Меры социальной поддержки что это
Перейти к содержимому

Меры социальной поддержки что это

  • автор:

Статья 15. Меры социальной поддержки

1. В случае гибели (смерти) защищаемого лица в связи с его участием в уголовном судопроизводстве членам семьи погибшего (умершего) и лицам, находившимся на его иждивении, по постановлению органа, принимающего решение об осуществлении государственной защиты, выплачивается за счет средств федерального бюджета единовременное пособие в размере, определяемом Правительством Российской Федерации, и назначается пенсия по случаю потери кормильца в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. В случае причинения защищаемому лицу телесного повреждения или иного вреда его здоровью в связи с участием в уголовном судопроизводстве, повлекшего за собой наступление инвалидности, ему по постановлению органа, принимающего решение об осуществлении государственной защиты, выплачивается за счет средств федерального бюджета единовременное пособие в размере, определяемом Правительством Российской Федерации, и назначается пенсия по инвалидности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

3. В случае причинения защищаемому лицу телесного повреждения или иного вреда его здоровью в связи с участием в уголовном судопроизводстве, не повлекшего за собой наступление инвалидности, ему по постановлению органа, принимающего решение об осуществлении государственной защиты, выплачивается за счет средств федерального бюджета единовременное пособие в размере, определяемом Правительством Российской Федерации.

4. В случае гибели (смерти) защищаемого лица в связи с его участием в уголовном судопроизводстве членам семьи погибшего (умершего) и лицам, находившимся на его иждивении, если они имеют право на различные единовременные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, назначается одно единовременное пособие по их выбору.

5. Защищаемым лицам, имеющим одновременно право на различные единовременные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае причинения телесного повреждения или иного вреда здоровью, назначается одно единовременное пособие по их выбору.

6. Порядок выплаты единовременных пособий, указанных в частях 1-5 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

7. Имущественный ущерб, причиненный защищаемому лицу в связи с его участием в уголовном судопроизводстве, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета и иных финансовых источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с последующим взысканием этих средств с лица, виновного в причинении защищаемому лицу имущественного ущерба, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Обеспечение безопасности защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания Глава 3. >>
Основания и порядок осуществления государственной защиты (ст.ст. 16 — 22)
Содержание
Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников.

Меры социальной поддержки что это

2.9. Социальная поддержка населения

Целями государственной политики в области социальной поддержки населения на рассматриваемый период являются:

смягчение негативных последствий бедности, снижение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества;

повышение эффективности социальных пособий и предоставление других форм помощи малоимущим семьям на основе принципа адресности;

расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами;

расширение свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами.

Для реализации поставленных целей преобразования в системе государственной социальной помощи будут направлены на достижение следующих задач:

обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых семей, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем;

повышение эффективности социального обслуживания населения, в том числе за счет активного привлечения негосударственных организаций;

четкое разграничение и при необходимости перераспределение полномочий между различными уровнями власти в сфере социальной поддержки населения;

развитие конкурсного финансирования в социальной сфере с привлечением альтернативных источников финансирования различных видов социальной помощи.

Будут разработаны и реализованы государственные меры по преодолению бедности, предусматривающие снижение ее уровня в среднесрочном периоде, предупреждение ее возрастания и распространения, в том числе с использованием различных механизмов и подходов к конкретным социально — экономическим группам населения.

В целях уточнения методологии определения прожиточного минимума как критерия бедности в соответствии с законодательством в условиях реформирования социальной сферы будет осуществляться актуализация потребительской корзины для основных социально — демографических групп населения с учетом практики экспертизы региональных потребительских корзин.

В основу реформ в сфере социальной поддержки населения будет положен принцип адресной направленности социальной помощи на основе проверки нуждаемости, сутью которой является сосредоточение государственных ресурсов на удовлетворении потребностей тех, кто наиболее в них нуждается.

Потребуется постепенный и взвешенный подход к пересмотру и отмене ряда льгот при введении адекватных компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев населения.

Льготы, установленные для различных категорий работающих граждан (в частности, для работников правоохранительных органов, военнослужащих), будут переведены в форму денежных выплат.

При отказе от традиционно сложившегося уравнительного предоставления социальных льгот будут учитываться категории граждан, которые по своему физическому, возрастному состоянию лишены возможности самообеспечения. В этом случае социальные льготы будут трансформироваться в один из видов государственной социальной помощи.

Государственная социальная помощь будет оказываться только малообеспеченным семьям, чей совокупный доход ниже величины прожиточного минимума и находящимся в тяжелой жизненной ситуации. В связи с этим требуют совершенствования процедуры обязательной проверки нуждаемости ее получателей, а также обязательности использования всех возможностей для самостоятельного преодоления тяжелой жизненной ситуации. Предусматривается постепенное введение контрактной системы, предусматривающей встречные обязательства клиента при получении помощи (трудоустройство, участие в общественных работах, в программах социально — психологической реабилитации и др.).

Потребуется разграничить полномочия, права и ответственность в этой сфере между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. На федеральном уровне предполагается установить общие условия, правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи. В задачи федеральных органов исполнительной власти входит формирование законодательной нормативной базы, определяющей параметры бедности и механизмы ее преодоления, разработка методик адресного порядка оказания государственной социальной помощи и контроль за его осуществлением, проверка законности принимаемых на региональном уровне решений. Функции определения размеров и видов оказания социальной помощи, а также установления дополнительных условий для получения нуждающимися гражданами социальной помощи предполагается передать на региональный уровень. Непосредственное предоставление социальной помощи целесообразно осуществлять органами местного самоуправления, так как по своей природе они максимально приближены к населению.

Сохраняется актуальность решения задачи определения потребности субъектов Российской Федерации в финансировании адресной социальной помощи с учетом необходимости межбюджетного выравнивания. При этом финансирование государственной социальной помощи, предусмотренное законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, должно осуществляться из бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации.

Для усиления государственной помощи гражданам, имеющим детей, будут приняты меры по обеспечению своевременной и в полном объеме выплаты ежемесячных пособий.

В последние годы увеличилась численность граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в комплексных мерах социальной поддержки (инвалиды, военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях, лица без определенного места жительства, граждане старшего поколения, безнадзорные и беспризорные дети).

Целью государственной политики в отношении указанных категорий социально уязвимых граждан является создание условий для реализации и обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. В частности, необходимо принятие мер по повышению социального статуса и уровня материального обеспечения военнослужащих, членов их семей, ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации, созданию государственной системы медико — социальной и медико — психологической реабилитации участников боевых действий, жертв вооруженных конфликтов и чрезвычайных ситуаций.

В связи с ростом численности граждан, имеющих инвалидность, прежде всего детей, возросла потребность в проведении их медицинской, профессиональной и социальной реабилитации. Приоритетными направлениями в среднесрочный период будут являться:

совершенствование государственных служб медико — социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

стимулирование производства протезно — ортопедических изделий и других технических вспомогательных средств, облегчающих труд и быт инвалидов, расширение ассортимента и повышение качества этих изделий;

обеспечение доступности для инвалидов зданий и сооружений, средств транспорта, связи и информации и т.д.

В сфере социальных услуг будут решаться задачи по расширению рынка и повышению качества предоставляемых услуг; децентрализации системы социальных служб; дальнейшему развитию негосударственного сектора.

Предполагается дальнейшее развитие программно — целевых и конкурсных механизмов финансирования деятельности по предоставлению населению социальных услуг с целью обеспечения равного доступа к государственному финансированию для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги.

Предусматривается разработать общие требования к деятельности государственных, муниципальных, частных и иных учреждений, предоставляющих различные виды социальных услуг, на основе государственных стандартов социального обслуживания и системы оценки качества выполнения социальных программ; использовать наряду с государственным финансированием частные благотворительные средства; развивать самоокупаемость социальных услуг в сферах, где для этого существуют необходимые предпосылки.

В целях обеспечения эффективного управления процессами в социальной сфере будет продолжена работа по комплексной информатизации социальной сферы, которая позволяет создать единую систему сбора, хранения и представления информации, характеризующей состояние социальной сферы Российской Федерации.

Меры социальной поддержки что это

Меры социальной поддержки

42. Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки.

К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).

Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.

Так, федеральными законами соответствующие меры социальной поддержки установлены для таких категорий граждан, как инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации и полные кавалеры ордена Трудовой Славы, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и др. (части 13 — 15 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; части 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 9 января 1997 года N 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»; пункт 3 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Отдельные вопросы, связанные с реализацией мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по смыслу части 11 статьи 159 и части 1 статьи 160 ЖК РФ, могут регулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями органами власти субъектов Российской Федерации.

43. По смыслу статьи 159 ЖК РФ, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг — это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам (нанимателям по договору социального найма и собственникам жилого помещения) жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 ЖК РФ).

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 ЖК РФ).

Следует учитывать, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам Российской Федерации, а иностранным гражданам только в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации (часть 12 статьи 159 ЖК РФ).

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 ЖК РФ, членов семьи собственника — в соответствии со статьей 31 ЖК РФ.

Поскольку поднаниматели жилого помещения и временные жильцы не приобретают самостоятельного права пользования жилым помещением, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг им не предоставляется.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 ЖК РФ (часть 4 статьи 159 ЖК РФ).

44. Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 ЖК РФ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 ЖК РФ).

В совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина включаются в том числе все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка, выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, пенсии, стипендии, денежные выплаты, предоставляемые гражданам в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, доходы, полученные от сдачи жилых помещений в поднаем, денежные средства, выделяемые опекуну (попечителю) на содержание подопечного, а также предоставляемые приемной семье на содержание каждого ребенка, и иные выплаты, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен иной порядок учета доходов граждан в целях предоставления названных субсидий и компенсаций (статья 5 и статьи 6 — 12 Федерального закона от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»).

Так, иной порядок учета доходов граждан установлен пунктом 7 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому до вступления в силу соответствующего федерального закона сумма ежемесячной денежной выплаты, установленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», не учитывается при исчислении размера совокупного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) для оценки ее нуждаемости при определении права на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

45. Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг — это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (статья 160 ЖК РФ).

Например, ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения предоставляется ветеранам, инвалидам войны, ветеранам боевых действий и др. (подпункт 4 пункта 1 статьи 13, подпункт 8 пункта 1 статьи 14, подпункт 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах»).

46. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.

Перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются в том числе нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 160 ЖК РФ).

Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки может являться, в частности, представление гражданином неполного комплекта документов для получения этих мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, наличие в представленных гражданином документах противоречивых сведений.

47. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ).

Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении.

При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Суда Российской Федерации

Социальная поддержка различных категорий населения в Российской федерации: эффективность, проблемы функционирования системы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Усова Олеся Александровна, Грищук Владимир Андреевич

В статье рассмотрены меры социальной поддержки населения, их законодательное регулирование, структура предоставления мер социальной поддержки . Приведен перечень получателей социальной поддержки и примеры регионального регулирования в изучаемой сфере. Проанализированы статистические данные по охвату населения государственными мерами социальной поддержки . Рассмотрен ряд мнений и предложений по решению основных проблем функционирования системы социальной поддержки , обосновано авторское видение их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Усова Олеся Александровна, Грищук Владимир Андреевич

Инвентаризация бюджетных мер в сфере социальной защиты населения: на пути к адресности системы мер социальной поддержки

Инвентаризация бюджетных мер в сфере социальной защиты населения: на пути к адресности системы мер социальной поддержки

Социальная защита и статистика: сопоставительный анализ Российской и международной практики учета в попытке оценить эффективность бюджетных мер

Применение цифровых технологий в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан на федеральном, региональном и муниципальном уровнях

Адресная социальная помощь: история, современность, перспективы
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Assistance to Different Russian Federation Population Groups: Efficiency and System Functioning Problems

The article deals with the measures of social support of the population, their legislative regulation, the structure of social support measures. The list of recipients of social support and examples of regional regulation in the study area. The statistical data on the coverage of the population by the state social support measures are analyzed. A number of opinions and proposals for solving the main problems of the social support system are considered, the author’s vision of their solution is substantiated.

Текст научной работы на тему «Социальная поддержка различных категорий населения в Российской федерации: эффективность, проблемы функционирования системы»

УДК 332.1 ББК 65.05

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА РАЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ

О. А. Усова, В. А. Грищук

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

В статье рассмотрены меры социальной поддержки населения, их законодательное регулирование, структура предоставления мер социальной поддержки. Приведен перечень получателей социальной поддержки и примеры регионального регулирования в изучаемой сфере. Проанализированы статистические данные по охвату населения государственными мерами социальной поддержки. Рассмотрен ряд мнений и предложений по решению основных проблем функционирования системы социальной поддержки, обосновано авторское видение их решения.

Ключевые слова: социальная помощь, социальная поддержка, государственная политика, адресность, эффективность, выплаты.

SOCIAL ASSISTANCE TO DIFFERENT RUSSIAN FEDERATION POPULATION GROUPS: EFFICIENCY AND SYSTEM FUNCTIONING PROBLEMS

O.A. Usova, V.A. Grishchuk

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia

The article deals with the measures of social support of the population, their legislative regulation, the structure of social support measures. The list of recipients of social support and examples of regional regulation in the study area. The statistical data on the coverage of the population by the state social support measures are analyzed. A number of opinions and proposals for solving the main problems of the social support system are considered, the author’s vision of their solution is substantiated.

Keywords: social aid, social assistance, state policy, targeting, efficiency, payments.

Социальная поддержка населения достаточно развита во всех цивилизованных государствах. Данный термин подразумевает под собой систему/комплекс мер или мероприятий, направленных на оказание помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, либо гражданам, имеющим право на получение ряда социальных льгот согласно законодательству.

Социальная поддержка в Российской Федерации регламентируется рядом документов и может предоставляться в виде денежных выплат (субсидий, пособий, компенсаций и т. д.) и натуральных товаров (горючее, продукты, одежда, обувь, лекарственные препараты и т. д.). Нормативно-правовым обеспечением оказания социальной поддержки является Конституция РФ, федеральные и региональные законы о социальном обеспечении, иные нормативно-пра-

вовые акты. Категориями, имеющими право на социальную поддержку, в Российской Федерации являются: инвалиды, малообеспеченные семьи, семьи с детьми, многодетные семьи, ветераны, безработные.

Рассмотрим термин «социальная поддержка» согласно законодательству. Как уже было отмечено, социальная поддержка регламентируется многочисленными нормативно-правовыми актами. В их числе Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»1. В ст. 1 представлено определение термина «государственная социальная помощь», которая согласно закону заключается

1 О государственной социальной помощи : Федер. закон от 17 июля 1999 № 178-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1999. — № 29. — Ст. 3699.

в предоставлении «малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров»1.

Термин «социальная поддержка» в данном законе не фигурирует. При этом также действует Федеральный закон от 17 июля 1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»2. Таким образом, можно заключить, что термины «социальная помощь» и «социальная поддержка» в целом идентичны.

Государственная социальная поддержка предполагает выделение финансовых средств гражданам (выплат, пособий, субсидий), входящим в состав какого-либо незащищенного слоя.

Е. Андреева предлагает под государственной социальной поддержкой населения понимать нестраховую подсистему социальной защиты населения в виде социальных выплат и льгот [7].

В условиях современной экономики социальная политика занимает важное место, т. к. направлена на решение следующих целей:

— улучшение уровня жизни населения, повышение таких важных показателей, как качество и конкурентоспособность рабочей силы;

— доход от выполнения должностных обязанностей должен быть основным источником финансовых средств граждан, а также стимулом для развития различного рода производств;

— эффективное контролирование реального уровня дохода, например, посредством сверки декларируемого дохода с фактически произведенными расходами;

— обеспечение взвешенности в занятости граждан (недопущение большого числа безработных и высвобождение излишней рабочей силы);

— усиление адресности социальной поддержки посредством усиленного контроля уровня дохода в семьях и оказания помощи на основе поданных заявлений.

Система социальной поддержки имеет многоуровневую структуру управления. На государственном уровне функционирует Министерство труда и социальной защиты Российской Федера-

1 О государственной социальной помощи : Федер. закон от 17 июля 1999 № 178-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 29. Ст. 3699.

2 О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей : Федер. закон от 29 декабря 2006 № 256-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 1. Ст. 19.

ции. В его функции входит выработка социальной политики, нормативно-правовое регулирование ее реализации, обеспечение социальной защиты населения, координация деятельности органов социальной защиты [10].

Целью деятельности региональных органов социальной защиты является проведение государственной социальной политики. На региональном уровне действует региональное министерство социальных отношений (либо аналогичный департамент).

На муниципальном уровне создаются городские управления социальной защиты населения — муниципальный орган в составе администрации города, который подчиняется как непосредственно главе администрации, так и региональному Министерству социальных отношений субьекта РФ. К функциям городского управления социальной защиты граждан относятся:

— обеспечение реализации государственной политики в области поддержки инвалидов, пенсионеров, семьи и детей, а также функционирования системы социального обслуживания жителей;

— взаимодействие с местными органами власти, внебюджетными государственными фондами, предприятиями, организациями, учреждениями, центрами связи, банками, общественными кооперативами и людьми;

— разработка прогнозов социально-экономического развития.

Деятельность управления базируется на законах РФ, указах и распоряжениях Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и субьек-та РФ, глав муниципальных администраций, постановлениях, приказах и указах вышестоящего органа социальной поддержки и прочих актах. Создание, трансформация и ликвидация управления осуществляется в соответствии с решением органов местного самоуправления. Управление финансируется из муниципального бюджета. Управление является юридическим лицом, имеющим свой счет, финансовый баланс, штампы, бланки, печать, собственное имущество и т. д.

В структуре социальной поддержки также действуют центры социальной защиты населения. Их деятельность осуществляется на базе муниципальных образований. В крупных городах практически в каждом городском районе создаются такие центры. Для социальной поддержки населения они призваны решать следующие задачи:

— разработка и реализация городских программ в области социальной помощи семьям, малообеспеченным категориям граждан, пожилым и инвалидам;

— реализация законодательства РФ в части социальной поддержки населения;

— организация поддержки ветеранов, детей, матерей, пожилых людей, а также тех, кто попал в тяжелую ситуацию;

— юридическая защита гражданских прав, а также государственных гарантий и интересов граждан;

— реализация государственных программ в области социально-трудовых отношений.

Основными группами социальной поддержки являются следующие категории граждан: ветераны, пенсионеры, инвалиды, семьи с детьми, в том числе многодетные семьи.

Также оказывается социальная поддержка иных категорий граждан. Им предоставляются следующие льготы:

1. Льготы жертвам аварии в Чернобыле (50%-я скидка на услуги ЖКХ, обслуживание в аптеках и поликлиниках без очереди, дополнительный отпуск, места в домах инвалидов и престарелых). Получение статуса «чернобылец» производится через органы соцзащиты, которые выдают соответствующее удостоверение.

2. Льготы жертвам репрессий (ежемесячные выплаты, компенсация на оплату ЖКУ). Для оформления льгот необходимо предоставить заявление, свидетельство репрессированного, паспорт, страховое свидетельство в органы соцзащиты.

3. Социальная поддержка доноров (обслуживание вне очереди в поликлиниках и медицинских учреждениях, денежные перечисления, ежегодный отпуск в любое время)

Следует подробнее рассмотреть термин «отдельные категории граждан». Анализ региональных мер поддержки показывает, что в каждом регионе под отдельными категориями граждан понимают различные категории.

Так, например, Закон Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. № 102-З «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия (с изменениями на 20 сентября 2018 г.)» описывает следующие категории граждан1:

— лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев;

— лица, подвергшиеся политическим репрессиям, и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;

1 О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия (с изменениями на 20 сентября 2018 года : Закон Республики Мордовия от 28 дек. 2004 г. № 102-З. URL: http://docs.cntd.ru/document/802024583.

— студенты и аспиранты, обучающиеся по очной форме обучения;

— граждане, имеющие детей;

— лица, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа);

— педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)

— дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Таким образом, регион выбирает наиболее нуждающиеся категории населения и разрабатывает дополнительные меры социальной поддержки.

В Московской области отдельной категрорией нуждающихся являются малоимущие граждане, а также семьи с детьми. Ежегодно увеличивается региональная социальная доплата к пенсии для доведения общего материального обеспечения неработающих пенсионеров до величины прожиточного минимума (в 2016 г. — 8950 руб. и в 2017 г. — 9161 руб.). В 2016 году ее получали 140,4 тыс. человек. Размеры других выплат увеличиваются исходя из актуальности положения тех или иных категорий получателей [9]. В настоящее время Московской областной Думой принят закон, предусматривающий:

— двукратное увеличение единовременного пособия при рождении ребенка,

— увеличение размера пособий на детей в возрасте от полутора до трех лет на 1 тыс. рублей.

Законом Пермской области от 30.11.2004 № 1830-388 «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области» определены следующие отдельные категории граждан2:

— лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;

— лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.

Как видно из представленного выше материала, социальная поддержка в соответствии с

2 О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области : Закон Пермской области от 30.11.2004 № 1830-388. URL: http://perm.regnews. org/doc/tw/vf.htm.

федеральным региональным законодательством должна охватывать значительные слои населения. В докладе Е. Андреевой представлены данные об охвате населения мерами социальной поддержки. По собранным автором сведениям социальные выплаты получают 84 % признанного нуждающимися населения Российской Федерации. Данные автора представлены в таблице.

Таким образом, государственная поддержка выражается в предоставлении определенных выплат (компенсаций, субсидий, пособий), а также в выделении товаров первоочередного значения гражданам, относящимся к малообеспеченной категории. Важнейший принцип поддержки состоит в адресности ее программ (денежных выплат). Подобный подход позволяет максимально верно идентифицировать нуждающегося посредством следующих методов: оценка материальной составляющей ячейки общества или отдельного гражданина (речь идет о денежных доходах и натуральных продуктах, выращенных самостоятельно), применение соответствующих показателей для определения связи между адресной помощью и нуждой; самоадресование, в основе которого лежит самозаявительная процедура. Данный способ оборачивается огромным объемом работы для сотрудников социальной защиты, но является наиболее эффективным.

Однако, по мнению З.П. Замараева, «серьезной проблемой стала громоздкая, затратная и недостаточно эффективная система мер государственной социальной помощи в виде различных пособий, единовременных выплат, предоставляемых на основании федеральных и региональных социальных программ семьям и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации» [3].

Как отмечает Е. П. Подъяблонская, «по оценкам МВФ, по сравнению с другими развивающимися странами и странами, схожими по уровню среднедушевого дохода, аналогичных результатов в сфере социальной поддержки можно достигнуть, используя примерно 60—70 % российских объемов бюджетных средств, т. е. около трети расходов на эти цели являются неэффективными» [4].

Е. С. Кокшарова считает, что «до настоящего времени в Российской Федерации не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты» [8].

Е. Андреева указывает на громоздкость и разнородность мер социальной поддержки по составу и источникам финансирования [7]. Автором выделено в общей сложности порядка 800 мер федерального уровня. Помимо этого, как уже было сказано, на региональном уровне также разрабатываются дополнительные меры социально поддержки. В среднем их численность по каждому субъекту Российской Федерации составляет порядка 100.

При этом возникает и дублирование мер поддержки. Очевидным фактом является отсутствие единого перечня мер социальной поддержки. Также отсутствует единая база данных получателей мер социальной поддержки. Помимо отсутствия единого регистра существует такая проблема, как плохая скоординированность действий структур, участвующих в социальном обеспечении. К ним относятся: управления соцзащитой, управления образования, управления здравоохранения, управления занятости населения. Отсюда возникает финансовая неразбериха,

Охват бедного населения государственными социальными выплатами [7]

Мера социальной поддержки Охват лиц со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума Охват населения в целом

Все социальные трансферты кроме пенсий 84 65

Адресные пособия в целом (ежемесячное пособие на ребенка, субсидия на оплату жилья и ЖКХ, пособия малоимущим, в том числе: 43 13

субсидии на оплату жилья и ЖКХ 4 2

ежемесячное пособие на ребенка 39 10

пособия и выплаты малоимущим и лицам в ТЖС 19 5

пособия по безработице 11 3

Категориальные выплаты в целом, в том числе: 33 42,0

пособие по уходу за нетрудоспособными 3 2

материнский капитал 10 4

пособие по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет 23 9

пособие по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет 7 2

компенсации и иные выплаты на детей 32 16

поскольку финансирование различных мер осуществляется разными уровнями бюджетной системы России. Свести в единую систему объемы финансирования на социальную поддержку в настоящий момент невозможно.

В связи с выделенными недостатками целесообразно разработать меры по совершенствованию системы. Рассмотрим мнения различных авторов. Е. Андреева полагает разумным «проведение инвентаризации, консолидацию мер, совершенствование учета расходов, усиление координации». Автор считает необходимым проведения инвентаризации на региональном уровне, что обусловлено действием не только федеральных, но и региональных мер поддержки. При этом логичным является исключение дублирующих друг друга мер. Также целесообразно объединить меры, направленные на решение одной и той же проблемы либо в адрес одной и той же категории получателей. Важно наладить статистику по получателям, видам помощи и объемам финансирования. Кроме того, автор предлагает «скорректировать ведение статистики социального обеспечения, чтобы она отвечала целям и задачам социальной политики государства, международным стандартам и принятым в России методическим подходам статистического учета» [7].

Кроме того, Е. Андреевой определена проблема адресности и несоответствия принципа адресности и реального распределения финансирования на социальную поддержку. Так, например, автор указывает, что «на адресные меры

расходуется только около 10 % средств консолидированного бюджета социальной поддержки населения» [7]. Мерами по повышению эффективности расходов на социальную поддержку здесь должны быть не сокращение расходов, а их оптимизация путем перераспределения.

Таким образом, социальная поддержка граждан страны является неотъемлемой частью социальной политики, как федеральной, так и региональной. Прежде всего помощь оказывается таким категориям граждан, как пенсионеры, ветераны, инвалиды, малоимущие, дети, семьи с низким достатком. Для реализации программ социальной помощи созданы специальные отделения — центры социальной поддержки населения района, которые работают в большинстве населенных пунктов РФ. Основными проблемами существующей системы распределения социальной помощи являются: громоздкость системы, отсутствие единой системы учета, дублирование мер социальной поддержки на различных уровнях государственного управления (федеральном и региональном). Ответственность за разные меры социальной поддержки находится в ведении различных ведомств. Целесообразным представляется проведение инвентаризации мер социальной поддержки; объединение мер, направленных на решение одной и той же проблемы либо в адрес одной и той же категории получателей; приведение статистического учета по мерам социально поддержки к международным стандартам.

1. Бородина, М. С. Организации социальной поддержки молодежи: региональный опыт / М. С. Бородина // Гаудеамус. — 2017. — № 1 — С. 105-109.

2. Горяйнова, Н. М. Социальная поддержка семьи и детства на муниципальном уровне / Н. М. Горяйнова // Управление в современных системах. — 2017. — № 5. — С. 3—10.

3. Замараева, З. П. Нормативно-правовые особенности современной системы социальной помощи населению / З. П. Замараева // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2012. — № 2. — С. 184—192.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Подъяблонская, Е. П. Оптимизация государственных расходов на социальную поддержку граждан России и направления повышения их эффективности / Е. Л. Подъяблонская // Финансы и кредит. — 2013. — № 40. — С. 52—62.

5. Лысов, Р. А. Социальная поддержка многодетных семей как инструмент улучшения демографической ситуации / Р. А. Лысов, С. В. Шатров // Инновационная наука. — 2018. — № 5-1. — С. 158—160.

6. Соколова, М. С. К вопросу о классификации социальной поддержки как составляющей позитивной коммуникации / М. С. Соколова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2017. — № 7. — С. 95—102.

7. Развитие эффективной социальной поддержки населения в России: адресность, нуждаемость, универсальность : науч. докл. / Е. Андреева, Д. Бычков, Е. Гришина и др. — URL: http://www.nifi.ru/images/FILES/Reports/ doc_soz_2017.pdf (дата обращения: 18.12.2018).

8. Кокшарова, Е. С. Проблемы социальной защиты населения / Е. С. Кокшарова, Ю. Е. Ковбасюк // Молодой ученый. — 2017. — № 11. — С. 225—227. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40764/ (дата обращения: 07.11.2018).

9. Меры социальной поддержки для отдельных категорий населения // Дмитровский вестник. — URL: http:// in-dmitrov.ru/novosti/obschestvo/mery-socialnoy-podderzhki-dlya-otdelnyh-kategoriy-naseleniya (дата обращения: 07.11.2018).

10. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации : офиц. сайт. — URL: http://www. rosmintrud.ru/ministry/about/issues).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Усова Олеся Александровна — магистрант факультета управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. usova_2010@inbox.ru

Грищук Владимир Андреевич — кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. vova_303@mail.ru

1. Borodina M.S. Organizatsii sotsial’noi podderzhki molodezhi: regional’nyi opyt [Organisation of the youth social assistance: regional experience]. Gaudeamus [Gaudeumus], 2017, no. 1, pp. 105—109. (In Russ.).

2. Goryainova N.M. Sotsial’naya podderzhka sem’i i detstva na munitsipal’nom urovne [Social assistance of family and childhood on the municipal level]. Upravlenie v sovremennykh sistemakh [Management in modern systems], 2017, no. 5, pp. 3—10. (In Russ.).

3. Zamaraeva, Z.P. Normativno-pravovye osobennosti sovremennoi sistemy sotsial’noi pomoshchi naseleniyu [Regulatory peculiarities of the modern system of social aid to the population]. Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki. [Bulletin of Perm university. Judicial sciences], 2012, no. 2, pp. 184—192. (In Russ.).

4. Pod»yablonskaya E.P. Optimizatsiya gosudarstvennykh raskhodov na sotsial’nuyu podderzhku grazhdan Rossii i napravleniya povysheniya ikh effektivnosti [Optimosation of state expenses on social assistance of the Russian citizens and the ways of increasing their efficiency]. Finansy i kredit [Banking and Finance], 2013, no. 40, pp. 52—62. (In Russ.).

5. Lysov R.A. Sotsial’naya podderzhka mnogodetnykh semei kak instrument uluchsheniya demograficheskoi situatsii [Social assistance of multi-child families as an instrument of the demographic situation improvement]. Innovatsionnaya nauka [Innovative science], 2018, no. 5-1, pp. 158—160. (In Russ.).

6. Sokolova M.S. K voprosu o klassifikatsii sotsial’noi podderzhki kak sostavlyayushchei pozitivnoi kommunikatsii [To the question of social assistance classification as an integral part of the positive communication]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Proceedings of Volgograd state pedagogical university], 2017, no. 7, pp. 95—102. (In Russ.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *