Как государство может влиять на денежную систему
Перейти к содержимому

Как государство может влиять на денежную систему

  • автор:

Как государство может влиять на денежную систему

Нужда в государстве возникает из-за того, что абсолютной свободы не бывает. Как ни привлекательна анархическая философия, в мире несовершенных людей анархия неосуществима. Свобода одного человека может вступать в конфликт со свободой другого, и, когда это происходит, чью-то свободу приходится ограничить, чтобы сохранить свободу второго человека; как выразился однажды член Верховного суда, «моя свобода размахивать кулаками должна быть ограничена расстоянием до вашего подбородка».

В области экономической большие затруднения связаны с конфликтом между свободой объединений и свободой конкуренции. Какой смысл следует вкладывать в понятие «свободное» применительно к предпринимательству? В США «свободу» в этом случае понимают так, что каждый свободен сделаться предпринимателем, а значит, уже существующие предприниматели несвободны избавляться от конкурентов, кроме как посредством продажи лучшего товара по той же цене или того же товара по более низкой цене. Напротив, континентальная традиция обычно толкует это понятие в том смысле, что предприниматели свободны поступать так, как им заблагорассудится, в том числе сговариваться о ценах, делить рынки и пользоваться прочими способами вытеснения потенциальных конкурентов. Видимо, самая сложная конкретная проблема в этой области касается объединений рабочих, где особенно остро встаёт вопрос о свободе объединений и свободе конкуренции.

Вот ещё более существенная область экономики, в которой ответить на этот вопрос и сложно, и весьма важно: определение прав собственности. Развившееся с течением веков и занесённое в наши законоуложения понятие собственности настолько сделалось частью нашего сознания, что мы о нём не задумываемся и не осознаём, до какой степени понятия о том, что же является собственностью и какие права обеспечивают владение ею, представляют собой сложные социальные конструкты, а не самоочевидные истины. Например, позволяет ли мне моё право на владение землёй и моя свобода распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению отказывать другому в праве летать над моей землёй в своём самолёте? Или верх берёт его право пользоваться своим самолётом? . Наличие строго конкретного и общепринятого определения собственности во многих случаях куда важнее, чем само содержание этого определения.

Ещё одна область экономики, создающая особенно сложные проблемы,-это денежная система. Ответственность государства за денежную систему признаётся давно. По-видимому, ни в одной другой области экономической деятельности государственные полномочия не пользуются таким широким признанием. Это привычное и сегодня уже почти автоматическое признание за государством такой ответственности делает вдвойне необходимым глубокое понимание оснований для этой ответственности, ибо оно увеличивает опасность расширения государственных полномочий за пределы деятельности, приемлемой в свободном обществе.

16592. Автор пишет об ответственности государства за денежную систему. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите два возможных направления влияния государства на денежную систему. Проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером деятельности государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Показать подсказку

В правильном ответе должны быть указаны направления и приведены соответствующие примеры, допустим:
1) государство имеет исключительное право эмиссии денег (например, центральный банк выпустил в оборот новую купюру в 5000 единиц и изъял из обращения мелкие монеты)
2) государство осуществляет денежно-кредитную политику (например, в условиях перепроизводства центральный банк повысил учётную ставку рефинансирования)

Могут быть указаны другие направления, приведены иные примеры

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 16592.

11. 3. Денежное обращение как объект государственного регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

ДЕНЬГИ / ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА / ДЕНЕЖНАЯ МАССА / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / MONEY / CURRENCY / GOVERNMENT REGULATION / MONETARY SYSTEM / MONEY SUPPLY / MONETARY CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролова Евгения Евгеньевна

Денежное обращение является объек-том государственного регулирования . Регулирова-нию подлежит денежная система государства и ко-личество денежной массы, находящейся в обраще-нии: элементы денежной системы устанавливаются законодательно, т.е. являются объектом правового регулирования. Количество денежной массы в обра-щении подвергается смешанному, экономико-правовому государственному регулированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фролова Евгения Евгеньевна

Понятие и элементы денежной системы: финансово-правовой аспект
Современные особенности регулирования наличного денежного обращения
Некоторые аспекты правового регулирования денежного обращения в Российской Федерации
Эмиссия наличных денег: финансово-правовой аспект
Современные неметаллические денежные системы и денежный эталон
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONEY AS AN OBJECT OF STATE REGULATION

The currency is subject to state regulation. Regulation is subject to the monetary system of the state and the amount of money in circulation: the elements of the monetary system established by law, i.e. are the sub-ject of legal regulation. Amount of money in circulation be-ing mixed, economic and legal state regulation.

Текст научной работы на тему «11. 3. Денежное обращение как объект государственного регулирования»

11.3. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Фролова Евгения Евгеньевна, к.ю.н., доцент. Должность: заведующая кафедрой предпринимательского и финансового права. Место работы: Байкальский государственный университет экономики и права.

Аннотация: Денежное обращение является объектом государственного регулирования. Регулированию подлежит денежная система государства и количество денежной массы, находящейся в обращении: элементы денежной системы устанавливаются законодательно, т.е. являются объектом правового регулирования. Количество денежной массы в обращении подвергается смешанному, экономикоправовому государственному регулированию.

Ключевые слова: деньги, денежное обращение, государственное регулирование, денежная система, денежная масса, денежно-кредитное регулирование.

MONEY AS AN OBJECT OF STATE REGULATION

Frolova Evgeniya Evgenievna, PhD in law, associate professor. Position: head of entrepreneur and financial law chair. Place of employment: Baikal state economics and law university.

Annotation: The currency is subject to state regulation. Regulation is subject to the monetary system of the state and the amount of money in circulation: the elements of the monetary system established by law, i.e. are the subject of legal regulation. Amount of money in circulation being mixed, economic and legal state regulation.

Keywords: money, currency, government regulation, monetary system, money supply, monetary control.

Денежный оборот, т.е. непрерывное движение денежных средств — неотъемлемая черта любого современного общества. Объективной основой непрерывно протекающего во времени оборота денег служит общественное разделение труда и развитие товарного производства и товарного обмена. Специализация товаропроизводителей повлекла за собой резкое увеличение товарообмена, что существенно усложнило удовлетворение потребностей общества в неденежной экономике.

Поскольку товарное производство основано на изготовлении продукции не столько для личного потребления, сколько на продажу, его отличительной чертой является систематическое и непрерывное движение результатов человеческого труда (вещей, работ, услуг) между членами этого общества. Товарные отношения характеризуются постоянным обменом одних товаров на другие с целью удовлетворения общественных и частных потребностей. Постоянное заключение сделок купли-продажи, опосредующих товарообмен, привело к объективному выделению из всех товаров «универсального» товара, который можно было обменять на любой другой. Помимо естественной полезности — быть источником удовлетворения определенной человеческой потребности, этот товар приобрел особую общественную полезность — стал всеобщим эквивалентом, обладал способностью обмениваться на все товары,

удовлетворяя потребности своего владельца.1 Это существенно упростило процесс товарообмена. В связи с чем, появление всеобщего эквивалента на определенном этапе социально-производственной эволюции, стало значительным стимулятором дальнейшего развития человеческого общества. Можно сказать, что появление универсального инструмента обмена и последующее историческое развитие его форм является следствием постоянного стремления расширить существующие рамки обмена.

Постепенно функции всеобщего эквивалента стали выполнять деньги. И если на начальном этапе денежной экономики они сами являлись товаром и имели самостоятельную ценность (соответствующую количеству и виду металла из которого были изготовлены), то современные деньги, после отмены «золотого стандарта», это лишь информация о стоимости, закрепленная на носителе (материальном ил нематериальном), удостоверенная государством и принятая всеми людьми. В этой связи современные деньги имеют ценность только тогда, когда есть их движение (обращение). Сами по себе они не смогут ни накормить, ни одеть, ни развлечь, это единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от них. Чтобы получить желаемый товар или услугу необходимо обменять их на деньги. Иными совами, деньги выступают посредниками в обороте товаров, работ и услуг, в связи с чем сами находятся в непрерывном движении. Без денег не возможен товарооборот (оборот услуг, работ), но и деньги не нужны, если нет движения товаров, работ и услуг.

Деньги находятся в постоянном движении, являясь связующим звеном между физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. При этом они выполняют функцию обращения и платежа, т, е. обслуживают реализацию товаров, услуг и расчетов с финансовыми органами.2 Функции денег как средства обращения и как средства платежа на сегодняшний день являются основными функциями денег. Это подтверждается тем, что все государства перешли на так называемые не полноценные деньги или знаки стоимости, реальная стоимость которых значительно ниже их стоимости устанавливаемой государством. Существование таких денег возможно только в том случае, если их основное назначение — обеспечить товарооборот и выступать средством платежа. В этой связи особую важность приобретает денежное обращение и форма его организации.

Денежное обращение осуществляется в двух формах: безналичной и наличной. Причем соотношение между ними постоянно меняется. Например, в конце XIX в. преобладало налично-денежное обращение. В настоящее же время превалирует форма безналичных расчетов.

Безналичное денежное обращение представляет собой процесс движения стоимости без участия наличных денег посредством перечисления денежных средств по счетам в банках и зачетов взаимных требований.

Налично-денежное обращение представляет собой движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими функций средства платежа и средства об-ращения.3

1 Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для вузов/ под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. — М. 2010. С. 27.

2 Подробнее о функциях денег см.: Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник для вузов/ Артемьева С.С., Митрохин В В., Чугунов В.И. и др. — М. 2008. С. 245-249.

3 Экономика. Учебник под ред. Архипова А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. М. 1999. С. 273.

Пробелы в российском законодательстве

Таким образом, денежное обращение — это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичное форме, обслуживающее реализацию товаров а также нетоварные платежи и расчеты в экономике. Следовательно, денежное обращение опосредует обмен всего совокупного общественного продукта, а также его части — национального продукта.

Форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством, называется денежной системой. К элементам денежной системы традиционно относят денежную единицу (установленный законодательством денежный знак), виды денег (совокупность денежных знаков, являющихся законными платежными средствами), масштаб цен (законодательно установленное соотношение между различными по номиналу денежными знаками), эмиссионная система (законодательно установленный порядок выпуска в обращение денежных знаков).

Современная денежная система имеет следующие характерные черты:

• правительства не устанавливают золотое содержание национальных денежных единиц (демонетизация золота);

• завершен переход к не разменным на золото кредитным деньгам. Произошло стирание между бумажными и кредитными деньгами;

• преобладание в денежном обращении безналичного оборота;

• усиление государственного регулирования денежного обращения.

Важностью общественных отношений, складывающихся в ходе денежного обращения, для экономического и политического развития страны обусловлено их регулирование со стороны государства.

В условиях обращения золотых или серебряных денег необходимость государственного регулирования денежной массы отсутствует поскольку действует закон естественной саморегуляции: лишние деньги изымаются из оборота самими хозяйствующими субъектами в сбережения (накопления), а в случае их недостатка из этих же сбережений снова поступают в оборот.

После отмены золотого стандарта и демонетизации золота у государства появились новые функции в сфере организации и регулирования денежного обращения. Денежное обращение, основанное на движении бумажных денег, не способно самостоятельно обеспечить свою устойчивость, поскольку механизм автоматического изъятия излишка бумажных денег из оборота не работает. В результате бумажные деньги, застрявшие в обращении, переполняют каналы обращения и обесцениваются. Причины обесценения: избыточный выпуск бумажных денег, упадок доверия к эмитенту, неблагоприятное соотношение экспорта и импорта страны. При этом необходимо отметить, что и избыточная денежная масса и недостаток денежных знаков одинаково опасны для экономики государства. Нарушение денежного равновесия, которое обусловлено потребностью хозяйства в деньгах и фактическим поступлением денег в обращение ведет либо к инфляции, либо к экономической стагнации.

Хочется отметить, что значительно чаще нарушение денежного равновесия проявляется в избыточном количестве денежной массы. Однако, финансовый кризис 2008-2010 гг. связан как раз с недостаточным количест-

4 Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник для вузов/ Артемьева С.С., Митрохин В В., Чугунов В.И. и др. — М. 2008. С. 255.

вом денег в производстве, в обращении, в экономике, а не с избытком денежной массы. Резкий спад потребления в развитых странах Северной Америки, Европы и Азии существенно сократил мировые объемы товарооборота. Низкий спрос на товары долгосрочного потребления явился причиной колоссальных убытков многочисленных крупных национальных и многонациональных товаропроизводителей, привел к сокращению и стагнации многих отраслей промышленности. Что в свою очередь повлекло за собой рост безработицы, снижение уровня жизни населения, увеличение бюджетных расходов и рост бюджетного дефицита во многих странах мира.

Иными словами, невыполнение или недостаточное выполнение деньгами функции средства обращения имело весьма негативные последствия как для экономики отдельных стран, так и для мировой экономики в целом. В связи с чем государственная экономическая политика большинства западных стран и стран азиатского региона сейчас направлена именно на увеличение товарооборота, повышение покупательского спроса, рост потребления с целью обеспечить производство необходимым количеством финансовых средств для дальнейшего развития. Государства пытаются различными мерами финансового и правового характера остановить спад производства посредством стимулирования роста товарно-денежного оборота.

В этой связи главная задача государственного регулирования денежного обращения, основанного на обращении кредитных и бумажных денег, заключается в поддержании правильного соотношения между доходами населения в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке, поскольку именно в этом случае в обращении находится достаточное и необходимое количество денег, в чем и заинтересовано государство. Государственное регулирование денежного обращения выражается в закреплении в нормативно-правовых актах экономических инструментов регулирования денежной массы в обращении, которые могут быть использованы компетентными органами государственной власти в целях обеспечения денежного равновесия.

На денежную массу влияют два фактора: количество денег и скорость их оборота.

Количество денежной массы определяется эмитентом денег. Рост эмиссии обусловлен потребностями товарного оборота и государства.

Другой фактор, влияющий на денежную массу, — скорость обращения денег, т.е. их интенсивное движение при выполнении ими функций обращения и платежа.

На скорость обращения денег влияют общеэкономические факторы, т.е. циклическое развитие производства, темпы его роста, движение цен, а также денежные (монетарные) факторы, т.е. структура платежного оборота (соотношение наличных н безналичных денег), развитие кредитных операций и взаимных расчетов, уровень процентных ставок за кредит на денежном рынке, а также внедрение компьютеров для операций в кредитных учреждениях и применение электронных средств в денежных расчетах. Кроме этих общих факторов, скорость обращения денег зависит от периодичности выплаты доходов, равномерности расходования населением своих средств, уровня сбережения и накопления.

Но так как скорость обращения денег обратно пропорциональна количеству денег в обращении, ускорение их оборачиваемости означает рост денежной массы. Увеличенная денежная масса при том же объеме

товаров и услуг на рынке ведет к обесценению, денег, т.е. в конечном итоге является одним из факторов инфляционного процесса.

Необходимость государственного регулирования денежного обращения обуславливает появление термина «денежно-кредитное регулирование», под которым понимается один из механизмов государственного регулирования экономики, направленный на изменение объемов денежной массы, процентных ставок, объемов кредитования и других параметров, определяющих спрос и предложение денег и стоимость национальной денежной единицы.5

Субъектами денежно-кредитного регулирования являются государственные органы, наделенные полномочиями принимать решения, влияющие на денежную сферу и стабильность национальной валюты.

Главным регулирующим органом в области денежного обращения в Российской Федерации является Центральный банк России. В соответствии с действующим законодательством на него возложены обязанности по осуществлению, разработке и проведению денежнокредитной политики государства, эмиссии денег, поддержанию устойчивости рубля и его покупательной способности, организации денежного обращения. ЦБ РФ устанавливает общий объем и структуру денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики, определяет правила движения безналичных денег, а также порядок перевозки, хранения, инкассации наличных денежных знаков. На Банк России также возложены контрольные и надзорные полномочия в области денежного обращения.

Рыночная экономика исключает систему прямого планирования и регулирования денежной массы в обращении, которая имела место в условиях командноадминистративной системы управления народным хозяйством. Регулирование денежного обращения в Российской Федерации осуществляется как экономическими, так и административными мерами, предусмотренными действующим законодательством и инструкциями Банка России. Ежегодно Банк России совместно с Правительством РФ определяет основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и конкретные меры по поддержанию покупательной способности рубля и его валютного курса. Главные цели денежно-кредитной политики: борьба с инфляцией, поддержание курса внутренней валюты по отношению к ведущим валютам мира, поддержание положительного платежного баланса страны.

В процессе реализации денежно-кредитной политики Банк России постоянно контролирует величину и структуру денежной массы в обращении. Центральный банк как эмиссионный центр страны постоянно изучает состояние денежного обращения и совершенствует его организацию. Он располагает целой системой экономических и административных мер по регулированию денежной массы в обращении. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определил основные инструменты денежнокредитного регулирования Банка России:

• процентные ставки по операциям Банка России;

• нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

• операции на открытом рынке;

5 Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для вузов/ под ред. Романовского М.В., ВрУблевской О.В. — М. 2010. С. 53.

6 Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» //СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

• установление ориентиров роста денежной массы;

• прямые количественные ограничения;

• эмиссия облигаций от своего имени.

Денежное обращение как постоянный процесс движения денег (как наличных, так и безналичных) воплощается в следующих последовательных действиях субъектов денежного обращения:

1) эмиссия (выпуск) денег;

2) движение денег от одного собственника к другому, иными словами переход права собственности на деньги, при этом юридические основания смены собственника денег могут быть совершенно различными — гражданско-правовые договоры и обязательства, налоговые обязательства, административные правонарушения;

3) изъятие денег из обращения.

Каждый из составных элементов денежного обращения регулируется законодательством. Это объясняется особой важностью денежного обращения для экономики государства. Отсюда можно сделать вывод, что денежное обращение имеет не только экономическую, но и правовую природу, которая заключается в закреплении в нормативных актах:

— порядка и форм эмиссии;

— видов денежных знаков, являющихся единственным законным средством платежа;

— оснований и форм перехода права собственности на денежные знаки;

— порядка и оснований изъятия денежных знаков из обращения.

Таким образом, денежное обращение, являясь основой современной экономической мировой системы подвергается государственному регулированию. Регулированию подлежит денежная система государства и количество денежной массы, находящейся в обращении. При этом, элементы денежной системы устанавливаются законодательно, т.е. являются объектом правового регулирования. Количество денежной массы в обращении подвергается смешанному, экономико-правовому государственному регулированию: инструменты государственного регулирования количества денежной массы в обращении устанавливаются законодательно, в то время как само регулирование осуществляется экономическими методами, например, посредством осуществления операций на открытом рынке, эмиссии облигаций ЦБ РФ, валютных интервенций или рефинансирования кредитных организаций, которые косвенно влияют на объем денежной массы в обращении. Есть также прямые административные методы экономического воздействия на объем денежной массы — процентные ставки по операциям ЦБ РФ, нормативы обязательных резервов, установление ориентиров роста денежной массы, прямые количественные ограничения.

1. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» //СЗ РФ. 2002. № 28.

2. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для вузов/ под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. — М. 2010.

3. Артемьева С.С., Митрохин В В., Чугунов В.И. и др. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник для вузов — М. 2008.

4. Экономика. Учебник под ред. Архипова А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. М. 1999.

Влияние государства на национальную денежную систему

Бычков, А. А. Влияние государства на национальную денежную систему / А. А. Бычков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 365-367. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22151/ (дата обращения: 21.02.2024).

Современная денежная система является очень сложной системой. Потому если повлиять хотя бы на один из факторов, будет затронута вся денежная система. При этом не важно, косвенное это будет влияние или же прямое.

Факторы, которые могут оказать влияние на систему, бывают: объективные и субъективные; микроэкономические и макроэкономические; внешние и внутренние.

У данных факторов в экономической теории есть уровни воздействия: сильное воздействие, слабое воздействие и нейтральное воздействие.

Особое место среди этих факторов, которые могут оказать влияние на национальную денежную систему, достается государственному регулированию монетарных процессов. Подробную характеристику данного фактора мы рассмотрим ниже.

Государственное регулирование монетарных процессов — это воздействие денежных властей государства на денежную систему при помощи различных методов, инструментов и механизмов. Этот фактор усиливает положительное воздействие на денежную систему и сдерживает негативное влияние от различных отрицательных факторов. Такое воздействие государственного регулирования монетарных процессов будет на высоком уровне тогда, когда будет учитываться воздействие других факторов. Точнее — это внутренние и внешние факторы.

В наше время большую роль занимают внешние факторы. Для стабильного развития денежной системы нужно учитывать эти факторы, оценивать их воздействие, делать прогнозы на будущее, корректировать стратегии и тактики регулирования.

К внешним факторам, влияющим на денежную систему, относят:

1. тенденции развития мировой экономики (особенно важен в период нестабильности национальной денежной системы);

2. интегрированность национальной экономики;

3. «открытость» национальной экономики;

4. процессы глобализации мировой экономики.

Российские экономисты характеризуют на настоящее время регулирование монетарных процессов, как смешанный фактор, у которого нет ярко выраженной цели, публичная декларация внутренних мелких целей также отсутствует.

Все внешние факторы, естественно, как мы видим, связаны с мировой экономикой. И нет такой экономики, которая не реагировала бы на изменения в мировой. Например, глобализация, как внешний фактор, с одной стороны несет в себе благоприятные предпосылки, с другой стороны несет потенциальные проблемы. Может произойти дезорганизация национальной денежной системы, особенно в условиях кризиса, что для российской экономики важно проконтролировать.

Для контроля государство должно вводить больше единых подходов к регулированию экономики, увеличивать надзор над банками не только государственными, но и частными. Но в меру, потому что это может сказаться негативно на банковской системе, как об этом писалось в первой главе. Также государство должно предугадывать возможные риски, связанные с изменениями в мировой экономике.

Прогнозируют, что нашей стране в настоящее время нужна единая монетарная политика, государственный прогноз, который будет учитывать использование различных ресурсов денежной системы, с учетом происходящей глобализации. Именно это поможет повысить эффективность экономической политики в монетарной сфере.

Далее следует рассмотреть внутренние факторы, которые влияют на денежную систему. К ним относят:

1. Степень развитости товарно-денежных отношений (в России отношения развиты в сторону рыночной модели);

2. Особенности текущей фазы экономического цикла (при помощи данного фактора можно определить, в каком положении находится российская экономика в конкретный период времени);

3. Степень развития инфраструктуры рынка, наличие развитых институтов;

4. состояние потребительского спроса, уровень доходов населения;

5. уровень капитализации экономики;

6. особенности денежно-кредитной политики;

7. степень доверия к устойчивости денежной системы.

Если учитывать все перечисленные факторы и правильно направлять государственное регулирование монетарных процессов, можно обеспечить стабильность данного регулирования, поднять уровень доверия к Банку России и способствовать росту российской экономики.

Важным элементом в государственном регулировании является необходимость координации денежных потоков на макроуровне. Такая экономическая политика основывается на движении денежных средств, естественно, является очень важной для стабильного развития денежной системы и экономики в целом.

В этом направлении государственная политика исследует денежный оборот, кредитную политику, специфическую банковскую политику, то есть денежно-кредитную политику и финансовую политику, но при этом не всегда учитывает взаимодействие денежно-кредитной политики с финансовой политикой, что ведет к снижению ее эффективности. По поводу взаимодействия денежно-кредитной политики с другими направлениями экономисты выделяют такие положения:

1. Цели денежно-кредитной политики должны совпадать с целями других видов политики, чтобы развитие экономики страны было стабильным;

2. Денежно-кредитная политика — специфическая политика и не является элементом какого-либо другого вида политики. У нее есть собственные субъекты и объекты, свои методы регулирования. Субъектом являются центральный банк и кредитные организации, а объектом — спрос на деньги и предложение денег.

Иными словами, денежно-кредитная политика — это комплекс мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений в стране. Данный комплекс и должен обеспечивать воздействие денежно-кредитной сферы на процесс воспроизводства, должен регулировать экономический рост, повышать эффективность производства и решать другие задачи российской экономики.

Перейдем к финансовой политике. Субъектами данной политики являются органы законодательной и исполнительной власти. На законодательном уровне финансовая политика делиться на два направления: бюджетная политика и налоговая политика. Данное взаимодействие двух видов политики при стабильной экономике страны и приводит к эффективности финансовой политики. Отсюда понятно, что объекты финансовой политики зависят от направления (бюджетного или налогового).

Экономисты выделяют несколько направлений взаимодействия денежно-кредитной политики и финансовой политики, которые помогают обеспечивать стабильное развитие экономики:

1. создание необходимого уровня инфляции;

2. создание и внедрение инноваций;

3. поддержка субъектов малого бизнеса со стороны государства;

4. регулирование финансового рынка государством;

5. обеспечение финансирования по отношению к социальным проектам.

Все эти направления и есть денежные потоки. Естественно, что данные направления необходимо координировать на макроуровне при помощи государственной деятельности для стабильного развития денежной системы, а следовательно российской экономики в целом.

Главная цель, которую устанавливает государство в плане денежной политики, это максимальный экономический рост, стабильность цен и эффективная занятость. Одна для достижения этой цели нужно достаточно много времени. Потому денежная политика для облегчения достижения главной цели разделяет ее на несколько промежуточных.

У денежной политики есть ряд факторов, которые необходимо учитывать для совершенствования основ денежной системы в контексте инновационного экономического роста:

1. важно учитывать, какая концепция лежит в основе всей экономической политике государства;

2. важно учитывать показатели того, насколько денежная политика за предыдущие периоды способствовала экономическому росту и усилению инвестиционной составляющей;

3. важно выявлять причины инфляции;

4. важно учитывать, насколько хорошо сочетаются методы денежной политики с методами бюджетной политики и налоговой политики;

5. важно учитывать уровень стабильности банковской системы;

6. важно учитывать, насколько четко на данный момент выражена специфика денежной политики.

Помимо факторов, современные экономисты выделяют несколько критериев эффективности денежной политики, к ним относят:

1. равномерность и поступательность экономического роста;

2. устойчивость денежных отношений;

3. устойчивость национальной денежной единицы;

4. эффективная отраслевая структура производства;

5. эффективное размещение территориальное производства;

6. устойчивость политической сферы;

7. участие государства в банковском секторе.

Главный критерий эффективности денежной политики — нарастание способности центрального банка достигать поставленные цели. Цели, которые выдвигает ему денежная политика. Это выбор адекватного типа регулирования процессов экономики, рост роли денежной политики в экономике, как фактора, который будет способствовать решению большинства экономических задач.

Основываясь на выделенных критериях, выбирают некоторые показатели, которые могут оценить эффективность денежной политики на макроуровне: устойчивость денежной единицы, денежного оборота, уровень инфляции. Для более точной оценки эффективности денежной политики эти показатели рассматриваются в динамике, которая отражает позитивную реализацию денежной политики и возрастание ее значения в экономике.

Проанализировав все выделенные факторы и критерии, экономисты отмечают изменение объекта денежной политики. Но определяющими объектами всегда в теории являются: спрос на деньги, объем и структура денежной массы и ее оборот, объем кредитов, скорость оборота денег и структура доходов и расходов.

В тот или иной период в экономике России выбирается экономистами приоритетный объект. Это помогает регулировать в нужном направлении деятельность денежной политики, а центральному банку проводить политику поддержания роста денежной массы.

То есть, можно сделать вывод, что выбирая конкретные объекты и цели, можно выбрать соответствующие инструменты и методы регулирования денежной системы. Решение проблем совершенствования денежной системы зависит от многих факторов. В первую очередь необходимо такое регулирование, которое было бы направлено на поддержку реального сектора экономики. Это ведет к инновационному экономическому росту, о котором мы и говорим.

В рамках данного подхода выделяют следующие направления регулирования:

1. определение главных направлений в сфере развития науки и техники, так как это основные показатели, способствующие инновационному экономическому росту;

2. определение ссуды инновационного характера;

3. определение направлений поддержки кредитных организаций таких, которые осуществляют кредитование инновационных проектов;

4. определение направлений ужесточения требований к банкам, которые занимаются выдачей ссуд инновационного характера, снижение рисков;

5. введение налоговых льгот для таких банков.

Все вышеуказанные теоретические предположения по теме совершенствования денежной системы России именно в контексте инновационного экономического роста ориентированы на использование таких подходов, как: системный, эволюционный и институциональный. Они должны опираться на анализ направлений, задач и мероприятий по модернизации денежной политики, финансового сектора в целом.

1. Институциональная теория денег: сущность и правовой режим денег и ценных бумаг / А. Ю. Грибов. — М.: ИД РИОР, 2013. — 200 с.

2. Национальная денежная система: теория, методология исследования, концепция развития в условиях модернизации современной экономики: Монография / М. А. Абрамова. — М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 380 с.

3. Современные тенденции развития и антикризисного регулирования финансово-экономической системы: монография / Б. Б. Рубцов и др. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 180 с.

Основные термины (генерируются автоматически): денежная политика, денежная система, денежно-кредитная политика, финансовая политика, государственное регулирование, российская экономика, инновационный экономический рост, мировая экономика, национальная денежная система, стабильное развитие.

Похожие статьи

Направление денежнокредитного регулирования.

Направление денежнокредитного регулирования инновационного развития российской экономики.

Ключевые слова: денежнокредитное регулирование; таргетирование инфляции; ключевая процентная ставка; инновационное развитие; валютный курс; индекс.

Пути повышения роли денежнокредитной политики для.

Глобальный финансовоэкономический кризис оказал существенное влияние на замедление темпов роста мировой экономики. В ряде стран наблюдается экономическая рецессия. Нестабильность на мировых финансовых и товарных рынках отразилась на темпах.

Денежнокредитная политика России в условиях глобализации

Денежнокредитная политика — комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.

Влияние денежнокредитной политики государства на уровень.

В статье рассмотрены механизмы денежнокредитной политики государства, индикаторы состояния финансовой системы, а также влияние политики таргетирования инфляции Центрального банка на благосостояние населения России.

Денежнокредитное регулирование России на современном этапе

Ключевые слова: Центральный Банк, Государство, деньги, денежнокредитная политика, денежнокредитноерегулирование, инструменты денежнокредитного регулирования.

Ключевые слова: денежнокредитная политика, инструменты.

денежнокредитная политика, инструменты денежнокредитного регулирования, центральный банк, кризис, регулирование.

Направление денежнокредитного регулирования инновационного развития российской экономики.

Особенности регулирования курса национальной валюты.

В статье рассматривается проблема регулирования валютного курса и совершенствования денежнокредитной политики в РФ. Рассмотрены основные подходы к совершенствованию валютной системы на основании различных механизмов и инструментов.

Влияние денежнокредитной политики Банка России на.

В статье рассмотрены основные направления денежнокредитной политики Банка России на современном этапе развития экономики и ее влияние на основные показатели деятельности российских предприятий.

Влияние денежнокредитной политики государства на малый.

Денежнокредитная политика является обоюдоострым оружием, с помощью которого можно справиться и со спадом производства, и с инфляцией. Если выделить самое главное этой политики, то можно сказать.

Эссе по обществознанию

Автор пишет об ответственности государства за денежную систему. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите два возможных направления влияния государства на денежную систему. Проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером деятельности государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)

Направления и примеры:

1) государство имеет исключительное право эмиссии денег (например, центральный банк выпустил в оборот новую купюру в 5000 единиц и изъял из обращения мелкие монеты);

2) государство осуществляет денежно-кредитную политику (например, в условиях перепроизводства центральный банк повысил учетную ставку рефинансирования).

Источник: ЕГЭ-2022. Обществознание: типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов. Котова О.А., Лискова Т.Е.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *