Какие сферы финансовых отношений включает финансовая система
Перейти к содержимому

Какие сферы финансовых отношений включает финансовая система

  • автор:

О финансовой системе и ее составе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

В статье отмечается, что в современной экономической науке до настоящего времени не сложилось единого представления о понятии «финансовая система» и о ее составных частях. Проанализированы различные подходы экономистов к использованию термина «финансовая система», а также взгляды ученых на ее состав; дана характеристика сфер финансовой системы государственных и муниципальных финансов, финансов организаций и домохозяйств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Полякова О.А.

Современные представления о финансовой системе в экономической литературе
Особенности финансовой системы Российской Федерации
Дискуссионные вопросы состава и структуры современной финансовой системы
Государственные финансы в финансовой системе России
Теоретическое осмысление структуры финансовой системы в логике преподавания дисциплины «Финансы»
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О финансовой системе и ее составе»

о финансовой системе и ее составе

О. А. ПОЛЯКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов E-mail: olgapol@mail.ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

В статье отмечается, что в современной экономической науке до настоящего времени не сложилось единого представления о понятии «финансовая система» и о ее составных частях. Проанализированы различные подходы экономистов к использованию термина «финансовая система», а также взгляды ученых на ее состав; дана характеристика сфер финансовой системы — государственных и муниципальных финансов, финансов организаций и домохозяйств.

Ключевые слова: финансовая система, сфера, звено, домашнее хозяйство, финансы организаций, государственные и муниципальные финансы.

Несмотря на длительную историю существования финансовых отношений и на многочисленные исследования ученых-экономистов, касающихся сущности финансовых отношений, в современной отечественной и зарубежной науке до сих пор не выработалось единой позиции в трактовках терминов «финансы», «финансовая система», «финансовые ресурсы». Даже в рамках одной научной школы встречаются разногласия.

Разное толкование этих базовых понятий объясняется многообразными задачами использования терминов (общетеоретический или прикладной подход), всевозможными научными философскими и экономическими школами, конкретным историческим периодом, другими факторами. Так, в нашей стране на протяжении прошлого века финансовые отношения осуществлялись в

ограниченном государством объеме — отсутствовал финансовый рынок, была запрещена предпринимательская деятельность граждан и т. п.

В условиях развития рыночных отношений, глобализации экономики и требований по унификации многих аспектов финансовой деятельности остро стоит вопрос о правильности использования тех или иных финансовых терминов, о единых подходах к их использованию.

Необходимо отметить еще и тот факт, что в условиях развития международных экономических и финансовых отношений, растущего потока информации в научный оборот вводятся понятия, недостаточно правильно переведенные с иностранных языков. Такие понятия закрепляются и в нормативных правовых документах, и в практике хозяйствования, а также используются в публикациях.

В последнее время на страницах периодической печати стали чаще появляться публикации, посвященные исследованию природы финансовых отношений [1, 2, 5, 6, 17].

теоретические подходы к определению финансовой системы

Необходимо отметить, что существует несколько подходов к определению понятия «финансовая система» в экономической литературе. Под этим термином традиционно понимается совокупность организованных и взаимосвязанных между собой

финансовых отношений в обществе. Кроме того, это название в учебниках, в практике хозяйствования, в некоторых нормативных правовых актах иногда употребляется для обозначения финансовых учреждений в стране [9, с. 1021—1023; 15, с. 36], совокупности денежных рынков и их институтов.

Таким образом, можно выделить следующие подходы к определению финансовой системы:

• совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, сгруппированных по определенным признакам (авторы называют такой подход функциональным, или содержательным);

• совокупность финансовых рынков и их институтов (институциональный подход);

• совокупность финансовых учреждений [9, 15]. Функциональный подход чаще используется в

отечественной литературе, в большинстве современных учебников по финансам. В зарубежной же литературе преобладает институциональный подход, и финансовая система определяется как совокупность финансовых рынков и их инструментов.

В нормативных правовых актах термин «финансовая система» также употребляется не в функциональном аспекте, а как совокупность организаций финансового сектора экономики либо элементов финансового рынка1.

Употребляя термин «финансовая система» в разных значениях, необходимо различать соответствующие области его применения. Для понимания закономерностей функционирования финансов, усвоения их роли и значения в обществе важно рассмотреть финансовую систему как совокупность финансовых отношений.

Финансовая система как совокупность финансовых отношений в обществе

В любом обществе существует множество финансовых отношений, ежедневно совершается огромное количество денежных операций.

Однако почему ученые, говоря о совокупности всех финансовых отношений, используют понятие «система»? Какое множество отдельных элементов можно назвать системой, а какое нет? Обратимся к общему толкованию. «Система (от др.-греч. ЕтЗоттцш — «сочетание») — множество взаимосвязанных элементов, обособленное от среды

1 Например, в 1998 г. был принят Указ Президента РФ от 25.08.1998 № 988 «О некоторых мерах по стабилизации финансовой системы Российской Федерации», в 2008 г. — «антикризисный» Федеральный закон от 13.10.2008 № 173-Ф3 «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» и т. п.

и взаимодействующее с ней как целое»2.. «Система (от греч. эуз1ёта — целое, составленное из частей, соединение) — это определенный порядок, основанный на взаимной связи, объединении частей чего-либо»3.

Изучение закономерностей функционирования финансовых отношений позволяет сделать вывод о том, что они существуют не обособленно, а в тесном взаимодействии и образуют именно систему. Финансовая система — целостное множество, которое первично по отношению к отдельным частям. Появление у системы новой функции или качества, органично вытекающих из составляющих ее элементов, не присуще ни одному из них, взятому изолированно.

Множество финансовых отношений при условии их эффективного функционирования усиливает эффективность функционирования всей системы (синергичность). В процессе функционирования системы как единого целого появляются свойства, которые не присущи отдельному элементу (эмерд-жентность). Позитивные и негативные изменения в финансовой системе обладают свойством умножения, а не сложения (мультипликативность). Это лишь некоторые свойства систем, которые присущи финансовым отношениям, что позволяет употреблять именно этот термин — «финансовая система».

В процессе выделения составных частей финансовых отношений, имеющих схожие черты, необходимо найти верный классификационный признак деления на структурные группы и подгруппы. Таким критерием деления всего многообразия финансовых отношений является роль субъектов в общественном воспроизводстве, которая будет определять способы организации финансов, наличие, порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов. Именно в соответствии с выполняемой ролью в общественном воспроизводстве у субъектов финансовых отношений имеются различия в потребностях в необходимых им финансовых ресурсах и соответствующих финансовых фондах.

Какие же субъекты функционируют в экономике? Традиционно выделяют три основных субъекта:

2 Такое определение системы дает Свободная энциклопедия «Викепедия». URL: http://ru.wikipedia.org.

3 Большой толковый словарь. URL: http://www.gramota.ru.

При определении основных субъектов экономики применяются разные термины. Многообразие объясняется разными причинами: спецификой национального законодательства, историческими факторами, различным государственным устройством и др. Например, организации могут называться «фирмами», «предприятиями», «корпорациями».

В учебном пособии «Экономическая теория» выделаются такие основные субъекты экономики: домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство (правительство) [19, с. 32].

Необходимо отметить, что в российском законодательстве термин «предприятие» как синоним юридического лица использовался до 1995 г., т. е. до вступления в действие нового Гражданского кодекса Российской Федерации. Сейчас юридические лица в нашей стране называются «организациями», а термин «предприятие» используется при определении лишь одной организационно-правовой формы коммерческой организации — государственного (муниципального) унитарного предприятия или трактуется как имущественный комплекс.

Однако использование различных терминов не меняет общего представления об основных субъектах. Автор придерживается терминологии, определяемой современными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Итак, рассмотрим основные субъекты, которые ежедневно совершают финансовые операции, в процессе которых формируются финансовые ресурсы.

Домохозяйства — это отдельные люди и целые семьи. Домашние хозяйства выполняют очень важную роль в экономике — для осуществления воспроизводственного процесса они предоставляют принадлежащие им ресурсы — труд, землю, капитал. На полученные в результате этого финансовые ресурсы покупаются товары и услуги для личного потребления. Часть ресурсов домохозяйств принимает форму сбережений. Они являются важным инвестиционным ресурсом.

Некоторые граждане занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица4. Они включаются в воспроизводственный процесс, изготовляя товары, выполняя работы или предоставляя услуги. Это позволяет

4 Статья 34 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Статья 18 Гражданского кодекса РФ гласит: «Граждане могут. заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью.».

домохозяйствам получить дополнительный предпринимательский доход.

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке5.

Организации являются непосредственными участниками общественного воспроизводства, они производят товары, занимаются оказанием различного рода услуг. Для своей деятельности им необходимы финансовые ресурсы, которые обеспечили бы процесс производства необходимой суммой денежных средств.

Для организаций характерны такие финансовые отношения, которые обеспечивают непрерывность процесса производства товаров и оказания услуг: распределение выручки от реализации продукции, работ и услуг; начисление амортизационных отчислений ; восполнение недостатка оборотных средств; осуществление капитальных вложений и др.

Государство — общее понятие. В широком смысле под государством понимают политическую форму организации жизни общества. Государство строится по территориальному принципу. Этот термин иногда неточно употребляют как синоним понятия «страна». Государство осуществляет управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры и выполняет свои функции через органы власти.

Для финансирования этих функций государству необходимы финансовые ресурсы. Для финансовых отношений, которые обеспечивают государство необходимыми финансовыми ресурсами, будут характерны свои специфичные формы и методы организации финансов.

Таким образом, первым классификационным признаком, в соответствии с которым все многообразие финансовых отношений подразделяется на составные части, является роль субъекта в общественном воспроизводстве. В соответствии с этим признаком все финансовые отношения подразделяются на большие группы, которые традиционно называются сферами финансовой системы — финансы домохозяйств, финансы организаций и государственные и муниципальные финансы. Энциклопедия Британ-ника выделяет аналогичные сферы финансов (не

5 В статье 2 Гражданского кодекса РФ приводится общее определение предпринимательской деятельности для юридических и физических лиц.

применяя понятия «финансовая система»): «public finance», «business finance» and «owned finance» [20].

Финансы домохозяйств составляют самостоятельную сферу финансовой системы. До недавнего времени в отечественной литературе отрицалось существование этой сферы, была распространена точка зрения, что денежные отношения у граждан не имеют финансовой природы. Однако и мировая финансовая наука давно признала факт существования финансов домохозяйств, и практика хозяйствования в Российской Федерации продиктовала необходимость выделения и изучения этой части финансовой системы.

Домохозяйства являются общепризнанными субъектами в странах с развитой рыночной экономикой. Однако в российских учебниках этот термин появился не сразу. Это объясняется тем, в Советском Союзе на протяжении многих десятилетий граждане были лишены права на предпринимательскую деятельность. Средства к существованию граждан исчерпывались лишь заработной платой и премиями, размер которых был четко определен государством. Доходы населения не включались в финансовые ресурсы, хотя экономисты не обходили стороной изучение роли финансов в формировании доходов населения [7, с. 201].

Постепенно ученые начали уделять внимание этой части финансовой системы. Появляются термины «финансы населения» [3], «личные финансы» [18], «финансы граждан» [8, с. 21—22], «финансы домашних хозяйств».

Если абстрагироваться от редакционных различий, то к общим утверждениям относится то, что финансы домохозяйств — это особая область финансовых отношений, связанных с формированием и использованием личных доходов, полученных от трудовой, хозяйственной (и иных видов) деятельности.

Аргументируя свою позицию о необходимости выделения финансов домохозяйств в качестве самостоятельной части финансовой системы страны, авторы этой точки зрения подчеркивают важную роль домохозяйств в производстве и потреблении валового внутреннего продукта. В настоящее время в большинстве учебников финансы домохозяйств выделяются как отдельная сфера (или звено) финансовой системы [11, с. 104; 12, с. 23].

Необходимо отметить важность изучения этой части финансовой системы, которая имеет не только общетеоретическое значение для финансовой науки, но и продиктована практикой. К сожалению, необходимо констатировать, что

отсутствие серьезных исследований финансов до-мохозяйств в отечественной науке на протяжении десятилетий привело к тому, что граждане России, являющиеся активными участниками финансовых операций, зачастую не обладают знаниями в области организации своих финансовых отношений. Только грамотный в этом смысле гражданин может осуществить эффективное управление своими финансовыми ресурсами, использовать все возможности налогового планирования, выбрать варианты управления собственными пенсионными накоплениями, понимать проводимую государством политику софинансирования пенсионных накоплений и т. п.

Финансы организаций. В этой сфере происходит формирование первичных денежных ресурсов и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Финансы организаций при всем своем многообразии опосредуют процесс производства товаров и оказания услуг, обеспечивают формирование, постоянное восполнение и увеличение производственных фондов и фондов непроизводственного назначения.

Дальнейшая группировка финансовых отношений внутри этой сферы осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, который оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов, порядок использования средств и на специфику финансового механизма.

В каждом обществе есть организации, которые в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли (коммерческие организации). Получение и максимизация прибыли — важнейший побудительный мотив развития экономики, производства товаров, оказания услуг. В любой финансовой системе присутствует звено финансов коммерческих организаций, которое включает финансовые отношения внутри коммерческих организаций по распределению полученной стоимости, обеспечивает связи коммерческих организаций с другими организациями, с собственниками, работниками (по стимулированию их труда), с государством (по уплате организациями налогов и страховых взносов) и т. п.

Все финансовые отношения в этом звене финансовой системы подчинены основной цели — получению прибыли и ее максимизации. Эта цель будет оказывать влияние и на используемые формы и методы формирования финансовых ресурсов, и на специфику управления денежными потоками, и на особенности финансового планирования и контроля.

Валовой внутренний продукт создается в первую очередь коммерческими организациями, и с помощью коммерческих организаций происходит его первичное распределение, следовательно, финансы коммерческих организаций являются исходным элементом для всей финансовой системы.

Однако помимо коммерческих организаций для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей населения в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах. Учреждения, осуществляющие такую деятельность, как правило, не преследуют в качестве основной своей цели получение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Финансовые ресурсы им необходимы лишь для осуществления уставной деятельности. Это оказывает влияние и на состав финансовых отношений, участниками которых являются такие организации.

Это звено финансовой системы называется «финансы некоммерческих организаций». В нем присутствуют финансовые отношения с государством не только в виде налоговых отношений, которые преобладают у коммерческих организаций, но и в виде получения значительных сумм от государства (из бюджетов и внебюджетных фондов) в различных формах.

Этому звену, в отличие от финансов коммерческих организаций, присуще в составе доходов иметь такой специфический вид финансовых ресурсов, как благотворительные взносы, так как благотворительность прежде всего направлена на поддержание социально значимых видов деятельности: здравоохранения, образования, культуры, искусства. Вряд ли кто-то пожертвует часть финансовых ресурсов для максимизации прибыли субъекта. Вся эта специфика накладывает отпечаток на состав финансовых ресурсов некоммерческих организаций, на формы и методы их формирования и использования, на финансовое планирование и контроль.

В огромной совокупности финансовых отношений, характерных для любой страны, есть сфера, обусловленная функционированием государства и соответствующих органов власти. Объективная потребность в данной сфере связана с тем, что органам государственной власти и местного са-моуправления6 требуются финансовые ресурсы, необходимые для выполнения возложенных на них экономических, социальных и других функций.

6 В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации признано местное самоуправление (ст. 12, 130—133).

Поэтому еще одной составной частью финансовой системы является сфера государственных и муниципальных финансов, посредством которых образуются финансовые ресурсы у органов государственной власти и местного самоуправления.

Государственные и муниципальные финансы необходимы для финансирования конституционных прав граждан, поддержки важнейших отраслей экономики и др.

Очевидно, что формирование и использование финансовых ресурсов государства осуществляется с использованием другим форм и методов. У государства иные доходы, расходы, финансовые фонды. И, прежде всего, ни одно государство не может существовать без бюджетных отношений, в процессе функционирования которых формируются и используются бюджеты, в которых аккумулируются ресурсы для финансирования возложенных на эти органы функций. Бюджет всегда имеет многоцелевое назначение. Уровни, виды бюджетов, их названия определяются государственным устройством, особенностями функционирования местного самоуправления и другими факторами.

Кроме того, помимо бюджетов в некоторых странах в распоряжении органов власти имеются финансовые фонды, как правило, узкоцелевого назначения, используемые в качестве дополнительного источника финансирования некоторых расходов. Такие учреждения образуются вне бюджетов и называются внебюджетными фондами. Создаются они, как правило, для финансирования отдельных расходов — социальной защиты граждан, первоочередных экономических и экологических мероприятий и др.

Особенность формирования внебюджетных фондов состоит в том, что за расходами фондов, имеющих узкоцелевую направленность, закрепляются соответствующие источники доходов. В отличие от внебюджетных фондов средства бюджетов всех уровней обезличиваются, и нет целевого соответствия между видом налога или сбора и расходами бюджета. Иногда и в составе бюджетов часть финансовых ресурсов обособляется и принимает форму целевых бюджетных фондов.

Таким образом, в составе сферы государственных и муниципальных финансов выделяют следующие звенья: бюджеты и внебюджетные фонды.

Если обобщить изложенное, то финансовую систему можно определить как совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений, и она будет иметь вид, который представлен на рисунке.

Государственные и муниципальные финансы

Финансы Финансы Бюджеты Внебюд-

коммер- неком- жетные

ческих мерчес- фонды

органи- ких орга-

Сферы и звенья финансовой системы

разногласия ученых по поводу определения сфер и звеньев финансовой системы

Несмотря на относительное единообразие подходов к выделению отдельных сфер и звеньев финансовой системы, среди ученых также имеются разногласия как по вопросам названия тех или иных сфер и звеньев финансовой системы, так и по аспектам включения дополнительных элементов в состав финансовой системы.

Так, в учебнике «Финансы» под ред. В. В. Ковалева [12, с. 23] называются сферы финансовой системы:

• централизованные финансы (государственные финансы и муниципальные финансы);

• децентрализованные финансы (финансы до-мохозяйств и финансы организаций).

Такого же подхода придерживаются авторы учебника под ред. Г. Б. Поляка [13, с. 34], выделяя:

• централизованные финансы (федеральный бюджет, специальные внебюджетные фонды и территориальные финансы);

• децентрализованные финансы (финансы предприятий, организаций и финансы домо-хозяйств).

Термины «централизация», «централизованные финансы», «централизованный фонд» употреблялись в период административно-командной системы управления экономикой. Тогда такой подход был вполне оправдан. В то время в нашей стране существовал единый государственный бюджет СССР как единый фонд, утверждаемый в форме закона. Под централизацией понимался процесс изъятия финансовых ресурсов у предприятий, учреждений и организаций в бюджет.

После образования Российской Федерации и признания самостоятельности местного самоуправления одним из важных принципов построения

бюджетной системы является самостоятельность бюджетов каждого уровня (федерального, региональных и местных). В этих условиях не совсем правомерно говорить о централизации применительно к процессам перераспределения финансовых ресурсов, а сферу государственных и муниципальных финансов называть централизованными финансами.

Подробный анализ современных подходов к выделению отдельных элементов и их названию различными авторами был сделан Е. А. Ермаковой в статье «Государственные финансы в финансовой системе России» [4, с. 32-40].

Финансовая система и финансовый рынок

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Некоторые экономисты [11, с. 93; 16, с. 37; 14, с. 45] выделяют в составе финансовой системы в качестве отдельного звена фондовый (финансовый) рынок. Справедливо отмечая, что финансовый рынок — это специфическая область экономических отношений, где происходит купля-продажа финансовых ресурсов, эти исследователи, обосновывая необходимость включения этой специфической сферы рыночных отношений в состав финансовой системы, указывают на огромное значение операций, совершаемых на финансовом рынке. Финансовый рынок характеризуется ими как инструмент мобилизации, распределения и перераспределения ресурсов, выполняющий не менее важную роль в перераспределении стоимости, чем бюджетная система, являющаяся основным инструментом государственного перераспределения ресурсов.

Соглашаясь с тем, что финансовый рынок действительно играет важную роль в условиях рыночной экономики, необходимо отметить, что даже очень значимая роль любого экономического инструмента не может служить основанием для его обособления в составе системы, построенной на иных, чем этот инструмент, критериях классификации.

Так, в составе финансовой системы не выделяются налоги в качестве составного элемента, хотя никто не отрицает исключительной важности налогов для ее функционирования. Все граждане и организации являются плательщиками налогов,

а налоговые доходы являются основными видами доходов бюджетов всех уровней.

Если все авторы современных публикаций согласны с тем, что совокупность финансовых отношений в обществе должна классифицироваться в соответствии с ролью субъектов этих отношений в общественном производстве и на этой основе выделяют сферы финансовой системы, то в этой структуре финансовой системы представляется не совсем обоснованным рассматривать финансовый рынок в качестве отдельного звена.

Сделки на финансовом рынке совершают те же самые субъекты (организации, граждане, государство), которые своими отношениями, в том числе на финансовом рынке, уже вошли в состав финансовой системы страны. Вот почему, на взгляд автора, выделение финансового рынка в самостоятельное структурное подразделение финансовой системы страны является искусственным и приведет к дублированию тех отношений, которые уже включены в состав ее сфер.

Финансы финансовых посредников

Во многих современных учебниках среди финансов организаций (финансов хозяйствующих субъектов, частнохозяйственных финансов, децентрализованных финансов) помимо традиционных финансов коммерческих и некоммерческих организаций авторы отдельно выделяют средства финансовых посредников [15, с. 30; 10, с. 40; 12, с. 23] в отдельное звено финансовой системы, аргументируя это особой ролью этих субъектов в финансовой системе.

Функционирование финансовых рынков в настоящее время невозможно без финансовых посредников (или финансовых институтов): кредитных организаций, страховых компаний, профессиональных участников рынков ценных бумаг и др. Учитывая, что их деятельность связана с покупкой и продажей особого товара — финансовых ресурсов, отмечается особое место финансов этих субъектов и в финансовой системе.

Не отрицая важности и значимости этих организаций для экономики и финансовой системы, а также специфики их функционирования, которая влияет на организацию их финансов (например, для этих организаций предусмотрены создание специальных резервных фондов, особый порядок государственного регулирования и финансового контроля и т. п.), следует отметить, что средства финансовых посредников уже были включены в

состав финансовой системы в виде финансов коммерческих или некоммерческих организаций.

Например, кредитные организации являются прежде всего, коммерческими организациями и выполняют помимо специфических операций в качестве финансового посредника (расчетно-кассовых, депозитных, ссудных, учетных) операции, присущие любой коммерческой организации (формирование уставного капитала, финансовых ресурсов, приобретение основных средств и нематериальных активов, начисление амортизационных отчислений и др.). Страховые учреждения также могут создаваться в форме как коммерческих, так и некоммерческих7 организаций. Поэтому, несмотря на особую роль финансовых посредников и значимость их деятельности для финансовой системы, вряд ли стоит повторно включать их финансовые отношения в качестве отдельного звена финансовой системы.

Государственный и муниципальный кредит

Некоторые авторы в составе сферы государственных и муниципальных финансов (или централизованных финансов) выделяют в качестве самостоятельного звена государственный и муниципальный кредит [15, с. 30; 11, с. 106—108; 10, с. 40; 12, с. 23] к которому относят финансовые операции органов государственной власти и местного самоуправления по привлечению (заимствованию) средств на финансовом рынке для покрытия дефицита бюджетов.

Такое выделение в составе финансовой системы под названием «государственный и муниципальный кредит» представляется не вполне обоснованным. В подобной трактовке операции субъектов власти осуществляются в форме заимствований (государственных или муниципальных), под которыми понимаются отношения по поводу привлечения органами государственной власти и местного самоуправления денежных средств на возвратной и платной основе.

Значение государственных и муниципальных заимствований состоит в обеспечении сбалансированности бюджетов, они являются источниками финансирования бюджетного дефицита, покрытия кассовых разрывов, обеспечения рефинансирования долга и др. Средства, полученные в виде таких заимствований, уже учтены в финансовой системе как средства бюджетов. Поэтому вряд ли

7 Общества взаимного страхования функционируют как некоммерческие организации.

целесообразно нарушать логику и структуру сферы государственных и муниципальных финансов выделением звена, дублирующего часть бюджетов разного уровня.

В современной экономической литературе имеются и другие достаточно спорные утверждения о составе и структуре финансовой системы. Это свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения понятия «финансовая система» и ее составных частей.

1. Барулин С. В., Ковалева Т. М. Сущность финансов: новые реалии // Финансы и кредит. 2004. № 5.

2. Барулин С. В., Барулина Е. В. К вопросу о сущности финансов: новый взгляд на дискуссионную проблему // Финансы. 2007. № 7.

3. ДадашевА З, ЧерникД. Г. Финансовая система России. М.: ИНФРА-М, 1997.

4. Ермакова Е. А. Государственные финансы в финансовой системе России // Финансы и кредит. 2007. № 3.

5. Лушин С. И. О функциях финансов. Исторический аспект // Финансы. 2005. № 7.

6. Родионова В. М. Сущность финансов и их роль в рыночной экономике // Финансы. 2010. № 6.

7. Сенчагов В. К. Финансовые ресурсы народного хозяйства (проблемы формирования и использования). М.: Финансы и статистика, 1982.

8. Фетисов В. Д. Финансы граждан. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского гос. ун-та, 2000.

9. Финансово-кредитный энциклопедический словарь: под общ. ред. А. Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002.

10. Финансы: учебник / под ред. С. В. Барулина. М.: КноРус, 2010.

11. Финансы: учебник / под ред. С. И. Лушина, В. А. Слепова. М.: Экономист, 2007.

12. Финансы: учебник / под ред. В. В. Ковалева. М.: Проспект, 2010.

13. Финансы: учебник / под ред. Г. Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

14. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под ред. В. К. Сенчагова, А. И. Архипова. М.: Проспект, 2004.

15. Финансы: учебник / под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Б. М. Сабанти. М.: Юрайт, 2006.

16. Финансы: учебник / под ред. А. М. Бабича, Л. Н. Павловой. М.: ИНФРА-М, 2002.

17. Черкасов В. Е. Финансы: теоретический аспект// Финансы. 2010. № 6.

18. Чернов А. Ю. Личные финансы. М.: Перспектива, 1995.

19. Экономическая теория. Экспресс-курс: учеб. пособие / под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думной, А. Ю. Юданова. М.: КноРус. 2010.

20. Энциклопедия Британника. URL: http://www. britannica.com.

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж — 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 Dost@fin-izdat.ru

Обзор современных взглядов на понятие финансовой системы и ее состав Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стричевский Павел Владимирович, Савельев Игорь Игоревич

Финансы как целостная экономическая категория, обладающая общими свойствами, имеют свою структуру, состоящую из взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности. Само понятие «финансовая система» относительно динамичное. Его содержание менялось и уточнялось в связи с изменением общественного строя России, а также по мере развития финансовой науки. Многообразие существующих взглядов на категорию « финансовая система » затрудняет понимание сути рассматриваемого явления, поскольку имеющиеся определения нередко противоречат друг другу. Целью данной научной статьи является получение объективной и полной трактовки термина « финансовая система » на основе анализа и обобщения определений исследуемой категории, позволяющей систематизировать содержание этого термина и упростить его использование в теоретических и практических исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стричевский Павел Владимирович, Савельев Игорь Игоревич

Финансовая система России как базовая категория финансовой науки и науки финансового права: подходы к определению

Современный взгляд на трактовку категории «финансовая система»
Особенности исламского налогообложения в условиях современной финансовой системы
Финансовое планирование на торговых предприятиях как функция стратегического управления
Развитие мировой науки финансов: вклад итальянской школы XIX — первой половины XX в
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERVIEW OF MODERN VIEWS ON THE CONCEPT OF THE FINANCIAL SYSTEM AND ITS COMPOSITION

Finance as an integral economic category, having common properties, has its own structure, consisting of interconnected links (institutions), each of which has its own characteristics. The very concept of “financial system” is relatively dynamic. Its content changed and was clarified in connection with a change in the social system of Russia, as well as with the development of financial science. The variety of existing views on the category of “ financial system ” makes it difficult to understand the essence of the phenomenon under consideration, since the existing definitions often contradict each other. The purpose of this scientific article is to obtain an objective and complete interpretation of the term “ financial system ” based on the analysis and generalization of the definitions of the category under study, which allows to systematize the content of this term and simplify its use in theoretical and practical research.

Текст научной работы на тему «Обзор современных взглядов на понятие финансовой системы и ее состав»

Стричевский Павел Владимирович

магистрант 2-го курса, Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, РФ, г. Владимир, e-mail: strichp@mail.ru

Савельев Игорь Игоревич

кандидат экономических наук, доцент, Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, РФ, г. Владимир, e-mail: sii-33@mail.ru

Реферат. Финансы как целостная экономическая категория, обладающая общими свойствами, имеют свою структуру, состоящую из взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности. Само понятие «финансовая система» относительно динамичное. Его содержание менялось и уточнялось в связи с изменением общественного строя России, а также по мере развития финансовой науки. Многообразие существующих взглядов на категорию «финансовая система» затрудняет понимание сути рассматриваемого явления, поскольку имеющиеся определения нередко противоречат друг другу. Целью данной научной статьи является получение объективной и полной трактовки термина «финансовая система» на основе анализа и обобщения определений исследуемой категории, позволяющей систематизировать содержание этого термина и упростить его использование в теоретических и практических исследованиях.

Ключевые слова: финансы; финансовая система; финансовые отношения; финансовые институты; финансовое право.

ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ НА ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ СОСТАВ

2nd year undergraduate, The Vladimir branch of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russia, Vladimir, e-mail: strichp@mail.ru

Сandidate of Economics, associate professor, The Vladimir branch of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russia Vladimir, e-mail: sii-33@mail.ru

OVERVIEW OF MODERN VIEWS ON THE CONCEPT OF THE FINANCIAL SYSTEM AND ITS COMPOSITION

Abstract. Finance as an integral economic category, having common properties, has its own structure, consisting of interconnected links (institutions), each of which has its own characteristics. The very concept of «financial system» is relatively dynamic. Its content changed and was clarified in connection with a change in the social system of Russia, as well as with the development of financial science. The variety of existing views on the category of «financial system» makes it difficult to understand the essence of the phenomenon under consideration, since the existing definitions often contradict each other. The purpose of this scientific article is to obtain an objective and complete interpretation of the term «financial system» based on the analysis and generalization of the definitions of the category under study, which allows to systematize the content of this term and simplify its use in theoretical and practical research.

Keywords: finance; financial system; financial relations; financial institutions; financial law.

До сих пор многие вопросы, касающиеся сущности и структуры финансовой системы

в отечественной и зарубежной науке, остаются дискуссионными. Особенно актуальной

эта проблема становится в настоящее время, когда поднимаются вопросы обеспечения безопасности и устойчивости финансовой системы Российской Федерации.

Прежде чем рассматривать взаимодействие субъектов финансовой системы, необходимо определиться с толкованием понятия «финансовая система». Это понятие довольно часто встречается в экономической литературе, однако не получило, на взгляд некоторых ученых, должного научного определения и требует уточнения.

Финансы как целостная экономическая категория, обладающая общими свойствами, имеют свою структуру, в которую входят взаимосвязанные звенья (институты), для каждого из которых характерны свои особенности. Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны. Само понятие «финансовая система» относительно динамичное. Его содержание менялось и уточнялось в связи с изменением общественного строя России, а также по мере развития финансовой науки [30].

В современном словаре финансово-экономических терминов дается такое определение: СИСТЕМА ФИНАНСОВАЯ — это совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений [23].

Понятие «финансовая система» достаточно широко распространено и упоминается в нормативных правовых актах, научных и прикладных исследованиях, судебных решениях, средствах массовой информации. При этом характерно, что в законодательных документах инструментальная база до настоящего времени не является устоявшейся и в полной мере сформированной [15].

Поиск определения исследуемого понятия посредством справочной правовой системы «КонсультантПлюс» позволяет сделать вывод об отсутствии толкования термина «финансовая система» в законодательстве РФ. Тем не менее, существует ряд нормативно-правовых документов, содержащих аспекты регулирования финансовой системы, среди которых Федеральный закон от 02.04.2014 года № 37-Ф3 «Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период», Федеральный закон от 13.10.2008 года № 173-Ф3

«О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации», Указ Президента РФ от 05.08.1998года № 988 «О некоторых мерах по стабилизации финансовой системы Российской Федерации», Указ Президента РФ от 13.05.2017 года № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».

Таким образом, необходимо отметить факт того, что размытость содержания категории «финансовая система» затрудняет практическое ее применение из-за возможности широкого и различного ее толкования. Формулирование и закрепление определения рассматриваемой категории в законодательстве России позволит внести ясность и четкость в регулирование финансово-экономических отношений [20].

Однако, в экономической научной и учебно-методической литературе сложились различные точки зрения по определению понятия и состава финансовой системы государства.

Выделяются следующие подходы к пониманию сущности финансовой системы Российской Федерации: материальный, функциональный (экономический), институциональный, правовой.

Материальный подход предполагает расширительную трактовку финансовой системы как совокупности элементов, имеющих форму фондов и сходных с ними по организации звеньев финансов. В целом, для материального понимания характерно переплетение функций, отражающих взаимосвязи и взаимообусловленность финансовой и денежно-кредитной систем государства.

Так, В. В. Асаул считает, что финансовая система — это совокупность финансовых организаций и финансовых рынков, обеспечивающих с помощью различных финансовых инструментов формирование и использование денежных средств государства, организаций, населения. При этом финансовые институты (рынки и финансовые организации) осуществляют перераспределение ограниченных финансовых ресурсов от одних экономических субъектов к другим. Перераспределение осуществляется с помощью финансовых инструментов [1].

По мнению С. Ф. Федуловой, финансовая система представляет собой совокупность звеньев и элементов финансовых отноше-

ний, посредством которых осуществляется распределение общественного продукта, формирование, распределение и использование фондов денежных средств, денежных доходов и накоплений государства, хозяйствующих субъектов и населения [24].

В. М. Заернюк под финансовой системой понимает систему экономических отношений, а также институтов, связанных с перераспределением денежных накоплений и временно свободных средств между экономическими субъектами, у которых они возникают в данный момент времени, и экономическими субъектами, которые испытывают в это время потребность в денежных средствах [5].

А. З. Дадашев считает, что централизованные и децентрализованные фонды финансовых ресурсов составляют финансовую систему общественного воспроизводства, и включает в состав финансовой системы следующие звенья: финансы хозяйствующих субъектов, государственные и муниципальные финансы, финансы населения [4].

По мнению Л. А. Дробозиной, финансовая система — это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Другими словами, финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий [32]. В финансовую систему Российской Федерации профессор включает следующие звенья финансовых отношений: государственную бюджетную систему, государственный кредит, внебюджетные специальные фонды, фонды имущественного и личного страхования, финансы предприятий различных форм собственности.

Аналогичная по содержанию трактовка представлена М. В. Карасевой: «финансовая система — совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств» [30].

По мнению Т. М. Ковалевой, финансовая система — это совокупность взаимосвязанных денежных отношений распределительного характера, определяемых экономической структурой общества, дифференцированных в зависимости от источников и способов формирования финансовых ресурсов, а также направлений и целей их использования [34].

Коллектив авторов под руководством профессора Н. Ф. Самсонова полагает, что финансовая систем — это совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями формирования и использования фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Все финансовые отношения можно разбить на две подсистемы: общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне [36].

Подобное мнение у М. В. Романовского: си -стема финансов в целом — это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды. В целом финансовая система России состоит из двух укрупненных подсистем: государственных и муниципальных финансов; финансов хозяйствующих субъектов [35].

В учебнике для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, под редакцией академика Г Б. Поляка, термин «финансовая система» трактуется как совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домо -хозяйств, государства, а также специальных финансовых институтов [21]. Представленная трактовка не учитывает в составе финансовой системы кредитные учреждения, страховые организации, инвестиционные компании, а также фондовых посредников и биржи.

Н. И. Химичева под финансовой системой в экономическом аспекте предлагает понимать внутреннее строение финансов, совокупность входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений. Материальное выражение звеньев (институтов) финансовой системы составляют соответствующие их специфике денежные фонды — бюджетные, внебюджетные и т.д. [28]

И. А. Цинделиани считает, что финансовая система Российской Федерации — это со —

вокупность основных финансово-правовых институтов страны, обслуживающих экономику и выполняющих либо функции соответствующих денежных фондов, либо функции методов, которые способствуют, с одной стороны, мобилизации денежных средств в соответствующие бюджеты, с другой стороны — законному и рациональному расходованию денежных средств из них в интересах общества и государства. В составные части финансовой системы им включены: денежная система; бюджетная система; налоговая система; банковская система; система государственного и муниципального кредита (долга); имущественное и личное страхование; финансы хозяйствующих субъектов; финансы населения [29].

Аналогичная по содержанию формулировка представлена в учебнике Эриашвили Н. Д.: «Финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений в связи с формированием, перераспределением и использованием фондов денежных средств государства, хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств.

Под финансовой системой Российской Федерации понимают:

1. Совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;

2. Совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность» [39].

По мнению многих авторов, в отечественной научной литературе преобладает структурно-функциональный (экономический) подход, согласно которому финансовая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, являющихся составной частью общественных отношений.

Так, А. Г Грязновой [31], Е. В. Маркиной [33], М. В. Кангро [10] финансовая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений. К основным сферам относятся финансы субъектов хозяйствования и государственные и муниципальные финансы.

Согласно точке зрения, высказанной Э. Д. Соколовой, «с учетом изменений, проис-

шедших в экономической жизни страны, можно предположить, что финансовая система представляет собой совокупность трех основных звеньев: государственных финансов, местных финансов, частных финансов» [27].

Подобное мнение высказано в учебнике Н. В. Милякова: финансовая система представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность финансовых отношений. Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру: централизованные финансы; децентрализованные финансы; финансы домашних хозяйств [14].

Н.Н. Назаров и М. И. Канкулова выделяют в составе финансовой системы финансовый аппарат, финансовые фонды и финансы (как совокупность отношений по образованию и использованию бюджетов, внебюджетных и страховых фондов). Кроме того, они выделяют в составе финансовой системы четвертое звено — финансовую политику, включая в нее принципы управления, финансовое прогнозирование, финансовое планирование, финансовое регулирование, финансовый контроль, финансовое законодательство и финансовый анализ [16].

Пятковская Ю. В. в своей статье дает два варианта интерпретации структуры финансовой системы как совокупности сфер и звеньев финансовых отношений. В первом случае каждый из финансовых институтов рассматривает в узком его понимании: бюджетные отношения; финансы хозяйствующих субъектов; кредитные отношения (государственный, муниципальный, банковский кредит); страховые отношения. Во втором случае в структуре финансовой системы автор выделяет совокупность следующих финансовых институтов, принимая во внимание их широкое толкование: финансы централизованных фондов как совокупность финансовых отношений по поводу образования, распределения и использования централизованных фондов (фондов бюджетной системы России), в том числе и отношения, связанные с взиманием доходов бюджетной системы; финансы децентрализованных фондов (финансы хозяйствующих субъектов) [22].

Таким образом, в настоящее время финансовая система Российской Федерации, согласно мнению большинства ученых,

включает в себя (с некоторыми вариациями) следующие относительно самостоятельные сферы и звенья: централизованные финансы (бюджетные фонды, государственные внебюджетные фонды, государственный и муниципальный кредит) и децентрализованные финансы (финансы предприятий и организаций, финансы домашних хозяйств).

Институциональный подход — это понимание финансовой системы как совокупности элементов в виде учрежденных органов государственной власти и местного самоуправления, задействованных в финансовой деятельности, а также иных органов, организаций, предприятий и учреждений, в том числе наделенных финансами частного порядка.

В учебнике под редакцией Е. Ю. Грачевой под финансовой системой Российской Федерации понимают: совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, а также совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. По мнению авторов, финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов, местные финансы, фонды страхования, кредит (государственный и банковский) [25].

В учебном пособии Н. Ю. Исаковой, Е. Г Князевой и других финансовая система рассматривается как совокупность конкретных финансовых органов и институтов, призванных на практике осуществлять реализацию государственной финансовой политики.

В структуру финансовой системы включена вся совокупность финансовых институтов государства, начиная с высшего руководства страны до финансовых отделов предприятий [8]. Отличие заключается только в аспекте реализации государственной финансовой политики. Таким образом, можно сделать вывод о том, что авторы связывают финансовую систему исключительно с выполнением государственных функций, не учитывая интересы других экономических субъектов.

Также в рассматриваемом учебном пособии авторы отделяют понятие «финансовая система» от понятия «системы финансов», под которым они понимают «совокупность

различных финансовых отношений, объединенных общими принципами в рамках категории «финансы», но имеющих свои специфические особенности при формировании и использовании денежных фондов и играющих свою специфическую роль в экономике, включающую три звена: общегосударственные финансы, местные и финансы государственных предприятий и организаций [9].

Вопрос разграничения понятий также поддерживает в своей статье Н. Л. Полторадне-ва: «финансовая система» и «система финансов — это разные категории, где «система финансов» — совокупность финансов участников экономической системы [19].

Р. В. Черская считает, что финансовая система — термин, употребляемый для обозначения разных по своей сути понятий:

а) совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, взаимосвязанных между собой. В этом значении финансовая система страны включает три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений, организаций; страхование; государственные финансы. Каждая из них состоит из звеньев;

б) совокупность финансовых учреждений страны [37].

Правовой подход к пониманию финансовой системы. Существует совокупность установленных нормативными правовыми актами характеристик финансовой системы, имеющих форму нормативных требований к режиму функционирования финансовой системы (финансовое законодательство, предусмотренные в нормах средства и способы стабилизации финансовой системы, финансовая политика в ее правовых формах, функции, а также методы деятельности в рамках финансовой системы, реализующиеся в действиях конкретных уполномоченных субъектов).

Г. В. Комарова определяет финансовую систему государства как единый, характеризующийся целостностью составляющих его элементов, их взаимозависимостью и взаимообусловленностью комплекс финансовых институтов и соответствующих им правоотношений, управомоченных субъектов, процедур осуществления финансовой деятельности, функционирование которого регулируется нормами права, устанавливающими юридические средства формирования, распределения и организации использования публичных денежных фондов [11].

Мазурин С. Ф., Матыцина Н. В. считают, что в широком смысле под финансовой системой государства следует понимать совокупность финансовых институтов государства (органов государственной власти, представляющих механизм финансового управления), бюджетных и внебюджетных фондов, кредитных учреждений государства и муниципальных образований, а также правовых норм, закрепляющих правовой статус субъектов финансовых отношений и движения денежных средств государства, его субъектов и муниципальных образований [13].

В специализированной литературе также часто встречаются определения финансовой системы, представляющие собой некий синтез приведенных ранее критериев к структурированию финансовой системы, так называемый интегральный (комбинированный, смешанный) подход.

Так, А. С. Нешитой относит к звеньям финансовой системы государственные и местные финансы, финансы хозяйствующих субъектов, страхование, кредитно-бан-ковскую систему (которую определяет как совокупность банков и иных кредитных учреждений страны), а также систему государственных финансовых органов [17].

Балобанов А. И., Балобанов И. Т. рассматривают состав финансовой системы с двух позиций: как совокупность определенных звеньев денежных отношений и как совокупность финансово-кредитных учреждений [2].

Л. М. Подъяблонская рассматривает финансовую систему Российской Федерации как совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, организуемых в России, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании, распределении и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве, и государственных и корпоративных органов управления финансами. По ее мнению, финансовая система — это не только совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, но и система финансовых учреждений, т.е. институциональная финансовая система. Совокупность финансовых учреждений (ведомств) представляет собой аппарат управления финансовой системой [18].

И. П. Белозеров в своей научной статье отмечает, что финансовая система, понимаемая в узком смысле слова, представляет собой совокупность финансовых отношений, образующих сферы и звенья. Структура финансовой системы России в широком ее понимании должна включать:

1) совокупность финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение общественного продукта;

2) совокупность денежных фондов, с помощью которых формируются, распределяются и используются денежные средства, денежные доходы и накопления государства и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и домохозяйств;

3) систему органов управления финансами [1].

Л. Л. Игонина, рассмотрев различные подходы современных авторов, сложившиеся в рамках различных экономических школ и направлений, резюмируя, выражает сущность финансовой системы с позиций интегрального подхода как совокупность финансовых отношений по поводу формирования и использования доходов, поступлений и накоплений экономических субъектов в процессе общественного воспроизводства, их взаимосвязанных функциональных сфер и звеньев, а также финансовых институтов, обеспечивающих реализацию этих отношений [6].

В статье Л. М. Шевченко современная финансовая система определена как совокупность относительно самостоятельных и взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, отображающая структуру финансов страны и выполняющая функции аккумулирования, распределения и финансового посредничества [38]. Рассматриваемая трактовка отражает структурно-функциональный и институциональный подходы, однако в отличие от традиционного взгляда на сущность финансовой системы Л. М. Шевченко расширяет функциональный состав функцией финансового посредничества. В своей статье данный автор одновременно затрагивает такую категорию, как «финансовый рынок», понимая под ним совокупность валютного, кредитного рынков и рынка ценных бумаг. Таким образом, следует говорить о том, что с переходом к рыночной экономике появляются новые структурные элементы финансовой системы — финансовые посредники, в

11 :-1Н | «ДХйД КаПреДОЛСНКЮфшНаИСйПОй

Ицучтда® -фумнцно1илы|ыН падтд

Агенты JfJM DM НЧКН D# ■^■||НШ>*!1К-|Ч|.ННН H н сгн TV4KO н j л«м ал ррммшлцнр npJHMoe с ОДСр-J чн^

фмиСМыл OIMUKTWA ЛМТ*4А|

2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

Понятие финансовой системы является развитием более общего определения — финансы. Финансы, как отмечалось ранее, вы­ражают экономические общественные отношения. Однако эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику в каждом звене финансовой системы. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизвод­ства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их Участии создается валовой внутренний продукт (ВВП), распределяемый внутри предприятий и отраслей хозяйства. Через го­сударственный бюджет мобзуются ресурсы в основной централизованный фонд государства и происходит их перерас­пределение между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Вне­бюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение. Так, крупнейший социальный Пенсионный фонд Российской Федерации мобзует средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды имущественного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями пред­приятиям и населению, а по личному страхованию — для выплат застрахованному лицу его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.

Таким образом, каждое звено финансовой системы представ­ляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Другими словами, финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фондов де­нежных средств государства и предприятий.

Государственная финансовая система в развитых капиталис­тических странах включает четыре звена: государственный бюджет;

местные финансы; специальные внебюджетные фонды; финансы государственных корпораций.

Ведущим звеном финансовой системы выступает государ­ственный бюджет. По своему материальному содержанию — это главный централизованный фонд денежных средств государства. При чрезвычайных обстоятельствах — в периоды войн, эконо­мических кризисов — правительства опираются на средства государственного бюджета и покрывают ими возрастающие го­сударственные расходы.

Государственный бюджет — главное орудие перераспределе­ния национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны.

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов. За государственным бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги — подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

Из государственного бюджета производятся и основные рас­ходы на: военные цели, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам.

Государственный бюджет оказывает воздействие на все другие звенья финансовой системы, предоставляя субсидии и кредиты местным органам власти, специальным правительственным фон­дам, государственным предприятиям.

Государственные бюджета ведущих капиталистических стран характеризуются крупными хроническими бюджетными дефицитами, покрываемыми государственными займами. Выпуск государственных займов влечет за собой рост государственного долга, представляющего собой всю сумму ранее выпущенных и до настоящего момента не погашенных государственных займов вместе с процентами.

Второе звено финансовой системы — местные (региональные) финансы. Они включают местные бюджета, финансы предпри­ятий, принадлежащих муниципалитетам, и автономные местные фонды. Основное значение имеют местные бюджета.

В унитарных (единых, слитных) государствах местные бюд­жета не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах местные бюджета не входят в бюджета членов федерации, а последние не включаются в государственный фе­деральный бюджет.

За местными бюджетами бюджетах по срав­нению с государственным бюджетом более высокая доля средств направляется на социальные цели. Местные бюджета хронически дефицитны и получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством. закреплены второстепенные налоги (в основном поимущественные). В местных

Третье звено финансовой системы — внебюджетные специ­альные фонды. В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупными внебюджетными фондами являются фонды национального страхования, образуемые за счет страховых взно­сов работников предприятий, предпринимателей и дотаций из государственного бюджета. [1] Средства этих фондов используются на: выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца; пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и др.

Государственные предприятия в странах Западной Европы получ значительное развитие после второй мировой войны в результате национализации (1946—1950 гг.) железнодорожного, воздушного транспорта, энергетических отраслей (электроэнер­гетической, газовой, угольной промышленности) и ряда других. В техническом отношении это были крайне отсталые неконку­рентоспособные отрасли. Их переоборудование потребовало колоссальных средств, которые были выделены из государствен­ного бюджета, т.е. за счет налогоплательщиков. Несмотря на то, что эти отрасли были модернизированы и стали технически передовыми, в финансовом отношении — это низкорентабельные убыточные отрасли. Основная причина напряженного фи­нансового положения государственных предприятий заключается в политике низких цен на их продукцию.

В 80-х гг. в соответствии с новой экономической и финан­совой политикой правящих кругов развитых капиталистических стран проведена приватизация многих государственных отраслей и предприятий, это резко сократило размеры государственной собственности. Что касается частнокапиталистических корпора­ций, то финансовая сторона их деятельности рассмотрена выше.

Финансовая система Российской Федерации включает следую­щие звенья финансовых отношений:

государственную бюджетную систему;

внебюджетные специальные фонды;

фонды имущественного чного страхования;

финансы предприятий различных форм собственности.

Первые четыре блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финан­совые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

В 1991 г. бюджетная система Российской Федерации претер­пела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет РСФСР, как и других союзных республик, включался в государ­ственный бюджет бывшего СССР. В государственном бюджете СССР отражались все бюджеты на территории страны, включая сельские и поселковые. Он состоял из союзного бюджета, госу­дарственных бюджетов 15 бывших союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В союзном бюджете в 1970—1990-е гг. концентрировалось 52-50% общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходилось 48-50%, из которых 35% находилось в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% — в местных бюд­жетах.

В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. и рядом других законов и постановлений правительства Россий­ской Федерации государственная бюджетная система России была коренным образом перестроена. В настоящее время она включает три звена:

республиканский бюджет Российской Федерации;

бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (к ним относятся республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных областей, автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга);

местные (региональные) бюджеты. Все эти бюджеты функционируют автономно. Таким образом, структура бюджетной системы Российской Федерации приближена к структуре бюджетных систем западных стран.

Основные средства концентрируются в федеральном бюдже­те. Так, в 1992 г. 70% ресурсов поступ в республиканский бюджет и 30% — в бюджеты территорий и местные бюджеты; в 1993 г. это соотношение составило соответственно 67,2 и 32,8%. Средств территориям не хватает, и задача состоит в расширении их собственной доходной базы.

Второе звено финансовой системы — внебюджетные специ­альные фонды. В 1993 г. насчитывалось более 20 внебюджетных фондов, в том числе 4 — социальных, остальные — производствен­ного назначения. Совокупный объем их ресурсов в 1992 г. превысил объем республиканского бюджета.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение для расширения социальных услуг населению, стимулирования раз­вития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения Дополнительных ресурсов приоритетных отраслей экономики.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЁ ЗВЕНЬЕВ

Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Понятие финансовой системы. Состав финансовой системы РФ

Финансовая система — это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений:

— государственную бюджетную систему;

— внебюджетные специальные фонды;

— фонды имущественного и личного страхования;

— финансы предприятий различных форм собственности.

Первые 3 звена обычно объединяет в одно общее – государственные финансы

Одним из главных звеньев финансовой системы является федеральный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют бюджеты субъектов РФ, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными или местными властями и формируются за счет налогов, отчислений из бюджета, специальных взносов. Внебюджетные фонды имеют целевое назначение — финансирование социальных услуг, предоставляемых населению. Наряду с государственными внебюджетными фондами социального назначения создаются фонды экономического назначения, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических задач. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов, имеют определенную самостоятельность.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства. Государственный кредит — это также внешние займы государства, когда государство берет кредит у зарубежных государств для покрытия дефицита бюджета.

Бюджетная система как звено финансовой системы

Бюджетная система РФ – совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права.

Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Бюджетная система состоит из бюджетов трех уровней:

¾ I уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

¾ II уровень — бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

¾ III уровень — местные бюджеты.

Все эти бюджеты функционируют автономно. Основные средства концентрируются в федеральном бюджете.

Существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.

Финансы организации как звено финансовой системы

Финансы предприятий различных форм собственности в совокупности являются составным звеном финансовой системы РФ.

Финансы организации представляют собой денежные отношения, посредством которых осуществляется производственно-хозяйственная деятельность по созданию, привлечению, распределению и использованию доходов и ресурсов. Такие денежные отношения имеют общие цели и задачи, функционируют на основе определенных хозяйственных принципов.

Финансовое состояние определяет конкурентоспособность организации, ее потенциал в деловых отношениях, в итоге — положение на финансовом рынке. При формировании, распределении и использовании денежных средств организаций возникают многообразные финансовые отношения.

Финансовые отношения на уровне организаций охватывают отношения с поставщиками и покупателями, заказчиками и подрядчиками, транспортом, с филиалами и дочерними организациями и другими хозяйственными звеньями при создании совместных предприятий разных юридических форм.

Со страховыми организациями финансовые отношения определяются условиями имущественного и личного страхования, развитием новых форм страхования ответственности, финансовых и коммерческих рисков. С налоговыми органами они возникают при уплате налогов и сборов в бюджетные и внебюджетные фонды, при уплате штрафов, пени в случае сокрытия доходов, прибыли, объекта налогообложения и нарушения сроков уплаты налогов и сборов.

Главная задача организации — обеспечить рациональное и эффективное размещение и использование денежных средств для ее устойчивого развития.

Основным источником формирования финансовых ресурсов, обеспечивающим экономическую независимость организации, выступают собственные средства: уставный капитал, паевые взносы, прибыль, целевые поступления.

Прибыль – один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (организаций и предпринимателей), ради которого и осуществляется предпринимательская деятельность. Прибыль– это разница между доходами (выручки от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг.

Финансы предприятий являются не просто одним из составных звеньев финансовой системы, а практически являются одним из основных звеньев финансовой системы Российской Федерации, занимая в ней определяющее положение. В этом звене финансовой системы формируются финансовые потоки, создаются валовой внутренний продукт и национальный доход, который в дальнейшем подлежит перераспределению через налоговую и бюджетную системы, производственные и социальные сферы. Особенности финансов отдельных предприятий зависят от формы собственности и организационно-правовой формы.

Таким образом, финансовая система — совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений.

1. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. для бакалавров / под ред. Л.А. Чалдаевой. – М.: Юрайт, 2012. – 540 с.

2. Финансы. Учебник. / Под ред. В.В. Ковалева. – М: ТК Велби, Проспект, 2007.

3. Финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007, 2008.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *