Фсс что это такое расшифровка
Перейти к содержимому

Фсс что это такое расшифровка

  • автор:

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово — кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

Утверждено
Постановлением
Правительства
Российской Федерации
от 12 февраля 1994 г. № 101

Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации

I. Общие положения

1. Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется — Фонд) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

2. Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Денежные средства Фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются Правительством Российской Федерации, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

3. В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы:

региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;
центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.
Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем.

Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах — аппараты органов Фонда.

При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях — координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

4. Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках.

5. Местонахождение Фонда — г.Москва.

II. Задачи Фонда

6. Основными задачами Фонда являются:

обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;

участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

разработка совместно с Министерством труда Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

III. Средства Фонда

7. Средства Фонда образуются за счет:

страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

прочих доходов (сумм, полученных в установленном порядке за путевки, оплаченные за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фондом в результате исполнения регрессных требований к страхователям и других).

8. Средства Фонда направляются на:

выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;

санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное (диетическое) питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и другие);

создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется — инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;

обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;

участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в настоящем Положении. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.

Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации.

9. Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда — управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.

10. Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

11. Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию решают вопросы о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию.

12. Рассмотрение спорных вопросов между работниками и работодателями по обеспечению пособиями по социальному страхованию осуществляется отделением Фонда или его филиалом, зарегистрировавшим страхователя, либо в ином порядке, предусмотренном законодательством.

IV. Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Фонд
13. Уплата страховых взносов в Фонд осуществляется в соответствии с тарифом, установленным законодательством.

14. Работодатели регистрируются в качестве страхователей в региональных и центральных отраслевых отделениях (филиалах) Фонда. Порядок регистрации страхователей определяется инструкцией.

15. Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда (в денежном и натуральном выражении по всем основаниям), за исключением видов заработной платы и других выплат, на которые по действующим нормативным актам страховые взносы не начисляются.

16. Начисление, уплата, расходование и учет средств государственного социального страхования осуществляются в соответствии с инструкцией.

17. Работодатели и банки обязаны представлять работникам Фонда необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности Фонда, в соответствии с законодательством.

18. Плательщики (работодатели и граждане) и банки, их должностные лица несут ответственность за правильность начисления, своевременность уплаты и перечисления страховых взносов (платежей) в соответствии с законодательством.

При нарушении плательщиками и банками порядка уплаты и перечисления страховых взносов в Фонд к ним применяются финансовые санкции в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации.

19. Все споры между работодателями, иными плательщиками страховых взносов и региональными, отраслевыми органами Фонда по вопросам начисления страховых взносов и пеней, взыскания недоимки,

штрафов и иных финансовых санкций решаются вышестоящим органом Фонда либо в ином порядке, предусмотренном действующим законодательством.

V. Управление Фондом

20. Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством Российской Федерации.

Председатель Фонда имеет четырех заместителей, в том числе одного первого.

21. Председатель Фонда:

руководит деятельностью Фонда и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач;

распределяет обязанности между заместителями председателя Фонда и руководителями структурных подразделений центрального аппарата Фонда;

вносит проект бюджета Фонда на утверждение в Правительство Российской Федерации, а также после рассмотрения правлением утверждает бюджеты региональных и отраслевых органов Фонда;

утверждает сводный финансовый отчет об использовании средств государственного социального страхования и вносит предложения по улучшению этой работы. Информирует правление Фонда о состоянии расчетов с органами Фонда;

разрабатывает совместно с Министерством труда Российской Федерации, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, профессиональными союзами предложения по совершенствованию системы социального страхования и обеспечению государственных гарантий по социальному страхованию;

утверждает совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации инструкцию о порядке выдачи застрахованным листков нетрудоспособности;

с учетом мнения правления Фонда принимает решения о целесообразности создания или ликвидации центральных отраслевых отделений Фонда;

открывает (закрывает) счета Фонда и его исполнительных органов в банках;

с учетом мнения правления Фонда утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Фонда, региональных, центральных отраслевых отделений Фонда, сметы расходов (включая фонды оплаты труда и другие) и отчеты об их исполнении;

руководит деятельностью региональных и центральных отраслевых отделений Фонда по исполнению доходной и расходной частей бюджета Фонда и обеспечивает контроль за использованием средств государственного социального страхования;

рассматривает итоги исполнения бюджета Фонда и принимает меры по улучшению этой работы, утверждает годовые отчеты о деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда;

принимает необходимые меры по результатам ревизий и проверок по расходованию средств Фонда его органами;

издает в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и другие документы, обязательные для исполнения всеми работниками Фонда;

рассматривает разногласия по вопросам формирования бюджета Фонда, штатов и смет между органами Фонда;

представляет интересы Фонда во всех организациях, без доверенности действует от имени Фонда, в установленном порядке распоряжается средствами и имуществом Фонда, заключает договоры;

осуществляет в соответствии с законодательством прием на работу и увольнение работников центрального аппарата Фонда, а также назначение на должность и освобождение от должности управляющих, заместителей управляющих региональных и центральных отраслевых отделений Фонда с учетом мнения соответственно глав исполнительной власти субъектов Федерации и общероссийских отраслевых профессиональных союзов;

делегирует отдельные свои права и полномочия подчиненным ему должностным лицам;

определяет направления международного сотрудничества в пределах компетенции Фонда;

осуществляет иные действия в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации и инструкцией.

Положения, инструкции, разъяснения и другие документы Фонда, принятые в установленном порядке для обеспечения государственных гарантий по социальному страхованию, подлежат обязательному исполнению страхователями.

22. Правление Фонда является коллегиальным органом. Заседания правления проводятся по мере необходимости.

Состав правления Фонда численностью 26 человек формируется из лиц, входящих в него по должности (председатель Фонда и его заместители, один из руководителей ведущего структурного подразделения центрального аппарата Фонда), представительствующих на постоянной основе (по одному представителю от Министерства труда Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственной налоговой службы Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации) и представительствующих на основе ротации (7 представителей от общероссийских объединений профсоюзов, 1 — от организаций, деятельность которых связана с защитой интересов семей работников, по 3 представителя от работодателей и региональных, центральных отраслевых отделений фондов). Ротация членов правления осуществляется не чаще одного раза в год.

Члены правления Фонда, представленные председателем Фонда на основании предложений соответствующих министерств, ведомств, органов профессиональных союзов и организаций, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Председатель Фонда является председателем правления Фонда. Решения правления Фонда оформляются постановлениями или приказами председателя Фонда.

Заседания правления назначаются председателем Фонда (при его отсутствии — первым заместителем председателя Фонда).

В случае несогласия правления Фонда по основным вопросам деятельности Фонда с решением его председателя последний принимает самостоятельное решение, о чем в 5-дневный срок информирует Правительство Российской Федерации.

Работа членов правления Фонда не является платной. Расходы членов правления Фонда, связанные с работой в правлении (командировочные и другие), оплачиваются за счет средств Фонда.

23. Правление Фонда рассматривает вопросы, входящие в его компетенцию, в том числе:

о задачах Фонда и совершенствовании государственного социального страхования;

о формировании и использовании резервных средств;

проекты размера тарифа страховых взносов;

проект бюджета Фонда и его исполнение;

об участии в реализации проектов государственных программ по социальному страхованию;

отчеты о результатах деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда;

о контрольно-ревизионной деятельности Фонда;

проекты законодательных и других нормативных актов, правил, инструкций и положений по вопросам государственного социального страхования.

24. Региональные отделения Фонда образуются в субъектах Российской Федерации, а центральные отраслевые отделения Фонда — в отдельных отраслях в порядке, установленном пунктом 21 настоящего Положения.

Руководство региональными и отраслевыми отделениями Фонда осуществляют управляющие соответствующими отделениями, которые несут персональную ответственность за их работу.

25. Региональные и центральные отраслевые отделения Фонда и их филиалы:

осуществляют регистрацию страхователей и выдают удостоверения о регистрации, организуют банки данных по всем категориям страхователей;

осуществляют финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе или отрасли;

устанавливают для страхователей в соответствии с инструкцией нормативы расходов, необходимые для обеспечения государственных гарантий по социальному страхованию работников;

обеспечивают полноту и своевременность уплаты страхователями взносов на социальное страхование, исполнение доходных и расходных частей бюджетов органов Фонда;

осуществляют аккумуляцию страховых взносов и других платежей для создания резервов, принимают решения об использовании свободных денежных средств в соответствии с инструкцией;

разрабатывают проекты бюджетов органов Фонда и смет расходов на содержание и представляют их на утверждение в установленном порядке;

производят расчеты со страхователями, другими органами Фонда и прочими организациями;

осуществляют контроль за расходованием средств страхователями; в случаях, установленных инструкцией, принимают решения о непринятии к зачету расходов по социальному страхованию и списании средств в бесспорном порядке;

осуществляют в соответствии с законодательством прием на работу и увольнение работников аппарата региональных, центральных отраслевых отделений Фонда, руководителей подведомственных филиалов;

регулярно информируют о своей деятельности и состоянии социального страхования в регионе Фонд, главу исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо общероссийские объединения профессионального Союза и работников отрасли.

26. Региональные и отраслевые координационные советы Фонда являются коллегиальными совещательными органами, рассматривающими вопросы деятельности Фонда по социальному страхованию.

Региональные координационные советы Фонда формируются из лиц, входящих в них по должности (управляющий региональным исполнительным отделением Фонда и его заместители), представительствующих на постоянной основе (по одному представителю от органов труда и занятости населения, социальной защиты населения, государственной налоговой службы, финансового органа, учреждений Центрального банка Российской Федерации субъектов Российской Федерации) и представительствующих на основе ротации (представители от объединений профсоюзов, работодателей, организаций, деятельность которых связана с защитой интересов семей работников). Порядок делегирования представителей на ротационной основе определяется правлением Фонда.

Управляющий региональным отделением Фонда является председателем координационного совета. Решения координационного совета оформляются постановлениями или приказами управляющего региональным отделением Фонда.

Центральные отраслевые координационные советы Фонда создаются при центральных отраслевых отделениях Фонда и формируются из лиц, входящих в них по должности (управляющий центральным отраслевым отделением Фонда и его заместители, председатель общероссийского объединения профессионального союза), представительствующих на постоянной основе (по одному представителю от Министерства труда Российской Федерации, соответствующего министерства (министерств), а также представительствующих на основе ротации (представители работодателей и региональных отделений (филиалов) Фонда). Порядок делегирования представителей на ротационной основе определяется правлением Фонда.

В случаях несогласия координационного совета с решением управляющего отделением Фонда последний принимает самостоятельное решение, о чем в 5-дневный срок информирует председателя Фонда.

Ротация членов координационных советов осуществляется не реже одного раза в год.

Члены координационных советов утверждаются председателем Фонда по представлению управляющих отделениями Фонда.

Работа членов координационных советов не является платной. Все расходы членов координационных советов, связанные с работой в советах (командировочные и другие), оплачиваются за счет средств Фонда.

Координационные советы региональных и отраслевых органов Фонда рассматривают вопросы, связанные с деятельностью региональных и центральных отраслевых отделений Фонда, в том числе:

предложения страхователей, отделений и филиалов Фонда о совершенствовании социального страхования;

проекты бюджетов региональных и отраслевых органов Фонда и их исполнение, предложения по формированию и использованию резервных средств;

отчеты о результатах деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда;

предложения органов Фонда по определению размера тарифа страховых взносов.

VI. Контроль за начислением, поступлением и расходованием средств государственного социального страхования и финансово-хозяйственной деятельностью Фонда

27. Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с Государственной налоговой службой Российской Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях — Фондом с участием профессиональных союзов.

Дополнительно взысканные налоговыми органами в результате контрольной работы суммы страховых взносов (платежей), штрафов, пеней и других финансовых санкций зачисляются в доходы Фонда с учетом отчислений, производимых налоговым органам в соответствии с законодательством.

28. Контроль финансово-хозяйственной деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда осуществляется путем проведения периодических ревизий и проверок контрольно-ревизионной службой Фонда, которая осуществляет свою деятельность на основании положения, одобренного правлением Фонда и утвержденного Председателем Фонда.

29. Работники контрольно-ревизионной службы, осуществляющие контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей Фонда, подлежат обязательному государственному личному страхованию и имеют право на возмещение причиненного им ущерба в порядке и на условиях, установленных Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации.

30. Проверка финансово-хозяйственной деятельности центрального аппарата Фонда осуществляется не реже одного раза в год специализированной аудиторской организацией, имеющей соответствующую лицензию.

ФСС — Фонд социального страхования

ФСС – это государственная организация, являющаяся внебюджетным фондом и занимающаяся вопросами социального страхования. Аббревиатура ФСС расшифровывается, как Фонд социального страхования. Создано ФСС было в начале 1991 года. Деятельность этого орган регулируется нормами Бюджетного кодекса, а также прочими нормативными актами, относящимися к вопросам социального страхования.

ФСС выполняет следующие функции:

  • Выплачивает пособия в связи с временной нетрудоспособностью и по социальному страхованию;
  • Занимается обеспечением отдельных категории граждан льготными путевками, выдаваемыми для прохождения курса санаторно-курортного лечения;
  • Осуществляет выплаты по декретным отпускам, пособиям по рождению детей и в связи с беременностью и родами;
  • Оплачивает родовые сертификаты;
  • Осуществляет доплаты в размере 25% за полученную первичную медицинскую помощь трудоустроенной категории граждан;
  • Осуществляет доплаты за диспансеризацию, мед. осмотры (на вредных производствах);
  • Доплачивает за детские путевки при направлении их на оздоровительное лечение;
  • Прочие функции.

Кроме того у этого внебюджетного фонда есть функции по обеспечению уплаты страховых взносов. В этих целях они ведут учет плательщиков, которые обязаны таковые взносы уплачивать. На учет в ФСС становятся ЮЛ и ИП в момент своей государственной регистрации.

Все состоящие на учете в органе плательщики обязаны представлять в него квартальную отчетность, а также в установленные законом сроки производить уплату начисленных взносов.

Именно за счет поступающих взносов обеспечивается функционирование, другими словами, финансирование работы органа, содержание всего штата и осуществление необходимых выплат. Это значит, что финансирование из бюджетных средств фонд не получает, а находится на сомообеспечении.

По всем вопросам, связанным с социальным обеспечением или уплатой страховых взносов, можно обращаться в территориальные органы фонда. Также есть возможность получить там различного рода консультации, обратившись через официальный сайт или по телефонам горячей линии.

В целях обеспечения комфортных условий для плательщиков в ФСС организована услуга предоставления отчетности в электронном виде, которой могут воспользоваться все желающие, получив в удостоверяющем центре регистрацию.

Объединение Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования: самое главное

На протяжении последних 30 лет система социальной защиты и страхования в России последовательно изменялась и совершенствовалась. Пенсионный фонд предоставлял множество мер поддержки самым разным категориям граждан: пенсионерам, семьям с детьми, федеральным льготникам, военнослужащим. По линии ПФР гражданам выплачивались пенсии, социальные выплаты, материнский капитал, пособия и выплаты на детей. Фонд социального страхования в свою очередь предоставлял гражданам больничные и пособия, родовые сертификаты, технические средства реабилитации, путевки на санаторно-курортное лечение.

Объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования предусматривает полную преемственность всех выплат, услуг и обязательств, которые были в компетенции двух фондов. Оно направлено на повышение качества обслуживания граждан, более быстрое и удобное оформление мер поддержки. Объединение позволит снизить административную нагрузку на бизнес и расширить категории граждан, обеспеченных социальным страхованием.

Объединение фондов – это упрощение процедуры выплат, а не изменение правил их назначения. Все федеральные меры социальной поддержки можно оформить по единому запросу. Даты доставки пенсий и пособий сохранятся. Граждане продолжат получать пенсии и социальные выплаты, предусмотренные законодательством, в прежние сроки и обращаться по привычным адресам.

Сегодня назначение многих мер поддержки уже автоматизировано, и для их получения достаточно только заявления. В большинстве случаев его можно подать дистанционно через свой электронный кабинет. Гражданам доступно более 100 онлайн-сервисов на портале госуслуг. Социальный фонд продолжит развивать систему проактивного назначения выплат и электронные сервисы. В перспективе граждане смогут получать еще больше услуг полностью онлайн, а также меры поддержки без обращения в фонд.

Преимущества для граждан

Раньше возникало немало ситуаций, когда человеку для получения полного объема социальной поддержки необходимо было обращаться и в Пенсионный фонд, и в Фонд социального страхования. Пенсия по инвалидности, например, выплачивалась ПФР, а средства реабилитации выдавались ФСС. Пособие по уходу за детьми до 1,5 лет работающие мамы получали в ФСС, а материнский капитал – в ПФР. Для распоряжения набором социальных услуг нужно было подавать заявление и в Пенсионный фонд, и в Фонд социального страхования: в ПФР – о получении денежной компенсации услуг, в ФСС – о получении непосредственно самих услуг, например путевки в санаторий.

Объединение услуг фондов – это возможность быстрее и удобнее обращаться сразу за несколькими мерами поддержки в единый офис клиентского обслуживания. Все необходимые меры поддержки теперь можно оформить в рамках «одного окна», что позволит существенно сэкономить время. То есть пенсионеры, семьи с детьми, инвалиды могут обращаться туда, куда удобно – будь то ближайшая клиентская служба Социального фонда России или МФЦ.

Прием граждан теперь осуществляется в единых офисах клиентского обслуживания.

Специалисты могут ответить на все вопросы, связанные с предоставлением мер поддержки по линии СФР.

Социальный фонд России продолжит выполнять все обязательства Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.

Все пенсии и социальные выплаты, предусмотренные законодательством, будут предоставляться в установленный срок. Доставка пенсий и пособий при объединении фондов будет обеспечиваться своевременно и в полном объеме.

Все данные о страховом стаже граждан уже хранятся в единой системе индивидуального персонифицированного учета и надежно защищены.

Наряду с расширением полномочий, Социальный фонд продолжит работу по автоматизации процессов назначения выплат. Сегодня ряд выплат назначается в проактивном формате. Например, пенсии и отдельные социальные выплаты инвалидам. Проактивно устанавливается федеральная социальная доплата к пенсии и пенсия по старости, если предпенсионер не может трудоустроиться через центр занятости.

Родителям детей сегодня не нужно никуда обращаться, чтобы оформить материнский капитал, – сертификат направляется автоматически после появления ребенка в семье на основании сведений ЗАГС. В проактивном режиме также реализованы многие перерасчеты и повышения выплат. Например, установление более высокой пенсии при достижении 80 лет или при установлении более тяжелой группы инвалидности.

При этом оформление многих выплат уже автоматизировано, и для их получения достаточно только заявления. В большинстве случаев его можно подать дистанционно через свой электронный кабинет. Это, например, относится к назначению страховой пенсии по старости – основной пенсии в России, которую сегодня получают свыше 34 млн человек. С 2022 года для ее назначения во многих случаях даже не нужно заполнять заявление – достаточно просто подтвердить через личный кабинет имеющиеся данные о стаже и пенсионных коэффициентах, дать свое согласие, после чего пенсия будет назначена в течение нескольких часов.

В перспективе граждане смогут получать еще больше услуг Социального фонда России онлайн через электронные сервисы, а также новые проактивные услуги. Уже подготовлены предложения по дальнейшему развитию такого подхода. Например, о беззаявительном назначении детям пенсии по случаю потери кормильца. В аналогичном автоматическом формате планируется повышать пенсии за работу на Севере и в сельском хозяйстве – чтобы надбавка к пенсии устанавливалась сразу после того, как у пенсионера появился соответствующий стаж, без обращения. Подобный формат существенно сократит срок получения выплат, их можно будет оформить по единому запросу или совсем без него.

Длительное время работа по гражданско-правовому договору была не так привлекательна для квалифицированных работников из-за отсутствия социальных мер поддержки, например, пособий по временной нетрудоспособности и оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком. Это происходило, потому что на гражданско-правовые договоры распространялось только пенсионное и медицинское страхование, а обязательное социальное – нет. При этом работодателю удобно нанимать сотрудников по гражданско-правовому договору для сезонных работ – например, в сфере строительства, туризма.

Внедрение единого тарифа предусматривает единый круг застрахованных лиц – то есть, все работающие по найму граждане вне зависимости от формы договора смогут получать больничные, декретные и пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, привязанные к их уровню заработка.

К 2025 году за счет введения единого тарифа выплаты по больничным, отпуску по беременности и уходу за ребенком увеличатся в 1,5 раза. Благодаря внедрению единого тарифа уже к 2025 году максимальный размер больничного составит 165,8 тыс. рублей за месяц. По действующей модели в 2025 году он был бы 98,1 тыс. рублей.

Преимущества для бизнеса

Раньше работодатели формировали отдельные расчеты по каждому виду социального страхования, отдельные платежи, и предоставляли отчетность как в ПФР, так и в ФСС. Чтобы существенно упростить процедуру уплаты страховых взносов, был введен единый тариф. Благодаря этому работодателям достаточно сформировать один расчет и направить один платеж.

Платеж в установленной пропорции федеральное казначейство самостоятельно распределит по разным видам страхования, чтобы работодатели не тратили на это усилий и времени. Форма уплаты не меняется – это по-прежнему платежное поручение в банк.

В процессе объединения фонды позаботились о том, чтобы избавить работодателей от лишней работы по формированию трех расчетов и платежных поручений, а также нескольких отчетов, как это происходило раньше. Это не только упрощает документооборот для предприятий, но и снижает риск бухгалтерских ошибок и, следовательно, штрафов. Таким образом, обеспечивается «единое окно» для бизнеса.

Помимо единого тарифа страховых взносов и единой формы отчетности работодателей, появилась одна общая дата представления информации о работниках, что с делает порядок отчетности проще. Также будет отменена ежемесячная отчетность в ПФР по форме СЗВ-М, вместо нее работодатели будут должны передавать в налоговые органы данные о заработке сотрудников.

Тариф страховых взносов для основной категории плательщиков, как и сейчас раньше, составляет 30,0% в пределах базы и 15,1% сверх базы.

Действующие и раньше льготные категории плательщиков объединились в несколько групп со следующими тарифами страховых взносов:

15% с выплат выше МРОТ: малый и средний бизнес, резиденты Сколково.

7,6%: ИТ-компании, НКО, благотворительные фонды, организации-мультипликаторы, резиденты особых экономических зон и территорий опережающего развития, а также организации, уплачивающие взносы за деятельность студентов-очников высших учебных заведений в студенческих отрядах;

0%: экипажи судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (АУСН);

В результате этих изменений существенную поддержку получили НКО и благотворительные фонды – для них тариф уплаты страховых взносов снизился с 20% до 7,6%.

Таким образом, все действующие льготные режимы не только сохранились, но и расширились, а отдельные льготные категории получили дополнительные преимущества в результате оптимизации тарифов страховых взносов.

Вопросы и ответы

Объединение фондов дает возможность гражданам быстрее и удобнее обращаться сразу за несколькими мерами поддержки.

Раньше возникало немало ситуаций, когда человеку для получения полного объема социальной помощи необходимо было обращаться и в Пенсионный фонд, и в Фонд социального страхования. Благодаря объединению все услуги по линии ПФР и ФСС теперь можно получить в одном месте в рамках «одного окна», что позволит существенно упростить порядок получения выплат.

Много лет оба фонда работали с одними и теми же гражданами и запрашивали информацию друг у друга через систему межведомственных запросов. Благодаря объединению фондов делать запросы будет больше не нужно. Теперь единая база данных собирает информацию о гражданах, которая необходима для назначения мер поддержки, в результате чего сократятся сроки ожидания выплат.

А единый канал получения информации – сайт Социального фонда России и официальные группы фонда в социальных сетях «Вконтакте», «Одноклассники» и «Телеграм» – позволяет гражданам найти ответы на все интересующие вопросы по разным мерам поддержки просто и быстро.

Социальный фонд России предоставляет все те услуги, которые раньше предоставляли ПФР и ФСС, а именно:

  • страховые пенсии по старости, по инвалидности, по потере кормильца;
  • государственное пенсионное обеспечение (социальные пенсии по старости, по инвалидности, по потере кормильца, пенсии военнослужащим, ветеранам войны, госслужащим, чернобыльцам, летчикам, космонавтам и т.д.);
  • пенсионные накопления (накопительную пенсию, срочную выплату, единовременную выплату) – формирование и инвестирование;
  • федеральную социальную доплату к пенсии до прожиточного минимума пенсионера;
  • социальные выплаты ветеранам, инвалидам и другим гражданам, имеющим право на федеральные социальные льготы;
  • средства материнского капитала – оформление сертификата и направление средств на выбранные цели;
  • новое! единое пособие на детей и беременных женщин;
  • выплаты военнослужащим и членам их семей;
  • меры поддержки пострадавшим от радиации;
  • компенсацию проезда к месту отдыха и обратно для пенсионеров-северян;
  • компенсацию переезда из районов Крайнего Севера для пенсионеров-северян;
  • компенсацию инвалидам стоимости полиса ОСАГО;
  • меры поддержки реабилитированным жертвам политических репрессий;
  • пособия по временной нетрудоспособности (больничные);
  • пособия по беременности и родам;
  • пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет для работающих граждан;
  • пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет для неработающих граждан;
  • единовременные и регулярные выплаты пострадавшим на производстве и членам их семей;
  • родовые сертификаты;
  • технические средства реабилитации;
  • путевки на курортно-санаторное лечение для льготных категорий граждан;
  • оплачиваемый проезд к месту лечения и обратно;
  • выплаты за работу с пациентами с COVID-19 медицинским работникам;
  • выплаты за работы в сменном режиме работникам социальных учреждений стационарного типа.

Да, количество выплат увеличилось, поскольку Социальному фонду России будут переданы на администрирование новые меры поддержки, например, единое пособие на детей и беременных женщин, выплата на первого ребенка до 3 лет. При этом все те услуги, которые раньше предоставляли Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, сохраняются. А получать их теперь удобнее и быстрее за счет создания единых офисов клиентского обслуживания.

Нет. Социальный фонд России будет выполнять все обязательства и функции ПФР и ФСС в полном объеме. После объединения граждане продолжат получать положенные им пенсии, пособия и другие выплаты в прежние даты.

Нет. Объединение фондов, напротив, направлено на оптимизацию и упрощение процедуры получения выплат.

Работа по расширению мер поддержки и автоматизации процессов их назначения идет не первый год. В перспективе граждане смогут получить практически все услуги полностью онлайн через электронные сервисы. Это существенно сократит срок получения выплат и сведет в большинстве случаев объем необходимых документов к одному заявлению. При этом будет расширяться и количество проактивно назначаемых выплат, когда гражданам не нужно подавать никаких заявлений и документов. Как, например, сейчас проактивно назначаются пенсии по инвалидности.

Объединение фондов позволит не только защитить все закрепленные и действующие права работников, оформленных по трудовому договору, но и расширить категории граждан, обеспеченных социальным страхованием. Раньше на сотрудников, работающих по гражданско-правовому договору, распространялось только пенсионное и медицинское страхование.

При этом работодатели смогут вносить все взносы одним платежом, а всю отчетность во внебюджетные фонды подавать в составе единой формы.

Введение единого тарифа для работодателей предусматривает выравнивание взносооблагаемой базы обязательного социального страхования до уровня пенсионного страхования, что позволит увеличить размеры выплат гражданам. Так, к 2025 году благодаря единому тарифу:

– максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком составит 66,3 тыс. рублей (при ранее действовавшей модели в 2025 году пособие составило бы 39,2 тыс. рублей);

– максимальная сумма пособия по беременности и родам (за 140 календарных дней) составит 763,7 тыс. рублей (при ранее действовавшей модели в 2025 году пособие составило бы – 451,8 тыс. рублей);

– максимальная сумма пособия по временной нетрудоспособности при стаже 8 и более лет – 165,8 тыс. рублей (при ранее действовавшей модели в 2025 году – 98,1 тыс. рублей), при стаже от 5 до 8 лет – 132,7 тыс. рублей (при ранее действовавшей модели в 2025 году – 78,5 тыс. рублей), при стаже до 5 лет – 99,5 тыс. рублей (при ранее действовавшей модели в 2025 году – 58,8 тыс. рублей).

Вся отчетность теперь подается в единой форме, а страховые взносы работодатели уплачивают одним платежом, а не тремя как раньше.

Все действующие льготные режимы сохранились, а НКО и благотворительные организации получили дополнительные преференции в результате оптимизации тарифов страховых взносов, и вместо 20% теперь будут платить 7,6%.

Все пенсии и социальные выплаты, предусмотренные законодательством, продолжат выплачиваться в установленный ранее срок. Для продолжения выплат не нужно будет подавать никаких документов и заявлений.

Объединение не меняет действующих норм пенсионного законодательства, в соответствии с которыми у граждан сегодня формируются пенсионные права. Все данные о страховом стаже, необходимые для назначения пенсии, хранятся в единой системе индивидуального персонифицированного учета и надежно защищены. Эта система сохранилась и целиком перешла под ведение Социального фонда России.

Накопленные за время работы пенсионные коэффициенты – это пенсионные права, которые по-прежнему будут реализоваться при выходе на пенсию и конвертироваться в выплаты.

Убедиться, что весь стаж после объединения фондов учтен, можно будет, заказав выписку о состоянии индивидуального лицевого счета в электронном виде на портале госуслуг или лично в клиентских службах СФР и МФЦ. Если в справке не будет отражен какой-то период работы или иной деятельности, можно обратиться с заявлением о зачете таких периодов, предоставив подтверждающие документы.

Объединение фондов не меняет норм пенсионного законодательства. Все накопленные за время работы коэффициенты – это пенсионные права, которые будут по-прежнему реализовываться при выходе на пенсию и конвертироваться в выплаты.

Объединение фондов не повлияет на условия формирования пенсионных накоплений. Накопления по-прежнему будут формироваться в выбранной управляющей компании.

Как и раньше вы сможете выбрать другую управляющую компанию, с которой у Социального фонда заключен договор доверительного управления пенсионными накоплениями, где ваши средства будут инвестироваться.

Единые офисы клиентского обслуживания созданы на базе точек приема граждан Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Получатели услуг единого фонда могут подать заявление и получить консультацию по привычным для них адресам, а в ряде субъектов появились новые точки приема: список адресов.

Нет, объединение фондов, напротив, позволило расширить географию точек присутствия, где граждане могут получить сразу все меры поддержки, на которые они имеют право. При этом большинство услуг и дальше будут предоставляться в экстерриториальном формате, то есть без привязки к месту жительства человека.

Кроме того, Социальный фонд продолжит развивать дистанционное обслуживание. В настоящее время гражданам доступно уже более 100 онлайн-сервисов на портале госуслуг. В перспективе граждане смогут получить практически все услуги Социального фонда России полностью онлайн через электронные сервисы.

Объединение фондов, кроме того, положительно повлияет на качество обслуживания граждан.

В процессе создания единых офисов клиентского обслуживания все специалисты прошли обучение и стажировку, чтобы каждый из них смог предоставить консультации, связанные с услугами по линиям ПФР и ФСС.

Кроме того, в Социальном фонде будут применяться новые усовершенствованные стандарты обслуживания, чтобы граждане смогли быстро и просто получить все необходимые услуги.

Да, в объединенном фонде продолжил работать Единый контакт-центр по социальным вопросам. Получить консультацию можно из любого региона по бесплатному номеру 8-800-10-000-01.

Возможность обращаться за мерами поддержки по линии ПФР не выходя из дома сохранилась. В настоящее время гражданам доступно уже более 100 онлайн-сервисов на портале госуслуг. В дальнейшем электронные сервисы будут расширяться и предоставляться непосредственно через сайт gosuslugi.ru.

С актуальными новостями фонда можно ознакомиться и в официальных группах в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», «Телеграм».

Внимание!

Остерегайтесь мошенников, которые под видом сотрудников Социального фонда России могут запрашивать персональные данные. Будьте осторожны! Сотрудники Соцфонда России не запрашивают конфиденциальную информацию по телефону вне клиентских служб и не посещают граждан на дому.

Отметим, что все консультации и услуги Социального фонда России предоставляются бесплатно по горячим линиям региональных отделений, через Единый контакт-центр по номеру 8-800-10-000-01 и в официальных группах в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники» и «Телеграм».

Что такое ФСС. Объясняем простыми словами

Фонд социального страхования (ФСС) — это государственный внебюджетный фонд для выплат гражданам, которые временно остались без дохода.

  • собирает и накапливает страховые взносы от работодателей за их работников и от тех, кто страхует себя добровольно;
  • выплачивает пособия тем, кто временно потерял возможность работать и зарабатывать;
  • обеспечивает таких людей мерами и средствами реабилитации;
  • финансирует профилактику производственных травм и профессиональных заболеваний.

Фонд является внебюджетным, то есть государство не может перераспределить его деньги на какие-то другие нужды.

Пример употребления на «Секрете»

«Следствие завершило расследование уголовного дела против экс-депутата Законодательного собрания Ингушетии, бывшего главы местного отделения Фонда социального страхования Якуба Белхороева. Он оказался фигурантом дела о хищении около 20 млн рублей. Под руководством обвиняемого организация по фиктивным документам оформляла родственникам Белхороева инвалидность, после чего они получали бюджетные пособия».

Нюансы

  • на случай временной нетрудоспособности работника по болезни;
  • на случай материнства (беременность, роды и уход за ребенком);
  • от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Социальное страхование может быть обязательным и добровольным. Обязательно страхуют всех, кто работает по трудовому договору. Страховые взносы за них платят работодатели.

Добровольно застраховаться могут индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, члены крестьянских (фермерских) хозяйств и общин коренных малочисленных народов Севера. Но для них предусмотрено только страхование на случай временной нетрудоспособности или материнства.

ФСС выплачивает следующие пособия:

  • по временной нетрудоспособности из-за болезни или бытовой травмы (кроме первых трёх дней болезни — их оплачивает работодатель);
  • при производственной травме;
  • по беременности и родам;
  • за постановку на учёт в ранние сроки беременности;
  • при рождении ребёнка;
  • при усыновлении ребёнка;
  • по уходу за ребёнком до достижения им полутора лет;
  • по уходу за больным ребёнком;
  • на погребение.

Также фонд обеспечивает льготников путёвками в санаторий, а инвалидов — протезами и средствами реабилитации.

История

Фонд социального страхования в России в нынешнем виде существует с 1 января 1991 года. А вообще обязательное страхование рабочих [появилось] (https://fss.ru/ru/fund/about/history/index.shtml ) в стране в 1903 году. Тогда был принят первый общероссийский закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».

С 1918 года послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся гарантировало всем наёмным работникам, независимо от характера труда, пособия при временной утрате заработка из-за болезни, беременности и родов, увечий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *