Спгз что это в госзакупках
Перейти к содержимому

Спгз что это в госзакупках

  • автор:

Классификатор предметов государственного заказа города Москвы (КПГЗ): что о нем нужно знать?

Когда заказчику из Москвы необходимо закупить товары, работы или услуги, то для правильного описания объекта закупки он обращается в специальный каталог – «Классификатор предметов государственного заказа». В справочнике КПГЗ перечень наименований упорядочен с помощью цифровых символов, которые нужно уметь считывать. Для поставщиков эта информация тоже очень важна. Подробности читайте в статье.

Справочник КПГЗ – что это такое и для чего он нужен?

«Классификатор предметов государственного заказа» представляет собой многоуровневые списки товаров работ и услуг – от общей группы до конкретной единицы ТРУ, которую необходимо закупить московскому заказчику. Наименования приведены к единому стандарту и расположены в иерархическом порядке. Из справочника КПГЗ можно получить детальную информацию о предмете государственного контракта.

Основой для создания Классификатора послужила Единая автоматизированная система торгов г. Москвы.

Для чего нужен справочник КПГЗ:

  • составление тендерной документации по общему стандарту;
  • контроль закупок на этапе планирования;
  • отслеживание публикаций госзаказов;
  • контроль исполнения московских государственных программ, достигаемых с помощью системы госзаказа.

Приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы № 65-ПР утверждено положение о порядке применения, ценовой политике и техническом обеспечении работы сервиса. Контрольным органом за исполнением Приказа является сам Департамент. Кроме этого, за актуальностью данных в справочнике следят Тендерный комитет (Департамент по конкурентной политике Москвы) и Главное контрольное управление города.

Наименования в справочнике КПГЗ распределены по группам, которые составлены по определенному типу. Информация из классификатора необходима для детализации лотов, учета и статистики. Каждое название прикреплено к конкретной группе товаров, работ или услуг.

Например, «Чай» относится к «Бакалее», которая входит в группу «Продукты питания». А если детализировать наименование «Чай», то по Классификатору мы найдем «Зеленый чай» или «Черный байховый чай».

Название единиц ТРУ не содержит в себе такие характеристики, как размер, мера измерения, но конкретизирует предмет и не допускает путаницы разных групп. Например:

  • полуфабрикаты изделий – неверно;
  • полуфабрикаты мучных изделий – верно.

В этом и заключается детализация лота по справочнику КПГЗ.

Состав Классификатора ПГЗ

Если потребности столичных заказчиков обеспечиваются через государственные торги, то наименования берутся из данного типизированного справочника КПГЗ. В нем описаны объекты закупок и их потребительские, технические и эксплуатационные свойства.

Для заказчика важно детально описать предмет контракта, если он хочет получить качественный товар или услугу. Чем подробнее будет описание, тем понятнее потенциальному исполнителю, чего от него хотят.

При описании объекта закупки запрещено указывать конкретную марку и модель, артикул или иные сведения, которые ограничивают поставки товаров с аналогичными качествами, но другого производителя. Между лотами должна существовать конкуренция, а преимуществ для одного конкретного лота быть не должно.

  • картридж Canon PGI-450(PGBK) черный – не допускается;
  • картридж черный для струйного принтера/МФУ Canon PIXMA iP7240/iP8740/iX6840/MG5440 и аналогичных, оригинальный — допускается.

Задачи «Классификатора предметов государственного заказа» города Москва:

  • описание предмета торгов для реализации нужд московских заказчиков по общему стандарту;
  • перевод некоторых этапов, контроль и мониторинг процедур в автоматический режим;
  • формирование аналитической и статистической базы о закупках Москвы.

Где найти Классификатор?

Классификатор ПГЗ расположен на Портале открытых данных правительства г. Москвы. Для перехода в справочник, выполните следующие действия.

Шаг № 1. Откройте официальный сайт мэра Москвы — https://www.mos.ru/:

Шаг № 2. В поисковой строке (иконка «лупа») укажите – «портал открытых данных»:

Шаг № 3. Перейдите в раздел «Справочники»:

Шаг № 4. В поисковой строке введите – «Классификатор предметов государственного заказа» и нажмите на значок «лупа»:

Система перебросит к нужному справочнику с кодами КПГЗ:

Вводим код по Классификатору и находим нужную позицию из списка наименований.

Как пользоваться КПГЗ?

Классификатор предметов госзаказа Москвы – это унифицированный каталог позиций с единицами товаров, работ и услуг. Интересующую позицию можно отыскать по присвоенному ей числовому коду.

Идентифицировать единицу ТРУ можно по ее уникальному номеру:

  • I-й разряд — раздел;
  • II-й разряд — класс;
  • III-й разряд — подкласс;
  • IV-й разряд — группа и т.д.

От общей категории переходим к детализированному лоту:

  • Товары – раздел «01»;
  • Работы – раздел «02»;
  • Услуги – раздел «03»;
  • Прочие – раздел «04» (позиции, которые не вошли в первые три раздела).

Как это работает:

Допустим, мы хотим найти предмет с кодом 01.01.01.05 в справочнике КПГЗ. Для этого в поисковой строке прописываем наш цифровой шифр:

Код кликабельный, нажимаем на него и находим лот:

Функционал Классификатора в ЕАИСТ позволяет пользователю распечатать коды, а также сделать выгрузку файла в удобном формате.

Заключение

Информация в «Классификаторе предметов государственного заказа» Москвы регулярно обновляется, а справочник пополняется новыми позициями. За его ведение, внесение новых позиций и корректировку отвечают 3 ведомства: Департамент экономической политики и развития Москвы, Департамент по конкурентной политике Москвы (Тендерный комитет) и Главное контрольное управление города.

Справочник с кодами располагается на Портале открытых данных правительства Москвы. Позиции собраны в иерархическом порядке, а каждой единице присвоен уникальный цифровой код.

Благодаря разработанной системе московского госзаказа контролировать и вести статистику по закупкам стало проще. Заказчики оформляют стандартизированную документацию, исключается смешение различных групп ТРУ. Это облегчает работу и поставщикам, которые видят детализированный лот, и понимают, чего от них хотят заказчики.

Эксперт по госзакупкам, соавтор онлайн-академии «Азбука тендеров»
Телеграм-чат

На этом статья подошла к концу. Обсудить и задать вопросы можно в нашем Телеграм-чате. В чате состоят опытные поставщики, сотрудники заказчиков, представители различных сервисов, предприниматели. Каждую среду проводим «живые» эфиры, на которых обсуждаем последние новости из сферы госзаказа. Будем рады новым участникам, подключайтесь по ссылке к нашему сообществу.

Что такое стандартизация закупок в Москве и кто за ней стоит?

Чтобы действовать в соответствии с буквой закона, органы исполнительной власти и все организации с госучастием обязаны закупать товары, работы и услуги, следуя ряду сложных правил. Они могут варьироваться в зависимости от ряда обстоятельств (например, от предмета закупки, характеристик данного предмета или от того, кто является заказчиком и т. д).

Принцип работы каталога

Чтобы соблюдать правила закупок и автоматизировать все необходимые технологические операции размещения госзаказа используется Единая автоматизированная информационная система торгов (ЕАИСТ). Это большая система, за наполнение и ведение которой отвечают десятки структур, а ее сердцем можно считать каталог, он состоит из справочников: классификатора предметов государственного заказа (КПГЗ) и справочников предметов государственного заказа (СПГЗ). Первый – это иерархический перечень категорий товаров, работ и услуг, позволяющий классифицировать объекты закупок, а СПГЗ – это описание конкретного товара, работы или услуги.

Разработка и ведение каталога – одна из ключевых задач Аналитического центра, за которую отвечают десятки экспертов. Структура каталога позволяет варьировать правила осуществления закупки в зависимости от того, что закупается. К тому же приводится к единообразию описание товаров, работ и услуг – это позволяет исключить введение участников закупки в заблуждение.

Чтобы лучше понимать, о чем идет речь, представьте себе, что для закупки любого товара, работы или услуги московским заказчикам нужно выбрать позицию из справочников и характеристики при их наличии. Например, если вам как заказчику нужно закупить питьевую воду в бутылке, то потребуется выбрать в каталоге позицию СПГЗ «Вода питьевая упакованная» с интересующими характеристиками (например, материал упаковки – стекло, объем – 0,33 литра) и позицию КПГЗ «Вода питьевая».

По общему правилу поставщик определяется посредством аукциона в электронной форме, но бывают и исключения: например, когда питьевая вода закупается дошкольным образовательным учреждением, медицинской организацией или учреждением социального обслуживания. Тогда для определения поставщика прибегают к другому способу. Такие случаи также предусмотрены ЕАИСТ, в том числе за счет того, что в системе существует перечень всех заказчиков.

За счет того, что наименования выбранных заказчиком в каталоге позиций автоматически попадают в документацию о закупке, исключаются манипуляции с наименованиями предметов закупки. Недобросовестным заказчикам становится затруднительно публиковать закупку питьевой воды с наименованием предмета закупки, например, “Поставка бесцветной и безвкусной жидкости”.

Стандартизация аукционной документации

Стандартизация конкурсной (аукционной) документации нужна для того, чтобы закупки были прозрачными, а также чтобы предотвращать случаи коррупции и других злоупотреблений в этой сфере. Она требуется и заказчику, и потенциальным поставщикам. За разработку, согласование и размещение в ЕАИСТ комплектов типовой документации отвечает в том числе Аналитический центр.

После размещения в ЕАИСТ комплекты документов формируются автоматически. Когда московские заказчики проводят закупку, они содержат в себе почти все требования, необходимые для ее осуществления. Происходит это примерно следующим образом: заказчик отмечает в системе то, что он хочет купить в каталоге, после чего ЕАИСТ автоматически формирует типовые документы, содержащие в себе требования в зависимости от выбранных заказчиком позиций и их характеристик.

Например, если заказчик выбрал позицию СПГЗ и характеристики, предусматривающие вывоз отходов в виде порубочных и растительных остатков, то техническое задание, помимо прочего, будет содержать требования о том, что исполнитель должен вывозить такой вид отходов в пункты сбора и переработки древесины и растительных остатков. В случае если заказчик выбрал только позиции, предусматривающие вывоз отходов строительства и сноса, то техническое задание уже будет содержать требование о том, что исполнитель должен вывозить такой вид отходов на объекты утилизации отходов строительства и сноса.

В процессе формирования комплектов типовой документации бывает масса таких вариаций, и учитываются самые разные атрибуты: например, график, чтобы вывозить отходы по определенным дням или тип отходов. Иными словами, одно типовое техническое задание может содержать все сценарии поставки того или иного товара, оказания какой-либо услуги или выполнения работы и сформируется оно с учетом выбранных заказчиком позиций каталога и их характеристик.

Результаты

Результатом разработки и ведения каталога ЕАИСТ Аналитическим центром является наличие (по состоянию на сегодня) почти 8 тысяч позиций КПГЗ и свыше 71 тысячи позиций СПГЗ. Итогом стандартизации конкурсной (аукционной) документации является постоянно растущая доля регулярных закупок, охватываемых типовой документацией. На сегодняшний день их порядка 78%, то есть только 3 из 10 регулярных закупок вероятно могут быть проведены без использования комплекта типовых документов. И эта доля постоянно растет: еще в 2020 году доля закупок, осуществляемых с использованием такой документации составляла 60% от общего объема регулярных.

При этом за счет проведения закупок с использованием типовых документов значительно сокращаются трудозатраты. По оценкам Аналитического центра – на 30–40%. Кроме того, сокращается и число ошибок в документации по закупкам, повышается конкуренция среди участников закупки, уменьшается число жалоб и нарушений.

КТРУ

Код позиции КТРУ — 10.20.13.110-00000007, код по ОКПД2 — 10.20.13.110: Рыба пресноводная мороженая . Единицы измерения — килограмм.
Характеристики:
Вид разделки — тушка полупотрошеная.
Сорт рыбы — Второй, Первый.
Дата начала обязательного применения — 14.02.2019, срок — бессрочно.
Цен из завершенных контрактов не найдено.

С какого момента обязательно использовать описание из КТРУ?

В каждой позиции каталога есть точная дата, с которой нужно использовать описание товара, работы или услуги:

  • Если эта дата уже наступила, описание закупки нужно брать только из КТРУ, а все дополнительные характеристики обосновывать.
  • Если дата еще не наступила, описание из КТРУ можно использовать по желанию.

Пока каталог заполнен только частично, но в нем уже есть описания, обязательные для применения. Проверьте, нужно ли использовать структурированное описание объектов ваших закупок. Найти позицию в каталоге можно по ОКПД2, названию или конкретным характеристикам.

Ищите нужные вам закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ на всех основных площадках и анализируйте их с помощью онлайн-сервиса Контур.Закупки.

«О порядке использования и внесения изменений в типовые документы»

«О порядке использования и внесения изменений в типовые документы»

Уважаемые читатели, редакция продолжает отвечать на вопросы, поступающие в нашу рубрику «Вопрос-ответ», «Академия разъясняет».

При публикации конкурентных процедур, выбирая КПГЗ, при наличии типового технического задания подтягивается готовое техническое задание, без возможности изменений. Например, техническое обслуживание зданий. Учреждению выделяют определённую сумму денег, согласно которой составляется смета.

При этом, в итоге, работы по сметам и работы в типовом техническом задании отличаются. Например, в техническом задании появляется обслуживание мусоропровода или чердака, а в Учреждении ни того, ни другого нет. Таким образом в техническом задании появляются работы, которые, мало того что не оплачиваются, но ещё и не могут быть произведены, так как в здании отсутствуют такие места.

Вопрос, как выходить из этой ситуации? Не взять типовое ТЗ мы не можем (положение 899-ПП) и денег нет, чтоб раздуть сметы, да и достроить чердак мы не можем. Как поступить, чтоб избежать нарушения?

Ответ эксперта:

На ваш вопрос отвечаем:

Из сути запроса, очевидно, что он сформулирован представителем Заказчика города Москвы.

Для читателей других регионов, поясняем:

Закупочная деятельность участников контрактной системы города Москвы, регламентирована Постановлением Правительства Москвы от 19 июля 2019 г. № 899-ПП «О системе закупок города Москвы».

Положение о системе закупок города Москвы устанавливает порядок взаимодействия между участниками контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг в городе Москве, в том числе, при планировании закупок товаров, работ, услуг, определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключении и исполнении контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, осуществлении мониторинга и контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, а также порядок методического, организационного и технологического обеспечения закупок товаров, работ, услуг в городе Москве (далее – закупки).

Заказчиками города Москвы являются органы исполнительной власти города Москвы, государственные казенные учреждения города Москвы, государственные бюджетные учреждения города Москвы, государственные автономные учреждения города Москвы (далее – учреждения), государственные унитарные предприятия (государственные предприятия, казенные предприятия) города Москвы (далее – предприятия), осуществляющие закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе) (далее – заказчики).

Хозяйственные общества осуществляют закупки товаров, работ, услуг с использованием Единой автоматизированной информационной системы торгов города Москвы (далее – ЕАИСТ) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Положения, за исключением требований, предусмотренных разделами 3-5, 7, 9 Положения.

В свою очередь, ЕАИСТ предусматривает наличие и обязательное использование Заказчиками города Москвы, типовых форм документов. При этом, для формирования предмета закупки, Заказчики обязаны использовать:

СПГЗ – справочник конкретных предметов госзаказа – Позиция СПГЗ описывает конкретный предмет госзаказа.

КПГЗ – Классификатор предметов государственного заказа — это уникальный идентификатор, который присваивается каждому тендеру в Единой автоматизированной информационной системе торгов (ЕАИСТ). Он представляет собой справочник позиций – классов или категорий, которые охватывают неопределенное количество предметов государственного заказа.

Типовое техническое задание – форма документа в системе ЕАИСТ, формируемая при создании Лота на основании СПГЗ и КПГЗ.

По объектам закупок, определенных в Плане по стандартизации, Департаментом города Москвы по конкурентной политике, Департаментом экономической политики и развития города Москвы и Главным контрольным управлением города Москвы разрабатываются типовые формы документов, включая типовые формы контрактов, технических заданий, критериев оценки, в порядке, установленном Департаментом экономической политики и развития города Москвы, Департаментом города Москвы по конкурентной политике, Главным контрольным управлением города Москвы.

Указанные типовые формы документов утверждаются МРГ и размещаются в ЕАИСТ.

Утвержденные в установленном порядке типовые формы документации о закупке, типовые формы документов подлежат обязательному применению заказчиками, за исключением случаев определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом и осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Актуализация типовых форм документов, указанных в пунктах 6.4 и 6.7 Положения, осуществляется в сроки и порядке, установленные Департаментом города Москвы по конкурентной политике, Главным контрольным управлением города Москвы, Департаментом экономической политики и развития города Москвы.

При этом, в соответствии с Приказом от 1 июня 2018 г. N 70-01-74/18/81-ПР/40 Правительства города Москвы «О порядке подготовки и утверждения комплектов типовых документов конкурсной (аукционной) документации»:

«Внесение изменений в утвержденные МРГ Типовые комплекты, отдельные документы, размещенные в ЕАИСТ, осуществляется в инициативном порядке по заявлению участников, указанных в пунктах 1.4.1 – 1.4.3, 1.4.5 настоящего Порядка, а также заказчиков города Москвы, являющихся органами исполнительной власти города Москвы (далее – ОИВ), с представлением обоснования необходимости внесения данных изменений.

Предложения по внесению изменений в утвержденное Типовое техническое задание подаются по форме, установленной в приложении 1 к настоящему Порядку. Предложения по добавлению/изменению/удалению позиций СПГЗ подаются по форме, установленной в приложении 2 к настоящему Порядку.

При необходимости внесения изменений в Типовые технические задания, позиции КПГЗ, СПГЗ, Справочники характеристик и их значений для позиций КПГЗ утвержденных Типовых комплектов ДЭПиР осуществляет подготовку соответствующих документов и направляет на согласование в профильный ОИВ, Тендерный комитет, Главконтроль, ОИВ, направивший предложения по внесению изменений, а при наличии признаков инновационной продукции – в ДНПП».

С целью разрешения описанной вами ситуации, рекомендуем следующее:

  1. Обратиться в инициативном порядке в ОИВ подведомственным учреждением которого вы являетесь. Например, медицинское учреждение, может обратиться в Департамент здравоохранения города Москвы с заявлением о необходимости внесения изменения в типовое техническое задание, с обоснованием таких изменений.
  2. Поскольку в вашем случае, необходимо наличие возможности отказаться от видов, работ, которые не могут быть произведены и являются специфическими, вы можете попросить предоставить такую техническую возможность, путем реализации функционала, позволяющего осуществить/не осуществить выбор наложенных условий.
  3. ОИВ обязан рассмотреть ваше обращение в регламентированные сроки, и в случае отсутствия возражений либо иных способов реализации, в соответствии с нормами, регламентируемыми Приказом от 1 июня 2018 г. N 70-01-74/18/81-ПР/40, направить соответствующее обращение, как указано выше.
  4. Осуществить необходимую вам закупку, после внесения изменений в типовые формы документов. Таким образом, вы не нарушите требования законодательства и получите необходимый вам результат.

Для вашего удобства представляем образец направления обращения:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *