Что проверяет аудит в госорганах
Перейти к содержимому

Что проверяет аудит в госорганах

  • автор:

Финансовый аудит 2023-2024: виды и порядок проведения

Чтобы собственник или руководитель компании могли принять правильные решения о развитии бизнеса или устранению возникших проблем, необходимо иметь достоверную информацию о финансовом состоянии компании. «Идеальная» бухгалтерская отчетность важна и для заключения контрактов. Потенциальные партнеры, инвесторы, банки также получают информацию о компании из ее бухотчетности.

Финансовый аудит поможет оценить достоверность данных отчетности и «картину» в целом: возможности организации, скрытые тенденции в ее деятельности и др.

Суть финансового аудита

Финансовый аудит — независимая проверка достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

При проведении финансового аудита оцениваются основные ключевые показатели, характеризующие реальную ситуацию в организации:

  • прибыли,
  • убытки,
  • доходы,
  • расходы,
  • изменения в системе активов и пассивов,
  • изменения по взаиморасчетам с контрагентами.

Аудит сформирует ясное понимание сложившейся финансовой ситуации в организации, покажет динамику развития бизнеса, подверженность рискам с точки зрения инвестиций.

В финансовый аудит не входит проверка правильности исчисления и уплаты налогов, в т.ч. контроль заполнения налоговых деклараций и расчетов. Аудиторы проверяют налоги только на наличие ошибок, способных существенно исказить бухгалтерскую отчетность. Детально налоговый учет исследуется в ходе налогового аудита, который является отличным дополнением к финансовому.

Кроме того, финансовый аудит может быть дополнен:

  • реструктуризацией налогового бремени и планированием нагрузки по налогам;
  • подготовкой планов для руководства и работников по разрешению финансовых затруднений;
  • приведением российской отчетности в соответствие с правилами международных учетных стандартов;
  • корректировкой учетной политики компании для оптимизации налоговой нагрузки и др.

Финансовый аудит дает результаты

Доход собственника увеличен на 43 млн руб. Читать кейс
Анна Козлова
Руководитель отдела аудита

Козлова

Виды финансового аудита

  1. обязательная;
  2. инициативная (добровольная).

Проведение ежегодной обязательной проверки регламентируется законом и предполагает всесторонний анализ хозяйственной деятельности организации «по стандарту». Добровольная внешняя проверка может охватывать деятельность в целом или отдельные области.

В соответствии с законом, обязательный финансовый аудит должны заказывать:

  • все публичные акционерные общества;
  • непубличные общества в случаях, предусмотренных законодательством;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг, БКИ;
  • страховщики, общества взаимного страхования;
  • кредитные организации;
  • застройщики;
  • компании с доходами более 800 млн р. за предыдущий год;
  • компании, размер активов бухгалтерского баланса которых более 400 млн р. за предыдущий год и др.
  • фонды, если размер поступлений превысил 3 млн р. за предыдущий год
  • др. случаи, установленные законодательством.

Кто может проводить финансовый аудит

Аудиторские услуги оказывают исключительно:

  • аудиторские организации — юрлица могут проводить все виды финансового аудита;
  • индивидуальные аудиторы — ИП, имеющие аттестат аудитора — проводят все виды, кроме обязательного аудита (в связи с требованиями законодательства).

В обоих случаях аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны состоять в СРО ААС «Содружество».

Аудиторское заключение (АЗ) выдается исключительно лицу, заключившему договор оказания финансового аудита — руководителям или владельцам организации.

Однако аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности имеет важное значение для партнеров компании. Общедоступная бухгалтерская отчетность, по сути, — единственный ресурс, содержащий данные об экономической ситуации в компании для сторонних пользователей. Каждое заинтересованное лицо изучает доступную информацию исходя из собственных задач.

Если достоверность бухгалтерской отчетности подкреплена аудиторским заключением — доверие потенциальных партнеров и инвесторов к компании многократно возрастает.

Основания для инициативного финансового аудита или кто может инициировать аудиторскую проверку

Если проведение аудита необязательно, добровольную аудиторскую проверку могут инициировать ее собственники и руководство. Цели и фронт работ по финансовому аудиту определяются заказчиком, исходя из его потребностей.

Такой вид аудиторских услуг очень востребован при:

  • сделках по покупке и продаже компании;
  • возникновении сомнений в корректности отчетности;
  • перед выездной налоговой проверкой;
  • изменении руководящего состава организации.

В последнее время доля инициативного аудита растет. Одна из причин — собственники и руководители компаний хотят быть уверенными, что в бухгалтерском, управленческом и налоговом учете полный порядок.

Многие компании проводят инициативный налоговый аудит, дополнительно к обязательному финансовому аудиту.

По статистике «Правовест Аудит» в 2023 году более 63% клиентов компании дополняли аудит проверкой налогового учета и «страховкой от налоговых претензий» — это дополнительная финансовая ответственность аудиторской компании по компенсации пени и штрафов в случае, если налоговые органы доначислят налоги за проверенный период. Она гарантируется договором страхования с Ингосстрах.

Защите себя и свою компанию уже сейчас

Более 13 млн руб. может взыскать учредитель с бывшего гендиректора. Основания подготовил аудит. Читать кейс

Наталья Игуш
Генеральный директор

Игуш

Процесс финансового аудита

  1. Подготовка и планирование Перед оказанием услуг аудиторы знакомятся с заказчиком, чтобы получить полные и корректные данные о ситуации в компании, запланировать возможные сроки проверки и рассчитать стоимость оказания услуг.

Оплата финансового аудита согласовывается организацией и аудиторами после определения условий и объема работ.

  • инспектирование;
  • осмотр (чаще всего в процессе инвентаризации);
  • пересчет;
  • запрос внешних подтверждений от контрагентов;
  • устный опрос;
  • сопоставление различных показателей финансовой отчетности.

В результате перечисленных процедур аудитор выявляет некорректные либо недостоверные данные с целью исправления допущенных ошибок.

НАЧАТЬ АУДИТ ЗА 2023 СЕЙЧАС

Помощь аудиторов, в т.ч. по новым ФСБУ, выявить налоговые риски и ошибки до сдачи отчетности Узнать цену аудита

Маргарита Дружинина
Управляющий партнер АКГ «Правовест Аудит»

Дружинина

  • Аудиторское заключение — документ, подтверждающий корректность и достоверность данных бухгалтерской (финансовой) отчетности. В нем должны быть указаны объективная оценка финансовой ситуации и итогов деятельности организации за проверяемый период.
  • Письменный отчет — полный перечень ошибок и недочетов, обнаруженных аудиторами. Замечания о выявленных недочётах должны оформляться согласно действующему законодательству и стандартам. Кроме того, в отчете по финансовому аудиту также должны присутствовать рекомендации и разъяснения по устранению найденных уязвимостей.

Здесь же аудитор может изложить свое понимание текущего состояния дел компании, высказать рекомендации по оптимизации финансовой ситуации, повышению КПД нынешней системы менеджмента финансовых потоков предприятия.

Заключение и отчет строго конфиденциальны и адресованы исключительно руководству организации. Аудитор гарантирует независимость оценки, честность, объективность, профессиональную компетентность и добросовестность.

Аудит в «Правовест Аудит» — это «аудит с человеческим лицом». Наши аудиторы обсуждают обнаруженные ошибки с бухгалтерами прежде, чем включить их в финальный отчет и объясняют, как их исправить. Аудитор несет ответственность за последствия выданных рекомендаций.

Для максимальной полезности аудиторы компании «Правовест Аудит» готовят различные виды отчетов по запросу руководства и собственников проверяемой компании, например:

  • финансовый анализ краткий или полный — чтобы увидеть состояние компании, структуру баланса так, как ее видят потенциальные кредиторы (банки), лизинговые компании, потенциальные партнеры;
  • советы по улучшению финансового состояния компании;
  • наглядный отчет с инфографикой и суммами рисков и резервов, включая оценку вероятности выездной налоговой проверки по 12 критериям ФНС РФ;
  • проверку компании по рейтингу доверия — на основании более 200 критериев — руководство и собственники смогут увидеть бизнес «со стороны».

Чтобы контролировать компанию в течение года и не накапливать ошибки в учете, рекомендуем проводить аудит в несколько этапов, например:

  • 1-ый этап — по итогам полугодия или 9 месяцев;
  • «финальный аудит» — по итогам года.

Особенно это важно, если компания подлежит обязательному аудиту и должна закончить аудиторскую проверку в определенные сроки — перед проведение годового собрания акционеров (участников) организации.

Мы всегда на связи с клиентом, предоставляем персонального куратора, доступного 24/7. Наши специалисты — исключительно штатные аттестованные аудиторы с опытом работы, всегда готовые поддержать и помочь решить возникающие вопросы.

Помогаем не ошибаться и защищаем от ИФНС:

приходите на наши вебинары и круглые столы

Инициативный аудит: для чего нужен, как и кем проводится?

Инициативный аудит как форма экспертной независимой оценки третьей стороной

Инициативный аудит является наиболее «молодой» формой аудита: он получил широкое распространение, когда в российской экономике началась стремительная адаптация западных технологий к условиям отечественного рынка. Инициативный аудит указывает на личное желание собственников или руководителя знать, что заявленная в отчетах информация о финансовом состоянии и хозяйственной деятельности предприятия является достоверной и точной. Такие знания помогают принимать верные управленческие решения и выстраивать грамотную стратегию развития компании.

Инициативный аудит организации, как следует из названия, не является обязательным, тем не менее он подчиняется определенным правилам и алгоритмам. Рассмотрим подробнее, как проводят добровольные проверки и на что обратить внимание при подборе профессионального аудитора.

Обязательный и инициативный аудит: механизм один — задачи разные

Понятие аудита закреплено в Федеральном законе от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 307-ФЗ). Согласно документу аудит — это независимая проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности организации с целью контроля достоверности указанных в ней сведений и соответствия ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Результаты при этом носят информирующий характер — они не указывают на эффективность управления и не дают прогнозов по дальнейшему развитию компании. С 1 января 2017 года в соответствии с приказом Минфина России от 24 октября 2016 года № 192н в России начали действовать 30 международных стандартов аудита (МСА). Они касаются контроля качества учета, аудита финансовой информации, обзорных проверок и других сопутствующих аудиту услуг. Стандарты универсальны и применимы к любому виду аудита.

Обязательный и инициативный аудит

Между тем проверки проводят далеко не все предприятия. Известно деление аудита на обязательный и инициативный (добровольный). Обязательный аудит инициируют госорганы. Случаи его применения описаны в статье 5 Закона № 307-ФЗ. Так, обязательной проверке подлежат все предприятия с организационно-правовой формой акционерного общества, кредитные организации, страховые компании, фонды и др. Уклонение от обязательного аудита недопустимо, наказанием становятся крупные штрафы. Ежегодные проверки по итогам завершенного финансового года касаются всей финансовой деятельности организации. По окончании составляется аудиторское заключение, а результаты заносятся в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Инициативный аудит, в отличие от обязательного, проводится по желанию руководителя фирмы, ее собственников или других заинтересованных лиц. Штрафные санкции за отсутствие проверок или их недостаточную регулярность отсутствуют, нет и жестких требований по устранению выявленных нарушений. Аудит можно проводить в любое время, используя те методы сбора информации, которые удобны аудиторам и руководству компании.

Для чего нужен инициативный аудит — рассмотрим далее. Важно понимать, что обычно он решает несколько иной, более широкий круг задач, нежели обязательный, ставит целью не просто выявить ошибки учета, а поработать над поиском оптимальных финансовых, налоговых и организационных решений.

Обратите внимание!

Пребывание компании в обязательном списке не исключает для нее инициативный аудит. Напротив, многие компании проводят добровольные проверки в качестве «репетиции», чтобы впоследствии пройти обязательный аудит в минимально короткие сроки и без штрафных санкций. Эти два вида контроля взаимосвязаны.

Для чего нужен инициативный аудит

В практике ведения хозяйственной деятельности существуют следующие случаи, когда инициативный аудит необходим и востребован:

при купле-продаже компании, ликвидации или реорганизации

при купле-продаже компании, ликвидации или реорганизации;

при прохождении банковской экспертизы перед получением крупного кредита

при прохождении банковской экспертизы перед получением крупного кредита;

при подготовке к приближающейся проверке со стороны налоговых органов

при подготовке к приближающейся проверке со стороны налоговых органов;

при смене главного бухгалтера или отдела ведения бухгалтерского учета

при смене главного бухгалтера или отдела ведения бухгалтерского учета;

ри обнаружении очевидных ошибок в отчетности

при обнаружении очевидных ошибок в отчетности или несоответствии показателей фактической деятельности предприятия.

Задачи, которые могут решаться при проведении инициативной проверки

Проведение инициативного аудита позволяет руководству компании проверить правильность составления отчетности и достоверность указанных сведений до того, как они попадут под обязательную проверку. Аудиторская деятельность в случае добровольного к ней обращения, как правило, включает в себя ряд сопутствующих услуг: консультирование, юридическую помощь, обучение и т.д. Все это позволяет грамотно устранить недочеты и не допускать их в будущем.

Аудиторская проверка также помогает понять, насколько организованно на предприятии ведется бухгалтерский учет, не является ли объем учетных операций на одного сотрудника слишком большим или, наоборот, недостаточным — на основании этого может появиться решение об оптимизации отдела бухгалтерии. Инициативный аудит при продаже бизнеса дает покупателю информацию о задолженности и активах предприятия, объемах затрат и выручки, других технико-экономических показателях, что необходимо для оценки рисков и формирования объективной стоимости компании. Эти сведения могут быть интересны и потенциальному инвестору. Наконец, регулярные проверки положительно сказываются на расчетно-платежной дисциплине в целом.

Инициаторы аудита

Инициаторы аудита

Инициативный аудит проводится по инициативе:

  • собственников компании (учредителей, участников, акционеров). Цель, как правило, — проверить деятельность управленческого звена;
  • руководства предприятия (генеральный директор, директор, президент, коллегия директоров и главного бухгалтера) для оценки эффективности ведения бухгалтерского и налогового учета и отчетности;
  • третьих лиц (например, государственных органов, потенциальных инвесторов, которые планируют вложить средства в развитие производства) для понимания реального положения дел в компании.

В обществах с ограниченной ответственностью назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты услуг производятся решением общего собрания участников. Право инициировать проверку есть у любого его участника при условии самостоятельной оплаты услуг профессионального аудитора.

В дальнейшем, коллективным решением затраченные средства могут быть компенсированы (статья 48; абзац 2 пункта 2 статьи 11; подпункт 5 пункта 2.1 статьи 32; подпункт 10 пункта 2 статьи 33 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ). Требования для АО содержатся главным образом в статье 86 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Кто может проводить инициативный аудит

Добровольные проверки могут быть внутренними и внешними.

Определение внутреннего инициативного аудита компании закреплено в международных стандартах аудиторской деятельности. Согласно им внутренний аудит — это контрольная деятельность, которую проводит собственное подразделение предприятия — служба внутреннего аудита, выполняющая функции мониторинга и системы внутреннего контроля. Аудиторы хорошо знают предприятие изнутри, консультируют руководителей подразделений по правовым, финансовым, организационным и иным вопросам с учетом специфики конкретного производства, помогают устранить неточности и ошибки в работе. Однако при такой форме аудита ставятся под сомнение его главные принципы: независимость и объективность. Профессиональное благополучие аудиторов напрямую зависит от решений руководителя проверяемой ими же компании. Выполнять свои обязанности и выражать мнение открыто и без оглядки в такой ситуации крайне сложно.

Плюсы в привлечении эксперта для проведения инициативного аудита

Внешний инициативный аудит проводят привлеченные эксперты: аудиторские организации или индивидуальные аудиторы, которые являются членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов и обладают квалификационным аттестатом аудитора.

К сведению

С 2010 года в России отменено обязательное лицензирование аудиторской деятельности. Гарантом профессиональной состоятельности выступает членство в СРО. Обязательность вступления в профессиональные сообщества закреплена в Федеральном законе от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Привлечение к проверкам юридически и организационно независимых компаний или экспертов гарантирует объективность и отсутствие предвзятости. Кроме того, спектр услуг внешних компаний обычно не ограничен только аудиторской деятельностью. По итогам первичной проверки руководитель может заключить договор на проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности, консультирование в области ведения бухгалтерского учета, налогообложения, соблюдения законодательных норм и пр. Именно этот вид аудита оказывается наиболее результативным.

Объекты аудита

Инициативный аудит предприятия может быть комплексным или тематическим. В первом случае проверке подлежит вся отчетность, во втором — ее отдельные направления, например, налоги, расчеты с контрагентами, кассовые операции. Перечень проверяемых участков учета зависит от масштабов компании и того, какие статьи баланса и документы отчетности в большей степени нуждаются в подтверждении. Так, очень актуален налоговый аудит, когда проверяющие контролируют правильность расчета налогов и налоговую отчетность компании, помогают оптимизировать налогооблагаемую базу.

Проверка может быть сплошной или выборочной. В зависимости от выбранного метода аудиторы будут смотреть всю документацию по заданному направлению или только часть (например, наиболее крупные операции в ограниченном периоде). Такая выборка позволяет сформировать представление о качестве ведения бухгалтерского учета в целом, однако риск пропустить ошибки все же существует. Поэтому часто клиенты аудиторских компаний заказывают именно сплошную проверку, несмотря на то, что подобная услуга инициативного аудита более трудоемка и, соответственно, имеет более высокую стоимость.

Как правило, проведение инициативного аудита подразумевает следующие работы:

  1. оценка и анализ учетной политики фирмы, системы, обеспечивающей внутренний контроль;
  2. проверка корректности отображения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в том числе тех, которые ведутся с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход;
  3. оценка ведения налогового учета, правильности заполнения и подачи деклараций;
  4. оценка стоимости активов компании;
  5. проверка специфических хозяйственных операций и их отражения в учете, а также различные специальные проверки, которые потребуются заказчику.

По результатам проверки эксперты оформляют заключение и вместе с выводами и рекомендациями передают его заказчику.

Процедура проведения инициативного аудита

Особенность инициативного аудита компании состоит в том, что у него отсутствуют обязательные сроки по началу и окончанию мероприятий. Руководитель выбирает комфортное для проверки время, чтобы не нарушить сложившийся режим работы предприятия, но, несмотря на это, процедура состоит из этапов, совпадающих с алгоритмом проведения обязательных проверок, среди которых:

Предварительная экспертиза

Предварительная экспертиза. Привлеченный аудитор знакомится с организацией путем изучения предоставленных документов и сбора информации в открытых источниках. После того как первичный анализ пройден и соглашение достигнуто, заказчик и аудитор оформляют договор на проведение проверки.

Планирование

Планирование. Аудитор оценивает систему внутреннего контроля, определяет уровень существенности, общий риск, составляет программу действий и формирует контрольную группу.

Сбор и анализ информации

Сбор и анализ информации. Этап предполагает сбор информации и ее анализ, проведение тестов (при необходимости), определение связи между финансово-экономическими показателями работы компании. Иными словами, изучение цифр и фактов.

Разработка экспертного заключения

Разработка экспертного заключения. Эксперт проверяет результаты, составляет итоговый отчет и готовит руководителю письмо с рекомендациями.

Представление заключения клиенту

Представление заключения клиенту. Документы аудитор передает лично, сообщает о результатах, выявленных проблемах и отражении их в отчете. После завершения инициативного аудита сотрудничество компании-заказчика и аудиторской фирмы, как правило, продолжается в виде дополнительных услуг, связанных с исполнением рекомендаций.

Большой плюс инициативного аудита — это свобода выбора: форм проверки, направлений, сроков, а главное — аудиторской компании. Профессионально выполненный аудит позволит оптимизировать финансовые показатели предприятия, избежать штрафов со стороны контролирующих органов, повысить общую эффективность работы. Он дает мощный импульс к дальнейшему развитию компании, но только если результаты точны и достоверны.

2. ФУНКЦИИ СОТРУДНИКОВ АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АУДИТА

2.1. Профессиональные сотрудники аудиторской организации с точки зрения функций, выполняемых в ходе аудита, могут быть разделены на следующие категории :

Данные категории не тождественны названиям должностей сотрудников аудиторской организации, предусмотренных их штатным расписанием, и не обязательно должны совпадать с названиями таких должностей.

а) руководители аудиторской организации;

б) руководители аудиторских проверок;

в) старшие аудиторы (руководители звеньев или групп);

г) рядовые участники аудиторских проверок.

2.2. Под руководителем аудиторской организации для целей настоящих правил (стандартов) понимается сотрудник, входящий в состав администрации и (или) собственников аудиторской организации, имеющий право подписи аудиторских заключений от имени этой организации.

2.3. Руководитель аудиторской организации:

а) ведет переговоры с руководством экономического субъекта;

б) назначает руководителя аудиторской проверки и комплектует бригаду специалистов, направляемую на аудит экономического субъекта;

в) выражает мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности проверенного экономического субъекта, отраженное в аудиторском заключении.

2.4. Руководитель аудиторской организации должен быть осведомлен о всех существенных причинах, определивших содержание выданного этой организацией аудиторского заключения.

2.5. Руководителем аудиторской организации может быть, как правило, лицо, аттестованное на право осуществления аудиторской деятельности по одной из аудиторских специализаций.

2.6. Руководителем аудиторской проверки является сотрудник аудиторской организации, которому поручено проводить проверку и руководить персоналом, занятым в аудиторской проверке конкретного экономического субъекта. Руководитель проверки назначается руководителем аудиторской организации и подотчетен ему.

2.7. Руководитель аудиторской проверки несет ответственность:

а) за организацию и текущий контроль работы с конкретным экономическим субъектом;

б) за процедуру планирования работы (утверждает общий план и программу аудита);

в) за соответствие проводимого аудита и подготовленной по его результатам рабочей документации правилам (стандартам) аудиторской деятельности и внутрифирменным требованиям;

г) за доведение до сведения руководителя аудиторской организации основных результатов аудита, которые могут повлиять на содержание и выводы аудиторского заключения.

2.8. Руководителем аудиторской проверки может быть только лицо, аттестованное на право осуществления аудиторской деятельности по аудиторской специализации, соответствующей требованиям данного аудиторского задания.

2.9. Старший аудитор является сотрудником аудиторской организации, которому поручено или может быть поручено в ходе данной аудиторской проверки руководить рядовыми участниками этой проверки. Старший аудитор подотчетен руководителю аудиторской проверки и по отношению к нему является исполнителем.

2.10. Старший аудитор несет ответственность:

а) за подготовку, непосредственное осуществление и документальное оформление результатов аудиторских процедур;

б) за организацию и контроль работы подотчетных ему рядовых участников проверки.

2.11. Старшим аудитором может быть, как правило, лицо, аттестованное на право осуществления аудиторской деятельности по одной из аудиторских специализаций.

2.12. Рядовой участник проверки — это сотрудник, подотчетный старшему аудитору или непосредственно руководителю проверки и по отношению к данным лицам являющийся исполнителем. К рядовым сотрудникам могут быть отнесены аудиторы, младшие аудиторы, ассистенты, стажеры и прочие специалисты, не относящиеся к техническому персоналу, но те, кому не может быть доверена самостоятельная работа без руководства старшего аудитора. Рядовые сотрудники аудита несут ответственность за выполнение обязанностей, порученных им в ходе осуществления аудита.

2.13. Аудиторские организации вправе установить другую структуру управления, чем та, которая описана выше в пп. 2.1 — 2.12, при условии, что такая структура будет обеспечивать надлежащее распределение ответственности сотрудников за качество аудита и обеспечивать достоверность его результатов.

2.14. Аудиторские организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, могут иметь упрощенную двухуровневую систему управления: руководитель аудиторской организации, как правило, являющийся и руководителем проверки, и подчиненные ему рядовые участники проверки.

2.15. Аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, несут ответственность за качество выполняемого аудита в соответствии с действующим законодательством. В том случае, если такие аудиторы используют в своей работе помощников, они обязаны использовать организационную структуру, предложенную в п. 2.14 для аудиторских организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства.

Служба внутреннего аудита: аудит финансовой отчетности или аудит системы менеджмента?

Автор: Елизавета Лагай, аудитор См. Е. Лагай. Служба внутреннего аудита: аудит финансовой отчетности или аудит системы менеджмента? Журнал Management № 3’2021. С. 54-59 Очень часто руководство задается вопросом, какая деятельность по управлению и улучшению процессов может принести пользу? Аудит — это необходимость или всё-таки «реальная» помощь не только руководству, но и персоналу? Когда я слышу фразу «служба внутреннего аудита», то у меня сразу возникает ассоциации, что это служба, задачами которой является: 1) анализ достижения целей и задач стратегических документов предприятия, планов развития. 2) анализ финансового планирования и отчетности. 3) анализ, оценка и проверка надежности и достоверности управленческой информации, эффективности внутренних процессов организации. Как правило, такие службы внутреннего аудита создаются в государственных органах, ведомствах, национальных компаниях, организациях финансового сектора (кредитные организации и банковские группы), страховых компаниях и аудиторы службы проводят аудит финансово-хозяйственной деятельности. А аудит системы менеджмента (на соответствие международным стандартам ISO 9001, ISO 14001, ISO 45001 и т.д.) проводится в организациях, система менеджмента которых сертифицирована органом по подтверждению соответствия 1 . Необходимо учитывать, что аудит проводится в организациях, которые внедрили на добровольной основе систему менеджмента, а аудит финансовой отчетности для некоторых организаций 2 (например, акционерные общества, государственные предприятия на праве хозяйственного ведения с наблюдательным советом в сферах образования и здравоохранения) является обязательным. Какими нормативными документами 3 регламентируется порядок организации и проведении аудита и есть ли отличие к подходу и методологии между аудитом системы менеджмента (аудит СМ) и аудитом финансовой отчетности (аудит ФО)? И самый важный вопрос, какой из этих аудитов «принесет» пользу предприятию, а не будет просто «формальным элементом» организации. На примере рассмотрим большое промышленное нефтегазодобывающее предприятие, которое ведет финансовую отчетность по требованиям МСФО (международной системы финансовой отчетности), и соответственно проверка осуществляется в соответствии с требованиями Международных стандартов аудита (МСА) не менее чем 1 раз в год аудиторской компанией 4 , а также предприятие имеет сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям национального стандарта СТ РК ISO 9001-2016 «Система менеджмента качества . Требования» и ежегодно проводится инспекционный аудит в рамках трехгодичного цикла действия сертификата органом по подтверждению соответствия. Руководство компании приняло решение создать службу внутреннего аудита. Какое ее назначение и какой кадровый состав должен быть сформирован? В контексте данной статьи приведем некоторые нормативные документы касательно аудита: 1) Аудит системы менеджмента (СМ): СТ РК ISO 9001-2016 Система менеджмента качества . Требования. СТ РК ISO 19011-2019 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента. СТ РК ISO/IEC 17021-1-2015 – Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. 2) Аудит финансовой отчетности (ФО): А) Закон Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» от 20 ноября 1998 года № 304. Б) Закон Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле» от 12 ноября 2015 года № 392-V. В) Международные стандарты аудита (МСА), изданные Международной федерацией бухгалтеров. Г) Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита (Международные основы профессиональной практики (МОПП, IPPF), разработанные Международным Институтом внутренних аудиторов (The IIA), Кодекс Этики (в редакции, действующей с 01.01.2009) 5 . Д) Минимальные требования к аудиторским организациям, которые проводят обязательный аудит, Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 30 марта 2015 года № 231. Е) Типовое положение о службах внутреннего аудита, Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 599. Ж) Кодекс профессиональной этики аудиторов, Одобрен Советом по аудиторской деятельности 21 мая 2019 г., протокол № 47. Также сюда еще необходимо отнести стандарты саморегулирующих организаций аудиторов, внутрифирменные аудиторские стандарты, разрабатываемые аудиторскими организациями.

Понятия, цели и принципы аудита

Закон Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» вводит и разграничивает два понятия «Аудит» и «Аудиторская деятельность». Понятие аудиторской деятельности шире понятия аудита и включает в себя еще и сопутствующие услуги, которые оговариваются в этом же законе. В национальном стандарте СТ РК ISO 19011-2019 установлен термин «Аудит», который применяется в системе менеджмента качества Таблица 1. Термины и определения

Закон Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» СТ РК ISO 19011-2019 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента Международные основы профессиональной практики внутреннего аудита
Аудит – проверка в целях выражения независимого мнения о финансовой отчетности и прочей информации, связанной с финансовой отчетностью, в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Аудиторская деятельность – предпринимательская деятельность по проведению аудита финансовой отчетности и прочей информации, связанной с финансовой отчетностью, и предоставлению услуг в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» от 20 ноября 1998 года № 304. Аудит это систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени соответствия критериям аудита. Внутренний аудит является деятельностью по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленной на совершенствование работы организации.

В целом, как видно из определений вышеуказанных терминов – у них очень много общего по сути: проверка и оценка фактической деятельности организации на соответствие нормативным требованиям (критериям аудита) 6 , формирования заключения и уведомление об этом заинтересованные стороны. В рамках аудита ФО объектом является финансовая (бухгалтерская) отчетность, а в рамках аудита СМ – все процессы организации, которые входят в область распространения системы менеджмента. Несмотря на то, что процессы финансовой деятельности также входят в область системы менеджмента, но при аудитах СМ мало затрагиваются 7 . Международный профессиональный стандарт внутреннего аудита определяет, что внутренний аудит проводит оценку процессов корпоративного управления, управления рисками и контроля в организации, используя систематизированный, и последовательный и риск-ориентированный подход. Процесс проведения аудита как ФО, так и СМ основан на соблюдении нескольких принципов. Приверженность этим принципам является предпосылкой для получения заключений аудита, соответствующих, и достаточных для того, чтобы аудиторы, работающие независимо друг от друга, делали аналогичные заключения в аналогичных обстоятельствах. Таблица 2. Принципы, которыми должны руководствоваться аудиторы при выполнении своих обязанностей

Закон Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» СТ РК ISO 19011-2019 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента Кодекс профессиональной этики аудиторов Международные основы профессиональной практики внутреннего аудита. Кодекс Этики
а) честность; б) объективность; в) профессиональная компетентность; г) конфиденциальность; д) независимость; е) соблюдение стандартов организаций. a) честность; б) беспристрастное представление результатов; в) профессиональная осмотрительность; г) конфиденциальность; д) независимость; е) подход, основанный на свидетельстве; ж) риск-ориентированный подход. а) честность; б) объективность; в) профессиональная компетентность и должная тщательность; г) конфиденциальность; д) профессиональное поведение. а) честность б) объективность в) конфиденциальность г) профессиональная компетентность

Как видно из таблицы, наименование принципов очень схожие как аудитов СМ, так и аудитов ФО. На что можно обратить внимание, так в стандарте СТ РК ISO 19011-2019 в краткой форме приведены разъяснения принципов, а в Кодексе профессиональной этики аудиторов содержатся контекстные пояснения, рекомендуемые действия, вопросы для принятия во внимание, иллюстративные примеры и иное руководство, которые необходимы для понимания принципов этики. Несмотря на то, что поясняющие положения не содержат обязательных к выполнению требований, их рассмотрение необходимо для надлежащего применения требований Кодекса профессиональной этики аудиторов. Аудиторам, которые разрабатывают внутренние нормативные документы предприятия по описанию процесса внутреннего аудита СМ (или кодекса этики внутренних аудиторов) я рекомендовала бы использовать как дополнительную базу пояснения из Кодекса профессиональной этики аудиторов по применению принципов аудита, при этом, конечно, необходимо их адаптировать с учетом специфики предприятия.

Виды аудита

Аудиты системы менеджмента могут быть классифицированы по виду, по стадиям, по объекту и по методу проведения (см. рисунок 1). В современной экономической литературе разными авторами приводятся различные классификации признаков аудита финансово-хозяйственной деятельности. Среди них выделим четыре основных признака (см. рисунок 2). Рисунок 1. Классификация аудитов системы менеджмента Рисунок 2. Классификация аудитов ФО Как видно из рисунков, в классификации аудитов есть много схожего, даже несмотря на то, что применяется различная терминология, хотя, по существу, они имеют одинаковые назначения. Так как читатель уже знаком с классификацией аудитов СМ, то мы рассмотрим некоторые виды аудита финансово-хозяйственной деятельности (см. рисунок 2) более детально. По объектам аудита различают банковский аудит, аудит страховых организаций, аудит бирж, общий аудит, государственный аудит. Подтверждающий аудит основан на изучении хозяйственной операции и каждого бухгалтерского документа. Таким образом, проверка документации и бухгалтерских отчетов проиводится, как правило, в сплошном порядке. Такой вид аудита возможен, если общий объем проверяемой информации незначителен. Аналогично, когда при аудите СМ проводится выборка проверяемой информации почти 100% единиц из общего имеющегося набора данных. Системно-ориентированный аудит основан на изучении и анализе системы внутреннего контроля (СВК). При этом предполагается, что при наличии эффективной системы контроля за хозяйственными операциями предприятия вероятность искажений в отчетности снижается. Если по результатам анализа аудитор приходит к выводу, что СВК неэффективна, то проверяемому лицу даются рекомендации по их улучшению. Аудит, базирующийся на риске, основан на поиске и анализе узких мест в системе учета проверяемого предприятия. Предполагается, что вероятность появления искажений в таких областях более велика и как следствие, аудитору следует регулировать объем выборки в ходе своей работы. При этом он состредотачивает свои усилия на проверке областей с высоким риском. Риск-ориентированный подход предполагает более широкую проверку процессов предприятия. Например, на предприятии объем и номенклатура закупаемых товаров и материалов определяется руководителем подразделения производственного цеха. По правилам бухгалтерского и налогового учета, внутренним регламентам нарушений выявлено не было. При использовании риск-ориентированного подхода, очевидно, что в данном случае могут возникнуть риски по злоупотреблению своими полномочиями руководителя подразделения: он может закупать материалы и товары для собственных нужд или в объеме, превышающем реальную потребность предприятия, что приведет к дополнительным затратам при хранении товаров и материалов. Стандарт СТ РК ISO 19011-2019 оговаривает, что аудит подходов предприятия к определению риска и возможностей не следует осуществлять как самостоятельную деятельность. Он должен быть скрытым во время всего аудита СМ. Подход предприятия к ее рискам и возможностям потребует применения профессиональной оценки (суждения) аудитора СМ. Обязательный аудит проводится ежегодно аудиторскими организациями в соответствии с требованиями Закона РК «Об аудиторской деятельности». Аналогично, если предприятие сертифицировало свою СМ в текущем году, то последующие два года проводится инспекционные аудиты органом по подтверждению соответствия. Инициативный аудит проводится по решению руководства аудируемого предприятия. При этом задачи подобных проверок, как правило, являются выявленные недостатки бухгалтерского учета или налогообложения, проведения анализа финансового состояния предприятия, а также могут быть отдельные области учета. Внешний аудит, аналогично внешнему аудиту системы менеджмента 8 , проводится сторонними аудиторскими фирмами с целью объективной оценки состояния бухгалтерского учета и отчетности проверяемого предприятия. В качестве аудируемых могут быть частные предприятия, банки и другие организации. Внутренний аудит, аналогично внутреннему аудиту системы менеджмента, проводится уполномоченными сотрудниками (внутренними аудиторами), состоящих в штате предприятия, например, аудиторы службы внутреннего аудита. Такая проверка необходима руководству, чтобы иметь возможность изучить и проанализировать реальное состояние дел в их организации (изучение, оценка и мониторинг адекватности и эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля). Работа внутреннего аудитора, в отличие от внешнего аудитора, призвана способствовать подтверждению и повышению эффективности работы предприятия. Внутренний аудит СМ является обязательным элементом, если система менеджмента внедрена и сертифицирована органом по подтверждению соответствия. Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку итоговых отчетов проверяемого предприятия на предмет соответствия их установленным критериям. Этот аудит проводится сторонними аудиторами. Аудит на соответствие требованиям это анализ определенной финансовой или хозяйственной деятельности с целью определить, соблюдаются ли персоналом проверяемого предприятия требования к ведению бухгалтерского учета и функционирования СВК, установленные законодательством, внутренними нормативными документами (ВНД) предприятия. Аналогично, аудит СМ проводится с целью оценки соблюдения персоналом требований стандарта СТ РК ISO 9001-2016, законодательных и ВНД предприятия. Управленческий (производственный) аудит используется для проверки процедур и методов функционирования предприятия, в том числе оценки эффективности производства, рентабельности выпуска продукции, эффективности бизнес-процессов, рациональности использования ресурсов предприятия.

Основные этапы проведения аудиторской проверки

Рассмотрим основные этапы аудита СМ и аудита ФО. Таблица 3. Основные этапы аудита СМ

  • Инициирование аудита
    • Установление контакта с проверяемой организацией
    • Определение возможности проведения аудита
    • Заключение договора на проведение сертификационного аудита
    • Подготовка к проведению аудита
      • Анализ документированной информации
      • Планирование аудита
      • Распределение заданий в группе по аудиту
      • Подготовка рабочих документов
      • Проведение аудита на месте
        • Назначение ролей и обязанностей сопровождающих и наблюдателей
        • Проведение предварительного совещания
        • Выполнение анализа документов при проведении аудита
        • Обмен информацией во время аудита
        • Анализ документированной информацией в ходе аудита
        • Сбор и проверка информации
        • Формирование выводов аудита
        • Подготовка заключения аудита
        • Проведение заключительного совещания
        • Подготовка и рассылка отчета по аудиту
        • Завершение аудита
        • Выполнение последующих действий после аудита

        Таблица 4. Основные этапы аудита ФО.

          • Предварительное планирование
          • Понимание деятельности проверяемого предприятия
          • Изучение СВК и СУР
            • Подготовка к проведению аудита
            • Согласование условий проведения аудита
            • Заключение договора на оказание аудиторских услуг
              • Планирование аудита
              • Оценка аудиторских рисков
              • Определение уровня существенности,
              • Составление плана и программы аудита
                • Проведение аудита
                • Получение аудиторских доказательств,
                • Проведения тестов средств контроля и осуществление процедур проверки по существу
                  • Оформление отчета аудитора и выдача аудиторского заключения
                  • изучение первичных и бухгалтерских документов предприятия;
                  • собеседование с сотрудниками проверяемого предприятия, запросы третьим лицам;
                  • проверка точности арифметических расчетов бухгалтерских показателей;
                  • анализ и оценка показателей бухгалтерской отчетности и прочей информации.

                  Аналогично аудиту СМ, проводится аудит на месте. Аудитор, используя различные источники информации (персонал, документированная информация, технологическое оборудование, внешние источники) и методы сбора информации (наблюдение, опрос, анализ документации), осуществляет сбор информации, которая после проверки становится свидетельством аудита.

                  На последнем этапе происходит оформление отчета аудитора и выдача аудиторского заключения. Согласно аудиторским стандартам, аудитор обязан документально оформлять все сведения, которые подтверждают аудиторское мнение и наличие существенных искажений в отчетности аудируемого предприятия. Отчет аудитора является внутренней информацией и предоставляется руководству предприятия, пользователям предоставляется аудиторское заключение, которое, в частности, может содержать:

                  • утверждение того, что бухгалтерская отчетность достоверна, если в ней не были выявлены существенные искажения;
                  • оговорки, если были выявлены обстоятельства, которые привели к возникновению отдельных существенных искажений в отчетности;
                  • отрицательное мнение, если влияние выявленных искажений оказалось всеобъемлющим для бухгалтерской отчетности;
                  • отказ от выражения мнения, если у аудитора отсутствовала возможность получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств.

                  Аналогично, аудиты СМ, в результате оценки свидетельств аудита относительно критериев аудита образуются выводы аудита, указывающие на соответствие, несоответствие или наблюдение. На основании выводов аудита могут выявляться риски, возможности для улучшения или стандартизации лучших практик. На основе анализа выводов аудита составляется заключение (отчет) по результатам аудита, которое содержит вывод о соответствии требованиям стандарта, который использовался в качестве критерия (например, СТ РК ISO 9001-2016) и рекомендации о выдаче или сохранении действия сертификата соответствия системы менеджмента, а также указывать на необходимость корректирующих и предупреждающих действий или на области возможных улучшений.

                  А как же внутренний аудит и служба внутреннего аудита на предприятии? Какие требования применять к проведению внутреннего аудита?

                  Для проведения как внутреннего, так и внешнего аудита систем менеджмента, как правило используют СТ РК ISO 19011-2019, в дополнении органы по сертификации руководствуются требованиями СТ РК ISO / IEC 17021-1-2015, документами IAF и процедурами, разработанными самим органом по сертификации. Для описания процесса внутреннего аудита предприятие, как правило, разрабатывает свой внутренний документ на основе СТ РК ISO 19011-2019.

                  При внутреннем аудите финансово-хозяйственной деятельности за основу берутся Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита (стандарты). Соответствие Кодексу этики и стандартам демонстрирует соответствие всем обязательным для применения элементам международных основ профессиональной практики.

                  Когда руководству предприятия необходима независимая оценка того, что же происходит с их бизнесом на самом деле, насколько достоверны те отчеты – по продажам, исполнению бюджета, инвестициям, – которые им предоставляет операционный менеджмент и насколько результативно функционируют все процессы системы менеджмента, выполняются ли законодательные требования, оно принимает решение создать службу внутреннего аудита. НО эта служба будет объединять аудиторов двух направлений – финансово-экономическая деятельность и основные (производство продукции) и вспомогательные процессы предприятия (обеспечивающие производство продукции).

                  Таблица 5. Цели и задачи внутренних аудитов

                  Финансово-хозяйственная деятельность

                  Системы менеджмента

                  Цели и Задачи внутреннего аудита

                  • Организация эффективной финансово-хозяйственной деятельности.
                  • Налаживание продуктивного взаимодействия с контрагентами.
                  • Предупреждение появления существенных нарушений.
                  • Снижение количества убытков.
                  • Обеспечение соответствия деятельности законодательству.
                  • Проверка достоверности информации, изложенной в документах.
                  • Подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур.
                  • Анализ эффективности функционирования СВК.
                  • Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.
                  • Оценка соответствия установленным требованиям (законодательным и нормативным требованиям, СТ РК ISO 9001-2016, производственной документации предприятия, внутренним процедурам).
                  • выявление оперативных проблем, рисков, возможностей для улучшения.
                  • обеспечение обратной связью для проведения корректирующих действий: в ходе внутреннего аудита выявляются несоответствия установленным требованиям, затем разрабатываются и осуществляются корректирующие действия для устранения причин выявленных несоответствий
                  • сбор доказательств, подтвержденных фактами, которые позволят сделать вывод о состоянии СМК, основанный на достоверной информации.
                  • подтверждение устранений ранее обнаруженных несоответствий и выполнение корректирующих действий.
                  • ПРИМЕЧАНИЕ Целью внутренних аудитов не является поиск и наказание виновных.

                  А почему не оставить только один из видов аудита – аудит ФО или аудит СМ? Руководство нашего промышленного нефтегазодобывающего предприятия оценив все преимущества и недостатки, решило использовать синергию, преимущества от каждого вида аудита. Если оставить только аудит ФО, то он будет проверять, насколько отчетность компании достоверно отражаете финансовое положение, финансовые результаты и движение денежных средств. Но для нас ведь еще важно чтобы наша продукция или услуга удовлетворяла требованиям потребителей, тем самым это будет способствовать росту удовлетворенности потребителей, а значит хорошо «продаваться». И один из процессов системы менеджмента это внутренний аудит, который направлен не только на подтверждение соответствия, но и на поиск улучшений, особенно в тех процессах, которые не затрагиваются при аудите ФО. Например, в рамках такой «комплексной» проверки рассмотрим процесс ремонта оборудования. Ремонты нефтегазодобывающего предприятия – это не один десяток тыс. единиц оборудования и прочих объектов, затраты на поддержание и обслуживание которых могут доходить до 20% в структуре себестоимости товарной продукции. Бюджетирование, оно же – планирование затрат на ремонты. В данном случае речь идет о годовом планировании, когда до ремонтов еще далеко, а деньги закладывать в бюджет уже нужно. Составлять плановые сметы на ремонт абсолютно всех позиций трудозатратно и малоэффективно, да и высока вероятность того, что к процессу в ряде случаях подойдут формально (хотя бы по той причине, что прогнозировать техническое состояние на месяцы, а то и год вперед – сложно). Что можно сделать? Выделить ключевые, наиболее дорогостоящие объекты, на которые приходится большая часть затрат (принцип Парето в действии) и по ним планировать ремонты детально с составлением плановой сметы, по остальным – на уровне макроконтролей: установление лимитов. Важный момент, который должен быть встроен в ERP-систему, – сопоставление плановых затрат на ремонты со стоимостью новых единиц соответствующего оборудования – полезно и для контроля разумности бюджетируемых цифр, и для своевременного выявления позиций, которые уже проще поменять на новые, чем ремонтировать. Таблица 6. Примеры аудиторских процедур (как СМ, так и ФО) для процесса ремонта оборудования

                  Процесс Аудиторские процедуры
                  1 Бюджетирование 1. Анализ алгоритма формирования плановых затрат на ремонт оборудования, наличие процедуры и фактическое ее выполнение. 2. Проверка наличия установления лимитов на ремонты в разрезе единиц оборудования. 3. Проверка наличия актов оценки технического состояния по ключевым и наиболее дорогостоящим ремонтам. 4. Выявление признаков формального подхода к бюджетированию плановых затрат (например, наличие идентичных плановых сумм на ремонты по единицам техники с разными периодами эксплуатации). 5. Анализ соотношения бюджета на плановые и аварийные ремонты. 6. Сравнение плановых затрат на ремонты со стоимостью новой единицы оборудования.
                  2 Закупка услуг 1. Проверка исполнения закупочных процедур. 2. Проверка наличия альтернативных поставщиков (в случае, если закупка осуществлена у единственного источника). 3. Анализ существующих контролей, минимизирующих риски осуществления закупки по завышенным ценам (в случае, если поставщик является единственным источником). 4. Оценки возможности осуществления ремонтных работ собственными силами.
                  3 Выполнение ремонтных работ 1. Анализ существующего порядка приемки ремонтных работ и оценка их фактического выполнения. 2. Анализ дефектных ведомостей, объемов работ (формирование сметно-технической документации), журналов ремонта, паспортов оборудования. 3. Анализ приемки работ представителем заказчика. 4. Проверка фактической приемки работ представителем заказчика (при наличии соответствующей компетенции). 5. Проверка соблюдения процедур (включая документальное оформление) приемки/передачи оборудования в и из ремонта.
                  4 Учет затрат 1. Проверка корректности отражения информации по ремонтам (период, сумма, объект, узел) 2. Сверка идентичной аналитики из разных систем (в случае если есть разные системы, эксплуатируемые разными подразделениями, но в которых может отражаться идентичная информация).
                  • закупка оборудования, комплектующих и иных материальных ценностей без анализа фактической потребности для ремонта, в результате чего материальные ценности находятся на складе и не используются в производстве; не соответствие фактически выполненной стоимости работ к стоимости работ, указанным в актах о приемке выполненных работ; принятие на баланс нового оборудования без документов, т.е. акта приема передачи (аудит финансово-хозяйственной деятельности),
                  • отсутствие актов поузловой приемки оборудования или не соответствие объему ремонта оборудования; отсутствие журнала «Сведения о сварных соединениях и результатах их контроля» или диаграммы термообработки сварных стыков трубы; отсутствие документальных свидетельств по аттестации термиста, выполняющего работы, связанные с термической обработкой; разработка чертежей с нарушением ЕСКД; выполнение ремонта с нарушением его технологии, (аудит СМ).

                  Так как на нашем большом промышленном нефтегазодобывающем предприятии аудиторы будут проводить внутренние аудиты финансово-хозяйственной деятельности и системы менеджмента, то можно выбрать один из вариантов подчинения – функциональное подчинение заместителю генерального директора по экономике и/или финансам (в части аудита ФО) и главному инженеру (в части аудита СМ) и административное подчинение генеральному директору. Необходимо учитывать, что служба не может взять в подчинение операционную функцию, т.е. подразделение, которое непосредственно занимается операционной деятельностью. Важно довести до руководства, что если внутренний аудит будет руководить операционной функцией, тогда объективность и независимость внутреннего аудита подвергнется отрицательному воздействию, а внутренние аудиторы не смогут выполнять свои обязанности объективно и независимо в отношении этого подразделения. Внутренние аудиторы не должны брать на себя ответственность за неаудиторские функции или обязанности, которые подлежат периодическим оценкам внутреннего аудита. Если на них лежит такая ответственность, они не работают как внутренние аудиторы, в том числе функции внутреннего контроля 10 .

                  Для формирования кадрового состава службы можно выбрать из существующего трудового состава сотрудников с наиболее подходящими навыками, знаниями и компетенциями; либо нанять новых специалистов в данной сфере. В СТ РК ISO 19011-2019 приведен целый раздел по компетентности и оцениванию аудитора. Желательно, в процедуре по аудиту установить требования к компетентности внутренних аудиторов (см. рисунок 3) и конкретные критерии оценки аудитора.

                  Рисунок 3. Модуль «Внутренний аудитор»

                  Хочется отметить одно из очень важных отличий, что по результатам внутреннего аудита СМ если выявляются несоответствия, то в обязательном порядке именно проверяемое подразделение должно разработать план КОРРЕКТИРУЮЩИХ мероприятий, т.е. провести анализ ПРИЧИН появления несоответствия и разработать мероприятия, направленные на устранение причины данного несоответствия. Есть также понятие «коррекция», т.е. устранение самого несоответствия, но оно, как правило, разрабатывается вместе с корректирующими мероприятиями. А по результатам аудита ФО в случае выявления нарушений, аудиторы дают рекомендацию, но, по сути, эти рекомендации всего лишь примерная коррекция, т.е. если были нарушения по планированию и осуществлению расходов без соблюдения принципа обоснованности, то рекомендации звучат как «строго соблюдать порядок чего-либо…». И если не проводится анализ причин появления нарушений, то большая вероятность того, что несоответствие появится в следующий раз. Поэтому в обязательном порядке по результатам любого аудита, как СМ, так и ФО разрабатывать проверяемым подразделением план корректирующих мероприятий. А на вашем предприятии проводились ли совместно аудиты или учитывались ли результаты аудитов ФО при аудите СМ или наоборот?

                  1 Для упрощения восприятия в настоящей статье термины «орган по сертификации» и «орган по подтверждению соответствия» приняты равнозначными.

                  2 В статье 5 Закона Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» от 20 ноября 1998 года № 304 перечислены все организации и предприятия, которые подвержены обязательному аудиту.

                  3 Здесь не рассматриваются нормативные документы, относящиеся к организациям финансового сектора, страховым компаниям.

                  4 Требования к аудиторским организациям установлены в «Минимальных требованиях к аудиторским организациям, которые проводят обязательный аудит», утвержденных Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30 марта 2015 года № 231.

                  6 Например, при аудите соответствия системы менеджмента качества критериями является национальный стандарт СТ РК ISO 9001-2016, а при аудите соответствия ФО критериями являются международные стандарты финансовой отчетности.

                  7 Например, установление фактического списания материалов в производство, установление правильности расчетов с контрагентами, состояние ОС, документальное оформление средств, правильность начисления амортизации.

                  8 Внешний аудит системы менеджмента проводится органом по подтверждению соответствия.

                  9 МСА делятся на группы и имеют трехзначную кодировку, Вводные аспекты, 200–299, 300–499, 500–599, 600–699, 700–799, 800–899

                  10 В соответствии с моделью Трех линий, разработанной Институтом внутренних аудиторов (The IIA), функция внутреннего контроля находится на второй линии защиты, а функция внутреннего аудита – на третьей, к тому же, в соответствии со Стандартом 1130.А1 Международных профессиональных стандартов внутреннего аудита, внутренние аудиторы должны воздерживаться от проведения оценки тех областей, за которые они раньше несли ответственность, а также предоставления гарантий в той области, за которую они отвечали в течение предшествующего года, поскольку иначе объективность и независимость подвергаются негативному воздействию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *