Что представляет собой форма фиата ffi
Перейти к содержимому

Что представляет собой форма фиата ffi

  • автор:

Документы FIATA. Теория и практика применения

Документы и формы FIATA выступают сравнительно новым явлением в документообороте экспедиторских фирм и их клиентов в России и других станах бывшего Союза, хотя во многих государствах Европы, Азии и Америки они применяются с середины годов. Регулирование международных торговых отношений постоянно ищет и находит новые, оптимальные формы для обеспечения продуктивного взаимодействия, унификации международного документооборота, обеспечения гарантированности осуществления сделок и расчетов с зарубежными партнерами. Такое регулирование, например, осуществляется Условиями ИНКОТЕРМС, без использования которых не обходится ни одна солидная международная сделка, проформы чартеров БИМКО (Baltic and international maritime council) В Совет входят национальные организации судовладельцев многих стран, Федерация ассоциации судовых брокеров и агентов (FONASBA), Британская палата судоходства, Международная ассоциация судовладельцев (ВINSA) страны бывшего Союза) Эти же цели преследуют такие международные соглашения, как Генеральное соглашение по торговле и тарифам (ГАТТ), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и ряд других. Такому же регулированию служат и документы FIATA.

Основные функции документов FIATA заключаются в том, что они:

  • во-первых, являются гарантией надежности экспедиторской фирмы и высокого качества предоставляемых ею услуг;
  • во-вторых, более четко регулируют процесс транспортировки грузов на всех его этапах и в целом, то есть в определенной степени дополняет Договор транспортного экспедирования;
  • в-третьих, служат условием осуществления ускоренных финансовых расчетов между покупателем и продавцом, в том числе путем использования документарного аккредитива.

Не пользующийся документами FIATA экспедитор использует индивидуальные формы и документы, составленные самостоятельно. Нередко документы копируются из других подобных документов в расчете на то, что те были составлены грамотно. Большое количество индивидуальных, частично неправильно оформленных документов, никак не улучшает репутацию экспедирования в целом.

Для уяснения сущности документов FIATA важно различать, какие из них выданы экспедиторами как агентами, а какие — как перевозчиками по договору.

Известно, что на сегодняшний день экспедиторы осуществляют свою деятельность в этих двух качествах:

Во-первых, это деятельность в качестве агента от имени клиента, когда экспедитор выступает, как посредник между клиентом и перевозчиком или в качестве лица, организовывающего перевозку груза из пункта А в пункт В, согласно полученным инструкциям. В таких случаях экспедитор выступает от имени своего клиента в контракте по перевозке и не берет на себя ответственность за действия и упущения перевозчиков. Все претензии к перевозчикам, грузчикам предъявляются самим клиентом экспедитора. Тем не менее экспедитор остается ответственным за тщательный выбор перевозчиков

Во-вторых, экспедитор также может выступать в качестве перевозчика. Это означает, что он может либо перевозить товары собственным транспортом либо привлекать организацию-перевозчика, оставаясь при этом полностью ответственным за транспортировку и доставку товаров. В этом случае экспедитор юридически считается, так называемым, «перевозчиком по договору», ответственным за перевозку в целом.

Первый документ ФИАТА, который мы рассмотрим это FCR (сертификат получения).

FCR — документ экспедитора, выступающего в роли агента. Это расписка экспедитора о приеме груза.

Выдавая FCR экспедитор свидетельствует о том, что он принял товар и в дальнейшем право распоряжения принадлежит исключительно экспедитору. Продавец получает FCR как подтверждение того, что он выполнил свои обязанности по продаже. С момента выдачи FCR продавец теряет право распоряжения грузом, о чем имеется соответствующий пункт в FCR, согласно которому инструкции по экспедированию груза могут быть изменены или отменены только при условии возврата экспедитору оригинала FCR. Принимая от экспедитора FCR, продавец подтверждает это.
Для осуществления оплаты за груз покупатель должен быть уверенным, что груз находится вне контроля продавца. Гарантией такой уверенности и является FCR , который подтверждает, что с этого момента экспедитор берет на себя ответственность за груз и имеет эксклюзивное право распоряжаться им.

Кроме того, выдавая FCR, экспедитор гарантирует:

  • что груз будет сохранен в хорошем состоянии (что его состояние не ухудшится по сравнению с моментом получения), говоря о «хорошем» состоянии груза следует быть осторожным и по возможности не применять этот термин к таким грузам как металлолом, рельсы б/у и т.п. Как правило, термин «в хорошем состоянии» применим к грузам в упаковке;
  • что все детали документа полностью соответствуют полученным им инструкциям и что документы, такие как накладные и путевые листы, выданные перевозчиками, соответствуют FCR и обязательством, принятым экспедитором в FCR.

FCR должен отражать национальные условия экспедирования, согласно которым регулируются ответственность и обязательства экспедитора как агента. У нас в настоящее время приняты Общие условия транспортной экспедиции АМЭУ, которые будут напечатаны на обратной стороне новых бланков FCR, которые планируется ввести в действие в 1999 г.
Нередко практика применения FCR складывается таким образом: клиент просит выдать ему FCR с определенными условиями, которые формулирует сам. Экспедитор, заинтересованный в данной сделке, включает их в FCR и заверяет его своей подписью и печатью. Однако при этом экспедитору следует помнить о смысловой и правовой нагрузке, которую несет каждая формулировка, и о том, какие последствия могут возникнуть в связи с ее различными толкованиями.
Основное правило выдачи FIATA FCR: этот документ выдается при условии безотзывности инструкций грузоотправителя, после его выдачи грузоотправитель утрачивает все права по распоряжению грузом, а экспедитор не может принимать от него каких-либо дополнительных указаний, распоряжений или каким-либо иным образом зависеть от грузоотправителя.
Кроме того, следует уяснить, что при использовании FCR нужно приспосабливать условия конкретной перевозки к правилам использования FCR, а не наоборот, что довольно часто встречается в практике работы наших экспедиторских фирм.

Секретарь ABLM FIATA Керстен Ойл в связи с этим пишет: «Клиент и экспедитор могут изменить инструкции, только если FCR возвращен экспедитору. Если клиент не может возвратить FCR экспедитору, то клиент не имеет права давать новые инструкции, и экспедитор не только не обязан исполнять такие новые инструкции, но не может ни при каких обстоятельствах следовать им. Причина этого двойная: невозможность клиента экспедитора возвратить FCR экспедитору означает, что FCR был передан покупателю, в банк покупателя или авизующий банк для проведения операций по документарному аккредитиву, и поскольку экспедитор станет ответственным за доставку другому покупателю второй раз, что он вряд ли сможет сделать».

Поэтому в FIATA FCR не должно содержаться записей, ставящих данную перевозку в какую-либо зависимость от грузоотправителя, например, «Груз будет отправлен (отпущен) после оплаты грузополучателю по его счету согласно настоящему FIATA FCR». FCR не может быть аннулирован и будет действителен в течение всей операции, кроме случая, когда он возвращен экспедитору, (т.к. его действие оканчивается только после того, как все обязательства экспедитора по нему будут исполнены. Действительность FCR не может быть ограничена определенным периодом времени (за исключением случаев, когда на это имеется письменное согласие покупателя. Ремарки, которые не ограничивают общее право покупателя или получателя на распоряжение грузом — допустимы, т.е. информация, по которой покупатель может получить груз, переданный ему в распоряжение. Если пространства для ремарок в FIATA FCR не хватает, то такие ремарки могут быть сделаны в месте, предназначенном для описания груза.

Полезно помнить следующие рекомендации ФИАТА при заполнении и использовании FCR.

  • Наименование груза в FCR должно соответствовать наименованию, указанному в других грузосопроводительных документах. Для упрощения таможенных процедур следует требовать от грузоотправителя при наименовании груза использования терминов и кодов Гармонизированной системы кодировки товаров. В идеале наименование грузов должно соответствовать наименованиям в документах предприятия-изготовителя или в сертификатах происхождения.
  • Во избежании необоснованных обвинений в неточном выполнении инструкций, которые часто формулируются произвольно, FIATA рекомендует использовать форму для инструкций FIATA-FFI, которую заполняет и заверяет грузоотправитель и которая содержит в себе все необходимые разделы инструкции.
  • В интересах экспедитора максимально точно и подробно описать состояние груза, поскольку некорректная или неполная формулировка может привести к повышению степени ответственности. Так, к примеру, описывая груз, запакованный в паллеты или контейнеры, экспедитору следует указать следующую аббревиатуру: S.T.C., то есть «said to contain» — «сказано, что там содержится». Делая подобную оговорку, экспедитор заявляет, что не может удостоверить, что в контейнере содержится именно то, что указано грузоотправителем.
  • В некоторых случаях следует отражать в документах FIATA состояние упаковки и тары. Если степень их влажности, загрязненности или деформации дают основания предположить порчу товара, следует в целях защиты собственных интересов настоять на том, чтобы в накладную были включены слова, например, «упаковки сырые, со следами плесени».
  • В FCR не должно быть утверждений вроде: «страхование обеспечивается нами», если только у экспедитора не имеется страхового свидетельства на груз.

Трудно предусмотреть все варианты, возникающие в процессе использования документов FIATA, но даже эти отдельные рекомендации могут ориентировать вас в правильном направлении.
FCR является необоротным документом, он выдается экспедитором в одном оригинальном экземпляре и не возвращается экспедитору после окончания перевозки.

FCТ — экспедиторский сертификат транспортировки.

Одним из наиболее старых и нашедших широкое применение товаросопроводительных документов FIATA является экспедиторское свидетельство перевозки FIATA FCT (также сертификат экспедитора о перевозке. До введения в действие FIATA FCT экспедиторы, принимая на себя обязанности агента по перевозке, выдавали клиенту свои собственные коносаменты (house bill of lading). В таких документах обычно не указывался конкретный перевозчик, нечетко регулировалась ответственность экспедитора.
Для исключения возможных недоразумений в подобных ситуациях введен в обращение FIATA FCT, в котором указываются экспедитор, его агент по месту доставки груза, грузоотправитель, грузополучатель, фактический перевозчик, маршрут перевозки, характеристики и состояние груза, условия оплаты, застрахована ли перевозка, а также другая информация, которая четко определяет условия всего процесса перевозки груза.
Документ FIATA FCT наиболее целесообразно использовать в случае, когда экспедитор действует в качестве агента и контракт на перевозку с фактическим перевозчиком уже заключен. С юридической точки зрения FIATA FCT — документ, удостоверяющий принятие экспедитором под свою ответственность партии груза вместе с безотзывными инструкциями грузоотправителя по отправке груза грузополучателю, указанному в документе.

Выдав FCT, экспедитор несет ответственность за доставку груза грузополучателю в соответствии с полученными инструкциями. Грузоотправитель не имеет права отзывать свои инструкции после того, как он принял выданный экспедитором FCT. Инструкции могут быть отменены только в случае возврата FCT экспедитору.

Экспедитор, выдавая документ FCT, гарантирует, что:

  • им самим или его агентом произведена приемка груза, указанного в данном документе, и право распоряжения им после этого принадлежит исключительно экспедитору;
  • по внешнему виду принятый груз находится в надлежащем состоянии;
  • информация, содержащаяся в данном документе, соответствует полученным им инструкциям;
  • никакие условия и положения транспортных документов (коносамента и др.) не вступают в противоречие с обязательствами, которые экспедитор принимает на себя в соответствии с настоящим документом FCT;
  • распределение ответственности за транспортное страхование данной партии груза согласовано;
  • явно и недвусмысленно оговорено количество выданных оригиналов (один или несколько).

В отличие от FCR, документ FCT является оборотным, т.е. товарораспорядительным документом, поскольку выдача груза может быть осуществлена ненадлежащим образом подписанного оригинала этого свидетельства. Передачу документа экспедитору можно рассматривать как переход права собственности на груз.
В отличие от FBL, документ FCT показывает, что экспедитор действует не как перевозчик, а как агент, т.е. между ним и фактическим перевозчиком заключен контракт на перевозку на обычных для перевозчика условиях. Экспедитор принимает на себя ответственность перед держателем FCT за доставку груза до места назначения через услуги выбранных им перевозчиков. Он отвечает за внимательный и осмотрительный выбор перевозчиков, за качество и правильность даваемых им указаний. Однако экспедитор не отвечает за действия или упущения перевозчика или любой третьей стороны, привлеченной к перевозке груза. В случае неисполнения перевозчиком — третьим лицом договора перевозки или сделки, заключенной экспедитором, экспедитор обязан немедленно сообщить об этом клиенту, собрать необходимые доказательства, а также по требованию клиента передать ему право на предъявление претензий.
Пример: Необходимо обеспечить перевозку партии груза из Одессы в Барселону. Грузоотправитель договаривается с экспедитором о перевозке на условиях СИФ-порт Барселона. Экспедитор, заключив контракт на перевозку с фактическим перевозчиком, выдает грузоотправителю FIATA FCT с указанием этого перевозчика и маршрута перевозки. Грузоотправитель сможет предъявить документ в банк для получения денег за товар. Экспедитор, выдав документ FIATA FCT, гарантирует грузоотправителю доставку груза указанному в документе грузополучателю, но при этом не берет на себя ответственность за действия привлекаемых им к осуществлению перевозки фактических перевозчиков.
Имея в своем распоряжении FCT, его держатель может получить в своем банке платежи за проданный товар, ускоряя таким образом оборот денег (в документе Международной торговой палаты № 470/251 сказано: «банки принимают экспедиторские документы типа FCT, если об этом сделано соответствующее указание в аккредитиве»).
Для обеспечения доставки груза к обладателю FCT, экспедитор отправляет груз своему агенту по месту назначения, а также дает инструкцию удерживать груз в своем распоряжении до получения FCT. В FCT указывается агент в месте назначения, к которому должен обратиться обладатель FCT для получения груза. Экспедитор несет ответственность перед обладателем FCT за ошибки своего агента. Для контроля за доставкой груза экспедитор должен иметь в своем распоряжении все транспортные документы перевозчика, выданные на данную партию. Экспедитор, выдавший FCT, имеет право принять решение об изменении маршрута перевозки или на изменение вида транспорта при необходимости по собственному усмотрению.
Использование FCT повышает оперативную самостоятельность экспедитора, избавляет его от излишних согласований, требований дополнительных полномочий и т.д., что ускоряет и упрощает процесс доставки груза.FCT позволяет осуществить перевозку по одному документу, по одной ставке (порядок оплаты фрахта записывается в специальной графе), с единым средством платежа, а также с возможностью улаживания споров по закону и в рамках юрисдикции места выдачи документа и с учетом Общих условий деятельности экспедиторов, напечатанных на обратной стороне документа.
FCT — документ, похожий на FCR. Он выдается экспедитором, выступающим в качестве агента, и означает, что контракт перевозки юридически заключен между экспедитором и перевозчиком.
Выдавая FCT, экспедитор свидетельствует о том, что он получил товар в хорошем состоянии и взял на себя ответственность за контроль (при условии безотзывных инструкций) по его отправке грузополучателю. Выдав FCT, экспедитор является ответственным за доставку и годность товаров, согласно полученным инструкциям.
Так же как и при выдаче FCR, продавец или экспортер не имеет права отменять свои инструкции, если экспедитор уже выдал ему FCT. Инструкции могут быть аннулированы, если FCT возвращен экспедитору. Основное отличие форм FCR и FCT заключается в том, что FCT является переводным (оборотным) документом и должен быть представлен экспедитору грузополучателем по месту доставки товара. Хотя он не несет юридической ответственности за действия и упущения транспортных предприятий и перевозчиков, экспедитор ответственен за действия и упущения своего агента, которому он поручил доставку товара к месту назначения.

Форма FIATA FFI — инструкции клиента по экспедированию груза

FIATA FFI — форма инструкций по экспедированию (разработана FIATA в 1984 году), которая служит для облегчения составления и выдачи грузовладельцем экспедитору полного и четкого заказа на транспортно-экспедиторские услуги.
В FIATA FFI указывается и содержится информация, используемая экспедитором при оформлении любых транспортно-экспедиторских операций. Например, условия купли-продажи, оплаты, страхования, характеристики груза, страна происхождения, условия документарного аккредитива, наличие инструкций по обращению с грузом (в случае перевозки опасных, негабаритных грузов), прилагаемые и требуемые дополнительно документы и др. могут не содержаться более ни в одном из транспортных документов. В случае не использования FFI экспедитору необходимо собирать всю эту информацию из других документов.
FIATA FFI заполняется и заверяется клиентом экспедитора, передается экспедитору вместе с другими документами, такими как таможенная декларация, сертификат о происхождении груза, коммерческие счета-фактуры, транспортные документы и др., и может являться основой для оформления договора транспортной экспедиции.
Форма бланка FFI разработана в соответствии с системой кодирования ООН для торгово-коммерческой документации и имеющей своей целью создание основ для стандартизации документов, используемых в международной торговле и транспортных системах.
В большинстве граф формы проставлен четырехзначный условный номер (код). Этот условный код предназначен для использования в качестве идентификатора соответствующих терминов и заголовков формы, может применяться вместо полного наименования соответствующего термина и позволяет избежать возможной случайной или преднамеренной путаницы при использовании полных наименований. Применение таких условных кодов позволяет устранить возможность двузначного толкования инструкций, а также существующие языковые барьеры при обозначении различных терминов и понятий. Эти номера не имеют никакой дополнительной смысловой нагрузки за исключением тех понятий, которые они обозначают.
Такие характеристики формы FIATA FFI делают возможной ее передачу с помощью EDI (электронного обмена данными) в соответствии со стандартом систем обмена электронными данными для управления, коммерции и транспорта ЕDIFACT, который разработан и рекомендуется для использования Европейской экономической комиссией (ЕЭК) ООН и другими международными организациями.
Учитывая вышеизложенные преимущества данной формы, экспедиторским компаниям рекомендуется обеспечить бланками FIATA FFI своих клиентов, проинструктировав их о порядке заполнения документа и использовать преимущества этой формы в своей работе.
Типовая форма FIATA FFI представляет собой важный инструмент, позволяющий повысить уровень профессиональных стандартов в экспедиторской отрасли и, кроме того, способствует упрощению и унификации торгово-коммерческих документов, что предусмотрено рекомендациями UNCTAD (Конференцией по торговле и развитию ООН), ЕЭК ООН.

Документ FBL (Мультимодальный транспортный коносамент FIATA).

В годы экспедиторы начали предлагать своим клиентам комплексные услуги по доставке грузов, а также услуги по консолидации грузов. При этом экспедиторы выдавали клиентам в качестве подтверждения того, что груз перемещается к месту назначения, собственную накладную или транспортный сертификат экспедитора (FCT), но они не имели определенной узаконенной юридической силы и банки не принимали их под аккредитив. Таким образом, экспедитор не мог предоставить клиенту такой транспортный документ, который отвечал бы его коммерческим потребностям. В 1968 году FIATA разработала FBL, а в 1983 г. Международная торговая палата (ICC) официально признала FBL, как документ, приемлемый в практике аккредитива.
В настоящее время FBL является одним из наиболее часто используемых комбинированных транспортных документов в мире.
В отличие от FCR, FBL является транспортным документом, который экспедитор выдает как перевозчик и при этом берет на себя ответственность за всю транспортную операцию от места получения груза до места назначения.

Выдача FBL означает:

  • Экспедитор берет на себя ответственность за товары и получает эксклюзивное право распоряжаться ими;
  • Товары внешне представляются в хорошем состоянии;
  • Детали документов соответствуют полученным инструкциям;
  • Транспортная страховка оговорена с грузоотправителем;
  • Четко оговорено количество выданных оригиналов.

Как транспортный документ FBL констатирует, что товары переданы перевозчику и свидетельствует, что контракт перевозки между перевозчиком и грузоотправителем заключен и что товары будут переданы грузополучателю или владельцу FBL против представления этого документа.
Главные особенности ответственности в соответствии с FBL.

Первый вариант FBL («FIATA Multimodal Transport Bill of Lading», «Мультимодальный транспортный коносамент FIATA») был основан на Токийских правилах CMI (Comitе Maritime International, Международный комитет по мореплаванию), которые, в свою очередь, основывались на так называемом принципе сквозной ответственности (network liability principle).
Экспедитор несет сквозную или звеньевую ответственность, когда утрата или повреждение может быть приписана конкретному транспортному звену по действующим национальным или международным законам.
То есть, в тех случаях, когда потеря или ущерб могут быть отнесены к конкретному способу транспортирования, то правила, применяемые на этом виде транспорта в соответствии с обязующим международным или национальным законодательством, следует также применять и в отношении ответственности экспедитора.
Этот принцип соблюдается не только в самих FBL, но также и в последующих проектах соглашений, вплоть до Конвенции ООН по вопросам международной мультимодальной перевозки товаров (UN Convention on International Multimodal Transport of Goods, «MT-конвенция») 1980 г.
В соответствии с MT-конвенцией, принцип сквозной ответственности применяют в пользу клиента только в тех случаях, когда предельная сумма, определенная из тех соображений, что использовался конкретный вид транспорта, оказалась бы более высокой, нежели сумма, рассчитанная согласно «основной» ответственности экспедитора.В этом случае ответственность экспедитора, ограничена 2 SDR за килограмм утерянного или поврежденного товара, или 666, 67 SDR за упаковку груза, (в зависимости от того, какая сумма больше).
(SDR — Special Drawing Right определяется Международным валютным фондом, в настоящее время SDR считается следующим образом: 39% от USD+21% от DEM+18% от JPY+11% от GBP+11% от FRF).
Следующий существенный принцип касается ответственности самого экспедитора («основная» ответственность), который следует применять всякий раз, когда потеря или ущерб не могут быть отнесены к конкретным отрезкам маршрута перевозки.
Поскольку имелось в виду, что FBL следует, как правило, использовать в тех случаях, когда договором о мультимодальной перевозке предусматривается, что значительный отрезок маршрута перевозки проходит по морю, было естественно основывать ответственность MTO на общих принципах ответственности при перевозке товаров морским путем. Таким образом, была установлена сравнительно низкая предельная ответственность, используемая в отношении перевозки товаров по морю (эта сумма составляла 666,67 SDR за единицу товара или 2 SDR за килограмм).
Кроме того, в этом случае в пользу экспедитора можно применять характерные для морских перевозок аргументы ответчика, касающиеся навигационной ошибки или ошибки при управлении судном, а также пожара. Действительно, поскольку в качестве основы для определения ответственности экспедитора были выбраны правила, касающиеся морских перевозок, то существенно более высокая ответственность, которая характерная для перевозки товаров авиатранспортом, автомобильным транспортом или по железной дороге, оказалась неприменимой. Однако это, в свою очередь, компенсируется до некоторой степени тем, что клиенту предоставляется возможность требовать применения в свою пользу некоторых правил в тех случаях, когда в отношении «потери или ущерба, отнесенных к отдельному участку перевозки» может использоваться принцип рамочной ответственности. Поступая таким образом, клиент может пользоваться такой же защитой, какой он пользовался бы в случае заключения отдельного договора с оператором, представляющим тот вид транспорта, к которому можно было бы отнести потерю или ущерб.

Документы ФИАТА

Для повышения качества услуг экспедиторов ФИАТА разработала единые экспедиторские документы. Эти документы, имеющие отличную репутацию, официально признаны во всем мире и считаются стандартом традиций и надежности экспедиторской деятельности:

FIATA FCR — Международная экспедиторская расписка: документ, свидетельствующий о том, что экспедитор принял на себя часть груза и обязался перевезти его по экспедиторскому договору, самостоятельно или при содействии других экспедиторских компаний. Для перевозки всего груза оформляются обычные диспетчерские документы. При выдаче FCR экспедитор должен обеспечить следующее:

  • Что он завладел грузом и что передача этого груза по праву принадлежит только ему.
  • Очевидно, что груз находится в хорошем состоянии
  • Что детали документа соответствуют полученным инструкциям
  • Что условия фрахта не противоречат обязательствам по FIATA FCR

FIATA FCT — Международная транспортная накладная экспедитора: документ, выдаваемый экспедитором при получении груза, который обязывает экспедитора доставить товар в место назначения.

FIATA Warehouse Receipt (FWR) — Международная складская расписка, используется для международных складских контрактов. Юридически он эквивалентен складской квитанции-ордеру и выдается кладовщиками по просьбе иностранных клиентов.

FIATA FBL (Bill of lading) — это мультимодальный коносамент, который также может использоваться как коносамент для морских перевозок. Данный документ официально признан Международной торгово-промышленной палатой (МТП) и опубликован в Брошюре МТП 481 в соответствии с Правилами ЮНКТАД/МТП о документах смешанных перевозок. Экспедитор, выдающий FIATA FBL, берет на себя ответственность не только за перевозку груза до места назначения, но и за всех перевозчиков и третьих лиц, участвующих во всей транспортной операции.FIATA SDT — Декларация опасных грузов. Если экспедитор занимается перевозкой опасных грузов, он должен иметь подробную классификацию опасных грузов, составленную в соответствии с правилами, регулирующими перевозку опасных грузов различными видами транспорта. СДТ ФИАТА может использоваться для автомобильных перевозок в Европе (ADR) и для морских перевозок (IMGD). FIATA SDT неприемлем для международных перевозок по железной дороге, согласно RID и для авиаперевозок, согласно правилам IATA для опасных грузов. При перевозке по железной дороге (RID) необходимо использовать накладную ЦИМ. Однако FIATA SDT может использоваться в качестве дополнительного документа к накладной ЦИМ. Эта декларация не может быть заполнена экспедитором. В каждом случае декларация должна быть заполнена и подписана принципалом до передачи экспедитору. FWB — мультимодальная накладная FIATA

Мультимодальная накладная ФИАТА (FWB) — это транспортный документ, разработанный ФИАТА для использования операторами мультимодальных перевозок. FWB также может быть оформлена как морская накладная. Этот документ не подлежит обсуждению. Экспедитор, действующий как оператор мультимодальных перевозок или морской экспедитор, выдающий FWB, несет ответственность за выполнение транспортных обязанностей. Экспедитор несет ответственность не только за перевозку груза до места назначения, но и за всех перевозчиков и третьих лиц, участвующих во всей транспортной операции.

FFI — FIATA Экспедиторские инструкции: Экспедиторы обычно создают и печатают собственные формы экспедиторских инструкций, которые заполняются их клиентами. Однако формы экспедиторских инструкций варьируются от одного экспедитора к другому. Для того чтобы сделать эти инструкции как можно более единообразными, FIATA разработала собственную модель экспедиторских инструкций. Формат соответствует стандартам Организации Объединенных Наций для основных международных торговых документов.

Коносаменты FIATA: FBL, FCT, FCR, FWR

Под коносаментами ФИАТА (FIATA) подразумевают сертификаты FIATA FBL, FIATA FCT, FIATA FCR, FIATA FWR. Коносаментами ФИАТА не являются:

  • экспедиторская накладная перевозки грузов в смешанном сообщении (Non-Negotiable FIATA Multimodal Transport Waybill – FWB) – не является ценной бумагой, служит доказательством приема груза и условий заключенного договора перевозки, индоссамент не применим;
  • декларация грузоотправителя на перевозку опасного груза (Shipper’s Declaration for the Transport of Dangerous Goods – FIATA SDT) – заполняется и предоставляется клиентом, не может быть подписана экспедитором даже в качестве одолжения (as a favour) своему клиенту, не накладывает ответственности на экспедитора;
  • поручение на экспедирование (FIATA Forwarding Instruction – FFI) – проформа, унифицирующая основные виды инструкций и поручений клиента экспедитору.

В целом, документы, выданные экспедиторами, не являются коносаментами, хотя к понятию товарораспорядительного документа в практике международных перевозок начинают относиться менее строго, особенно если формуляры выдаются международными ассоциациями, такими как ФИАТА, ИНСА или БИМКО.

FIATA FBL (Negotiable FIATA Multimod al Transport Bill of Landing) – Экспедиторский коносамент перевозки груза в смешанном сообщении

Мультимодальный коносамент FIATA FBL является развитием практики выдачи экспедиторами внутренних коносаментов (house b/l) и сертификатов экспедитора (certificate of transport), первый из которых подтверждал группировку партии груза в контейнере, а второй – что контейнер находится в пути к месту назначения. Оба документа были неприемлемы для банков при осуществлении документарных аккредитивов, и в 1968 году ФИАТА предложила оборотный коносамент ФИАТА для смешанных перевозок.

Коносамент смешанной перевозки ФИАТА FBL сначала учитывал требования унифицированных правил к документу на смешанную перевозку Международной торговой палаты (публикация МТП №298), впоследствии – правил для транспортных документов на смешанную перевозку ЮНКТАД/МТП (публикация МТП №481). Проформа Negotiable FIATA Multimodal Transport Bill of Lading предпочтителен в использовании перед коносаментами Ассоциации швейцарских экспедиторов.

Мультимодальный коносамент ФИАТА обладает свойствам ценной бумаги (товарораспорядительного документа), получил признание у банковского сообщества (ст. 30 УОП-500). На лицевой стороне документа проставлен логотип МТП. С точки зрения банковского сообщества коносамент ФИАТА FBL аналогичен конвенциональному морскому коносаменту. Противоположная точка зрения у банков относительно FCT, FWR, FCR – они не приемлемы при расчетах в форме аккредитива, если только иное специально не будет указано.

При использовании FIATA FBL местом получения экспедитором груза (place of receipt) является место происхождения груза (place of origin), для доставки в место назначения экспедитор пользуется услугами фактического перевозчика. Экспедитор перед владельцем коносамента FBL остается «договорным» перевозчиком на всем пути движения груза от места получения до места выдачи. Экспедитор несет ответственность перед клиентом, если фактический перевозчик повредит груз.

FBL является сквозным коносаментом, выдается оператором мультимодальной перевозки (экспедитором) и может использоваться и при доставке груза одним видом транспорта. Согласной основным условиям коносамента ФИАТА, экспедитор имеет право размещать груз на палубе или под палубой, выбирать и изменять маршрут движения, порядок перегрузки, укладки груза, не извещая обо всем этом клиента.

FIATA FCT (Forwarder’s Certificate of Transport) – Экспедиторский сертификат перевозки грузов

FIATA FCT составляется в качестве документа экспедитора, выступающего только в качестве агента перевозчика. Документ не может считаться транспортным, т.к. экспедитор не является перевозчиком, но FCT – товарораспорядительный документ: выдача груза возможно только при предъявлении индоссированного сертификата.

Существуют разные точки зрения относительно того, может ли сертификат FCT функционировать как товарораспорядительный документ в отношениях между продавцом и покупателем. Банковское сообщество пока склонно рассматривать как FIATA FCT, так и FCR и FWR неприемлемыми документами при расчетах в форме аккредитива, если только условиями аккредитива специально не будет указано иное.

Сторонники другого мнения ссылаются на Incoterms и Унифицированные банковские правила о документарном аккредитиве и инкассо – в этом случае толкование товарораспорядительного документа рассматривается шире значения в каком-либо одном национальном законодательстве, соотносится с потребностями продавца и покупателя.

Лицевая сторона FCT содержит терминологию ценных (товарораспорядительных) бумаг, в том числе «держатель документа», «отправлено приказу…». Сертификат выдается комплектом, все одного содержания и даты. При получении груза по одному из сертификатов, все остальные из комплекта теряют силу.

Экспедитор, будучи агентом перевозчика, отвечает лишь за внимательный выбор третьей стороны (фактического перевозчика), не отвечает за ошибки и действия третьей стороны в процессе доставки груза. На оборотной стороне сертификата публикуются условия ответственности экспедитора, соответствующие стандартам национальной ассоциации экспедиторов.

FCT не рекомендуется использовать в качестве технического заменителя товара в производстве расчетов по документарному аккредитиву. Российское законодательство не рассматривает сертификат в качестве товарораспорядительного документа. У представителей общего права (common law) противоположный взгляд: FCT считается оборотным документом.

FIATA FCR (Forwarder’s Certificate of Recipient) – Экспедиторский сертификат получения груза

Документ FIATA FCR может использоваться при исполнении международных договоров купли-продажи товаров и договорах строительства промышленных объектов. В таких договорах указывается место и дата поставки товаров (оборудования и материалов), с которыми связывают переход риска гибели или повреждения груза, переход права собственности, оплату поставки и т.д. Срок и место поставки зависит от того, кто и как должен принять поставку: путем составления акта приема-передачи или путем предоставления одной стороной другой расписки экспедитора.

Экспедитор может принять товар, скомпоновать сборную отправку, а в подтверждении исполнения данного ему поручения предоставить сертификат FIATA FCR. Что такое FIATA FCR? FCR является одним из доказательств в правоотношениях между импортером и экспортером или заказчиком и подрядчиком. Сертификат не является ценной бумагой, может использоваться в сфере банковских операций, договоров перевозки и при совершении коммерческих сделок.

Экспедитор, выдавая FCR, подтверждает факт прием груза и факт его нахождения «в хорошем по внешнему виду состоянии» (in external apparent good order and condition). С получением сертификата продавец теряет контроль над грузом, передавая его экспедитору. Покупатель может оплатить товар в обмен на FCR, т.к. товар находится уже вне контроля продавца.

На лицевой стороне FCR указывается, что экспедитор получил контроль над грузом с безотзывной инструкцией доставить его иностранному покупателю, обозначенному в сертификате получателем (consignee). Продавец может отменить инструкции экспедитору только путем возвращения ему FCR. В России отношения сторон FCR регулируются общими положениями гражданского права.

FIATA FWR (Forwarder’s Warehouse of Recipient) – Экспедиторская складская расписка

Складская расписка экспедитора FIATA FWR gподтверждает размещение груза на складе экспедитора. В инструкции ФИАТА по применению FWR предупреждается, что ее расписка FWR не относится к числу документов, именуемых «складское свидетельство – варрант» (recepisse – warrant). Если национальным законодательством предусмотрена выдача варранта, использование FWR неприемлемо.

Администрация SouthLog.ru выражает благодарность компании «ICF Group» за предоставление материалов для подготовки статьи, контейнерного перевозчика «Форум Брокер» — за спонсорскую поддержку при подготовке текста. Если Вам требуется доставка груза через Новороссийск, рекомендуем нашего партнера – компанию «Петра», если Вы планируете ввозить грузы через новый терминал Бронка, рекомендуем присмотреться к экспедитору bronka.biz – как раз на этом они специализируются.

Экспедиторские документы ФИАТА

Документы ФИАТА регулируют деловые отношения между экспедитором и грузовладельцем. Действие этих документов не распространяется на отношения экспедитора с перевозчиками. Отношения экспедитора с перевозчиками регулируются соответствующими транспортными документами, предусмотренными национальными и международными транспортными конвенциями, законами, уставами и правилами.

Авторское право на экспедиторские документы ФИАТА принадлежит Секретариату этой федерации.

Это право Секретариат ФИАТА может предоставлять своим национальным членам по лицензионному соглашению. Ассоциация российских экспедиторов в качестве национальной ассоциации – члена ФИАТА получила от этой федерации разрешение на печатание и распространение среди своих членов документов ФИАТА.

Первый экспедиторский документ ФИАТА начал применяться в 1955 г. К 2008 г. было разработано и принято восемь таких документов. Это:

— экспедиторская расписка,
— экспедиторский сертификат перевозки,
— оборотный мультимодальный транспортный коносамент,
— складская расписка,
— поручение экспедитору,
— декларация отправителя о перевозке опасных грузов,
— необоротная мультимодальная транспортная накладная,
— интермодальное весовое свидетельство отправителя.

Кроме восьми перечисленных экспедиторских документов, с 1986 г. экспедиторы применяют при оказании своих услуг нейтральную воздушную накладную.

Упомянутые выше восемь документов условно можно разделить на три группы.

К первой группе можно отнести поручение экспедитору, интермодальное весовое свидетельство отправителя и декларацию отправителя о перевозке опасных грузов. Эти три документа передаются экспедиторами грузоотправителю, заполняются, подписываются последним и возвращаются экспедитору для исполнения. В этом случае грузоотправитель отвечает за правильность и точность содержания этих документов.

Ко второй группе относятся складская расписка, экспедиторская расписка и экспедиторский сертификат перевозки. Эти документы заполняются экспедитором в соответствии с поручением грузоотправителя. Выдав эти документы, экспедитор выступает в качестве агента грузовладельца и выполняет его поручение без права принятия самостоятельных решений. По перечисленным документам экспедитор не может выступать перевозчиком и не отвечает за перевозку.

И в третью группу входят оборотный мультимодальный транспортный коносамент и необоротная мультимодальная транспортная накладная. Выдавая грузоотправителю эти документы, экспедитор берет на себя обязательство доставить груз получателю в качестве перевозчика и отвечает перед грузоотправителем и за перевозку, и за доставку груза, а также за любую третью сторону, привлеченную им к перевозке товара. Эта ответственность имеет установленные пределы.

Функции перечисленных экспедиторских документов можно кратко характеризовать следующим образом:

Описание: http://www.far-aerf.ru/fiata/image/ffi.jpg

1.Поручение экспедитору (FIATA Forwarding Instructions — FFI)

Предусматривает выдачу экспедитору задания на любые экспедиторские услуги в соответствии с типовым руководством ООН по стандартизации и унификации документов международной торговли и международных перевозок. Может служить юридической основой для заключения экспедиторского договора.

Описание: http://www.far-aerf.ru/fiata/image/sic.jpg

2. Интермодальное весовое свидетельство отправителя (Shippers Intermodal Weight Certification — SIC)

Заполняется грузоотправителем и передается экспедитору для указания точного веса груза в транспортных документах. Экспедитор может выдавать перевозчику весовое свидетельство в тех случаях, когда он организует сборные отправки и выступает в качестве грузоотправителя. При этом свое весовое свидетельство он заполняет на основе весовых свидетельств, полученных им от отправителей мелких партий грузов.

Описание: http://www.far-aerf.ru/fiata/image/sdt.jpg

3. Декларация отправителя о перевозке опасных грузов (Shippers Declaration for the Transport of Dangerous Goods — FIATA SDT)

Применяется при организации перевозок опасных грузов автомобильным и морским транспортом. Может также использоваться при заполнении международной железнодорожной накладной «ЦИМ». При перевозках опасных грузов воздушным транспортом применяется отправительская декларация о перевозке опасных грузов Международной ассоциации воздушного транспорта.

Описание: http://www.far-aerf.ru/fiata/image/fwr.jpg

4. Складская расписка (FIATA Warehouse Receipt — FWR)

Выступает в качестве унифицированного складского документа и является доказательством исполнения контракта купли-продажи, может служить залоговым документом на получение банковского кредита.

Описание: http://www.far-aerf.ru/fiata/image/fcr.jpg

5. Экспедиторская расписка (Forwarders Certificate of Receipt — FIATA FCR)

Юридический смысл документа заключается в подтверждении экспедитором принятия под свою ответственность груза с безотзывным обязательством отправить груз получателю или хранить груз в распоряжении этого получателя.

В основном применяется при поставках товаров на условиях «франко-завод» при организации сборных отправок. Является необоротным документом, служит свидетельством выполнения экспортером своих обязательств и является документом для снятия денег с аккредитива.

Описание: http://www.far-aerf.ru/fiata/image/fct.jpg

6. Экспедиторский сертификат перевозки (Forwarders Certificate of Transport — FIATA FCT)

Оборотный документ, ценная бумага. Выдав этот документ, экспедитор берет на себя обязательство доставить груз получателю привлеченным перевозчиком и на условиях этого перевозчика. Служит доказательством исполнения экспортером обязательств по поставке товаров и документом для получения денег за товар по аккредитиву и на инкассо.

Описание: http://www.far-aerf.ru/fiata/image/fbl.jpg

7. Оборотный мультимодальный транспортный коносамент ФИАТА (Negotiable FIATA Multimodal Transport Bill of Lading — FBL)

Является транспортным документом экспедитора, выступающего в качестве договорного перевозчика или оператора смешанной перевозки. Применяется при прямых и смешанных перевозках.

Выдав этот коносамент, экспедитор берет на себя обязательство доставить груз до получателя, при этом он возлагает на себя ответственность и за груз, и за его перевозку, и за любую третью сторону, привлеченную им к осуществлению этой перевозки. Эта ответственность ограничена установленной правилами коносамента суммой.

Коносамент является свидетельством исполнения сделки и служит документом для получения платежей за товар.

Описание: http://www.far-aerf.ru/fiata/image/fwb.jpg

8. Необоротная мультимодальная транспортная накладная (FWB)

Используется при перевозке грузов всеми видами транспорта в смешанном и прямом сообщениях.

Накладная выступает в качестве дополнения к коносаменту ФИАТА.

В современной внешнеторговой практике при перевозке отдельных грузов, в частности, комплектующих частей и оборудования для филиалов и дочерних предприятий, не требуется аккредитивная форма расчетов. Более того, применение коносаментов даже ведет в данном случае к задержке поставки, поскольку документы приходят нередко после поступления товара.

Она также применяется при смешанных и прямых перевозках и, хотя поставка товара осуществляется без предъявления документа, накладная также соответствует унифицированным обычаям и практике применения документарных аккредитивов, в частности, статьям 24, 26 и 30. Она возлагает на экспедитора ту же ответственность, что и коносамент и подпадает под действие всех требований, под которые подпадает коносамент ФИАТА.

Экспедиторские документы ФИАТА были внедрены в практику с целью:

-повышения конкурентоспособности и улучшения экспортных возможностей;

— внедрения новых транспортных технологий и более полного использования национальной инфраструктуры, улучшения национального контроля за транспортной системой и движением грузовых потоков;

— упрощения прохождения таможенных формальностей, сокращения объема документации и документооборота;

— повышения контроля за рынками сбыта и распределением товаров, улучшения качества планирования товарных запасов, сокращения товарных запасов и складских потребностей;

— повышения контроля за общими транспортными и экспедиторскими расходами и облегчения их расчетов;

— экономии валютных расходов и улучшения платежного баланса, уменьшения зависимости от изменений ставок и тарифов на погрузочно-разгрузочные работы, портовые сборы;

— упрощения процедуры предъявления исков и сокращения расходов, связанных с предъявлением исков, страховыми премиями, процентами по платежам;

ускорения перевозок и поставки товаров и обеспечения большей надежности сделки.

ОБРАЗЕЦ типовых правил ФИАТА, регулирующих экспедиторскую деятельность

30 июня 2003 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности». Статья 2 этого закона предусматривает утверждение Правительством Российской Федерации Правил транспортно-экспедиционной деятельности.

В исполнение этой статьи компетентный орган нашего государства (Минтранс России) совместно с заинтересованными организациями и ведомствами, а также Ассоциация российских экспедиторов приступили к разработке вышеназванных правил.

При разработке правил было бы разумно воспользоваться образцом типовых правил ФИАТА, регулирующих экспедиторскую деятельность.

Образец Правил был принят 2 октября 1996 г. на Всемирном конгрессе ФИАТА в Каракасе (Венесуэла). Решением этого же конгресса они рекомендованы в качестве образца при разработке национальных нормативных актов по экспедированию.

Дело в том, что во многих странах мира не существует до настоящего времени нормативного регулирования экспедиторской деятельности, более того, не имеется даже ее императивного определения.

До недавнего времени Россия относилась к таким странам.

Отсутствие нормативного регулирования экспедиторской деятельности порождает споры, взаимное непонимание сторон, вызывает недоумения, нередко приводит к неразберихе и снижает качество экспедиторских услуг.

Это вынудило ФИАТА разработать типовые правила, которые могли бы быть использованы национальными ассоциациями, действительными членами Федерации в качестве рекомендательных основ для законодательных органов соответствующих стран при разработке и принятии ими нормативных актов, регулирующих экспедиторскую деятельность.

При принятии этого документа делегаты Конгресса руководствовались общим правилом ООН, в частности, положениями ЮНКТАД и МТП, применяемыми к другим документам: типовые правила, регулирующие экспедиторскую деятельность, имеют юридическую силу только тогда, когда на них имеется ссылка.

И последнее, эти правила могут быть использованы не только при предоставлении международных экспедиторских услуг, но и экспедиторских услуг, предоставляемых в пределах одной страны.

Полагаем, что публикация образца Правил поможет не только компетентным организациям и ведомствам, но и широкому экспедиторскому сообществу принять такие Правила, которые разумно удовлетворяют требования всех участников экспедиторской сферы деятельности.

Суть типовых правил, принятых ФИАТА и регулирующих экспедиторскую деятельность, заключается в следующем.

ЧАСТЬ I. Общие положения

1.1. Настоящие правила применяются только тогда, когда они в письменной или любой другой форме включены в договор экспедирования в качестве ссылки на типовые условия ФИАТА, регулирующие экспедиторскую деятельность.

1.2. Независимо от того, когда такая ссылка сделана, стороны договора отменяют все другие его условия, противоречащие этим правилам, кроме тех случаев, когда исключение этих условий ведет к увеличению ответственности или обязательств экспедитора.

2.1. Понятие “экспедиторские услуги” означает любого вида услуги, относящиеся к осуществлению: перевозки, консолидации, хранения, складирования, обработки и доставки товара адресату по назначению, равным образом как и предоставление вспомогательных и консультационных услуг, относящихся к выполнению вышеперечисленных работ, включая услуги, связанные с таможенной очисткой, решением налоговых вопросов, декларированием, обеспечением страхования, производством платежей, выпиской документов, относящихся к товарам и их перевозке.

2.2. Понятие “экспедитор” означает юридическое или физическое лицо, заключившее договор на предоставление клиенту экспедиторских услуг.

2.3. Понятие “перевозчик” означает любое физическое или юридическое лицо, осуществляющее перевозку товаров своими собственными транспортными средствами (фактический или действительный перевозчик) и/или любое физическое или юридическое лицо, выполняющее перевозку товаров посредством возложения на себя обязательств перевозчика в соответствии с ясно выраженным согласием доставить товар получателю (договорный перевозчик).

2.4. Понятие “клиент” означает любое юридическое или физическое лицо, обладающее правами и обязанностями по договору на экспедиторское обслуживание, заключенному с экспедитором, или обладающее такими правами и обязанностями в результате действий, связанных с предоставлением экспедиторских услуг.

2.5. Понятие “товар” означает любое имущество и собственность, включая живых животных, а также контейнеры, поддоны и другие подобные предметы перевозки или упаковки, если только они не предоставлены экспедитором.

2.6. Понятие “СПЗ” означает специальные права заимствования в определении Международного валютного фонда.

2.7. Понятие “обязательное право” означает право, основанное на законодательных актах, положения которых не могут быть изъяты договорными оговорками во вред или ущерб клиенту.

2.8. Понятие “в письменном виде” включает письма, телеграммы, телексы, факсы (факсимильные послания) и любую запись, сделанную электронными средствами информации.

2.9. Понятие “ценности, ценные вещи, драгоценности” означает золотые и серебряные слитки, монеты, деньги, товарораспорядительные (оборотные) документы, драгоценные камни, ювелирные изделия, антиквариат, картины, произведения искусства и другую подобную собственность и имущество.

2.10. Понятие “опасные грузы” означает товары, которые официально классифицируются как опасные грузы, также как и товары, которые являются или могут стать опасными, воспламеняющимися, радиоактивными, ядовитыми или могущие нанести ущерб природе и окружающей среде.

3. Страхование груза

Страхование не может осуществляться экспедитором, кроме как только по четко выраженному прямому поручению клиента.

При этом страхование производится с учетом исключений и условий страховых полисов страховых компаний или гарантов, принимающих на себя риски.

Если иное не согласовано в письменном виде, экспедитор не несет каких-либо обязательств по отдельному страхованию каждой отправки. Однако экспедитор может заявить, что страхование осуществлено им по открытому или генеральному полису.

4. Помехи, препятствия

Если выполнение экспедитором своих обязательств находится под угрозой срыва вследствие возможных помех, препятствий или любых рисков, включая угрозу состоянию товаров, не вызванного ошибками или небрежностью экспедитора, и не может быть предотвращено путем принятия разумных мер и усилий, экспедитор имеет право и может отказаться от перевозки товаров по заключенному договору, и по мере возможности может передать товары или любую их часть клиенту в месте, которое, по мнению экспедитора, является безопасным, удобным и пригодным для этого. При этом ответственность экспедитора в отношении этого товара должна быть прекращена. Экспедитор имеет право на получение согласованного по договору вознаграждения и компенсации, а клиент обязан оплатить любые дополнительные затраты и расходы, проистекающие из вышеупомянутых обстоятельств.

5. Способ и маршрут перевозки

Экспедитор должен предоставлять услуги в соответствии с полученным им от клиента поручением. В случае, если поручение неточное или неполное, или не соответствует договору, экспедитор имеет право на риск и за счет клиента действовать так, как он считает подходящим в данных условиях.

Если другое не согласовано, экспедитор может, не ставя об этом в известность клиента, организовать перевозку на палубе или в трюме (под палубой), выбрать или заменить транспортное средство, маршрут перевозки, порядок обработки товаров, их хранения, штивки и перевозки.

ЧАСТЬ II. Ответственность экспедитора

6. Ответственность экспедитора, не являющегося принципалом

6.1. Основание для ответственности.

6.1.1. Экспедитор обязан действовать при выполнении поручения клиента с должным старанием и ответственностью.

Экспедитор несет ответственность согласно статье 8 настоящих Правил и обязан, если он не проявит должного старания и не примет необходимых разумных мер, компенсировать клиенту–заказчику потери или ущерб, нанесенные товару, равным образом как и возместить прямые финансовые потери, проистекающие из нарушения экспедитором своего долга и обязанности действовать с необходимым старанием и ответственностью.

6.1.2. Ответственность экспедитора за действия третьей стороны. Экспедитор не несет ответственности за действия и упущения третьей стороны (перевозчиков, владельцев и работников складов, стивидоров, портовых властей, портовых работников, других экспедиторов), если экспедитор проявил должное старание и ответственность при подборе такой третьей стороны, при выдаче ей поручения и при контроле за выполнением его поручения.

7. Ответственность экспедитора, выступающего в качестве принципала

7.1. Ответственность экспедитора, выступающего в качестве перевозчика.

Экспедитор несет ответственность в качестве принципала не только в тех случаях, когда он фактически осуществляет перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), но и тогда, когда экспедитор выписывает свой собственный транспортный документ, или когда экспедитор иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик). Однако экспедитор не считается ответственным в качестве перевозчика, если клиент-заказчик получил транспортный документ, выписанный другим, нежели экспедитор, лицом, и если в течение разумного времени клиент не доказал, что экспедитор, тем не менее, несет ответственность в качестве перевозчика.

7.2. Ответственность экспедитора, выступающего в качестве принципала при предоставлении других услуг.

В отношении других услуг, не относящихся к перевозке товаров, таких как хранение, складирование, обработка, упаковка, рассылка товаров, а также дополнительных работ, связанных с перечисленными выше услугами, экспедитор несет ответственность в качестве принципала в случаях:

1) если эти услуги исполнялись им самим с использованием собственных средств или собственных служащих, и
2) если экспедитор выразил четкое и прямое намерение взять на себя обязательство нести ответственность в качестве принципала.

7.3. Основания для ответственности экспедитора в качестве принципала.

Экспедитор, действующий в качестве принципала, согласно статьи 8, является ответственным за действия и упущения третьей стороны, которую он нанял для выполнения договора перевозки или прочих услуг, в той же мере, в какой он был бы ответственен, если бы такие действия и упущения были сделаны им самим. При этом права и обязанности экспедитора подпадают под действие положений соответствующих нормативных актов, касающихся вида транспорта, вида услуг, также как и дополнительных услуг, на предоставление которых имеется четко выраженное согласие или предусмотренное обычными условиями, действующими на данном виде транспорта, или при предоставлении соответствующего вида услуг.

8. Исключения, оценка размеров ответственности, и денежные лимиты ответственности

Экспедитор ни в коем случае не несет ответственности:

1) за ценности или опасные грузы, если они не заявлены экспедитору во время заключения договора на экспедирование;
2) за убытки, проистекающие из-за задержки в доставке, если такая ответственность не выражена четко в письменной форме;
3) за прямые или косвенные убытки, понесенные в результате потери прибыли, рынка и т.д.

8.2. Оценка убытков

Стоимость товаров определяется в соответствии с действующей биржевой ценой на товар, если таковой цены нет, то в соответствии с текущей рыночной ценой; если нет ни биржевой, ни рыночной цены, то стоимость товара определяется путем ссылки на обычную стоимость товара такого же вида и качества.

8.3. Денежные ограничения ответственности (пределы ответственности экспедитора).

8.3.1. Утрата товара и ущерб, нанесенный товару.

Несмотря на положения статьи 7.3., экспедитор не может нести ответственность за утрату товара и причиненный товару ущерб в сумме, превышающей эквивалент 2 (двух) единиц специальных прав заимствования за килограмм веса брутто утраченного или поврежденного груза, если только большая сумма не востребована с клиента-заказчика, перед которым экспедитор является ответственным.

Если товар не был доставлен в течение 90 календарных дней после даты, когда этот товар должен был быть поставлен, клиент может, если нет свидетельств обратному, считать товар утраченным.

8.3.2. Ограничение ответственности за задержку в доставке.

Если экспедитор является ответственным за убытки, связанные с задержкой в доставке, то такая ответственность ограничивается суммой, не превышающей размеров компенсации, причитающейся за увеличение убытков за эту задержку.

8.3.3. Другие виды убытков.

Несмотря на положения статьи 7.3., пределы ответственности экспедитора за любую утрату и ущерб, не упомянутые в статьях 8.3.1. и 8.3.2., не должны превышать в каждом конкретном случае суммы, установленной соответствующими национальными нормативными актами и правилами, если только с клиента-заказчика экспедитора, перед которым он несет ответственность, не взыскана большая сумма.

9.1. Если экспедитору не было вручено уведомление об утрате товара или нанесенном товару ущербе лицом, уполномоченным получить этот товар в момент передачи ему товара, то такая передача является фактическим доказательством доставки товара в хорошем состоянии и в целостности. В тех случаях, когда утрата или ущерб не являются очевидными, признается то же самое правило фактической доставки товара, если в течение шести календарных дней, считая с даты получения товара, не поступило в письменном виде от уполномоченного на получение товара лица уведомления об утрате или ущербе товару.

9.2. В отношении всех других утрат и ущерба, проистекающих из услуг, оказанных экспедитором клиенту, или услуг, которые экспедитор обязался предоставить клиенту, претензии, которые клиент предъявляет экспедитору, должны быть сделаны в письменном виде и вручены экспедитору в течение 14 дней, считая со дня, когда клиенту стало известно, что возникла необходимость предъявить такую претензию.

Если в течение указанного времени претензия не была предъявлена экспедитору, то она считается недействительной и полностью отклоняется, за исключением случаев, когда клиент докажет, что он не мог предъявить эту претензию и что он предъявил ее как только появилась для этого разумная возможность.

10. Исковая давность

Экспедитор, если другое четко и прямо не оговорено, освобождается от всей ответственности по настоящим правилам по истечении девяти месяцев после доставки товаров или после даты, когда эти товары должны считаться поставленными, или с даты, когда клиент имел право считать товары утерянными или непоставленными.

В отношении других убытков, кроме потери или порчи товаров, период в девять месяцев исчисляется с даты, когда установлено, что экспедитор не исполнил своих обязательств, и когда это неисполнение давало право предъявить экспедитору претензию.

11. Применение исков в правонарушениях

Настоящие правила применяются ко всем искам против экспедитора, независимо от того, проистекают они из договора или связаны с правонарушением, могущим быть основанием для иска.

12. Ответственность служащих экспедитора и других привлеченных экспедитором лиц к исполнению договора на экспедирование

Эти правила применяются всякий раз, когда претензия предъявляется к служащим экспедитора, к агентам или любым другим лицам, привлеченным экспедитором к исполнению договора на экспедирование, включая любого участника договора или подрядчика, независимо от того, основаны ли эти претензии на положениях договора, или проистекают из закона о правонарушениях. При этом общая ответственность экспедитора и упомянутого участника исполнения экспедиторского договора (служащий, агент, другие лица) не должна превышать пределов ответственности, относящейся к данному виду услуг в соответствии с четко выраженным соглашением между экспедитором и клиентом или проистекающих из настоящих правил.

ЧАСТЬ III. Обязанности клиента-заказчика и его ответственность

13. Непредвиденные обстоятельства

В случаях, когда в непредвиденных обстоятельствах экспедитор делает все возможное в интересах клиента, то связанные с этим дополнительные расходы и затраты принимаются клиентом на себя.

14. Недопущение отсрочек, отказа от оплаты или уменьшения платежей

Все суммы, причитающиеся экспедитору и связанные с доставкой товара, выплачиваются клиентом экспедитору полностью без каких-либо сокращений, вычетов, уменьшения суммы счетов, без какого-либо учета и ссылок на претензии, контрпретензии или отсрочки.

15. Общее право залога

Экспедитор в любое время имеет в рамках действующего закона право залога на товары и относящиеся к товару документы на любую сумму, причитающуюся экспедитору от клиента, включая расходы по складированию и хранению, и компенсацию экспедитору всех понесенных им расходов. Экспедитор может удерживать залог любым разумным способом, который, по мнению экспедитора, подходит для этих целей.

Клиент обязан гарантировать правильность и полноту предоставленных экспедитору данных о товаре во время его передачи экспедитору, обратив особое внимание на свойства, касающиеся общей природы товара, его маркировки, веса, объема количества и, если требуется, на степень опасности груза.

17. Обязанность компенсации

17.1. Общая обязанность возмещения убытков.

За исключением случаев, когда экспедитор является ответственным в соответствии с положениями части II Правил, клиент обязан возместить экспедитору все его обязательства, понесенные им в связи с осуществлением экспедиторских услуг.

17.2. Обязанность возмещения по общей аварии

Клиент обязан возместить экспедитору все предъявленные ему иски, проистекающие из общей аварии, и обязан предоставить экспедитору по его требованию гарантию, обеспечивающую удовлетворение таких исков.

18. Ответственность клиента

Клиент несет перед экспедитором ответственность за все потери, убытки, расходы, затраты и официальные сборы, понесенные экспедитором в связи с неполной информацией или неточным поручением, переданным экспедитору клиентом или любым лицом, действующим от его имени, или любому другому лицу, перед которым экспедитор может нести ответственность, о товарах, причинивших смерть или увечье человеку, ущерб собственности, вред окружающей среде или любой другой убыток.

ЧАСТЬ IV. Споры и обязательное право

19. Подсудность и применяемое право

Если другое не предусмотрено, иски к экспедитору могут предъявляться только в месте нахождения экспедитора, т.е. в основном месте исполнения им своих функций, и должны разрешаться в соответствии с законодательством страны его местонахождения.

20. Обязательное право

Эти правила имеют силу только в том случае, если они не противоречат положениям международных конвенций или национальных законов, относящихся или регулирующих экспедиторскую деятельность и экспедиторские услуги.

Преимущества документов ФИАТА заключаются

• в их универсальности

Независимо от страны происхождения товара, вида товара, страны назначения товара, экспортера, импортера и экспедитора, несмотря на условия внешней торговли и внешнеторговой практики, страны выдачи документов, документы ФИАТА содержат в себе обоснованные и приемлемые для участников внешнеэкономической деятельности условия экспедирования и перевозки, удовлетворяющие и экспортера, и импортера.

• в признании экспедиторских документов ФИАТА мировой банковской системой

«Унифицированные обычаи и практика применения документарных аккредитивов», т.е. документ, регулирующий международные расчеты, признает коносамент и накладную ФИАТА в качестве платежных. В качестве платежных признаны также Экспедиторская и Складская расписки и Экспедиторский сертификат перевозки, если об этом есть указание в аккредитиве. Вышеуказанная статья предусматривает обязанность банков принимать экспедиторские документы, если на лицевой стороне документа указано наименование экспедитора и что этот документ подписан и удостоверен этим экспедитором.

• в ускорении оборота платежей и денежных средств

Владение документом ФИАТА означает выполнение экспортером или грузоотправителем своих обязательств по поставке товара. Владелец документа может предъявить его в банк и получить причитающиеся за товар суммы задолго до фактической поставки товара. Ускорение оборота денежных средств может составлять от 90 до 180 дней.

• в соответствии коносамента и транспортной накладной ФИАТА правилам ЮНКТАД/МТП, регулирующим смешанные перевозки

Это соответствие подтверждено эмблемой Международной Торговой Палаты на лицевой стороне коносамента и транспортной накладной ФИАТА. В мировой практике только эти два перевозочных документа имеют на своей лицевой стороне такую эмблему.

• в высоком качестве экспедиторских и перевозочных услуг

Экспедиторы, выдающие своим клиентам документы ФИАТА, демонстрируют перед деловыми кругами повышенную степень ответственности за предоставляемые услуги. В зависимости от поручения, экспедитор освобождает клиента от действий, связанных с доставкой груза. Клиент имеет возможность заранее оценить свои расходы, связанные с экспедированием и перевозкой груза. Он их включает в стоимость товара, поскольку экспедитор сообщает грузоотправителю заранее стоимость услуг, связанных с поставкой товара. Экспедиторские документы ФИАТА освобождают заказчика от необходимости сбора различных транспортных и иных документов, требуемых при поставке товара.

• в создании единой системы ответственности

Грузоотправитель имеет в лице экспедитора единого ответчика. Экспедитор отвечает перед клиентом и за свои ошибки и упущения, и за ошибки и упущения любой третьей стороны, привлеченной им к осуществлению экспедирования и перевозки, как за свои собственные.

Клиент освобождается от сбора документов и предъявления исков к многочисленным участникам экспедирования и перевозки, перед ним выступает единый ответчик — экспедитор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *