Программа дпм в энергетике что это
Перейти к содержимому

Программа дпм в энергетике что это

  • автор:

ДПМ-1 и ДПМ-2, что это такое и в чем отличие? Разбираемся.

Еще

Часто в обзорах генерирующих компаний встречается аббревиатура ДПМ или ДПМ-2. Не все знакомы с данными программами, сегодня я постараюсь прояснить этот момент.

Значительная часть генерирующих станций нам досталась со времен СССР, на некоторые блоки уже истек срок полезной эксплуатации и они нуждаются либо в замене, либо в кап. ремонте. После разделения РАО-ЕЭС России значительная часть станций перешла в частные руки. Новые владельцы не торопятся вкладывать миллиарды рублей в модернизацию старого оборудования, им нужен определенный стимул для этого. Таким стимулом стала программа ДПМ.

Программа ДПМ (или ДПМ-1) расшифровывается, как программа договоров о предоставлении мощности. Основной целью ее является стимулирование инвестиций в генерацию. В рамках первой программы (2010-2020 годы) компании строили новые генерирующие мощности, а крупные потребители брали на себя обязательство оплачивать мощность данных блоков по повышенным тарифам.

Грубо говоря, строительство шло за счет потребителей, только с постоплатой. Причем, в эти тарифы включалась надбавка, чтобы генерирующие компании не только вернули вложенные инвестиции, но и немного заработали на этом. Государство в данном случае выступало гарантом того, что потребители получат требуемый объем мощности, а производители энергии получат обратно свои деньги через повышенные тарифы.

В рамках ДПМ-1 было введено около 30ГВт новых мощностей, что на рынке создало избыток предложения. Спрос на электроэнергию и мощность последние 10 лет рос более низкими темпами, чем предполагалось ранее. Больше всего от программы выиграли ИРАО (6,1ГВт), ОГК-2 (4,4ГВт), Мосэнерго (2,9ГВт), Юнипро (2,4ГВт) и т.д.

Программа ДПМ-1 закончилась, но в стране осталось значительно количество старых мощностей. Все силы и средства компании пускали на строительство новых блоков, на модернизацию денег не выделялось в должном объеме.

Было принято решение продлить данную программу, только теперь не строить новые блоки, а до 2031 года модернизировать уже имеющиеся. Программу назвали ДПМ-2 (или ДПМ штрих). Суть ее такая же, как и у первой, модернизация мощностей идет за счет генерирующей компании, а потом это ложится на плечи потребителей в виде повышенных тарифов. В рамках ДПМ-1 повышенные тарифы размазывались на 10 лет, теперь срок увеличили до 15 лет. Общий объем инвестиций на программу ДПМ-2 установлен в размере 1,9 трлн. руб (2022 — 2031г).

Для справки, на 2020 год около половины всей генерации в РФ старше 40 лет, примерно 1/4 всей генерации старше 50 лет. Другими словами, через 10 лет больше половины генерирующих объектов будут работать сверх своей эксплуатационной нормы, что может приводить к авариям. Программа ДПМ-2 призвана частично решить данную проблему.

Мы не будем углубляться в механизм отбора мощностей для модернизации по ДПМ-2, подведем некоторые итоги тех отборов, которые уже состоялись.

На данный момент известны данные по отборам с 2022 по 2026 год. Основной объем на модернизацию выиграла ИРАО (4,95 ГВт), на втором месте Юнипро с долей 3,3 ГВт. Помимо модернизации текущих станций, с 2027 года должна появиться отечественная парогазовая турбина с локализацией более 70%. Но показатель локализации будет расти в последующие годы.

ДПМ-1 и ДПМ-2, что это такое и в чем отличие? Разбираемся.

По предварительным данным, для «Интер Рао» и «Т ПЛЮС» будут использованы турбины производства «Силовых машин» А. Мордашова. Оборудование для ОГК-2 будет получено от «Объединенной двигателестроительной корпорации» Ростеха.

Текущий механизм отбора объектов для ДПМ-2 имеет ряд недостатков, блоки отбираются не исходя из их необходимости и востребованности, а исходя из стоимости модернизации в пересчете на 1 МВт мощности. Таким образом, слово модернизация здесь не совсем уместна, компании просто меняют блок, произведенный в 1950 году на точно такой же блок произведенный чуть позднее, КПД при этом не увеличивается.

Надеюсь, немного прояснили отличия данных программ. Главное то, что зарабатывает на этом генерирующая компания через повышенные тарифы. А есть еще ДПМ ВИЭ, но это уже отдельная история.

Следить за всеми моими обзорами можете здесь: Telegram, Смартлаб, Вконтакте, Instagram

ПРОГРАММА ДОГОВОРОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МОЩНОСТИ КАК СРЕДСТВО СТИМУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алхасов Алибек Басирович, Аликеримова Тамила Девлетхановна, Ниналалов Саид Ахмедханович

Цель работы. В статье рассматривается поддержка генерации возобновляемой энергетики в России на основе договоров предоставления мощностив области возобновляемых источников энергии ДПМ ВИЭ I (2013-2024). Метод или методология проведения работы. Построены эконометрические модели, согласно которым можно оценить эффективность поддержки генерации на основе возобновляемых источников энергии в соответствии с ДПМ ВИЭ1. Результаты. Исследованы механизмы стимулирования использования возобновляемой энергетики, применяемые в России. Представлены регрессионные модели, позволяющие оценивать дальнейший рост уровня возобновляемой энергетики в общей электроэнергетической генерации Российской Федерации в соответствии с ДПМ ВИЭ. Область применения результатов. Результаты исследования могут использоваться при разработке новой программы развития возобновляемой энергетики в России, учитывающей новые мировые тенденции. Выводы. Программа ДПМ ВИЭ 1(2014-2024)не приведет к системному, последовательному росту генерации электроэнергии за счет ВИЭ в Российской Федерации. Необходимы новые программы стимудирования альтернативной энергетики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алхасов Алибек Басирович, Аликеримова Тамила Девлетхановна, Ниналалов Саид Ахмедханович

Факторы риска при сооружении энергообъектов на возобновляемых источниках энергии в России
ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ РАЗВИТИЮ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В РОССИИ

МИРОВОЙ ОПЫТ СТИМУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ

ВИЭ 2.0: НОВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭНЕРГЕТИКИ В РОССИИ
Эффективность развития рынка возобновляемых источников энергии в России
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROGRAM OF CONTRACTS FOR THE PROVISION OF POWER AS A MEANS OF STIMULATING AND SUPPORTING RENEWABLE RESOURCES ENERGY SOURCES IN RUSSIA

The purpose of the work. The article discusses the support for the generation of renewable energy in Russia on the basis of contracts for the provision of capacity in the field of renewable energy sources of the DPM RES I (2013-2024). The method or methodology of the work. Econometric models have been constructed, according to which it is possible to assess the efficiency of supporting generation based on renewable energy sources in accordance with the RES DPM. Results. The mechanisms of stimulating the use of renewable energy used in Russia are studied. Regression models are presented that allow us to assess the further growth of the level of renewable energy in the total electric power generation of the Russian Federation in accordance with the RES DPM. The scope of the results. The results of the study can be used in the development of a new program for the development of renewable energy in Russia, taking into account new global trends. Conclusions. The program of the Renewable Energy DPM I (2014-2024)will not lead to a systematic, consistent increase in electricity generation due to renewable energy in the Russian Federation. New programs for stimulating alternative energy are needed

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА ДОГОВОРОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МОЩНОСТИ КАК СРЕДСТВО СТИМУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ В РОССИИ»

УДК: 338.27, 338.32, 620.91 АЛХАСОВ АЛИБЕК БАСИРО-

д.т.н., профессор, директор Института проблем геотермии и возобновляемой энергетики — филиала Объединенного института высоких температур РАН (ИПГВЭ ОИВТ РАН), e-mail: alibek_alhasov@mail.ru

АЛИКЕРИМОВА ТАМИЛА ДЕВЛЕТХАНОВНА

аспирант ИПГВЭ ОИВТ РАН, старший преподаватель ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

НИНАЛАЛОВ С АИД АХМЕДХАНОВИЧ

к.ф.-м.н., ведущий научный сотрудник ИПГВЭ ОИВТ РАН, доцент ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

D0l:10.26726/1812-7096-2021 -7-37-45 ПРОГРАММА ДОГОВОРОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МОЩНОСТИ КАК СРЕДСТВО СТИМУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ В РОССИИ

Аннотация. Цель работы. В статье рассматривается поддержка генерации возобновляемой энергетики в России на основе договоров предоставления мощностив области возобновляемых источников энергии ДПМ ВИЭ I (2013-2024). Метод или методология проведения работы. Построены эконометрические модели, согласно которым можно оценить эффективность поддержки генерации на основе возобновляемых источников энергии в соответствии с ДПМ ВИЭ1. Результаты. Исследованы механизмы стимулирования использования возобновляемой энергетики, применяемые в России. Представлены регрессионные модели, позволяющие оценивать дальнейший рост уровня возобновляемой энергетики в общей электроэнергетической генерации Российской Федерации в соответствии с ДПМ ВИЭ. Область применения результатов. Результаты исследования могут использоваться при разработке новой программы развития возобновляемой энергетики в России, учитывающей новые мировые тенденции. Выводы. Программа ДПМ ВИЭ 1(2014-2024)не приведет к системному, последовательному росту генерации электроэнергии за счет ВИЭ в Российской Федерации. Необходимы новые программы стиму-дирования альтернативной энергетики

Ключевые слова: возобновляемые источники энергии, экономические инструменты, механизмы стимулирования, договор предоставления мощности._

ALKHASO V ALIBEK BASIROVICH

Dr.Sc. of Technics, Professor, Director of the Institute of Geothermy and Renewable Energy-a branch of the Joint Institute of High Temperatures of the Russian Academy of Sciences (IPGVE OIVT RAS),

ALIKERIMOVA TAMILA DEVLETKHANOVNA

Post-graduate student of the IPGVE OIVT RAS, Senior lecturer of the Dagestan State University, e-mail: tamila@list.ru

Ph. D. in Physics and Mathematics, Leading Researcher of the IPGVE OIVT RAS, Associate Professor of the Dagestan State University,

THE PROGRAM OF CONTRACTS FOR THE PROVISION OF POWER AS A MEANS OF STIMULATING AND SUPPORTING RENEWABLE RESOURCES ENERGY SOURCES IN RUSSIA

Abstract. The purpose of the work. The article discusses the support for the generation of renewable energy in Russia on the basis of contracts for the provision of capacity in the field of renewable energy sources of the DPM RES I (2013-2024). The method or methodology of the work. Econometric models have been constructed, according to which it is possible to assess the efficiency of supporting generation based on renewable energy sources in accordance with the RES DPM. Results. The mechanisms of stimulating the use of renewable energy used in Russia are studied. Regression models are presented that allow us to assess the further growth of the level of renewable energy in the total electric power generation of the Russian Federation in accordance with the RES DPM. The scope of the results. The results of the study can be used in the development of a new program for the development of renewable energy in Russia, taking into account new global trends. Conclusions. The program of the Renewable Energy DPM I (2014-2024)will not lead to a systematic, consistent increase in electricity generation due to renewable energy in the Russian Federation. New programs for stimulating alternative energy are needed

Keywords: renewable energy sources, eco-

Стимулирование развития ВИЭ в мире

В развитых странах мира, происходит четвертый энергетический переход, который заключа-етсяв росте использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и снижении объемов добычи и использования в энергетике углеводородов. В больших масштабах развивают генерацию ВИЭ самые крупные в мире поставщики нефти и газа — Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты [1,2]. Другая тенденция, которая отмечена в «Прогнозе развития энергетики мира и России 2019» [3],-это снижение скорости роста первичного энергопотребления, в том числе за счет энергоэффективности. Согласно прогнозу [3], ВИЭ к 2040 году обеспечит 35-50 % мирового производства электроэнергии и 19-25 % энергопотребления. Потребность европейских стран в российских углеводородах, соответственно, будет снижаться, оценочно на 16 % к 2040 году [4].

Поддержка ВИЭ — это создание условий для компенсирования их низкой конкурентоспособности, в том числе для инвестирования в строительство генерирующих мощностей ВИЭ. Поддержка увязывается с достижением определенного минимального объема производства электроэнергии за счет ВИЭ. В связи с развитием современных технологий себестоимость электроэнергии от ВИЭ постепенно снижается, а стоимость добычи и транспортировки традиционных углеводородов постоянно растет, и в некоторых странах и регионах стоимости сравнялись, и с продолжением имеющейся тенденции отпадает необходимость стимулирования производства электроэнергии на основе ВИЭ и перевод ВИЭ на конкурсную основу [5]. Начиная с 2017 года всё чаще и чаще заключаются договора на создание объектов на основе генерации ВИЭ без всяких способов государственной поддержки. В 2018 году энергетический концерн Уайе^аП (Швеция) выиграл тендер на строительство у побережья Нидерландов двух первых очередей офшорной ветровой электростанции Hollandse Kust Zuid мощностью 1,5 ГВт «с нулевыми субсидиями». В 2021 году начаты работы по установке фундаментов [6].

Система поддержки ВИЭ во многих странах осуществляется в соответствии со специально разработанным законодательством. В Республике Казахстан, например, ещё в 2009 году принят Закон «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» [7], регламентирующий все вопросы, связанные с генерацией и продажей электроэнергии от ВИЭ. Аналогичные законы приняты в некоторых странах СНГ: Беларусь, Украина, Кыргызстан, Узбекистан.

Законодательство США, одного их мировых флагманов альтернативной энергетики, предусматривает несколько экономических средств стимулирования генерации за счет ВИЭ [8]:налоговый инвестиционный налоговый кредит, скидка на цену за установку ВИЭ, сертифи-

каты солнечной энергии, ускоренная амортизация, cубсидированные ссуды, налоговые кредиты и освобождение от налога.

Поддержка ВИЭ в США проводится в соответствии с поочередно принимаемыми законами: «Об энергетической политике» (2005), «Об энергетической независимости и безопасности» (2007), «Об инвестировании чистой энергетики» (2015), «О чистой энергетике» (2019). Законы и подзаконные акты несколько непоследовательны и даже хаотичны, но каждый очередной документ наращивает стимулирование ВИЭ.

Система стимулирования ВИЭ — это совокупность инструментов, реализуемых государством для достижение целевых показателей развития ВИЭ[9]. К ним относят льготную политику «Feed-in Policy», делящуюся на модели: гарантированных ставок оплаты «Feed-in-Tariff»;надбавок к рыночной цене «Feed-in-Premium»; квот с «зелёными» сертификатами; тендеров. Каждый из названных подходов имеет свои плюсы и минусы, и сложно выбрать однозначно лучший вариант.

Стимулирование ВИЭ в Российской Федерации

В Российской Федерации тоже достаточно запутанное и хаотическое законодательство в области ВИЭ [10]. Основные принципы политики энергоэффективности в электроэнергетике на ВИЭ:

— поддержка генерации на основе ВИЭ будет осуществляться до достижения паритета стоимости технологий возобновляемой энергетики с традиционной на основе ископаемого органического топлива[11];

— механизмы поддержки ВИЭ используются в соответствии с бюджетным законодательством России для привлечения инвестиций в необходимых объемах;

— механизмы возмещения части капитальных затрат на строительство генерирующих объектов ВИЭ [12];

— механизмы возмещения части эксплуатационных затрат при расчете цены на мощность генерирующего объекта [13];

— механизмы стимулирующего характера в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

— механизмы возмещения части процентов по кредитам, займам наинвестиции в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности [14].

До 2013 года, несмотря на наличие законов и подзаконных актов, регламентирующих стимулирование генерации на основе ВИЭ, поддержка альтернативной энергетики носила скорее формальный характер, и объем генерации ВИЭ в России практически не рос.

Реальной и масштабной поддержка стала с введением на оптовом рынке электроэнергии программы договоров предоставления мощности (ДПМ) по ВИЭ.

Изначально система ДПМ была разработана в качестве схемы гарантированного возврата инвестиций для новых объектов электрогенерации. В Российской Федерации тарифы на электроэнергию настолько малы, что инвестиции в строительство новых объектов не окупаются. Целью реорганизации РАО «ЕЭС России», начатой в 2008 году, было привлечение в электроэнергетику частных инвестиций в беспрецедентных масштабах. Механизм ДПМ был создан для удовлетворения потребности Российской Федерации в новых энергетических мощностях [15], он регулирует договора о присоединении к оптовому и розничному рынку электроэнергии и мощности.

Львиную долю генерации в российской энергетике составляют тепловые, гидро- и атомные электростанции. ВИЭ составляют по разным оценкам от 0,25 до 0, 5 % генерации электроэнергии. С 2013 года в России заработал механизм поддержки ВИЭ на оптовом и розничном энергорынке на основе ДПМ [13], разработанный с целью увеличить процентное содержание возобновляемой энергетики, а также для создания собственной отечественной производственной базы оборудования для ветровой и солнечной энергетики.

Начиная с 2013 года в соответствии с программой ДПМ ВИЭ I, рассчитанной до 2024 года, коммерческий оператор рынка электроэнергии АО «Администратор торговой системы» проводит конкурсные отборы инвестиционных проектов по строительству ветряных электростанций (ВЭС), солнечных электростанций (СЭС) и малых гидроэлектростанций (мГЭС) мощностью до

25 МВт. ДПМ заключаются сроком на 15 лет с гарантией для инвесторов возврата вложений с фиксированной доходностью за счет платежей за мощность. Нормы доходности капитала, вложенного в генерирующий объект, равны 14% для конкурсов 2013-2024 гг. и 12% для последующих годов. Отборы проектов проводятся по критерию минимальных капитальных затрат [16], которые не должны превышать определенных правительством по каждому виду ВИЭ пределов.

Программа ДПМ ВИЭ Останавливает и целевые показатели по степени локализации — чтобы получить плату за мощность в полном размере, необходимо, чтобы определенная доля всего установленного оборудования была российского производства. Локализация в2020-2024 годах для ВЭС и мГЭС должна составить 65 %, для СЭС — 70 %. Кроме того, отбираются проекты с минимальными капитальными затратами в расчете на 1 кВт мощности. Конкуренция на рынке генерирующего оборудования также должна вести к снижению его конечной стоимости.

Целевые показатели величин объемов ввода установленной мощности генерирующих объектов по видам ВИЭ для проведения конкурсных отборов инвестпроектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ на 2014-2024 годы представлены в Приложении N 1 к «Основным направлениям государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования

мощность, уц, МВт

2014 2 01S 2016 2017 201S 2019 2020 2021 2022 2023 2024 i Пла и и вы й объем ■ Otqú р а и н ы е проекты

Рис. 1. Плановые [11] и отобранные в соответствии

мощность, yg, МВт

Плановый объем ■ О*обраппо|£ проекты Рис. 2. Плановые [11] и отобранные в соответствии

мощность, уш МВт

Рис. 3. Плановые [11] и отобранные в соответствии с ДПМВИЭ 1мощности ВЭС [16] по годам в МВт.

На рис.1-3 представлены объемы ввода генерации ВИЭ в соответствии с планом [11] и объемы отобранных проектов СЭС, мГЭС и ВЭС [16].

Регрессионные модели ДПМ ВИЭ I Эконометрические модели электрической генерации мощности по видам ВИЭ позволяют оценить объемы ввода объектов возобновляемой энергетики по видам в случае, если бы программа ДПМ ВИЭ 1не завершилась 2024 годом.Модели рассчитывались, исходя из предположения, что конкурсы по ДПМ ВИЭ 1будут продолжаться после 2024 года, а мощности СЭС у^, мГЭС у^,ВЭС ук1,выставляемые на конкурс, рассчитываются на основе экстраполяции известных данных (2014-2024 г.)

= -4,6739 х2 + 66,387 * + 20,133 (К2 = 0,5662X1)

2014 2015 201Б 2017 201Й 2014 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027

Рис. 4. Регрессионная модель для СЭС по ДПМ ВИЭ I.

Рис. 5. Регрессионная модель для мГЭС по ДПМВИЭI.

ДПМ ВИЭ 1предполагает небольшие инвестиции в малые ГЭС, средний объем которых постепенно начинает снижаться в 2022-2024 году.

Удх = -0,2084*2 + 6,388* — 9,6509 (R2 = 0,5347) (2)

Из формулы (2) мощности yg1 (y — мощность, МВт, g — генерация мГЭС, 1 — ДПМ ВИЭ I) по годам (х = t — 2014, где t — текущий год) можно сделать вывод о том, что программа ДПМ СЭС I при продолжении тенденции 2014-2024 года достигла бы максимума к 2029 году и могла бы свестись к отказу от строительствановых малых ГЭС через 30 лет после начала реализации

Рис. 6. Регрессионная модель для ВЭС по ДПМ ВИЭ I.

ДПМ ВИЭ 1предполагает самые большие инвестиции в ветровую энергетику. Эконометри-ческая модель приводит к формуле:

= —13,198л:2 + 203,09л:-300,95 (Л2 = 0,8386) (3)

Генерация новых мощностей ДПМ ВИЭ 1в области ВЭС при продолжении тенденции 20142024 года свернулась бы к нулю к 2027 году.

Таким образом, из регрессионных моделей можно сделать вывод о том, что экстраполяция программы ДПМ ВИЭ 1сводит к нулю ввод новых мощностей ВИЭ к 2027 году. Ввиду относительно малого объема строящихся мГЭС, результаты (2) в общем объеме вводимых мощностей ВИЭ можно не учитывать. То есть программа ДПМ ВИЭ 1не создает тренда развития генерации от ВИЭ, а решает лишь локальные задачи: введение 5,5 гВт мощностей возобновляемой энергетики и строительство заводов по производству в России оборудования для альтернативной энергетики.

Итоги ДПМ ВИЭ 1и вопросы разработки новых механизмов поддержки ВИЭ Реализация программы ДПМ ВИЭ 1даст несомненный экономический эффект [20]:

— совокупный платеж потребителей в период 2015-2040 гг. на оптовом рынке — 1,45 трил.

— совокупные инвестиции в строительство генерирующих объектов и производственных мощностей — 640 млрд. руб.;

— количество новых рабочих мест, потребных для реализации проектов программы ДПМ ВИЭ I — 12 тыс.;

— совокупные налоговые поступления отрасли в бюджеты всех уровней к 2035 г. составят -320 млрд.руб.

— каждый рубль «локализованных» инвестиций создает 2,2 рубля прироста.

Несмотря на все эти ощутимые результаты, программа ДПМ ВИЭ 1позволит довести генерацию ВИЭ всего лишь до 1 % от всего объема электроэнергетики России. То есть поддержка ВИЭ в Российской Федерации не становится системной, программа стимулирования имеет ограниченный ресурс и время.

Стоимость электроэнергии от солнечной генерации в Российской Федерации как минимум вдвое дороже, чем в мире, что связано с высокой стоимостью капитала и низким коэффициентом использования установленной мощности[21].

Необходима система льготного кредитования проектов в области ВИЭ. Больший масштаб внедрения ВИЭ порождает синергетический эффект — снижение себестоимости. Нужен крупный и долгосрочный рынок «зеленой энергии». Нужны и дальнейшие шаги по локализации оборудования, повышение коэффициента полезного действия установок ВИЭ. Только при комплексном решении всех этих задач можно говорить о тренде развития возобновляемой энергетики в стране.

Самые простые и действенные шаги для дальнейшего развития ВИЭ — усиление требований по локализации оборудования, создание конкуренции между производителями оборудова-

1. Владимир Сидорович. Саудовская Аравия объявила новую цель развития ВИЭ до 2030 года: 58,7 ГВт//Renen.ru, 10.01 2019 г.https://renen.ru/saudi-arabia-has-announced-new-renewables-target-2030-58-7-

2. ОАЭ за десять лет нарастят ВИЭ до 21% энергобаланса//Глобальная энергия, 18.02 2021 г. https:// globalenergyprize.org/ru/2021/02/18/oae-za-desyat-let-narastyat-vie-do-21-energobalansa/

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Прогноз развития энергетики мира и России 2019 / под ред. А.А. Макарова, Т.А. Митровой, В.А. Кулагина; ИНЭИ РАН — Московская школа управления СКОЛКОВО — Москва, 2019. — 210 с. https:// www. eriras. ru/files/forecast_2019_rus.pdf

4. Т. Митрова. Четвертый энергопереход: риски и вызовы для России // Ведомости, 31 января 2021 г. https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2021/01/31/856101-chetvertii-energoperehod

5. Справочник по возобновляемой энергетике Европейского Союза // Аналитические обзоры от Института энергетики НИУ ВШЭ, сентябрь 2016, 96 с. https://www.hse.ru/data/2016/12/21/1112025400/ Справочник%20ВИЭ%20в%20ЕС^

6. Владимир Сидорович. Началось строительство первой несубсидируемой офшорной ветровой электростанции 1,5 ГВт// renen.ru, 08.07.2021 г. https://renen.ru/nachalos-stroitelstvo-pervoj-nesubsidiruemoj-

7. Закон Республики Казахстан «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» № 165-IVЗРК от 4 июля 2009 года https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30445263

8. Брославский Л. И. Энергетическое право США: возобновляемые источники энергии //Вестник Университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА),№ 3, 2020. — С. 125-134

9. Алхасов А.Б., Аликеримова Т. Д., Джаватов Д. К, Ниналалов С. А. Мировой опыт стимулирования и поддержки возобновляемой энергетики и перспективы его применения в России// Региональные проблемы преобразования экономики, № 4, 2021. — с. 7-20.

10. Копылов В. Э. Экономика ВИЭ: Издание 2-е, переработанное и дополненное /Анатолий Копылов. -2016. — 576с.

11. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Основных направлений государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2035 года» от 8 января 2009 года N 1-р (с изменениями на 24.10.2020 года) http://docs.cntd.ru/document/902137809

12. Бюджетные и налоговые механизмы государственной поддержки ВИЭ // Lena’s Group. Renewable EnergyMay 18, 2021 https://telegra.ph/Byudzhetnye-i-nalogovye-mehanizmy-gosudarstvennoj-podderzhki-VIEH-05-18

13. Постановление Правительства РФ от 28 мая 2013 года № 449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) на оптовом рынке электрической энергии и мощности» http://government.ru/docs/2121/

14. Федеральный закон № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» https://docs.cntd.ru/document/902186281

15. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности» https://docs.cntd.ru/document/902270614

16. Результаты отборов проектов // Администратор торговой системы https://www.atsenergo.ru/vie/ proresults

17. Распоряжение Правительства РФ от 28 мая 2013 года N 861-р «Об утверждении изменений, которые вносятся в Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования ВИЭ на период до 2020 года» https:// docs.cntd.ru/document/499023261

18. Распоряжение Правительства РФ от 01.06.2021 N 1446-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 08.01.2009 N 1-р» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_386163/

19. Аттестованная мощность введенных по ДПМ ВИЭ солнечных электростанций в мае 2021г достигла 1,46 ГВт, ветровых — 1,16 ГВт, — СО ЕЭС // Bigpowernews, 11.06 2021 г. https:// www.bigpowernews.ru/markets/document98466.phtml

20. Анализ системных эффектов программы поддержки ВИЭ 1.0. Выбор решений по продолжению поддержки возобновляемой энергетики после 2024 года// Подготовлено ООО «ВЫГОН Консалтинг», НИУ ВШЭ и ЦСР, август 2018 г. https://www.np-sr.ru/sites/default/files/4_analiz_sistemnyh_effektov.pdf

21. Анастасия Павлова. Недостатки ветром сдует // Российская газета, 26.04 2021 г. https:// rg.ru/2021/04/26/stanovlenie-rynka-vie-v-rossii-budet-napriamuiu-zaviset-ot-gospodderzhki.html

22. Копылов А. Е. Требования локализации оборудования ВИЭ -императив продления программы поддержки ВИЭ после 2024 г. //Материалы IV Международного Конгресса «Возобновляемая энергетика XXI век: энергетическая и экономическая эффективность».5-6 июня 2018 г., Сколково, г. Москва, с.104 -108.

23. Андрей Максимов. ВИЭ 2.0: Новая программа развития «зеленой» энергетики в России// Энергетическая политика, 13.11.2020 г. https://energypolicy.ru/a-maksimov-vie-2-0-novaya-programma-razvitiya-zelenoj-energetiki-v-rossii/energetika/2020/17/13/

1. Vladimir Sidorovich. Saudovskaya Araviya obyavila novuyu cel’ razvitiya VIE do 2030 goda: 58,7 GVt// Renen.ru, 10.01 2019 g.https://renen.ru/saudi-arabia-has-announced-new-renewables-target-2030-58-7-gw/

2. OAE za desyat’ let narastyat VIE do 21% energobalansa// Global’naya energiya, 18.02 2021 g. https:// globalenergyprize.org/ru/2021/02/18/oae-za-desyat-let-narastyat-vie-do-21-energobalansa/

3. Prognoz razvitiya energetiki mira i Rossii 2019 / pod red. A.A. Makarova, T.A. Mitrovoj, V.A. Kulagina; INEI RAN — Moskovskaya shkola upravleniya SKOLKOVO — Moskva, 2019. — 210 s. https://www.eriras.ru/ files/forecast_2019_rus.pdf

4. T. Mitrova. CHetvertyj energoperekhod: riski i vyzovy dlya Rossii // Vedomosti, 31 yanvarya 2021 g. https:// www.vedomosti.ru/opinion/articles/2021/01/31/856101-chetvertii-energoperehod

5. Spravochnik po vozobnovlyaemoj energetike Evropejskogo Soyuza //Analiticheskie obzory ot Instituta energetiki NIU VSHE, sentyabr’ 2016, 96 s. https://www.hse.ru/data/2016/12/21/1112025400/Spravochnik% 20VIE%20v%20ES.pdf

6. Vladimir Sidorovich. Nachalos’ stroitel’stvo pervoj nesubsidiruemoj ofshornoj vetrovoj elektrostancii 1,5 GVt//renen.ru, 08.07.2021 g. https://renen.ru/nachalos-stroitelstvo-pervoj-nesubsidiruemoj-ofshornoj-vetrovoj -elektrostantsii-1 -5-gvt/

7. Zakon Respubliki Kazahstan «Opodderzhke ispol’zovaniya vozobnovlyaemyh istochnikov energii» № 165-IV ZRK ot 4 iyulya 2009 goda https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30445263

8. Broslavskij L. I. Energeticheskoe pravo SSHA: vozobnovlyaemye istochniki energii // Vestnik Universiteta im. O. E. Kutafina (MGYUA),№ 3, 2020. — S. 125-134

9. Alhasov A.B., Alikerimova T. D., Dzhavatov D. K, Ninalalov S. A. Mirovoj opyt stimulirovaniya i podderzhki vozobnovlyaemoj energetiki i perspektivy ego primeneniya v Rossii// Regional’nye problemy preobrazovaniya ekonomiki, № 4, 2021. — s. 7-20.

10. Kopylov V. E. Ekonomika VIE: Izdanie 2-e, pererabotannoe i dopolnennoe / Anatolij Kopylov. — 2016. -576s.

11. Rasporyazhenie Pravitel’stva RF «Ob utverzhdenii Osnovnyh napravlenij gosudarstvennoj politiki v sfere povysheniya energeticheskoj effektivnosti elektroenergetiki na osnove ispol’zovaniya vozobnovlyaemyh isto-chnikov energii na period do 2035 goda» ot 8 yanvarya 2009 goda N 1-r (s izmeneniyami na 24.10.2020 goda) http://docs.cntd.ru/document/902137809

12. Byudzhetnye i nalogovye mekhanizmy gosudarstvennoj podderzhki VIE // Lena’s Group. Renewable Ener-gyMay 18, 2021 https://telegra.ph/Byudzhetnye-i-nalogovye-mehanizmy-gosudarstvennoj-podderzhki-VIEH-05 -18

13. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 28 maya 2013 goda № 449 «O mekhanizme stimulirovaniya ispol’zovaniya vozobnovlyaemyh istochnikov energii (VIE) na optovom rynke elektricheskoj energii i moshchnosti» http:// government.ru/docs/2121/

14. Federal’nyj zakon № 261-FZ ot 23 noyabrya 2009 goda «Ob energosberezhenii i o povyshenii energeticheskoj effektivnosti i o vnesenii izmenenij v otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossijskoj Federacii» https:// docs.cntd.ru/document/902186281

15. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 27 dekabrya 2010 g. № 1172 «Ob utverzhdenii Pravil optovogo rynka elektricheskoj energii i moshchnosti i o vnesenii izmenenij v nekotorye akty Pravitel’stva Rossijskoj Federacii po voprosam organizacii funkcionirovaniya optovogo rynka elektricheskoj energii i moshchnosti» https:// docs.cntd. ru/document/9022 70614

16. Rezul’taty otborovproektov //Administrator torgovoj sistemy https://www.atsenergo.ru/vie/proresults

17. Rasporyazhenie Pravitel’stva RF ot 28 maya 2013 goda N 861-r «Ob utverzhdenii izmenenij, kotorye vnosyatsya v Osnovnye napravleniya gosudarstvennoj politiki v sfere povysheniya energeticheskoj effektivnosti elektroenergetiki na osnove ispol’zovaniya VIE na period do 2020 goda» https://docs.cntd.ru/ document/499023261

18. Rasporyazhenie Pravitel’stva RF ot 01.06.2021 N 1446-r «O vnesenii izmenenij v rasporyazhenie Pravitel’stva RF ot 08.01.2009 N 1-r» http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_386163/

19. Attestovannaya moshchnost’ vvedennyh po DPM VIE solnechnyh elektrostancij v mae 2021g dostigla 1,46 GVt, vetrovyh — 1,16 GVt, — SO EES // Bigpowernews, 11.06 2021 g. https://www.bigpowernews.ru/markets/ document98466.phtml

20. Analiz sistemnyh effektov programmy podderzhki VIE 1.0. Vybor reshenij po prodolzheniyu podderzhki vozobnovlyaemoj energetiki posle 2024 goda//Podgotovleno OOO «VYGONKonsalting», NIU VSHE i CSR, avgust 2018 g. https://www.np-sr.ru/sites/default/files/4_analiz_sistemnyh_effektov.pdf

21. Anastasiya Pavlova. Nedostatki vetrom sduet //Rossijskaya gazeta, 26.04 2021 g. https://rg.ru/2021/04/26/ stanovlenie-rynka-vie-v-rossii-budet-napriamuiu-zaviset-ot-gospodderzhki.html

22. Kopylov A. E. Trebovaniya lokalizacii oborudovaniya VIE -imperativ prodleniya programmy podderzhki VIE posle 2024 g. //Materialy IV Mezhdunarodnogo Kongressa «Vozobnovlyaemaya energetika XxI vek: ener-geticheskaya i ekonomicheskaya effektivnost’».5-6 iyunya 2018 g., Skolkovo, g. Moskva, s.104-108.

Программы ДПМ и КОММод в электроэнергетике

Для российской электроэнергетики актуальна проблема устаревшего генерирующего оборудования, построенного еще в советское время. Дело в том, что в связи с низкими ценами на электроэнергию и мощность, генерирующим компаниям просто невыгодно обновлять или строить новое оборудование, требующее высоких капитальных затрат.

ДПМ-1

Для решения данной проблемы в 2010 году была запущена первая программа Договоров о предоставлении мощности (ДПМ). Целью данной инициативы являются стимулирование инвестиций в модернизацию оборудования для снижения издержек и повышения эффективности, а также строительство новых более современных генерирующих мощностей. Согласно ДПМ введенные в рамках программы новые мощности оплачиваются по повышенным тарифам в течение 10 лет для ДПМ ТЭС и 20 лет для ДПМ ГЭС, обеспечивая гарантированную окупаемость инвестиций и эксплуатационных расходов. На данный момент программа ДПМ завершена. Основной упор делался на обновление ТЭС, которые занимают основную долю генерирующих мощностей в российской электроэнергетике. За 2010-2020 гг. введено в эксплуатацию 136 энергоблоков ТЭС суммарной мощностью 30 ГВт.

Ввод основных мощностей по ДПМ

Наибольшую выгоду от программы ДПМ получили «Интер РАО» и «ОГК-2».

С 2013 года действует также программа ДПМ ВИЭ, которая нацелена на генерирующие объекты, использующие возобновляемые источники энергии — СЭС, ВЭС и малые ГЭС. В рамках данной программы в период 2014-2024 гг. планируется ввести в эксплуатацию 228 объектов суммарной мощностью 5,5 ГВт.

Итоги ДПМ-1

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Выработка электроэнергии, млрд кВт∙ч

Потребление электроэнергии, млрд кВт∙ч

Максимум потребления мощности, ГВт

Установленная мощность, ГВт

В период действия программы ДПМ суммарная установленная мощность электростанций ЕЭС России увеличилась на 16,29%. Выработка и потребление электроэнергии за 10 лет выросли незначительно на 7,55% и 7,12% соответственно в связи с медленным темпами развития экономики РФ. В то же время пиковая нагрузка осталась практически без изменений. В итоге мощности стало слишком много, если в 2010 году максимум потребления мощности составлял 71% от общей установленной мощности, то в 2020 году — 62%. С другой стороны, переизбыток мощности дает возможность генерирующим компаниям без особых проблем выводить из эксплуатации старое и неэффективное оборудование. Так с 2010 было выведено из более 18 ГВт.

Несмотря на все усилия проблема устаревшего оборудования осталась, т.к. вместо замены старого оборудования строились новые объекты генерации. Россия занимает 4 место по выработке электроэнергии, но средний уровень технического состояния оставляет желать лучшего. Около половины всего генерирующего оборудования старше 40 лет, а 25% — старше 50 лет, а средний возраст составляет 34 года.

Из недостатков ДПМ ТЭС можно отметить то, что из-за отсутствия требований к локализации большая часть нового оборудования была иностранного производства, и привлеченные инвестиции уходили зарубеж. Но это дало толчок к развитию отечественного производства паровых турбин и турбогенераторов. Так появилась компания «Русские Газовые Турбины», которая принадлежит «Интер РАО», где совместно с американской компанией General Electric производятся локализованные газовые турбины.

Благодаря ДПМ в российской энергосистеме начался переход на современное и более эффективное генерирующее оборудование на ТЭС, а также началось строительство и ввод в эксплуатацию объектов «зеленой» генерации за счет ДПМ ВИЭ. Также программа ДПМ-1 внесла ощутимый вклад в поддержание роста акций генерирующих компаний. Поэтому окончание действия программы может оказать негативное влияние на котировки в связи сокращением поступления платежей за мощность по повышенным тарифам.

ДПМ-2 (КОММод)

Программа ДПМ-1 оказала позитивное влияние на состояние российской электроэнергетики, но не решила полностью все поставленные перед ней задачи. Проблема устаревшего оборудования все так же актуальна и, согласно оценке Минэнерго, в России в ближайшее время необходимо обновить или вывести из эксплуатации более половины генерирующих мощностей. Поэтому, учитывая все ошибки, в начале 2019 года Правительство РФ одобрило новую программу по отбору проектов для модернизации (КОММод) или ДПМ-2.

Какие отличия ДПМ-2 (КОММод) от ДПМ-1?

  • Отбор проектов осуществляется по следующей схеме: 85% по результатам конкурсного отбора на основе минимальных затрат на производство электроэнергии, а остальные 15% по решению Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики.
  • Главной задачей является замена (модернизация) старого оборудования, а не строительство новых объектов, поэтому при отборе проектов приоритет отдается старому оборудованию и имеются ограничения на изменение установленной мощности (от -50% до +20%).
  • Следующим критерием отбора является востребованность нового объекта генерации (более 40% дней в работе), чтобы не возникало простоя мощности из-за низкого спроса.
  • Также существует условие, при котором новое оборудование должно проработать не менее 15 лет — период заключения договора с увеличенной платой за новую мощность. У ДМП-1 этот срок составлял 10 лет.
  • В ДПМ-2 устанавливается нормативная доходность инвестиций на уровне 14%.
  • Еще одним из требований является локализация оборудования на уровне не менее 90%, что подстегнет российских производителей и будет являться серьезным стимулом для развития промышленности.

В ДПМ-2 отбор осуществляется системным оператором за 6 лет до года поставки мощности. Первый отбор проектов по КОММод на 2022-2024 гг. состоялся в апреле 2019 года, где были выбраны 30 проектов суммарной установленной мощностью 8,6 ГВт: 2,2 ГВт в 2022 году, 3,6 ГВт в 2023 году и 2,8 ГВт в 2024 году. В 2025 году отобрали 25 проектов суммарной мощностью 4 ГВт и в 2026 году — 15 объектов суммарной мощностью 3,8 ГВт. В следующие годы также планирует отбирать около 4 ГВт мощности. Всего планируется модернизировать около 41 ГВт, что составляет почти 17% общей установленной мощности. В итоге предполагается, что программа КОММод будет осуществляться до 2031-2032 года.

Информацию по проектам, выбранных по конкурсному отбору, можно посмотреть на сайте Конкурентного отбора мощности (отбор проектов модернизации) системного оператора единой энергетической системы — http://kom.so-ups.ru/

Программа модернизации мощности по конкурсному отбору на 2022-2026 гг.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Почему ДПМ важны для энергетиков?

Программа ДПМ (договоров о поставке мощностей) была введена в России в 2010 г. для предотвращения прогнозируемого дефицита электроэнергии. Цель программы — обеспечить инвестирование в строительноство новых генерирующих мощностей и реновацию старых.

Дело в том, что рыночные тарифы на поставку мощностей (КОМ) слишком низкие для того, чтобы иметь возможность инвестировать в модернизацию мощностей. По ДПМ энергетики получают гарантированный возврат на свои инвестиции в мощности.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ?

Генерирующая компания обязуется в указанный срок ввести в эксплуатацию определенный объем мощностей для генерации электроэнергии. За это в течение 10 последующих лет она получает гарантию возврата вложенных средств за счет продажи этих мощностей по более высоким тарифам (в 3–6 раз выше, чем по рынку). При этом задержка по срокам облагается санкциями.

Почему это важно для энергетиков

Остальные тарифы и издержки в электрогенерирующих компаниях стабильны, за счет этого продажи по ДМП оказывают значительное влияние на EBITDA и чистую прибыль. Таким образом, когда новый энергоблок вводится в эксплуатацию, рентабельность компании растет.

В 2019–2021 г. мощности по ДПМ будут выбывать, в связи с окончанием договоров, а значит рентабельность энергетиков пойдет на снижение. Это уже можно наблюдать на примере Мосэнерго: во 1П 2019 г. EBITDA -22,5% г/г (мы прогнозировали снижение на 21% г/г) в связи с тем, что во второй половине 2018 окончилось действие нескольких договоров по ДПМ.

При этом на 2022–2024 г. запланирована новая программа ДПМ-2. После проведения программы ДПМ-1 на рынке возник профицит мощности (прогноз по растущему спросу на электроэнергию не оправдался). Это дает возможность обновить старые генерирующие объекты (на период ремонтных работ объекты выводят из эксплуатации). Сейчас идет отбор объектов для модернизации на 2022–2024.

Соответственно, в ближайшие три года у энергетиков будут расти кап. затраты и снижаться доходы, а далее — по ходу ввода модернизированных объектов, рентабельность пойдет на восстановление.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *