Что такое профицит бюджета простым языком
Перейти к содержимому

Что такое профицит бюджета простым языком

  • автор:

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОФИЦИТ. ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заливалов Н.В., Маркова Н.А.

Начиная с 2000-го года и вплоть до глобального финансового кризиса 2008-2009 гг. бюджетная система Российской Федерации в целом была сбалансирована, поскольку наличие дефицита консолидированного бюджета субъектов РФ компенсировалось профицитом федерального бюджета. Однако глобальный кризис нарушил механизм сбалансированности финансовых потоков в бюджетной системе РФ, который обеспечивал профицит за счет сверхдоходов от экспорта углеводородов федерального бюджета и финансирование дефицита субфедеральных бюджетов за счет перераспределение в их пользу 1/3 его расходов в форме межбюджетных трансфертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Заливалов Н.В., Маркова Н.А.

Оценка региональной бюджетной сбалансированности в Российской Федерации

Подходы к обеспечению сбалансированности бюджетов в условиях цикличности развития экономики в контексте совершенствования казначейских технологий управления бюджетной ликвидностью

Сбалансированность бюджетов: подходы к определению и оценке
СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Парадоксы российской бюджетной политики
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGETARY SURPLUS. BUDGET DEFICIT

Since 2000th year and up to global financial crisis of 2008-2009 the budgetary system of the Russian Federation as a whole was balanced as existence of deficiency of the consolidated budget of territorial subjects of the Russian Federation was compensated by surplus of the federal budget. However global crisis broke the mechanism of balance of financial streams in the budgetary Russian Federation system which provided surplus at the expense of the superincome from export of hydrocarbons of the federal budget and financing of deficiency of subfederal budgets for the account redistribution in their advantage of 1/3 of its expenses in the form of the interbudgetary transfers.

Текст научной работы на тему «БЮДЖЕТНЫЙ ПРОФИЦИТ. ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА»

Н.В. Заливалов, студент ФБОУВПО «ВГАВТ» Н.А. Маркова, к.э.н., доцент ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОФИЦИТ. ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА

Ключевые слова: бюджетный профицит, бюджетный дефицит, федеральный бюджет

Начиная с 2000-го года и вплоть до глобального финансового кризиса 2008-2009 гг. бюджетная система Российской Федерации в целом была сбалансирована, поскольку наличие дефицита консолидированного бюджета субъектов РФ компенсировалось профицитом федерального бюджета. Однако глобальный кризис нарушил механизм сбалансированности финансовых потоков в бюджетной системе РФ, который обеспечивал профицит за счет сверхдоходов от экспорта углеводородов федерального бюджета и финансирование дефицита субфедеральных бюджетов за счет перераспределение в их пользу 1/3 его расходов в форме межбюджетных трансфертов.

Профицит государственного бюджета — это индикатор, показывающий превышение бюджетных доходов над расходами. Другими словами — достижение в стране положительного сальдо по результатам экономической деятельности субъектов хозяйствования. Бездефицитный бюджет — самый благоприятный вариант государственного бюджета. Однако фактической сбалансированности данного показателя удается достигать не часто. И как результат — государство имеет бюджетный дефицит, который впоследствии приводит к возникновению налогового долга. Профицит всегда носит условный (мнимый) характер, поскольку он возможен лишь в результате искусственного ограничения состава и размеров обязательных государственных расходов. Профицит государственного бюджета не имеет в нормальных условиях аналогов на рынке: всегда есть проблема, где достать деньги, но ни как их потратить.

Дефицит бюджета — это превышение его расходов над собственными доходами. Дефицит бюджета возникает в случае, когда размеры статей его расходных обязательств превышают размеры зафиксированных источников его собственных доходов.

Дефицит бюджета распространенное явление в бюджетах многих государств. Бюджетный дефицит не относится к числу исключительных финансовых явлений, имеет разнообразные причины возникновения, например:

— рост государственных расходов в связи с необходимостью структурной перестройки экономики и увеличения инвестиций;

— низкая эффективность государственного финансового управления, и т.д. Проблема дефицита бюджета остается актуальной, в связи с чем в БК РФ установлены ограничения на его размер для каждого уровня бюджетной системы РФ.Полный список источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета России установлен в ст. 94 Бюджетного кодекса РФ.

В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

— разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

— разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному

Вестник ВГАВТ, выпуск 40, 2014 г. Раздел VIII. Финансовые и учетно-аналитические проблемы современной экономики

бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

— разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;

— разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;

— изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

— иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

Источники покрытия дефицита бюджета можно представить в виде дополнительного финансирования, а также привлечения различных видов инвестиций. Первый способ может быть представлен денежной эмиссией, которая может усилить инфляционные процессы, характеризоваться ростом цен на услуги и товары, снизить жизненный уровень большей части населения и обострить социальную напряженность в стране. Именно, исходя из указанных причин, наиболее приемлемым вариантом для государства является использование внутренних и внешних займов.

Профицит государственного бюджета может иметь как положительные, так и отрицательные моменты в своем формировании. Возникающие эти факторы должны подвергаться детальному анализу со стороны финансистов государства и предупреждать возникновение негативных сторон в формировании государственного бюджета в будущем.

Ситуация в бюджетной системе стремительно ухудшается — по мере разрастания кризисных явлений в российской экономике и обострения сильнейшего за последние 4 года спада в производственном секторе происходит не просто болезненный срыв финансирования экономики и социальный сферы. Весь принятый бюджет становится в принципе нереализуемым и неисполнимым.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, сбалансированность является одним из принципов бюджетной системы. Это значит, что все нормы бюджетного законодательства и методы управления общественными финансами должны основываться на этом принципе и учитывать его.

Обеспечение сбалансированности бюджетной системы и эффективности бюджетной политики требует поиска перспективных механизмов, инструментов и дальнейшего совершенствования институтов, повышающих конкурентоспособность отечественной экономики в глобализирующемся мире.

Федеральный бюджет на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов сформирован с учётом новых бюджетных правил в части, касающейся использования нефтегазовых доходов, введение которых предусмотрено с 1 января 2013 года.

Федеральным законом утверждаются основные характеристики федерального бюджета на 2013 год, определённые исходя из прогнозируемого объёма валового внутреннего продукта в размере 66 515 миллиардов рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,5 процента (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года): общий объём доходов федерального бюджета, общий объём расходов федерального бюджета, верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации, верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации, дефицит федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета на плановый период 2014 и 2015 годов.

Важной составляющей прогноза социально-экономического развития России должен был бы быть раздел, касающийся поддержки материнства и детства, тем более что завершилось действие огромной целевой программы «Дети России», которая реализовалась в течение ряда лет. Следовало бы ожидать, что будет детально проанализировано, как выполнена эта программа, что сделано в ходе ее реализации, какие проблемы остались нерешенными. Однако, этого материала в бюджете и прогнозе нет.

Параметры и пропорции федерального бюджета и прогноза социально-экономического развития определяют уровень экономической безопасности. Он по-

вышается крайне медленно. По важнейшим параметрам страна и в 2014 г. будет еще находиться в опасной зоне. Однако в материалах Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 г. и на плановый период 20132014 гг. нет даже упоминания проблем экономической безопасности. Тем самым требования федерального закона «О безопасности» полностью проигнорированы.

Произведенная экспертная оценка степени решения федеральным бюджетом и прогнозом на 2012 г. и на плановый период 2013-2014 гг. главных проблем социально-экономического развития страны позволяет сделать следующие принципиальные выводы:

Практически не преодолевается неоправданно сильная зависимость российской экономики от ситуации на мировых рынках сырья и углеводородов, не проработаны меры по блокированию каналов проникновения в страну кризисных явлений, периодически возникающих в зарубежных странах.

Содержание федерального бюджета, прогноза и приложений к ним, состав содержащихся в них индикаторов не соответствуют характеру стоящих перед страной приоритетных задач, не характеризуют в должной мере степень их решений, создают разрыв между постановкой этих задач руководством страны и отражением их в главных государственных экономических документах.

Необходимо политическое решение о коренном пересмотре финансовой политики, о более активном государственном воздействии на экономические процессы, существенном совершенствовании методологии бюджетного планирования и социально-экономического прогнозирования. В бюджете России и в прогнозе необходимо как минимум поставить эти задачи и дать принципиальные направления их решения.

[1] Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» принят Государственной Думой 23 ноября 2012 года (с изменениями на 7 июня 2013 года).

[2] Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009. — 687 с.

[3] Бурханова И.В. Бюджетная система Российской Федерации. Конспект лекций [Текст]/И. В. Бурханова. — М.: Эксмо, 2011. — 160 с.

[4] Бюджетная система России / Под ред. Г.Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 540 [5] Бюджетная система России: учеб. [Текст]/ Под ред. Г. Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ-с.

ДАНА, 2012. — 212 с.

[6] Врублевская О.В., Романовский М.В Бюджетная система Российской Федерации. — М., 2009. — 838 с.

[7] Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ.- М.: Дашков и Ко, 2010. -458 с.

BUDGETARY SURPLUS. BUDGET DEFICIT

N. V. Zalivalov, N.A. Markova

Key words: surplus of budget, deficiency of budget, the federal budget

Since 2000th year and up to global financial crisis of2008-2009 the budgetary system of the Russian Federation as a whole was balanced as existence of deficiency of the consolidated budget of territorial subjects of the Russian Federation was compensated by surplus of the federal budget. However global crisis broke the mechanism of balance of financial streams in the budgetary Russian Federation system which provided surplus at the expense of the su-perincome from export of hydrocarbons of the federal budget and financing of deficiency of subfederal budgets for the account redistribution in their advantage of 1/3 of its expenses in the form of the interbudgetary transfers.

Профицит бюджета: что это такое и так ли хорошо для экономики?

Профицит бюджета — это ситуация при которой доходы превысили расходы. В зависимости от типа самого бюджета может быть как показателем положительного торгового баланса так и жесткой экономии со стороны управленца. Исходя из деталей мы можем определить насколько профицит является хорошей новостью для тех, кто живёт на эти деньги.

Стоит отметить, что существует огромная разница между семейным и государственным бюджетом, поэтому сравнивать их совершенно недопустимо. При нехватке средств и тут и там можно использовать кредит, а при переизбытке распорядиться деньгами с умом или бездарно. Но, как говорится, есть нюанс.

Профицит семейного бюджета

У каждого отдельно взятого человека, будь он одиноким или семейным, существует ряд потребностей, требующих финансовых затрат. Это те самые расходы. Сюда относится еда, жильё, услуги, товары, долговые обязательства, непредвиденные и спонтанные покупки. С точки зрения финансовой грамотности необходимо знать какая сумма вам требуется для того, чтобы прожить один месяц.

Базовый набор, который государство часто называет прожиточным минимумом. В привычном понимании это то, что не позволит умереть с голоду, но лично у вас такая корзина может быть значительно больше. В результате мы имеем показатель, отражающий сумму средств способных закрыть потребности. Кто-то живёт на 20 000 рублей в месяц, кто-то на 100 000. Это расходы.

Отталкиваются они от доходов. Здесь заработная плата, подработки, дивиденды, социальные выплаты, финансовая помощь (может вам бабушка с пенсии пятак присылает). Существуют также сверхдоходы, к которым относятся выигрыши, спонтанные заработки, неожиданно свалившееся наследство и так далее.

Возвращаясь к основам финансовой грамотности мы должны помнить, что сверхдоходы не должны направляться на ежедневное потребление, их единственная функция заключается в увеличении активов. Те, кто весело погулял на выигрыш в лотерею не дадут соврать, это очень плохая затея. Потому что вы увеличиваете расходы, но ваши доходы остались неизменными, свалившийся миллион оказался разовой акцией.

Проанализировав всё это мы имеем несколько показателей перед глазами. Для примера — расходы семьи в месяц составляют 60 000 рублей. Покупка еды, оплата коммунальных услуг, секции для ребёнка, одежда, обувь, развлечения, кредит за автомобиль, посиделки мужа с друзьями, походы жены в салон красоты. Всё, всё, всё. И на это уходит 60к.

Доходы семьи 70 000. Зарплата мужа 35 000, зарплата жены 20 000, бабушка супруга даёт 5 000 и родители супруги 10 000. Активов нет. Наследство не падает, в лотерею не везет. В этом случае произойдёт увеличение расходов, чтобы баланс пришёл в норму. Семья зарабатывает 70 и столько же будет тратить.

И муж и жена будут думать, что у них всё прекрасно, бюджет профицитный и можно позволить себе потратить немного лишнего. Но на самом деле это не так, в случае снижения доходов придётся сильно менять привычный уровень жизни. Нельзя забывать и про инфляцию, которая ежемесячно обесценивает прибыль и увеличивает в цене любую покупку. Поэтому любой финансист скажет, что данный семейный бюджет в опасности.

Как использовать профицит семейного бюджета?

Первое, что мы должны знать — в семейном бюджете расходы не могут превышать доходы. Если вам для нормальной жизнедеятельности нужно 60 000 в месяц, зарабатывать вы должны минимум столько же. Не получается? Снижайте уровень расходов, думайте от чего можно отказаться. Понимаю, что это хорошо работает у людей с высокими доходами и довольно сложно понять тем, кто еле сводит концы с концами, но мы здесь обсуждаем законы экономики, не больше не меньше.

Когда люди начинают зарабатывать больше, чем тратят, они первым делом увеличивают расходную часть бюджета. И это ловушка. Сколько бы вы не получали, всегда найдётся на что потратить. Если вы ещё и не учитываете свои затраты и поступления, то ситуация вовсе может выйти из под контроля. Но есть один хороший трюк.

Называется он «заплати сначала себе». Ещё одно популярное название «самоналог». Любой доход должен первым делом направляться на инвестиции, то есть на покупку активов для последующего получения дивидендов. Самый простой вариант заключается в использовании брокерского счета, который позволяет покупать ценные бумаги, но этот метод не единственный.

Для стабильных заработков рекомендуется применять ставку 10%, для сверхдоходов 100%. То есть получили зарплату 30 000, сразу же 3000 инвестируем. Выиграли в лотерею 1 000 000, весь отправляем в активы. Уже за вычетом самоналога считаем доходы, сравниваем с расходами и делаем вывод. Профицита быть не должно, баланс обязан сойтись.

Для чего это нужно? Со временем инфляция обесценит деньги. Вы по-прежнему будете зарабатывать 70 000, но на покупку привычных товаров и услуг будет уходить уже не 60 как раньше, а 80. Беда. Но у нас есть активы, которые приносят дивиденды и именно они компенсируют эту разницу. Со временем вы будете не только сохранять баланс, но и сможете увеличивать объём потребления.

Исходя из всего вышесказанного делаем ещё один вывод — в семейном бюджете недопустим ни профицит ни дефицит. Первое означает, что вы допускаете ошибки в управлении финансами либо ограничиваете себя в чём-то, а второе сигнализирует о больших проблемах, потому что вы залезете в долговые обязательства.

Профицит госбюджета

Особенность госбюджета заключается в том, что и доходы и расходы частично управляемы. Для увеличения первого всегда можно увеличить налоги, а второе сильно зависит от экспорта и импорта. В целом здесь речь идёт о двух ключевых составляющих — социальной и внешней политике.

Профицит государственного бюджета это очень плохо в 99% случаев. Казалось бы очень здорово, когда страна много экспортирует и зарабатывает на этом большие деньги.Настолько много, что доходы оказались значительно выше расходов. Но на практике всё совсем не так.

У госбюджета также есть доходы, сверхдоходы и расходы. По всем правилам финансовой грамотности первое должно быть в балансе третьим, а второе управленцы обязаны направить на инвестиции, то есть покупку активов.

Примеры удачного использования профицита госбюджета

Лучшим примером здесь будет Норвегия, которая всю прибыль от продажи нефти списала в категорию сверхдоходов и на эти деньги скупает ценные бумаги по всему миру. В результате пенсионный фонд Норвегии стал крупнейшим и уже много лет власти предлагают населению безусловный базовый доход. Это когда тебе платят деньги просто так, за то что ты гражданин. Но на референдумах люди отказываются. Это тема для отдельной статьи.

Ещё один хороший пример — ОАЭ. Неожиданно обнаруженная нефть в 60 — е годы также стала для них сверхдоходом. Их инвестировали в создание инфраструктуры. Это позволило стать бизнес центром своего региона и сегодня предприниматели со всего мира работают в этой стране, принося колоссальные налоговые прибыли.

Примеры неудачного использования профицита госбюджета

Венесуэла занимает первую строчку в рейтинге стран по объёмам запасов нефти. Они в отличии от Норвегии и ОАЭ сочли нефтяные доходы просто доходами, а не сверх. И баланс сошёлся на том, что страна благополучно жила на эти деньги. Ничего не создавала, не развивала и могла позволить себе отвернуться от мировой экономики, в частности от импорта из США.

Особенность сверхдоходов в том, что они непостоянны. Сегодня есть, завтра нет. Навыки, знания и активы куда надежнее. Но в человеческий капитал никто не вкладывал и когда абсолютно бездарная внешняя политика привела к куче санкций, а сама нефть упала в цене, Венесуэла погрузилась во мрак. Свыше 30% населения бежало из страны, отсутствие производства лишило доходов и сегодня это одно из беднейших государств в мире.

Свыше 14% мирового запаса нефти находится в Нигерии. Но там эти доходы тоже посчитали обычной прибылью. Но пошли ещё дальше. Коррупция буквально съела эти деньги и до народа вообще ничего не дошло. По бумагам торговый баланс вероятнее всего сходится, но по факту бюджет страны, если судить по домохозяйствам, дефицитный.

Если сегодня выключить нефть из бюджета и отнести всю эту прибыль к сверхдоходам, а значит начать их инвестировать, то придется сильно потрудиться над созданием производства. Чтобы вылезти из дефицита нужно что-то создавать и продавать. Так картина стала бы понятной и наличие инвестиций позволило бы как-то исправить ситуацию. Но этого никто не делает и в итоге 92% населения находятся за чертой бедности.

Как правительства скрывают экономическую катастрофу?

И так, одним из трюков является внесение сверхдоходов в категорию обычных доходов. Это создаёт иллюзию богатства. Любой экспорт полезных ископаемых нельзя считать прибылью ни в коем случае, бюджет должен строится без учета этих денег. Ими нужно и можно пользоваться, их крайне важно правильно инвестировать, но тратить на базовые потребности и тем более считать своим доходом как минимум глупо!

Берём простой пример. Бюджет РФ за 11 месяцев 2022 года признан профицитным. Доходы составили 24,7 триллионов рублей. Расходы 24,2 триллиона. Ура, свыше 500 миллиардов прибыли. Давайте разбираться почему эти цифры ужасны и пугают любого адекватного финансиста.

Во-первых 10 триллионов прибыли составили нефтегазовые доходы. Таким образом без учета этих денег наш бюджет выглядит довольно печально. Против 24,2 триллионов расходов у нас всего 14,7 триллионов доходов. Дефицит бюджета катастрофический.

Во-вторых в случае потери или сокращения нефтегазовых доходов случится коллапс. Если с этими деньгами мы по-прежнему не живём богато, то без них привет Венесуэла. Но ко всему прочему нужно понимать как вообще возник профицит. Всё дело в резком сокращении импорта.

Мы потратили намного меньше денег на покупку чего-то. То есть что-то в страну не приехало. Таким способом можно потерять вообще все нефтегазовые доходы и продолжать декларировать профицитный бюджет. Просто в стране не будет ни технологий, ни товаров, ни услуг. Скатиться на уровень потребления 11 века и радоваться профициту.

Чтобы было понятно можно привести пример. Представьте, что вы зарабатываете 20 000 рублей в месяц. И все их тратите. Но потом стали получать 15. Думаете ваш семейный бюджет станет дефицитным? А вот и нет. Вы можете перестать есть и пойти жить на улицу. Не покупайте одежду и не ходите в кино. Тогда расходы вряд ли превысят 5 000 в месяц. А получаете вы аж 15! Ваш бюджет профицитный, поздравляем!

Инструменты спасения от дефицита

В семейном бюджете есть только два способа закрыть дефицит. Первый — брать кредиты. Чтобы оплатить все расходы человек просто занимает деньги. Но займ всегда увеличивает статьи расходов и в итоге происходит банкротство. Либо коллектор бьёт вас по почкам. Тут уж как повезет.

Второй — найти дополнительный источник заработка. К сожалению вторая работа лишит вас львиной доли свободного времени и здоровья. Многие работают на износ, лишь бы свести концы с концами. Другие отправляются на поиски лёгких денег. Пытаются выиграть в казино или ставках на спорт. Всё это результат отсутствия финансовой грамотности и, порой, низкого интеллекта.

У государства есть два дополнительных рычага. Первый — гиперинфляция. Долгое время правительство набирает кредиты, а когда они становятся невыносимыми, просто приступает к печати денег. Перед этим увеличивает налоги и другие виды сборов. В итоге валюта обесценивается, стоимость товаров и услуг летит в космос и долги либо легко выплачиваются, либо объявляется дефолт.

Если долг в своей валюте, например это банковские вклады граждан и облигации, то происходит обесценивание.У вас заняли 10 000 рублей, например. В результате гиперинфляции и девальвации эта сумму превратилась в фантики, на них можно купить разве что буханку хлеба. Налоги и прочие доходы собираются в актуальной стоимости денег и вам без труда возвращают ваши 10 000. Но, как уже было сказано выше, купите вы на них не много.

Если деньги взяли в иностранной валюте, то придется объявлять дефолт. Именно так случилось в 1998 году, когда лопнули ГКО. Отдавать нечем, извините. Списывайте весь долг, ибо получить его всё равно невозможно. Неудобно получилось, но что поделать.

Есть и второй инструмент — сокращение импорта. Отказ от всего иностранного. Обернется это резким снижением уровня жизни. Не будет доступа ни к западным технологиям, ни к заграничным товарам. Что сами произвели, тем и пользуйтесь. Так происходит в Венесуэле прямо сейчас. Проблема только в том, что отвержение глобализации приводит к отсутствию чего либо своего. Страна неспособна производить качественные товары в одиночку. Жить народ будет плохо, но зато бюджет останется профицитным. Ура!

Что такое профицит бюджета?

Каждый человек может так или иначе сформулировать, что такое дефицит бюджета. Это ситуация, когда денег в государственной казне гораздо меньше, чем нужно — то есть, доходов страны не хватает на то, чтобы покрыть все необходимые расходы. И конечно, не вызывает вопросов оценка ситуации — ничего хорошего в дефиците нет.

Сложнее обстоит дело с профицитом. Разберемся, как выглядит профицит госбюджета на практике, а главное, попробуем понять — почему он скорее плох, нежели хорош.

Доходы, превышающие уровень расходов — профицитный бюджет

Профицит бюджета – это положение в экономике страны, когда денег в казне не просто хватает на все текущие нужды, но еще и остается излишек.

Что такое профицит

В одном конкретно взятом периоде государство может:

  • покрыть все внешние долги;
  • выплатить пенсии, зарплаты и пособия;
  • профинансировать все важные сферы от промышленности до обороны и образования.

И при этом казна не останется пустой — в ней по-прежнему будут средства.

На первый взгляд кажется, что такой ситуации в экономике можно только порадоваться. Но на самом деле у профицита есть отрицательные стороны. А именно:

  • снижается конкурентоспособность денежных средств, поскольку часть из них просто не принимает участия в обороте;
  • увеличивается нагрузка на бизнес — очень часто профицит создается именно за счет высоких налогов;
  • растет внешний долг — новые займы со стороны других государств тоже могут служить причиной профицита бюджета, однако рано или поздно по этим займам придется расплачиваться.

Но конечно, положительных сторон у профицита тоже немало. Например:

  • экономика страны начинает вызывать большее доверие у инвесторов со всего мира;
  • при возникновении форс-мажорных ситуаций в разных сферах жизни страны всегда есть запас средств для решения проблем;
  • профицит бюджета позволяет создать или увеличить стабилизационный фонд страны, ее «неприкосновенный запас» — либо пустить дополнительные средства на погашение внешних долгов.

В целом можно сказать, что профицит нельзя оценивать однозначно — многое зависит от конкретных обстоятельств. Иногда излишек бюджета — это плохо, иногда ситуация создает удобные условия для дальнейшего развития экономики. Однако идеальным экономическим положением все равно считается баланс между доходами и расходами — лучше, если они находятся примерно в равном соотношении друг с другом.

Профицит бюджета

Профицит бюджета – это превышение доходных статей над расходными. Профицит принято делить на первичный, рассчитанный без учёта затрат обслуживание долгов (выплат по внутренним и внешним заимствованиям), и вторичный, учитывающий их.

Несмотря на то, что на первый взгляд профицит бюджета – благая вещь, далеко не все экономисты этой точки зрения. В среде аналитиков распространено мнение, что что профицит является следствием жёсткой экономии на расходах, ведущей к дефициту оборотных средств в экономике, в том числе к снижению ликвидности банков и других кредитных организаций.

Согласно предположениям некоторых корифеев экономической науки, вмешательство государства в экономику, в том числе в форме госзакупок, может влиять на уровень занятости в стране и способствовать выходу из кризиса. Поэтому бюджет не только может, но и должен иметь определённый уровень контролируемого дефицита.

Один из ключевых вопросов бюджетирования — куда направляются средства расходных статей. Если они вкладываются в развитие производства и науки, то такие инвестиции должны привести к росту доходов в перспективе. Таким образом, профицит бюджета не может являться самоцелью.

Наиболее наглядно отражает уровень профицита его отношение к ВВП. Мировая практика показывает, что бюджетный профицит чаще встречается у стран-экспортёров углеводородного и другого сырья. Развитые страны с преобладанием обрабатывающих отраслей и инновационных технологий в большей степени тяготеют к дефицитным бюджетам. Государства с быстрыми темпами экономического развития находятся где-то посередине между этими двумя группами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *