Сколько штрафов в год допустимо
Перейти к содержимому

Сколько штрафов в год допустимо

  • автор:

За три грубых нарушения ПДД водителя оставят без прав

За три грубых нарушения правил дорожного движения в течение года водителей будут лишать прав. А если нетрезвый водитель перевозит ребенка, то за это наказание будет строже. Такие нормы заложены в проекте нового Кодекса об административных правонарушениях, сообщил Минюст газете «Коммерсант».

Рамиль Ситдиков/ РИА Новости

Идея ввести ответственность за систематическое нарушение правил не нова. Ее упорно продвигают в Кодекс. Были предложения ввести балльную систему, когда каждое нарушение имеет свою цену в баллах.

Набрал в течение года определенное количество — ходи пешком. В конечном итоге эта идея трансформировалась в статью КоАП за систематическое грубое нарушение правил. Более того, эта соответствующая поправка была внесена в действующий Кодекс еще в 2016 году и даже принята Госдумой в первом чтении. «Российская газета» рассказывала об этом.

Согласно этой поправке, лишиться прав можно будет в том случае, если три раза попадаешься за такие грубые нарушения, как превышение скорости более чем на 40 км/час, нарушение правил проезда железнодорожного переезда или проезд на красный сигнал светофора, непропуск на перекрестке автомобиля, который пользуется преимуществом в движении, непропуск автомобиля с включенными спецсигналами, а также непредоставление преимущества пешеходу на «зебре» и за выезд на встречную полосу или за поворот, или разворот через сплошную линию разметки.

Причем нарушения могут комбинироваться. Например, водитель проехал на красный свет, получил штраф, оплатил его. Срок действия административного наказания — год. Если после уплаты штрафа в течение года он выедет на встречную полосу и не уступит дорогу пешеходу на переходе, то его дело уйдет в суд для рассмотрения вопроса о лишении его прав по новой статье КоАП, то есть за систематическое нарушение правил.

Но при этом под эту статью не попадают нарушения, выявленные с помощью автоматических комплексов фотовидеофиксации нарушений.

Надо сказать, что в новый Кодекс были включены практически все проекты поправок в действующий, которые еще не были приняты. «РГ» рассказывала об этом. Но предложение усиления ответственности для нетрезвого водителя за перевозку ребенка в действующий Кодекс не вносилось. Его сразу с подачи МВД включили в проект нового КоАП.

Напомним, если водитель попался в нетрезвом виде за рулем, ему грозит тоже наказание, что и сейчас — лишение прав на полтора-два года и штраф 30 тысяч рублей. Но если при этом в машине находился несовершеннолетний ребенок младше 16 лет, то, согласно новой новелле, водителю будет грозить лишение прав на 2-3 года и штраф 50 тысяч рублей.

Новый КоАП планировали принять еще к 1 января этого года. Но процесс работы над документом оказался непростым. Поэтому вряд ли стоит ожидать, что его примут и до конца этого года. Ведь даже после того, как Минюст его подготовит, правительство внесет его в Госдуму, а там работать над ним станут уже депутаты.

За три грубых нарушения ПДД будут лишать прав на год—полтора. В чем смысл нового законопроекта?

За три грубых нарушения ПДД будут лишать прав на год—полтора. В чем смысл нового законопроекта?

Александр Жихарев

В советские времена самым страшным орудием инспектора ГАИ был дырокол: три грубых нарушения в течение года — и ты остаешься без прав, так называемая накопительная система. Так что шоферы, имевшие в талоне две дырки, вели себя на дороге тише воды ниже травы.

Дырокол смыло волной перестройки, однако в 90-е появился талон предупреждений: каждое нарушение в зависимости от тяжести оценивалось баллами, и набравший 15 баллов (так называемая списывающая система) становился безлошадным на год. Потом баллы отменили. Но в других странах они есть!

Балльную систему приняли в Латвии и Норвегии в 2004 году, на Мальдивах в 2005 году, в Испании, Румынии и Чехии в 2006-м, во Франции в 1993 году (в ­2003-м внесли коррективы). Более десяти лет действует балльная система в Венгрии, Греции, Израиле, Ирландии, Словении, Германии.

Чаще всего баллы предусмотрены только за грубые нарушения. Во Франции таких 40 типов, в Италии, Корее и Мальте около 30, в Великобритании и Венгрии — 20, в Норвегии всего семь. Лишь педантичные немцы начисляют баллы за каждое нарушение.

Обычный список грубых нарушений: оставление места аварии, управление машиной в нетрезвом состоянии или отказ от медосвидетельствования, проезд под запрещающий сигнал светофора, серьезное превышение скорости. Если наказание уже предусматривает лишение прав, например за «пьянку», то баллы не начисляют.

Срок действия баллов разнится от года до трех. Хотя в Латвии баллы за обычные нарушения живут два года, а за грубые — пять.

Тяжесть наказания отличается: от нескольких месяцев до нескольких лет безлошадной жизни. В Корее лишают возможности сесть за руль на день за каждый балл, в Латвии при наборе 16 баллов (для начинающих — 10) отлучают от руля на год, а при повторном наборе — пожизненно.

На Мальте балльная система действует только для неопытных водителей. В Великобритании, Латвии и Франции отношение к водителям дифференцированное: начинающим поблажек нет, к ним закон более суров.

Отметки о набранных баллах вручную уже не ставят: их заносят в базы данных. В некоторых странах у водителя есть возможность посмотреть свою историю.

Кстати, штрафные баллы можно отработать. Во Франции, Германии и Венгрии для улучшения своей водительской истории необходимо прослушать курс лекций по безопасности движения. Регулярно посещать курсы нельзя — только один раз в несколько лет. В Южной Корее списывают баллы тем, кто сообщает о нарушениях на дороге, и называется это не стукачеством, а активной гражданской позицией.

Вернуть права непросто. В Польше и Израиле сдают теорию, в Латвии, Франции и Чехии — еще и практику. Причем во Франции даже после успешной сдачи всех экзаменов человек сперва получает временное удостоверение — как начинающий водитель. В Германии над провинившимся шофером измываются по полной: помимо сдачи экзаменов, он посещает психолога и пишет специальный Idiotentest, официальное название которого Medizinisch-Psychologische Untersuchung, «медицинско-психологическое обследование». Разумеется, все экзамены платные.

Помогает ли? В Италии после введения подобной практики за два года число погибших в ДТП снизилось на 20,5%, раненых — на 22%. В Латвии по истечении года количество аварий уменьшилось на 7%, а погибших в ДТП — на 11%. В Чехии за первый месяц аварийность снизилась на 27%. Правда, первые результаты не отражают реальную картину: водители привыкают к новым штрафам, и законопослушность неизбежно снижается.

В нашей стране неоднократно обсуждали возврат балльной системы: последний раз в 2013 году это предлагал депутат Вячеслав Лысаков. И сейчас наконец проект приняли — в виде изменений в 12-ю «автомобильную» главу Кодекса об административных правонарушениях. В Госдуме проект представляли Вячеслав Лысаков и заместитель главы МВД Игорь Зубов. При этом генерал в качестве обоснования говорил о том, что около 40% виновников ДТП ранее нарушали Правила. А Лысаков объяснял, что баллы помогут эффективно бороться с хроническими нарушителями, которых 3—5% от общего числа.

Итак, новая статья 12.38 «Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством» предлагает за трехкратное грубое нарушение в течение года лишать прав на год—полтора. «Зачетный» год отсчитывается с момента вступления в силу постановления о наказании за первое грубое нарушение — то есть спустя десять суток после того, как ГИБДД или суд вынесут вердикт.

В случае, если хроническим нарушителем окажется человек вообще без водительского удостоверения (и такое бывает!), то его оштрафуют на 10—30 тысяч рублей. В этом случае сумма набегает приличная: штраф за само нарушение плюс штраф за управление без прав 5—15 тысяч — и новый еще на 10—30 тысяч.

Проступки, зафиксированные автоматическими камерами, в расчет не берутся, поскольку автоматика в соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ может только штрафовать. Таким образом, возбудить дело по новой статье имеет право лишь инспектор, который лично зафиксировал нарушение и определил, что оно стало третьим грубым нарушением за год.

Не будет ли это способствовать увеличению числа взяток? Действительно, с каждым грубым нарушением у водителя появится больше желания договориться с инспектором полюбовно. И это вновь может стать проблемой: как известно, видео­контроль за дорожными нарушениями в нашей стране ввели именно из-за повсеместной коррупции в ГИБДД.

А еще один проблемный аспект — сама многострадальная глава 12 КоАП. Взгляните на статьи серьезных нарушений: почему за одни штрафуют на 5000 рублей и лишают прав, а за другие можно отделаться 500-рублевой купюрой или даже предупреждением? Не разумнее было бы сперва навести порядок в 12-й главе, условно разделить правонарушения по тяжести последствий и определить каждому соответствующее наказание — и только потом вводить балльную систему?

Надеемся, что в ходе будущего обсуждения статьи 12.38 КоАП из нее уберут некоторые наиболее спорные пункты. Например, начисление баллов за пересечение сплошной линии при повороте или развороте — ведь это нарушение может быть ненамеренным, если разметка частично заметена снегом или стерлась. А баллы «за пешеходов» уж точно могут привести к расцвету коррупции, ведь в мегаполисах есть настолько нагруженные «зебры», что обвинить в непредоставлении дороги пешеходу можно будет практически любого водителя. Стой себе в засаде, тормози и вымогай!

Но так или иначе, а статью 12.38 «за систематические нарушения» примут уже в этом году.

Нарушения ПДД, которые относят к грубым
Совершивший подобные нарушения трижды за год подпадает под действие новой статьи 12.38 КоАП, в соответствии с которой планируют лишать прав на 1—1,5 года.
Ст. КоАП Правонарушение Наказание
ч.3 ст.12.9 Превышение скорости на величину больше 40, но не более 60 км/ч штраф 1000—1500 руб.
ч.4 ст.12.9 Превышение скорости на величину больше 60, но не более 80 км/ч штраф 2000—2500 руб. или лишение прав на 4—6 месяцев
ч.5 ст.12.9 Превышение скорости более чем на 80 км/ч штраф 5000 руб. или лишение прав
на 6 месяцев
ч.6 ст.12.9 Повторное превышение скорости на 40—60 км/ч штраф 2000—2500 руб.
ч.7 ст.12.9 Повторное превышение скорости более чем на 60 км/ч лишение прав на год, в случае фиксации камерами — штраф 5000 руб.
ч.1 ст.12.10 Пересечение ж/д вне переезда, выезд на ж/д переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, остановка или стоянка на переезде штраф 1000 руб. или лишение прав
на 3—6 месяцев
ч.3 ст.12.10 Повторное нарушение ч.1 ст.12.10 лишение прав на год
ч.1 ст.12.12 Проезд на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика, за исключением случаев выезда за стоп-линию штраф 1000 руб.
ч.3 ст.12.12 Повторное нарушение ч.1 ст.12.12 штраф 5000 руб. или лишение прав
на 4—6 месяцев
ч.2 ст.12.13 Невыполнение требования ПДД уступить дорогу т/с, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков штраф 1000 руб.
ч.2 ст.12.14 Разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены (за исключением автомагистрали и нарушения требования знаков и разметки) штраф 500 руб.
ч.3 ст.12.14 Невыполнение требования ПДД уступить дорогу т/с, пользующемуся преимущественным правом движения предупреждение или штраф 500 руб.
ч.4 ст.12.15 Выезд в нарушение ПДД на встречную полосу штраф 5000 руб. или лишение прав
на 4—6 месяцев
ч.5 ст.12.15 Повторное нарушение ч.4 ст.12.15 лишение прав на год, в случае фиксации камерами — штраф 5000 руб.
ч.2 ст.12.16 Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой штраф 1000—1500 руб.
ст.12.18 Невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам, велосипедистам штраф 1500 руб.

Штрафы 2024 за превышение скорости. Таблица и все нюансы

Фото: Shutterstock

По данными департамента транспорта Москвы, превышение скорости остается самым распространенным нарушением ПДД в стране и столице. Так, на него приходится более 40% от всех фиксаций в Москве. При этом следует помнить, что сейчас существует сразу несколько штрафов за превышение скорости. В некоторых случаях пренебрежение скоростным режима может закончится даже лишением водительских прав.

Одновременно, на некоторые штрафы за превышение скорости распространяется скидка в 50%. Для этого автомобилисту необходимо оплатить постановление в течении 20 дней.

Таблица штрафов за превышение скорости

Превышение скорости Штраф Повторное нарушение Скидка
от 20 до 40 км/ч 500 рублей 500 рублей 50%
от 40 до 60 км/ч 1000-1500 рублей 2000-2500 рублей 50%. При повторном нарушении — полная сумма
от 60 до 80 км/ч 2000-2500 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев 5000 рублей (при фиксации камерой), лишение прав на полгода (в случае остановки инспектором) 50%. При повторном нарушении — полная сумма
от 80 км/ч 5000 рублей или лишение прав на полгода 5000 рублей (при фиксации камерой), лишение прав на полгода (в случае остановки инспектором) 50%. При повторном нарушении — полная сумма

В департаменте транспорта столицы считают превышение скоростного режима одним из самых опасных нарушений ПДД. За соблюдением скоростного режима следят дорожные камеры и непосредственно сами инспекторы ГИБДД. В зависимости от того, кто зафиксирует нарушение, наказание для недобросовестных водителей может также меняться.

Фото: РБК

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Штраф за среднюю скорость

Также в России активно идут обсуждения возвращения штрафа за среднюю скорость. Так, как ожидается, с 1 марта 2024 года в ПДД добавят понятие о средней скорости и необходимости ее соблюдения.

Автором документа выступил Минтранс России, соисполнителем указан Росавтодор. В случае принятия поправок изменения вступят в силу 1 марта 2024 года: разбираемся, что такое средняя скорость, почему отменили штрафы за ее несоблюдение и когда они снова появятся.

Как понятие о средней скорости пропишут в ПДД
Определение средней скорости движения транспортного средства в ПДД будет звучать следующим образом: «значение, равное отношению длины участка дороги с установленным ограничением скорости движения транспортных средств ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка».

Также автомобилистов в ПДД отдельно обяжут соблюдать не просто установленную скорость движения, но и среднюю. Так, в пункте 10.1. правил фраза «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения» будет дополнена словами «в том числе средней».

Одной из целей утверждения понятия о средней скорости, согласно документам, стало «уменьшение риска возникновения ДТП, связанных с превышением скорости движения. Повышение безопасности дорожного движения, особенно в малонаселенных районах».

Согласно разъяснениям Минтранса, в случае вступления проекта в силу следующим шагом должно стать определение правил фиксации и административной ответственности. Там отметили, что соответствующий проект внесут в Госдуму в установленном порядке после принятия изменений в ПДД. Пока в Минтрансе не говорят о возможных размерах штрафов, однако принимавшие участие в обсуждении проекта эксперты считают, что наказание оставят аналогичным, как и за превышение «моментальной» скорости. То есть, к примеру, 500 руб. за превышение на 20-40 км/ч, 1000-1500 руб. за превышение 40-60 км/час и т.д.

Однако пока дальнейшая судьба средней скорости и ее фиксации остается туманной. С одной стороны, в регионах настаивают на возврате такой фиксации, жалуясь на рост аварийности на трассах. С другой — с критикой в адрес введения такой нормы выступили в МВД.

Как заявила представитель МВД Ирина Волк, ведомство категорически против привлечения к ответственности водителей на основании фиксации «средней скорости». По ее словам, предлагаемый Минтрансом проект «содержит положения, которые могут способствовать возникновению спорных ситуаций на дороге, и вводит избыточные административные ограничения для водителей».

Новая таблица штрафов: как ездить, чтобы не лишиться прав

Фото: РБК

Министерство юстиции опубликовало проект нового КоАП, который в случае принятия должен вступить в силу с 1 января 2021 года. Основные изменения (их, кстати, готовили по поручению экс-премьера Дмитрия Медведева) касаются автомобилистов: штрафы резко вырастут, введут санкции за опасное вождение, а еще в России впервые появится накопительная система нарушений.

Самое главное: за +20 км/ч накажут на 3000 рублей

Основные изменения в таблице штрафов касаются превышения скорости (самого распространенного нарушения ПДД). Так, за +20–40 км/ч к разрешенной скорости выпишут штраф в 3000 руб. вместо 500 рублей. Дальше — больше: за +40–60 км/ч — 4000 руб. (сейчас 1000 руб.) и так далее вплоть до 10 000 руб. Подробности приведены в таблице ниже. Но есть и хорошая новость: скидки не отменят.

Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

Фото: Марина Лысцева / ТАСС

Самое неожиданное: за систематические нарушения отнимут права

  • превышение скорости на 60 км/ч и более;
  • поворот или разворот в неположенном месте;
  • проезд на красный свет;
  • выезд на встречную полосу;
  • непропуск пешехода;
  • непропуск автомобиля на «главной»;
  • нарушение ПДД на ЖД-переезде.

Самое важное: введут штраф за опасное вождение

Еще одна новая статья КоАП — 21.30 «Опасное вождение». Это понятие появилось в ПДД несколько лет назад, но ответственность до сих пор не ввели. Еще в 2016-м Autonews.ru подробно разобрал, что считается опасным вождением. В 2021-м за неадекватное поведение автомобилистов предлагают штрафовать на 5000 рублей.

Фото: Lesly Jones / youtube.com

Фото: Lesly Jones / youtube.com
Самое справедливое: нетрезвых накажут строже

В России по-прежнему за руль в нетрезвом виде садится огромное количество водителей — только за прошлый год их было около 50 тысяч. Поправки призваны решить и эту проблему: штраф увеличат с 30 000 до 40 000 руб., а права буду забирать не на два, а на три года. Если же в салоне находились дети до 16 лет, то штраф может вырасти до 50 000 рублей.

Самое радикальное: за неостановку по требованию оставят без прав

Сейчас за неостановку по требованию полицейского выписывают штраф на 500–800 рублей. В новой редакции КоАП все гораздо серьезнее: штраф 40 000 руб. или лишение прав на 2–3 года (срок установит суд).

Самое странное: штрафы за ОСАГО и тонировку почти не изменили

Страшный сон любого автомобилиста — когда в его машину врежется водитель без полиса ОСАГО. Новая редакция КоАП, похоже, не решит проблему с огромным количеством незастрахованных машин: штраф вырастет с символических 800 руб. до 1000 рублей. С тонировкой примерно такая же история. За однократное нарушение оштрафуют на 500 руб., а за повторное — на 3000 руб. (сейчас 1500 рублей).

Нарушение Как наказывают сейчас Как будут наказывать
Превышение скорости на 20–40 км/ч 500 руб. 3000 руб.
Превышение скорости на 40–60 км/ч 1000 руб. 4000 руб.
Превышение скорости на 60 км/ч
и более
2000–2500 руб. или лишение до 6 мес. 5000 руб. или лишение до 6 мес.
Повторное превышение более чем
на 40–60 км/ч
2000 руб. 10 000 руб. или лишение на 1 год
Опасное вождение 5000 руб.
Управление без полиса ОСАГО 800 руб. 1000 руб.
Невыполнение требования
об остановке
До 800 руб. 40 000 руб. или лишение до 3 лет
Три грубых нарушения за год Лишение на 1,5 года
Перевозка ребенка без автокресла 3000 руб 5000 руб.
Повторная езда с тонировкой на передних стеклах 1500 руб. 3000 руб.
Нетрезвое вождение 30 000 руб. и лишение до 2 лет 40 000 руб. и лишение до 3 лет
Нетрезвое вождение с ребенком в салоне 30 000 руб. и лишение до 2 лет 50 000 руб. и лишение до 3 лет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *