Соут с какого года ввели
Перейти к содержимому

Соут с какого года ввели

  • автор:

Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 «О специальной оценке условий труда»).

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

БЛАНКИ

  • Приказ о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению
  • Перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда
  • Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
  • Договор на проведение специальной оценки условий труда
  • Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
  • Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.

Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).

Последняя актуализация: 19 февраля 2019 г.

Документы по теме:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  • Федеральный закон от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  • Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  • Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»
  • Приказ Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»
  • Приказ ФСС России от 26 сентября 2016 г. № 381 «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения»
  • Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2014 г. «Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда»

Новые правила СОУТ для микропредприятий с 1 марта 2023 года

Новые правила СОУТ для микропредприятий с 1 марта 2023 года

С 1 марта 2023 года для организаций и ИП, отнесенных к категории микропредприятий, были изменены правила проведения специальной оценки условий труда работников (СОУТ). Такие организации теперь смогут проводить оценку по упрощенным правилам в порядке так называемого «самодекларирования». Рассказываем о новых правилах проведения СОУТ и о том, на кого они распространяются.

Упрощенный порядок проведения СОУТ

1 марта вступил в силу приказ Минтруда от 31.10.2022 № 699н, утвердивший правила проведения специальной оценки условий труда работников микропредприятий. Этот документ позволяет микропредприятиям проводить СОУТ самостоятельно, без привлечения сторонних специализированных организаций и в упрощенном порядке, путем заполнения специальных проверочных листов. Такие проверочные листы представляют собой перечень вопросов о том, присутствуют ли на том или ином рабочем месте вредные или опасные производственные факторы.

Отвечая на вопросы отрицательно, организация заявляет, что вредных (опасных) факторов на ее рабочих местах не выявлено. Положительные ответы будут свидетельствовать о наличии на микропредприятии вредных и опасных производственных факторов. В таких случаях компании придется привлекать к проведению СОУТ уже специализированную организацию, а спецоценка будет проводиться в общеустановленном порядке, утв. приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. С 01.03.2023 можно проводить СОУТ самостоятельно, без привлечения сторонних специализированных организаций и в упрощенном порядке, путем заполнения специальных проверочных листов.

2. Проводить СОУТ в упрощенном порядке могут только микропредприятия (ИП или организации со средней численностью работников до 15 человек и годовой выручкой до 120 млн рублей), осуществляющие виды деятельности из специального списка, причем эти виды деятельности должны быть основными (определяется по ОКВЭД).

3. Микропредприятия не могут проводить СОУТ в упрощенном порядке, если у них есть работники с правом на досрочную пенсию и рабочие места с вредными и опасными условиями труда.

4. После проведения спецоценки в упрощенном порядке, компания должна сдать декларацию СОУТ в территориальную трудовую инспекцию.

5. Декларация СОУТ является бессрочной и не требует повторного представления, если условия труда на рабочем месте не меняются.

Упрощенный порядок проведения СОУТ распространяется на организации и ИП, которые в соответствии с законодательством отнесены к категории микропредприятий. Под микропредприятием понимается компания (ИП или организация) со средней численностью работников до 15 человек и годовой выручкой до 120 млн рублей. При этом общая доля благотворительных и общественных организаций в уставном капитале микропредприятия должна составлять не более 1/4, а иностранных – не более 49%. Также к микропредприятиям относят вновь созданные организации и вновь зарегистрированные ИП, а также предпринимателей, применяющих исключительно патентную систему налогообложения (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).

Отнесение работодателя к категории микропредприятия недостаточно для того, чтобы иметь возможность проводить СОУТ в упрощенном порядке.

Кто может проводить СОУТ в упрощенном порядке

Право на проведение СОУТ в упрощенном порядке предоставляется микропредприятиям, осуществляющим один из следующих видов деятельности:

  • разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги;
  • деятельность в области информационных технологий;
  • финансовая и страховая деятельность;
  • операции с недвижимым имуществом;
  • деятельность в области права и бухгалтерского учета;
  • деятельность головных офисов и консультирование по вопросам управления;
  • деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаниий, исследований и анализа;
  • реклама и исследование рынка;
  • административная деятельность и сопутствующие дополнительные услуги;
  • образование;
  • деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры;
  • деятельность общественных организаций.

Чтобы иметь право на проведение СОУТ в упрощенном порядке, указанные выше виды деятельности должны быть у микропредприятий основными. Основной вид деятельности определяют по ОКВЭД.

В ряде случае предприятие не сможет проводить СОУТ в порядке самодекларирования даже в том случае, если один из перечисленных видов деятельности является его основным.

Кто не может применять упрощенный порядок СОУТ

Shutterstock_2042525855.jpg

Микропредприятие не вправе проводить СОУТ в упрощенном порядке при наличии у него:

  • рабочих мест работников, профессии, должности или специальности которых предоставляют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • рабочих мест, в связи с работой на которых сотрудникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда;
  • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенной СОУТ были установлены вредные или опасные условия труда.

Во всех этих случаях микропредприятие не сможет провести СОУТ самостоятельно, и для оценки рабочих мест придется привлекать специализированную организацию.

Как провести СОУТ в упрощенном порядке

Проведение СОУТ в упрощенном порядке по сути сводится к заполнению проверочных листов, содержащих несколько вопросов, ответы на которые в своей совокупности представляют собой характеристику проверяемого рабочего места. Рекомендуемая форма проверочного листка для проведения СОУТ приводится в приложении № 1 к приказу Минтруда от 31.10.2022 № 699н.

Проверочный лист оформляется в отношении каждого рабочего места, имеющегося на предприятии. Проверочные листы содержат в себе комплекс вопросов, требующих односложных ответов («да» или «нет»). К примеру, работодатель должен ответить на следующие вопросы:

  • Связана ли работа на рабочем месте с производством или применением химических веществ и смесей?
  • Используются ли на рабочем месте радиоактивные вещества и изотопы?
  • Выполняются ли на данном рабочем месте подземные работы?
  • Используются ли в работе пылящие вещества (строительные смеси, угольная пыль, зерновая мука, производство сухих пищевых специй и другое)? и т.д.

Ответы на эти и другие вопросы позволяют понять, действуют ли на проверяемом рабочем месте вредные или опасные производственные факторы или нет. Если на все вопросы из листа работодатель отвечает «нет», то считается, что никаких вредных факторов на рабочем месте не выявлено.

Полезные материалы по теме

  • Нужно ли проводить внеплановую СОУТ при переименовании отделов и должностей
  • Нужно ли проводить СОУТ в отношении рабочих мест офисных сотрудников
  • Штраф за непроведение СОУТ может составить 80 000 рублей
  • В декларацию СОУТ не включают рабочие места с правом на досрочную пенсию
  • Когда нужно проводить внеплановую СОУТ и что будет за ее непроведение

В конце проверочного листа работодатель подтверждает, что по результатам проверки проведение исследований, испытаний и измерений опасных производственных факторов не требуется, а условия труда соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда.

Заполненный лист утверждается комиссией работодателя по проведению специальной оценки условий труда. Работодатель обязан ознакомить всех своих сотрудников в письменной форме с результатами проверки в течение 30 календарных дней со дня утверждения проверочных листов. Для этого работники должны проставить в листах свои подписи.

После утверждения проверочных листов работодатель в течение 30 дней должен сдать декларацию СОУТ. Декларация представляется в территориальную трудовую инспекцию по месту нахождения организации, филиала, представительства или месту жительства ИП. Декларацию представляют по форме, приведенной в приложении № 2 к приказу Минтруда от 31.10.2022 № 699н. В ней работодатель указывает, что на проверенных рабочих местах не выявлены вредные или опасные производственные факторы, и условия труда на них полностью соответствуют государственным стандартам охраны труда.

Поданная декларация является бессрочной и не требует повторного представления в случае сохранения условий труда на соответствующем рабочем месте (ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Иными словами, если условия труда на рабочем месте не изменяются, проводить повторную спецоценку данного места не нужно.

Если же в проверочном листе хотя бы на один вопрос дается ответ «да», то проверяемое рабочее место подлежит СОУТ с привлечением специализированной организации в общем порядке, установленном приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н.

ПРОФРИСК.РФ

Управление профрисками без комментариев: лучшее — враг хорошего!

История «оценки условий труда»

В 2014 г. специальная оценка условий труда (СОУТ) заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда (АРМ). Сейчас, к сожалению, очень мало кто знает, что начало этому процессу положила более 30 лет назад Компартия СССР (КПСС), по инициативе которой Совет Министров СССР и ВЦСПС выпустили постановление от 15 августа 1985 г. № 783 «О широком проведении аттестации рабочих мест и их рационализации в промышленности и других отраслях народного хозяйства». Наш Институт (в то время – НИИ труда Госкомтруда СССР) стоял у истоков этой масштабной научно-внедренческой работы.

В те далёкие времена первоначальный замысел великой самостоятельной страны (это сейчас мы стали жалкой провинцией глобалистов на переферии цивилизации мировых денег и товарного мусора) был гораздо шире и соответствовал её масштабу (СССР), чем те цели, которые преследует современная АРМ/СОУТ сейчас. Пожалуй это была последняя широкомасштабная инициатива советского правительства в сфере экономики перед сдачей позиций в пользу либерально-рыночного капитализма под горбачёвскими лозунгами “ускорения” и “перестройки”. Тогда речь шла не только и не сколько об охране труда и улучшении условий труда, что само собой подразумевалось, но о тотальном учёте (своего рода — инвентаризации) рабочих мест, их «рационализации» и через это – модернизации всего индустриального производства того исторического советского периода. Давайте восстановаим историческую хронологию по порядку.

В 1985 году власть проводит знаменитый апрельский пленум ЦК КПСС, на котором новоизбранным лидером тогда великой страны был провозглашен курс на “перестройку” и “ускорение” социально-экономического развития страны в противовес тогдашнему “застою” позднебрежневской эпохи. Новый курс предполагал радикальную модернизацию всей советской системы. В развитие той инициативы и вышло постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 августа 1985 г. № 783 “О широком проведении аттестации рабочих мест и их рационализации в промышленности и других отраслях народного хозяйства». При проведении аттестации рабочих мест в те времена планировалось обеспечить:

  • учёт всех рабочих мест, выявление рабочих мест, не соответствующих прогрессивным техническим, технологическим, организационным решениям, требованиям охраны труда, передовому опыту, нормативам и стандартам, и на этой основе их рационализацию;
  • сокращение применения ручного и тяжелого физического труда, а также рабочих мест с неблагоприятными условиями труда, ликвидацию малоэффективных рабочих мест, увеличение коэффициента сменности работы оборудования;
  • проверку обоснованности применяемых норм трудовых затрат и внедрение технически обоснованных норм;
  • повышение эффективности бригадной формы организации и стимулирования труда;
  • широкое участие рабочих, инженерно-технических работников и служащих в проведении аттестации и рационализации рабочих мест.

Тогда АРМ проводилась планомерно, не реже двух раз в пятилетку для внедрения в практику планирования и учёта балансов рабочих мест и трудовых ресурсов, создания новых и реконструкции действующих предприятий, утверждения (согласования) лимитов численности работников предприятий и организаций, расположенных на соответствующей территории, трудоустройства пенсионеров, женщин, имеющих детей, выпускников средней школы, а также лиц с ограниченной трудоспособностью.

Госкомтруд СССР должен был обобщить опыт повышения эффективности производства и использования трудовых ресурсов на основе аттестации и рационализации рабочих мест и доложить Совету Министров СССР. Таков был первоначальный политический замысел в русле идеологии того периода.

Во исполнение правительственного постановления № 783 советские ведомства (Госкомтруд СССР, Госплан СССР, Госснаб СССР и др.) выпускают Типовое положение об аттестации, рационализации, учёте и планировании рабочих мест от 14 февраля 1986 г. № 588-БГ. Типовым оно было для отраслевых министерств и ведомств и министерств союзных республик (был ведь СССР!), которые разрабатывали на его основе аналогичные положения. Основными целями аттестации, рационализации, учёта и планирования рабочих мест в то время были повышение эффективности производства, качества продукции и рациональное использование основных производственных фондов и трудовых ресурсов на предприятиях, в отраслях, на территориях и в народном хозяйстве за счет:

  • ускорения роста производительности труда на основе приведения рабочих мест в соответствие с требованиями научно-технического прогресса;
  • сокращения применения ручного и тяжелого физического труда, повышения содержательности и привлекательности труда;
  • улучшения использования основных фондов путем ликвидации излишних рабочих мест и рабочих мест с устаревшим оборудованием, концентрации работ на наиболее прогрессивном оборудовании, обеспечения сбалансированности числа рабочих мест и работающих и повышения коэффициента сменности работы;
  • улучшения условий труда и техники безопасности на каждом рабочем месте, повышения культуры производства;
  • повышения социальной активности и квалификации работающих, широкого привлечения их к управлению, в том числе к оценке достигнутого уровня производства и определению мер по его совершенствованию.

Согласно, замыслу руководителей экономики той эпохи, аттестация и рационализация рабочих мест должны стать органическим элементом системы хозяйствования и управления производством, важным средством мобилизации резервов повышения производительности труда, совершенствования его нормирования (цитируется по тексту указанного Типового положения).

К Типовому положению были приложены интересные формы, такие как ведомость учёта рабочих мест и результатов их аттестации (с примерами её заполнения), карта аттестации рабочего места (с такими показателями как, например, качество продукции работ, производительность оборудования, коэффициент занятости рабочего, уровень использования оборудования во времени и пр.), проект плана на каждый год с основными показателями использования рабочих мест и рабочей силы, расчёт ориентировочных объёмов и воспроизведенной структуры капитальных вложений, необходимых для обеспечения запланированного ввода рабочих мест, сводный баланс рабочих мест и трудовых ресурсов.

Показатели условий и охраны труда занимали относительно незначительную часть (менее трети) АРМ того периода. Впечатляет, не правда ли, насколько обмельчала аттестация рабочих мест в наши дни?!

Тогда же Главным государственным санитарным врачом СССР за № 4137-86 от 12 августа 1986 г. утверждается “Гигиеническая классификация труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса)”, в которой выделяются три класса “условий и характера труда”: “Оптимальные” (I класс), “Допустимые” (II класс) и “вредные и опасные условия и характер труда” (III класс), которые – III класс – в свою очередь также были дифференцированы на 3 степени в зависимости от “вредности и опасности”.

Потом выходит постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 3 октября 1986 г. №387/22-78 “Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда”. Этим постановлением предусматривалось, что доплаты за условия труда производятся на рабочих местах, на которых выполняются работы с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (обратите внимание на классификацию!). Доплаты устанавливались в процентах к тарифной ставке (окладу) в диапазоне от 4 до 24 процентов. Размеры доплат для конкретных работников определялись в этом диапазоне на основе аттестации рабочих мест и оценки условий труда.

Согласно постановлению №387/22-78 (п.6) НИИ труда Госкомтруда СССР было поручено организовать при филиалах, а государственным комитетам союзных республик по труду – при республиканских центрах НОТ постоянно действующие консультационные пункты для проведения консультаций по применению Типового положения, утвержденного этим постановлением, и другим вопросам, связанным с установлением доплат за условия труда. Обратим внимание на то, что уже тогда была сформулирована политика в отношении доплат в русле той идеологии: “при последующей рационализации рабочих мест и улучшении условий труда доплаты уменьшаются или отменяются полностью”. Государство не собиралось консервировать условия труда и сохранять соцпакет за работу в этих условиях.

Утверждённое указанным постановлением Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядок применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочих за условия труда содержало почти «современную» форму карты аттестации условий труда на рабочем месте с уже привычными нам показателями факторов производственной среды (пыль, вибрация, шум и т.д.). Удивительно, что этим постановлением продолжали пользоваться при проведении уже «современной» АРМ вплоть до введения СОУТ, несмотря на явную нестыковку классификаций. Очевидно, умельцы «современной» АРМ для установления или подтверждения доплат «по многочисленным просьбам трудящихся» просто пристыковывали современные три степени «вредных» и класс «опасных» условий труда к тяжелым и вредным, особо тяжелым и особо вредным условиям труда того периода.

А что потом? А потом 90-е годы… Страну Советов продали, предприятия «распилили» (многие – буквально!) и всё опустилось до банально-буржуазного «соцпакета» трудящимся. Приказ Министерства труда и занятости населения РСФСР от 8 января 1992 г. № 2 «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», котрый утвердил Инструкцию по проведению АРМ, снизил уровень задач первоначальной аттестации 80-х годов до выявления одних лишь условий труда. В связи с ликвидацией Госплана и ударных пятилеток, сроки проведения аттестации устанавливаются теперь самим предприятием, исходя из изменения условий и характера труда, техники, технологии, но не реже 1 раза в 3 года. В то время, напомним, гигиеническая классификация условий труда предполагала не четыре, а три класса: «оптимальные», «допустимые» и «вредные и опасные». Более привычная, ближе к “современной”, классификация появилась позже (постановление Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12 “О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда” признаёт утратившим силу Приказ № 2 и оперирует уже 4-ступенчатой[1] классификацией условий труда, при этом, при отнесении условий труда к 4 классу (опасному) рабочее место признается не аттестованным и подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации[2]), но это уже не столь важно в контексте смены идеологии всего советского периода.

В эпоху 90-х выходит постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, утвердившее списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (те самые «Список 1» и «Список 2»), которое предписывало провести аттестацию рабочих мест и принять необходимые меры к улучшению условий труда. Потом был приказ Министерства труда и занятости населения РСФСР от 8 января 1992 г. № 2 «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Совет Министров РСФСР постановлением от 2 октября 1991 г. № 517 “О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет» обязал руководителей предприятий (объединений), организаций провести аттестацию рабочих мест и принять необходимые меры к улучшению условий труда.

Таким образом, политика постепенного ухода от льготных списков, начало которым было положено в середине прошлого века (именно тогда стали появляться первые списки “льготных” профессий), наметилась ещё в поздний советский период, в конце 80-х – начале 90-х гг., когда экспериментальная тогда еще аттестация «первой волны» рассматривалась как фактор модернизации производства и постепенного улучшения условий труда. Уже тогда стало ясно, что гораздо эффективнее периодически оценивать реальные условия труда работников, чем постоянно пересматривать быстро устаревающие списки, не поспевающие за техническим прогрессом.

А потом, после ельцинского периода первоначального “накопления” капитала (т.е. приватизации произведённых за годы советских пятилеток результатов социалистического труда народов СССР – заводов, фабрик, ЛЭП, ГЭС, нефте-газопроводов с обустроенными месторождениями, ГОКов, разрезов, шахт и т.п.), настала эпоха бурного путинско-медведевского капитализма 2000-х годов с перестроенной на «современный» лад продажно-рыночной товарно-денежной охраной труда под знаком «сертификации ССОТ». Выходит постановление Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28 «О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях». За ним Минтруд выпускает постановление от 10 декабря 2002 г. № 77 «Об утверждении Правил аккредитации органов по сертификации и Правил аккредитации испытательных лабораторий», но оно не успело проявить себя в полной мере – либерально-административные реформы в 2004 году ликвидировали неудобный бизнесменам Минтруд и запретили «кошмарить бизнес». Пришла эпоха «эффективных менеджеров» с их играми в «управление рисками».

Формально система сертификации работ по охране труда (ССОТ) была отменена Приказом Минздравсоцразвития России от 1 сентября 2010 г. № 779н признанием утратившими силу упомянутых постановлений Минтруда России № 28 и № 77. Как раз в то время, в преддверии выхода этого Приказа, продажа (буквально!) сертификатов ССОТ шла наиболее бойко. Именно с 2015 года (срок действия тех сертификатов – 5 лет) количество аттестующих организаций, массово аккредитованных в ССОТ, резко пошла на убыль – для очень многих предпринимателей мутный бизнес на АРМ в новой системе аккредитации перестал быть сверхрентабельным.

А дальше вы сами знаете что стало – это уже наши дни: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” и Приказ Минтруда России от 24 января 2014г. № 33н, утвердивший Методику проведения СОУТ. Этим ныне действующим нормативно-правовым актам непосредственно предшествовали приказы Минздравсоцразвития России «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» от 26 апреля 2011 г. №342н и от 31 августа 2007 г. № 569 с бессменной “методикой” — Руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда». Это Руководство заменило Р 2.2.755-99 «Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса», которое повторяет привычную нам классификацию условий труда, применяемую ныне для целей СОУТ, первые 4-ступенчатые контуры которой были обозначены постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12 “О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда” и Руководством Р 2.2.013-94.

Итак, да здравствует «спецоценка» с её бессовестными менеджерами по продажам услуг по специальной оценке условий труда…

[1] Правда, по-прежнему, в рамках всё ещё тех же трёх классов условий труда. Эта усовершенствованная классификация была введена Руководством Р 2.2.013-94 Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» взамен «Гигиенической классификации труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса)», утвержденной Минздравом СССР от 12 августа 1986 года № 4137-86.

[2] Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569 смягчил эту позицию (см. п.44 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда).

© Пока ещё Директор Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России Марат Байгереев (опыт работы в центральном аппарате Минтруда-Минздравсоцразвития России в период 1996-2008 гг.) специально для выпуска «Охрана Труда» № 10 по заказу АНОО ДПО “Институт труда”. Иркутск-Улан-Удэ, 22-24 ноября 2017 г.

© АНОО ДПО “Институт труда”. Запишитесь на наши семинары, нам есть что рассказать по данной теме. Запись на дистанционное обучение по Email: seminar@vsf-niitruda.ru

Специальная оценка условий труда

Хотите провести Специальную оценку условий труда или узнать о новом законе больше?

Закажите звонок! Наши эксперты бесплатно проконсультируют Вас.

Вступление в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда»

C 1 января 2014 года введен в действие Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Процедура специальной оценки условий труда вводится взамен аттестации рабочих мест по условиям труда. Законом определяется порядок проведения специальной оценки условий труда, требования к организациям и экспертам, осуществляющим специальную оценку условий труда, критерии определения классов условий труда на рабочих местах и уровней профессиональных рисков. Введение нового федерального закона повлекло за собой внесение поправок в 11 действующих законов, в том числе Уголовный кодекс и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также принятие более десятка новых нормативных правовых актов. Со вступлением в силу федерального закона начали действовать новые механизмы установления гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда, новый порядок расчета и условия отчислений во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд и Фонд социального страхования Российской Федерации), размер которых напрямую зависит от результатов оценки условий труда на рабочих местах.

Компетенция КИОУТ

Руководители и ведущие сотрудники КИУОТ вошли в состав рабочей группы Минтруда России по разработке Федерального закона «О специальной оценке условий труда» и связанных с ним законодательных и подзаконных нормативных правовых актов. Наши специалисты находятся в эпицентре событий, систематическое участие в подготовке и обсуждении разрабатываемых документов позволяет уже сегодня предложить нашим заказчикам наиболее оптимальную модель перехода от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда. Мы готовы предложить Вам самые выгодные комплексные решения.

В соответствии с требованиями пункта 6 статьи 15 Федерального закона № 426 от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» АО «Клинский институт охраны и условий труда» размещает следующие сводные данные о результатах проведения специальной оценки условий труда в организации: на рабочих местах вредные и (или) опасные производственные факторы не выявлены, установлен класс условий 2 (допустимый).

Зачем проводить СОУТ, если есть результаты АРМ?

  • по результатам СОУТ возможно снижение класса вредности либо снятие этого класса, и, таким образом, Вы получите возможность отчислять меньший размер дополнительного тарифа или не платить его вовсе;
  • задекларированные рабочие места по результатам СОУТ освобождаются от проверок государственной инспекции на срок до 5 лет и могут быть пролонгированы в случае отсутствия несчастных случаев и профессиональных заболеваний в организации;

По результатам СОУТ работодатель может быть освобожден от всех расходов, связанных с наличием вредных условий труда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *