Какой процент годового уровня инфляции не безопасен
Перейти к содержимому

Какой процент годового уровня инфляции не безопасен

  • автор:

Об оптимальном уровне инфляции с позиции результатов общественного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Греков И.Е., Садков В.Г.

Многочисленные исследования взаимосвязи инфляции и экономического роста, проведенные за последние два десятилетия, показали, что инфляция имеет отрицательное влияние на среднеи долгосрочный рост. Также инфляция препятствует эффективному распределению ресурсов в обществе (Fischer,1993).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Греков И.Е., Садков В.Г.

Об оптимальном уровне инфляции
Влияние инфляции на темпы экономического роста
Моделирование влияния инфляции на экономический рост в странах-нефтеэкспортерах
Влияние инфляционных процессов на темпы экономического роста

Моделирование влияния инфляции на экономический рост для различных по уровню экономической свободы стран

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об оптимальном уровне инфляции с позиции результатов общественного развития»

Инфляция и экономический рост

об оптимальном уровне инфляции с позиции результатов общественного

И.Е. греков, кандидат экономических наук, доцент орловского государственного технического университета

доктор экономических наук, профессор, директор Института бизнеса и права

орловского государственного технического университета

Многочисленные исследования взаимосвязи инфляции и экономического роста, проведенные за последние два десятилетия, показали, что инфляция имеет отрицательное влияние на средне- и долгосрочный рост1. Также инфляция препятствует эффективному распределению ресурсов в обществе (Fischer, 1993) 2.

Так, если инфляция действительно негативно влияет на экономический рост, то очевидно надо снижать ее уровень. Однако далеко не все российские экономисты считают проблему инфляции приоритетной. О. Г. Дмитриева, например, считает, что борьба с инфляцией не является целью экономической политики, и выбор средств снижения ее темпа в пределах однопорядковых величин не адекватен этой задаче. Снижение инфляции должно рассматриваться лишь как одно из средств достижения реальных целей — структурной перестройки, роста ВВП, развития определенных отраслей экономики3. Также показано, что затраты по снижению инфляции путем формирования бюд-

1 Barro (1991), Fischer (1983, 1993), Bruno and Easterly (1998) and Sbordone and Kuttner (1994). Связь между низкой инфляцией и высоким ростом была также найдена в различных региональных исследованиях, например, De Gregorio (1992) для Латинской Америки, Hadjimichael, Ghura, and others (1995) для Африки района Сахары и Fischer, Stanley, Ratna Sahay and Carlos Vegh, (1996) для переходных экономик.

2 Fischer, Stanley (1993). The Role of Macroeconomic Factors in Growth. Journal of Monetary Economics, Vol. 32 (December), pp. 485-512.

3 Дмитриева О. Г. Инфляция и экономический рост: теория и

практика (по материалам обсуждения, проведенного в Финан-

совой академии при Правительстве Российской Федерации) //

Деньги и кредит. — 2006. — № 7. — С. 52 — 65.

жетного профицита, Стабилизационного фонда и укрепления курса рубля в 2005 г. намного превысили полученный результат в виде снижения темпов инфляции до 10,9 % против 11,7 % в 2004 г. 4.

Конечно, высокий уровень инфляции негативно сказывается на темпах экономического роста. В то же время искусственное подавление инфляции, например, путем ограничения государственных расходов ведет к ограничению спроса населения, сдерживает темпы роста экономики (по существующим оценкам на 3 — 4 %) 5 и, конечно, не позволяет восстановить и повысить качество жизни.

Поэтому необходимо четкое определение приоритетов экономической политики в целях укрепления позиций России, а также выяснение того, является ли контроль над инфляцией самоцелью или это ступень к решению каких-то более глубоких задач. В качестве целевого ориентира инфляции должен устанавливаться научно обоснованный оптимально допустимый уровень, который не наносит ущерб экономическому росту и общественному воспроизводству (или несет минимальные издержки), но в то же время позволяет поднимать низкие доходы граждан, повышать в целом качество жизни в стране.

Прежде чем обратиться к проблеме оптимального уровня инфляции для России, необходимо понять природу и причины российской инфляции.

4 Дмитриева О. Г. Инфляция и экономический рост: теория и практика (по материалам обсуждения, проведенного в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации) // Деньги и кредит. — 2006. — № 7. — С. 52 — 65.

Одним из негативных последствий российской инфляции на этапе перехода к рынку было резкое сокращение денежной массы в экономике (снижение реальной денежной массы и уменьшение показателя монетизации), что выражается в уменьшении сбережений и объемов кредитования в экономике и, как следствие, снижение экономической активности.

В настоящее время инфляция в России имеет немонетарный характер и связана прежде всего с увеличением цен на базовые продукты естественных монополий, нефтяной и газовой отраслей, ЖКХ, которые имеют высокий удельный вес в себестоимости продукции остальных отраслей экономики. Таким образом, мы имеем в основном инфляцию издержек производства.

В 2005 г. темпы инфляции несколько замедлились, хотя целевой уровень был превышен. При этом необходимо отметить изменение «качества» инфляции — относительное повышение вклада немонетарных факторов, связанных с резким подорожанием услуг жилищно-коммунального хозяйства почти на 33 % (втрое больше общего роста потребительских цен). В тех областях, где достаточно высока конкуренция, например, на рынках непродовольственных товаров темпы инфляции значительно ниже. Таким образом, высокий инфляционный фон задают прежде всего локально монополизированные рынки со слабым уровнем конкуренции — продовольственных товаров и горюче-смазочных материалов, а также известные монополисты — энергетики и ЖКХ6.

Для снижения роста цен Правительством РФ в 2005 г. был принят план антиинфляционных мер:

• ограничение роста цен и издержек естественных монополий;

• ограничение роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства и повышение контроля за их издержками (с 2006 г.);

• меры по увеличению предложения продовольственных товаров, повышению конкуренции на продовольственных рынках; сдерживание роста цен на нефтепродукты за счет снижения налоговой нагрузки на нефтяной сектор и развития конкурентных отношений;

• проведение консервативной денежной политики;

• обеспечение финансовой устойчивости, недопущения роста социальных расходов выше, чем предусмотрено в проекте бюджета на 2006 г. и перспективном финансовом плане;

6 Греф Г. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2005 году и задачах на 2006 год //Доклад на заседании Правительства РФ 02.03.2006 г.

• стимулирование спроса на деньги и создание

условий для расширения частных инвестиций

в финансовые инструменты7.

Тем не менее по итогам 2006 г. инфляция выйдет за установленные в начале года пределы и в лучшем случае составит 9,5 — 10 %.

Для того чтобы ограничить инфляцию, необходимо регулировать указанные цены и тарифы при одновременной «накачке» экономики деньгами, основным источником которых должны стать государственные расходы. Дело в том, что частные инвестиции с большим трудом поддаются регулированию (которое носит в основном косвенный характер), поэтому они способны переполнять рентабельные отрасли сверх потребности, тогда как другие остаются без необходимых финансовых ресурсов, тем самым увеличивая диспропорции в экономике. Государственные расходы как инструмент прямого регулирования в этом отношении более эффективны.

Однако в последнее время сложился стереотип инфляционности государственных расходов. Причем, если боязнь государства брать на себя дополнительные текущие обязательства понять еще можно, то сдерживание капитальных вложений в экономику за счет государственных расходов никак не оправдывается. Так, если говорить о таких государственных расходах, как, например, инвестиции в образование, здравоохранение и науку, то трудно себе представить, вследствие чего напрямую может увеличиться инфляция, если оснастить больницы новейшим медицинским оборудованием, отремонтировать или построить новые школы или увеличить объемы фундаментальных исследований в науке. Конечно, косвенные возможности ее роста при увеличении, например, расходов на науку имеются, если большую часть направлять в рост заработной платы. Однако доля оплаты труда в научно-исследовательских работах, как правило, бывает ниже 50 % всех затрат.

Небывалые мировые цены на нефть, огромное сальдо платежного баланса России позволили создать Стабилизационный фонд или фонд будущих поколений. Безусловно, такой фонд необходим. Только идея эта родилась скорее не из желания позаботиться о будущих поколениях, а из-за дефицита проектов по развитию национальной экономики и прогрессирующей «инфляциофобии» наших властей. Их главный аргумент против использования средств стабилизационного фонда заключается в возможности: 1) роста денежной массы в эконо-

7 Греф Г. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2005 году и задачах на 2006 год //Доклад на заседании Правительства РФ 02.03.2006 г.

мике, что может привести к инфляции; 2) роста текущих обязательств государства, которые оно не сможет выполнять, если цены на нефть снизятся.

Рост денежной массы в экономике действительно может приводить к инфляции, если это не сопровождается адекватным ростом производства товаров, потребляемых внутри страны. Поэтому необходимо инвестировать в производство качественных отечественных товаров и услуг. Одновременно данный процесс должен также сопровождаться адекватным ростом потребительского спроса и покупательной способности населения. Кроме того, необходимо отметить, что насыщенность денежной массы в России, оцененной по агрегату М2 (наличные деньги в обращении и депозиты в банках), в 2006 г. составляла не более 30 % к валовому внутреннему продукту. Такой уровень монетизации почти в два раза ниже необходимого уровня, подтвержденного мировой статистикой и соответствующими расчетами.

Что касается второго пункта, то инвестиции необходимо осуществлять прежде всего в виде капитальных вложений в приоритетные отрасли и сектора экономики, рост которых создаст предпосылки для развития сначала смежных, а потом и всех остальных отраслей по цепочке межотраслевых связей, обеспечивая эффект мультипликации бюджетных расходов и инвестиций.

Инвестиции в образование и здравоохранение можно рассматривать и как предпосылку для повышения качества важнейшей составляющей воспроизводственного процесса — человеческого капитала, и как неотъемлемую часть категории качества жизни человека. Это действительно инвестиции в будущие поколения. Именно эти инвестиции определяют развитие нашей страны в долгосрочной перспективе.

Инвестиции в наукоемкие высокотехнологичные производства, например, авиацию, машиностроение, в оборонный комплекс, в предприятия, выполняющие государственные заказы, формируют техническую базу экономического роста. Инвестиции в науку и фундаментальные исследования позволят в средне- и долгосрочной перспективе действительно перейти на инновационный путь развития.

Инвестиции в инфраструктуру создают условия для развития частного предпринимательства и конкуренции, развития смежных отраслей. Например, инвестиции в строительство автодорог стимулирует развитие грузовых автоперевозок.

Инвестиции в экологию являются неотъемлемой частью механизма эффективного ресурсо-

пользования, а также направлены на повышение качества жизни населения.

Развитие жилищно-ипотечных программ для населения с использованием государственных гарантий, частичного субсидирования кредита и процентов повышают занятость и решают острейшую жилищную проблему.

Уменьшение неравенства населения по уровню жизни, устранение бедности путем повышения минимальной заработной платы до прожиточного минимума снижают накал социального конфликта.

Необходимыми условиями для осуществления безинфляционного финансирования экономики также являются:

• создание эффективной системы государственных закупок, т. е. ужесточение контроля за их проведением, повышение ответственности и борьба с системой «откатов»;

• создание нормативно-правовой базы и обеспечение «прозрачности» формирования, распределения и использования Стабилизационного фонда РФ;

• целевой характер государственного финансирования с жестким контролем со стороны федеральных и региональных властей. Таким образом, необходимо создание системы,

при которой дополнительные доходы государства от высоких цен на нефть могут аккумулироваться в стабилизационном фонде до определенного уровня (по данным Е. Гуревича — не более 1 трлн руб. 8), а средства сверх этого уровня должны возвращаться в доходы госбюджета через механизм «инвестиционной мультипликации». То есть «нефтяные» деньги не складываются «на хранение» как сверхдоходы и «ждут» следующего финансового года, а инвестируются в экономику и через окупаемость проектов возвращаются в бюджет.

Дело остается «за малым» — создание на федеральном уровне системы «инвестиционной мультипликации» сверхдоходов бюджета, системы контроля за эффективностью государственных инвестиций, их окупаемостью и возвратом.

Вернемся к проблеме инфляции. До какого уровня необходимо снижать инфляцию? Должна ли целевая инфляция быть на уровне 10 или 5 %, 0 % или вообще отрицательной? Другими словами, начиная с какого уровня инфляция отрицательно влияет на экономический рост?

Вообще, взаимосвязь инфляции и экономического роста носит нелинейный характер. Причем

8 ГуревичЕ. Формирование и использование стабилизационного фонда // Вопросы экономики. — 2006. — № 4. — С. 31 — 52.

нелинейность эта проявляется в двух смыслах. Во-первых, наблюдается чрезвычайно асимметричное распределение стран по уровню инфляции. В этой связи следует преобразовать уровень инфляции таким образом, чтобы распределение полученного ряда было близким к нормальному. Sarel (1996)9 предложил использовать логарифмирование, которое устраняет, по крайней мере частично, сильную асимметрию в распределении инфляции. Причем в классе нелинейных моделей Ghosh и Phillips (1998)10 показали, что логарифмическое преобразование рядов инфляции обеспечивает наилучшие результаты, т. е. наибольшую аппроксимацию ряда нормальному распределению.

Нелинейный характер взаимосвязи инфляции и темпов роста также проявляется в том, что на низких уровнях инфляции связь между инфляцией и ростом может отсутствовать или даже может наблюдаться положительная корреляция. В случае если такая нелинейная связь действительно имеет место, то можно оценить ту критическую точку инфляции, в которой происходит смена типа взаимосвязи между инфляцией и ростом.

Возможность таких нелинейных отношений впервые изучил Fischer (1993)11. Он отметил существование положительной корреляции низких значений инфляции с ростом и, соответственно, отрицательной корреляции при высоких значениях инфляции. Впоследствии также были проведены многочисленные зарубежные исследования на предмет существования структурного сдвига во взаимосвязи между инфляцией и ростом12, 13, 14, 15, 16. Все

9 Sarel, Michael (1996). Nonlinear Effects of Inflation on Economic Growth. Staff Papers, International Monetary Fund, Vol. 43 (March), pp. 199-215.

10 Ghosh, Atish and Steven Phillips (1998). Warning: Inflation May Be Harmful to Your Growth. IMF Staff Papers, International Monetary Fund, Vol. 45, No. 4, pp. 672-710.

11 Fischer, Stanley (1993). The Role of Macroeconomic Factors in Growth. Journal of Monetary Economics, Vol. 32 (December), pp. 485-512.

12 Sarel, Michael (1996). Nonlinear Effects of Inflation on Economic Growth. IMF Staff Papers, International Monetary Fund, Vol. 43 (March), pp. 199-215.

13 Ghosh, Atish, and Steven Phillips (1998). Warning: Inflation May Be Harmful to Your Growth. IMF Staff Papers, International Monetary Fund, Vol. 45, No. 4, pp. 672-710.

14 Christoffersen, Peter F., and Peter Doyle (1998). From Inflation to Growth: Eight Years of Transition. IMF Working Paper 98/99 (Washington: International Monetary Fund).

15 Bruno, Michael, and William Easterly (1998). Inflation Crises and Long-Run Growth. Journal of Monetary Economics, Vol. 41 (February), pp. 3-26.

16 Khan Mohsin S., Senhadji Abdelhak S.(2001). Threshold Effects

in the Relationship Between Inflation and Growth. IMF Staff Papers, International Monetary Fund, Vol. 48, No. 1.

они сводились к тому, что такой структурный сдвиг существует. Различия состояли в уровне его оценки (табл. 1).

Некоторые зарубежные исследования, посвященные проблеме оптимального уровня инфляции с позиции экономического роста

Автор и год исследования База исследования Результаты, %

Sarel (1996) Панельные данные по 87 странам за период 1970 — 1990 гг. 8

Ghosh и Phillips (1998) Панельные данные по 145 странам за период 1960 — 1996 гг. 2,5

Christoffersen и Doyle (1998) Панельные данные по 22 переходным странам за период 1990 — 1997 гг. 13

Bruno и Easterly (1998) Панельные данные по 127 странам за период 1961 — 1992 гг. 40

Khan и Senhadji (2001) Панельные данные 140 стран за период 1960 — 1998 гг. развитые страны развивающиеся страны I — 3 II — 12

Наконец, выявленный А. Илларионовым критический уровень годовой инфляции, при превышении которого прекращается экономический рост и начинается экономический спад, находится в пределах 25 — 49 %. А критический уровень инфляции, ниже которого достигаются максимальные темпы экономического роста и выше которого они начинают снижаться, выступают среднегодовые темпы инфляции в пределах 1,1 — 4,7 %17.

Таким образом, мы видим множество различающихся результатов. Однако сам факт наличия некоего оптимального предельно-допустимого уровня инфляции общепризнан.

Авторами статьи было проведено собственное исследование характера взаимосвязи между инфляцией и экономическим ростом. Для исследования использовались данные IFS (International Financial Statistics). Набор данных включал 127 стран (включая и развитые, и развивающиеся страны) и охватывал период с 1971 по 2003 гг. Таким образом, количество наблюдений составило 127 х 33 = 4 191. Однако для большинства развивающихся стран ряды более короткие в связи с поздним развитием систем предоставления статистической информации. Поэтому все данные ограничились 3 194 совместными наблюдениями инфляции и экономического роста.

17 Илларионов А. Инфляция и экономический рост//Вопросы экономики. — 1997. — № 8. — С. 91 — 111.

В качестве темпов роста использовался темп прироста ВВП на душу населения в постоянных ценах 2000 г. Инфляция представлена индексом потребительских цен.

Анализ взаимосвязи производился по следующим наборам данных:

— все наблюдения — 127 стран за период 1971 — 2003гг. (3 194 наблюдений);

— средние по пятилетним периодам — 127 стран за периоды 1971 — 1975, 1976 — 1980, 1981 -1985, 1986 — 1990, 1991 — 1995, 1996 — 2000, 2001 -2003 гг. (последний период включает три года) (715 наблюдений). Среднее значение инфляции и роста находилось как среднегеометрическая величина индекса инфляции по формуле П (1 + nit)1/5 и индекса роста по формуле П (1 + git)1/5. В этой связи средние значения по всей совокупности отличаются от средних значений предыдущей группировки;

— развитые страны (страны ОЭСР) — 19 стран18 за период 1971 — 2003 гг. (605 наблюдений);

— развивающиеся страны — 94 страны за период 1971 — 2003 гг. (2 417 наблюдений);

— страны с переходной экономикой — 14 стран19 за период с 1981 — 2003гг. (164 наблюдения);

— страны с ВВП на душу населения выше 10 000 долл. США — 26 стран за период с 1971 — 2003 гг. (778 наблюдений);

— страны с ВВП на душу населения от 1 000 до 10 000 долл. США — 59 стран с 1971 — 2003 гг. (1 489 наблюдений);

— страны с ВВП на душу населения до 1 000 долл. США — 43 страны за период с 1971 — 2003 гг. (986 наблюдений).

В табл. 2 представлено распределение наблюдений в указанных группах по уровню инфляции и темпам экономического роста.

Во всех из представленных в таблице 2 группировках наблюдается устойчивая отрицательная взаимосвязь инфляции и темпов экономического роста. Все из представленных случаев свидетельствуют, что на низких уровнях инфляция и рост связаны положительно, подтверждая результаты, полученные в работах Ghosh и Phillips (1998), Khan и Senhadji (2001).

На более высоких уровнях инфляции (от 5 до 25 %) экономический рост в наибольшей степени подвержен отрицательному воздействию инфля-

18 Австрия, Австралия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.

19 Армения, Беларусь, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия, Эстония.

ции. Наконец, при уровне инфляции более 30 % отрицательная взаимосвязь инфляции и роста ослабевает, поддерживая результаты, полученные Fischer (1993).

Распределение инфляции является близким к логнормальному, поэтому необходимо преобразовать ряд инфляции. Однако простое логарифмирование связано с некоторыми трудностями, например, в части логарифмирования отрицательных или нулевых значений инфляции. Дело в том, что логарифмическая функция стремится к минус бесконечности при значениях инфляции, стремящихся к нулю, и не определяется — при отрицательной инфляции (дефляции).

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Некоторые исследователи предлагают специальные процедуры логарифмирования, позволяющие учитывать все значения инфляции. Например, Khan и Senhadji (2001) предлагают следующую гибридную функцию:

f (п) = (п-1) х I (п < 1) + lg(n) х I (п >1), где п — уровень инфляции;

I — фиктивная переменная, принимающая значения 1 при выполнении условия и 0 при его невыполнении (условие указано в скобках).

Таким образом, данная функция является линейной для инфляции ниже или равной единице и логарифмической для инфляции выше единицы. Однако данное преобразование, на наш взгляд, ведет к тому, что значения инфляции меньше единицы не логарифмируются, т. е. это приводит к их большему весу в модели. Например, дефляция в 3 % и ниже (не такой уж и редкий случай, их 18 в нашем наборе данных) согласно представленной функции после преобразования получит значение — 4 и меньше, т. е. сопоставимое по вероятности с инфляцией 10 000 % годовых и выше (таких только два случая).

Авторами предлагается использовать следующую процедуру:

В данном случае сохраняется единый масштаб значений ряда в обе стороны от нуля. Исследование также показало, что данная процедура позволяет наиболее приблизить распределение инфляции к функции нормального распределения.

Тут же поясним, что логарифмируется темп инфляции, выражаемый приростом цен. Дело в том, что логарифмирование роста цен, т. е. lg (1+п), в диапазоне большинства наблюдаемых уровней инфляции близко к линейной функции.

Для тестирования наличия оптимального уровня инфляции воспользуемся модернизированной нелинейной моделью Khan и Senhadji (2001):

Группировка наблюдений по инфляции и темпам роста

Уровень инфляции, % Количество наблюдений Инфляция, % Темпы экономического роста, %

среднее медиана среднее медиана

Все наблюдения 3 194 44,8 7,9 1.9 2.2

Росстат оценил инфляцию и самые подорожавшие категории товаров за год

Фото: Андрей Любимов / РБК

Потребительские цены в России выросли на 7,42% в декабре 2023 года к декабрю 2022-го, следует из информации Росстата. В среднем за год инфляция составила 5,87%. В сентябрьской версии макропрогноза Минэкономразвития оценивало, что инфляция в декабре 2023 года достигнет 7,5% в годовом выражении. Банк России, в свою очередь, в октябре ожидал, что инфляция в 2023 году будет находиться вблизи верхней границы прогнозного диапазона 7–7,5%. Однако в декабре президент Владимир Путин предупреждал, что показатель может превысить прогнозные значения. «К сожалению, у нас подросла инфляция. Это так. К концу года ожидается 7,5%, чуть, может быть, больше — к 8%», — сказал Путин. Куриные яйца, находившиеся в фокусе внимания в последние месяцы 2023 года, по итогам года подорожали на 61,35% (после подорожания на 18,2% за декабрь).

Причины высокой инфляции 2023 года

Четвертый год подряд инфляция в России на конец года превышает целевой ориентир Банка России (4%). Месячная инфляция (декабрь к ноябрю) составила 0,73%, замедлившись по сравнению с ноябрьским значением в 1,11%. Базовая инфляция (исключает волатильные компоненты — плодоовощную продукцию, ряд алкогольных напитков, топливо) в декабре за год сложилась на уровне 6,83%. К существенному ускорению инфляции во втором полугодии 2023 года привело сочетание быстрого восстановления экономики и жесткости рынка труда, отразившееся в рекордно низкой безработице, писал Альфа-банк в декабрьском обзоре. «Скачок инфляции, судя по всему, связан скорее с очень сильным давлением издержек на российских производителей, чем с опережающей ожидания динамикой спроса», — отмечали его аналитики.

Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры

Они уточняли, что на поведение компаний влияет рост оплаты труда: особенно сильно наращивают зарплаты компании обрабатывающей промышленности и машиностроения, где нужнее высококвалифицированный труд. За последний год уровень безработицы несколько раз побил исторический минимум, достигнутый впервые еще в начале года. В декабре Путин заявлял, что безработица составила 2,9%, назвав это «хорошим интегрированным показателем состояния экономики». По последним данным Росстата, в январе—октябре 2023 года реальные заработные платы в России увеличились на 7,7%.

Лидеры подорожания

Цены на плодоовощную продукцию за год увеличились на 24,19%, на продовольственные товары — на 8,16%, непродовольственные — 5,96%. Услуги подорожали на 8,33%. Среди отдельных товаров и услуг, выделенных Росстатом, наибольший рост цен продемонстрировали яйца куриные — за год они подорожали на 61,35%. Это рекорд для данного товара за весь период доступной статистики (с 2002 года). Для сравнения: в 2022 году яйца подешевели на 6,5%, а предыдущий рекорд был поставлен в 2013 году (плюс 28,8%). Розничные цены на яйца увеличиваются с октября 2023 года. Как пояснял Путин, это произошло из-за роста доходов населения и увеличения спроса. Власти, в свою очередь, «вовремя не сориентировались», «чтобы открыть импорт, не подумали», заявлял он. Аналитики не называли одной конкретной причины, стоящей за ростом цен на яйца, но отмечали также проблемы на стороне предложения (в частности, удорожание упаковки, логистики, витаминов для кур).

Фото:Павел Колядин / ТАСС

В лидерах по темпу роста цен также оказались куры охлажденные и мороженые — за год они подорожали на 27,8%, следует из данных Росстата. Впрочем, по сравнению с ноябрем в декабре цены на них снизились на 1,9%. Мясо и птица в целом за год подорожали на 16,2%, сахар-песок — на 10,8%, рыба мороженая — на 9,2%. Снижение цен фиксировалось на макаронные изделия (минус 3,8% за год), крупу и бобовые (минус 2,4%), подсолнечное масло (минус 1,4%). Из непродовольственных товаров сильнее всего выросли цены на медикаменты — на 7,9%, а также на табачные изделия (плюс 7%) и бензин автомобильный (плюс 7,2%), следует из данных Росстата. А единственной подешевевшей категорией из приведенных Росстатом стали телерадиотовары (минус 6,2%). Среди услуг за последний год значительнее всего подорожали зарубежные поездки (плюс 24,8%), услуги пассажирского транспорта (плюс 15,7%, в частности городского пассажирского — на 14,2%), взносы на капитальный ремонт (плюс 11,8%), Услуги гостиниц и прочих мест проживания увеличились в цене на 9,1%, почтовой связи — на 8,7%. В то же время снизились цены на страхование (на 1,1%) и на холодное водоснабжение (на 0,03%).

Перспективы 2024 года

Инфляция оказалась немного ниже ожиданий благодаря особенностям базы (тарифы индексировались в декабре 2022-го вместо лета 2023 года, поэтому они не попали в расчет годовой инфляции), а также некоторым нерыночным действиям правительства — например, временному запрету на экспорт топлива (действовал с 21 сентября по 17 ноября. — РБК), полагает главный макроэкономист УК «Ингосстрах-Инвестиции» Антон Прокудин. Инфляция на уровне 7,42% — это «нормальный, средненький результат», считает заведующий лабораторией финансовых исследований Института Гайдара Алексей Ведев. «7,42 или 8% — разница на уровне статистической погрешности», — указал он. По словам эксперта, основной причиной того, что инфляция не выросла до 8%, стал тот факт, что перед Новым годом остановилась девальвация рубля и это стабилизировало цены на импорт. Пик годовой инфляции будет пройден во втором квартале 2024 года, полагает Прокудин. И хотя его уровень будет снижен благодаря массированной продаже валюты ЦБ (это снизит валютный курс и цены импортных товаров), он окажется выше 10%, прогнозирует эксперт. Ранее о том, что пик роста цен придется на весну 2024 года, говорила глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Согласно действующему прогнозу ЦБ от конца октября, в 2024 году инфляция составит 4–4,5%. Чтобы вернуть инфляцию к цели, ЦБ в 2023 году повысил ставку до 16% (в начале 2023-го находилась на уровне 7,5%).

Фото:Lee Jae-Won / Reuters

Выход на пик по инфляции зависит от баланса доходов и расходов населения, и вряд ли в ближайшее время стоит ожидать роста реальных располагаемых доходов, говорит Ведев. «Скорее всего, мы сейчас видим пик», — полагает эксперт. На следующий год макроэкономист выделил два базовых сценария. «В случае консолидации бюджета, то есть если будут зажимать расходы, произойдет замедление темпов роста цен, но не ниже уровня 5%. Если дефицит бюджета составит 3 трлн руб., то есть больше 1,5% ВВП, инфляция останется в диапазоне 7–8%», — прогнозирует Ведев. Заметное замедление текущих темпов роста цен (месяц к месяцу) произойдет уже с начала 2024 года, однако снижение инфляции в годовом выражении к цели ЦБ в 4% «займет достаточно много времени», ожидают в «Ренессанс Капитале». Там отмечают, что возможными препятствиями на пути к цели могут быть факторы со стороны предложения, включая ускоренную индексацию регулируемых тарифов ЖКХ (около 10% в июле, что может внести дополнительно до 1 п.п. в инфляцию при прочих равных) и наметившийся рост цен производителей. Что касается роста зарплат, этот фактор был значимым для инфляции в 2023 году, но его действие будет угасать в 2024-м по мере замедления роста реальных доходов, считают в «Ренессанс Капитале». По прогнозу Минэкономразвития, к концу 2024 года инфляция замедлится до 4,5%.

Инфляция в России: уровень по годам и чего ждать дальше

Баннер

Инфляция — это когда в конце денег остается слишком много месяца. То есть, говоря простыми словами, при инфляции дорожают практически все товары и услуги и повышаются тарифы. Как меняется уровень инфляции в России по годам и можно ли контролировать цены?

  • Все подорожало
  • Инфляция в России по годам
  • Простой пример инфляции на буханке хлеба
  • Инфляция наоборот

Все подорожало

Инфляция — это устойчивое и продолжительное повышение общего уровня цен на товары и услуги. Она характеризуется уменьшением покупательной способности денег и, если уровень инфляции чересчур высок, может оказывать негативное влияние на экономику.

  • потребительских цен — самый распространенный тип, когда растут конечные цены на товары и услуги;
  • затрат производителей — растут цены на расходники для производства товаров, что приводит к подорожанию конечного продукта и росту потребительских цен;
  • монетарная — количество денег в обращении растет быстрее, чем количество товаров и услуг, возникает избыток денежной массы, цены начинают расти.

Показатели инфляции учитывают при индексации зарплат бюджетникам, пенсий, социальных пособий.

Инфляция в России по годам

В России мониторингом цен и расчетом на его основе показателей инфляции занимается специальная структура — Росстат. А регулированием инфляции занимается Центробанк путем изменения ключевой ставки.

Здесь зависимость линейная: если ставка растет, то кредиты дорожают, зато вклады становятся выгоднее за счет более высоких процентов, в итоге рост цен тормозится. При снижении ставки кредиты, наоборот, дешевеют, а вклады перестают давать ощутимый прирост.

Боитесь, что деньги, спрятанные «в тумбочке», обесцениваются с каждым днем? У Совкомбанка есть решение: выгодный вклад с хорошей ставкой, гибкими условиями и страхованием от государства. Мы научим ваши деньги работать на вас! Откройте вклад онлайн не выходя из дома и обеспечьте себе пассивный доход и финансовую подушку безопасности.

Деньги, спрятанные под подушкой, обесцениваются. Сберегите средства от инфляции и заставьте накопления работать на вас. Гибкие условия сыграют вам на руку:

  • вы можете открыть вклад дистанционно;
  • управлять им не выходя из дома;
  • увеличить ставку до 15,1%, пользуясь картой «Халва».

Дополнительную сохранность средств обеспечивает государственная Система страхования вкладов.

Все данные по инфляции в России за последние 30 лет собраны на специальном сайте .

Целевой показатель Банка России по инфляции на 2023 год — 4%.

В реальности инфляция выше. В конце октября ЦБ повысил инфляционный прогноз до 7–7,5% к концу 2023 года . Новые данные будут учитываться на следующем заседании совета ЦБ по ключевой ставке, которое запланировано на 15 декабря. Если признаков замедления инфляции не будет, велика вероятность, что ставку снова повысят.

По последним данным Росстата , годовая инфляция в России в 2023 году сейчас составляет 7,16%. При этом с 8-го по 13 ноября она все же замедлилась — до 0,23% (неделей ранее показатель был 0,42%). Но картину портят огурцы и яйца, которые все дорожают и дорожают — на 9,1% и 3,4% за последнюю неделю.

Уровень инфляции в 2022 году по официальным данным Росстата составил 11,94%. Это заметно выше, чем годом ранее, когда показатель составлял 8,39%. Прошлогодняя инфляция стала в России самой большой с 2015 года, когда ее уровень достиг 12,9%. В 2016 году инфляция составила 5,4%, в 2017-м был зафиксирован минимальный за всю историю показатель в 2,5%. Затем снова начался рост: в 2018-м — 4,3%, в 2019-м — 3%, в 2020-м — 4,9%.

Инфляция в России — таблица по годам

С полной версией таблицы инфляции с 1991 года по настоящее время, как по годам, так и по месяцам, можно ознакомиться по этой ссылке.

Мнение эксперта

Наталья Ващелюк
Главный аналитик Управления инвестиционного анализа Совкомбанка

По итогам октября 2023 года инфляция составила 6,7%. В целом в 2023 году инфляция может составить 7,5–8% год к году. В 2024 году мы ожидаем инфляцию на уровне 6,2% при целевом уровне ЦБ в 4%. По прогнозу, инфляция еще больше года будет превышать цель регулятора. Банку России придется долго поддерживать процентные ставки на высоком уровне. В настоящее время ключевая ставка составляет 15%. В декабре, по нашим ожиданиям, она может быть повышена до 16% и оставаться на этом уровне в первой половине 2024 года. Как сохранить свои сбережения на фоне инфляции? Один из наиболее популярных инструментов — это вклады. Процентные ставки по вкладам в рублях в настоящее время находятся на достаточно высоком уровне. По данным Банка России, средняя процентная ставка по вкладам на срок от полугода до года в начале ноября достигла 13,3% годовых. Таким образом, доходность вкладов может оказаться выше инфляции, ожидаемой в течение ближайшего года. Высокие процентные ставки, как правило, неблагоприятны для рынка акций, так как сдерживают рост бизнеса и прибыли компаний. При растущих процентных ставках можно обратить внимание на облигации с плавающей ставкой — государственные ОФЗ-ПК и корпоративные флоатеры.

Давно хотите попробовать свои силы в инвестировании, но не знаете, с чего начать? Все просто — скачайте приложение «Совкомбанк Инвестиции»! Вы сможете режиме онлайн выбирать акции и облигации, вкладываться в фонды, отслеживать биржи и рынки. Немного практики — и ваше денежное дерево пойдет в рост!

Получить выгоду можно не только от приобретения ценных бумаг компании, в которой вы работаете: на биржах представлено множество вариантов. Выбирайте акции, облигации и фонды, инвестируйте и следите за состоянием рынка в приложении «Совкомбанк Инвестиции».

Простой пример инфляции на буханке хлеба

Инфляция оказывает серьезное влияние на уровень жизни обычных людей. Когда уровень инфляции в России повышается, покупательная способность денег снижается, повседневные расходы все больше и больше растут. Для лучшего понимания того, как инфляция отражается на кошельке, проведем простой расчет, взяв в качестве эталона буханку хлеба. Ее цена — 50 рублей. Инфляция составляет 10%. То есть, на эту величину дорожает хлеб. И цена буханки теперь будет: 50 рублей плюс 10% (это 5 рублей). Итого уже 55 рублей. При этом зарплата человека остается неизменной, на покупку хлеба для семьи у него заложено 1000 рублей в месяц. С учетом инфляции его реальная покупательная способность сократится. Если раньше он мог на свою тысячу купить 20 буханок хлеба, то теперь — только 18.

Если представить, что подорожал не только хлеб, но и все остальные продукты, то понятно, что уровень жизни семьи снизится, поскольку расходы на питание возрастут, а значит, сократится количество денег, которые удавалось выкроить из бюджета на одежду, обувь, развлечения, образование и т. д.

Некоторые аспекты обеспечения финансовой безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС / ИНВЕСТИЦИИ / МОНЕТИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ИНФЛЯЦИЯ / ВАЛЮТНЫЙ КУРС / ЗОЛОТОВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ / ВЫВОЗ КАПИТАЛА / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кайгородцев Александр Александрович

В статье рассматриваются актуальные вопросы обеспечения финансовой безопасности как подсистемы экономической безопасности страны. Раскрыта сущность финансовой безопасности . Проведен анализ составляющих финансовой безопасности России. Он сделан на основе таких индикаторов, как сбалансированность государственного бюджета ; уровень государственного внешнего и внутреннего долга; дефицит платежного баланса; уровень инвестиционной активности; уровень монетизации экономики ; уровень инфляции ; устойчивость национальной валюты; объем международных резервов Банка России; вывод капиталов из страны; состояние банковской системы . Даны рекомендации по обеспечению национальной финансовой безопасности .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кайгородцев Александр Александрович

Стратегия экономического пояса Шелкового пути и обеспечение экономической безопасности России
Российская экономика в 2015-2017 годах
Оценка экономической безопасности российской Федерации
Антикризисные меры сквозь призму национальной безопасности России
Финансовая система и безопасность экономики России в условиях санкций
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты обеспечения финансовой безопасности России»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Кайгородцев Александр Александрович

доктор экономических наук, доцент,

Ярославский филиал Московского финансово-юридического университета, г. Ярославль, Российская Федерация. E-mail: kay-alex@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы обеспечения финансовой безопасности как подсистемы экономической безопасности страны. Раскрыта сущность финансовой безопасности. Проведен анализ составляющих финансовой безопасности России. Он сделан на основе таких индикаторов, как сбалансированность государственного бюджета; уровень государственного внешнего и внутреннего долга; дефицит платежного баланса; уровень инвестиционной активности; уровень монетизации экономики; уровень инфляции; устойчивость национальной валюты; объем международных резервов Банка России; вывод капиталов из страны; состояние банковской системы. Даны рекомендации по обеспечению национальной финансовой безопасности.

Ключевые слова: финансовая безопасность; государственный бюджет; государственный долг; платежный баланс; инвестиции; монетизация экономики; инфляция; валютный курс; золотовалютные резервы; вывоз капитала; банковская система.

SOME ASPECTS OF THE MAINTENANCE OF FINANCIAL SECURITY OF RUSSIA Kaigorodtsev Alexandr,

doctor of economic Sciences, associate Professor of the Yaroslavl branch of the Moscow financial law University Yaroslavl, Russian Federation

Abstract: the article deals with topical issues of financial security as a subsystem of economic security of the country. The essence of financial security is disclosed. The state of financial security of Russia on the basis of the following indicators is investigated: balance of the state budget; level of public external and domestic debt; balance of payments deficit; level of investment activity; level of monetization of the economy; level of inflation; stability of the national currency; volume of international reserves of the Bank of Russia; withdrawal of capital from the country; the state of the banking system. The recommendations on ensuring national financial security are given.

Keywords: : financial security; state budget; public debt; balance of payments; investment; monetization of the economy; inflation; exchange rate; gold and foreign exchange reserves; capital export; banking system.

В условиях турбулентности мировой экономики финансовая безопасность страны является гарантией ее социально-экономического развития.

Под финансовой безопасностью следует понимать такой уровень самодостаточности и устойчивости национальной финансовой системы, при котором государство имеет возможность адекватно реагировать на внутренние и внешние угрозы и проводить независимую экономическую политику в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в финансовой сфере.

Финансовая безопасность является необходимым условием для устойчивого надежного функционирования финансовой системы страны, при котором имеется возможность предотвратить:

— возникновение финансового кризиса;

— деструкцию финансовых потоков;

— сбои в обеспечении основных участников экономической деятельности финансовыми

— нарушение стабильности денежного обращения [1, с. 213]. Угрозы финансовой безопасности — это явления и процессы, которые:

— оказывают негативное воздействие на финансовую систему страны;

— дестабилизируют социально-экономическое положение;

— препятствуют реализации экономических интересов личности, общества и государства. Угрозы финансовой безопасности делятся на внутренние и внешние.

Основными внутренними угрозами финансовой безопасности России являются:

— неразвитость банковской системы;

— нестабильность фондового рынка;

— неэффективность бюджетной системы;

— существенная недооценка стоимости национальной валюты, обусловливающая инфляцию издержек, чрезмерный экспорт сырья и вывод капиталов из национальной экономики;

— отрыв финансового сектора экономики от реального;

— криминализация экономических отношений, высокий уровень неформальной экономики. К внешним угрозам финансовой безопасности России можно отнести:

— углубление интернационализации российской экономики и ее связей с мировой финансовой системой;

— зависимость от импорта многих видов товаров, в том числе стратегических;

— проникновение иностранных фирм и банков на внутренний рынок;

— портфельные инвестиции иностранных фирм с целью установления контроля над отечественными предприятиями;

— неравноправное участие страны в международных финансовых организациях;

— дискриминационные меры иностранных государств и международных организаций по отношению к России;

— высокая степень мобильности финансовых рынков на основе прогрессивных информационных технологий;

— расширение проникновения на российский рынок краткосрочного зарубежного спекулятивного капитала [2, 3, 4].

Индикаторами финансовой безопасности являются:

— сбалансированность государственного бюджета;

— уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентах к ВВП;

— дефицит платежного баланса;

— уровень инвестиционной активности;

— уровень монетизации экономики;

— устойчивость национальной валюты;

— объем международных резервов Банка России;

— вывод капиталов из страны;

— состояние банковской системы [5].

Функционирование российской экономики сопряжено с высокими рисками дестабилизации ее устойчивости, в том числе бюджетной. Эти риски обусловлены геополитической напряженностью, вызванной событиями на Украине, в результате которых произошло ужесточение экономических санкций в отношении:

— отдельных субъектов экономических отношений;

— отраслей национальной экономики;

Экономические санкции способны оказать существенное негативное влияние на динамику ВВП, так как являются причиной:

— ухудшения финансового состояния предприятий и отраслей, в отношении которых они применяются;

— ухудшения условий заимствования для отечественных предприятий;

— усиления оттока капитала из страны;

— ослабления обменного курса рубля;

— роста уровня инфляции;

— ухудшения потребительской уверенности;

— сокращения инвестиций в основной капитал;

— ограничения импорта прогрессивных технологий [6].

Кроме того, эффективность российской экономики находится под воздействием волатильности цен на нефть, в результате уменьшения которых сокращаются нефтяные доходы федерального бюджета.

Из таблицы 1, в которой приведены данные об исполнения федерального бюджета РФ, видно, что в течение всего рассматриваемого периода происходило увеличение бюджетного дефицита. В 2016 г. дефицит федерального бюджета увеличился по сравнению с 2012 г. в 75 раз и составил 2956,4 млрд. руб. При этом ненефтегазовый дефицит бюджета увеличился на 20% и составил 7800,4 млрд. руб.

Если в 2012 г. дефицит федерального бюджета составлял 0,1% от ВВП, то в 2016 г. он увеличился до 3,4% от ВВП. За тот же период нефтегазовый дефицит уменьшился с 9,7 до 9,1% от ВВП, что объясняется главным образом падением мировых цен на энергоресурсы.

Таблица 1 — Показатели исполнения федерального бюджета в 2012-2017 годах [сост. автором по данным 7, с. 15-16; 8, с. 17]

Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2017 г. в % к 2012 г.

Доходы 12855,5 13019,9 14496,9 13659,2 13460,0 15088,9 117,4

нефтегазовые 6453,2 6534,0 7433,8 5862,7 4844,0 5971,9 92,5

ненефтегазовые 6402,4 6485,9 7063,1 7796,6 8616,0 9117,0 142,4

Расходы 12895,0 13342,9 14831,6 15620,2 16416,4 16420,3 127,3

Дефицит (-), профицит (+) -39,4 -323,0 -334,7 -1961,0 -2956,4 -1331,4 33,8 раза

Ненефтегазовый дефицит -6492,6 -6857,0 -7768,5 -7823,7 -7800,4 -7303,3 112,5

Доходы 19,2 18,3 18,3 16,4 15,6 16,4 -2,8 п.п.

нефтегазовые 9,6 9,2 9,4 7,0 5,6 6,5 -2,7 п.п.

ненефтегазовые 9,6 9,1 8,9 9,4 10,0 9,9 +0,3 п.п.

Расходы 19,3 18,8 18,7 18,8 19,1 17,8 -1,5 п.п.

Дефицит -0,1 -0,5 -0,4 -2,4 -3,4 -1,4 -1,3 п.п.

Ненефтегазовый дефицит -9,7 -9,7 -9,8 -9,4 -9,1 -7,9 + 1,8 п.п.

В 2017 г. дефицит федерального бюджета уменьшился по сравнению с предыдущим годом на 55% и составил 1331,4 млрд. руб. или 1,4% от ВВП. Ненефтегазовый дефицит бюджета уменьшился на 6,4% и составил 7303,3 млрд. руб. или 7,9% от ВВП.

Это объясняется началом восстановительной стадии роста российской экономики и изменением цен на энергоресурсы и обусловленного этим увеличения поступления в бюджет нефтегазовых доходов на сумму 1127,9 млрд. руб. или 23,3 %. В результате доходная часть бюджета увеличилась гораздо больше, чем расходная.

Мы считаем, что теневая экономика и коррупция, приводящие к значительным финансовым потерям, являются одной из причин несбалансированности федерального бюджета:

— размер хищений в процессе государственных закупок оценивается в 1 трлн. руб. в год;

— объем легализованных криминальных доходов оценивается в 250-300 млрд. руб. в год, при этом правоохранительные органы выявляют порядка 30 млрд. руб. или 10-12%;

— по официальным данным, оборот теневого сектора российской экономики составляет 15-20% от ВВП, по оценкам экспертов он равен 40-50% ВВП; количество занятых в теневой экономике (с учетом лиц, получающих часть заработной платы «в конвертах») оценивается в 30 млн. человек или более 40% экономически активного населения страны [3, с. 24].

Для обеспечения финансовой безопасности отношение государственного долга к ВВП не должно превышать 15-20%, а доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета не должна быть более 10 %.

Как видно из таблицы 2, в 2017 г. государственный долг РФ увеличился по сравнению с 2012 г. на 77,3 % и на 1 января 2018 г. составил 11559,7 млрд. руб., или 12,6 % от ВВП.

— сумма государственного внутреннего долга увеличилась на 74,6 % и составила 8689,6 млрд. руб., или 9,4 % от ВВП;

— удельный вес внутреннего долга в общем объеме государственного долга уменьшился с 76,3 до 75,2 %;

— сумма государственного внешнего долга увеличилась на 86,1 % и составила 2870,1 млрд. руб., или 3,2 % от ВВП;

— доля внутреннего долга в общем объеме государственного долга РФ увеличилась с 23,7 до 24,8 %.

Следовательно, отношение государственного долга Российской Федерации к ВВП, хотя и увеличилось за период 2012-2017 гг. с 9,7 до 12,6%, однако по-прежнему не превышало порогового уровня финансовой безопасности (15%), что свидетельствует об устойчивости национальной финансовой системы РФ.

В 2017 г. расходы по обслуживанию государственного долга увеличились по сравнению с 2012 г. в 2,2 раза и составили 709,2 млрд. руб. Доля расходов по обслуживанию долга в общем объеме расходов федерального бюджета увеличилась за этот период с 2,5 до 4,3 %. Расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга РФ за рассматриваемый период увеличились почти в 2,2 раза и составили 527,6 млрд. руб., расходы по обслуживанию внешнего долга увеличились в 2,4 раза и составили 181,6 млрд. руб.

Таким образом, доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета также не превышает порогового уровня финансовой безопасности.

В 2017 г. в результате улучшения ценовой конъюнктуры основных товаров российского экспорта произошло укрепление текущего счета платежного баланса страны. Это способствовала тому, что

профицит счета текущих операций увеличился по сравнению с предыдущим годом на 44,3% и составил 35,2 млрд. долл. [10].

Таблица 2 — Структура и расходы на обслуживание государственного внешнего долга РФ [сост. автором по данным 7, с. 81, 85; 8, с. 89, 95; 9, с. 212]

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2017 г. в % к 2012 г.

Государственный долг, % к ВВП 9,7 10,6 13,0 13,2 12,9 12,6 +2,9 п.п.

Государственный внутренний долг, млрд. руб. 4977,9 5722,2 7241,2 7307,6 8003,5 8689,6 174,6

Государственный внутренний долг, % к ВВП 7,4 8,1 9,1 8,8 9,3 9,4 +2,0 п.п.

Государственный внешний долг, % к ВВП 2,3 2,6 3,9 4,4 3,6 3,2 +0,9 п.п.

Доля Государственного внутреннего долга в общем объеме, % 76,3 75,8 70,3 66,7 72,0 75,2 -1,1

Доля Государственного внешнего долга в общем объеме, % 23,7 24,2 29,7 32,3 28,0 24,8 + 1,1

Расходы на обслуживание государственного долга РФ — всего, млрд. руб. 320,0 360,3 415,6 518,7 621,3 709,2 221,6

Доля в общем объеме расходов федерального бюджета, % 2,5 2,7 2,8 3,3 3,8 4,3 + 1,8

В течение года объем экспорта товаров увеличился на 25,2% и составил 353,0 млрд. долл. При этом экспорт топливно-энергетической продукции увеличился на 27,2% и составил 211,4 млрд. долл., а его удельный вес в товарном экспорте увеличился с 58,2 до 59,2%. В то же время произошло

сокращение удельного веса экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью:

— экспорт высокотехнологичной продукции — машин и оборудования -увеличился на 14,9% и составил 28,1 млрд. долл., а их доля в товарном экспорте уменьшилась с 8,6 до 7,9%;

— экспорт продукции химической промышленности увеличился на 15,0% и составил 23,9 млрд. долл., а ее удельный вес в товарном экспорте уменьшился с 7,3 до 6,7%.

В 2017 году объем импорта товаров увеличился по сравнению с предыдущим годом на 24,2% и составил 238,0 млрд. долл. Динамика импорта определялась увеличением физических объемов поставок на 16,8% и ростом цен на импортируемые товары на 6,4%.

Оживление экономической конъюнктуры в России способствовало приросту объемов импорта товаров инвестиционного назначения (машин, оборудования и транспортных средств) на 28,1%, до 110,3 млрд. долл. Удельный вес данной товарной группы в структуре импорта увеличился в течение года с 47,2 до 48,6%.

Импорт металлов увеличился по сравнению с предыдущим годом на 36,9%, а их удельный вес в товарной структуре импорта увеличился с 6,3 до 6,9%.

Несмотря на увеличение объемов импорта продукции химической промышленности на 19,0% до 40,3 млрд. долл., удельный вес данной товарной группы в структуре импорта уменьшился с 18,6 до 17,7%.

Импорт продовольственных товаров и сырья для их производства увеличился на 15,1% и составил 28,8 млрд. долл. При этом удельный вес данной товарной группы в структуре импорта уменьшился с 13,7 до 12,7%.

В 2017 году дефицит баланса внешней торговли услугами увеличился в течение года на 29,3% и составил 31,1 млрд. долл.

Экспорт услуг увеличился в течение года на 14,4% и составил 57,8 млрд. долл., импорт услуг увеличился на 19,2% и составил 88,9 млрд. долл.

В 2016 г. инвестиции в основной капитал увеличились по сравнению с 2010 г. на 60% и составили 14639,8 млрд. руб. или 17% от ВВП [11] при пороговом уровне финансовой безопасности 25%.

Инвестиции в основной капитал имели следующую структуру:

1 По видам основных фондов:

— здания (кроме жилых) и сооружения — 45,2%;

— машины, оборудования и транспортные средства — 30,6%;

2 По направлениям инвестиций:

— новое строительство — 57,8%;

— модернизация и реконструкция действующих основных фондов — 16,3%;

— приобретение новых основных фондов — 25,9%.

3 По источникам финансирования:

— собственные средства — 50,9%;

— привлеченные средства — 49,1%, из них:

а) кредиты банков — 10,4%;

б) займы других организаций — 6,0%;

в) зарубежные инвестиции — 0,8%;

г) бюджетные средства — 16,5%;

д) средства государственных внебюджетных фондов — 0,2%;

е) средства организаций и населения, привлеченные для финансирования долевого строительства — 3,0%;

Удельный вес долгосрочных инвестиций в общем объеме финансовых вложений составил 11,3%. Были введены в действие основные фонды стоимостью 13256,3 млрд. руб., что в 2,1 раза превышает уровень 2010 г. и на 17,7 % уровень 2015 г. Коэффициент обновления основных фондов составил 4,4%. Учитывая, что степень износа основных фондов на конец 2016 года составляла 48,1% этого недостаточно для осуществления структурной перестройки национальной экономики и обеспечения темпов экономического роста на уровне, превышающем среднемировой.

Уровень монетизации экономики рассчитывается как отношение денежной массы к валовому внутреннему продукту.

По данным Министерства финансов РФ [12], за период 2008-2016 гг. уровень монетизации российской экономики в целом имел положительную тенденцию: в 2016 г. данный показатель увеличился на 7,8 п.п. и составил 39 %. Несмотря на это, величина коэффициента монетизации экономики в России не соответствует не только нормативному (70%), но и минимальному пороговому уровню (50%) экономической безопасности, в то время как среднем величина коэффициента монетизации экономики в мире составляет 125%, в Японии — 247,8%, в Южной Корее — 134,5%, в Китае — 194,5%, в Индии — 80,4% [13, с. 148].

Низкий уровень монетизации экономики РФ в условиях ограничения внешнего финансирования обусловливает следующие макроэкономические риски:

— недофинансирование экономического развития;

— низкая ликвидность банковского сектора, которая может привести к кризису банковской системы;

— сокращение доходов населения и, как следствие, уменьшение внутреннего спроса, который является драйвером экономического роста;

— использование при расчетах бартерных схем и риски неплатежей [1, с. 219].

Кроме того, резкое сжатие в начале 1990-х годов денежной массы, явившееся следствием проводимой Банком России жесткой монетарной политики, привело:

— к долларизации российской экономики;

— к зависимости национальной экономики от внешнего финансирования, а финансового рынка -от спекулятивных операций нерезидентов;

— к финансовому кризису 1997-1998 годов.

В настоящее время экономика России распалась на два слабо взаимосвязанных анклава: рублевый, связанный с внутренним рынком, и долларовый, связанный с экспортом. Недоверие экономических агентов к национальной валюте как измерителю затрат труда, капитала, а также стоимости товаров и услуг является причиной долларизации экономики [14, с. 204].

Высокий уровень инфляции обусловливает рост неопределенности в экономике и ухудшение настроений потребителей, сдерживает потребительскую и инвестиционную активность. Для подавления инфляции Банк России периодически использует такие инструменты денежно-кредитной политики, как повышение процентных ставок и сокращение доступности банковского кредита.

Реализация жесткой денежно-кредитной политики Центрального банка способствовала стабилизация в 2016 г. инфляционных ожиданий и существенному замедлению инфляции, с годового уровня, превышающего в начале 2015 г. 15%, до 5,4% в декабре 2016 г. В 2017 году уровень инфляции в России составил 2,5% при пороговом уровне финансовой безопасности 6% [15].

Мы считаем, что стремление удержать инфляцию на низком уровне не должно быть самоцелью, так как ограничение денежной массы обусловливает уменьшение инвестиционной активности, что в свою очередь приводит к росту технологического отставания от экономически развитых стран мира, снижению конкурентоспособности национальной экономики, следствием которой является девальвация рубля, которая в свою очередь вызывает новую инфляционную волну [16].

Необходимо на основе имитационного моделирования найти оптимальное соотношение между

темпами экономического роста и уровнем инфляции и на этой основе определить допустимый уровень эмиссии для финансирования крупномасштабных инновационных проектов, способствующих диверсификации экономики и, как следствие, обеспечению не только финансовой безопасности, но и экономической безопасности России в целом.

Согласно статье 34.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ, основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности.

В 2014-2016 гг. курс рубля изменялся в диапазоне от 16 до 140% за год. При этом динамика изменения курса национальной валюты была разнонаправленной — было зафиксировано не только ослабление рубля, но его укрепление: в частности, в 2015 г. и в 2016 г. происходило укрепление рубля на 30% и более. В 2017 г. курс рубля был относительно стабильным: курс доллара колебался в диапазоне, не превышающем 10%: опускался чуть ниже 56 руб. и поднимался немного выше 62 руб.

В апреле 2018 г. произошло резкое ослабление рубля: 6.04.2018 г. официальный курс Банка России составлял 57,58 рублей за доллар и 70,59 рублей за евро, 12.04.2018 — 64,06 и 79,28 рублей соответственно.

Согласно оценкам Банка России, ослабление рубля на 10% вызывает рост инфляции на 1 процентный пункт [17].

Главными факторами, определяющими волатильность рубля, являются:

— геополитика и цены на нефть. На котировки цен на нефть оказывают влияние: а) экономические санкции США и ЕС в отношении России; б) опасения инвесторов по поводу того, что глобальная «торговая война», нанеся удар по мировой экономике, негативно отразится на спросе на нефть; в) возобновление добычи и экспорта нефти с терминалов на востоке Ливии после их недавней блокировки, в результате чего на рынок возвращаются примерно 0,5 млн. баррелей нефти в сутки; г) наращивание добычи нефти участниками соглашения ОПЕК+;

— валютные интервенции Министерства финансов РФ;

— изменение Банком России ключевых ставок;

— утрата контроля со стороны Банка России над Московской биржей;

— спекуляции зарубежных инвесторов на Московской бирже;

— периоды уплаты налогов, во время которых предприятия-экспортеры в больших объемах покупают рубли;

— выпуск Министерством финансов РФ облигаций федерального займа.

Международные резервы, то есть запасы иностранной валюты и драгоценных металлов, которыми владеет государство, обеспечивают финансовую стабильность страны и демонстрируют ее финансовые возможности. Их величина должны быть достаточной для обеспечения необходимого увеличения предложения иностранной валюты.

В 2017 г., по данным Банка России, международные резервы РФ увеличились по сравнению с предыдущим годом на 14,6% и составили 432,7 млрд. долл..

В результате кумулятивного эффекта положительной переоценки (на 7,4 млрд. долл.) и рекордного пополнения авуаров Центрального банка в физической форме (на 9,0 млрд. долл.) стоимость монетарного золота увеличились в течение года на 27,3% и составила 76,6 млрд. долл. При этом удельный вес золота в международных резервах увеличился на 1,8 п.п. и составил 17,7%.

По состоянию на 1 января 2017 г. объем международных резервов был достаточен для финансирования импорта товаров и услуг в течение 17 месяцев, на 1 января 2018 г. — в течение 16 месяцев [10].

Согласно оценкам Министерства экономического развития РФ, в 2015 году объем вывоза капитала за рубеж составил 80-115 млрд. долл. [18, с. 105].

Основными причинами вывоза капиталов являются

— падение мировых цен на сырьевые ресурсы;

— замедление темпов экономического роста;

— девальвация национальной валюты;

— опасения предпринимателей по поводу возможного ухудшения бизнес-климата и дальнейшего обесценения рубля и т.п.

Для вывода денег из страны используются различные схемы, например:

— завышение или занижение в процессе таможенного декларирования фактической стоимости импорта и экспорта;

— использование фиктивных зарубежных фирм-посредников, которым перечисляют денежные средства за поставку товаров.

Функционирование банковской системы Российской Федерации сопряжено со следующими проблемами, представляющими существенную угрозу национальной финансовой безопасности:

— экономические санкции, затронувшие более 50% активов банковского сектора в результате ограничения доступа российских банков к рынкам капиталов США и Евросоюза;

— отзыв в 2013-2017 годах лицензий у большого количества коммерческих банков, которые по результатам проверок со стороны центробанка были признаны ненадежными. Так, в 2015 г. Банк России лишил лицензий почти 100 банков;

— рост числа «проблемных» заемщиков и обусловленная этим потребность в создании дополнительных резервов на возможные потери по ссудам, приводящая к увеличению расходов банка. Так, по данным Банка России, на 01.01.2016 г. размер задолженности по предоставленным кредитам составил около 53 трлн. руб. — 65% от объема ВВП 2015 г. [19].

Главными рисками российских банков являются риск потери ликвидности из-за плохой диверсификации фондирования и риск потери доходности из-за уменьшения объема кредитования вследствие уменьшения спроса на кредитные продукты и ухудшения качества заемщиков [20].

По данным Банка России, на начало 2015 г. объем краткосрочных депозитов составлял 86,1 %, а на начало 2016 г. — 94,1% [21], в то время как, согласно критерию финансовой безопасности, удельный вес краткосрочных кредитов и депозитов не должен превышать 30% их общего объема [13, с. 162]. В банковском секторе имеет место опасная тенденция, так как в условиях отсутствия долгосрочных депозитов без дополнительной денежной эмиссии получение хозяйствующими субъектами долгосрочных кредитов для финансирования проектов инновационного развития производства значительно уменьшается.

Существенной внешней угрозой для российской банковской системы и экономки в целом является возможное отключение страны от глобальной информационно-коммуникационной системы платежей и расчетов SWIFT, в которую входят 10000 организаций из 210 государств мира, поскольку это приведет к затруднениям при проведении международных расчетов [22].

В связи с этим Россия и Китай создают альтернативные платежные системы. Так, в октябре 2017 г. КНР запустила платежную систему PVP для осуществления транзакций в юанях и рублях, которая может, в частности, использоваться для расчетов между странами при поставках в Китай российской нефти, объем которых составляет около 60 млн. тонн в год [23].

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы и рекомендации:

1. В условиях ужесточения экономических санкций против России необходимо:

— ускорить диверсификацию национальной экономики, восстановление сбалансированной структуры промышленности, включая машиностроение;

— направлять денежные резервы на модернизацию производства и развитие внутреннего рынка;

— прекратить покупку ценных бумаг предприятий и банков стран, объявивших финансовый бойкот России [13, с. 225].

2. Главным фактором снижения инфляции является не уменьшение количества денег в

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обращении, а повышение эффективности общественного производства на основе широкого использования достижений научно-технического прогресса. Для финансирования проектов технологической модернизации национальной экономики необходимо:

— увеличить уровень монетизации экономики до порогового уровня финансовой безопасности (50% от ВВП);

— снижение ключевой ставки Банка России до уровня, позволяющего обеспечить предприятиям реального сектора экономики возможность получения кредитов по процентным ставкам, меньшим, чем среднеотраслевой уровень рентабельности.

3. В целях преодоления распада экономики на рублевый и долларовый анклавы и превращения рубля в основную единицу измерения результатов и затрат, необходимо реализовать следующий комплекс мероприятий:

— продажа экспортных товаров за рубли;

— осуществление постепенной ревальвации рубля в соответствии с паритетом покупательной способности национальной валюты;

— переход к системе расчетов на базе платежной корзины, состоящей из группы металлов, имеющих достаточно высокие и стабильные цены и т.п. [14, с. 204].

4. Для уменьшения волатильности национальной валюты необходимо:

— уменьшение объемов экспорта сырья, которое позволит снизить давление валютного рынка на курс рубля. Для достижения этой цели необходимо существенно повысить объем переработки первичного минерального сырья, а не вводить ограничения на его экспорт, которые могут привести к дисбалансу между спросом на валюту и ее предложением;

— ужесточение контроля Банка России над валютными спекуляциями на Московской бирже.

5. В целях повышения эффективности и надежности функционирования российской банковской системы, необходимо реализовать следующий комплекс мероприятий:

— рост капитализации банковской системы;

— улучшение конкурентной среды в банковском секторе;

— расширение ассортимента и повышение качества банковских услуг;

— оптимизация системы банковского регулирования и надзора.

1. Косов М.Е. Финансовая система и безопасность экономики России в условиях санкций // Вестник экономической безопасности. — 2016. — № 6. — С. 211-222.

2. Асалиева С.А. Финансовая безопасность России в условиях трансформируемой экономики. Дисс. канд. эконом. наук. — М., 2005. — 214 с.

3. Каранина Е.В. Финансовая безопасность (на уровне государства, региона, организации, личности). — Киров: ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2015. — 239 с.

4. Зиязова Р.Н., Лестюк М.И. Экономическая безопасность Российской безопасности и основные пути ее повышения [Электронный ресурс]. — URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/55986/1/ Зиязова_Экономическая%20безопасность.pdf (дата обращения 12.04.2018).

5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.mid.rU/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/294430 (дата обращения 25.03.2018).

6. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс]. — URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2014/07/main/ 0NBP_2015-2017.pdf (дата обращения 25.03.2018).

7. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2016 год [Электронный ресурс]. — URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2017/09/main/ isp_fed_bud_29092017.pdf (дата обращения 30.03.2018).

8. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2017 год (предварительные итоги) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/ budget/federal_budget/budgeti/2018/ (дата обращения 07.07.2018).

9. Аналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета за январь — декабрь 2015 года. [Электронный ресурс]. — URL: http://picxxx.info/pml.php?action=GETCONTENT&md5=d8b3168b a7c539b6010b5c3ab84e0c50 (дата обращения 28.03.2018).

10. Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Российской Федерации, 2017 год. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=do c&base=EXP&n=719824#027282037094641653 (дата обращения 14.07.2018).

11. Инвестиции в России. 2017: статистический сборник. — М.: Росстат, 2017. — 188 с.

12. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации: http://www.rn infin.ru (дата обращения 14.07.2018).

13. Кротов М.И., Мунтиян В.И. Экономическая безопасность России: Системный подход / М.И. Кротов, В.И. Мунтиян. — СПб.: Изд-во НПК «РОСТ», 2016. — 336 с.

14. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. — М.: Дело, 2005. — 896 с.

15. Митяков С.Н. К вопросу об организации мониторинга экономической безопасности России // Стратегия экономической безопасности России: новые ориентиры развития: Сборник научных трудов I научно-практической конференции «Сенчаговские чтения» ученых, специалистов, преподавателей вузов, аспирантов (г. Москва, 14 марта 2017 г.). — М.: Институт экономики РАН, 2017- С. 57-65.

16. Глазьев С. Если руководство Банка России переместить в Японию, ее экономика рухнет [Электронный ресурс]. — URL: https://izborsk-club.ru/15032 (дата обращения 10.04.2018).

17. Катенева Ю. Волатильность рубля: Что будет с ценами на продукты, электронику, лекарства (2018) [Электронный ресурс]. — URL: https://tsargrad.tv/artides/volatilnost-rublja-chto-budet-s-cenami-na-produkty-jelektroniku-lekarstva_124826 (дата обращения 16.07.2018).

18. Корженевская Е.И. Показатели экономической безопасности России // Вестник Екатерининского института. — 2017. — № 2. — С. 104-110.

19. Зуенко М.Ю. Банковская система России: современное состояние и проблемы // Молодой ученый. — 2016. — № 9. — С. 558-565.

20. Адмаев В. Банковский сектор в 2016 году. Прогноз [Электронный ресурс]. — URL: // https:// moluch.ru/archive/113/29123/ (дата обращения 16.07.2018).

21. Статистический бюллетень Банка России. — 2016. — № 3 (274). — 308 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *