Мелкая закупка по 223 фз что это
Перейти к содержимому

Мелкая закупка по 223 фз что это

  • автор:

Малые закупки по 223-фз

Подборка наиболее важных документов по запросу Малые закупки по 223-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2024) «. Общество. обратилось в. суд. с исковым заявлением о признании незаконным и обязании ГАУК. изменить п. . положения о закупках. путем его приведения в соответствие с требованиями ч. 15 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ. в части установления предельно допустимого размера закупки у единственного поставщика (закупки малого объема) в соответствии с ограничениями закона — 100000 рублей, о признании. государственного контракта. недействительным, признании закупки незаконной и ее отмене.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Принадлежность имущества публично-правовому образованию как критерий отнесения хозяйствующего субъекта к числу заказчиков в сфере государственных (муниципальных) или корпоративных закупок
(Кичик К.В.)
(«Законы России: опыт, анализ, практика», 2020, N 2) Указанная разница в объемах нормативных массивов, регулирующих проведение государственных (муниципальных) закупок, с одной стороны, и корпоративных закупок, с другой стороны, объясняется тем, что в Законе N 44-ФЗ с высокой степенью детализации прописаны процедуры планирования и проведения закупок. Правовое регулирование государственных и муниципальных закупок, основанное на положениях Закона N 44-ФЗ, носит императивный характер. Свобода заказчиков в построении своей закупочной системы и выработке норм, на основании которых они проводят закупки, сведена к минимуму . В корпоративных закупках (Закон N 223-ФЗ) заказчики имеют существенно большую степень свободы: они самостоятельно формируют правила игры в своих внутренних документах (эти документы в Законе N 223-ФЗ называются «положением о закупке» .) Основная цель принятия Закона N 223-ФЗ — обеспечить прозрачность корпоративных закупок (размещение информации о закупках в Интернете). Главными обязанностями заказчиков по Закону N 223-ФЗ являются утверждение собственного «положения о закупке», размещение этого документа в единой информационной системе закупок (прежде всего на официальном сайте этой системы — www.zakupki.gov.ru) и проведение закупок в соответствии с указанным «положением о закупке». Небольшой объем Закона N 223-ФЗ объясняется высокой степенью диспозитивности регулируемых им отношений.

Нормативные акты

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» 15. Не подлежат размещению в единой информационной системе информация о закупках товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, информация о закупке, осуществляемой в рамках выполнения государственного оборонного заказа в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры, а также информация о заключении и об исполнении договоров, заключенных по результатам осуществления таких закупок. Информация о закупках, проводимых в случаях, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи, а также о заключении и об исполнении договоров, заключенных по результатам осуществления таких закупок, не подлежит размещению на официальном сайте. Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе следующую информацию:

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    Закупки малого объема. Что такое и как принять участие?

    Если вы только начинаете изучать закупочный процесс и планируете поучаствовать в первых торгах, рекомендую рассмотреть закупки малого объема. Это довольно легкий способ для начинающих поставщиков, у которого есть ряд специфических особенностей. В данной статье рассмотрим их как можно подробнее.

    Определение

    Малая закупка — по сути, это упрощенный тендер малых объемов. Заказчик может не проводить аукцион или конкурс, а выбрать подрядчика самостоятельно и заключить с ним контракт напрямую. Данный способ является разновидностью закупок у единственного поставщика, поэтому можно встретить еще и такое название.

    Есть определенные лимиты. Например, в законе №44-ФЗ сказано, что закупиться таким способом можно, но только на сумму до 600 тысяч рублей. При этом годовой объем таких процедур не должен превышать 2 млн рублей или 10% от всех тендеров, но не более 50 миллионов в год. Если процедура проходит на электронной торговой площадке, утвержденной Минфином, то лимит одной сделки увеличивается до 3 млн рублей. При этом важно не превысить годовые лимиты, перечисленные выше.

    Обратите внимание: сельские поселения могут закупаться таким способом, не учитывая годовые лимиты. Но одна сделка не должна превышать 600 тысяч рублей.

    Что касается 223-ФЗ, то здесь нюансы данного способа описываются не так четко, как в законе №44-ФЗ. Есть упоминание лишь о том, что заказчик вправе закупаться у единственного поставщика на сумму до 100 тысяч рублей. Если его годовая выручка составляет 5 млрд рублей и более, то до 500 тысяч рублей. В данном случае речь идет об одной сделке, годовые лимиты не обозначаются.

    Плюсы и минусы

    У данного способа есть свои нюансы, которые нужно учитывать всем участникам.

    1. Простой порядок процедуры, в сравнении с аукционом или конкурсом — определенно, плюсы для всех сторон.
    2. Минимум бюрократии: поставщику не нужно собирать большой пакет документов.
    3. Быстрое проведение процедуры и быстрое заключение сделки.
    4. Минимум вложений: поставщику не нужно обеспечивать заявку и, в случае выигрыша, исполнение контракта.
    5. Заказчик получит нужный товар намного быстрее, так как не будет тратить время на проведение торгов.
    1. В отличие от конкурентного тендера, заказчик не обязан заключать договор с поставщиком по итогу рассмотрения предложений.
    2. Иногда описание требований к товару очень размытое, у поставщика нет четкого представления о том, что хочет заказчик.
    3. Закупки малого объема не интегрированы в ЕИС, они разбросаны по разным площадкам. Хотя уже появляются информационные системы и электронные магазины, которые аккумулируют данные со всех площадок, но их единицы.

    Кто может участвовать

    Поучаствовать могут как юридические, так и физические лица. Главное — зарегистрироваться в Единой информационной системе (ЕИС) и на площадке, где планируется проведение данной процедуры. Также нужно иметь электронную цифровую подпись (ЭЦП).

    Как проходят

    Для начала нужно разобраться, где проходят такие процедуры. Если сумма закупки составляет до 600 тысяч рублей, ее можно проводить на любой площадке. В данный момент стали популярны электронные магазины, к примеру, OTC-маркет, РТС-маркет, единый агрегатор торговли «Березка» и т.д. Если процедура проходит в электронной форме и сумма сделки составляет от 600 тысяч до 3 млн рублей, то ее обязательно нужно проводить на одной из федеральных торговых площадок.

    Обратите внимание: на момент написания статьи в список федеральных торговых площадок, утвержденных Минфином, входят 8 ЭТП: Сбербанк-АСТ, Росэлторг, РТС-тендер, Национальная электронная площадка (etp-ets.ru), Заказ РФ, РАД Госзакупки, ЭТП ГПБ (Электронная торговая площадка Газпромбанка), ЭТП ТЭК-Торг.

    Размещать закупки малого объема в ЕИС заказчики могут по своему усмотрению. Но: если процедура предполагает сделку от 600 тысяч до 3 млн рублей в электронной форме (часть 12 статьи 93 Закона №44-ФЗ), то они обязаны опубликовать информацию в ЕИС.

    Давайте рассмотрим порядок проведения такой процедуры на электронной торговой площадке. Это упрощенное описание:

    1. Поставщик регистрируется на площадке и размещает свое предложение. Описывает товары подробно, при необходимости прикладывает фото.
    2. Заказчик публикуют извещение в ЕИС. В качестве основания проведения закупок малого объема можно указать п. 4, ч. 1 ст. 93 закона №44-ФЗ. В извещении подробно указывается требования к товару и компании, прикладывается проект контракта и желаемая цена. Извещение автоматически публикуется на площадке, на которой запланирована данная процедура.
    3. Поставщики видят данное извещение и откликаются, если хотят поучаствовать.
    4. Отбор поставщиков осуществляется на площадке, которая была выбрана заказчиком для проведения данной процедуры. Оператор отбирает до 5 предложений поставщиков, предпочтение отдается товарам соответствующего качества с меньшей ценой, также компанию проверяют на отсутствие в РНП — реестре недобросовестных поставщиков. Выбранные варианты оператор направляет заказчику.
    5. Заказчик рассматривает заявки в течение 1 рабочего дня, затем публикует протокол с результатами, в котором указывает обоснование по каждому предложению. У него есть право выбрать любую компанию, главное — обосновать свой выбор.
    6. С выбранной компанией подписывается контракт. На это дается два рабочих дня. Точкой отсчета необходимо считать дату направления протокола оператору.

    Риски для поставщиков и заказчиков

    Кажется, что все очень просто, особенно для подрядчика — необходимо разместить товар и откликнуться на предложение поучаствовать в процедуре. Но нужно быть готовым к следующим рискам, в основном, они касаются закупок в электронной форме от 600 тысяч до 3 млн рублей.

    Если вы выиграете и не захотите заключать контракт, вас могут внести в РНП. Находясь в данном списке, вы не сможете участвовать в тендерах в течение 2-х лет и заработаете плохую репутацию. Кроме того, площадка может списать с вас штрафную комиссию. К примеру, агрегатор «Березка» заблокирует на вашем счете от 10% от стартовой цены тендера.

    Обратите внимание: за участие в таких процедурах площадки берут комиссию с победителей. Обычно это определенный процент от цены контракта. Вы заранее заводите средства на площадку, при отклике (подаче заявки) средства блокируются, если вы не выиграете, то после публикации протокола их разморозят.

    Получить контракт — это полдела. Важно, поставить товар надлежащего качества в срок. Если вы нарушите сроки поставки, то заказчик может списывать с вас пени. Размер пени указывается в контракте и обычно зависит от ключевой ставки Центрального банка. Списание будет происходить с первого дня просрочки поставки.

    Если вы поставите товар плохого качества, за это также предусмотрено наказание. Размер штрафа прописывается в контракте, в малых закупках он составляет 10% от стоимости контракта, но не выше 3 млн рублей.

    У заказчика также есть риски. Если при организации таких процедур в рамках госзаказа будут выявлены нарушения, ему придется заплатить штраф в размере 30 тысяч рублей.

    Кроме того, важно вовремя расплатиться с подрядчиком. Оплату нужно провести в течение 15 рабочих дней с момента подписания акта приема работ. Если единственный подрядчик является субъектом малого и среднего бизнеса, то в течение 10 рабочих дней. Если сроки нарушены, сотрудника, который был ответственен за оплату, ждет штраф от 30 до 50 тысячи рублей, а за повторное нарушение ему грозит дисквалификация на срок от 1 до 2 лет.

    Что касается подписания контракта, то здесь заказчик, отказавшись от сделки, ничем не рискует.

    Особенности электронного магазина

    Как видим, закупки малого объема — достаточно специфическая процедура. С одной стороны, это немного упрощает закупочный процесс, но с другой стороны, может ограничивать конкуренцию, т.к. такие сделки могут совершаться офлайн, за закрытыми дверями. Чтобы сделать данный процесс состязательным и прозрачным, необходимо перевести такие процедуры в электронный формат. Для этого создаются электронные магазины — сервисы, заточенные под закупки малого объема. Их основная задача — сделать данные процедуры открытыми и конкурентными, а также предоставить подходящие предложения заказчикам.

    Здесь для поставщиков могут быть две схемы работы, несколько отличающиеся от проведения таких процедур на федеральных ЭТП. Рассмотрим их более подробно на примере электронного магазина OTC Маркет.

    Помним, что в электронных магазинах можно закупаться на сумму до 600 тысяч рублей. Если закупки крупнее (до 3 млн рублей) — необходимо использовать федеральные торговые площадки.

    Сергей Сердюков, Директор по спецпроектам группы электронных площадок OTC.ru

    1. Заказчик создает закупку.
    2. Поставщик создает оферту.
    3. Заказчик выбирает понравившееся предложение и создает заказ.
    4. Согласует заказ с поставщиком.
    5. Заключается договор.

    Второй вариант работы практически не отличается от стандартной работы в маркетплейсе:

    1. Поставщик создает каталог товаров, работ и услуг.
    2. Заказчик листает каталог, выбирает нужное предложение и добавляет в корзину.
    3. Создает заказ.
    4. Согласует его с поставщиком.
    5. Заключается договор.

    Такие сервисы позволяют вести переговоры по цене — в личном кабинете, передавать нужные сведения в ЕИС, формировать счета-фактуры, акты выполненных работ, счета и обмениваться данными документами.

    Электронные магазины стали популярны не только в закупках малого объема в рамках законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, но и в коммерческом сегменте. Для заказчика — это быстрый поиск контрагента по упрощенной схеме, для подрядчика — новый рынок сбыта.

    Закупки малого объема — отличный старт для начинающих поставщиков, особенно, для малого и среднего бизнеса, т.к. объемы здесь совсем небольшие, если сравнивать с конкурентными процедурами. Крупные госкомпании также имеют потребность в снабжении малого объема и активно пользуются электронными магазинами. Если вы решили поучаствовать в тендерах, попробуйте свои силы в закупках малого объема. Конкурентные процедуры требуют знаний закупочного законодательства и самого процесса, а также значительных финансовых вложений: необходимо обеспечение заявки и в случае победы — обеспечение исполнения контракта.

    Чтобы поучаствовать в малых закупках, нужно всего лишь зарегистрироваться в электронном магазине, заполнить сведения о своей компании, сформировать каталог товаров, работ или услуг. Далее вы можете откликаться на подходящие предложения или ждать, что ваш каталог будет замечен заказчиком. Первый вариант, конечно же, эффективнее.

    Закупки по 223‑ФЗ в 2023 году

    Беккер П. Р.

    По 223-ФЗ работают организации, в уставном капитале которых, помимо собственных средств, есть доля государства в размере 50% и больше.

    Закон выделяет (ч. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ):

    • государственные компании с долей участия государства свыше 50%, их «дочек» и «внучек»;
    • субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, железнодорожные компании и пр.);
    • организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение);
    • бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет пожертвований, грантов, средств субподряда, собственных средств;
    • государственные и муниципальные унитарные предприятия, проводящие закупки за счет грантов и собственных средств, при привлечении субподрядчиков по исполняемым контрактам, без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы;
    • федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства (перечень в Распоряжении Правительства РФ № 2931-р от 31.12.2016).

    Такие заказчики, как правило, имеют существенное финансовое обеспечение для реализации целей, определенных в уставе. Закупочная деятельность организаций должна быть прозрачна, стимулировать поставщиков к участию в закупках, развивать конкуренцию, минимизировать риски коррупции. Закон № 223-ФЗ позволяет эффективно расходовать эти средства и минимизировать риск злоупотребления в закупках.

    С 1 января 2024 года, согласно Распоряжению Правительства РФ от 09.12.2023 № 3535-р, перечень заказчиков, чьи проекты планов закупки и изменений в такие планы проходят оценку соответствия закону в части СМСП, дополняется и в нем будет находиться более 260 новых компаний (аэропорты, ресурсоснабжающие, научно-технические и другие организации и тп).

    Основные документы закупочного процесса по 223-ФЗ

    Закупки по 223-ФЗ
    Онлайн-курс повышения квалификации «Закупки по 223-ФЗ»

    1. Положение о закупках. Публикуется на неопределенный срок, не может противоречить законодательству, обязательно соответствует положениям 223-ФЗ и 135-ФЗ. Содержит базовые нормы, регулирующие закупки организации на всех этапах: от планирования до заключения договора и приемки товаров, работ, услуг. Именно в Положении о закупках определяются возможные способы закупки, как конкурентные, так и неконкурентные, а также случаи их использования, что находит отражение в плане закупок, закупочных процедурах.
    2. План закупок. По общему правилу публикуется на календарный год, содержит базовые параметры каждой будущей закупки, при этом закупочная документация противоречить ему не может.

    План закупки инновационной и высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается на срок от пяти до семи лет. План закупки у СМП размещается на срок не менее чем три года.

    1. Извещение о закупке. Действует на время проведения конкретной закупки, не может противоречить ее параметрам, заданным планом, и содержит резюмированное описание условий, которые раскрываются в документации о закупке (при наличии).
    2. Документация о закупке, в том числе конкурсная документация, аукционная документация и пр. Действует на время проведения конкретной закупки. Комплект документов формируется в соответствии с Положением о закупке и содержит необходимую и достаточную информацию для участия в ней, а также об условиях договора, заключаемого по результатам закупки, в том числе:
      • требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам продукции, требования к условиям поставки и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемой продукции потребностям заказчика;
      • требования к содержанию, форме, оформлению, составу, сроку действия заявки на участие в конкурентной закупке, инструкцию по ее подготовке;
      • требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик и потребительских свойств, его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;
      • место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
      • сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формулу цены и максимальное значение цены договора, либо цену единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;
      • форму, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
      • формы, порядок, дату и время окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о конкурентной закупке;
      • описание предмета конкурентной закупки в соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ и Положением о закупке;
      • предмет закупки с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, когда невозможно определить количество товара, конкретный объем работ, услуг;
      • и другие существенные условия, определенные Положением о закупке заказчика.
    3. Закупочные протоколы, в том числе протокол подведения итогов закупки, которые фиксируют основные этапы и результат закупки. Не могут противоречить условиям закупочной документации. Итоговый протокол фиксирует также предложение победителя закупки и становится частью заключаемого договора.
    4. Договор по итогам проведения закупки. Фиксирует соглашение сторон об объеме взаимных обязанностей в рамках поставки товаров, работ или услуг. Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты публикации итогового протокола. Договор не может противоречить условиям закупочной документации и предложению победителя закупки. Если эти условия стороны уточняют по итогам преддоговорных переговоров, то результаты переговоров также публикуются.
    5. Иные документы в ходе исполнения договора, в том числе дополнительные соглашения об изменениях условий, расторжении договора и др.

    Особенности закупок по 223-ФЗ

    При наличии утвержденного и размещенного в ЕИС Положения о закупке следовать ему в рамках 223-ФЗ — право заказчика, а не обязанность. В противном случае заказчик обязан вести закупочную деятельность исключительно по 44-ФЗ. Ведение закупок по 223-ФЗ намного выгоднее, чем по 44-ФЗ.

    1. Выбирать любой удобный способ проведения закупки в соответствии с Положением.
    2. Самостоятельно устанавливать сроки проведения закупок неконкурентными способами.
    3. Самостоятельно определять основания для закупок у единственного поставщика.
    4. Устанавливать способы и сроки проведения неконкурентных закупок исходя из потребности и необходимости.
    5. Оперативнее вносить изменения в план закупок, проводить закупки.

    Положение о закупке в рамках 223-ФЗ

    Основной документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика в рамках 223-ФЗ, — Положение о закупке (ч. 2, 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ), в котором подробно прописаны порядок и все этапы закупок: от планирования до заключения и исполнения договора.

    Положение публикуют в ЕИС в течение 15 дней после утверждения.

    Положение о закупке содержит в том числе:

    1. Термины и определения.
    2. Общие положения.
    3. Сферу применения.
    4. Принципы закупок.
    5. Способы закупок (конкурентные и неконкурентные).
    6. Порядок проведения закупок (конкурентные и неконкурентные).
    7. Особенности проведения закупок у субъектов МСП.
    8. Требования и условия к участникам закупки.
    9. Содержание извещения и документации о закупке.
    10. Условия применения и порядок проведения отдельных видов закупок.
    11. Порядок заключения, исполнения, расторжения договора.
    12. Особенности проведения закупок при предоставлении преференций.
    13. И другие существенные условия, необходимые для проведения закупок и реализации принципов и целей 223-ФЗ.

    Положение о закупке любого заказчика в рамках 223-ФЗ доступно для ознакомления в ЕИС. Для удобства можно воспользоваться поиском по ИНН конкретного заказчика.

    Виды закупок по 223-ФЗ и их особенности

    В рамках 223-ФЗ все закупочные процедуры делятся на конкурентные и неконкурентные.

    Конкурентные способы закупок

    Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
    Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

    1. Конкурс
      Форма торгов, при которой победителем признаются участник, заявка, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о данной закупке, и заявка, окончательное предложение которой по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений, содержит лучшие условия исполнения договора.
    2. Аукцион
      Форма торгов, при которой победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену путем снижения НМЦ договора, указанной в извещении об аукционе, на установленную в документации о закупке величину.
    3. Запрос котировок
      Форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
    4. Запрос предложений
      Форма торгов, при которой победителем признается участник, заявка которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
    5. Иные способы, установленные Положением о закупке. При этом ключевой особенностью конкурентной закупки является обязанность заказчика заключить договор с победителем закупки, а также соответствие описания предмета закупки требованиям, установленным ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ:
    • В описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
    • В описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
    • В случае указания на товарный знак в описании предмета закупки необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

    а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечивать взаимодействие таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
    б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
    в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
    г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, в целях исполнения ими обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными.

    Неконкурентные способы закупок также указаны в Положении о закупке. При их проведении заказчик может не руководствоваться требованиями ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ к описанию предмета закупки. Также, как правило, устанавливается, что проводимая закупка не является торгами (конкурсом, аукционом, запросом предложений, запросом котировок) или публичным конкурсом в соответствии со ст. 447–449 ч. 1 и ст. 1057–1061 ч. 2 ГК РФ и не накладывает на заказчика соответствующих обязательств. Таким образом, заказчик не обязан заключать договор по итогам проведения неконкурентной закупки.

    В рамках 223-ФЗ заказчики вправе дозапрашивать документы участников при проведении конкурентных закупок. Регламент направления запроса и дозапроса участнику закупки отражается в документации о закупке, Положении о закупке. В отличие от участников закупки, которые вправе направить запрос о разъяснении положений закупочной документации лишь на стадии подачи заявок, заказчик вправе запросить пояснительные сведения от участников на этапе рассмотрения их предложений.

    Особенности участия в закупках по 223-ФЗ

    Заказчики вправе размещать закупки более чем на 100 электронных торговых площадках. Большинство из них требуют оплатить аккредитацию на участие в отдельной закупке или купить абонемент на участие в закупках. При этом конкурентная закупка, проводимая для субъектов СМП, реализуется исключительно на основных федеральных площадках в соответствии с утвержденным перечнем. Для работы на этих ЭТП в секциях закупок субъектам СМП обязательно потребуется регистрация в ЕИС.

    Сроки закупок регламентированы документацией, извещением и не могут быть менее тех, что установлены в 223-ФЗ, за исключением неконкурентных процедур закупок, где заказчики устанавливают сроки в соответствии с положением о закупках.

    Обеспечение договора и заявки в рамках 223-ФЗ

    Заказчик сам определяет необходимость обеспечения договора, заявки для участников закупок. Условия прописываются в Положении о закупке, документации о проведении конкретной закупки. При этом заказчик не вправе требовать обеспечения заявки при НМЦК закупки менее 5 млн руб. При НМЦК выше этой суммы заказчик может установить размер обеспечения не более 5% от НМЦК. В случаях если закупка проводится только среди СМП и самозанятых, размер обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦК.

    Онлайн-курс
    по 223-ФЗ
    Повышение квалификации, 72 ак. часа. Онлайн-тест, удостоверение

    Участники самостоятельно выбирают, каким образом предоставить обеспечение: банковской гарантией или денежной суммой на счет заказчика. В конкурентной закупке с участием СМП деньги, предназначенные для обеспечения заявки, вносятся участником на специальный счет, открытый им в банке из перечня, определенного Правительством РФ, в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Обеспечение заявки также можно предоставить в форме независимой гарантии.

    Участники закупок по 223-ФЗ и их преференции

    Участниками закупок могут быть любые юридические или физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые. Закон № 223-ФЗ предусматривает ряд преференций для отдельных участников:

    • для СМП и самозанятых при проведении закупок исключительно для СМП в части предельных размеров обеспечительных мер;
    • для поставщиков «отечественных» товаров (России, Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии) — в рамках реализации ПП РФ № 925.

    Защищены ли права участников закупок

    Поставщики, органы исполнительной власти субъектов РФ и Корпорация развития малого и среднего предпринимательства могут обратиться в ФАС, чтобы подать жалобу в рамках 223-ФЗ на действия заказчика.

    Жалоба подается, когда:

    • нарушены правила размещения Положения о закупке в ЕИС;
    • от поставщиков требуют документы, не предусмотренные закупочной документацией;
    • закупка проводится без действующего Положения и применения положений 44-ФЗ;
    • в ЕИС опубликована недостоверная информация о годовых объемах закупки у субъектов СМП или она отсутствует .

    Жалоба в ФАС также целесообразна, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое Положение о закупке. Такая жалоба рассматривается в течение семи рабочих дней, в то время как жалобу на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение месяца (ч. 4 ст. 44 Закона № 135-ФЗ).

    Отдельного внимания заслуживает особенность подачи жалобы. Обжаловать действия или бездействие заказчика, комиссии по осуществлению закупки, оператора электронной площадки может в том числе и участник, не участвующий в закупке, но только до момента окончания срока подачи заявок. Жалоба может касаться нарушений установленного порядка размещения информации о закупке и порядка подачи заявок.

    После окончания срока подачи заявок обратиться с жалобой может исключительно участник, подавший заявку на участие в закупке (ч. 10, 11 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

    Обратите внимание на сроки подачи жалобы:

    • три месяца, если договор по итогам процедуры не был заключен или закупка признана несостоявшейся;
    • 10 календарных дней в остальных случаях.

    Сроки отсчитываются со дня размещения результатов закупки в ЕИС. Если информация о ней не публикуется в ЕИС, то с даты, когда подведены итоги закупки (ч. 4, 5 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ).

    Жалобу можно направить почтой, факсом, электронной почтой, курьером или лично.

    Участник должен направить жалобу в территориальное управление ФАС России по месту нахождения заказчика.

    Но следует направить ее в центральный аппарат ФАС России, если обжалуется:

    • закупка стоимостью свыше 1 млрд руб.;
    • закупка стоимостью свыше 100 млн руб., проводимая заказчиком, который указан в приложении к Письму ФАС России от 05.07.2019 № ИА/57470/19.

    Малые» закупки в системе закупок по 223-ФЗ

    Малые» закупки в системе закупок по 223-ФЗ

    08.02.2022

    Правила проведения закупок малого объема

    Закон № 223-ФЗ не содержит определения, что такое закупка малого объема. Но из ч. 15 ст. 4 Закона можно сделать вывод, что «малая» закупка – закупка товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. руб., заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб. Объем выручки заказчиком определяется на основании данных бухгалтерской отчетности.

    Что касается правил проведения закупок малого объема, то четких конкретных требований к их организации на сегодняшний день законом не установлено.

    В 223-ФЗ и подзаконных актах есть ряд общих требований, которые должен учитывать заказчик про регламентации «малых» закупок в своих локальных документах и Положении о закупках.

    1. Способ закупки (как, правило, эти закупки в основном проводятся неконкурентными способами) определяется в Положении о закупках заказчика.
    2. Форма закупки (бумажная, электронная) определяется заказчиком самостоятельно.
    3. Порядок подготовки и осуществления закупки неконкурентными способами, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения прописываются заказчиком в Положении о закупках.
    4. В Положении о закупках заказчик включает порядок определения и обоснования цены договора, заключаемого с единственным поставщиком, включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора.
    5. Заказчик вправе на свое усмотрение отражать информацию о проведении «малых» закупок в плане закупок.
    6. Закупки малого объема заказчик обязан отражать в ежемесячных отчетах в соответствующих разделах, внося информацию о них вручную. При этом сведения указываются в агрегированном виде: количество заключенных договоров с единственным поставщиком и общая стоимость по этим договорам за отчетный месяц. Ежемесячную отчетность обязаны формировать все заказчики в срок не позднее 10-го числа месяца, который следует за отчетным.

    Обращаем внимание, что с 1 января 2022 года практически все заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (в т.ч. и самозанятых) и соблюдать минимальные нормативы закупок у указанных лиц. Перечень закупаемых товаров, работ, услуг утверждается заказчиком самостоятельно с учетом его потребности. Данный перечень должен быть размещен в ЕИС. Заказчик обязан закупить не менее 25 % совокупного стоимости всех заключённых договоров с СМСП, в т.ч. и с самозанятыми. Как правило, выполнение этого норматива для большинства заказчиков кажется недостижимым, т.к. 20 % из них — закупки у СМСП, включенные в утвержденный план. Исходя из этого, вытекает вывод: если, у заказчика есть потребность в определенных товарах, работах, услугах и они включены в утвержденный Перечень закупок у СМСП, и планируемая сумма расходов до 100 тыс.руб. (500 тыс.руб.), то такие закупки целесообразно включить в план закупок и сведения о ней разместить в ЕИС. Это позволит заказчик выполнить норматив 20 % закупок у СМСП.

    Кроме того, с 2021 года у заказчиков, работающих по 223-ФЗ появилась обязанность по закупке товаров отечественных товаров и товаров из ЕАЭС, исходя из минимальной обязательной доли. Перечень таких товаров и минимальные квоты утверждены Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения». Отметим, что Постановление Правительства РФ № 2013 применяется при любых способах закупки: при конкурентных закупках и при закупках у единственного поставщика. Вывод о том, что заказчики могут выполнять установленные минимальные доли закупок отечественной продукции, в том числе путем осуществления конкурентных и неконкурентных закупок подтвердил Минфин РФ в письме от 15.01.2021 № 24-03-07/1390. Таким образом, за счет «малых» закупок заказчик может обеспечить выполнение этих квот. При необходимости заказчику целесообразно внести соответствующие изменения в свое Положение о закупках. Например, в части оснований для закупок у единственного поставщика.

    Способы закупок малого объема

    Порядок закупки малого объема зависит от того, каким способом ее проводить. В основном закупки малого объема осуществляются неконкурентным способом, который прописан в Положении о закупках заказчика.

    Так, например, в Положение о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром предусмотрены следующие неконкурентные закупки:

    1. Маркетинговые исследования (открытые или закрытые, с размещением или без размещения информации о маркетинговых исследованиях)
    2. Закупка с использованием Торгового портала.
    3. Безальтернативная закупка
    4. Закупка на торгах
    5. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

    В отношении каждого способа заказчик прописал порядок проведения закупки. Основная часть заказчиков ограничивается неконкурентными закупками – закупками у единственного поставщика.

    Кроме того, в Положении о закупках заказчик может указать формы проведения закупок: бумажная или электронная.

    Что касается закупок у единственного поставщика, то в соответствии со ст. 3.6 Закона № 223-ФЗ порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются заказчиком в Положении о закупках. Вывод: в законодательстве не указано, в каких случаях заказчик вправе заключать договоры с единственным поставщиком. Помимо оснований для закупок у единственного поставщика заказчик прописывает порядок осуществления таких закупок.

    По итогам неконкурентной закупки заказчик может совершить сделки в любой форме, установленной Положением о закупках на основании ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации:

    — В письменной форме путем составления одного документа (в т.ч. электронного) или обмена с поставщиками письмами, электронными бумагами иди другими данными в соответствии с п. 1 ст. 160 ГК;

    — В устной форме. Например, закупки за наличный расчет на подотчётные суммы с составление авансового отчета, а сделка выполняется в момент ее совершения.

    С 1 июля 2022 года в закупках у СМСП заказчик получит право установить в положении способ неконкурентной закупки по принципу «электронного магазина» (Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 № 2323 «О внесении изменения в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352»)

    Особенности проведения такой закупки будут прописаны в п. 20(1) Положения:

    • Закупку проводят на электронных площадках из специального перечня;
    • Цена договора не больше 20 млн руб.;
    • Участник из числа СМСП разместит предварительное предложение о поставке товара (выполнении работ, оказании услуг);
    • Заказчик опубликует информацию о закупке и требованиях к участнику;
    • Оператор установит, какие из предложений отвечают требованиям;
    • Заказчик определит, с кем из их числа заключить договор, на основе критериев оценки, утвержденных в Положении о закупках;
    • Заключение с использованием электронной площадки договора с участником.

    Данные изменения связаны с цифровизацией закупок и повышением прозрачности при проведении «малых» закупок.

    При проведении закупок малого объема заказчику необходимо контролировать не превышение ограничений, установленных для таких закупок. Особенно это касается ситуации, когда заказчик в течение одного года закупает у одного и того же поставщика один тот же товар, работу или услугу.

    Некоторые недобросовестные заказчики идут на обман, разбивая одну закупку на несколько более мелких закупок, и проводят их в определённый период времени. Иногда разница в днях заключения соответствующих договоров незначительная. Факт дробления имеет место, когда заказчику заранее известна потребность в такой продукции или работах на плановый период, и не существует препятствий технологического или экономического характера, которые мешают провести одну процедуру для приобретения всех ТРУ.

    Среди причин дробления закупок могут быть:

    1. Сокращение сроков поставки необходимых товаров, работ, услуг.
    2. Упрощение процедуры и уменьшение количества документов, нежелание размещать сведения в ЕИС и реестре договоров.
    3. Извлечение выгоды должностными лицами заказчика от таких закупок

    Обращаем внимание, что, исходя из п. 37 Постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» требования ч. 5 ст. 17 Закона, ч.ч. 2 — 3.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ в их взаимосвязи правила ст. 17 Закона № 135-ФЗ применяются к конкурентным закупкам товаров, работ, услуг, осуществляемым в соответствии с Законом № 223-ФЗ. Действия хозяйствующих субъектов при осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика согласно Положению о закупке, принятому в соответствии с Законом № 223-ФЗ, не могут быть рассмотрены на предмет нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции.

    Дробление корпоративной закупки в рамках 223-ФЗ теперь в принципе не может получить квалификацию как действие, нарушающее запрет, предусмотренный п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции, поскольку ст. 16 устанавливает запреты в отношении действий органов власти, которые не выступают в качестве заказчиков по Закону № 223-ФЗ.

    Для закупок по Закону № 223-ФЗ выводы Верховного Суда означают пересмотр всей антимонопольной практики, когда ФАС привлекала корпоративных заказчиков к ответственности в связи с дроблением по ст. 16 Закона № 135-ФЗ.

    Заказчику необходимо обратить внимание на то, что как только такие закупки суммарно составят 100 тыс. руб. (500 тыс. руб.), то ему необходимо включать последующие закупки у данного поставщика этих товаров, работ, услуг в план закупок с размещением соответствующей информации в ЕИС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *