Электронный магазин по 223 фз как работать
Перейти к содержимому

Электронный магазин по 223 фз как работать

  • автор:

Закупки по 223‑ФЗ в электронном магазине: нюансы для заказчика

Сафина С. Д.

Закупки в электронном магазине — неконкурентные закупки в электронной форме, осуществляемые с использованием функционала оператора электронной площадки.

Легального термина такого вида закупок и понятия «электронный магазин» в целом в действующих нормативных актах не установлено, однако в положениях о закупках отдельных заказчиков вы можете их встретить. Например, «электронный магазин — аппаратно-программный комплекс, обеспечивающий проведение закупок способами, предусмотренными настоящим Положением, с обменом электронными документами или иными сведениями в электронно-цифровой форме, с использованием сети Интернет».

Осуществление закупок в электронном магазине — право заказчика.

С 1 июля 2022 г. у заказчиков по 223-ФЗ появилась возможность проводить закупки у СМСП в электронной форме посредством электронного магазина. Такой способ заказчик вправе установить в Положении о закупке. Более того, проведение закупок у СМСП в электронном магазине позволит заказчику учесть их в обязательном объеме 20% закупок у СМСП. Для этого нужно закрепить соответствующий регламент процедуры в Положении о закупке.

Какое название выберет заказчик для данной процедуры, отнесет ли этот способ закупки к закупке у единственного поставщика или же выделит в отдельный вид неконкурентной закупки — зависит от его решения.

В настоящее время заказчики используют самые разные наименования для рассматриваемой процедуры закупки:

  • закупки у единственного поставщика, в т.ч. через электронный магазин;
  • закупки через электронный магазин (способы: ценовой запрос, отбор оферт);
  • закупки «с полки» и пр.

Необходимо отметить, что такую закупку заказчики могут провести как с предоставлением преимуществ для СМСП, так и «для всех».

Если закупка объявляется «для всех», провести ее может любой оператор электронной площадки. Если речь идет о закупке для СМСП, заказчик выходит на одну из площадок-операторов, отобранных для проведения закупок по 44-ФЗ (см. Распоряжение Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р).

Закупки по 223-ФЗ
Дистанционный курс повышения квалификации «Закупки по 223-ФЗ»

Если заказчик решит установить в Положении соответствующий регламент закупки для СМСП в электронном магазине, ему необходимо будет учесть нюансы п. 20.1 ПП РФ № 1352, с одной стороны, и условия проведения такой процедуры, определенные оператором электронной площадки, с другой. Для того чтобы не озадачиваться универсализацией норм применительно ко всем регламентам операторов электронной площадки, заказчик вправе в Положении установить отсылочную формулировку относительно учета регламента оператора соответствующей электронной площадки при подготовке и проведении закупки указанным способом.

На какие аспекты заказчику обратить внимание при объявлении и проведении такой закупки?

  1. Заказчик определяет начальную цену товара (работы, услуги) в соответствии с порядком, установленным Положением о закупке.
  2. Заказчик формирует информацию о закупке на функционале оператора электронной площадки. Здесь он разместит сведения об объекте закупки, указывая все необходимые характеристики и требования (коды ОКПД2, единицы измерения, количество, требования к таре и упаковке и т.п.). Можно прикрепить файлы технического задания, здесь обращайте внимание на возможные ограничения площадки по объему таких документов.
  3. Необходимо установить критерии оценки предварительных предложений. Это может быть только цена. Либо цена и сроки исполнения обязательств по договору, а может быть и квалификация участника и др. Эти условия формулирует именно заказчик.

При оценке предварительных предложений обращаем внимание на сроки действия предварительного предложения поставщика.

  1. Если проводится закупка для СМСП в электронном магазине, договор по результатам такой закупки подлежит заключению в электронной форме. Если закупка проводится «для всех» — по регламенту, установленному заказчиком.

Обязательность заключения договора по результатам такой закупки, порядок и условия признания закупки несостоявшейся или безрезультатной и возможные дальнейшие действия сторон также устанавливаются заказчиком.

  1. Составляется ли протокол? Этот вопрос заказчик также регламентирует самостоятельно. Для фиксации результата принятого решения при оценке поступивших предварительных предложений рекомендуется составить протокол, но заказчик самостоятельно определяет состав и содержание такого протокола.

Таким образом, закупка по 223-ФЗ в электронном магазине — право заказчика, позволяющее выйти на неконкурентную закупку, сохранив при этом элемент состязательности предложений участников.

Закупка может быть проведена как с преимуществами для СМСП, так и «для всех». При этом проведение такой неконкурентной закупки в электронной форме значительно снизит риск предъявления претензий контрольных органов в связи с ее соответствием отдельным признакам конкурентной процедуры.

Закупки по 223‑ФЗ в 2023 году

Беккер П. Р.

По 223-ФЗ работают организации, в уставном капитале которых, помимо собственных средств, есть доля государства в размере 50% и больше.

Закон выделяет (ч. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ):

  • государственные компании с долей участия государства свыше 50%, их «дочек» и «внучек»;
  • субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, железнодорожные компании и пр.);
  • организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение);
  • бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет пожертвований, грантов, средств субподряда, собственных средств;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия, проводящие закупки за счет грантов и собственных средств, при привлечении субподрядчиков по исполняемым контрактам, без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы;
  • федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства (перечень в Распоряжении Правительства РФ № 2931-р от 31.12.2016).

Такие заказчики, как правило, имеют существенное финансовое обеспечение для реализации целей, определенных в уставе. Закупочная деятельность организаций должна быть прозрачна, стимулировать поставщиков к участию в закупках, развивать конкуренцию, минимизировать риски коррупции. Закон № 223-ФЗ позволяет эффективно расходовать эти средства и минимизировать риск злоупотребления в закупках.

С 1 января 2024 года, согласно Распоряжению Правительства РФ от 09.12.2023 № 3535-р, перечень заказчиков, чьи проекты планов закупки и изменений в такие планы проходят оценку соответствия закону в части СМСП, дополняется и в нем будет находиться более 260 новых компаний (аэропорты, ресурсоснабжающие, научно-технические и другие организации и тп).

Основные документы закупочного процесса по 223-ФЗ

Закупки по 223-ФЗ
Онлайн-курс повышения квалификации «Закупки по 223-ФЗ»

  1. Положение о закупках. Публикуется на неопределенный срок, не может противоречить законодательству, обязательно соответствует положениям 223-ФЗ и 135-ФЗ. Содержит базовые нормы, регулирующие закупки организации на всех этапах: от планирования до заключения договора и приемки товаров, работ, услуг. Именно в Положении о закупках определяются возможные способы закупки, как конкурентные, так и неконкурентные, а также случаи их использования, что находит отражение в плане закупок, закупочных процедурах.
  2. План закупок. По общему правилу публикуется на календарный год, содержит базовые параметры каждой будущей закупки, при этом закупочная документация противоречить ему не может.

План закупки инновационной и высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается на срок от пяти до семи лет. План закупки у СМП размещается на срок не менее чем три года.

  1. Извещение о закупке. Действует на время проведения конкретной закупки, не может противоречить ее параметрам, заданным планом, и содержит резюмированное описание условий, которые раскрываются в документации о закупке (при наличии).
  2. Документация о закупке, в том числе конкурсная документация, аукционная документация и пр. Действует на время проведения конкретной закупки. Комплект документов формируется в соответствии с Положением о закупке и содержит необходимую и достаточную информацию для участия в ней, а также об условиях договора, заключаемого по результатам закупки, в том числе:
    • требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам продукции, требования к условиям поставки и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемой продукции потребностям заказчика;
    • требования к содержанию, форме, оформлению, составу, сроку действия заявки на участие в конкурентной закупке, инструкцию по ее подготовке;
    • требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик и потребительских свойств, его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;
    • место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
    • сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формулу цены и максимальное значение цены договора, либо цену единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;
    • форму, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
    • формы, порядок, дату и время окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о конкурентной закупке;
    • описание предмета конкурентной закупки в соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ и Положением о закупке;
    • предмет закупки с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, когда невозможно определить количество товара, конкретный объем работ, услуг;
    • и другие существенные условия, определенные Положением о закупке заказчика.
  3. Закупочные протоколы, в том числе протокол подведения итогов закупки, которые фиксируют основные этапы и результат закупки. Не могут противоречить условиям закупочной документации. Итоговый протокол фиксирует также предложение победителя закупки и становится частью заключаемого договора.
  4. Договор по итогам проведения закупки. Фиксирует соглашение сторон об объеме взаимных обязанностей в рамках поставки товаров, работ или услуг. Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты публикации итогового протокола. Договор не может противоречить условиям закупочной документации и предложению победителя закупки. Если эти условия стороны уточняют по итогам преддоговорных переговоров, то результаты переговоров также публикуются.
  5. Иные документы в ходе исполнения договора, в том числе дополнительные соглашения об изменениях условий, расторжении договора и др.

Особенности закупок по 223-ФЗ

При наличии утвержденного и размещенного в ЕИС Положения о закупке следовать ему в рамках 223-ФЗ — право заказчика, а не обязанность. В противном случае заказчик обязан вести закупочную деятельность исключительно по 44-ФЗ. Ведение закупок по 223-ФЗ намного выгоднее, чем по 44-ФЗ.

  1. Выбирать любой удобный способ проведения закупки в соответствии с Положением.
  2. Самостоятельно устанавливать сроки проведения закупок неконкурентными способами.
  3. Самостоятельно определять основания для закупок у единственного поставщика.
  4. Устанавливать способы и сроки проведения неконкурентных закупок исходя из потребности и необходимости.
  5. Оперативнее вносить изменения в план закупок, проводить закупки.

Положение о закупке в рамках 223-ФЗ

Основной документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика в рамках 223-ФЗ, — Положение о закупке (ч. 2, 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ), в котором подробно прописаны порядок и все этапы закупок: от планирования до заключения и исполнения договора.

Положение публикуют в ЕИС в течение 15 дней после утверждения.

Положение о закупке содержит в том числе:

  1. Термины и определения.
  2. Общие положения.
  3. Сферу применения.
  4. Принципы закупок.
  5. Способы закупок (конкурентные и неконкурентные).
  6. Порядок проведения закупок (конкурентные и неконкурентные).
  7. Особенности проведения закупок у субъектов МСП.
  8. Требования и условия к участникам закупки.
  9. Содержание извещения и документации о закупке.
  10. Условия применения и порядок проведения отдельных видов закупок.
  11. Порядок заключения, исполнения, расторжения договора.
  12. Особенности проведения закупок при предоставлении преференций.
  13. И другие существенные условия, необходимые для проведения закупок и реализации принципов и целей 223-ФЗ.

Положение о закупке любого заказчика в рамках 223-ФЗ доступно для ознакомления в ЕИС. Для удобства можно воспользоваться поиском по ИНН конкретного заказчика.

Виды закупок по 223-ФЗ и их особенности

В рамках 223-ФЗ все закупочные процедуры делятся на конкурентные и неконкурентные.

Конкурентные способы закупок

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

  1. Конкурс
    Форма торгов, при которой победителем признаются участник, заявка, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о данной закупке, и заявка, окончательное предложение которой по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений, содержит лучшие условия исполнения договора.
  2. Аукцион
    Форма торгов, при которой победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену путем снижения НМЦ договора, указанной в извещении об аукционе, на установленную в документации о закупке величину.
  3. Запрос котировок
    Форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
  4. Запрос предложений
    Форма торгов, при которой победителем признается участник, заявка которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
  5. Иные способы, установленные Положением о закупке. При этом ключевой особенностью конкурентной закупки является обязанность заказчика заключить договор с победителем закупки, а также соответствие описания предмета закупки требованиям, установленным ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ:
  • В описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
  • В описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
  • В случае указания на товарный знак в описании предмета закупки необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечивать взаимодействие таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, в целях исполнения ими обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными.

Неконкурентные способы закупок также указаны в Положении о закупке. При их проведении заказчик может не руководствоваться требованиями ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ к описанию предмета закупки. Также, как правило, устанавливается, что проводимая закупка не является торгами (конкурсом, аукционом, запросом предложений, запросом котировок) или публичным конкурсом в соответствии со ст. 447–449 ч. 1 и ст. 1057–1061 ч. 2 ГК РФ и не накладывает на заказчика соответствующих обязательств. Таким образом, заказчик не обязан заключать договор по итогам проведения неконкурентной закупки.

В рамках 223-ФЗ заказчики вправе дозапрашивать документы участников при проведении конкурентных закупок. Регламент направления запроса и дозапроса участнику закупки отражается в документации о закупке, Положении о закупке. В отличие от участников закупки, которые вправе направить запрос о разъяснении положений закупочной документации лишь на стадии подачи заявок, заказчик вправе запросить пояснительные сведения от участников на этапе рассмотрения их предложений.

Особенности участия в закупках по 223-ФЗ

Заказчики вправе размещать закупки более чем на 100 электронных торговых площадках. Большинство из них требуют оплатить аккредитацию на участие в отдельной закупке или купить абонемент на участие в закупках. При этом конкурентная закупка, проводимая для субъектов СМП, реализуется исключительно на основных федеральных площадках в соответствии с утвержденным перечнем. Для работы на этих ЭТП в секциях закупок субъектам СМП обязательно потребуется регистрация в ЕИС.

Сроки закупок регламентированы документацией, извещением и не могут быть менее тех, что установлены в 223-ФЗ, за исключением неконкурентных процедур закупок, где заказчики устанавливают сроки в соответствии с положением о закупках.

Обеспечение договора и заявки в рамках 223-ФЗ

Заказчик сам определяет необходимость обеспечения договора, заявки для участников закупок. Условия прописываются в Положении о закупке, документации о проведении конкретной закупки. При этом заказчик не вправе требовать обеспечения заявки при НМЦК закупки менее 5 млн руб. При НМЦК выше этой суммы заказчик может установить размер обеспечения не более 5% от НМЦК. В случаях если закупка проводится только среди СМП и самозанятых, размер обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦК.

Онлайн-курс
по 223-ФЗ
Повышение квалификации, 72 ак. часа. Онлайн-тест, удостоверение

Участники самостоятельно выбирают, каким образом предоставить обеспечение: банковской гарантией или денежной суммой на счет заказчика. В конкурентной закупке с участием СМП деньги, предназначенные для обеспечения заявки, вносятся участником на специальный счет, открытый им в банке из перечня, определенного Правительством РФ, в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Обеспечение заявки также можно предоставить в форме независимой гарантии.

Участники закупок по 223-ФЗ и их преференции

Участниками закупок могут быть любые юридические или физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые. Закон № 223-ФЗ предусматривает ряд преференций для отдельных участников:

  • для СМП и самозанятых при проведении закупок исключительно для СМП в части предельных размеров обеспечительных мер;
  • для поставщиков «отечественных» товаров (России, Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии) — в рамках реализации ПП РФ № 925.

Защищены ли права участников закупок

Поставщики, органы исполнительной власти субъектов РФ и Корпорация развития малого и среднего предпринимательства могут обратиться в ФАС, чтобы подать жалобу в рамках 223-ФЗ на действия заказчика.

Жалоба подается, когда:

  • нарушены правила размещения Положения о закупке в ЕИС;
  • от поставщиков требуют документы, не предусмотренные закупочной документацией;
  • закупка проводится без действующего Положения и применения положений 44-ФЗ;
  • в ЕИС опубликована недостоверная информация о годовых объемах закупки у субъектов СМП или она отсутствует .

Жалоба в ФАС также целесообразна, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое Положение о закупке. Такая жалоба рассматривается в течение семи рабочих дней, в то время как жалобу на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение месяца (ч. 4 ст. 44 Закона № 135-ФЗ).

Отдельного внимания заслуживает особенность подачи жалобы. Обжаловать действия или бездействие заказчика, комиссии по осуществлению закупки, оператора электронной площадки может в том числе и участник, не участвующий в закупке, но только до момента окончания срока подачи заявок. Жалоба может касаться нарушений установленного порядка размещения информации о закупке и порядка подачи заявок.

После окончания срока подачи заявок обратиться с жалобой может исключительно участник, подавший заявку на участие в закупке (ч. 10, 11 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Обратите внимание на сроки подачи жалобы:

  • три месяца, если договор по итогам процедуры не был заключен или закупка признана несостоявшейся;
  • 10 календарных дней в остальных случаях.

Сроки отсчитываются со дня размещения результатов закупки в ЕИС. Если информация о ней не публикуется в ЕИС, то с даты, когда подведены итоги закупки (ч. 4, 5 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ).

Жалобу можно направить почтой, факсом, электронной почтой, курьером или лично.

Участник должен направить жалобу в территориальное управление ФАС России по месту нахождения заказчика.

Но следует направить ее в центральный аппарат ФАС России, если обжалуется:

  • закупка стоимостью свыше 1 млрд руб.;
  • закупка стоимостью свыше 100 млн руб., проводимая заказчиком, который указан в приложении к Письму ФАС России от 05.07.2019 № ИА/57470/19.

Как проходят неконкурентные закупки у МСП по 223-ФЗ в форме электронного магазина

telegram telegram-chat youtube-channel

Чтобы заказчику провести закупку у субъектов малого предпринимательства по принципу электронного магазина по закону 223-ФЗ, нужно соблюдать определенные правила. Разбираемся, как проводятся такие закупки.

Чем регулируются закупки по принципу электронного магазина

Один из способов проведения тендера — это использование электронных магазинов для целей осуществления неконкурентной малой покупки и приобретения товаров у МСП по закону № 223-ФЗ . Что же такое электронный магазин, право или обязанность заказчика делать через него покупки.

  • как закупают у единственного поставщика по 44-ФЗ;
  • как проводить закупки малого объема до 5 млн рублей;
  • об особенностях тендеров с малым бизнесом по 223-ФЗ.

По своей сути, электронный и магазин — это один из видов осуществления торгов, проводимых заказчиками по 223-ФЗ.

Осуществляется процедура на восьми федеральных ЭТП.

Использование тендера по принципу электронного магазина по закону 223-ФЗ при заключении договоров с субъектами малого предпринимательства как с единственным поставщиком — это один из способов приобретения товаров, услуг заказчиком.

Основным нормативным документом, регламентирующим порядок использования электронных магазинов для целей осуществления неконкурентной закупки по закону № 223-ФЗ у субъектов МСП, является Постановление 1352 (с учетом изменений, внесенных ПП от 16.12.2021 № 2323 ). Документом утверждены:

  • порядок проведения;
  • лимиты для договоров;
  • требуемый годовой объем у процедур среди СМП;
  • ЭТП проведения покупок.

Порядок проведения покупки (неконкурентная закупка предусмотренная статьей 3.6 Федерального закона 223-ФЗ ), виды документов, которые формируются в процессе тендера, критерии оценок заявок участников закрепляются в положении о закупках каждого конкретного заказчика с соблюдением норм закона № 223-ФЗ от 18.07.2011.

Что такое закупки по принципу электронного магазина

Покупки по принципу маркета являются промежуточной процедурой, включающей в себя элементы конкурентной и неконкурентной закупки.

Вот как работает электронный магазин по 223-ФЗ на практике.

Чтобы провести такую покупку, в положении о закупке заказчик должен предусмотреть возможность и порядок ее проведения. При этом следует учитывать, что:

  • тендеры у МСП проводятся в электронном виде;
  • проводятся на электронных площадках, специально отобранных и поименованных в Постановлении № 1447-р ;
  • лимит заключаемого договора — не более 20 млн руб.

Сам тендер состоит из нескольких шагов:

Шаг 1. Поставщик (подрядчик, исполнитель) размещает на ЭТП предварительное предложение о предлагаемом к поставке товаре (оказываемых услугах, выполняемых работах), цене, регионе поставки и т. д.

Шаг 2. Заказчик размещает свою потребность в товаре (работе, услуге) на электронной площадке, указывает при этом требования к товару и участникам процедуры.

Шаг 3. Оператор электронной площадки отбирает предложения участников, наиболее соответствующие требованиям заказчика.

Шаг 4. Заказчик уже из числа отобранных потенциальных контрагентов выбирает участника, с которым и заключает договор. При выборе победителя заказчик использует критерии отбора, утвержденные в положении о закупках.

Шаг 5. Заключается договор в цифровом виде на ЭТП на условиях заказчика с учетом предложения участника.

Количество заключаемых договоров на условиях заказчика неограниченно, т. е. разместив одно извещение и получив несколько предложений, заказчик уполномочен заключить несколько договоров одновременно.

При описании порядка проведения закупок по принципу электронного магазина дополнительно заказчик и участник тендера ориентируются на особенности проведения процедуры на конкретной электронной площадке, на которой планируется проводить покупки и заключать договоры.

Информация о процедуре (извещение, документация, протоколы, контракт) не подлежит размещению в ЕИС, если это не предусмотрено положением о закупках.

Большую популярность за счет сокращенных сроков осуществления покупок приобрели процедуры в электронном магазине по 223-ФЗ в МАДОУ, СОШ, больницах и поликлиниках и иных учреждениях бюджетной сферы.

Пример электронного магазина

Когда можно закупать по принципу электронного магазина

Цена заключаемых договоров через электронные площадки по Постановлению № 1352 — 20 млн рублей. Товары, работы, услуги через неконкурентный способ приобретаются заказчиком, только если это предусмотрено положением о тендерах заказчика. Неконкурентная покупка должна быть в плане закупок. Размещается запрос предложений на аккредитованной площадке по Постановлению № 1447-р .

В соответствии с Постановлением Правительства № 2323 от 16.12.2021 , закреплено использование 8 операторов ЭТП для осуществления покупок в маркете, участники которого являются только СМСП ( пп. «б», п. 4 ПП РФ № 1352 от 11.12.2014 ):

  • акционерное общество «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
  • акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»;
  • акционерное общество «Российский аукционный дом»;
  • акционерное общество «ТЭК-Торг»;
  • акционерное общество «Электронные торговые системы»;
  • закрытое акционерное общество «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;
  • общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер»;
  • общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ».

Если покупки осуществляются по категории малого объема, ограничений по выбору электронного магазина, закупаемого товара, работы, услуги и наличия их в плане закупок законом не предусмотрено.

Порядок проведения малых покупок определяется в положении о закупках, в том числе следует прописать критерии оценки предложений поставщиков.

Зачастую заказчиками прописываются положения по использованию электронных магазинов для целей осуществления неконкурентной закупки по закону № 223-ФЗ в особом формате.

Общее положение о возможности проведения покупки:

Осуществление неконкурентной закупки товаров, работ, услуг в электронном магазине исключительно среди МСП разрешено с 01 июля 2022 г. Цена договора, заключаемого с применением такого способа, не должна превышать 20 млн руб. с учетом НДС и иных видов налогов.

Процедура проведения покупки:

Закупки через электронный магазин, стр. 1

Закупки через электронный магазин, стр. 2

Учитываются ли закупки у единственного поставщика в объем МСП

По ч. 21 ст. 4 закона № 223-ФЗ , сведения о годовом объеме покупок, который заказчики должны проводить у субъектов МСП, подлежат размещению в ЕИС не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. За год заказчикам следует заключить договоры с МСП на сумму не меньше 25% от объема договоров — по всем договорам и не менее 20% — по итогам договоров, которые проводили только для МСП ( п. 2 ч. 8 ст. 3 закона № 223-ФЗ , п. 5 Постановления Правительства № 1352 ).

Поскольку расшифровку понятия «закупка» закон № 223-ФЗ не содержит, под ней понимается любая покупка товаров, работ, услуг, осуществляемая в конкурентной или неконкурентной форме. Таким образом, любая неконкурентная закупка по принципу электронного магазина СМП, осуществляемая через цифровые магазины, учитывается в 25% годовом объеме закупок, размещаемых у субъектов.

Эта позиция подтверждается письмом от 07.06.2023 № 24-07-08/52488 , в котором Министерство финансов дает разъяснения по вопросу расчета годового объема у МСП по закону № 223-ФЗ. В расчет принимаются покупки, которые проводятся:

  • конкурентным способом;
  • неконкурентным способом посредством электронного магазина;
  • способом неконкурентной закупки из числа МСП.

Объем годовых покупок у СМП фиксируется в плане закупок заказчика, размещаемом в ЕИС. При недостижении объема заказчик с 1 февраля года, следующего за отчетным, закупает товары по нормам 44-ФЗ.

Порядок закупок по принципу электронного магазина

Для работы в маркете необходимо зарегистрировать организацию заказчика, пользователя и ЭЦП. Аккредитация проходит по порядку, предусмотренному законом № 44-ФЗ . Инструкции на ЭП, как работать с электронным магазином по 223-ФЗ, размещены на сайте оператора.

Обмен данными в цифровом формате неконкурентной закупки по принципу электронного магазина у СМСП обеспечивается оператором ЭТП с учетом соблюдения конфиденциальности.

Алгоритм проведения процедуры следующий:

  1. Размещается извещение посредством заполнения полей ЭТП с указанием сведений о начальной цене, количестве, объеме (при наличии), сроке, условиях, месте поставки товара, описанием объекта тендера, дате и времени окончания срока подачи предложений, плановой дате заключения договора (при наличии). К тендеру прикрепляется техническое задание и проект договора.
  2. Поставщики указывают цену, за которую готовы исполнить договор.
  3. Заказчик рассматривает поступившие заявки на соответствие требованиям положения о закупках, закупочной документации. Функционал площадок позволяет направить контракт поставщику без учета наименьшего ценового предложения.
  4. Тендер признают несостоявшимся, когда не подано ни одного предложения или в отношении всех поданных заявок заказчик принял решение об их отклонении.
  5. После определения победителя заказчик заполняет проект договора и направляет его победителю. Победитель подписывает договор в цифровом виде. Затем договор подписывает заказчик. Все маркеты ведут реестры договоров.

Последствием отказа от подписания договора для поставщика является невозврат обеспечения заявки (если это предусмотрено регламентом ЭТП). Каких-либо санкций в виде включения в РНП уклониста законодательством не предусмотрено.

Заказчик вправе отказаться от проведения тендера в любое время до заключения договора. Даже в случае поступления 1 заявки считается, что процедура состоялась.

Среди преимуществ проведения закупок через маркет называют следующие:

  • сокращенные сроки проведения процедуры (заказчик сам устанавливает);
  • простота процедуры;
  • возможность закупать тот товар, который требуется заказчику;
  • сама процедура и критерии выбора контрагента утверждаются заказчиком;
  • большой ценовой порог — до 20 млн.

Обращаем внимание, что закупку через маркет можно обжаловать в ФАС до момента заключения договора ( письмо ФАС от 22.09.2022 № ДФ/87946/22 ).

Как выполнить долю закупок у МСП через электронный магазин

С июля 2022 года заказчики в закупках отдельными видами юридических лиц по 223-ФЗ выбирают поставщика новым неконкурентным способом на сумму до 20 млн рублей. Рассмотрим особенности процедуры и как ее провести.

В чем особенности процедуры ​

Новый способ определения поставщика помогает обеспечить необходимую долю тендеров у МСП. Но это не значит, что новым способом ограничили право проводить торги и иные способы определения, к которым допускаются только эти субъекты и самозанятые.

Процедура по принципу работы электронного магазина в рамках 223-ФЗ — это неконкурентный способ определения поставщика, который проводится только среди МСП и самозанятых на федеральной площадке. Проведение таких тендеров является правом, а не обязанностью.

Когда заказчик начинает закупку, в электронном магазине уже находятся сформированные предложения поставщиков. На эту особенность указывают в пояснительной записке к проекту Постановления № 2323: новый механизм предусматривает предварительное размещение участниками закупок заявок-оферт и выбор заказчиком подходящего предложения.

Кроме того, процедура отбора и направления заказчику предварительных предложений поставщиков происходит автоматически. Предложения отбираются на основании закупочной документации: какие ТРУ, в каком количестве, по какой цене необходимы. За счет этого закупочные процедуры в электронном магазине будут короче, нежели традиционные конкурентные процедуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *