Система национальных счетов снс выделяет такие субъекты как
Перейти к содержимому

Система национальных счетов снс выделяет такие субъекты как

  • автор:

Тест по предмету «Система национальных счетов» с ответами

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

Вопрос 1. Термин «национальное счетоводство» это —

  1. современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне;
  2. система таблиц, напоминающих по форме бухгалтерские счета и балансы, содержащие систематизированное описание экономики на макроуровне;
  3. система макроэкономических показателей, предназначавшаяся для отображения механизма функционирования централизованно планируемой экономики.

Вопрос 2. Показатели, характеризующие деятельность сектора или отрасли экономики — это показатели

  1. мезоуровня;
  2. уровень которых зависит от характеристики сектора или отрасли;
  3. микроуровня;
  4. макроуровня.

Вопрос 3. Депозиты — это

  1. денежные средства, переданные банку на хранение и подлежащие возврату с оплатой, определенной договором процентной ставки;
  2. ценные бумаги, имеющие срок погашения с момента выпуска более одного года и приносящие фиксируемый или индексируемый процент;
  3. денежные документы, удостоверяющие имущественные права их вла-дельца по отношению к выпустившему их лицу;
  4. долговые обязательства-документы, выдаваемые заемщиком кредитору при получении заемных средств.

Вопрос 4. Классификационная единица в группировке хозяйственных единиц по от-раслям — это:

  1. резидент;
  2. институциональная единица;
  3. заведение;
  4. нерезидент.

Вопрос 5. В каком году был составлен первый баланс народного хозяйства:

Вопрос 6. Хозяйственная единица, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов, может самостоятельно принимать решения и распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами — это:

  1. институциональная единица;
  2. заведение;
  3. резидент;
  4. нерезидент.

Вопрос 7. К целям СНС относится:

  1. описание общей картины состояния и развития экономики на макроуровне;
  2. формирование и применение государственной политики;
  3. установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими по-казателями, такими, как валовой внутренний продукт (ВВП), конечное потребле-ние, инвестиции, сбережение, располагаемый доход и др.
  4. обеспечение экономической информацией для принятия управленческих решений.

Вопрос 8. Сопоставьте версии СНС ООН и года, в которых была утверждена та или иная версия:

  1. I версия
  2. II версия
  3. III версия
  1. 1923-1924 гг.
  2. 1969 г.
  3. 1992 г.
  4. 1952-1953 гг.
  5. 1968 г.
  6. 1993 г.

Ответ: 1) – Г); 2) – Д); 3) – Е)

Вопрос 9. Перечислите пять институциональных секторов, между которыми группи-руются все хозяйствующие субъекты:

  1. нефинансовые корпорации и квазикорпорации;
  2. финансовые корпорации и квазикорпорации;
  3. государственное управление;
  4. домашние хозяйства;
  5. некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

Вопрос 10. Сопоставьте термины и ученых-экономистов, кем были предложены указанные термины:

  1. Национальное счетоводство
  2. Система национальных счетов
  3. Межотраслевой баланс
    1. Р. Стоун
    2. А. Маршал
    3. В. Клифф
    4. Дж. М. Кейнс
    5. В. Леонтьев
    6. Я. Тинбергер

    Ответ: 1) – В); 2) – А); 3) – Д)

    Вопрос 11. В чем отличие ВВП от ВНД в качественном отношении:

    1. отличие состоит в том, что первый показатель характеризует поток конечных то-варов и услуг, или вновь созданную стоимость, тогда как второй показатель представляет собой поток первичных доходов, полученных резидентами данной страны;
    2. отличие состоит в том, что первый показатель представляет собой поток первичных доходов, полученных резидентами данной страны, тогда как второй показатель характеризует поток конечных товаров и услуг, или вновь созданную стоимость.

    Вопрос 12. Валовой внутренний продукт оценивается в ценах

    1. производителя;
    2. конечного потребителя;
    3. основных;
    4. в разных случаях по-разному.

    Вопрос 13. К первичным доходам СНС принято относить:

    1. импорт;
    2. оплата труда;
    3. экспорт;
    4. проценты и дивиденды;
    5. прибыль;
    6. налоги на продажу.

    Вопрос 14. Выберите верное утверждение:

    1. Валовый национальный располагаемый доход подразделяется на расходы на конечное потребление и национальное богатство;
    2. Валовый национальный располагаемый доход подразделяется на расходы на ко-нечное потребление и национальное сбережение;
    3. Валовый национальный располагаемый доход подразделяется на расходы на конечное потребление и валовое накопление.

    Вопрос 15. Национальное богатство это — …

    1. накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств, а также чистое приобретение ценностей;
    2. источник финансирования накопления, т. е. прироста основных фондов, запасов материальных оборотных средств, ценностей и др.;
    3. сумма всех активов страны (нефинансовых и финансовых) за вычетом финансовых обязательств.

    Система национальных счетов

    СНС (Система национальных счетов) представляет собой макростатистическую модель рыночной экономики, отвечающую потребителям, экономика статистического анализа результатов её функционирования и оценки эффективности.
    СНС — основа национального счетоводства. Суть системы национальных счетов сводится к формированию показателей развития на различных стадиях воспроизводства и взаимной увязки этих показателей. Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счёт или группа счетов. Счета используются для регистрации экономических операций, осуществляемых институциональными единицами (предприятиями, учреждениями, организациями, домашними хозяйствами) являющимися резидентами данной страны. Отражаются также и операции между резидентами данной страны и нерезидентами.

    В соответствии с рекомендациями СНС-93 национальные счета разрабатываются в разрезе институциональных секторов. Приказом Федеральной службы государственной статистики № 110 от 2.08.2004 г. утвержден и внедряется в информационную систему государственной статистики отраслевой статистический Классификатор институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС). КИЕС разработан на основе адаптации общих принципов и критериев секторальной классификации СНС-93 к особенностям организации экономики России. В классификаторе учтены конкретные формы организации экономики России, отраженные в Гражданском кодексе Российской Федерации и в общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации.
    Гармонизация КИЕС с международными стандартами классификации институциональных секторов обеспечит сопоставимость статистической информации на национальном и международных уровнях.
    КИЕС разработан с целью подразделения отечественной экономики на некоторое число групп хозяйствующих субъектов — резидентов страны, однородных с точки зрения функций, осуществляемых ими в экономике, а также источников финансирования их затрат. Эта классификация обеспечивает институциональный подход при формировании макроэкономических показателей, который позволяет подходить к изучаемым процессам не с точки зрения самого процесса (функциональный подход), а с точки зрения субъектов, их осуществляющих.

    Внедрение КИЕС в статистическую практику – сложный многоитерационный процесс. Отчасти это связано с тем, что во многих случаях на основании действующих общероссийских классификаторов невозможно однозначно классифицировать институциональные единицы в сектора (подсектора), поэтому потребуется дополнительная проработка информации на соответствие критериям классификации, позволяющим идентифицировать хозяйствующие субъекты по институциональным секторам (подсекторам). Немаловажную роль в этой работе будет играть межведомственное взаимодействие.

    В соответствии с Классификатором выделяются следующие институциональные сектора экономики: нефинансовые корпорации, финансовые корпорации, государственное управление, домашние хозяйства, некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

    Национальные счета — набор взаимосвязанных таблиц, имеющих вид балансовых построений. По методу построения национальные счета аналогичны бухгалтерским счетам. Каждый счёт представляет собой баланс в виде двусторонней таблицы, в которой каждая операция отражается дважды: один раз — в ресурсах, другой — в использовании.

    Сальдовая статья — итоги ресурсов

    • Счёт образования (первичных) доходов;
    • Счёт распределения первичных доходов;
    • Счёт вторичного распределения доходов;
    • Счёт использования располагаемого дохода;
    • Счёт операций с капиталом;
    • Финансовый счёт.

    Счёт товаров и услуг [ править ]

    Расходы на конечное потребление

    Экспорт товаров и услуг

    Импорт товаров и услуг

    Выпуск продуктов и услуг в рыночных ценах = Выпуску продуктов и услуг в основных ценах + Налоги на продукты и импорт — Субсидии на продукты и импорт.

    Статистическое расхождение характеризует суммарную ошибку при построении всех счетов, которая не должна превышать 4—5 % ВВП.

    Счёт производства [ править ]

    Валовой внутренний продукт (ВВП)

    Счёт образования доходов [ править ]

    Налоги на производство и импорт (Н)

    Субсидии на производство и импорт (С)

    Валовая прибыль экономики (ВП) и валовые смешанные доходы (ВСД)

    Валовая добавленная стоимость (ВДС) — на уровне отдельного сектора или отрасли экономики

    Объекты и субъекты системы национальных счетов

    Система национальных счетов (СНС) – это система статистических показателей, раздел статистики, а также результат особой практической деятельности в области статистики.

    СНС и показатели ее формирующие

    Система национальных счетов представляет собой современную систему сбора и обработки данных, которая используется практически всеми странами мира с целью макроэкономического анализа своей экономики. СНС объединяет ключевые макроэкономические показатели, такие как: объем выпуска продукции, совокупный доход, совокупный расход. При помощи СНС можно в наглядной форме представить ВВП на всех стадиях движения, т.е. на стадии производства, распределения, обмена и потребления. Возникновение СНС произошло в западных развитых странах в конце 1930 годов. Толчком к созданию СНС послужила великая депрессия 1929-1933 годов.

    Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
    ИИ ответит за 2 минуты

    СНС использовалась с целью проведения эффективной государственной макроэкономической политики, для экономического прогнозирования, для международного сопоставления национального дохода.

    Основными макроэкономическими показателями, формирующими СНС, являются:

    • С 1993 года ключевым макроэкономическим показателем, характеризующим результаты деятельности государства, является ВВП. ВВП представляет собой рыночную стоимость конечной продукции, которая была произведена на территории данного государства, независимо от принадлежности факторов производства.
    • ВНП (валовой национальный продукт), который до 1993 года был основным показателем макроэкономической деятельности. ВНП представляет собой рыночную стоимость конечных благ и услуг, которые произведены в национальной экономике за конкретный промежуток времени резидентами страны на ее территории и за пределами. ВВП отличается от ВНП как правило на 1,5%. В определении ВНП и ВВП особую значимость приобретает понятие «конечные товары», которое означает, что в ВВП/ВНП относятся товары, используемые на конечное потребление, экспорт, накопление, а не для промежуточного потребления в качестве сырья.
    • Чистый национальный продукт равен разности ВВП и амортизационных отчислений.
    • Национальный доход равен равности величины чистого национального продукта и косвенных налогов;
    • Личные доходы вычисляются как разность национального дохода, взносов на социальное страхование, налогов на прибыль, нераспределенной пробыли, трансфертных платежей. Трансферты – это распределение расходов государства посредством пенсий, стипендий, выплат на социальное страхование.
    • Располагаемые доходы равны разности личных доходов и налогов на личные доходы. В конечном итоге располагаемый доход делится на потребление и сбережение.

    «Объекты и субъекты системы национальных счетов» ��
    Помощь эксперта по теме работы
    Решение задач от ИИ за 2 минуты
    Помощь с рефератом от нейросети

    Объекты и субъекты СНС

    СНС представляет собой специальные балансы, которые отражают наличие ресурсов и их использование. СНС является своеобразными таблицами для отражения равновесных состояний операций обмена участников экономических отношений. Предполагается, что ведением счетов занимаются агенты, т.е. сами участники отношений.

    Определение 2

    Объектом исследования СНС является экономика государства как совокупность отраслей, секторов, экономических единиц, а также результаты и механизм функционирования данной экономики, внешние и внутренние взаимосвязи, закономерности развития.

    Экономические агенты – это субъекты СНС, среди которых выделяется пять типов:

    • Домохозяйства – это семейные ячейки, к функциям которых относится потребление;
    • Нефинансовые предприятия – это все агенты, функциями которых является производство продукции с целью получения прибыли;
    • Государственные учреждения, администрация, занимающиеся оказанием услуг, не реализуемых за деньги. Также в данному типу относятся агенты, которые занимаются распределением стоимостей, созданных на производстве;
    • Финансовые учреждения, к которым относятся банки, кредитные учреждения, страховые организации и т.д.;
    • Заграница – это агенты за пределами данного государства.

    Агенты занимаются ведением счетов важнейших экономических операций на основании следующего: любая операция имеет получателя и плательщика и записывается один раз в качестве использования и один раз в качестве ресурсов, что выражает принцип двойной записи. В связи с этим в каждой большой категории операций существует равновесие, т.е. все использование равно всем ресурсам. На основании этого строится сводная макроэкономическая таблица, отражающая равновесие в различных потоках продукции, потреблении, инвестициях в позиции баланса ресурсов и их применения агентами производства.

    Структура и категории СНС

    Схема СНС основана на формировании обобщающих показателей макроэкономического развития на разных стадиях воспроизводственного процесса и взаимной увязке данных показателей между собой.

    Каждая стадия воспроизводства имеет свой счет или же группу счетов.

    Определение 3

    Счета – это потоки, в которых отражается движение стоимости продукции через стадии производственного цикла.

    Система оканчивается составлением балансовых таблиц, которые отражают итоговое изменение национальных богатств в отчетном периоде и изменение межотраслевого баланса.

    СНС России состоит из следующих счетов:

    • Счета товаров и услуг;
    • Счета производства;
    • Счетов образования и распределения первичных доходов;
    • Счета вторичного распределения доходов;
    • Счета использования доходов;
    • Счета операций с капиталами.

    Замечание 1

    В СНС все экономические единицы группируются по секторам. Сектор – это объединение институциональных единиц, которые обладают общими целями, однородны с позиции выполняемых функций и каналов финансирования.

    Институциональные единицы – это субъекты хозяйствования, которые владеют активами, принимают обязательства, осуществляют экономическую деятельность и иные операции. К институциональным единицам могут относиться как юридические лица, так и физические в виде домохозяйств.

    Методологические аспекты применения системы национальных счетов в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

    Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Медведева Марина Александровна

    Отражение объема платных услуг в макроэкономических показателях СНС
    Двухсекторная имитационная модель прогнозирования развития экономики

    Опыт построения системы счетов валового регионального продукта для прогнозирования экономики региона (на примере г. Москвы)

    Валовой региональный продукт как основной показатель развития региона
    Преимущества и недостатки ввп как показателя социально-экономического развития страны
    i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
    i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

    The system of national accounts (SNA) is applied in Russia since 1993 in connection with transition to market economy. It is intended for calculation and the analysis of macroeconomic parameters.

    Текст научной работы на тему «Методологические аспекты применения системы национальных счетов в России»

    Омский государственный университет

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ В РОССИИ

    The system of national accounts (SNA) is applied in Russia since 1993 in connection with transition to market economy. It is intended for calculation and the analysis of macroeconomic parameters.

    Система национальных счетов (СНС) — это современная система информации, применяемая более чем в 150 странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне, т. е. это макростатистическая модель рыночной экономики. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования.

    СНС была создана более 50 лет назад в наиболее развитых капиталистических странах, когда e органов государственного управления возникла потребность в информации, необходимой для регулирования рыночной экономики. Первые национальные счета появились в конце 30-х — первой половине 40-х г. XX в. в странах Запада, т. е. после Великой депрессии 1929-1933 гг. как результат анализа ее причин и последствий и для решения задачи государственного регулирования рыночной экономики. Теория национального счетоводства начала интенсивно развиваться после Второй мировой войны рядом европейских и американских ученых. Разработкой международных стандартов СНС занимались Статистическая комиссия ООН и Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). В 1953 г. появился первый стандарт ООН в области национального счетоводства, а в 1968 г. — второй стандарт, более полный, который определял принципы построения счетов не только для экономики в целом, но и для ее отдельных секторов.

    Последняя версия СНС принята ООН в 1993 г. Она уточняет определения и классификации важнейших макропоказателей, усовершенствует структуру некоторых счетов, методологию определения показателей национального богатства и др.

    Госкомстат России начал работу по переходу на принятую в международной практике систему учета и статистики в 1993 г., после принятия Статистической комиссией ООН пересмотренной версии СНС (СНС — 93), окончание которой планируется в 2005 г.

    СНС России построена с учетом рекомендаций международных статистических органов, разрабатывающих проблемы СНС: ООН, МВФ, Мирового банка, Евростата. Результаты расчетов показателей СНС РФ проходят экспертизу в МВФ, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Мировом банке.

    Методология СНС России отличается по ряду относительно второстепенных моментов от принятых в международной практике стандартов, что связано с переходным характером российской экономики. С развитием рыночных отношений эти различия будут уменьшаться.

    СНС может быть представлена как:

    1) совокупность счетов, описывающих этапы процесса воспроизводства. Каждой стадии воспроизводства (производства, первичного распределения продукции, доходов, вторичного распределения доходов, использования доходов) соответствует специальный счет или группа счетов, которые содержат обобщающие показатели, увязанные между собой. Таким образом возможно проследить движение стоимости произведенных товаров и услуг, а также добавленной стоимости от производства до использования;

    2) совокупность хозяйствующих единиц (субъектов), занимающихся производством товаров, рыночных и нерыночных услуг. Они сгруппированы по отраслям экономики в соответствии с Общероссийским классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и Международной отраслевой классификацией (МОК);

    3) совокупность институциональных секторов экономики. Сектор объединяет институциональные единицы, однородные с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования. Институциональная единица — это хозяйствующий субъект, который может от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами;

    4) совокупность экономических операций. Операция — это взаимодействие двух и более институциональных единиц по обоюдному соглашению. Учитываются операции по производству и исполь-

    © М.А. Медведева, 2003

    Методологические аспекты применения системы.

    зованию товаров и услуг (операции с товарами и услугами), операции по распределению и перераспределению доходов (операции с доходами) и операции по приобретению финансовых обязательств (операции с финансовыми инструментами). При этом регистрации подлежат как экономические операции между институциональными единицами — резидентами данной страны, так и между резидентами данной страны и нерезидентами.

    Резидентами считаются предприятия, организации, домашние хозяйства, участвующие в экономической деятельности на экономической территории страны в течение длительного срока (не менее года).

    Система национальных счетов России в настоящее время включает следующие основные счета:

    1) товаров и услуг,

    3) образования доходов (первичных),

    4) первичного распределения доходов,

    5) вторичного распределения доходов,

    6) использования располагаемого дохода,

    7) операций с капиталом.

    Национальные счета нашей экономики являются счетами потоков. Они отражают сквозное движение стоимости товаров и услуг через все стадии — от производства до конечного потребления и накопления.

    Каждый национальный счет представляет собой набор взаимосвязанных таблиц, каждая из которых построена по аналогии с бухгалтерскими счетами, т. е. имеет две части: ресурсы (правая часть таблицы) и их использование (левая часть таблицы). Левая и правая частит каждого счета уравниваются при помощи балансирующей (сальдовой) статьи. Она рассчитывается как разность между объемом ресурсов и их использованием. Балансирующая статья каждого счета представляет собой обобщающий показатель, который характеризует соответствующую стадию процесса воспроизводства и увязывает счета в единую систему. Сальдовая статья предыдущего счета, отраженная в разделе «Использование», является исходным показателем раздела «Ресурсы» последующего счета. Этим достигается увязка счетов между собой и образование системы национальных счетов.

    Все указанные счета СНС являются консолидированными счетами. Они построены для экономики в целом и отражают, с одной стороны, отношения между национальной экономикой и зарубежными странами, с другой — взаимосвязь различных показателей системы счетов. Таковыми, например, являются «Счет товаров и услуг» (таблица 1) и «Счет производства» (таблица 2).

    Счет товаров и услуг в 2001 г. (в текущих ценах), млн руб. [1, с. 30]

    Использование Величина показателя Ресурсы Величина показателя

    1. Промежуточное потребление 2. Расходы на конечное потребление 3. Валовое накопление 4. Экспорт товаров и услуг 5. Статистическое расхождение 7 360 146,9 5 897 964,1 1 994 123,6 3 337 918,7 -22 669,1 6. Выпуск в основных ценах 7. Импорт товаров и услуг 8. Налоги на продукты 9. Субсидии на продукты (-) 15 301 753,2 2 166 516,3 1 283 777,3 184 562,6

    Всего 18 567 484,2 Всего 18 567 484,2

    В данном счете выпуск товаров и услуг показан в основных ценах. Основная цена — это цена, получаемая производителем за единицу продукта без налогов на продукты и импорт, но включающая субсидии на продукты и импорт.

    Левая и правая части счета товаров и услуг рассчитываются отдельно на основе своих потоков статистической информации, поэтому их суммарные итоги могут различаться. Для достижения баланса по счету эта разница определяется как показатель статистического расхождения. Он характеризует суммарную ошибку при построении всех счетов. Удовлетворительным считается статистическое расхождение, не превышающее 4-5 % валового внутреннего продукта (ВВП).

    Счет производства предназначен для описания и анализа стадии производства (таблица 2).

    Выпуск представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц — резидентов национальной экономики (включая иностранные и смешенные хозяйствующие субъекты) в отчетном периоде и имеющих как рыночный, так и нерыночный характер. Нерыночные товары и услуги реализуются бесплатно или по ценам, не влияющим

    значительно на спрос. По сути, выпуск — это результат производственной деятельности в так называемых границах производства.

    Счет производства в 2001 году (в текущих ценах), млн руб. [1, с. 30]

    Использование Величина показателя Ресурсы Величина показателя

    1. Промежуточное потребление 2. Валовой внутренний продукт в рыночных ценах 7 360 146,9 9 040 821,0 3 . Выпуск в основных ценах 4. Налоги на продукты 5. Субсидии на продукты (-) 15 301 753,2 1 283 777,3 184 562,6

    Всего 16 400 967,9 Всего 16 400 967,9

    В этих границах должно учитываться также скрытое и неформальное производство — это экономическая деятельность, разрешенная законом, но скрываемая или приуменьшаемая по объему с целью уклонения от налогов и т. п. Под неформальным производством понимается производственная деятельность некорпоративных предприятий домашних хозяйств: сельскохозяйственная продукция в личных подсобных хозяйствах, челночная торговля, индивидуальное строительство. Госкомстат России рассчитывает показатели скрытой и неформальной экономики на базе косвенной информации, применения балансовых методов и экспертных оценок.

    Незаконная деятельность по производству товаров и услуг (производство оружия, наркотиков) также должна включаться в границы производства, но Госкомстатом РФ пока не рассчитывается.

    Выпуск товаров и услуг в отраслевом разрезе исчисляется в основных ценах.

    Промежуточное потребление состоит из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в отчетном периоде для производства других товаров и услуг. Потребление основного капитала (амортизация) не входит в состав промежуточного потребления.

    Налоги на продукты — это налоги, которые напрямую зависят от стоимости произведенной продукции и оказанных услуг: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на импортируемые товары и услуги.

    Субсидии на продукты — это текущие некомпенсируемые выплаты из Государственного бюджета предприятиям при условии производства ими определенного вида товаров и услуг.

    ВВП в текущих рыночных ценах (ценах конечного покупателя) включает торгово-транспортные наценки, налоги на производство и импорт, но не включает субсидии на производство и импорт.

    Консолидированные счета производства и образования доходов строятся в СНС России в разбивке по группам отраслей, производящих товары, рыночные услуги, нерыночные услуги.

    К отраслям, производящим товары, относятся: промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, прочие виды деятельности по производству товаров. Остальные отрасли отнесены к отраслям, оказывающим услуги.

    Рыночными считаются услуги, реализуемые на рынке по экономически значимым ценам. Услуги, финансируемые полностью или в значительной степени за счет Государственного бюджета, внебюджетных фондов, средств предприятий и организаций, некоммерческих организаций, относятся к нерыночным услугам.

    Согласно международным рекомендациям Госкомстат РФ должен составлять полный набор национальных счетов не только для экономики в целом, но и для отдельных ее секторов. В СНС России выделяются следующие секторы национальной экономики:

    1) нефинансовые предприятия;

    2) финансовые учреждения;

    3) государственные учреждения;

    4) некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

    5) домашние хозяйства.

    Данные сектора используются для описания процессов экономического воспроизводства внутри страны.

    Для отражения взаимосвязей с другими странами образуется сектор «остальной мир», который объединяет институциональные единицы — нерезиденты страны в части взаимодействия с резидентами национальной экономики. Нерезидентами называют граждан, постоянное место жительства которых находится за границей, даже если они временно находятся на территории данной страны, а также находящиеся на данной территории иностранные дипломатические, торговые, прочие официальные представительства с дипломатическими привилегиями.

    Методологические аспекты применения системы.

    Нефинансовые предприятия различных форм собственности занимаются производством товаров и оказанием нефинансовых услуг.

    Финансовые учреждения — это коммерческие кредитные организации и страховые учреждения, проводящие различного рода финансовые операции на коммерческой основе и операции по страхованию.

    К государственным учреждениям относятся предприятия и организации в области управления, финансов, обороны, регулирования экономики, а также государственные внебюджетные фонды. Они предоставляют нерыночные услуги индивидуального и коллективного пользования, функционируют в области перераспределения национального дохода и богатства.

    К некоммерческим организациям, обслуживающим домашние хозяйства, относятся общественные организации культуры, здравоохранения, образования, профсоюзные организации, политические партии.

    Домашнее хозяйство — это физическое лицо или группа лиц, являющихся резидентами, проживающих вместе и ведущих совместное хозяйство (имеющих общий бюджет). Сюда же относятся некорпоративные предприятия — личные подсобные хозяйства, индивидуальная деятельность без образования юридического лица.

    Национальные счета для институциональных секторов экономики строятся по тем же принципам, что и счета для экономики в целом. Каждый счет состоит из двух частей: ресурсы и их использование. Итоговые результаты обеих частей совпадают. Один из счетов сектора «Государственные учреждения» в 2000 г. приведен в таблице 3.

    Счет производства (в текущих ценах), млн руб. [1, с. 145]

    Виды услуг Ресурсы Использование

    Выпуск Промежуточное потребление Валовая добавленная стоимость

    Нерыночные услуги: 1 070 813,4 565 582,7 505 230,7

    образование 182 531,6 65 096,5 117 435,1

    культура 23 250,2 13 191,1 10 059,1

    здравоохранение 197 962,7 113 377,3 84 585,4

    управление (включая оборону) 641 088,3 360 072,2 281 016,1

    наука 14 758,5 7 620,8

    организации, обслуживающие сель-

    ское хозяйство 10 431,9 5 931,4 4 500,5

    геология и разведка недр, геодезиче-

    ская и гидрометеорологическая

    службы 790,2 293,4 496,8

    Рыночные услуги: 12 418,1 0,0 12 418,1

    операции с недвижимым имуществом 12 418,1 0,0 12 418,1

    Производство товаров: 7 339,0 4 286,0 3 053,0

    строительство 7 339,0 4 286,0 3 053,0

    Всего 1 090 570,5 569 868,7 520 701,8

    Валовая добавленная стоимость (ВДС) — это вновь созданная в процессе производства стоимость товаров и услуг, т. е. стоимость, добавленная к стоимости потребленных в этом процессе товаров и услуг. Определяется по отраслям экономики как разность между стоимостью выпуска товаров и услуг и промежуточным потреблением. В целом по экономике сумма ВДС отраслей составляет ВВП.

    Для каждого сектора экономики должен составляться полный набор счетов, однако пока в статистической системе учета России это положение не соблюдается в полном объеме по объективным причинам.

    Учет почти всех экономических операций в СНС России осуществляется в ценах на момент их совершения, т. е. в текущих ценах.

    Основными показателями СНС являются ВВП и валовой национальный располагаемый доход (ВНРД).

    ВВП — центральный макроэкономический показатель СНС России, применяемый для определения темпов развития производства, характеристики структуры экономики, экономических пропорций на макроуровне, для расчёта показателя производительности труда, определения уровня жизни насе-

    i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    ления и т. п. Он применяется для международных сопоставлений относительных уровней экономического развития различных стран и регионов мира.

    ВВП характеризует стоимость произведённых на экономической территории данной страны (включая иностранные и смешанные предприятия) за определенный период (год, квартал, месяц) товаров и услуг, предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта. В отличие от рассчитываемого раньше в системе баланса народного хозяйства показателя валового общественного продукта (ВОП) ВВП не включает стоимость потреблённых при его производстве предметов труда (материальных затрат на сырьё, материалы, топливо, полуфабрикаты и т. п.), т. е. не содержит повторного счёта. Кроме того, он учитывает объёмы продукции не только предприятий материальной сферы, но и сферы услуг.

    ВВП отражает конечный результат производственной деятельности институциональных единиц — резидентов и нерезидентов за конкретный период времени и исчисляется в рыночных ценах.

    Для сопоставительного и структурного анализа, получения обобщающих показателей социально-экономического развития ВВП рассчитывается в текущих ценах рассматриваемого периода. Для определения показателей динамики по отношению к предыдущему или базисному периоду ВВП рассчитывается, соответственно, в сопоставимых ценах предыдущего периода или в базисных ценах.

    ВВП характеризует этапы экономического процесса: производства товаров и оказания услуг, распределения доходов, конечного использования товаров и услуг.

    В соответствии со стадиями процесса воспроизводства ВВП рассчитывается тремя методами:

    2) распределительным (по источникам доходов);

    3) методом использования доходов (по элементам конечного использования).

    Производственный метод расчета ВВП — определяется как разность между выпуском товаров и

    услуг в целом по стране и промежуточным потреблением в целом либо как сумма добавленных стоимостей, создаваемых в отраслях экономики. При этом объёмы добавленных стоимостей рассчитываются в основных ценах (не включающих налоги на продукты, но включающих субсидии на продукты).

    в основных ценах

    в основных ценах-

    Для расчёта ВВП в рыночных ценах необходимо добавить чистые (за вычетом субсидий) налоги на продукты и импорт (ЧНП).

    ВВП в рыночных ценах =!ВДС в основных ценах + ЧНПИ в текущих ценах-

    Производственный метод позволяет оценить вклад каждой отрасли, сектора экономики в создание конечного продукта, отразить отраслевую структуру и характер развития экономики.

    Метод формирования ВВП по источникам доходов (распределительный) не является основным из применяемых Госкомстатом России в рамках расчётов по СНС, так как не все показатели доходов получаются прямым счётом, некоторые (например, валовые смешанные доходы) исчисляются балансовым методом.

    Формирование ВВП по источникам доходов отражает первичные доходы, получаемые единицами, непосредственно участвующими в производстве, органами государственного управления (организациями бюджетной сферы) и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства.

    Для определения ВВП распределительным методом рассчитывают показатели оплаты труда наёмных работников (ОТ), чистых налогов на производство и импорт (ЧНПИ), валовой прибыли и валовых смешанных доходов (ВП/ВСД).

    Оплата труда определяется суммой вознаграждений в денежной и натуральной формах, выплачиваемых наёмным работникам за работу, выполненную в отчётном периоде (необходимо учитывать и скрытую оплату труда).

    Налоги на производство и импорт включают налоги на продукты и импорт и другие налоги на производство (налог на имущество, налог на землю, лицензионные сборы и т. п.).

    ЧНПИ — это разность между суммой налогов на производство и импорт и получаемыми субсидиями на производство и импорт.

    ВП и ВСД определяются как разность между ВВП, рассчитанным производственным методом (в рыночных ценах), ОТ и ЧНПИ-

    ВВП распределительным методом определяется:

    ВВП в рыночных ценах = ОТ+ЧНПИ+ВП/ВСД

    Методологические аспекты применения системы.

    Данный метод применяется Госкомстатом России для анализа стоимостной структуры ВВП по доходам.

    ВВП, рассчитанный методом использования доходов, т. е. по элементам конечного использования, представляет собой сумму расходов всех экономических секторов на конечное потребление (КП), валовое накопление (ВН) и чистого экспорта товаров и услуг (Э — И).

    КП складывается из расходов на КП домашних хозяйств, государственных учреждений, удовлетворяющих индивидуальные и коллективные потребности общества в целом и потребление домашних хозяйств и расходов на КП некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Эта группировка показывает, кто финансирует расходы на КП.

    Валовое накопление складывается из валового накопления основных фондов, изменения запасов материальных оборотных средств и чистого приобретения ценностей (приобретение минус реализация).

    Чистый экспорт товаров и услуг определяется во внутренних ценах как разница между экспортом и импортом по обороту российской торговли со всеми зарубежными странами, включая СНГ.

    В связи с недостатком необходимой информации, методологическими трудностями, вызванными переходным характером рыночной экономики, и общей незавершённостью СНС, рассчитывается специальный показатель: статистическое расхождение (СР). Он показывает расхождения между значениями ВВП, исчисленными разными методами.

    Таким образом, ВВП методом использования доходов определяется:

    ВВП в рыночных ценах = КП+ВН+(Э-И)+СР.

    Данный метод расчёта ВВП позволяет отразить структуру использования валового продукта и его роль в удовлетворении потребностей конечных потребителей и в увеличении национального богатства страны.

    По данным Госкомстата России, ВВП в рыночных ценах, рассчитанный производственным методом, в 2001 г. составил 9 040 821,0 млн рублей (таблица 4). Из данных, применяемых для этого расчёт, можно определить сумму ВДС всех отраслей экономики как разность валового выпуска и промежуточного потребления. Она составила в 2001 г. 7 941 606,3 млн рублей. Тогда можно определить структуру валового выпуска товаров и услуг в этом году: 51,9 % составляет валовая добавленная стоимость, 48,1 % — материальные затраты на создание данного объёма ВДС (промежуточное потребление).

    По сравнению с 1998 г. удельный вес ВДС снизился на 1,6 %, а удельный вес промежуточного потребления вырос на эту же величину.

    Использование ВВП России в 2001 г. характеризуется данными, приведенными в таблице 4.

    Производство и использование ВВП (в текущих ценах) [1, с. 70]

    Показатели 2001 год

    Производство ВВП: 9 040,8 100,0

    производство товаров 3 572,7 39,6

    производство услуг 4 487,3 49,5

    косвенно измеряемые услуги финансового посредничества -118,4 -1,3

    чистые налоги на продукты и импорт 1 099,2 12,2

    Использование ВВП: 9 040,8 100,0

    расходы на конечное потребление: 5 898,0 65,1

    домашних хозяйств 4 495,9 49,6

    государственных учреждений, из них: 1 292,6 14,3

    на индивидуальные товары и услуги 549,4 6,1

    на коллективные услуги 743,2 8,2

    некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства 109,5 1,2

    валовое накопление: 1 994,1 22,0

    валовое накопление основного капитала 1 609,5 17,7

    изменение запасов материальных оборотных средств 384,6 4,3

    чистый экспорт товаров и услуг 1 171,4 12,9

    Статистическое расхождение -22,7 —

    Из данных таблицы 4 видно, что в 2001 г. почти половина произведенных ВВП приходится на сферу услуг (49,5 %), а производство товаров составляет 39,6 %.

    В структуре ВВП, рассчитанного по элементам конечного пользования (методом использования доходов), основное место занимают расходы на конечное потребление секторов экономики (65,1 %), при этом почти половина объема ВВП приходится на сектор «домашние хозяйства» (49,6 %). На валовое накопление в целом использовано более одной пятой валового внутреннего продукта (22,0 %), а превышение экспорта товаров и услуг над импортом составило 12,9 % ВВП. Статистическое расхождение составило 22,7 млрд руб. или 0,25 % от ВВП, что считается допустимым уровнем погрешности.

    По сравнению с 1998 г. изменилась структура использования ВВП: в 2001 г. снизился удельный вес расходов на конечное потребление на 11,2 %, выросла доля валового накопления на 5,7 % и чистого экспорта товаров и услуг — на 5,0 %.

    Таким образом, преобразование экономики России в рыночную, развитие новых форм хозяйствования и многоукладной экономики требуют разработки качественно новых показателей статистики, методов исследования закономерностей развития и особенностей формирования российской рыночной экономики, методов сравнительного анализа макроэкономических показателей страны с показателями зарубежных стран. Решение этих задач обеспечивает внедренная и постоянно совершенствуемая методологически система национальных счетов России. 1

    1. Национальные счета России в 1994-2001 годах: Стат. сборник / Госкомстат России. М., 2002.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *