Кто может содержать представительство иностранной организации
Перейти к содержимому

Кто может содержать представительство иностранной организации

  • автор:

Кто может содержать представительство иностранной организации

НК РФ Статья 306. Особенности налогообложения иностранных организаций. Постоянное представительство иностранной организации

1. Положениями статей 306 — 309 настоящего Кодекса устанавливаются особенности исчисления налога иностранными организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, в случае, если такая деятельность создает постоянное представительство иностранной организации, а также исчисления налога иностранными организациями, не связанными с деятельностью через постоянное представительство в Российской Федерации, получающими доход из источников в Российской Федерации.

2. Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей настоящей главы понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее в настоящей главе — отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:

пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи.

Деятельностью иностранной организации на территории Российской Федерации в целях настоящего Кодекса также признается деятельность, осуществляемая иностранной организацией — оператором нового морского месторождения углеводородного сырья и связанная с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья.

(абзац введен Федеральным законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ)

3. Постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. При этом деятельность по созданию отделения сама по себе не создает постоянного представительства. Постоянное представительство прекращает существование с момента прекращения предпринимательской деятельности через отделение иностранной организации.

При пользовании недрами и (или) использовании других природных ресурсов постоянное представительство иностранной организации считается образованным с более ранней из следующих дат: даты вступления в силу лицензии (разрешения), удостоверяющей право этой организации на осуществление соответствующей деятельности, или даты фактического начала такой деятельности. В случае, если иностранная организация выполняет работы, оказывает услуги другому лицу, имеющему указанную лицензию (разрешение) или выступающему в качестве генерального подрядчика для лица, имеющего такую лицензию (разрешение), при решении вопросов, связанных с образованием и прекращением существования постоянного представительства этой иностранной организации, применяется порядок, аналогичный установленному пунктами 2 — 4 статьи 308 настоящего Кодекса.

4. Факт осуществления иностранной организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства. К подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся:

1) использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих этой иностранной организации, до начала такой поставки;

2) содержание запаса товаров, принадлежащих этой иностранной организации, исключительно для целей их хранения, демонстрации и (или) поставки до начала такой поставки;

3) исключен. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров этой иностранной организацией;

4) содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации;

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.

Положения настоящего пункта не распространяются на постоянное место деятельности, которое используется или эксплуатируется иностранной организацией, если данная организация или взаимозависимая с ней организация осуществляет предпринимательскую деятельность в этом месте или в любом другом месте на территории Российской Федерации и при этом такая деятельность приводит к образованию постоянного представительства данной организации или взаимозависимой с ней организации в соответствии с положениями настоящей статьи, определяющими постоянное представительство, или совокупная деятельность в результате комбинации деятельности, осуществляемой данной организацией и взаимозависимой с ней организацией в этом месте или данной организацией либо взаимозависимыми организациями в двух разных местах, не носит подготовительный или вспомогательный характер при условии, что предпринимательская деятельность, осуществляемая данной организацией и взаимозависимой с ней организацией в этом месте или данной организацией либо взаимозависимыми организациями в двух разных местах, представляет собой взаимодополняющие функции, которые являются частью единого бизнес-процесса, относящегося к предпринимательской деятельности.

(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2023 N 389-ФЗ)

4.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 30.07.2010 N 242-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Факт владения иностранной организацией ценными бумагами, долями в капитале российских организаций, а также иным имуществом на территории Российской Федерации при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, сам по себе не может рассматриваться для такой иностранной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в Российской Федерации.

Факт осуществления на территории Российской Федерации управляющим лицом иностранного инвестиционного фонда (компании), указанным в пункте 14 статьи 25.13 настоящего Кодекса, а также нанятыми им лицами, их сотрудниками и (или) представителями функций по управлению активами такого фонда (компании) и факт осуществления функций, указанных в пункте 3 статьи 246.2 настоящего Кодекса, в отношении фонда или организаций (структур без образования юридического лица), в которых прямо или косвенно участвует такой фонд (компания), а также иной деятельности, непосредственно связанной с реализацией указанных функций, сами по себе не могут рассматриваться как приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации указанного фонда (компании), иностранных организаций (структур без образования юридического лица), в которых прямо или косвенно участвует такой фонд (компания), и (или) прямых или косвенных акционеров (участников, пайщиков, партнеров) указанного фонда (компании).

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ)

6. Факт заключения иностранной организацией договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон (участников), осуществляемую полностью или частично на территории Российской Федерации, сам по себе не может рассматриваться для данной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в Российской Федерации.

7. Факт направления иностранной организацией своих работников для работы на территории Российской Федерации или иной территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, в другой организации по договору о предоставлении труда работников (персонала) при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как факт, приводящий к образованию постоянного представительства иностранной организации, направившей своих работников, если такие работники действуют исключительно от имени и в интересах организации, в которую они были направлены.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Осуществление иностранной организацией операций по ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации товаров, в том числе в рамках внешнеторговых контрактов, при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства этой организации в Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае, если эта иностранная организация осуществляет поставки с территории Российской Федерации принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем, а также в случае, если эта иностранная организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий, когда такие контракты заключаются от имени этой иностранной организации, или в отношении передачи права собственности на имущество, или предоставления права пользования имуществом, принадлежащим этой иностранной организации либо на которое эта иностранная организация имеет право пользования, или в отношении оказания услуг этой иностранной организацией, создавая при этом правовые последствия для этой иностранной организации (зависимый агент).

(в ред. Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Деятельность иностранной организации не приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, если такая организация осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через брокера, комиссионера, управляющее лицо иностранного инвестиционного фонда (компании), указанное в пункте 14 статьи 25.13 настоящего Кодекса, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности (независимый агент).

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2017 N 436-ФЗ, от 31.07.2023 N 389-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Тот факт, что лицо, осуществляющее деятельность на территории Российской Федерации, является взаимозависимым с иностранной организацией, при отсутствии признаков зависимого агента, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи, не рассматривается как приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в Российской Федерации.

П. 11 ст. 306 (в ред. ФЗ от 20.04.2021 N 101-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2021.

11. Деятельность UEFA (Union of European Football Associations) и дочерних организаций UEFA в период по 31 декабря 2021 года включительно, FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерних организаций FIFA, указанных в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и являющихся иностранными организациями, не приводит к образованию постоянного представительства этих организаций в Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 101-ФЗ, от 20.04.2021 N 101-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Осуществляемая на территории Российской Федерации деятельность конфедераций, национальных футбольных ассоциаций, производителей медиаинформации FIFA (Federation Internationale de Football Association), поставщиков товаров (работ, услуг) FIFA, коммерческих партнеров UEFA, поставщиков товаров (работ, услуг) UEFA, определенных Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», учрежденных, зарегистрированных или основанных за пределами территории Российской Федерации, в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом, не приводит к образованию постоянного представительства этих организаций в Российской Федерации.

(п. 12 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 101-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Осуществляемая на территории Российской Федерации по соглашению с FIFA (Federation Internationale de Football Association) или UEFA (Union of European Football Associations), дочерними организациями FIFA деятельность вещателей FIFA и вещателей UEFA, определенных Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», учрежденных, зарегистрированных или основанных за пределами территории Российской Федерации, в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом, не приводит к образованию постоянного представительства этих организаций в Российской Федерации.

(п. 13 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 101-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Оказание иностранной организацией услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, не приводит к образованию постоянного представительства этой организации в Российской Федерации.

(п. 14 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ)

15. Факт осуществления на территории Российской Федерации иностранной организацией, указанной в подпункте 4 пункта 6 статьи 246.2 настоящего Кодекса, а также нанятыми ею лицами, ее сотрудниками и (или) представителями функций по управлению такой организацией, ее деятельностью, связанной с эксплуатацией морских судов, судов смешанного (река — море) плавания, воздушных судов и (или) деятельностью по международным перевозкам грузов, пассажиров и их багажа и по оказанию иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг, сам по себе не может рассматриваться как факт, приводящий к образованию постоянного представительства в Российской Федерации указанной иностранной организации, иностранных организаций, в которых прямо или косвенно участвует такая организация, и (или) прямых или косвенных акционеров (участников, пайщиков, партнеров) указанной организации.

(п. 15 введен Федеральным законом от 27.11.2018 N 424-ФЗ)

Все, что нужно знать о выходе иностранных компаний на российский рынок

Разбираемся в законах и изучаем варианты для иностранного бизнеса, желающего выйти на российский рынок.

Какие есть варианты у иностранной компании для открытия бизнеса в РФ

Зарегистрировать иностранный бизнес в России можно тремя путями:

  • Открыть филиал
  • Открыть представительство
  • Открыть дочернюю компанию — ООО или АО

При правильном оформлении все они подотчетны учредителю иностранной компании. Учредитель может управлять бизнесом лично или нанимать любого другого человека на управляющую должность.

Личное присутствие для этого не обязательно: можно просто подготовить доверенность для юриста. Он подпишет документ за учредителя или другое ответственное лицо, а документы из госинстанций придут в готовом виде по почте на адрес компании. Иногда процесс можно ускорить, если учредитель российской компании будет присутствовать лично, но это зависит от ситуации.

Давайте разберемся, какой формат лучше подойдет вашему бизнесу и что вам понадобится для регистрации в конкретной форме.

Вариант 1 — открыть и аккредитовать представительство или филиал

Представительства и филиалы очень похожи между собой.

По закону это подразделения иностранных компаний, юридическую и финансовую ответственность за которых несет сама иностранная компания. Процесс регистрации также схож — нужны одинаковые документы, к которым предъявляют одни и те же требования.

Есть только одно отличие: филиал может вести коммерческую деятельность (заниматься импортом и продажами), а представительство — нет. Представительство можно использовать, чтобы выходить на рынок без прямых продаж и защищать юридические интересы. Если у вас продукт B2B или B2G глобального масштаба, представительство может решить ваши задачи даже лучше: выход на рынок и валютный контроль будет упрощен.

Дальше мы будем писать просто «филиал» или «представительство», подразумевая обе формы организации.

Алгоритм регистрации состоит из 12 шагов. Мы подготовили подробное описание процессов, чтобы вы могли ознакомиться с этапами.

1 шаг — Подготовка Положения о филиале. Его составляют в свободной форме, но в нем должны быть:

  • организационно-правовая форма и наименование иностранного юридического лица,
  • адрес местонахождения иностранного юридического лица в стране регистрации,
  • наименование филиала,
  • место его нахождения на территории Российской Федерации,
  • цели создания, открытия и виды деятельности филиала,
  • порядок управления филиалом иностранного юридического лица.

Можно указать больше сведений: рассказать, чем и как будет заниматься филиал.

При самостоятельном выполнении мы рекомендуем этого не делать. Текст не должен противоречить ни одному закону РФ, а чем меньше будет текста, тем менее вероятно он будет противоречить законам.

Оформим документы для аккредитации

Узнать больше

Также готовы взять на себя функцию полного сопровождения и регистрации компании под ключ.

Узнать больше

2 шаг — Сбор документов и подготовка нотариально заверенных переводов.
Конкретные методы сбора зависят от законов страны, в которой зарегистрирован бизнес. Мы не будем давать конкретные советы — просто расскажем о требованиях, которые предъявят работники российских инстанций.

Решение создать филиал или представительство нужно зафиксировать — подготовить документ (он так и называется — Решение) в соответствии с учредительными документами юрлица и законами страны.

Кроме документально обоснованного решения нужны:

  • учредительные документы юрлица,
  • документ, который подтвердит статус юрлица (обычно это выписка из реестра юрлиц),
  • документ, подтверждающий статус налогоплательщика в стране — в документе обязательно должен быть код налогоплательщика или его аналог.

Всем документам не должно быть больше 12 месяцев на момент подачи заявления об аккредитации.

Если оформить документы не по установленным правилам, в аккредитации откажут без возврата госпошлины.

  • Лучше предоставлять оригиналы. Копии можно, но только в порядке, установленном законодательством.
  • Если документы на иностранном языке — нужен нотариально заверенный перевод на русский.
  • Иностранным документам нужна консульская легализация или проставленные апостили (если в вашем случае не действуют установленные законом исключения).
  • Если в документе больше 1 листа, его нужно прошить, а листы пронумеровать. На обратной стороне последнего листа — указать их количество.
  • Документы нельзя исправлять или подчищать.
  • Нужно сделать нотариально заверенные копии всех документов, чтобы предоставить их в Торгово-Промышленную Палату Российской Федерации.

3 шаг — Подготовка заявления по форме №15АФП. Она установлена Приказом ФНС России № ММВ-7-14/681@ — тем, что от 26.12.2014

Его заполняют на русском языке. Подписывает иностранное лицо или представитель. В заявлении обязательно указывается численность работников.

Учтите — когда вы используете сведения из документов и переводов, важно цитировать их до буквы. Если в переводе напишут «Интернешнл», а в заявлении окажется «Интернешенл», заявление могут отклонить.

4 шаг — Заверить сведения о количестве работников в Торгово-Промышленной Палате Российской Федерации. Эти сведения заверяют всегда, даже при отсутствии работников. Исключение — банки и авиакомпании.

Все актуальные сведения о заверении ТПП РФ указывает на своем сайте — прикрепляем ссылку на раздел о заверении сведений о работниках. Они могут меняться, поэтому мы не пересказываем их в статье.

Сориентируем только по расходам: в последние годы это 21 000 рублей (актуально на момент выкладки).

5 шаг — Оплата госпошлины за аккредитацию (120 000 рублей). Актуальные реквизиты указаны в соответствующем разделе на сайте ФНС.

6 шаг — Подача документов на аккредитацию. Всех аккредитует ФНС, но есть особый порядок. Он установлен для СМИ, банков и авиакомпаний. СМИ аккредитует МИД РФ, банки — ЦБ РФ, авиакомпании — Федеральное воздушное агентство.

Что понадобится для аккредитации, если вы не СМИ, не банк и не авиакомпания:

  • заполненное заявление по форме №15АФП,
  • учредительные документы юрлица,
  • документы, которые подтвердят статус юрлица и налогоплательщика,
  • документально зафиксированное решение о создании филиала,
  • положение об иностранном филиале,
  • доверенность, наделяющая руководителя российского филиала полномочиями,
  • опись всех представленных документов (2 экземпляра).

Также мы рекомендуем взять документ об уплате госпошлины: электронная система может медленно обновляться и не показывать информацию о прошедшей оплате.

Подавать документы можно лично, через представителя (тогда понадобится доверенность) или почтой.

7 шаг — Получение документов об аккредитации. Решение выносят в 15 рабочих дней с момента подачи документов.

После аккредитации вам выдадут:

  • свидетельство по форме №15СвФП,
  • информационный лист по форме №15ЗФП.

Аккредитация бессрочная. Но если изменятся сведения, которые содержатся в поданных вами документах, придется пройти переаккредитацию.

Технически, вы аккредитованы. Но на этом ничего не заканчивается.

Компанию могут не аккредитовать сразу. Если вы предоставите неполный комплект документов или неправильно его оформите, вам дадут срок для устранения недостатков (не больше 15 рабочих дней). Если не успеть все переделать, в аккредитации откажут. Пошлины в таком случае не вернут

8 шаг — Постановка на налоговый учет. Она происходит автоматически, поэтому вам нужно только получить свидетельство о постановке на учет в местном отделении ФНС.

9 шаг — Получение уведомления об учете в статрегистре и кодов статистики в Росстате. Для этого нужно предоставить в Отдел Ведения Статрегистра:

  • свидетельство о постановке на налоговый учет,
  • информационный лист о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц об аккредитованном, осуществляющем деятельность на основании разрешения филиале, представительстве иностранного юридического лица.

Также нужно забрать коды статистики из Росстата.

10 шаг — Постановка на учет в Пенсионный Фонд России и Фонд Социального Страхования. Компания, как работодатель, должна быть там зарегистрирована и платить взносы за работников.

В каждую инстанцию вам нужно подать заявления о постановке на учет и документы, подтверждающие статус филиала. После этого вы получите уведомления о постановке. В них вам укажут нужный для отчетности регистрационный номер.

На этом шаге филиал считается полностью зарегистрированным, но нужно пройти еще несколько процедур.

11 шаг — Открытие расчетного счета в банке. Чтобы открыть счет, нужно предоставить банку документы о регистрации филиала или представительства.

Банки требуют личного присутствия руководителей иностранных организаций, и отказываются открывать счет без них. Это их внутренняя политика и их право — переубедить банк не получится. В редких случаях банки этого не требуют, но обычно руководителю все же приходится приезжать.

12 шаг — Получение персональной аккредитации и виз для иностранных работников. Вы можете приглашать для работы иностранных специалистов — и нанимать новых, и переводить к себе уже работающих на компанию.

Для этого работнику понадобится персональная аккредитация или разрешение на работу.

Аккредитацию тоже проходят в Торгово-Промышленной Палате, и она может занимать до 6 месяцев — но сразу после подачи документов работнику выдадут временное свидетельство, и он сможет приступить к работе.

Что понадобится для аккредитации работника:

  • письмо с просьбой о персональной аккредитации за подписью руководителя головного офиса или филиала (можно подать электронно); к письму нужно приложить поручение на обработку персданных работника,
  • свидетельство по форме № 15СвФП (лучше нотариально заверенной копией, можно оригинал с незаверенной копией),
  • информационный лист по форме № 15ЗФП (лучше нотариально заверенной копией, можно оригинал с незаверенной копией),
  • доверенность о наделении руководителя полномочиями (на русском языке, строго в виде нотариально заверенной копии),
  • автобиографическая справка о работнике по образцу (2 экземпляра, в каждом должны быть вклеены фотографии работника и проставлена его личная подпись),
  • 2 цветных фотографии 3?4, полностью соответствующих требованиям Торгово-Промышленной Палаты,
  • копия страницы паспорта с установочными данными,
  • если есть — оригинал аккредитационной карточки, которую выдает ГРП при Минюсте РФ.

Также работнику потребуется встать на миграционный учет (срок — 7 дней с момента прибытия). В случае, если сотрудник выедет из Москвы в другой город, ему потребуется встать на учет в другом городе, перед уездом сняться с учета, а по возвращению в Москву снова встать на учет в ней.

Граждан РФ аккредитовывать не нужно.

После того, как вы аккредитуете фирму и работников, можно начинать работать.

Вариант 2 — открыть дочернюю компанию: ООО или АО

Дочерние компании самостоятельны юридически и финансово. В некоторых случаях ответственность может быть возложена на головную компанию, но это — исключения, касающиеся манипуляций с законом о банкротстве.

Самостоятельность дочерних компаний не мешает им быть полностью подчиненными владельцу иностранной компании: иностранцы-физлица и иностранные юрлица могут открывать ООО в России. Личное присутствие для этого тоже не обязательно: хватит доверенности.

Открыть дочернюю компанию можно в двух юридических формах: ООО и АО. Почти всегда используется первая — она проще и быстрее в регистрации.

У ООО крайне мало ограничений: даже очень крупный бизнес может использовать свободно эту форму. АО нужно компаниям со сложной структурой, растущим внутри РФ и собирающимся выйти за рубеж.

АО тоже может пригодиться. Но, по нашим наблюдениям, оно нужно 1–3 компаниям из 1000, поэтому мы осветим этот вопрос в специализированной статье.

Как бизнесу зарегистрировать ООО в России. Алгоритм открытия проще, чем у представительств и филиалов.

1 шаг — Сбор документов учредителя. Конкретный список зависит от того, кто выступит учредителем — лично владелец бизнеса или иностранное юрлицо.

Если учредителем выступает физлицо, достаточно подать документ, удостоверяющий его личность. В идеале это должен быть паспорт.

Если учредитель — юрлицо, то понадобится документ, подтверждающий статус юрлица. Обычно это справка из реестра юрлиц.

  • Анкета для регистрации юридического лица (перед подачей нужно заполнить и подписать)
  • Сертификаты на адрес, на директоров, на участников, на актуальность данных (Certificate of Incumbency)
  • Свидетельство о государственной регистрации (инкорпорации)
  • Устав (при необходимости — учредительный договор) иностранного юридического лица
  • Нотариально заверенная копия паспорта руководителя иностранной организации (с переводом)
  • Документ, подтверждающий назначение руководителя иностранного юридического лица
  • Контактный телефонный номер и адрес электронной почты для указания в Едином государственном реестре юридических лиц

Можно подавать нотариально заверенные копии документов.

Иностранным документам нужна легализация: консульская или через апостиль.

Документы не на русском принимаются только с нотариально заверенным переводом. Перевод нужен всегда: здесь исключений нет.

2 шаг — Определение структуры компании. Необходимо определить состав учредителей и назначить гендиректора — лицо, представляющее компанию и действующее без доверенности. Таких лиц может быть два и более.

Гендиректором нельзя ставить человека, внесенного в список дисквалифицированных лиц. Если нарушить это правило, может прийти отказ в регистрации.

Если гендиректор — иностранный гражданин, ему понадобится рабочая виза, нотариально заверенный перевод его документов и разрешение на работу.

3 шаг — Определение налогового режима. Регистрация может пройти проще, если сразу выбрать налоговый режим. В случае с ОСН никаких документов не нужно, в случае с УСН необходимо прикрепить заявление о применении УСН.

УСН — спецрежим со множеством ограничений. Проверьте на специальной странице ФНС, не будет ли у вашей компании ограничений на применение УСН.

4 шаг — Определение юридического адреса. Важно отнестись к юридическому адресу со всей серьезностью: несоответствие адреса реальному может привести к затруднениям в ведении бизнеса. Представители закона могут внести в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся сведений. Помимо этого, возможен запуск процедуры по созданию филиала вашего ООО по месту реального нахождения.

После того, как вы определитесь с адресом и снимете помещение, нужно собрать документы:

  • гарантийное письмо о предоставлении помещения и адреса для регистрации компании,
  • договор аренды или документ о праве собственности.

5 шаг — Разработка учредительных документов. Основной документ — устав. Можно воспользоваться типовым, можно индивидуальным.

Мы рекомендуем делать устав индивидуально под фирму — этот вариант гибче, вы можете прописать в нем сотни внутренних правил и нюансов. А типовой устав подойдет в случае, если вам подходят его положения и нужно зарегистрировать компанию как можно быстрее.

Что обязательно должно входить в устав:

  • Населенный пункт, в котором находится ООО
  • Размер уставного капитала — не может быть меньше 10 000 рублей, сумма определяется строго в российских рублях
  • Информация об общем собрании участников общества, в частности:
    • компетенция общего собрания участников (определяется учредителями),
    • порядок принятия решений,
    • дату проведения годовых собраний.
    • порядок избрания,
    • срок полномочий,
    • порядок деятельности и принятия решений,
    • количество таких должностей и людей на каждой из них,
    • возможность единоличного или совместного взаимодействия в случае, если их несколько

  • Информация об органах, принимающих решения строго коллегиально — от компетенций и способов избрания до дополнительных обязанностей и порядка принятия решений (создавать такой орган не обязательно)
  • Информация о совете директоров (создавать его не обязательно)
  • Информация о ревизоре общества или соответствующей комиссии (обязателен, если в ООО больше 15 участников)
  • Информация о правах и обязанностях участников общества, если в них включено что-то помимо предусмотренного законами
  • Информация о порядке и последствиях выхода участника из общества
    ( обязательно прописывается: обычно выход не предусмотрен, а закон слабо регулирует такие случаи)
  • Информация о том, как доля или ее часть будет переходить другим лицам
  • Информация о правилах хранения документов и о том, как общество будет предоставлять участникам необходимую информацию
  • Иная информация — если вы хотите прописать правила, которые не урегулированы законами.

В зависимости от обстоятельств (включающих в том числе происходящее внутри организации) устав может включать дополнительные пункты.

Подготовим устав для вашего ООО

Узнать больше

И оформим его под ключ

Узнать больше

Если ООО создают несколько участников, понадобится учредительный договор. Этот документ намного проще — он составляется в свободной форме, и в нем должно быть намного меньше информации. По сути, он формализует следующие моменты:

  • правила совместного взаимодействия по учреждению ООО,
  • размер уставного капитала,
  • порядок и сроки оплаты долей в уставном капитале.

6 шаг — Подготовка заявления о регистрации по форме Р11001 и заверяем подписи. Нужно скачать форму с сайта ФНС и заполнить ее в полном соответствии с юридическими требованиями.

После заполнения нужно будет подписать ее у нотариуса — тот заверит подпись.

Если нужно быстро зарегистрировать компанию, не обязательно собирать подписи всех учредителей. Вы можете прописать в Уставе возможность войти в список учредителей, зарегистировать компанию на находящегося в России человека и после создания ООО включить руководителя головной организации в список учредителей.

7 шаг — При необходимости (это исключительные, но встречающиеся случаи), получение разрешения на регистрацию. Закон может предусмотреть этот этап для разных компаний. Например, банки с иностранным участием открываются только по разрешению ЦБ РФ.

Обычно компаниям это разрешение не нужно — но мы рекомендуем заранее уточнить, нужно ли оно вашему бизнесу.

8 шаг — Оплата госпошлины за открытие ООО (4000 рублей). Реквизиты выдают непосредственно в органе, в котором вы регистрируетесь.

Можно не платить, если подавать документы электронно. Для этого понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись.

Заполняйте квитанцию аккуратно. Неправильно оформленный платеж вернут минимум через месяц: процесс возврата долгий.

9 шаг — Подача документов на регистрацию. Документы подаются по месту нахождения будущего ООО.

Даем список документов. Он закрытый: налоговая будет не вправе требовать другие документы. Но будет проще, если вы подадите вместе с этим списком все, что мы упоминали выше.

Какие документы точно понадобятся:

  • Заполненная форма Р11001
  • Документально зафиксированное решение о создании ООО
  • Устав — подается в двух экземплярах
  • Паспорт заявителя или представителя (делать копию не нужно — просто предъявить во время подачи документов)
  • Гарантийное письмо и другие документы, которые подтвердят использование юр.адреса

Какие документы зависят от условий подачи:

  • Если переходите на УСН — заявление об использовании УСН
  • Если учредитель — не-российское юрлицо, нужен подтверждающий статус документ
  • Если заявление подается по доверенности — сама доверенность

Что не обязательно, но может помочь:

  • Квитанция об уплате госпошлины

В зависимости от конкретной ситуации и вносимых в закон изменений список подаваемых документов может быть шире.

10 шаг — Получение документов о регистрации. Если оснований для отказа в документах не найдут, ООО зарегистрируют.

На электронную почту, указанную в заявлении, вам отправят:

  • лист записи по форме № Р50007,
  • учредительный документ с соответствующими отметками ФНС,
  • документ о постановке на учет в ФНС.

Дочерняя ООО будет зарегистрирована, можно начинать работу.

Почему мы рекомендуем открывать ООО, а не филиалы и представительства

Кратко перечислим причины:

Процесс регистрации проще. Нужно меньше взаимодействия с иностранными и российскими международными органами. Даже сотрудники относятся проще к регистрации ООО.

Срок регистрации меньше. 3 дня на рассмотрения решения по регистрации ООО против срока «не менее 30 дней» по регистрации филиала.

Регистрация дешевле. Разница заметна уже на уровне пошлин — 4000 ? против 141 000 ? (при этом деньги за незарегистрированное ООО вернут в ближайшие пару месяцев), а за филиал или представительство — нет).

Кроме того, с представительствами и филиалами из-за длительности процесса и расширенного списка документов требуется больше работы подрядчиков. С учетом оплаты нотариальных и юридических услуг разница в затратах на открытие бизнеса может колебаться от пяти- до двенадцатикратной.

Ниже риски. В случае, если дочернее ООО обанкротится, «головная» компания ничем не рискует — за исключением случаев нарушений и злоупотреблений законом о банкротстве.

ООО участвовать в тендерах, представительства и филиалы — нет. В российских тендерах могут участвовать только российские компании. Представительства и филиалы официально считаются иностранным бизнесом, поэтому их к тендерам не допускают. ООО даже с иностранным участием считается российской компанией, поэтому она может работать на государственные заказы.

ООО может ввозить и продавать продукцию, представительства и филиалы — нет. Филиалы могут вести коммерческую деятельность, но им запрещен ввоз продукции: доступно только оказание услуг и производство «на месте». ООО же, как самостоятельная компания, может самостоятельно закупить продукцию у головного офиса и ввезти ее в Россию.

Ниже налоги (редко, но бывает). ООО может использовать УСН при соблюдении определенных условий, филиал — нет.

Зарегистрируем вашу компанию в России

Узнать больше

Берем на себя все вопросы регистрации

Узнать больше

Какие «узкие места» ждут компанию в ходе открытия бизнеса в РФ

Человеку, открывающему компанию, придется много работать с документами и находиться в России.

  • правильно оформить и перевести иностранные документы,
  • подготовить устав,
  • получить корректный юридический адрес,
  • завести счет в банке,
  • получить визы и разрешения на работу для сотрудников.

Очень важно знать российские законы, порядок действия органов и различные нюансы. Без них можно натолкнуться на то, о чем вы даже не подозревали.

Например, кто-то из соучредителей решит внести в качестве уставного капитала не деньги, а свое имущество — помещение или оборудование.
Тогда понадобится независимая оценка стоимости: без нее в регистрации ООО откажут. В лучшем случае предупредят на месте и дадут время на обсуждение (что маловероятно), в худшем — просто пришлют письменный отказ.

Другой пример — порядок принятия решений в компании.
Например, если в компании проводится общее собрание и принимается общее решение, то само решение и состав присутствующих участников нужно заверять нотариально. Иначе его не признают. Но если прописать в Уставе иной способ подтверждения, нотариальное заверение вам не понадобится.

Аккуратности требует даже оформление договора подряда, чтобы ФНС не заподозрила компанию в уклонении от налогов.
Налоговая очень внимательно вчитывается в договоры подряда, и за определенные формулировки может признать договор трудовым. Даже если вы действительно наняли подрядчика, но на всякий случай прописали, что он выполняет свои обязанности с 11:00 до 19:00, договор могут переквалифицировать: слишком часто таким образом оформляют сотрудников, уходя от налогов.

Важно уметь работать с бюрократическими требованиями российских представительств и госинстанций. Без опыта работы с документами невозможно добиться того, чтобы их приняли с первого раза. Сотрудники очень внимательно работают с документами и следят за исполнением мельчайших формальных требований.

Возьмем на себя оформление вашей компании

Узнать больше

И реализуем сопровождение под ключ

Узнать больше

Ответы на частые вопросы

— Сколько времени занимает весь процесс?
— Зависит от формы собственности и других сопутствующих факторов. Обычно на оформление компании уходит от 3 недель до 2,5 месяцев.

— На какую стоимость регистрации нужно рассчитывать?
— Вопрос в формате и особенностях оформления. Рассчитывать на сумму меньше 100 000 при регистрации ООО не стоит — мы советуем заложить в 2–3 раза больше. Если нужно регистрировать филиал, стоит умножить сумму еще в 2 раза.

— Какие документы нужны для регистрации?
— Предоставляем список:

  • анкета для регистрации юридического лица (перед подачей нужно заполнить и подписать),
  • сертификаты на адрес, на директоров, на участников, на актуальность данных (Certificate of Incumbency),
  • устав (учредительный договор) иностранного юридического лица,
  • выписка из торгового реестра страны происхождения иностранной организации,
  • свидетельство о государственной регистрации (инкорпорации) иностранной организации,
  • документ, одтверждающий назначение руководителя иностранного юридического лица,
  • нотариально заверенная копия паспорта руководителя иностранной организации (с переводом),
  • копия паспорта конечного бенефициара (ultimate beneficiary owner). Данный документ может потребоваться при открытии счета в банке, также банки вправе на ежегодной основе запрашивать актуальные сведения о конечном бенефициаре,
  • контактный телефонный номер и адрес электронной почты для указания в Едином государственном реестре юридических лиц.

По ситуации может потребоваться больше документов, но эти — стопроцентно неоюходимый минимум.

— Руководитель не может приехать в Россию, сможем ли мы зарегистрировать компанию?
— В теории это возможно. Чтобы дать точный ответ, нужно обсудить конкретный случай, возможности и ограничения. После обсуждения станет понятно, что вам могут предложить, и какой из этих вариантов будет для вас комфортнее.

Аккредитованное представительство иностранной компании

Вопрос:
имеет ли право официально аккредитованное представительство иностранной компании осуществлять коммерческую деятельности и может ли быть стороной договора, например, поставщиком?
Ответ:
Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» предусматривает, что иностранное юридическое лицо, цель создания или деятельность которого имеют коммерческий характер, может работать в России через филиал или представительство со дня их аккредитации. Это означает, что для ведения деятельности в России иностранная компания может открыть обособленное подразделение в форме представительства или филиала. Представительство или филиал не являются юридическим лицом. Разница между ними состоит в объеме полномочий. Представительство представляет интересы юридического лица, а филиал осуществляет функции юридического лица (ст. 55 ГК РФ). Деятельность представительства – представление интересов иностранного юридического лица и осуществление их защиты (п. 1 ст. 55 ГК РФ). В соответсвии с ГК РФ – это уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами (ст. 185 ГК РФ). Тармин «представительство» в гражданском праве означает сделку, совершенную одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности (ст. 182 ГК РФ). Следовательно, представление интересов включает в себя, в том числе, заключение сделок. То есть представительство может совершать любые сделки в интересах иностранной организации.
Таким образом, в законодательстве нет запретов на ведение коммерческой деятельности иностранным представительством от лица головной организации. Представление интересов может включать в себя различные действия, а представительство может наделяться, на наш взгляд, любыми полномочиями, которые могут быть ограничены только в силу прямого указания закона. Следовательно, санкций за ведение представительством коммерческой деятельности в пользу представляемого лица, российское законодательство не предусматривает.
С точки зрения валютного законодательства, процедура прохождения валютного контроля и оформления паспорта сделки при заключении договоров с контрагентами для филиалов и представительств будет одинакова.
На территории РФ представительство иностранной организации действует в соответсвии с законодательством РФ.
С налоговой точки зрения ведение коммерческой деятельности Представительства иностранной организации сопряжено с получением дохода на территории РФ и не имеет значения, в какой форме создано обособленное подразделение иностранной организации.
Любая деятельность направлена на получение дохода. Следовательно, представительство иностранной компании получая прибыль от предпринимательской деятельности на территории РФ, является полноценным налогоплательщиком и исчисляет, а также уплачивает налоги. Налог на добавленную стоимость будет возникать, если представительство, например, реализовывает товары, работы, услуги на территории РФ или перемещает товары на таможенную территорию РФ. Налогом на прибыль будут облагаться доходы только в случае, если иностранная организация будет осуществлять деятельность, которая приводит к образованию «постоянного представительства» на территории РФ.
В соответствии со ст. 306 Налогового кодекса РФ деятельность иностранной компании на территории РФ приводит к образованию постоянного представительства, если она одновременно отвечает следующим признакам: наличие любого места деятельности иностранной организации (обособленное подразделение, филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, строительная площадка); осуществление иностранной организацией в этом месте коммерческой деятельности; осуществление такой деятельности иностранной организацией регулярно.
Деятельность, приводящая к образованию постоянного представительства, обязывает к самостоятельному исчислению и уплачивнию всех необходимых налогов и сборов, а также к сдачи предусмотренной отчетности, в соответсвии с законодательством РФ.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что, представительство иностранной организации имеет право проводить коммерческие сделки на территории РФ.

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право Задать свой вопрос

  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Руководителю
  • Кадровику
  • Купить КонсультантПлюс
  • Бесплатный доступ
  • Установка и обслуживание
  • Сопровождение
  • Обучение
  • Атлант НАВИГАТОР
  • Линия консультаций
  • Семинары

Юридический адрес: 115088, г. Москва, ул. 1-я Дубровская, дом 13а
Строение 2, офис 302 © Атлант-право, 2002 — 2024

Представительство ведет коммерческую деятельность: возможно ли это и насколько безопасно?

Екатерина Гостева

Бытует мнение, что представительство иностранной компании может исполнять исключительно «представительскую» функцию, но не вести от имени головной организации коммерческую деятельность. Между тем иностранная компания может открыть подразделение как с целью ведения коммерческой деятельности, так и для деятельности вспомогательного или подготовительного характера. От выбора способа ведения дел зависят налоговые последствия.

Что говорит гражданское законодательство

Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» предусматривает, что иностранное юридическое лицо, цель создания или деятельность которого имеют коммерческий характер, может работать в России через филиал или представительство со дня их аккредитации.

То есть для ведения деятельности в России иностранная компания может открыть обособленное подразделение в форме представительства или филиала. Часто на этапе аккредитации иностранные компании стоят перед выбором, какую форму обособленного подразделения выбрать?

Ни представительство, ни филиал не являются юридическим лицом. Разница между ними состоит в объеме полномочий. Представительство представляет интересы юридического лица, а филиал осуществляет функции юридического лица (ст. 55 ГК РФ).

Выбирая представительство, иностранные компании часто задумываются, а что, если в будущем возникнет необходимость провести через свое обособленное какую-либо коммерческую сделку? Попробуем разобраться, могут ли возникнуть проблемы, и каким санкциям может быть подвергнуто представительство, если получит доход?

Основная деятельность представительства – представление интересов иностранного юридического лица и осуществление их защиты (п. 1 ст. 55 ГК РФ). В законодательстве нет четкого определения того, что значит «представление интересов». В понимании гражданского законодательства – это уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами (ст. 185 ГК РФ). Основная деятельность представительства – представление интересов иностранного юридического лица и осуществление их защиты (п. 1 ст. 55 ГК РФ). В законодательстве нет четкого определения того, что значит «представление интересов». В понимании гражданского законодательства – это уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами (ст. 185 ГК РФ).

Сам же термин «представительство» в гражданском праве – это сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности (ст. 182 ГК РФ). Следовательно, представление интересов включает в себя, в том числе, заключение сделок. То есть представительство может совершать любые сделки в интересах иностранной организации.

Таким образом, в законодательстве нет запретов на ведение коммерческой деятельности иностранным представительством от лица головной организации. Представление интересов может включать в себя различные действия, а представительство может наделяться, на наш взгляд, любыми полномочиями, которые могут быть ограничены только в силу прямого указания закона.

Лишить аккредитации представительство можно только по основаниям, указанным в законе (п. 7 ст. 21 ФЗ от 09.07.1999 № 160-ФЗ). Например, если представительство не представляет налоговую отчетность или не осуществляет операции хотя бы по одному банковскому счету, а также, если деятельность филиала, представительства иностранного юридического лица противоречит Конституции РФ, международным договорам РФ, законодательству РФ, создает угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам РФ.

Таким образом, санкций за ведение представительством коммерческой деятельности в пользу представляемого лица, российское законодательство не предусматривает.

С точки зрения валютного законодательства, процедура прохождения валютного контроля и оформления паспорта сделки при заключении договоров с контрагентами для филиалов и представительств будет одинакова.

Если представительство получило доход от коммерческой деятельности на территории РФ, необходимо знать, какие налоги нужно платить в связи с этим.

Что говорит налоговое законодательство

Следует отличать понятие «представительство иностранной организации» в гражданском и налоговом праве. С налоговой точки зрения ведение коммерческой деятельности сопряжено с получением дохода на территории РФ и не имеет значения, в какой форме создано обособленное подразделение иностранной организации: филиал или представительство.

Если представительство иностранной компании получает доходы от предпринимательской деятельности на территории РФ, то оно является полноценным налогоплательщиком и должно исчислять и уплачивать, в частности, следующие налоги:

  1. Налог на прибыль организаций (20%)
  2. Налог на добавленную стоимость (10 % или 18%)

Налог на добавленную стоимость будет возникать, если представительство, например, собирается реализовывать товары, работы, услуги на территории России или перемещать товары на таможенную территорию РФ.

Обложению налогом на прибыль будут подлежать доходы только в случае, если иностранная организация будет осуществлять деятельность, которая приводит к образованию «постоянного представительства» на территории РФ.

В соответствии со ст. 306 Налогового кодекса РФ деятельность иностранной компании на территории РФ приводит к образованию постоянного представительства, если она одновременно отвечает следующим признакам:

  • наличие любого места деятельности иностранной организации (обособленное подразделение, филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, строительная площадка);
  • осуществление иностранной организацией в этом месте коммерческой деятельности;
  • осуществление такой деятельности иностранной организацией регулярно.

Таким образом, представительство иностранной компании может проводить коммерческие сделки на территории РФ, не опасаясь каких-либо санкций, однако не стоить забывать, что, если такая деятельность приводит к образованию постоянного представительства, оно обязано самостоятельно исчислять и уплачивать все необходимые налоги в России, а также сдавать соответствующую налоговую отчетность.

По нашему мнению, если иностранная компания изначально планирует осуществлять регулярную коммерческую деятельность и получать доходы в России, мы рекомендуем организовать свою деятельность через филиал, т. к. это наиболее соответствует целям организации деятельности иностранной компании на территории РФ.

Связаться с экспертом

Хотите читать советы налоговых экспертов и главных бухгалтеров?

Подпишитесь на обновления блога

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *