Страховка зеленая карта зачем нужна
Перейти к содержимому

Страховка зеленая карта зачем нужна

  • автор:

Страховка «Зеленая карта» на автомобиль – как это работает

«Зеленая карта» на авто — договор, предусматривающий страхование автогражданской ответственности лица при управлении транспортным средством на территории зарубежных стран. Выступает аналогом ОСАГО, действующим за пределами РФ, но не заменяет этот полис во время передвижения по территории России.

Что такое «Зеленая карта»

Соглашение о взаимном признании государствами соответствующих полисов было подписано в 1953 году. Россия стала участницей этой системы в 2009 году. Система охватывает около полусотни стран, большинство из которых европейские. При перемещении только по территории государств, подписавших Соглашение, достаточно иметь один полис.
«Зеленая карта» — это страховой продукт, защищающий гражданскую ответственность страхователя за границей от причинения ущерба имуществу или здоровью третьим лицам. Сумму ущерба покроет страховая компания, что исключает незапланированные расходы. Система позволяет урегулировать претензии пострадавших в дорожной аварии на основании национального законодательства государства, где случилось происшествие.

Сделать «Зеленую карту» для автомобиля рекомендуется всем, кто планирует отправиться в заграничную поездку на своем ТС. В случае дорожной аварии возмещать вред будет российский страховщик. Система дает гарантии получения компенсации при наступлении страхового случая на территории любого государства, подписавшего договор. Автовладельцу не нужно после въезда в каждую страну заключать соглашение с национальным страховщиком. Максимальная величина выплаты устанавливается в соответствии с законодательством конкретного государства.

Виды страховок

Страховка для путешествия за границу на автомобиле оформляется для посещения разных стран. Отдельные компании предлагают заключить договор перед поездкой в Азербайджан, Молдову и Беларусь. Другие виды страхования распространяются на остальные государства сообщества «Зеленая карта».

Внимание! В некоторых странах нет своего отделения «Зеленой карты». При ДТП в Сан-Марино, Ватикане нужно обращаться в итальянское бюро, а в Монако — во французское.

Стоимость и страховая сумма

Стоимость страховки определяется периодом действия договора, видом транспортного средства (мотоцикл, легковой автомобиль, автобус, грузовик и др.), территориальным охватом. «Зеленая карта» не предусматривает дисконт за вождение без аварий. Унифицированный тариф для всех компаний устанавливается РСА и пересматривается раз в месяц.
Величина страховой суммы по полису «Зеленая карта» для путешествующих на автомобиле устанавливается национальным законодательством государств, участвующих в Соглашении. В некоторых странах потолок компенсации отсутствует https://www.asn-news.ru/news/77752— страховщики выплачивают 100% затрат на основании счетов за ремонт ТС и лечение. В числе таких стран Великобритания, Франция, Бельгия.

Пакет необходимых документов

  • заполненное заявление для заключения соглашения;
  • паспорт либо иной документ для удостоверения личности;
  • ПТС/СТС, техпаспорт или другой подобный документ.

Внимание! Подписание договора допускается не более чем за 30 дней до даты вступления в силу.

Особенности страхования

Договор действует в отношении любых транспортных средств. В их числе техника, не подлежащая страхованию по ОСАГО в РФ (автомобильные, тракторные прицепы, мопеды с мотором до 50 куб. см, снегоходы и др.). В России страховка «Зеленая карта» для автомобиля распространяется на ТС, поставленные на учет в границах РФ и имеющие госномер.

Допускается выдача полиса на машины с транзитными номерами, но его действие ограничивается одним месяцем.

Договор заключается без ограничения числа лиц, имеющих право управлять автомобилем. В нем прописываются имя страхователя или его название (для юрлиц). Сведения о собственнике транспортного средства не требуются. Период действия и время пользования страховкой изменению не подлежат. Корректировка данных возможна при смене фамилии, адреса, государственного номера, марки/модели авто.
«Зеленая карта» на автомобиль дает возможность выплачивать компенсацию только потерпевшей стороне. Она не позволяет покрыть ущерб для собственного транспортного средства, попавшего в аварию. Исключить такие риски поможет полис каско с дополнительным расширением в отношении страны пребывания.

Особенности оформления страховки

Оформление «Зеленой карты» на автомобиль не производится онлайн из-за присутствия на документе элементов защиты — номера для идентификации, металлизированной полосы, особых водяных знаков. Полис не передается в электронном формате на e-mail, в отличие от других сертификатов.

С 1 июля 2020 года приобрело силу решение об оформлении полисов не только в зеленом, но и в черно-белом исполнении. Национальные бюро имеют право частично либо полностью использовать бланки нового оттенка. Владельцы таких полисов для посещения государств, подписавших Соглашение, обязаны иметь на руках эти документы в распечатанном виде.

Если действие сертификата закончилось до возвращения в Россию, потребуется купить у местного страховщика приграничный полис. Он позволит законно передвигаться по территории государств, прописанных в договоре. Если страна не участвует в Соглашении «Зеленая карта», придется приобретать отдельный полис.

Чем опасно приобретение иностранного полиса

Продажа и оформление «Зеленой карты» на автомобиль по зарубежному образцу в России запрещены законодательством. Документы привозятся на территорию РФ нелегально. По этой причине они часто бывают недействительными или поддельными. Перед покупкой проверить полис на предмет достоверности невозможно. Если приобрести контрафактный бланк, соглашение не будет работать и ущерб придется возмещать самостоятельно.

Подобные бланки не признают таможенники, пограничники, правоохранительные органы иностранных государств. Это вынудит автопутешественника приобретать дорогой национальный полис ОСАГО или заключать договор приграничного страхования.

  • памятку о действиях в случае дорожной аварии;
  • правила;
  • справку с подтверждением внесения страховой премии.

Как определяется подлинность сертификата

У владельца настоящего полиса должен быть его оригинал. Предъявление вместо него копии позволяет считать документ недействительным. Период действия не должен быть меньше времени нахождения за рубежом. По правилам «Зеленой карты» минимальный срок страховки — 15 суток. Территория охвата страховки идентифицируется по невычеркнутым кодам государств. Еще один критерий — совпадение фактического госномера ТС с указанным в документах.

Алгоритм действий при ДТП за границей

Порядок расторжения соглашения

Если страхователь решает разорвать страховку «Зеленая карта» до момента вступления в силу, он имеет право вернуть страховую премию за вычетом издержек страховщика. После начала действия полиса возврат денежных средств не предусмотрен, кроме случая полной конструктивной гибели мото- или автотранспорта.

Новые реалии

С 1 июня 2023 года прекращается действие договоренностей между РСА и странами Евросоюза, Великобританией, Швейцарией. Обоюдное признание сертификатов страхования перестанет существовать, и приобретение «Зеленой карты» перед поездкой в эти государства потеряет смысл.
Ряд российских компаний («АльфаСтрахование», Росгосстрах) перестали продавать такие полисы. Однако при желании поехать в Азербайджан, Иран, Турцию, Молдову, Беларусь сертификат оформить можно.

После 1 июня 2023 года для путешествия на автомобиле по территории государств, отказавшихся признавать российские страховки, нужно приобретать национальные полисы. Зарубежным автовладельцам для законного передвижения по России придется покупать ОСАГО.

Что такое «Зеленая карта» и как ее получить

Узнайте, что такое Зеленая карта и как она работает. Узнайте, как получить полис и какие изменения ожидаются после 1 июня 2023 года.

Поделиться
В закладки
21 июля 2023 г.

  • ОСАГО
  • Туризм

«Зеленая карта» (green card) – это специальный страховой полис. Документ подтверждает, что лицо, выезжающее за границу и попадающее в международное пространство, использующее для этого собственный транспорт, застраховало гражданскую ответственность. То есть водитель принял и осознал риски, которые могут возникнуть в случае с ДТП. «Зеленая карта» рассматривается отечественными владельцами автомобилей, любящими путешествовать, как международный аналог российского ОСАГО.

Транспортная «Зеленая» система появилась в первой половине XX века. В РФ она стала доступной гражданам в 2009 году. Есть 2 варианта: первый действует на территории Белоруссии, Украины, Молдовы и не только, второй – во всех других странах, являющихся участниками системы «Зеленая карта».

Рассказываем в материале публикации о варианте страхования. Говорим о получении полиса. Отмечаем «подводные камни» и особенности «зеленой карты».

Как выглядит Грин-карта на автомобиль

Не следует путать «зеленое» страхование как метод страховки авто с green card США. Это абсолютно разные категории.

В общем случае «Зеленая карта» представлена как типовой бланк или же полис. Российский он, немецкий или болгарский – не имеет значения, общая черта – цвет. Он является зеленым.

Особенности

Наличие на руках у автовладельца, скажем, из Санкт-Петербурга, полиса системы «Зеленая карта» дает ряд преференций. Если российское транспортное средство в чужом государстве становится участником ДТП, причиняет ущерб, компенсация будет покрыта страховкой, обеспеченной компанией, ведущей деятельность в России.

Все это работает и в случае, когда пострадала машина отечественного автовладельца. «Зеленая карта» иностранного гражданина обеспечит покрытие.

Система страхования «Зеленая карта» гарантирует компенсации при условии, что наступает страховой случай. Обязательное условие: виновник ДТП должен быть гражданином страны, где действует такой вид страховки. Без соответствующего полиса отмеченные правила не работают.

В каких странах работает Зеленая карта

В 2022 году «Зеленая карта» работала в России и в других странах (всего 47). Некоторые территории — «под запретом» из-за политической обстановки. Пример – часть территорий Нагорного Карабаха. Также не поможет страхование авто посредством системы «Зеленая карта» при путешествии на Кипр, в Косово и в южную провинцию Сербии.

По причине начала СВО полисы, полученные автовладельцами в России, будут действовать до июня 2023 в ряде стран Европы. Все полученные «Зеленые карты» станут бесполезными. Исключение – страны, не разорвавшие договор с Россией.

Список страховых компаний, предоставляющих полис

По данным в распоряжении Российского Союза Автостраховщиков полис «Зеленая карта» пока можно приобрести. Оформить полис можно в таких компаниях, как:

  • «АльфаСтрахование»;
  • «Двадцать первый век»;
  • «РЕСО-Гарантия»;
  • «Росгосстрах» (с мая 2022 года оформить здесь «зеленый» полис нельзя);
  • «Согласие»;
  • «ВСК»;
  • «Спасские ворота»;
  • «Зетта Страхование»;
  • «Югория».

Рекомендуем уточнять данные у конкретного страховщика. Это необходимо на фоне внешнеполитической нестабильности.

Изменения после 1 июня 2023 года

Перестанут действовать соглашения в рамках «Зеленой» системы с государствами Евросоюза, со Швейцарией и с Великобританией. Бесполезным станет полис и для поездок по Украине.

Исключение – страны Балтии.

Российские страховщики пока предлагают «Зеленую карту» клиентам. Но многие уже отказались от соответствующих услуг. «АльфаСтрахование», например, приостановит продажи полисов со сроками действия, «переходящими» за 31 мая 2023 года.

Пока путешествия возможны. Действуют российские «зеленые» полисы без каких-либо специальных ограничений. Но временно.

Если планируется путешествие в другую страну на своем автомобиле, альтернативой рассмотренному полису станут локальные страховые документы. То есть иностранец, например, должен будет купить ОСАГО, а россиянин – полис страны, в которую въезжает.

Как получить Зеленую карту

Нужна «Зеленая карта»? Не покупайте его, пока не сравните стоимость с нашей помощью!

Работаем с крупными российскими страховыми компаниями. Гарантируем клиентам подбор наиболее выгодного продукта независимо от целей и потребностей. Смело обращайтесь! Колоссальный опыт и знание дела позволили нам удовлетворить запросы десятков тысяч российских автовладельцев.

Оставить заявку на бесплатную консультацию в INFULL можно в форме ниже.

Форма заявки
Поделитесь с друзьями
Загрузка, пожалуйста подождите.

Обсуждаемое

Полезная и интересная статья! Спасибо, Павел! А то вроде работаем в аспро.agile, но до сих пор не знала отличия agile подхода. А это всего то сбор правил. А мы думали, что раз работаем по спринтам и оцениваем задачки в системе то все — работаем по гибкой методологии 🙂

27 декабря 2023 г.

Цифровой рубль. Да идея от регулятора такова, чтобы не пустить извне любую крипту в страну. Ибо появится финансовая свобода если у денег ищезнут границы их применения. Вы можете со мной поспорить, но к 25 году будут разработаны кошельки и платформа, где бужет видно, куда и какой токен ушел, поскольку и сам автор подтверждает, что каждый рубль будет иметь свой код. Эмиссия этого рубля в стандартах существующего блокчейна не возможна. Поскольку развернув контракт однажды на бирже, ты только можешь влиять на стоимость долей сущьности этого контракта повышая или понижая курс, но не самостоятельно, а при помощи созданной ценности. И никто не знает, какая ценность будет у цифрового рубля. Следует ли завести всем гражданам электронные кошельки и прочие вопросы. А знаете, почему в тестировании стремятся принять участие топ 20 банков, а других не пускают? потому что при развертывании контракта в классическом понимании блокчейна банки, в их сегодняшнем виде, платежами за эквайринг, выдачу наличных, инкасацию и прочее дерьмо, будут не нужны. Выдача кредитов невозможна в цифровом эквиваленте, поскольку в сущность контракта нельзя вплести растовщический процент. Началась паника. Единственная возможность для банковской системы остаться наплаву и отсрочить введение цифрового рубля по необходимости или в угоду времени это навыдавать кредитов на максимально долгий срок с выплатой тела долга поокончании контракта между банком и клиентом. И ЦБ это понимает. Все дело в закрытом режиме сейчас еще и потому, что никто не желает упускать рычаги влияния на население с помощью уплаты налогов. Налог платится однажды, ну или должен платится однажды на прибавленую стоимость, на созданный продукт в виде подоходного налога. Но у нас как? налоговая, выполняя поручение государства по сбору налогов, берет с каждой транзакции налог. И от начала создания продукта до конечного потребителя чем больше плечей взаимодействия, считай контрагентов, тем выше колличество собранных налогов, поскольку в эту цепочку вплепается не только сам продукт, но и услуги по его созданию и транспортировки до заказчика хранения и утилизации. С цифровой валютой на блокчейне этого ничего не будет. Поэтому создается цифровой рубль, чтобы там присутствовал монитарный регулятор, центробанк, который нафиг не нужен в этой цепочке. ВООБЩЕМ: негодованию нет предела. Вывод один: создаются криптобанки, которые обеспечивают взаимодействие цифровых денег и денег в нынешнем формате через конвертацию за определенный процент. Поскольку цифровая валюта это договоренность всего общества о взаимодействии его членов между собой, то туда свой нос ни государство, ни его налоговые органы уже не заглянут и не проконтролируют. Для государства остается одно: добывать полезные ископаемые, продавать их и продавать бесчисленное множество своих услуг, а так-же покупать бесчисленное множество компетенций граждан, у которых, у каждого есть свой собственный токен-коин (различия потом расскажу) который, этот коин или егочасть согласится кто-нибудь купить (потребить услугу) за определенные, стандартные валюты, тот же цифровой рубль, биткоин, эфир и подобное. Вопрос в связи с вышеизложенным: Вы видите здесь место дляя налоговых структур, для судебных приставов, для структур, замораживающих ваши расчетные счета и не дающие Вам работать на свое благо. Нет этого места и нет их. Это будет революция это точно.

28 ноября 2023 г.

Не знаю что за номер такой «Минздрава», но там мне сказали, что я не туда позвонил.

27 ноября 2023 г.

Активы «СберСтрахования жизни» на конец периода, то есть на 30 сентября 2023 года, составили 684,6 млрд рублей, а резервы по договорам страхования жизни — 477,1 млрд рублей. Эти цифры отражают финансовую стабильность и обеспеченность компании на рынке страхования.

Особенности «Зеленой карты», зачем она нужна?

«Зеленая карта» (Green Card) – это международная система автомобильного страхования, объединяющая 48 государств Европы, а также частично Африки и Азии. Она была основана в 1949 году в Лондоне, Россия подписала данное соглашение в 2008 году. Фактически, «Зеленая карта» заменяет собой полис ОСАГО за рубежом, поэтому его должен иметь каждый гражданин РФ, выезжающий из страны за рулем автомобиля.

Страховка является обязательным условием въезда на машине в Евросоюз, западные государства СНГ, а также в Израиль. Без оформленной карты вас просто не пропустят в страну, придется оставлять свое авто в России и искать иной вид транспорта. Кстати, штраф за отсутствие данного полиса в ЕС бывает весьма серьезным, в зависимости от законов конкретной страны, и достигает 1000 евро.

Участие в данной системе дает вам возможность оформить единую страховку, которая будет действовать во всех странах Европы и ряде других государств мира. Как и обязательное автострахование в России, «Зеленая карта» возмещает только ущерб потерпевшей стороны, не покрывая при этом услуги первой медицинской помощи для страхователя. Если же вы хотите полностью застраховать свою машину от любых возможных неприятностей, то для этого понадобится оформить зарубежный аналог КАСКО.

На сегодняшний день, в России продаются полисы «Зеленая карта» двух видов – первый из них действует только на территории Белоруссии, Украины, Азербайджана и Молдовы (стоит дешевле), а действие второго распространяется на все 48 стран-участниц (стоит дороже). «Зеленая карта» подходит как для легковых автомобилей, так и для мотоциклов (мотороллеров, мопедов), грузовиков, автобусов, легкового/грузового транспорта с прицепом и с/х техники.

Оформить эту страховку могут не только собственники транспортных средств, но и водители, имеющие генеральную доверенность с правом выезда за рубеж. Также есть возможность приобрести полис для машины с транзитными номерами, однако срок его действия не может превышать 1 месяц (у стандартных номеров – до 1 года). Максимальная сумма финансового покрытия устанавливается отдельно каждой из стран-участниц, на территории которой произошел страховой случай. Существуют различные критерии подсчета, включая лимит на всех и каждого из пострадавших в ДТП, а также лимит на все и каждое из ТС, участвовавших в аварии.

От чего зависит цена «Зеленой карты»?

Стоимость данной международной страховки является фиксированной, но при этом на нее влияет целый ряд факторов. К ним относятся:

-Тип транспортного средства. Дороже всего получится застраховать автобус, дешевле обойдутся грузовики, затем идут легковые авто, а самыми доступными по цене считаются прицепы и мотоциклы;

-Срок действия. Есть возможность оформить полис на 15 дней, 1, 2, 6, 9 месяцев и 1 год, чем дольше – тем дороже;

-География покрытия. «Зеленая карта», действующая во всех 48 странах соглашения, будет стоить больше, чем полис, покрывающий только ближнее зарубежье (Украина, Белоруссия, Молдова, Азербайджан);

-Курс евро. Стоимость страховки изначально рассчитывается в евро, поэтому ее рублевый эквивалент может изменяться при колебаниях курса. Расценки на «Зеленую карту» в РФ регулярно обновляются 15 числа каждого месяца, их публикуют на сайте Российского Союза Автостраховщиков (РСА).

Текущая цена максимальной страховки (с покрытием на все 48 стран) с 15 июня по 14 июля 2018 года составляет 2450 рублей для легковых автомобилей, со сроком действия до 15 дней. «Облегченная» версия полиса для стран СНГ на такой же срок обойдется вам в 840 р.

Что делать, если вы потеряли «Зеленую карту» в РФ или за границей?

Сложности с оформлением «Зеленой карты» появляются только в том случае, если транспортное средство или его собственник находятся в федеральном розыске, или же имеют судебный запрет на выезд за границу.

Если вы потеряли полис в России, то всегда можете обратиться в офис страховой компании (но не посредника) и получить его дубликат бесплатно. При возникновении аналогичной ситуации за рубежом ситуация усложняется – нужно возвращаться в Россию за дубликатом. Или же отправить почтой в свою СК заявление об утере полиса и выдаче нового (ждать ответа придется минимум несколько недель). В любом случае, сразу же звоните на горячую линию своего страховщика – контакты указаны непосредственно на бланке, желательно переписать их и хранить в надежном месте.

Наконец, есть вариант обратиться в местную иностранную полицию за справкой о краже полиса, однако для этого может потребоваться его копия – советуем сделать ее и хранить отдельно от оригинала. Важно помнить, что утерянная «Зеленая карта» вовсе не перестает действовать при ДТП, проблемы возможны только при проверке документов дорожной полицией или пограничниками.

Если срок действия вашей «Зеленой карты» закончился во время пребывания за границей, то вы также сможете решить эту проблему несколькими способами. Во-первых, оформить внутреннюю автостраховку в той стране пребывания. Во-вторых, приобрести договор приграничного страхования ответственности – местный аналог «Зеленой карты», действующий на территории всего Евросоюза, а также Швейцарии и Норвегии. В-третьих, купить новую «Зеленую карту» в России (это может сделать любое лицо, не только собственник ТС), а затем переслать или привезти ее в страну вашего нахождения.

Что делать при ДТП за границей?

В первую очередь, вызывайте полицию и скорую помощь (если есть пострадавшие) – в странах ЕС есть единый номер 112, предназначенный для уведомления о любых чрезвычайных ситуациях. Желательно взять у другого участника или участников бланк извещения о ДТП (Accident statement) и заполнить этот протокол, не забыв отметить в нем место первоначального удара.

Если вы виновник аварии, то передайте пострадавшей стороне копию своей «Зеленой карты». Ни в коем случае не отдавайте оригинал полиса – для этого у вас есть целых две копии, а при их отсутствии можно самому копировать «Зеленую карту» неограниченное количество раз (или же просто переписать ее реквизиты). Узнайте номер и другие сведения страхового полиса другого участника/участников – запишите или сфотографируйте эти документы, также рекомендуем сделать фото места ДТП, автомобилей и их повреждений.

Получите протокол, заполненный дорожной полицией, если такой предусмотрен в стране, где произошла авария. Позвоните в местное бюро «Зеленой карты», а также в свою страховую компанию, все необходимые контакты указаны на бланке полиса. Сохраняйте любые документы, подтверждающие факты финансовых расходов, которые вы понесли в результате ДТП – они помогут получить компенсацию.

Как оформить «Зеленую карту»?

На сегодняшний день, эту международную страховку предлагают 8 российских компаний-страховщиков (ЭРГО, Росгосстрах, ВСК, Альфа-Страхование, РЕСО и т.д.), но также ее можно приобрести у крупного посредника (к примеру, «Ингосстрах») на аналогичных условиях. Вам даже не понадобится приезжать в их офис, сможете заполнить все данные и внести оплату через интернет, после чего вам быстро доставят готовые документы на дом или в другое удобное место.

Наконец, есть возможность получить полис непосредственно перед выездом за границу (на подъезде к пограничным пунктам обычно стоит немало офисов-вагончиков, где предлагается данная услуга), однако там ее стоимость может быть ощутимо выше.

Для оформления «Зеленой карты» потребуются следующие документы (подойдут как оригиналы, так и копии):

-Паспорт или другое удостоверение личности физического лица, или свидетельство о регистрации юрлица;

-Один из указанных документов на авто: паспорт, техпаспорт, свидетельство о регистрации ТС.

Зелёная карта — Часто задаваемые вопросы

Мы собрали для вас ряд наиболее часто задаваемых вопросов связанных с оформлением и использованием страхового полиса «Зелёная карта».

Когда и для чего нужна «Зелёная карта»

От чего защищает полис «Зелёная карта»

Объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории стран системы «Зелёная карта».

Почему российское ОСАГО не действует за рубежом

«Зелёная карта» защищает только тех, кто выезжает за рубеж.

Если бы распространить ОСАГО на все страны-члены международной системы страхования «Зелёная карта», то стоимость полиса ОСАГО пришлось бы повысить для всех российских водителей.

Однако за рубеж на своих машинах ездит пока очень маленькая доля наших соотечественников — получилось бы, что за них платят все остальные. Это было бы несправедливо.

Поэтому, пока российский полис «Зелёная карта» продается отдельно.

Не стоит забывать и тот факт, что страховая сумма (лимит выплат) по ОСАГО ничтожно мал по сравнению с «Зелёной картой», когда эти суммы будут равны, тогда и стоимость «Зелёной карты» для россиянина приблизится к нулю.

Нужна ли «Зелёная карта», если есть договор КАСКО

КАСКО, ОСАГО и «Зелёная карта» — это, как говорят в Одессе, три большие разницы. 🙂

КАСКО защищает ваш собственный автомобиль от различных повреждений, а ОСАГО и «Зелёная карта» защищают всех тех, кому вы можете причинить вред при управлении автомобилем (им будет выплачена компенсация, предусмотренная местными законами). При этом ОСАГО и «Зелёная карта» защищают и самого водителя, т.к. ему не придется самостоятельно оплачивать ущерб, который он может причинить другим.

ОСАГО действует на территории России, а «Зелёная карта» — за границей, на территории всех стран-членов международной системы страхования «Зелёная карта».

В какие страны можно выехать из России без полиса «Зелёная карта»

Не все страны, с которыми Россия имеет границу, являются членами международной системы страхования «Зелёная карта».

«Зелёная карта» это европейская система — во всех странах, с которыми граничит Россия в Европе, действует полис «Зелёная карта», а любой водитель должен застраховать свою ответственность.

Страны Азии, с которыми граничит Россия, не являются членами системы «Зелёная карта» и этот полис на их территории не действует. Это Казахстан, Монголия, Китай…

Чтобы въехать на территорию азиатских стран, водителю, как правило, надо купить полис местного ОСАГО.

Проверяют ли «Зелёную карту» на границе

Наличие полиса «Зелёная карта» у российского водителя при выезде из России обязаны проверять таможенные органы. Процедура проверки проста: водитель обязан указать номер и срок действия «Зелёной карты» в Таможенной декларации на вывоз транспортного средства и предъявить полис «Зелёной карты» вместе с декларацией для проверки.

При отсутствии «Зелёной карты» водителю придется вернуться в Россию к ближайшей точке продаж страховок.

Могут ли проверить «Зелёную карту» за границей

Порядок контроля наличия у иностранных водителей полиса «Зелёная карта» устанавливается местным законодательством и может незначительно отличаться.

Во-первых: «Зелёную карту» могут проверить (и иногда это делают!) иностранные пограничники (таможенники) — при отсутствии полиса водителя без разговоров развернут обратно в Россию.

Во-вторых: наличие полиса «Зелёная карта» проверяет местная дорожная полиция. Последствия отсутствия полиса при проверке могут быть самыми печальными — штраф, арест автомобиля до предъявления полиса, занесения водителя в «черный список» с дальнейшим запретом на въезд в страны Шенгенского соглашения.

Обязательно полис «Зелёная карта» понадобится при любом ДТП, даже если российский водитель в нем не виноват.

Какие последствия отсутствия «Зелёной карты» за границей

Последствия отсутствия полиса «Зелёная карта» за рубежом могут быть самыми печальными:

  • Штраф. Сумма штрафа зависит от страны и может быть очень внушительной — тысяча ЕВРО и более!
  • Задержание автомобиля до устранения нарушения — до предъявления действующего полиса. Надо иметь в виду, что купить россиянину полис «Зелёной карты» нельзя — можно купить альтернативную страховку в виде местной ОСАГО, что также может стоить очень недешево. К тому же такой полис можно купить далеко не везде — возможно, за ним придется ехать в другой город (без автомобиля это может стать серьезной проблемой).
  • В некоторых европейских странах езда без полиса «Зелёной карты» считается серьезным административным правонарушением и может даже привести к аресту водителя. Водитель, допустивший езду без полиса, будет, скорее всего, внесен в так называемый «черный список» и ему будет временно запрещен въезд в страны Шенгенского соглашения.
  • Самым печальным может стать ДТП по вине водителя, у которого нет полиса «Зелёной карты». В некоторых странах такое нарушение считается уголовным преступление и может повлечь даже тюремное заключение водителя. Кроме того, водитель будет обязан самостоятельно компенсировать потерпевшим весь причиненный им ущерб. В случае причинения вреда жизни или здоровью суммы вреда в европейских странах могут быть астрономическими (выплаты по отдельным случаям лечения достигают миллионов ЕВРО!).
Нужна ли «Зелёня карта» для получения визы

При подаче документов на получение визы в ряде стран существует требование о предоставлении полиса «Зелёной карты», действующего на период поездки в страну. Такое требование предъявляется только в случае, если планируется въезд в страну, выдающую визу, на собственном автомобиле.

Требуют полис «Зелёной карты» в визовых центрах следующих стран: Австрия (посольство), Венгрия, Италия, Испания, Латвия, Норвегия, Словакия, Чехия, Франция.

Внимание: Список может быть не полным!

«Зелёная карта» для поездки в Финляндию

Условия страхования «Зелёная карта» одинаковы во всех странах, которые входят в Международную систему «Зелёная карта», а цены на страховки — разные.

В России введены две категории «Зелёных карт»:

  • для территории действия «Украина, Республика Беларусь и Республика Молдова»
  • для территории действия «Все страны системы „Зелёная карта“»

Для поездки в Финляндию необходимо купить «Зелёную карту» с территорией действия «Все страны системы „Зелёная карта“». К сожалению, приобрести полис «Зелёная карта», который бы действовал только на территории Финляндии или только на территории скандинавских стран невозможно.

Сколько раз можно выезжать за границу в течение срока действия полиса «Зелёная карта»

Количество пересечений границы в течение срока действия полиса «Зелёная карта» никак не ограничено.

Можно выехать за границу на весь срок действия полиса или выезжать и возвращаться хоть каждый день.

Например, компании-перевозчики, которые регулярно совершают рейсы за границу, как правило, покупают полис «Зелёная карта» со сроком действия один год. В течение этого года они многократно выезжают за границу без каких-либо ограничений.

Важно помнить, что вернуться из-за границы нужно обязательно до окончания срока действия полиса, а продлить срок действия «Зелёной карты» невозможно — полис должен действовать в течение всего срока поездки за границу.

Покупка полиса «Зелёная карта»

Кто может купить полис «Зелёная карта»

Страхователем по договору страхования может являться любое юридическое или дееспособное физическое лицо, независимо от наличия у указанного лица интереса в сохранении транспортного средства (в частности, от наличия права собственности на него), гражданская ответственность за использование которого подлежит страхованию по договору страхования. При этом страхователь может и не являться гражданином Российской Федерации или юридическим лицом, зарегистрированным в Российской Федерации.

Какие нужны документы для оформления полиса

Необходимые документы и порядок их предоставления страхователем определены в Правилах страхования в рамках международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств «Зелёная карта».

Для заключения договора страхования страхователь представляет страховщику заявление о заключении договора страхования по форме согласно Приложению 1 к настоящим правилам, а также следующие документы:

  • паспорт или иное удостоверение личности (если договор страхования заключается физическим лицом);
  • свидетельство о регистрации юридического лица (если договор страхования заключается юридическим лицом);
  • один из документов о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или аналогичный документ).

Страхователь по соглашению сторон вправе представить копии документов, необходимых для заключения договора страхования.

Страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за полноту и достоверность сведений и документов, представляемых страховщику, а также за представление заведомо ложных сведений и (или) недействительных документов.

Какие документы выдаются при оформлении полиса «Зелёной карты»

При покупке сертификата (полиса) «Зелёная карта» страхователю подлежат передаче следующие документы:

1) Сертификат «Зелёная карта» (первые 3 листа).

При выдаче страхователю сертификата «Зелёная карта» страховщик (его представитель) оставляет себе 4 лист сертификата.

2) Правила страхования.

3) В случае оплаты страховой премии наличными деньгами — оригинал квитанции о получении наличных денежных средств (форма А-7).

4) Памятка водителю, выезжающему в страны действия «Зелёной карты».

Все документы передаются страхователю в день уплаты им страховой премии по договору страхования. Днем уплаты страховой премии считается или день уплаты страхователем страховой премии наличными деньгами страховщику, или день перечисления страховой премии на расчетный счет страховщика.

Заявление о заключении договора страхования, заполненное страхователем, остается у страховщика (его представителя).

Как выбрать страховую компанию

В России продавать свои полисы «Зелёной карты» имеют право только 12 компаний. Фактически продажами в настоящий момент занимаются только 11 из них.

Правила страхования «Зелёной карты» у всех абсолютно одинаковы. Изменение условий, предусмотренных указанными Правилами, при заключении договора страхования не допускается.

Стоимость полиса «Зелёная карта» также единая для всех компаний или страховых посредников.

Выполнение обязательств по полисам «Зелёная карта» всеми компаниями жестко контролируется на международном уровне и обеспечивается соответствующими вкладами и договорами перестрахования. Таким образом, при покупке «Зелёной карты» надежность всех этих компаний можно считать одинаково высокой.

Есть ли разница, где купить (в компании или у посредников)

В принципе, никакой разницы между покупкой полиса «Зелёной карты» непосредственно в офисе страховой компании или у посредников (например, на бензоколонке) нет.

Условия страхования и цены везде должны быть одинаковы. Если кто-то завышает стоимость на «Зелёную карту», то он нарушает законодательство.

Единственная разница в том, что в офисе компании вам точно не попадется мошенник с поддельным полисом. Покупая полис у посредника, не забудьте убедиться в наличии у него доверенности от страховой компании на право реализации полисов. Доверенность должна быть оформлена надлежащим образом и всегда быть у посредника с собой.

Можно ли купить «Зелёную карту» уже за границей

Нет, купить полис «Зелёная карта» за границей на российскую машину нельзя. Это запрещено Внутренним регламентом Международного Бюро «Зелёная карта». Страховые компании каждой страны-члена системы «Зелёная карта» имеют право продавать полисы только на машины, зарегистрированные в их странах.

Например, иностранец в России не сможет купить наш полис «Зелёная карта» — ему придется купить полис ОСАГО. Такая же ситуация и для россиян за границей — купить «Зелёную карту» нельзя, но можно купить местное ОСАГО.

Иностранный полис ОСАГО дает право на передвижение по территории той страны, где он выпущен. В некоторых странах (например, Польше) местное ОСАГО действует и на территории стран ЕС.

Цены на местное ОСАГО в большинстве европейских стран выше, чем на российскую «Зелёную карту». Дешевле — в Польше, Белоруси и на Украине (цены могут меняться).

Можно ли найти «Зелёную карту» подешевле

На всей территории России установлены единые цены на полисы «Зелёная карта».

Купить полис «Зелёная карта» на российский автомобиль за рубежом нельзя — это запрещено Внутренним регламентом Международного Бюро «Зелёная карта».

Срок действия полиса

Договор страхования «Зелёная карта» заключается не менее чем на пятнадцать календарных дней и не более чем на один год.

Таким образом, если водитель выезжает за границу даже на несколько часов, он обязан купить полис «Зелёная карта» сроком на 15 дней. Это не придумка российских страховщиков, это международная практика.

Аналогично, если водитель выезжает за границу на 16 дней (многие именно так планируют свой отпуск), то придется купить полис «Зелёная карта» сроком на 1 месяц, т.к. тарифов на 16 дней не существует.

Возможно, что последняя несправедливость и будет со временем устранена, а вот ожидать сокращения минимального срока страхования (15 дней) не стоит.

Надо ли вписывать водителей в полис

Водителей (лиц, допущенных к управлению ТС) в полис «Зелёная карта» вписывать не надо. Автомобилем с «Зелёной картой» может управлять любой водитель, имеющий водительское удостоверение соответствующей категории и разрешение от собственника ТС.

Соответственно, стоимость «Зелёной карты» не зависит от возраста или стажа водителей.

Надо ли покупать «Зелёную карту» на прицеп к легковому автомобилю

Вопрос весьма актуальный — ведь по российскому ОСАГО прицепы к легковым автомобилям, принадлежащим гражданам, не подлежат страхованию.

Согласно Правилам страхования в рамках международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств «Зелёная карта»: подлежит страхованию «любой прицеп, сцепленный или нет, но только в том случае, когда такое устройство или прицеп подлежат обязательному страхованию в стране, в которой оно используется.»

Таким образом, обязательность приобретения полиса «Зелёная карта» на прицеп к легковому автомобилю определяется законодательством той страны, в которую водитель с этим прицепом поедет.

Насколько известно автору, во всех странах, кроме России, страхование ответственности за прицеп к легковому автомобилю обязательно. Следовательно, покупать полис «Зелёная карта» на прицеп к легковому автомобилю нужно обязательно. Успокаивает только то, что стоит такой полис относительно недорого.

За сколько дней до поездки можно купить полис

Полис «Зелёная карта» продается максимально за 30 дней до начала срока страхования (до даты предполагаемого выезда за границу).

Иногда полис «Зелёная карта» нужен ранее, чем за 30 дней до поездки (например, в некоторых консульствах он требуется для получения визы).

Чтобы получить полис «Зелёной карты» ранее 30 дней до намеченной поездки можно предложить следующие варианты действий:

  • Обратиться за приобретением полиса «Зелёной карты» в центральный офис какой-либо из страховых компаний, продающих «Зелёную карту» — скорее всего вам пойдут навстречу и продадут «Зелёную карту» на требуемые даты. Страховые посредники (брокеры и агенты) продать такую «Зелёную карту» не смогут. Чтобы не терять время лучше сперва выяснить этот вопрос по телефону — следует иметь в виду, что были отмечены случаи, когда по телефону компании соглашались выписать такой полис, но по приезде в офис отказывались это делать.
  • Приобрести полис «Зелёная карта» с началом срока действия ранее предполагаемой поездки. После подачи документов на получение визы откзаться от страховки (см. Примечание внизу) с возвратом части премии. В данном случае потери страхователя составят 30% от стоимости полиса «Зелёная карта», но порой иного варианта найти невозможно. Естественно, потом приобретается полис «Зелёная карта» с теми сроками, которые действительно необходимы для поездки.
«Зелёная карта» со скидкой (дешевле)

Возможно, Вы открыли уже не первую страницу из списка найденных поисковиком по запросу «Зелёная карта со скидкой» и теперь удивляетесь, почему же собственно скидок нигде и нет. Вполне понятно Ваше желание снизить стоимость «Зелёной карты» при покупке Вашего полиса. Однако…

Дело в том, что в соответствии с действующим законодательством цены (тарифы) на «Зелёную карту» устанавливаются Российским Союзом Автостраховщиков по согласованию с Минфином и являются обязательными для всех страховых компаний России.

Любое упоминание о скидках по «Зелёной карте» в интернете отслеживается, а к посреднику, разместившему такую рекламу, сразу применяются санкции. Поэтому найти в интернете рекламу о скидках по «Зелёной карте» практически невозможно.

Изменение, утрата, порча и прекращение полиса «Зелёная карта»

Что делать, если в полисе допущена ошибка

Сертификат «Зелёная карта» должен заполняться четко и разборчиво, исправления не допускаются. В случае неправильного заполнения бланк сертификата «Зелёная карта» должен быть признан испорченным.

В случае ДТП по вине держателя сертификата «Зелёная карта», выданного страховщиком, страховщик несет ответственность за причиненные в результате такого ДТП убытки согласно требованиям системы «Зелёная карта», независимо от того корректно был заполнен сертификат «Зелёная карта» или нет.

Что делать при утрате полиса (выдача дубликатов)

Никто из нас не застрахован от различных неприятностей — полис «Зелёной карты» может быть потерян, украден или с ним случится еще какая-нибудь неприятность.

Страхователь имеет право на бесплатное получение дубликата сертификата «Зелёная карта» в следующих случаях:

  • сертификат «Зелёная карта» утрачен;
  • сертификат «Зелёная карта» испорчен.

При этом страхователь в обоих случаях обязан написать заявление о выдаче дубликата сертификата «Зелёная карта», а в случае, если сертификат испорчен, еще и вернуть испорченный сертификат «Зелёная карта» страховщику.

Для выдачи дубликата сертификата «Зелёная карта» страховщик проводит проверку факта выдачи утраченного или испорченного сертификата «Зелёная карта». и при ее положительном результате выдает страхователю дубликат сертификата «Зелёная карта».

Данные, заполняемые страховщиком в дубликате сертификата «Зелёная карта», должны полностью соответствовать данным, содержащимся в утраченном (испорченном) сертификате «Зелёная карта».

Что делать, если полис «Зелёная карта» утрачен за границей

К сожалению, действенного механизма восстановления полиса «Зелёная карта» при его утрате (потере или кражи) за рубежом не существует.

Теоретически существуют три пути:

1. Найти в стране пребывания филиал российской страховой компании, в которой был куплен полис «Зелёная карта». Такой подход возможен для ряда европейцев, которые застрахованы в крупных страховых компаниях, имеющих филиалы во многих странах. Российские страховщики пока филиалов в Европе не имеют.

2. Получить дубликат полиса «Зелёной карты» в России, а потом привезти его в страну, где находится автомобиль.

3. Направить заявление о выдаче дубликата полиса по почте в страховую компанию, в котором попросить прислать дубликат за рубеж. Учитывая скорость работы нашей почты, ответа придется ждать несколько недель.

Какие изменения нужно вносить в полис

В период действия договора страхования «Зелёная карта» страхователь обязан незамедлительно сообщить в письменной форме страховщику об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора страхования.

При изменении следующих сведений (если они отражены в заявлении о заключении договора):

  • Фамилия или имя (наименование) страхователя;
  • адрес (местонахождение) страхователя;
  • государственный регистрационный номер транспортного средства, если это было не связано с переходом права собственности на транспортное средство к иному лицу;
  • номер кузова, номер двигателя или идентификационного номера (VIN) транспортного средства;
  • категория транспортного средства,
  • в случае выдачи государственного регистрационного знака взамен регистрационного знака «ТРАНЗИТ», страховщик обязан выдать страхователю новый сертификат «Зелёная карта» в течение одних суток с даты возвращения страхователем ранее выданного сертификата «Зелёная карта».

Страхователь должен вернуть в страховую компанию ранее выданный сертификат «Зелёная карта». Непредставление страхователем ранее выданного сертификата «Зелёная карта» возможно исключительно в случае его утери страхователем или исключительно по согласованию со страховщиком.

При этом для выдачи страхователю нового сертификата «Зелёная карта» страховщик проводит проверку факта выдачи сертификата «Зелёная карта» страхователю и при ее положительном результате выдает страхователю новый сертификата «Зелёная карта» с учетом измененных сведений.

Об изменении сведений страхователь подает страховщику заявление. При этом к заявлению прилагаются документы, подтверждающие изменения ранее поданных сведений страховщику (за исключением случаев изменения адреса (местонахождения) страхователя).

К таким документам, в частности, относятся:

  • в случае изменения фамилии или имени страхователя — физического лица — копия паспорта гражданина Российской Федерации (или иного документа, удостоверяющего личность (перечень возможных документов, удостоверяющих личность, содержится в разделе 2.1 настоящих пособий)) или свидетельства о заключении брака,
  • в случае изменения наименования страхователя — юридического лица — копия свидетельства о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц,
  • в случае изменения государственного регистрационного номера транспортного средства, если это было не связано с переходом права собственности на транспортное средство к иному лицу, — копия паспорта транспортного средства, или свидетельства о регистрации транспортного средства, или технического паспорта, или паспорта самоходной машины, или аналогичного документа,
  • в случае изменения номера кузова или номера двигателя транспортного средства — копия паспорта транспортного средства, или свидетельства о регистрации транспортного средства, или технического паспорта, или паспорта самоходной машины, или аналогичного документ,
  • в случае изменения категории транспортного средства — копия паспорта транспортного средства, или свидетельства о регистрации транспортного средства, или технического паспорта, или паспорт самоходной машины, или аналогичного документ.

Страховщик также обязан выдать страхователю новый сертификат «Зелёная карта» в течение одних суток с даты возвращения страхователем ранее выданного сертификата «Зелёная карта» в случае, если страхователем выявлены ошибки в заполнении выданного страхователю сертификата «Зелёная карта». В случае выявления страховщиком ошибок в заполнении выданного страхователю сертификата «Зелёная карта» применяется порядок их исправления, установленный внутренними документами страховщика.

В случае изменения государственного регистрационного номера транспортного средства, если это было связано с переходом права собственности на транспортное средство к иному лицу, и в связи с тем, что страхователем по договору страхования может быть любое лицо, независимо от наличия у него интереса в сохранении транспортного средства, страховщик (его представитель) может предложить страхователю переоформить сертификат «Зелёная карта», указав в нем новый государственный регистрационный номер транспортного средства. При этом в случае отказа страхователя от переоформления сертификата «Зелёная карта» страховщик может предложить страхователю расторгнуть договор страхования.

В случае изменения категории транспортного средства производится перерасчет страховой премии за оставшийся срок страхования в сторону ее уменьшения или увеличения в соответствии со страховыми тарифами по страхованию в рамках системы «Зелёная карта».

Можно ли заменить автомобиль в полисе «Зелёная карта»

Инструкции и нормативные документы в части страхования «Зелёная карта» для всех страховых компаний действительно одинаковы. Такого основания для переоформления полиса «Зелёная карта» как «замена транспортного средства» в инструктивных документах нет.

Это вполне логично, ведь «Зелёная карта» фактически привязана к конкретному автомобилю вне зависимости от его собственника или водителя — «Зелёную карту» можно передать (продать) вместе с автомобилем любому новому собственнику или водителю.

Таким образом заменить автомобиль в действующем полисе «Зелёная карта» нельзя.

К сожалению, вероятно, не получится у Вас и досрочно прекратить договор с возвратом части уплаченной страховой премии — такой возврат предусмотрен только в случае гибели автомобиля, что должно подтверждаться документами о его списании (снятии с учета). Однако я рекомендую Вам все равно обратиться с заявлением о расторжении договора «Зелёная карта» (в связи с прекращением риска — прекращением эксплуатации автомобиля в связи с ДТП) в свою страховую компанию. Жизнь оказывается всегда более многообразной, чем любые инструкции — возможно, что страховщики пойдут Вам навстречу и вернут часть страховой премии. Полученные деньги можно будет потратить, в том числе, на приобретение «Зелёной карты» на новый автомобиль.

Можно ли вернуть деньги за «Зелёную карту» если поездка не состоялась

Страхователь может получить назад большую часть денег, потраченных на полис «Зелёная карта», в случае, если поездка не состоялась по любой причине. Однако для этого страхователь должен письменно заявить в сраховую компанию об отказе от договора «Зелёная карта» обязательно до начала срока страхования.

Правилами страхования в рамках международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств «Зелёная карта» предусмотрено:

При отказе страхователя от договора «Зелёная карта» до начала срока страхования (срока действия полиса) страхователю подлежит возврату часть страховой премии за вычетом расходов страховщика в размере 30 % (Тридцати процентов) от размера уплаченной по договору страхования страховой премии.

Если заявить об отказе от полиса уже после начала срока страхования (срока действия полиса), то никаких денег страхователю уже не вернут.

Можно ли отказаться от договора — расторгнуть его без указания причины

На основании статьи 958 Гражданского кодекса Российской Федерации страхователь вправе отказаться от договора страхования в любое время (вернуть полис «Зелёная карта» страховщику), если к моменту отказа возможность наступления страхового случая не отпала по обстоятельствам, иным чем страховой случай (гибель транспортного средства).

Правилами страхования в рамках международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств «Зелёная карта» предусмотрено:

При отказе страхователя от договора «Зелёная карта» до начала срока страхования (срока действия полиса) страхователю подлежит возврату часть страховой премии за вычетом расходов страховщика в размере 30 % (Тридцати процентов) от размера уплаченной по договору страхования страховой премии.

При отказе страхователя от договора страхования после начала (в период) срока страхования, включая случаи смены собственника транспортного средства, и при условии, что такой отказ не вызван гибелью транспортного средства, отзывом у страховщика лицензии или прекращением права осуществлять операции в рамках системы «Зелёная карта», страховая премия страхователю не возвращается, независимо от того, произошел ли к моменту расторжения договора страхования страховой случай или нет.

Что делать с полисом, если сменился собственник автомобиля

В случае смены собственника ТС страхователь имеет право (на свой выбор):

1. Обратиться к страховщику для внесения соответствующих изменений в полис «Зелёная карта». После внесения изменений указанный полис можно продать новому собственнику автомобиля, который может им пользоваться без ограничений.

2. Отказаться от договора «Зелёная карта». При отказе страхователя от договора страхования после начала (в период) срока страхования в случае смены собственника транспортного средства страховая премия страхователю не возвращается, независимо от того, произошел ли к моменту расторжения договора страхования страховой случай или нет.

Естественно, выгоден страхователю только первый вариант, который позволяет вернуть ему хоть часть денег, заплаченных страховщику за «Зелёную карту».

Можно ли расторгнуть полис «Зелёная карта» после возвращения из-за рубежа

После возвращения из-за границы, если срок действия «Зелёной карты» еще не закончился, у некоторых страхователй возникает желание расторгнуть уже ненужную «Зелёную карту» и получить назад часть уплаченной в компанию страховой премии.

Например, за границу ездил на один день, а «Зелёную карту» вынужден был купить на 15 дней — еще 14 дней остались неиспользованными.

К сожалению, такой возможности у страхователя нет.

Точнее — расторгнуть договор (отказаться от договора) можно, но денег назад страховщики не вернут.

Часть премии (пропорционально оставшемуся сроку действия полиса) вернут только в следующих случаях:

  • если возможность наступления страхового случая отпала, и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай. К таким обстоятельствам фактически относится только гибель транспортного средства.
  • отзыва у страховщика лицензии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  • прекращения права страховщика осуществлять операции в рамках системы «Зелёная карта».

При этом под первую позицию (возможность наступления страхового случая отпала) не подпадают:

  • возврат в Россию (вы ведь и снова можете выехать за рубеж, пока не кончился срок «Зелёной карты»);
  • окончание действия визы (можно ведь получить новую визу или выехать в Белоруссию или Украину, куда не требуются визы);
  • поломка машины (ее ведь можно и починить);
  • продажа автомобиля («Зелёной картой» может пользоваться новый собственник).

Так что, вернуть деньги, скорее всего, не удастся!

Что делать, если срок действия полиса закончился при нахождении за границей

Случаи, когда приходится задержаться за рубежом дольше, чем планировалось не редкость. Довольно часто возникают ситуации, когда автопутешественники не смогли вовремя вернуться в Россию и срок действия полиса «Зелёной карты» уже истек.

Фактически можно рекомендовать следующие варианты действий:

1. Купить полис «Зелёная карта» в России, а потом привезти/переслать его в страну, где находится автомобиль. Полис может купить (выступить страхователем) любое лицо (не обязательно владелец ТС). Оформленный полис можно переслать экспресс-почтой за границу по адресу нахождения автомобиля (отель и т.п.). Вариант наиболее выгоден, когда срок задержки за рубежом большой (например, из-за болезни).

2. Купить в стране пребывания полис национального ОСАГО — такой полис заменяет полис «Зелёная карта» только на территории той страны, где он продан. Чтобы доехать до России через несколько стран приедется в каждой из них покупать местный полис ОСАГО. Этот вариант наиболее выгоден, когда надо вернуться из соседней с Россией страны, т.е.надо купить только один полис местного ОСАГО.

3. Купить в стране пребывания полис «приграничного страхования ответственности» (в разных странах он называется по-разному) — такой полис может заменить полис «Зелёная карта» на территории ряда европейских стран (страны указываются в полисе). Часто такой полис внешне очень напоминает полис «Зелёная карта» — отличия только в списке стран. Такие полисы довольно распространены в Польше и Литве, но купить их в странах Европы, которые не граничат со странами-не членами ЕС, может быть весьма затруднительно.

4. (На перспективу) Найти в стране пребывания филиал российской страховой компании, продающей полисы «Зелёная карта». К сожалению, российские страховщики пока филиалов в Европе не имеют. Полис нельзя купить даже в компаниях одной страховой группы, например в «Альянс» или «ЭРГО».

Можно ли изменить сроки действия полиса, если изменились планы на поездку за границу

Если кратко, то изменение сроков действия в полисе «Зелёная карта» не предусматривается. Но существуют некоторые варианты для решения указанной проблемы.

По «Зелёной карте» (в отличие от ОСАГО) существует единая база данных, куда в определенные сроки должна предоставляться информация обо всех заключенных договорах. Сроки «актуализации» постоянно сокращаются, а за их нарушение предусмотрены большие штрафы. Многие компании уже переходят на on-line заполнение полисов «Зелёная карта» — информация о полисе передается в базу данных в момент выписки полиса.

Так вот, если информация о заключенном договоре уже ушла в ЕБД, то никакие изменения в него внести нельзя — это не предусмотрено международными соглашениями по «Зелёной карте» и действующими в России правилами.

До актуализации у продавца остается возможность провести такое изменение как исправление ошибки, допущенной при выписке полиса. Стоит иметь в виду, что данные действия законодательством не регламентируются и являются доброй волей продавца (или страховой компании).

Стандартный вариант действий для страхователя, который может быть использован в любом случае, при условии, что срок действия полиса «Зелёная карта» еще не наступил:

  • Расторжение заключенного полиса — страховая компания обязана вернуть стоимость полиса за удержанием расходов на ведение дела (сейчас РВД установлены в размере 30%). Расторгнуть полис можно в той компании, где он был приобретен — имейте в виду, что не все продавцы вправе принимать заявление о расторжении договора, скорее всего, придется заехать в офис страховой компании (место, где можно расторгнуть договор и получить деньги, лучше сперва уточнить в компании по телефону).
  • Покупка нового полиса «Зелёная карта» с нужными (исправленными) сроками действия — купить такой полис можно в любой компании и в любом месте.

При этом варианте страхователь теряет 30% от стоимости полиса.

Действия при страховом случае (в случае ДТП)

Для чего нужны три экземпляра полиса «Зелёная карта»

Страхователю при заключении договора выдаются три экземпляра сертификата (полиса) «Зелёная карта»:

  • 1-й основной лист сертификата «Зелёная карта», который подтверждает на территории стран системы «Зелёная карта», а также при выезде с территории Российской Федерации наличие страхования;
  • 2-й лист сертификата «Зелёная карта» страхователь должен будет отдать в случае совершения дорожно-транспортного происшествия на территории действия сертификата «Зелёная карта» иному участнику указанного происшествия;
  • 3-й лист сертификата «Зелёная карта» лишь подтверждает в соответствии с законодательством Российской Федерации заключение договора страхования и его необязательно брать с собой в поездку.
Что делать, если попал в ДТП за границей

В случае если Вы попали в ДТП за границей, Вам необходимо предпринять следующие действия:

  • Включите сигнальные огни и выставите предупредительные знаки перед местом ДТП.
  • Сообщите о ДТП в дорожную полицию (Для стран ЕС единый номер для звонков в чрезвычайных случаях — 112).
  • Если есть пострадавшие:
    • Вызовите скорую медицинскую помощь (для стран ЕС — аналогично пункту 1)
    • До прибытия экипажа скорой помощи окажите посильную помощь пострадавшим.
    ДТП в Европе (виноват иностранец) — кто должен возместить ущерб

    «Зелёная карта» — это страхование ответственности, т.е. по полису «Зелёная карта» выплата производится только тогда, когда наступила ответственность страхователя. Если же ответственность за ДТП лежит на другом лице, то выплат по «Зелёной карте» не производится.

    В ситуации, когда ДТП произошло за рубежом и в ДТП виноват иностранец, то следует помнить:

    • Выплаты по российскому полису «Зелёная карта» не производится;
    • Выплаты по российскому полису ОСАГО не производятся (ОСАГО действует только на территории России);
    • Могут быть произведены выплаты по российскому договору КАСКО, если в нем есть специальное расширение территории страхования на зарубежные страны (в соответствии с условиями конкретного договора КАСКО);
    • Должна быть произведена выплата по договору ОСАГО (или «Зелёная карта — без разницы) иностранца-виновника ДТП. Условия выплаты определяются национальным законодательством — аналогично, как иностранец, в которого врезался россиянин в России, получает возмещение в соответствии с российскими законами. Консультации по порядку действий для получения выплаты в конкретной стране можно получить в Российском бюро «Зелёная карта»
    ДТП в Европе (виноват иностранец) — порядок получения возмещения

    В некоторых странах полиция не всегда выезжает на место ДТП (незначительный ущерб), или не всегда оформляет протокол (все равно вызвать полицию необходимо, так как в некоторых случаях при разборе дела проверяется, был ли вызов). Поэтому важно наличие заполненного Извещения о ДТП, подписанного обеими сторонами, фотографий с места ДТП и наличие объяснительных записок об обстоятельствах дела с обеих сторон.

    Потерпевший должен сам обращаться в страховую компанию виновника. Российская страховая компания, выдавшая потерпевшему полис «Зелёная карта», не имеет юридических оснований для урегулирования таких случаев — только информационная поддержка и консультация.

    ДТП в Европе (оба участника ДТП — граждане России) — порядок получения возмещения

    Российские граждане все чаще ездят за границу на своих автомобилях, как следствие могут возникнуть (и порой возникают) ситуации, когда в ДТП за границей происходит с участием двух наших соотечественников. Для таких ситуаций (когда и потерпевший и виновник — граждане России) в правилах страхования «Зелёной карты» предусмотрено специальное условие возмещения.

    • если в Вас в Финляндии врежется финн, то возмещение будет выплачиваться по финским законам и в пределах страховой суммы установленной финским законодательством;
    • если в Вас в Финляндии врежется россиянин, то возмещение будет выплачиваться по российскому Закону об ОСАГО (размер возмещения может быть значительно меньше).

    Скорее всего, данное положение было введено по просьбе зарубежных правоохранительных органов, чтобы пресечь возможные случаи мошенничества со стороны россиян. Хотя возможны и иные объяснения…

    ДТП в России (виноват иностранец) — как получить выплату

    В случае если Вы попали в ДТП в России с участием автомобиля, зарегистрированного в иностранном государстве, Вам необходимо предпринять следующие действия:

    • Включите сигнальные огни и выставите предупредительные знаки перед местом ДТП если есть пострадавшие, вызовите «Скорую помощь»; (03 или 112)
    • вызовите работников ДОБДД для фиксации факта аварии и полученных повреждений; (02 или 112)
    • до приезда работников ДОБДД не передвигайте машину с места ДТП;
    • предъявить другим участникам ДТП сведения о договоре обязательного страхования, в том числе номер страхового полиса обязательного страхования, а также наименование, адрес и телефон страховщика;
    • выясните сведения о наличии у других участников ДТП копии полиса «Зелёная карта» и попросите ее для себя. При отсутствии копии полиса «Зелёная карта», запишете номер «Зелёной карты» , а также номер автомобиля;
    • зафиксируйте данные противоположной стороны (ФИО, адрес, название фирмы), чтобы знать, к кому предъявлять претензии;
    • заполнить бланки извещений о ДТП, при отсутствии разногласий в обстоятельствах причинения вреда допускается совместное заполнение 2 водителями одного бланка извещения о ДТП;
    • запишите все повреждения и обстоятельства аварии до приезда ДОБДД, потом этот лист можно будет попросить приложить к протоколу, при возможности сделайте фотографии места происшествия;
    • запишите контактные данные свидетелей ДТП;
    • при составлении протокола убедитесь, что все повреждения зафиксированы, если инспектор не реагирует на Ваши замечания и зафиксировал не все повреждения, предупредите его, а затем запишите свое мнение об этом в протокол; желательно, чтобы инспектор сделал запись о возможном наличии скрытых повреждений;
    • Всем участникам ДТП выдаются справки по форме №748 «Справка о дорожно-транспортном происшествии», потерпевшему выдается копия протокол об административном правонарушении.
    • В случае если сотрудником ДОБДД установлена виновная сторона то выдается копия либо постановления, либо определения об отказе в возбуждении дела об административном производстве. В случае если виновник не установлен, постановление или определение выдается в группе разбора, время и место проведения которого указывается в протоколе.

    Если Вы были признаны пострадавшим, после сбора всех необходимых документов Вам необходимо обратиться в информационный центр РСА по телефону: +7 (495) 641 27 87 для получения разъяснений по дальнейшим действиям

    В случае если вы признаны виновником, возмещение вам не выплачивается ни по ОСАГО, ни по «Зелёной карте» — в таким случае защищает только полис каско.

    Максимальная выплата по «Зелёной карте» в России

    Основной принцип построения международной системы «Зелёная карта» в том, что она не содержит иных условий страхования, кроме тех, которые определены законодательствами стран-участников «Зелёной карты». Это означает, что порядок выплаты, определение размера ущерба и лимиты выплат определяются по законам той страны, на территории которой произошло ДТП.

    В России выплаты по «Зелёной карте» производятся в соответствии с нормами Закона об ОСАГО. Не имеет значения, кто был виновником ДТП: россиянин с полисом ОСАГО или иностранец с полисом «Зелёная карта», выплата будет одинакова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *