публичных функций в целях развития всего общества. В связи с актуальностью проблем обеспечения экономической безопасности государства и отдельных хозяйствующих субъектов все больше уделяется внимания формированию и развитию комплаенса.

Таким образом, в данной статье рассмотрена такая система управления, как комплаенс-контроль, цель и практическое предназначение которой заключается в достижении положительного эффекта по выявлению и пресечению противоправной деятельности работниками компаний, которая связанная с легализацией доходов, полученных преступным путем. Данный вид контроля предопределен требованиями и рекомендациями федерального законодательства. Создание и функционирование системы комплаенс-контроля в

хозяйствующих субъектах следует рассматривать как поиск оптимальной модели компромисса между частными и публичными интересами. Данная система пришла из банковской практики, для минимизации риска в сфере противодействия отмыванию денежных средств.

На текущий момент имидж не только российских компаний на международном фоне, но и всей страны требует формирования и внедрения национальной комплаенс-системы с активным участием бизнес-сообщества, что на постоянной основе практикуется за рубежом. Это будет способствовать созданию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, морально-этически оздоровит бизнес и повысит его прозрачность и активность.

Комплаенс — эта система, с помощью которой компании повысят свою конкурентоспособность и выйдут на качественно новый уровень.

1. Голощапова Л.В. Практические подходы к оценке развития системы комплаенс-контроля как элемента организации внутреннего контроля в Российской практике / Л.В. Голощапова, Е.И. Зацаринная, Г.П. Довлатова // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НИИ). Серия: Социально-экономические науки. 2018. №6. С. 63-68.

2. Грундел, Л.И. Комплаенс налоговых инструментов деофшоризации в условиях международной налоговой конкуренции: монография / Л.П. Грундел. 2-е изд. М.: Дашков И.К., 2020. 230 с.

3. Кадышева О.Н. Комплаенс-система как инструмент контроля в практике менеджмента. Вестник Российского университета кооперации. 2019. № 2 (36). С. 61-63.

4. Кожина В.О. Комплаенс-контроль в деятельности организаций. Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 11-1. С. 166-172.

5. Иавленок К.Д. Комплаенс-контроль как инструмент противодействия коррупции и обеспечения экономической безопасности. Плехановский барометр. 2020. № 2. С. 40-42.

6. Плетюхина С.А. Комплаенс в системе внутреннего контроля организаций различных форм собственности. Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2020. № 19 (35). С. 126-132.

7. Скопенко О.Р. Проблемы и перспективы реализации системы «комплаенс-контроля» в современном российском бизнесе. Тенденции развития науки и образования. 2019. № 50-6. С. 63-67.

8. Тихон В.И., Кашурников С.Н. Основы формирования системы управления рисками на основе комплаенс-контроля в деятельности хозяйствующего субъекта / Совершенствование методологии и организации научных исследований в целях развития общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 96107.

9. Черняков М.К., Терещенкова С.М. Комплаенс-контроль как инструмент экономической безопасности / Управление социально-экономическими системами: теория, практика. Материалы Международной научно-практической конференции. Казань, 2019. С. 281-283.

10. Чирков Д.А. Основы развития комплаенс-контроля в кредитных организациях. Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 12-3 (58). С. 141-144.

11. Шаймарданов Ш.Р. Экономическая сущность и классификация методов антикоррупционного комплаенс-контроля. Образование и наука в России и за рубежом. 2021. № 3 (79). С. 32-36.

COMPLIANCE SYSTEM AS ONE OF THE FORMS OF MANAGEMENT CONTROL AT

Markina Yu.V., South Ural University of Technology, Vypolzova O.O., South Ural University of Technology

This scientific article discusses the topic of compliance control, which is aimed at reducing the company’s risks and increasing its efficiency. The paper presents an analysis of economic crimes in companies, identifies the main areas of compliance. A system for organizing compliance control in the company has also been developed. The economic security of the country in relation to the activities of state-owned companies includes not only the preservation of the funds themselves, but also their conscientious and effective use in the interests of the owner, on the basis of this, the system of compliance control in the country’s economy is considered in this article.

Keywords: compliance, compliance control, internal control, corruption, compliance risks.

Комплаенс-система — эффективный ли инструмент в организации?

Комплаенс-система — эффективный ли инструмент в организации?

Система управления комплаенс — это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов организации для обеспечения ее соответствия требованиям регуляторной среды и достижения своих целей.

Содержание:

  1. Комплаенс-система
  2. Кто входит в систему комплаенс организации?
  3. Обязательные элементы продуктивной комплаенс-системы
  4. Что такое карта рисков и как она формируется?
  5. Показатели оценки эффективности комплаенс-системы
  6. Роль комплаенс-подразделения в организации

Это универсальная признанная международная система противодействия угрозам и управления рисками, которая обеспечивает соответствие деятельности компании требованиям государственных органов, саморегулируемых общественных и иных организаций, соответствие нормам права, правилам, рекомендациям и стандартам, регламентирующим деятельность компании, внутренним документам и локальным нормативным актам.

  • Работает по отношению ко всем сотрудникам компании;
  • Обеспечивает заблаговременный подход к защите от рисков и непрерывность их устранения;
  • Комплексный подход по всем направлениям деятельности бизнеса;
  • Формирует идеологию и стиль ведения бизнеса;
  • Работает как с внутренним контекстом, так и с внешним;
  • Составляет этический компонент в бизнес-подходе: экология, антикоррупция, социальная ответственность и пр.

Кто входит в систему комплаенс организации?

Подразделение комплаенс (служба комплаенс) — это структурное подразделение компании, осуществляющее систему мер по контролю за соответствием деятельности всей организации, ее бизнес-процессов, операций и действий работников нормам законов и подзаконных актов, регулятивным правилам и принятым стандартам деловой этики.

Комплаенс-отдел должен взаимодействовать со всеми внутренними департаментами компании, среди которых:

  • Юристы;
  • Экономисты;
  • Финансисты;
  • Операционные менеджеры;
  • Риск-менеджеры;
  • Бухгалтерия;
  • Кадры;
  • Специалисты по безопасности;
  • Специалисты в бизнес-процессах.

К внешним участникам системы комплаенс относятся:

  • Государственные организации, контрольно-надзорные органы;
  • Рейтинговые агентства;
  • Контрагенты;
  • Кредиторы;
  • Страховые компании;
  • Инвесторы;
  • Банки, кредитные организации;
  • Международные регуляторы.

Обязательные элементы продуктивной комплаенс-системы

  1. Твердая позиция высшего менеджмента (tone of the top) и четко обозначенная политика о непринятии коррупции.

Только решительно настроенный управленец сможет своим примером задать этический тон деятельности остальных сотрудников.

  1. Кодекс поведения и комплаенс-политики.

Эти официальные документы являются основой всей системы комплаенса. Они должны быть понятны и прозрачны каждому сотруднику.

  1. Надзор, автономность, ресурсы.

Комплаенс-подразделение компании должно быть оснащено всеми необходимыми ресурсами для качественного исполнения своих функций. Также важно, чтобы было выделено достаточное количество персонала, ответственного за эффективную реализацию этого направления. Комплаенс-менеджер или комплаенс-отдел должны подчиняться напрямую директору.

Это обязательное условие для создания результативной комплаенс-системы. Итоги оценки подвергаются тщательному анализу, на основе которого необходимо разработать и внедрить меры по минимизации выявленных рисков.

  1. Тренинги и постоянное консультирование менеджмента на всех уровнях.

Комплаенс-принципы работы важно донести до каждого сотрудника компании. Эта задача может исполняться путем выделения ресурсов для регулярных консультаций работников, периодического проведения обучающих тренингов с последующей сертификацией персонала. При необходимости можно также обучить контрагентов и бизнес-партнеров.

  1. Поощрения и меры дисциплинарного воздействия.

Любые нарушения законодательства или локальных нормативно-правовых актов должны быть наказуемы. А система поощрения за следование утвержденным правовым принципам будет способствовать «правильному» бизнес-поведению.

  1. Процедура проверки контрагентов (due diligence) и платежей.

Проверка партнеров до начала сотрудничества поможет обеспечить превентивную защиту от многих комплаенс-рисков. Если контрагент «чист», нужно подготовить обоснование о необходимости его привлечения, прописав размер вознаграждения во избежание коррупционных рисков. Также необходим регулярный независимый мониторинг взаимодействия с третьими лицами.

  1. Конфиденциальные сообщения на «горячую линию» о нарушениях и внутренние расследования (форензик).

Важно обеспечить анонимность таких сообщений, чтобы сотрудники не боялись заявлять о своих подозрениях. После получения заявления запускается процедура проведения расследования, по результатам которой применяются дисциплинарные меры или иные способы для разрешения ситуации.

  1. Постоянное совершенствование: периодическое тестирование и оценка эффективности комплаенс-программы.

Все принципы комплаенса необходимо реализовывать на практике. В процессе этих действий периодически будут вскрываться «слабые места» и новые области риска, что потребует улучшения или пересмотра политик. Без таких переработок система комплаенса начнет утрачивать свою эффективность.

  1. Слияния и поглощения.

Дью-дилидженс проверка до поглощения компании и интеграция после ее приобретения. Речь идет о необходимости глубокой проверки организации перед объединением с ней.

Что такое карта рисков и как она формируется?

Карта рисков — это визуальный документ, наглядно систематизирующий выявленные при анализе бизнеса риски, отражающий уровень вероятности срабатывания каждого из них, оценку последствий и содержащий способы сокращения их влияния. Карта рисков может быть составлена по компании в целом, по конкретным бизнес-процессам, по определенным направлениям.

Важно выявлять риски на ранних стадиях, чтобы не дать им вырасти до критических или катастрофических. Разработать и внедрить рабочие механизмы по устранению и предотвращению их возникновения в будущем.

Показатели оценки эффективности комплаенс-системы

  • Коэффициент снижения количества нарушений и размера штрафов;
  • Доля подразделений, в которых выявлены высокие риски и ведутся работы по их снижению;
  • Количество конфликтов и проступков по причине неосведомленности;
  • Сумма перерасхода бюджетных средств за период;
  • Количество жалоб и обращений клиентов, поставщиков, сотрудников, работа с ними;
  • Показатели эффективности комплаенс-службы и менеджеров;
  • Результаты прохождения проверки контрольно-надзорных органов (без нарушений), а также проверок со стороны бенефициаров, банков, инвесторов, поставщиков и т.п.

Роль комплаенс-подразделения в организации

Сегодня регулятивная и бизнес-среда развиваются стремительно. Появляются новые платформы, форматы, виды монетизации и т.д. С учетом такого роста количество политик и требований значительно увеличивается. Игнорирование функции комплаенс в такой ситуации часто приводит к значительным финансовым потерям.

Комплаенс — это дополненная стоимость бренда. Если компанию заметили в недобросовестном поведении, с ней не захотят вести бизнес. В В2В необходимо доверять, важна хорошая репутация, а для этого нужен комплаенс. Комплаенс-офицер не рассказывает, а создает реальные доказательства добросовестного поведения.

Интеграция системы комплаенса в функционирование российских организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дадалко В.А., Тимофеев Е.А.

Задачи. Определение термина « комплаенс », определение роли комплаенс , определение цели комплаенс , определение уровня актуальности комплаенс , выявление качества внедрения комплаенс в России. Методология. Введение определения « комплаенс », определение функций комплаенс , выявление принципов комплаенс , описание развития комплаенс в России. Результаты. Такой вид деятельности, как комплаенс , в качестве функции, службы или профессии, состоит в том, чтобы находить способы выявления, управления и смягчения комплаенсрисков. Развитие комплаенс напрямую связано с усилением контроля государства за коммерческими предприятиями. Высокие штрафные санкции регулирующих органов вынуждают руководство корпораций уделять большее внимание соблюдению законодательства, а также разработке направлений политики фирмы. Цель внедрения системы комплаенс заключается в создании в компании эффективных механизмов по выявлению и анализу коррупционноопасных сфер деятельности, оценке и управлении правовыми и финансовыми рисками при возникновении коррупционных отношений, обеспечении комплексной защиты предприятия или организации от самых различных правовых, налоговых, экономических, репутационных, санкционных и иных угроз. Выводы. В настоящие время, когда организации становятся все более сложными, а темпы развития технологий все более быстрыми, число возможностей для финансовых преступлений возросло. В мировой практике финансовых институтов найдется немало случаев, когда вследствие упущений в сфере комплаенс организация теряла своих клиентов, контрагентов и терпела значительные потери. Именно поэтому политика комплаенс проводится в иностранных организациях уже не первый год. Такие финансовые скандалы, как крах «Barings», «Enron», «Worldcom», «Parmalat» достаточно ясно показали какой огромный ущерб финансовые преступления могут нанести компаниям. В России термин появился с приходом на рынок крупных иностранных компаний, где данная функция является неотъемлемой частью деятельности. Её основной целью является минимизация правовых и репутационных рисков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дадалко В.А., Тимофеев Е.А.

Применение инструментов комплаенс-контроля для оптимизации корпоративного управления фармацевтическими компаниями

Перспективы развития комплаенса как средства улучшения корпоративного управления в российских компаниях

Комплаенс-культура, как важнейший элемент системы управления регуляторным риском
Комплаенс-контроль в системе внутреннего контроля корпораций
Основы развития комплаенс-контроля в кредитных организациях
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция системы комплаенса в функционирование российских организаций»

Интеграция системы комплаенса в функционирование российских организаций

Дадалко Василий Александрович

доктор экономических наук, профессор кафедры «Анализ рисков и экономическая безопасность имени профессора В.К. Сенчагова», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, antikrizis1@bk.ru

Тимофеев Евгений Александрович

студент, факультет «Анализ рисков и экономической безопасности имени профессора В.К. Сенчагова», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, timofeev.e.a@inbox.ru

Задачи. Определение термина «комплаенс», определение роли комплаенс, определение цели комплаенс, определение уровня актуальности комплаенс, выявление качества внедрения комплаенс в России. Методология. Введение определения «комплаенс», определение функций комплаенс, выявление принципов комплаенс, описание развития комплаенс в России. Результаты. Такой вид деятельности, как комплаенс, в качестве функции, службы или профессии, состоит в том, чтобы находить способы выявления, управления и смягчения комплаенс-рисков. Развитие комплаенс напрямую связано с усилением контроля государства за коммерческими предприятиями. Высокие штрафные санкции регулирующих органов вынуждают руководство корпораций уделять большее внимание соблюдению законодательства, а также разработке направлений политики фирмы. Цель внедрения системы комплаенс заключается в создании в компании эффективных механизмов по выявлению и анализу коррупционно-опасных сфер деятельности, оценке и управлении правовыми и финансовыми рисками при возникновении коррупционных отношений, обеспечении комплексной защиты предприятия или организации от самых различных правовых, налоговых, экономических, репутационных, санкционных и иных угроз.

Выводы. В настоящие время, когда организации становятся все более сложными, а темпы развития технологий — все более быстрыми, число возможностей для финансовых преступлений возросло. В мировой практике финансовых институтов найдется немало случаев, когда вследствие упущений в сфере комплаенс организация теряла своих клиентов, контрагентов и терпела значительные потери. Именно поэтому политика комплаенс проводится в иностранных организациях уже не первый год. Такие финансовые скандалы, как крах «Barings», «Enron», «Worldcom», «Parmalat» достаточно ясно показали какой огромный ущерб финансовые преступления могут нанести компаниям. В России термин появился с приходом на рынок крупных иностранных компаний, где данная функция является неотъемлемой частью деятельности. Её основной целью является минимизация правовых и репутационных рисков. Ключевые слова. Комплаенс, зарубежная практика, система соответствия, комплаенс риск, организация, коррупционные риски, экономические риски.

Применительно к бизнесу термин комплаенс — это способность действовать в соответствии с порядком, набором правил или запросов.

Любая коммерческая деятельность связана с заработком денег. В погоне за прибылью предприниматели порой обходят законы, избегая этических норм, общественных правил. Однако такое поведение вызывает отрицательный эффект.

Вместо высоких заработков, предприниматели получают крупные штрафы, запрет на ведение деятельности, негативный общественный резонанс, уголовное преследование. Результат — потеря репутации, снижение выручки и даже банкротство.

Комплаенс — это система контроля и управления рисками, возникающими из-за несоблюдения:

■ Предписаний регуляторов, контролирующих организаций;

■ Правил саморегулируемых организаций и других форм объединения предприятий;

Система Комплаенс (Compliance System) — это признанная международная система противодействия угрозам и управления рисками, которая обеспечивает соответствие деятельности организации (компании) требованиям государственных органов, саморегулируемых общественных и иных организаций, соответствие нормам права, правилам, рекомендациям и стандартам, регламентирующим деятельность организации (компании).1

Цель внедрения системы «Комплаенс» — создание в компании эффективных механизмов по выявлению и анализу коррупционно-опасных сфер деятельности, оценка и управление правовыми и финансовыми рисками при возникновении коррупционных отношений, обеспечение комплексной защиты предприятия или организации от самых различных правовых, налоговых, экономических, репутационных, санкционных и иных угроз.

В международном праве комплаенс-контроль представляет собой особую культуру, где находят отражение такие принципы внедрения комплаенс функции:

1. Независимость. Данный принцип внедрения функции комплаенс-контроль состоит из 4 отдельных комплаенс элементов, находящихся в тесной связи друг с другом:

— Служба комплаенс-контроль должна иметь официальный статус;

— Необходимо предусмотреть специалиста по комплаенсу, который отвечает за контроль группы комплаенс-контроля и координацию управления комплаенс рисками;

— Необходимо предусмотреть, чтобы у участников группы комплаенс-контроль и ответственного комплаенс специалиста отсутствовали ситуации возникновения конфликтов интересов между осуществлением комплаенс-контроля и контролем выполнения персональными функциями в компании;

— У группы комплаенс-контроля должен быть открытый доступ к необходимым данным и отдельный бюджет для реализации функций комплаенса.

Принцип независимости не исключает тесных взаимодействий группы комплаенс-контроль с другими подразделениями предприятия. Напротив, сотрудничество способствует выявлению комплаенс рисков на ранних стадиях и упрощает комплаенс-контроль над ними. Все составляющие комплаенс принципа независимости следует рассматривать в качестве защитных методов, создающих условия для эффективного контроля функции комплаенс-контроль в условиях взаимодействия структурных подразделений. Внедрение и контроль методов комплаенса может иметь существенные различия для разных компаний.

2. Официальный статус. Нормативы, регулирующие функцию комплаенс-конт-роль, необходимо прописать во внутреннем документе предприятия. Нормативный акт по функции комплаенс-контроль должен содержать такие положения:

— Задачи и функции структуры комплаенс-контроль и обязанности комплаенс специалистов;

— Условия обеспечения независимости комплаенс-контроля;

— Способ взаимодействия комплаенс-службы с другими подразделениями по вопросам контроля рисков, а также со службой, в задачи которой входит контроль всей деятельности компании;

— Принцип распределения функций комплаенс-контроль по подразделениям, если такое предусмотрено;

— Право ответственных по функции комплаенс-контроль на получение всей необходимо информации, а также обязанность сотрудников по предоставлению нужных данных для контроля комп-лаенс нормативов;

— Право на проведение внутренних расследований по потенциальным нарушениям норм комплаенса с привлечением необходимых экспертов в сфере ком-плаенс-контроль;

— Сотрудники комплаенс подразделения должны иметь право свободного выражения своего мнения и передачи сведений в отношении комплаенс-конт-роль нарушений, полученных в процессе контроля комплаенс рисков высшим руководящим органам, включая совет директоров и его комитеты;

— Контроль выполнения обязанностей по предоставлению комплаенс отчетности высшим руководящим органам;

— Прямой доступ специалистов структуры комплаенс-контроль к совету директоров и его комитетам.2

3. Четкая подотчетность сотрудников функции комплаенс. Специалисты комп-лаенс-контроля, работающие в подразделениях, подотчетны руководителям структур и отделений компании. В то же время они могут быть подотчетны руководителю комплаенс-контроль функции всей организации в отношении компла-енс информации. Если комплаенс специалисты работают в независимых структурных подразделениях вспомогательного характера (юротдел, подразделение аудиты и т.д.), то допускается необязательность их подотчетности руководителю комплаенс-контроль службы организации. В то же время комплаенс специалисты, независимых вспомогательных подразделений, должны сотрудничать с управляющим комплаенс-контролем. Лицо, которое руководит комплаенс-контроль функцией, может входить в высшие руководящие структуры компании, в этом случае комплаенс специалист не должен управлять бизнес-структурами организации. Если же руководитель службы комплаенс-контроль не входит в высшее руководство, он должен быть подот-

четен одному из руководителей высшего ранга, который не несет конкретных служебных обязанностей в конкретной структуре.

4. Исключение конфликта интересов. Независимость руководителя или другого специалиста службы комплаенс-конт-роль может быть нарушена присутствием конфликта интересов между обычными функциями сотрудника и его компла-енс-контроль обязанностями. В идеале представители комплаенс-контроля должны выполнять функции только в отношении комплаенс задач, но такая ситуация может быть неприемлемой для некрупных организаций. Именно для таких фирм необходимо исключать возможность конфликта интересов. Одним из моментов, который приводит к возникновению конфликта интересов, предполагает зависимость вознаграждений сотрудника службы комплаенс-контроль от результатов и показателей деятельности структурного подразделения, в котором они реализуют функции комплаенс-кон-троля. В то же время вознаграждение, зависящее от финансовых результатов компании, может иметь место.

5. Доступ к любой внутренней информации. Служба комплаенс-контроль может по собственной инициативе осуществлять взаимодействие с любыми служащими компании и должна иметь доступ к любым файлам, которые необходимы для выполнения комплаенс функций. Возможность беспрепятственной работы комплаенс специалистам должна быть предоставлена во всех подразделениях, где имеют место комплаенс риски. В процессе решения комплаенс-контроль задач специалисты функции комплаенс получают право расследовать случаи нарушения комплаенс нормативов (включая контроль потенциальных комплаенс нарушений) с привлечением внутренних или внешних специалистов в конкретных отраслях. В процессе выполнения комплаенс функций специалисты должны иметь свободную возможность предоставления данных представителям высшего руководства (для этого необходимо исключить потенциальные риски угроз и осуждения со стороны руководителей или любых других представителей компании).

6. Необходимое ресурсное обеспечение. Функция комплаенс-контроль должна быть адекватно обеспечена ресурсами. Ресурсы, предоставленные компла-енс-контроль службе, должны обеспечивать возможность для эффективного контроля и управления комплаенс рисками.

Одна из важных составляющих комплаенс ресурсов — это квалификация и опыт комплаенс-контроль специалистов, а также их качества личности. Специалисты комплаенс-контроль служб должны хорошо разбираться в вопросах соблюдения законодательства, нормативов и понимать их влияние на операции компании. Уровень профессиональных комп-лаенс-контроль навыков сотрудников функции комплаенс, особенно по получению своевременных обновлений в законодательстве, должен обеспечиваться через обучение и тренировки.

7. Взаимодействие с регулирующими и надзорными органами. Весьма актуальным вопросом у многих организаций стоят задачи формирования эффективной системы сотрудничества службы комплаенс-контроль со всеми категориями проверяющих учреждений. Все без исключения компании при взаимодействии с подобными органами испытывают определенные сложности:

— Предоставление документации и ее расшифровка достаточно затратный по времени процесс, а непредоставление информации в указанный срок влечет за собой дополнительные проблемы;

— При возникновении разногласий по сути определенного документа необходимо организовать конструктивное обсуждение спорных вопросов. Это требует значительных дипломатических усилий, специального опыта и отнимает ресурсы от основного бизнеса;

— Необходим особый опыт и квалификация в вопросах обобщения итогов внешних проверок, особенно в тех ситуациях, когда выявлены существенные нарушения. Для отечественных компаний работа с проверяющими службами является необходимой составляющей успешной деятельности. Она требует не только большого опыты и специальных знаний, но и предполагает наличие определенных полномочий. Решают такие задачи главный бухгалтер, структуры внутреннего аудита и другие подразделения, в зависимости от направленности проверяющего учреждения.

Развитие комплаенс напрямую связано с усилением контроля государства за коммерческими предприятиями. Высокие штрафные санкции регулирующих органов вынуждают руководство корпораций уделять большее внимание соблюдению законодательства, а также разработке направлений политики фирмы. Постоянный внутренний аудит предотвращает выявление нарушений надзорными организациями.3

Рождение комплаенс-контроля связывают с появлением в 1906 году Министерства здравоохранения и социальных служб США (Food and Drug Administration). Государственный департамент регулировал порядок работы в фармацевтической и пищевой областях, которым должны были следовать компании.

Однако импульсом к развитию œmpliance послужили многочисленные коррупционные скандалы 60-70-х годов XX века. В частности, Уотергейтский скандал 1972 года выявил факты подкупа иностранных должностных лиц крупными американскими корпорациями. В числе выгодоприобретателей засветились такие монстры, как Mobil, EXXON, Phillips Petroleum.

Так как законы США не препятствовали взяткам за пределами страны, после проведения расследований был принят Закон «О борьбе с коррупцией за рубежом» (в 1977 году) — Foreign Corrupt Practices Act (FCPA). Нормативный акт установил правила поведения с государственными чиновниками на международном уровне.

Под его действие подпадают случаи предложения или предоставления благ иностранным должностным лицам, среди которых числятся не только госслужащие, но и представители партий, сотрудники государственных предприятий и организаций.

Кроме принятия FCPA, в конце 70-х годов в США создаются Министерства, регулирующие правоотношения в различных областях предпринимательской деятельности. В 1980-е годы система комплаенс была расширена за счет включения в нее этических правил ведения бизнеса.

Конец 2001 года привел к разорению крупнейшей энергетической компании США. Корпорация Enron обанкротилась из-за сокрытия долгов и мошеннических действий. Крупный скандал привел к усилению внимания регуляторов и обернулся принятием Закона Сарбейнса-Оксли (Sarbanes-Oxley Act) в 2002 году. Нормативный акт ужесточил требования к бухгалтерскому учету и отчетности предприятий. Также он обязал бизнес-структуры принять Кодекс этического поведения. С этого времени комплаенс становится неотъемлемой частью управления американскими компаниями.

В 2006 году прогремело новое дело о коррупции. Расследование выявило дачу огромных взяток из «черной» кассы компанией Siеmens. Подкуп должност-

ных лиц осуществлялся по указанию топ-менеджеров корпорации в разных странах — Египте, России, Китае, Греции. Теперь комплаенс-службы стали обязательными для компаний, имеющих зарубежные активы. [7]

2010 год ознаменовался принятием закона Великобритании «О борьбе со взяточничеством». Все фирмы, подпадающие под его действие, должны ввести комплаенс-контроль. Закон распространяется на британские и зарубежные предприятия.

Законодательство по комплаенс в России находится в зачаточном состоянии. Официальные акты не содержат определения данной функции. Единственный документ, где встречалось упоминание термина, — Указание Банка России № 603-У от 07.07.1999 г. (утратил силу в 2004 году). Впрочем, здесь нужно сделать оговорку. Транснациональные корпорации, чьи интересы распространяются за пределы страны, должны подчиняться правилам, действующим в других государствах.

Распоряжение Центробанка рассматривало комплаенс-контроль, как часть внутреннего мониторинга кредитных организаций. Он проводился с целью проверки соответствия деятельности банка законодательству о финансовых рынках. После отмены официального документа многие кредитные учреждения продолжают пользоваться идеями комплаенс для эффективной деятельности.

Появлению комплаенс-служб в российских организациях способствовало принятие поправок в Федеральный закон № 273 «О противодействии коррупции». Документ обязал предпринимателей принимать меры по предотвращению коррупционных схем. В зарубежной практике — это один из главных элементов системы регулирования и контроля ком-плаенс-рисков.4

Важно заметить, что о внедрении системы комплаенса в России в настоящий момент говорят только в банковской сфере. Это обусловлено прежде всего тем, что выстраивание «стены» из правил и норм показывает недобросовестным участникам четкие критерии поведения и позволяет им выстраивать новые схемы нарушений, формально не попадающих под существующие запреты.

Хотя комплаенс-программы изначально вводились для защиты предпринимателей от действий надзорных органов, а затем — по указаниям регулятора, сегодня их значение значительно выросло.

Введение комплаенс-системы являет-

ся культивированием культуры и взаимной ответственности и профессионализма внутри любо компании, формирование честного ведения бизнеса, что, безусловно, формирует залог своевременного и полного соблюдения законов и требований, а также возможности учета интересов различных групп лиц, которых затрагивает деятельность компании (т.е. более широкий охват, чем стандартный учет исключительно интересов руководителей организации).

Система комплаенса является не только основным инструментом для долгосрочной устойчивой деятельности компании, но и особенным инструментом для достижения подобного успеха. Система комплаенса должна находиться вне зависимости от других структурных подразделений компании, однако должна находиться во взаимном переплетении иными процессами компании, например, распоряжении финансами, управление рисками, обеспечение экономической безопасности и воздействие на окружающую среду. В качестве основного объекта системы комплаенс-контроля рассматриваются следующие комплаенс риски:

■ Нарушения принципов комплаенс-контроль в области регуляторных стандартов;

■ Комплаенс нарушения при финансовых манипуляциях;

■ Нарушение норм комплаенс-конт-роля вследствие служебных злоупотреблений или коррупционных действий;

■ Нарушение норм комплаенс-конт-роля вследствие результата непрофессионализма и некомпетентности сотрудников;

■ Нарушение норм комплаенс-конт-роля в процессе рейдерских захватов, хищений и других противоправных воздействий извне;

■ Комплаенс риски при возникновении угрозы бизнес-репутации, финансовой несостоятельности и др;

Под воздействием вышеперечисленных факторов возникают комплаенс риски потерь следующего характера:

• Специальные разновидности потерь (выражаются в качестве ущерба жизни и здоровью людей, природе, экологии, репутации предприятия).

Внедрение и совершенствование систем внутреннего контроля, в том числе,

Функционирование системы управления рисками и внутреннего контроля

Основной целью СУРиВК является обеспечение разумной уверенности в достижении целей ОАО «РЖД». Виды целей Компании, включают (но не ограничиваются):

  • стратегические цели;
  • операционные цели;
  • комплаенс-цели;
  • цели в области обеспечения достоверности, своевременности и качества всех видов отчетности.

Основными задачами СУРиВК являются:

  • создание инфраструктуры и нормативно-методологической основы для эффективного функционирования процесса управления рисками, в том числе путем проводимой гармонизации документов;
  • интеграция процедур управления рисками и внутреннего контроля в стратегическую и операционную деятельность Общества, что позволит проактивно реагировать на риски и негативные изменения внешней и внутренней среды (посредством планирования и реализации мероприятий по воздействию на риск);
  • повышение информированности участников СУРиВК и прочих заинтересованных сторон о рисках;
  • сокращение числа непредвиденных событий, способных оказать негативное влияние на достижение целей ОАО «РЖД».

СУРиВК в ОАО «РЖД» функционирует в соответствии с принципами, изложенными в ГОСТ Р ИСО 31 000:2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство» Утвержден приказом Росстандарта от 21 декабря 2010 г. № 883-ст. с учетом их актуализации и преемственности в ГОСТ Р ИСО 31 000:2019 «Менеджмент риска. Принципы и руководство» Утвержден введен в действие приказом Росстандарта от 10 декабря 2019 г. № 1379-ст. .

Организационная структура СУРиВК

В основу распределения прав и обязанностей в сфере СУРиВК в соответствии с нормативно-методическими документами ОАО «РЖД» положена модель «трех линий защиты», выделяющая следующих участников процесса управления рисками:

  • совет директоров, в том числе Комитет по аудиту и рискам совета директоров ОАО «РЖД»;
  • Ревизионная комиссия ОАО «РЖД»;
  • подразделение по координации управления рисками и построению системы внутреннего контроля;
  • подразделение, осуществляющее независимую оценку эффективности отдельных компонентов СУРиВК и функционирования СУРиВК в целом.

Взаимодействие и обмен информацией между участниками системы управления рисками и внутреннего контроля является основой для эффективного функционирования СУРиВК. Так как процедуры управления рисками и внутреннего контроля являются неотъемлемой (интегрированной) частью бизнес-процессов, деятельности и корпоративного управления, взаимодействие в рамках СУРиВК осуществляется согласно установленным в Компании структурам управления, распределению полномочий, корпоративной культуре и нормам поведения, организации бизнес-процессов и видов деятельности.

Участники системы управления рисками и внутреннего контроля ОАО «РЖД»

Этапы процесса управления рисками

Риск-аппетит и процесс управления рисками

ОАО «РЖД» устанавливает приемлемую величину рисков (риск-аппетит), которая используется для определения допустимого уровня рисков при принятии решения о методах и мероприятиях по воздействию на риски и для соблюдения баланса между рисками и возможностями. Риск-аппетит относится к компетенции совета директоров и является предельно допустимым уровнем рисков, который Холдинг стремится соблюдать (не превышать) и на который готово и может пойти (готово принять/поддерживать) в процессе достижения целей.

Процесс управления рисками регламентируется внутренними нормативными документами Компании. В рамках процесса УРиВК формируется отчетность по рискам, которая предоставляется и одобряется исполнительными органами, Комитетом по аудиту и рискам, советом директоров. Отчетность включает в себя информацию о рисках и мероприятиях по воздействию на риски и эффективности СУРиВК.

Основные формы отчетности и документирования формируются на основе информации из паспортов рисков и содержат сводную информацию по мониторингу ключевых рисков Холдинга, риск-аппетита и допустимого уровня риска, портфеля рисков, а также результаты самооценки СУРиВК.

Один из ключевых элементов эффективного функционирования СУРиВК — обмен информацией и взаимодействие участников, в том числе горизонтальное и вертикальное. При этом взаимодействие и консультирование не ограничиваются отчетными периодами, так как управление рисками и внутренний контроль осуществляются на постоянной основе и являются неотъемлемой (интегрированной) частью бизнес-процессов и корпоративного управления. Взаимосвязь между СУРиВК и системой КПЭ обеспечивают взаимоувязку целей (стратегических, операционных, комплаенс-целей и целей в области достоверности отчетности) и устанавливают соответствующие критерии их достижения.

Оценка эффективности СУРиВК

В целях определения соответствия СУРиВК текущим потребностям Холдинга, повышения эффективности и своевременной корректировки СУРиВК Компании подлежит регулярной оценке. Компания применяет следующие виды оценки СУРиВК: внутреннюю (включая самооценку и оценку подразделения внутреннего аудита, которое находится на третьей линии защиты) и внешнюю. Внутренняя оценка осуществляется на периодической основе, но не реже одного раза в год. Внешняя оценка СУРиВК осуществляется путем привлечения внешнего независимого эксперта. Периодичность внешней оценки СУРиВК устанавливается советом директоров ОАО «РЖД» по рекомендации Комитета по аудиту и рискам совета директоров ОАО «РЖД». В 2020 году внешняя оценка не проводилась.

Результаты самооценки СУРиВК за 2019 год рассмотрены на заседании совета директоров ОАО «РЖД» в июле 2020 года с предварительным рассмотрением вопроса на Комитете по аудиту и рискам совета директоров и правлении ОАО «РЖД». Отчет о результатах самооценки СУРиВК за 2020 год запланирован к рассмотрению на совете директоров в июне 2021 года.

Внутренняя оценка осуществляется на периодической основе, но не реже одного раза в год. В ОАО «РЖД» эту функцию выполняет Центр «Желдораудит».

В соответствии с планом проведения внутреннего аудита в ОАО «РЖД» на 2020 год Центром «Желдораудит» проведена оценка состояния системы управления рисками и внутреннего контроля ОАО «РЖД». Она осуществлена в соответствии с Практическим руководством по внутреннему аудиту «Оценка системы управления рисками и внутреннего контроля» ПР.003-2019, утверждено распоряжением ОАО «РЖД» от 20 декабря 2019 года № 2941/р. . Фокус внутреннего аудита в 2020 году был направлен на анализ соответствия СУРиВК установленным требованиям, оценку функционирования процесса управления рисками по отдельным бизнес-процессам ОАО «РЖД».

В 2020 году в ОАО «РЖД» проведен ряд мероприятий по развитию и совершенствованию СУРиВК в соответствии с Программой развития управления рисками и внутреннего контроля в холдинге «РЖД» на 2019–2024 годы и с учетом рекомендаций внутреннего аудита. По результатам проведенной внутренней оценки сформировано заключение внутреннего аудита о текущем состоянии СУРиВК, соблюдении основных требований к организации СУРиВК и суждение в отношении эффективного развития и совершенствования системы управления рисками и внутреннего контроля ОАО «РЖД».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *