Что такое легенда на монетах
Перейти к содержимому

Что такое легенда на монетах

  • автор:

Легенда — понятие, описание, характеристика

ЛЕГЕНДА (монетная) — надпись на монете. На самых древних греческих монетах надписей не было, были лишь первые буквы названий городов, в которых выпускались монеты. В классический период истории на монетах помещались уже надписи—название города, имя магистрата (официального лица), мастера по изготовлению монетных штемпелей. В период эллинизма надписи на монетах стали длиннее: они содержали титул царя или имя магистрата, монетного мастера, монограмму монетного двора, серию выпуска, дату. Литые римские медные монеты надписей не имели; на ранних денариях надписи также отсутствовали или были очень лаконичны. Позднее на римских монетах помещалась монограмма, а потом — сокращенное или полное имя монетных мастеров и их должность. В императорский период надписи стали еще шире: они содержали полные или сокращенные титулы и имя императора на аверсе, а на реверсе—пояснительные надписи, относившиеся к изображению лицевой стороны, или своеобразные лозунги, связанные с политикой императора. Со второй половины III в. н. э. на монетах помещались сокращенные названия монетных дворов и т. п. Легенда средневековых монет, а также монет нового и новейшего времени состоит из нескольких основных элементов; имени властелина и его титула (или названия государства), названия места чеканки монеты, имени монетного мастера, даты эмиссии (раннесредневековые монеты не имели дат), названия монеты и т. п. Некоторые из этих элементов опускаются.

of your page —>

Популярные статьи:

  • Оценка состояния монет
  • Приднестровские рубли-купоны: описание, фото
  • История денег Приднестровья (ПМР)

    Легенда монеты

    Легенда, один из терминов, принятых в нумизматике, это совокупность всех имеющихся на монете надписей, которые могут находиться на обеих сторонах монеты (аверсе и реверсе) и на гурте. Надписи могут быть в виде сокращений, значков, символов и отдельных букв.

    Различают три основных типа расположения этих надписей:
    1. Круговые. Легенда располагается вдоль канта монеты, по кругу. Часто круговая легенда отделена от основного поля какими-либо знаками, например, точками. Встречаются монеты, на которых надписи расположены в два и даже в три круга (некоторые талеры после XV века).
    2. На поле монеты. Обычно такие надписи расположены рядом с изображением или являются составной частью рисунка.
    3. Гуртовая легенда. Это вогнутая или выпуклая надпись, расположенная по окружности гурта. Эти надписи появились на монетах сравнительно поздно, как только возникли технологии, позволяющие наносить знаки на поверхность гурта.
    Легенда монеты олицетворяет собой, в первую очередь, исторические, художественные, культурные и национальные традиции страны-эмитента. Благодаря легенде, монету можно идентифицировать, узнать, в какой стране она отчеканена, во время правления какого государственного деятеля и многую другую информацию. Легенда памятных монет кратко описывает историческое событие, которому они посвящены.
    Первые легенды на монетах появились в VI веке до н. э. Они состояли только из одной, реже нескольких букв, обозначавших город, где была выпущена эта монета. Позднее в легенду стали входить название территории, титул и имя императора. Еще позднее – год чеканки, далее различные девизы, изречения, название монеты.
    Существует также термин разорванная легенда. В этом случае надпись разрывается, но не всегда между словами. Чаще всего разрыв обусловлен расположением портрета, изображенного на монете.
    Вот некоторые примеры сокращений в легендах, принятых на монетах различных стран:

    ANNA DEI GRATIA — Анна божьей милостью
    DECUS ET TUTAMEN — Украшение и защита
    BRITANNIA — Британия

    Р — Pius — справедливый, милостивый
    DN — Dominus noster — наш государь
    COS — Consul — консул

    В. Р. П. Всея повелитель России
    Б. М. Перед титулом или именем императора – Божье милостью
    В. Р. САМОД. Всея России самодержец.

    Легенда монетная

    надпись на монете. Первые Л. появляются не ранее VI в. доР. Хр. и первоначально состояли из одной или нескольких букв — инициалов города, выпустившего монету. Впоследствии к этому присоединились название народа, имя и титул государя. Преемники Александра Великого стали помещать и год чеканки. Затем стали появляться на монетах девизы, благочестивые изречения, обозначение веса и пробы, а также названия монеты.

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

    Смотреть что такое «Легенда монетная» в других словарях:

    • Легенда монетная — надпись на монете. На самых древ. греч. монетах надписей не было, были лишь первые буквы назв. городов, в к рых выпускались монеты. В классич. период истории на монетах помещались уже надписи назв. города, имя магистра, монетн. мастера,… … Древний мир. Энциклопедический словарь
    • Легенда — 1) монетная – надпись на монете; первые Л. состояли из одной или нескольких букв – инициалов города, выпустившего монету, они появились в VI в. до Р. X. Позднее к Л. присоединялись название народа, имя и титул императора. Затем стали… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
    • Монета — У этого термина существуют и другие значения, см. Монета (значения). Золотые 5 рублей 189 … Википедия
    • Каменноостровский проспект — Координаты: 59°57′51″ с. ш. 30°18′52″ в. д. / 59.964167° с. ш. 30.314444° в. д. … Википедия
    • Каменноостровский проспект (Санкт-Петербург) — Каменноостровский проспект Санкт Петербург Общая информация Район города Петроградский Исторический район Петроградская сторона Прежние названия Дорога на Каменный остров, Каменноостровский, улица Красных Зорь, Кировский проспект,… … Википедия
    • Кировский проспект (Ленинград) — Каменноостровский проспект Санкт Петербург Общая информация Район города Петроградский Исторический район Петроградская сторона Прежние названия Дорога на Каменный остров, Каменноостровский, улица Красных Зорь, Кировский проспект,… … Википедия
    • Кировский проспект (Санкт-Петербург) — Каменноостровский проспект Санкт Петербург Общая информация Район города Петроградский Исторический район Петроградская сторона Прежние названия Дорога на Каменный остров, Каменноостровский, улица Красных Зорь, Кировский проспект,… … Википедия
    • Талер — Слева направо, первый ряд: Саксония, викариатный талер 1619 года Австрия, талер без даты, вторая половина XVI века Брауншвейг Целенберг Ганновер, талер 1723 года Второй ряд: Саксония, талер 1581 года Германия, город Харц, крестильный талер 1718… … Википедия
    • GBP — (Английский фунт стерлинга) История английского фунта стерлингов, появление британской валюты и ее место в современной экономике Информация об английском фунте стерлингов, истории появления, развития, описание монет и банкнот Содержание… … Энциклопедия инвестора
    • Западноевропейские монеты — В эту группу могут быть включены монеты начиная от падения З. Римской империи. В. истории З. европейских монет можно различать 5 периодов: древнейший (476 768), первый средневековой (до 1252 г.), второй средневековой (до 1450 г.), период… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Легенда (нумизматика)

    Леге́нда — совокупность всех надписей на аверсе, реверсе и гурте монеты. Таким образом различают «аверсную легенду», «реверсную легенду» и «гуртовую легенду».

    Как правило, легенда содержит название или аббревиатуру банка-эмитента или монетного двора. На юбилейных монетах даётся краткое описание определённого исторического события, персоны и т. д.

    Легенда монеты зачастую выступает как быстрый способ (впрочем, не самый точный и не единственный) определения сохранности монеты.

    Связанные понятия

    Монетный тип — совокупность надписей и изображений на лицевой стороне монеты (аверсе) и обратной (реверсе), характерная для монет одного номинала и периода выпуска. Монетный тип включает в себя исторически сложившиеся признаки в логическую систему с целью точного описания монет. Определение монетного типа наиболее важно, когда приходится иметь дело с большим количеством монет периода средневековья. Основываясь на общих признаках монетного типа можно сделать выводы о происхождении монеты, а также.

    Римские провинциальные монеты — монеты, отчеканенные в Римской империи местной, а не имперской администрацией. Существенное отличие от общеримской монетной системы состоит в том, что провинциальные монеты нередко продолжали монетную систему, которая существовала на данной территории до прихода римлян. Поскольку многие из них чеканились в грекоязычных регионах империи, их нередко именуют «греческими монетами имперского периода» (Greek Imperial coinage) и включают в каталоги монет греческих городов.

    Тетрадра́хма (др.-греч. τετράδραχμον) — древнегреческая серебряная монета в 4 (четыре) драхмы. Находилась также в денежном обороте Древнего Рима и Иудеи, равнялась трём римским денариям. Вес от 15,5 грамма (родосская, или финикийско-родосская, монетная система) до 17 грамм (аттическая монетная система). Тетрадрахмы начали чеканить в Афинах около 510 года до н. э.

    Дена́рий, дина́рий (лат. dēnārius — «состоящий из десяти») — название римской серебряной монеты времён Республики (впервые отчеканена в 268 году до нашей эры) и первых двух веков Империи. Одна из наиболее распространённых монет на территориях, находившихся под властью или влиянием Рима. Символ древнеримского денария — X, X.

    Асс (устар. «ас», лат. as, assarius) — название древнеримской медной монеты, впервые появившейся, согласно преданию, во времена Сервия Туллия, но, согласно научным данным,— только в период Республики.

    Упоминания в литературе

    Однако в 70-80-х гг. XV в. в Москве чеканились монеты, надписи на которых выделяли их из общей монетной массы. Лицевую сторону этих монет занимал всадник с саблей и круговой легендой «Кн(я)зь велики Иван Василиевич», а на обороте содержалась строчная надпись, в одном случае – «Орнистотелес», в другом – «Мастер Александро»[328]. Принято считать, что эти монеты чеканили итальянские мастера, получившие откуп у Ивана III. К тому же циклу, по-видимому, относится и монета под названием «дозор» с изображением воина европейского вида.

    Нам придется иметь дело с тремя основными группами иноземных монет, бытовавших на Руси в IX–XI вв. и использовавшихся восточными славянами в качестве средства местного денежного обращения. Наиболее многочисленную группу составляют куфические дирхемы – тонкие серебряные монеты диаметром около 20–25 мм, обе стороны которых покрыты арабскими надписями. Тип куфического дирхема сложился на Востоке в самом конце VII в. и на протяжении четырех веков оставался единственным типом мусульманской серебряной монеты. В центральной части обеих сторон дирхема помещены строчные легенды, содержащие благочестивые изречения и имена правителей, в обязательных круговых легендах этих монет – продолжения изречений и наиболее существенные для нас сведения о месте и годе чеканки монеты.

    Традиция присваивать фигурным картам названия сохранилась в разном виде в зависимости от района Франции; часто наименования выбирались в честь местных выдающихся персонажей или героев легенд и мифов. В парижской коллекции находится печатный лист игральных карт XV в. с впервые нанесенными именами Александра, Цезаря, Карла Великого и Давида, которые позже, при Генрихе IV, стали применять в качестве имен четырех карточных королей. Имена Рахили, Аргины, Паллады и Юдифи присвоили дамам, а Гектора, Ланселота, Роланда и Хогера – валетам.

    Так называемый третий Геродотов вариант легенды о происхождении скифов (IV, 11 – 12) стоит совершенно особняком, так как в отличие от двух приведенных содержит не мифологический материал, а историческое предание о передвижении скифов на занимаемую ими в историческое время территорию. Поэтому этот рассказ (версия Г-III) не привлекается мной к анализу скифской генеалогической легенды, хотя к содержащейся в нем информации нам впоследствии придется обратиться.

    Наш сюжет можно найти также в прозаических и метрических диннхенхас Шлиге Дала. Основной функцией поэм и прозаических фрагментов, называемых по-древнеирландски dinnshenchas, было этимологическое объяснение определенных топонимов и различных локальных легенд. Сложно установить точную дату создания корпуса диннхенхас. Э. Гвинн, издатель метрических диннхенхас, датировал создание корпуса первой четвертью XII в.[178] Вероятно, корпус вырос из целого ряда более коротких местных собраний. Местные предания определенных регионов страны составляли существенную часть образования филидов. Знание таких преданий обуславливало уникальный статус филидов, как свидетельствует среднеирландское предание «Установление владений Тары» («Do suidigud tellach Temra») в том фрагменте, где Финтан рассказывает историю Ирландии. Любая примечательная деталь ландшафта ассоциировалась филидом с определенным традиционным преданием, которое он обязан был знать.

    Связанные понятия (продолжение)

    Триенс (лат. triens) — первоначально древнеримская бронзовая монета, равная 1⁄3 асса или 4 унциям (отсюда название и символ римского триенса — четыре точки; ••••). Затем это древнеримская и византийская золотая монета, равная соответственно 1⁄3 ауреуса или солида (в Древнем Риме её второе название — тремисс, в Византии она обычно называлась тремиссисом), а также название средневековых золотых варварских подражаний античным монетам.

    Серебряные монеты — монеты, изготовленные из серебра. Серебро использовалось в качестве металла для чеканки с древнейших времен, но сегодня они используются исключительно для коллекционирования.

    Аверс (англ. obverse, нем. Vorderseite, итал. dritto, фр. avers, лат. adversus — «обращённый лицом») — лицевая, главная сторона монет и медалей, противоположная реверсу. Термин происходит из Античности. Изначально он обозначал сторону монеты, отчеканенную с использованием нижнего штемпеля (лат. adversus — «обращённый лицом»). Учитывая особенности монетного дела, на нём помещали «более важные» изображения, в то время как на верхнем штемпеле — «менее важные». С развитием технологии выпуска монет разделение.

    Ре́верс (лат. revertor — «поворачиваю назад») — оборотная сторона монеты или медали, противоположная аверсу.

    Си́мволы древнери́мских де́нежных и весовы́х едини́ц — краткие обозначения таких древнеримских монет, как денарий, квинарий, сестерций, асс, а также некоторых других денежных, счётных и весовых единиц Древнего Рима. Появились в период поздней Республики (264—27 годы до н. э.) как на самих монетах, так и в письменных документах; некоторые использовались до XX века, например, символ скрупула в аптекарской системе весов. В большинстве случаев представляют собой.

    Варварские подражания — принятое в нумизматической литературе название группы античных монет, которые в период Великого переселения народов (IV—VII века) чеканили варварские королевства (или шире — народы, не испытавшие непосредственного греческого или греко-римского культурного влияния) как подражания греческим, римским и византийским монетам.

    Знак монетного двора — нанесенные на монете маленькие буквы или знаки (кресты, звёздочки, точки и т. д.), которые служат символом того монетного двора, где отчеканена монета.

    Золотая монета — монета, состоящая в основном или полностью из золота. Золото было использовано для производства монет практически с момента изобретения монеты (первоначально из-за собственной ценности золота). С 50-х годов XX века большинство золотых монет предназначены либо для продажи коллекционерам, либо для продажи частным тезавраторам (накопителям сокровищ в виде золотых монет и слитков) для использования в качестве монет-слитков — монет, номинальное значение которого не имеет никакого значения.

    Древнегреческие монеты — широчайшая и старейшая группа в нумизматике. Группу древнегреческих монет обычно разделяют на следующие подгруппы.

    Символ (знак) денария (?, X) — краткое обозначение денежной единицы Древнего Рима. В качестве самостоятельного символа включён в стандарт Unicode — U+10196.

    Античные монеты — в узком смысле древнегреческие и древнеримские монеты, в широком — монеты всех древних народов.

    Дра́хма (др.-греч. δραχμή — горсть, схваченное рукой; другая версия: от ассирийского «дараг-мана» — шестидесятая часть мины) — древнегреческая монетная единица, а также единица измерения массы, первоначально состоявшая из слитка серебра весом в 1/60 мины.

    Ле́пта (др.-греч. λεπτόν, греч. λεπτό) — монета в Древней Греции, денежная единица современной Греции (до 2002 года). Название происходит от др.-греч. λεπτός и означает «маленький», «тонкий».

    Штемпель — в нумизматике термин, означающий металлический инструмент для чеканки монет и медалей.

    Византийская монета — золотые, серебряные и бронзовые монеты Византии, чеканившиеся до падения Константинополя в 1453 году.

    Тари (итал. Tari) — первоначально золотая, затем серебряная монета, чеканившаяся в Южной Италии с X века. Название, возможно, происходит от названия арабского дирхема.

    Биллонные монеты (от фр. billon) — неполноценные (разменные, кредитные) монеты, чья покупательная способность превышает стоимость содержащегося в них металла. В более узком смысле — монеты, в которых содержание благородного металла (золота или серебра) составляет меньшую часть, а большую — лигатура. Ещё более узкое значение — серебряные монеты 500-й и ниже пробы, где лигатурным металлом, как правило, выступает медь.

    Минцме́йстер (либо мюнцмейстер, нем. Münzemeister, от нем. Münze — монета, и нем. Meister — начальник, глава, на лат. monetarius) — название профессиональной принадлежности либо должности специалиста, связанного с производством монет. Минцмейстером может называться: начальник монетного двора или его отделения (передела); чиновник, отвечавший за монетное производство; управляющий механической частью монетного двора, пробовательный мастер и т. п.

    Монетная стопа́, или единица (нем. Münzfuß) — нумизматический термин, которым обозначается точное количество монет одного и того же номинала, которое может быть отчеканено из определённой весовой единицы металла. Соответствие реального значения монетной стопы прописанной величине может быть проверено по соотношению средней массы монеты и весовой единицы. Допустимое отклонение от прописанной массы монеты — ремедиум.

    Скрупул (лат. scrupulum от scrupulus — маленький острый камешек) — античная весовая единица.

    Персонификация на римских монетах — чеканка изображений разных явлений и образов на монетах во времена Древнего Рима вследствие обожествления римлянами повседневных событий и явлений. Римляне персонифицировали явления, города, провинции и континенты.

    Дарик (др.-перс. дараявака, др.-греч. δαρεικος, англ. daric, рус. дарик, дарике, дарейк, даркемон, дарикос и др.) — персидская высокопробная золотая монета, основа денежной системы Державы Ахеменидов. Монета получила своё название, по-видимому, по изображению на аверсе персидского царя Дария I, который начал её выпускать в ходе своих реформ (кон. VI в. до н. э.). Масса монеты ок 8,4 г, с высоким содержанием золота. Этими монетами вносились подати, они же служили для крупной торговли не только в Персии.

    Пикколо, пикчоло, малый денарий (итал. piccolo) — название денежной единицы ряда средневековых итальянских государств.

    Таллеро (итал. tallero) — первоначально итальянское название талеров других европейских государств, в частности немецкого рейхсталера, затем собственных подражаний монетам талерового типа. Как правило, предназначались для торговли в Леванте и Северо-Восточной Африке.

    Богиня Свободы получила своё имя символизируя понятие свобода, существующее во многих культурах, включая классические примеры времён Римской империи и некоторых национальных символов, подобных Статуе Свободы.

    Гурт (от нем. Gurt — ремень, пояс) или рант (от нем. Rand) — ребро монет, монетовидных жетонов, медалей и так далее.

    Уже с древних времен бронза была в употреблении в монетном деле. Почти вся так называемая «медная монета» античного мира на самом деле — бронзовая.

    Монетное дело — комплекс вопросов системы денежного обращения, основу которой составляет полноценная монета, обеспеченная стоимостью содержащегося в ней металла. Термин «монетное дело» выходит далеко за рамки производства самой монеты и включает в себя широкий круг проблем, начиная с обеспечения сырьем монетных дворов и заканчивая особенностями торговых отношений.

    Семь рублей пятьдесят копеек — золотая монета Российской империи, чеканившаяся после проведённой Витте денежной реформы на Санкт-Петербургском монетном дворе в 1897 году при правлении императора Николая II.

    Библейские денежные единицы — ближневосточные, древнегреческие, древнеримские и другие античные монеты, денежные единицы и ставшие деньгами единицы измерения массы, упоминаемые в тексте Библии. Среди них талант, мина, сикль, гера (последние две дали название современной национальной валюте Израиля и его разменной денежной единице — соответственно, шекелю и агоре), а также денарий, драхма, лепта — названия, которые с небольшими изменениями в написании до сих пор носят или до недавнего времени носили.

    Либе́ртас (лат. Libertas) — в древнеримской религии и мифологии богиня, олицетворявшая свободу. Ей были посвящёны храмы на Авентинском и Палатинском холмах. В эпоху Империи часто чеканили монеты с изображением Либертас.

    Новодельная монета, англ. restrike, нем. Neuschlag/Neuprägung — монетовидный знак, отчеканенный по прототипу существующей монеты для коллекционеров-нумизматов.

    Монета — денежный знак, изготовленный из металла либо другого материала определённой формы, веса и достоинства. Кроме полноценных монет выпускаются разменные, коллекционные, памятные и инвестиционные монеты. Чаще всего монеты изготавливаются из металла методом чеканки и имеют форму правильного круга.

    Сестерций (лат. sestertius) — древнеримская серебряная монета (со времён Августа — из медного сплава) достоинством в два асса и один семис (½ асса), что и зафиксировано в её названии. Дословно оно означает «половина третьего» (лат. semis + tertius), то есть два асса и половина третьего. Номинал монеты обозначался аббревиатурой IIS (HS или IIS), где II — римская цифра, означающая два асса, S — семис (половина).

    Сольдо (итал. soldo, soldino) — разменная монета, имевшая хождение в итальянских государствах в конце XII — 2-й половине XIX века.

    Елисаве́тин золото́й — общее название пробных золотых монет номиналами 5 (полуимпериал) и 10 (империал) рублей, предложенных во время денежной реформы в 1755 году во время царствования императрицы Елизаветы Петровны. Монеты не были утверждены (указом от 12 ноября 1755 года была принята только их проба) и не поступали в обиход, елисаветин золотой номиналом в 10 рублей известен в единственном экземпляре, известных подлинников полуимпериала нет только новоделы).

    Пода́рочные моне́ты, иначе донати́вные моне́ты (лат. dono — дарю) — монеты, выпущенные не для регулярного обращения, а для раздачи их (в Российской империи — императором или великими князьями) в виде поощрения или в связи с каким-либо событием. Отличаются от настольных медалей чеканкой по монетной стопе, иногда с обозначением номинала.

    Клапмютценталер (нем. Klappmützentaler) — народно-обиходное название саксонского гульденгрошена, который в больших количествах чеканился во время правления саксонского курфюрста Фридриха III с 1500 по 1525 год.

    Брактеат (лат. bractea — жесть) — плоская тонкая монета из золота или серебра с чеканкой на одной стороне.

    Торговая монета — монета со стабильной монетной стопой и содержанием благородного металла, получавшая в силу своей устойчивости широкое распространение в международной торговле и становившаяся образцом для подражания в других странах, где часто получала то же, слегка видоизменённое или локализованное название. Такие монеты часто выпускались в объёмах, намного превышающих потребности внутреннего рынка, или чеканились специально для торговли с другими странами и при этом могли иметь стандарт, принятый.

    Солид (от лат. solidus «твёрдый, прочный; массивный») — римская золотая монета, выпущенная в 309 году н. э. императором Константином. Весила 1⁄72 римского фунта (4,55 г). Она заменила в качестве основной золотой монеты ауреус. В 314 году введена в западной части Римской империи, а в 324 году — на всей территории империи. Длительное время оставалась основной монетой и денежно-счетной единицей Римской империи, затем Византии. Греческое название византийского солида — «номизма», в Европе его чаще называли.

    Моне́тный двор — производственное предприятие, занимающееся изготовлением монет по заказу. Монетные дворы бывают как частные, так и государственные. На некоторых современных монетных дворах кроме монет иногда производятся медали, ордена и значки.

    Папский скудо (итал. scudo pontificio) — денежная единица Папской области, имевшая хождение до 1866 года. Делился на 100 байокко, которые в свою очередь делились на 5 кваттрино. Также существовали.

    Надчеканка, надчекан или контрмарка — нанесение определенного клейма на монету с целью подтверждения её подлинности, продления хождения или обозначения иной смысловой нагрузки.

    Номинальная стоимость (номинал, нарицательная стоимость) — стоимость, установленная эмитентом, обычно обозначенная непосредственно на ценной бумаге или денежном знаке.

    Упоминания в литературе (продолжение)

    Для тиснения книг табличным способом образовались цехи мастеров; из них наиболее значительные были в городах Аугсбурге, Нюрнберге, Франкфурте-на-Майне, Кельне и других. В Ульме в 1430 году существовали рисовальщики и фабриканты карт, а в 1441 году появились и резчики форм. Тиснение досками (таблицами) в особенности процветало в Нидерландах. В 1442 году в Голландии уже были известны так называемые печатники и иллюминаторы, заменившие прежних переписчиков и рисовальщиков. В этом роде деятельности прославился гарлемский гражданин Лауренс Янсон Костер. Известия о нем записаны, по преданию, гораздо позднее времени, когда он жил. Некоторые голландские ученые вывели из них заключение, что изобретателем печатания посредством набора, составленного из литер, был Костер; ему поставлен в Гарлеме памятник как истинному изобретателю книгопечатания. Но это мнение основано больше на патриотических чувствах, чем на достоверных данных. Рассказывают целую легенду о том, будто бы Костер случайно напал на мысль книгопечатания. Гуляя в лесу близ Гарлема, он сорвал свежую ивовую ветку, содрал с нее кору и вырезал буквы своего имени – в виде игрушки для своего внука.

    Однако в китайском зодиаке отсчет знаков идет в обратном порядке по сравнению европейским, то есть противоположно годовому пути Солнца на небесах, и начинается с Крысы. Зодиак в Китае был известен как Желтый Путь. Дату его формирования относят к периоду между XXVII и VII веками до н. э., а двенадцать символов этого зодиака использовали для обозначения месяцев года. Много веков назад он был заимствован соседними странами, и некоторые из его символов используются до сих пор. После того в XVI веке в Китае обосновались иезуиты, здесь появился и европейский зодиак, а его названия были дословно переведены на китайский язык. В Англии Достопочтенный Беда, живший в 673–735 годах, заменил одиннадцать древних знаков на 11 апостолов, назвав зодиак Короной, или Кругом Святых апостолов. В конце этого круга Иоанн Креститель аккуратно занял место Водолея. Уильям Драммонд в XVII веке превратил эти созвездия в двенадцать библейских патриархов, а Г. Таунсенд сделал из них двенадцать цезарей. Были и другие странные изменения подобного рода. Даже Древо Жизни из Откровения рассматривалось как тип зодиака, носящий двенадцать плодов, дающий свой плод каждый месяц. Возможно, все страны мира имели свой зодиак в какой-либо форме, обычно представленный животными. Даже в Южной Африке у аборигенов Земли Машона[10] в Родезии была найдена каменная плитка диаметром 38 дюймов с кругом зодиакальных знаков на ребре. Если верить древней мандейской легенде, его образы являются детьми созидательных духов Ур и Руха.

    Как бы парадоксально это ни выглядело, Диоген Синопский (412–323 годы до н. э.), который ограничивал себя во всем и, согласно легенде, жил в бочке, по утверждению лиц осведомленных, был фальшивомонетчиком. По крайней мере, об этом повествует не менее известный Диоген Лаэртский в своем труде «Жизнь и мнения прославленных философов», написанном около 220 года до н. э. Легенда гласит о том, что отец Диогена Синопского был ростовщиком и менялой в портовом городе Синопе, располагавшемся на южном побережье Черного моря. Он и приобщил своего сына к изготовлению легких монет.

    Оставим шумерские лингвистические изыскания и обратимся вновь к археологии, чтобы коротко суммировать итоги некоторых наиболее важных раскопок на шумерских поселениях, так благоприятно начавшихся Лагашем и Ниппуром. В 1902–1903 гг. немецкая экспедиция под руководством Роберта Кольдевея работала в Фара, древнем Шуруппаке, на родине героя легенды о потопе – Зиусудры, и обнаружила большое количество административных, экономических и лексических текстов, относящихся к XXV в. до н. э.; таким образом, они старше, чем надписи династии Ур-Нанш, найденные в Лагаше. Экономические тексты включали продажу домов и угодий, что указывало на существование частной собственности в Шумере, особенность жизни шумеров, долгое время остававшаяся предметом раздоров в среде ориенталистов. Лексические тексты из Фара также обладали особой ценностью для истории цивилизации, т. к. они указывали на существование шумерских школ уже в XXV в. до н. э., а возможно, и ранее. Археологи также обнаружили ряд частных и общественных построек, гробницы, огромное число ваз из камня, металла и терракоты и множество цилиндрических печатей. В 1930 г. экспедиция Пенсильванского университета под руководством Эрика Шмидта вернулась в Фара, но новые находки не отличались от тех, что появились 30 лет назад. Мне, тогда молодому и неопытному, посчастливилось быть в этой экспедиции эпиграфистом. Тексты многих табличек из Фара изучали и публиковали Антон Даймельм и французский шумеролог Р. Жестен.

    Образ Георгия в искусстве развивался в тесном соприкосновении с легендой о нем. Иконография Георгия-воина основательно изучена как в русской, так и в зарубежной визангистике. Обширный иконографический материал разбит на типы изображений Георгия: репрезентативный, житийный и, так называемый, активный (Георгий на коне). Но анализ художественных образов чаще всего подменяется классификацией иконографических типов, в которых исторические экскурсы объясняют не художественное творчество различных эпох, а всего лишь развитие иконографических типов. Литература и искусство оказывали друг на друга воздействие, но полного совпадения между ними не существовало: художники не ограничивались ролью иллюстраторов текста, слагатели легенд не были комментаторами икон. В отступлении мастеров от церковной легенды находили выражения веками слагавшиеся в народе представления. Поэтому внимания заслуживают не только случай совпадений изображений с текстами, но и случай расхождения.

    В русской культуре сохранилось и другое изображение Медусы: в лубковой живописи XVIII века она предстает как Мелуза (Мелузина) – дословно «мелкая» (см.: Словарь В. Даля); вокализация слова с заменой согласных звуков произведена по типу народного переосмысления иноязычного слова «микроскоп» и превращения его в русских говорах в «мелкоскоп». Однозначно связанная в народном миросозерцании с морем, русская Медуса-Мелуза обратилась в сказочную рыбу, не потеряв, однако, ни человеческих, ни чудовищных черт: на лубочных картинках она изображалась в виде царственной девы с короной на голове, а вместо змеевидных волос у нее ноги и хвост, обращенные в змей (рис. 26). Ничего рыбьего в самом образе русской Мелузы-Медусы практически нет – рыбы ее просто окружают, свидетельствуя о морской среде. Похоже, что русская изобразительная версия гораздо ближе к тому исходному доэллинскому архетипу прекрасной Морской царевны, которая в процессе олимпийского религиозного переворота была превращена в чудо-юдо. Память о древней эллинско-славянской Медусе сохранилась и в средневековых легендах о Деве Горгонии. Согласно славянским преданиям, она знала язык всех животных. В дальнейшем в апокрифических рукописях женский образ Горгоны превратился в «зверя Горгония»: его функции во многом остались прежними: он охраняет вход в рай (то есть, другими словами, является стражем прохода к Островам Блаженных).

    Объяснить возникновение татуировки пытаются и японцы. Здесь издавна ходят различные легенды, касающиеся происхождения татуировки. Наиболее распространенная связывается с фигурой мифического правителя Джимму, первого властелина Японии, жившего около 660-585 годов до н. э. Татуировки, которые носил Джимму, должны были быть эффектными, если смогли до такой степени восхитить ставшую позже царицей Сенойататару, которая в их честь сложила поэму. Легенда о правителе Джимму является основным каноном актуальной и по сей день религии японцев, называющейся синтоизмом. Другой правитель, Одзин, прославился тем, что, используя язык поэзии, сравнил поверхность скал с татуированными мужчинами.

    Ангантюр не был в Дании единственным королем. В «Беовульфе» герой гостит у датского короля Хродгара, о котором сказано, что он из династии Скильдингов. Та же династия упоминается в полулегендарных сагах и в «Деяниях Данов» (лат. Gesta Danorum) датского историка XII в. Саксона Грамматика как Скьёльдунги. Мнения об историчности Скьёльдунгов менялись, и на сегодня ученые сходятся в том, что династия в самом деле существовала, но дошедшие до нас истории относятся скорее к области легенд, чем к историческим фактам. Скьёльдунгов принято связывать с деревней Гаммель-Лейре (Старая Лейре) на острове Сьелланд (Зеландия). Вокруг деревни обнаружена необычная концентрация доисторических курганов, датируемых от неолита до поздней эпохи викингов: очевидно, это место имело и долго сохраняло особую культовую важность. Проводимые в последние 30 лет археологические раскопки в Гаммель-Лейре показывают, что с VI по Х в. здесь постоянно существовали большие бревенчатые пиршественные дома, а значит, в период становления датских королевств в этом поселении находился один из центров королевской власти. Вероятно, оно привлекало сьелландских владык многочисленными древними монументами: короли надеялись укрепить собственную власть за счет ассоциации с местом, имеющим столь явную древнюю силу.

    В одной греческой эпиграмме говорилось, что «семь городов, пререкаясь, зовутся отчизной Гомера: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака, Афины». Стараясь удлинить этот список, античные писатели приводили различные даты рождения и смерти Гомера. Предлагался, например, широкий диапазон от 1200-х до 700-х годов до н. э. Ходили слухи о поэтическом споре Гомера и Гесиода, жившего в VIII веке до н. э. Именно к этому времени относит гомеровские поэмы большинство современных исследователей. Территориально они были созданы в Ионии, жители которой бережно хранили легенды о Троянской войне. Окончательная редакция текстов могла быть произведена в пору афинского правителя Писистрата, когда поэзия Гомера входила в официальную часть главного праздника города – Великих Панафиней.

    Согласно легенде, Септуагинта – перевод на греческий язык древнеиудейской Библии – появилась на свет тогда, когда главный библиотекарь Александрийской библиотеки в Египте Деметрий Фалерский убедил императора Птолемея II Филадельфа приобрести копию еврейской Торы. В ответ на приказ императора первосвященник Иерусалима послал в Александрию 72 ученых – по шесть от каждого из 12 племен израильских, где они жили на острове Фарос, совершали каждое утро ритуальные купания в море, – и, притом что каждый из них работал в одиночку, они создали чудесным образом идентичные переводы (на самом деле Септуагинта означает «семьдесят», а не «семьдесят два», но, как гласит старый еврейский анекдот, кто считает?).

    Четвертый стиль назван фантазийным потому, что в росписях на фоне орнаментальных узоров все чаще стали появляться фантастические сцены. Самыми популярными персонажами были морские чудовища. Картины, украшающие центральные части стен, приобрели и пространственную перспективу. Тематика картин не изменилась: художники продолжали изображать персонажей античных мифов и легенд в движении, например в танце.

    Конечно, название отдельных групп звезд придумали астрологи. Обычно звезды называют по латыни, это традиция. Но в каждой стране названия переводятся на собственный язык. Фантазия древних астрологов была безгранична, с помощью своего воображения они увидели на звездном небе очертания сказочных животных или храбрых героев. Почти с каждым из созвездий связана какая-нибудь древняя легенда или миф.

    В средние века считалось, что в далеких восточных странах есть царство Гога и Магога, враждебное всему христианскому миру. Иосиф Флавий (знаменитый еврейский историк и военачальник) в своём труде «Иудейские древности» ставит знак равенства между «Магогом» и «скифами». Страхом перед нападением свирепых кочевников из степей Причерноморья объясняется позднейшая западноевропейская легенда о мифическом царстве Пресвитера Иоанна и даже то, что в Великобритании уже в наше историческое время исключили из Библии строки о Гоге и Магоге, как напоминающие о России, которая вызывала в Европе такие же страхи. [40]

    Активная поддержка нужна была и в религиозных делах. То, что первосвященник Хелкия в начале VII века до н. э. нашел в Иерусалимском храме древнюю иудейскую Книгу Завета – Второзаконие, будто бы принадлежащее руке Моисея (а также то, что рукопись не была незадолго до этого написана представителями священства), так же невероятно, как и легенда римского историка Луция Кассия Гемина, согласно которой некий Гней Теренций (ведь упоминание имени всегда производит лучшее впечатление) в 181 году до н. э. во время вспашки своего поля наткнулся на гроб римского царя и религиозного реформатора Нумы Помпилия (VIII век до н. э.), в котором находились книги последнего. Действительно невозможная находка – тому, что свитки папируса сохранялись столь долго, удивлялся уже автор «Естественной истории» Плиний Старший (ум. в 70 году н. э.).

    В Оружейной палате Московского Кремля хранятся и предметы парадного дворцового церемониала: венцы, скипетры, державы, бармы, короны, троны. Придворный церемониал в Средние века имел очень большое значение, в нем видели одно из выражений богатства и мощи государства. Государственные регалии выполнялись из золота талантливыми мастерами, украшались драгоценными камнями. К их числу относится древнейший царский венец – всемирно известная шапка Мономаха. Согласно легенде, киевский князь Владимир Мономах получил ее от своего деда – византийского императора Константина. Во всех духовных грамотах московских царей она упоминалась под названием «золотой», а «Мономаховой» она впервые названа в завещании Ивана Грозного.

    Этрусское искусство, будучи корнями тесно связано с греческим, продолжало находиться под его влиянием на протяжении всего периода своего развития, который исследователи подразделяют на аналогичные стилистические фазы[13]. Хотя по Плинию первым мастером терракоты в Италии был некто Демарат, изгнанный из Коринфа и осевший в Тарквиниях в 655 г. до н. э.[14], известно, что уже с середины VIII в. до н. э. здесь существовали греческие колонии, и на территории Этрурии селились греческие живописцы и керамисты. Легенда упоминает о трёх греческих художниках – мастерах терракотовой скульптуры – Эвхейре, Диопе и Эвграмме («скульпторе», «строителе» и «рисовальщике»).

    Несомненный интерес представляют и следы сотенного деления на севере Руси. В Новгороде сотские впервые упомянуты в начале XII в., подробно описана эта организация в «Уставе о мостех», составленном до 1264 г. Б. А. Рыбаков возводил деление Новгородской земли на сотни к XI в., связывая его с дружинным бытом и методами сбора дани. Однако сотские указываются в качестве участников пиров еще Владимира Святославича. А. В. Куза подчеркивает, «что совпадение территории сотен с древним ядром Новгородской волости косвенно свидетельствует об их раннем происхождении. Более того, ряд данных о сотенном устройстве в соседних с Русью славянских странах, а также в Германии заставляет отодвигать время возникновения этого института в глубь веков, в эпоху военной демократии и выделения племенной дружины. Вполне соглашаясь с мнением этнографов и историков о древности десятичной организации, полагая, что князья на Руси получили ее в наследство от предшествующей эпохи и на первых порах использовали в военно-административных целях, приходится признать более поздний характер системы волостей, погостов и становищ, перекроивших прежнее деление земель». Этот исследователь полагает, что первоначально Новгородская земля «делилась на сотни, объединявшие все свободное население, что вполне соответствовало принципам организации войска и архаическим формам сбора дани – полюдью. Недаром легенда о призвании князей утверждает, что именно словене, кривичи и чудь платили варягам дань не от сохи, не от дыма, а от мужа»[164].

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *