Кто назначает председателя центрального банка
Перейти к содержимому

Кто назначает председателя центрального банка

  • автор:

Назначение на должность председателя центрального банка

Подборка наиболее важных документов по запросу Назначение на должность председателя центрального банка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Банк России:
  • Банк России
  • Банковский надзор
  • Вестник Банка России
  • Двойная ставка рефинансирования
  • Жалоба в цб
  • Показать все
  • Банк России:
  • Банк России
  • Банковский надзор
  • Вестник Банка России
  • Двойная ставка рефинансирования
  • Жалоба в цб
  • Показать все

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Кадровые полномочия Федерального Собрания Российской Федерации как элемент партисипаторного парламентского контроля
(Пресняков М.В.)
(«Административное право и процесс», 2023, N 3) Наиболее простой вариант такого взаимодействия заключается в том, что глава государства выдвигает кандидатуру на замещение соответствующей должности, а Государственная Дума принимает ее или нет. Подобным образом происходит назначение на должность Председателя Центрального банка РФ, утверждение в должности Председателя Правительства РФ, а также его заместителей и федеральных министров (в последнем случае кандидатуры предлагает Председатель Правительства). Такой порядок имеет свои недостатки, поскольку парламент фактически лишен возможности участвовать непосредственно в выборе кандидата на замещение государственной должности и вынужден выбирать «из чего дают».

Статья: Президентская власть как самостоятельная ветвь власти: конституционная и публично-правовая реальность
(Исмаилова Х.Ч.)
(«Государственная власть и местное самоуправление», 2022, N 5) Так, анализ поправок в Конституцию РФ (новые редакции ст. 83, 102, 110, 111, 112 и т.д.), в которых предусмотрены полномочия Президента по назначению Председателя Правительства РФ после утверждения Государственной Думой РФ внесенной им кандидатуры и осуществления общего руководства Правительством РФ (п. «а» и «б» ст. 83); по назначению после консультаций с Советом Федерации на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности, которые не подчинены Председателю Правительства РФ и Генеральному прокурору Российской Федерации (п. «д.1» и «е.1» ст. 83); по представлению в Государственную Думу кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты, а также полномочия по формированию Государственного Совета Российской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации (п. «е.5», «ж» ст. 83) и т.д., как публично-правовые механизмы, объективно востребованные в современном периоде развития государства и общества, наглядно и убедительно демонстрирует формирование самостоятельной президентской ветви власти. Поскольку принцип разделения властей не догма, он должен получить дальнейшее формально-юридическое развитие в Основном Законе как соответствующий положениям юридической науки и практики государственного строительства.

Нормативные акты

«Конституция Российской Федерации»
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 24.07.2023)
«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России.

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    Статья 14

    С 01.01.2025 ст. 13 дополняется п. 18 (ФЗ от 24.07.2023 N 340-ФЗ).

    Статья 14. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на пять лет большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

    (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России.

    На должность Председателя Банка России может быть назначен гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

    (часть третья введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 116-ФЗ)

    В случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка России Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения.

    В случае отклонения предложенной на должность Председателя Банка России кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна и та же кандидатура не может вноситься более двух раз.

    Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

    Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации.

    Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в случаях:

    истечения срока полномочий;

    невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;

    подачи личного заявления об отставке;

    совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;

    нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России;

    непринятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», несоответствия его расходов, расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми. При этом понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;

    (абзац введен Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 102-ФЗ, от 28.12.2016 N 505-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    прекращения гражданства Российской Федерации или наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

    (абзац введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 116-ФЗ)

    Председатель Банка России освобождается от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном частями 3 — 6 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

    (часть девятая введена Федеральным законом от 10.07.2023 N 286-ФЗ)

    Центральный банк России

    Действующее законодательство четко определяет, кому принадлежит и подчиняется Центробанк России. Сегодня он представляет отдельное юридическое лицо, кредитное учреждение верхнего уровня, имущество и уставной капитал которого находится в собственности государства. Банк ведет независимую политику и отчитывается перед нижней палатой парламента (Государственная Дума), которая утверждает по представлению главы государства председателя.

    Кому принадлежит и подчиняется Центробанк России?
    Глава Центробанка России. Структура управления
    Каковы задачи Центробанка России?
    Основные функции и курс Центробанка России
    Резервы и валюта Центрального банка
    Монетарная политика и эмиссия российских рублей
    Центробанка России
    Ключевая ставка Центробанка России
    Банковские лицензии Центробанка России. Рейтинг банков

    Глава Центробанка России. Структура управления

    Кроме главы Центрального банка в состав совета директоров входит 14 членов. Они также утверждаются на свои посты Государственной думой на 5 лет, а конкретные кандидатуры предоставляются председателем Центробанка и предварительно согласуются с президентом.

    Кроме этого в состав Центрального банка входит 45 структурных подразделений центрального аппарата ЦБ РФ.

    Также у ЦБ есть 81 территориальное учреждение, расположенные в различных регионах Российской Федерации.

    Каковы задачи Центробанка России?

    Специальный закон определяет каковы задачи Центробанка России:

    • обеспечение устойчивости национальной валюты;
    • стабильное развитие всей банковской системы;
    • развитие финансового и фондового рынка;
    • создание условий для стабильной работы и развития собственной российской платежной системы.

    Основные функции и курс Центробанка России

    Для выполнения поставленных задач предусмотрены следующие функции и курс Центробанка России:

    • проведение согласованной монетарной политики с правительством;
    • эмиссия;
    • выступление в качестве кредитора последней инстанции, создание для отечественных банков системы их рефинансирования;
    • определение правил функционирования банковской сферы, проведения расчетов и контроль за их соблюдением;
    • контроль за работой банковского сектора, включая выдачу, приостановка и отзыв специальных лицензий на работу банка;
    • обслуживание расчетных счетов бюджета на всех уровнях (за исключением отдельных случаев, которые оговорены законодательством);
    • контроль за пенсионными фондами, некредитными финорганизациями;
    • регистрация выпускаемых ценных бумаг АО, а также надзор за соблюдением последними соответствующего законодательства;
    • управление накопленными резервами;
    • установление и публикация официальных курсов для совершения расчетов с контрагентами из других стран;
    • определение порядка проведения различных расчетов с международными финансовыми институтами и организациями, иными государствами, физическими и юридическими лицами;
    • разработка и утверждение стандартов ведения бухучета для финансового сектора;
    • учет инвестиций, направляемых в Россию и обратную сторону;
    • контроль за фондовым рынком и предупреждение манипуляций на нем, получения прибыли с помощью инсайдерской информации.

    Резервы и валюта Центрального банка

    Одной из функций Центробанка остается управление накопленными ЗВР, представляющими собой иностранные активы высокой ликвидности. В нее входит иностранная валюта, золото, часть Фонда национального благосостояния и Резервного фонда за вычетом финансовых требований к резидентам, которые номинированы в иных валютах. Резервы и валюта Центрального банка могут вкладываться в надежные ценные бумаги и облигации, находиться на депозитах и расчетных счетах, использоваться для совершения сделок РЕПО. Основная доля валютной составляющей золотовалютных резервов находится традиционно в американских долларах и евро. Кроме этого используется британский фунт стерлингов, японская иена, австралийский доллар, которые обеспечивают относительно высокую доходность среди всех мировых резервных валют.

    Основным назначением валютных резервов Центрального банка остается гарантия устойчивости национальной финансовой системы в условиях турбулентности. Последнее имеет место во время спекулятивных атак на российский рынок, резкого изменения ситуации на международных рынках, снижения экспорта, при иных ситуациях. Максимальное историческое значение золотовалютных резервов Центробанка России было зафиксировано 8 августа 2008 года накануне финансового кризиса и составило 598,1 миллиарда долларов.

    Согласно действующему законодательству государство не отвечает по имеющимся обязательствам Центробанка России и наоборот, поэтому правительство может объявлять дефолт даже при наличии значительных запасов валюты и золота в резервах.

    Монетарная политика и эмиссия российских рублей

    Одной из важнейших функций Центробанка России остается проведение монетарной политики и обеспечение стабильности финансовой системы. Обеспечивается это следующими направлениями деятельности:

    • эмиссия денежных средств;
    • управление стоимостью предоставления ликвидности (ключевая ставка).

    Эмиссия представляет собой непосредственно печать наличной денежной массы, своевременное изъятие из обращения ветхих купюр и замена их на новые банкноты, чеканку монет, увеличение объема безналичных рублей искусственным путем. Одновременно с этим Центробанк России обеспечивает наличие достаточной защищенности банкнот от подделки для сохранения стабильности финансовой системы и контроля над денежной массой.

    Центробанка России

    Отдельно остановимся на чеканке памятных и инвестиционных монет Центробанка России, представляющих собой интерес для коллекционеров, людей, стремящихся в будущем получить дополнительный доход за счет перепродажи подобных монет, стоимость которых значительно превышает нарицательную.

    Ключевая ставка Центробанка России

    Ключевая ставка Центробанка России представляет уровень процентной ставки, по которому Центробанк предлагает коммерческим банкам недельные кредиты для восстановления ликвидности. Уровень этой ставки во много определяет процентные ставки по привлекаемым депозитам и кредитам, влияет на итоговый размер инфляции и стоимость банковских ресурсов. Повышение ключевой ставки идет во время кризиса для снижения интереса со стороны спекулятивного капитала. Примером станет решение Центробанка увеличить ставку сразу на 6,5 процентных пункта 16 декабря 2014 года на фоне серьезного падения российского рубля и экономических проблем, связанных с внешними шоками из-за санкций, резкого снижения цен на нефть.

    Банковские лицензии Центробанка России. Рейтинг банков

    Одной из важнейших функций работы Центрального банка России остается стимулирование нормального развития всей кредитной сферы. Для этого выдаются специальные банковские лицензии Центробанка России на осуществление деятельности, ведется контроль за соблюдением нормативов, законодательства, предупреждение вывода денежных средств за рубеж, ухода от налогов и других нарушений законодательства. Кроме этого составляет Центробанк России рейтинг банков по величине капитала, прибыльности, иным факторам, что остается косвенным показателем их надежности.

    ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

    Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фазылова Анна Ринатовна

    В научной статье представлен перечень требований, предъявляемых к председателю Центрального Банка Российской Федерации. Проанализированы положения Конституции Российской Федерации; Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ; Федеральным законом от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности». А также предложено внесение дополнения относительно требований, предъявляемых к председателю Центрального Банка Российской Федерации, а именно наличие высшего экономического образования.

    i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

    Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фазылова Анна Ринатовна

    О принципе независимости в деятельности Центрального Банка Российской Федерации
    К вопросу о правовом статусе служащих Центрального банка Российской Федерации
    Особенности правового статуса Центрального Банка Российской Федерации
    ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    К вопросу о правовом статусе Центрального Банка Российской Федерации
    i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
    i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

    LEGAL STATUS OF THE CHAIRMAN OF THE CENTRAL BANK OF THE RUSSIAN FEDERATION

    The scientific article presents a list of requirements for the chairman of the Central Bank of the Russian Federation. Analyzed the provisions of the Constitution of the Russian Federation; Federal Law «On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)» dated July 10, 2002 N 86-FZ; Federal Law of December 2, 1990 No. 395-1 «On Banks and Banking Activity». It was also proposed to introduce an addition regarding the requirements for the chairman of the Central Bank of the Russian Federation, namely the presence of a higher economic education.

    Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

    Правовой статус председателя Центрального банка Российской Федерации Legal status of the Chairman of the Central Bank of the Russian Federation

    Фазылова Анна Ринатовна

    Студентка Оренбургского института МГЮА Россия, Оренбург Anya. fazylova@bk. ru

    Fazylova Anna Rinatovna

    Orenburg Institute of the Moscow State University

    Russia, Orenburg Anya. fazylova@bk. ru

    В научной статье представлен перечень требований, предъявляемых к председателю Центрального Банка Российской Федерации. Проанализированы положения Конституции Российской Федерации; Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ; Федеральным законом от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности». А также предложено внесение дополнения относительно требований, предъявляемых к председателю Центрального Банка Российской Федерации, а именно наличие высшего экономического образования.

    The scientific article presents a list of requirements for the chairman of the Central Bank of the Russian Federation. Analyzed the provisions of the Constitution of the Russian Federation; Federal Law «On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)» dated July 10, 2002 N 86-FZ; Federal Law of December 2, 1990 No. 395-1 «On Banks and Banking Activity». It was also proposed to introduce an addition regarding the requirements for the chairman of the Central Bank of the Russian Federation, namely the presence of a higher economic education.

    Ключевые слова: банковская система, Центральный Банк, Председатель Центрального Банка Российской Федерации, полномочия Председателя Центрального Банка Российской Федерации.

    Key words: banking system, Central Bank, Chairman of the Central Bank of the Russian Federation, powers of the Chairman of the Central Bank of the Russian Federation.

    В современной научно-правовой литературе существует некая дискуссия, по поводу единого и всеобщего понятия банковской системы, именно поэтому имеется множество подходов к пониманию данного определения. В зависимости от сферы деятельности и компетенции каждый ученый толкует понятие банковской системы по-своему, выделяют разные признаки, функции, цели. В силу законодательного урегулирования в её структуру входит Банк России, кредитные организации, и представительства иностранных банков. На наш взгляд, это взаимосвязанные и взаимообусловленные экономические институты, которые производят рассчетно-кассовые, кредитные и иные операции. Банковская система является необходимым условием существования экономики государства. Роль банковской системы для государства трудно переоценить, поскольку от её функционирования зависит дальнейшая деятельность большинства государственных органов.

    С позиции Г.Н. Белоглазовой и Л.П. Кроливецкой «банковская система определяется, как включенная в экономическую систему страны единая и целостная совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свою особую функцию, проводит свой перечень денежных операций. ». Данное понятие наиболее полно описывает составляющие части всей банковской системы РФ, указывает на функции данной деятельности, а также цель. Из вышеуказанного понятия мы видим, что для каждого государства характерна собственная банковская система, которая может существенно отличаться от банковской системы Российской Федерации. Мы считаем, что определение Галины Николаевны и Людмилы Павловной наиболее точно отражает специфику банковской системы и является наиболее удачным.

    Целью банковской системы Российской Федерации является удовлетворение социально-экономических потребностей общества, построение экономически обособленного государства, обеспечение конкурентоспособного рынка. Банковскую систему в России возглавляет Центральный банк России, официальное название которого — Банк России. По мнению, Крохиной Ю.А. «Центральный банк — это орган, осуществляющий финансовую деятельность». Банк России взаимодействует с органами государственной власти и должностными лицами по вопросам, которые находятся в его ведении, и оказывает регулирующее воздействие при решении экономических вопросов.

    Статья 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (Далее — Федеральный закон о банке России) указывает на цели деятельности Центрального Банка, например, развитие и укрепление всей банковской системы. Проанализировав вышеуказанное положение федерального закона, можно сделать вывод, что для целей характерен всеобщий и всеобъемлющий характер. Также цели указывают на публичный статус банка, на его особую роль для экономики страны. Мы видим, что цели всей банковской системы и цели Центрального Банка взаимосвязаны, но различны. Цели банковской системы направлены на все экономические отношения, на экономику государства в целом, а цели Центрального банка Российской Федерации направлены на регулирование конкретных наиболее важных экономических отношений.

    Конституция Российской Федерации также регулирует деятельность Центрального Банка Российской Федерации. Во-первых, согласно ст. 75 устанавливается монопольное право за Банком России на денежную эмиссию, а во-вторых, указывает на основную функцию Центрального Банка Российской Федерации — защита и обеспечение устойчивости рубля.

    Председатель Центрального Банка России — это официальный публичный руководитель Банка Российской Федерации, который назначается на должность Государственной думой сроком на пять лет по представлению Президента Российской Федерации. Его деятельность урегулирована Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации»; Федеральным законом от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности». В этом заключается официальность, поскольку процедура его назначения является сложной, а также деятельность подчинена закону и не может выходить за рамки дозволенного. Публичность проявляется в том, что данное должное лицо самостоятельно представляет Банк России во взаимоотношениях с иными органами и осуществляет действия банка от своего имени.

    Помимо всех необходимых личностных качеств руководителя, Председатель Центрального Банка также должен обладать рядом специфических черт личности, поскольку сфера его деятельности тесно связана с экономикой — он должен обладать математическим складом ума, хорошо развитыми аналитическими и прогностическими способностями. Благодаря данным качествам экономического руководителя — управление данным финансовым институтом будет наиболее эффективным, а также будет положительно отражаться на экономике государства в целом.

    В ст.20 Федерального Закона о банке России перечислены полномочия Председателя Центрального Банка Российской Федерации, в вышеуказанной статье перечень полномочий закрытый, всего представлено 11 пунктов. Например, он действует от имени органа и самостоятельно без доверенности может представлять его интересы с другими органами государственной власти, подписывает нормативные акты, приказы и дает указания. Исходя из перечисленных в данной статье полномочий, можно сделать вывод о том, что Председатель Центрального Банка является его руководителем, представителем и ответственным за деятельность банка лицом. Он обязан обеспечивать реализацию функций Банка России, самостоятельно принимать и контролировать

    исполнение всех решений данного органа. Однако существует законодательно урегулированный перечень вопросов, который решается не самостоятельно Председателем Центрального Банка, а Национальным банковским советом или советом директоров. И в данном случае, при равенстве голосов — голос руководителя Банка России является решающим. Все это указывает на особую роль Председателя Центрального Банка, именно поэтому мы решили подробнее остановиться на требованиях, предъявляемых к данному лицу. Рассмотренные полномочия подчеркивают важность и значимость действий и решений Председателя Центрального Банка Российской Федерации.

    При этом председатель не вправе:

    1. совмещать свою должность с иной оплачиваемой работы, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

    2. являться членом органов управления, попечительских или наблюдательных советов иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

    Согласно ст.14 Федерального закона о банке России на должность Председателя Банка России может быть назначен только гражданин Российской Федерации, который не имеет гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Итак, в качестве требований к данной кандидатуре закреплено лишь требование о наличии гражданства Российской Федерации.

    Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации. В случае отклонения предложенной на должность Председателя Банка России кандидатуры Президент Российской Федерации вносит новую кандидатуру, однако одна и та же кандидатура не может вноситься более двух раз. Таким образом, Президент Российской Федерации подбирает подходящее лицо на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации. Предлагается уделять особое внимание профессиональным качествам и личностным особенностям, в том числе способностям решения сложнейших экономических вопросов, лица претендующего на данную должность.

    Таким образом, законодательством четко урегулирована процедура назначения на должность Председателя Центрального Банка, и предъявляется только одно требование к его правовому статусу. На наш взгляд, этого недостаточно, и необходимо добавить также требование о наличии высшего экономического образования. Необходимость наличия экономического образования вполне обоснована, поскольку именно в процессе обучения воспитываются вышеуказанные качества личности, а также формируются необходимые в процессе руководства аналитические навыки, которые будут способствовать более эффективному и качественному управлению.

    В связи с вышеизложенным предлагаем дополнить ст. 14 Федерального закона о Банке России дополнительным требованием к данной должности и изложить его в следующей редакции: «На должность может быть назначен гражданин, имеющий высшее экономическое образование». Необходимость внесения изменений именно в этот федеральный закон обусловлена тем, что требования к лицам, претендующим на должность Центрального Банка Российской Федерации, установлена статьей данного федерального закона. На стадии представления кандидатуры Президентом необходимо устанавливать наличие или же отсутствие образования той или иной степени, а на стадии непосредственного назначения лица на должность необходимо проверять его способности качественно применять получения знания в процессе профессиональной деятельности. Все это поспособствует более качественной деятельности всего Банка России.

    Согласно словарю финансовых терминов под экономическим образованием понимается — подготовка специалистов по планированию, учёту, финансам и другим направлениям экономической работы в народном

    хозяйстве, в области научной и педагогической деятельности. То есть подготовкой специалистов в области экономики занимаются непосредственно в процессе получения высшего экономического образования. На наш взгляд, на должность руководителя Центрального Банка должен быть назначен только специалист в области экономики, поскольку от его решений и его указаний зависит экономическое регулирование и развитие, стабильность экономики Российской Федерации как внутри государства, так и на международной арене.

    Данное изменение имеет практическое применение. Мы рассмотрели правовой статус бывших Председателей Центрального Банка и действующее лицо, с позиции наличия или отсутствия высшего экономического образования.

    Вообще, институт Банка России начал свою деятельность с 13 июля 1990 года, именно с этого момента и появилось такое должностное лицо, как Председатель Центрального Банка Российской Федерации. Если провести исторический анализ, то каждый из представителей данной должности имеет высшее экономическое образование. В настоящий момент, Председателем Центрального Банка с 24 июня 2013 года по настоящее время является Эльвира Сахипзадовна Набиуллина, которая окончила экономический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Это указывает на фактическое наличие данного условия к кандидатам и представителям данной должности.

    Лицо не сведущее и не знающее на профессиональном уровне экономических основ — не справится с управлением крупнейшим финансовым институтом. От деятельности и решений Председателя Банка России зависят все процессы (особенно политические), происходящие в государстве. Экономика — это базис, без которого не может быть стабильного и сильного на международной арене государства.

    Именно поэтому, на наш взгляд, рационально закрепить дополнительное требование к данному должностному лицу, а именно наличие экономического образования. Экономическое образование — это подготовка специалистов для экономических служб предприятий и специальных экономических организаций, а также формирование необходимого минимума профессиональных экономических знаний у специалистов различных отраслей экономики и широкого круга работников предпринимательских структур. Получение экономического образования означает обладание лица, его получившего, специальных познаний в области экономики.

    Значение экономического образования состоит, прежде всего, в его активном влиянии на развитие экономики страны, на повышение эффективности общественного производства и каждого субъекта рынка. Экономическое образование играет ключевую роль в подготовке индивида к жизнедеятельности в соответствии с потребностями общества, участвуя в процессе общественного воспроизводства. Председатель Центрального Банка Российской Федерации выполняет одни из самых важных финансовых полномочий, именно поэтому данное лицо должно обладать экономическим образованием. Получение экономического образования будет способствовать более эффективной, качественной и продуктивной работы не только Банка России, но и всей экономики Российской Федерации.

    Список используемой литературы:

    1. Конституция Российской Федерации «Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993 № 31 // Официальный интернет-портал правовой информации. — 2022 г. — с изм. и допол. в ред. от 04.10.2022.

    2. Федеральный Закон Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86 — ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002 г. — № 28. — Ст. 3 с изм. и допол. в ред. от 30.12.2021.

    3. Закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности » от 02.12.1990 № № 395-I // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1990 г. — № 27. — с изм. и допол. в ред. от 14.02.2022.

    4. Крохина, Ю.А. Финансовое право : учебник / Ю.А. Крохина. — 6-е изд. — М. : Норма, 2021. — 504 с.

    5. Банковское дело и банковские операции : учебник / М.С. Мармагин, Е.Г. Шатковская, М.П. Логинов, Н.Н. Мокеева [и др.]. — Екатеринбург : изд-во Уральского университета, 2022. — 504 с.

    6. Крестьянников, А.Ю. Центральный банк РФ / А.Ю. Крестьянников // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. — 2015. — №6. — С. 1-4.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *