Кто относится к участникам бюджетного процесса
Перейти к содержимому

Кто относится к участникам бюджетного процесса

  • автор:

Кто относится к участникам бюджетного процесса

БК РФ Статья 152. Участники бюджетного процесса

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Участниками бюджетного процесса являются:

Президент Российской Федерации;

высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее — законодательные (представительные) органы);

исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

Центральный банк Российской Федерации;

органы государственного (муниципального) финансового контроля;

органы управления государственными внебюджетными фондами;

главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

получатели бюджетных средств.

2. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органами государственной власти (государственными органами), устанавливаются настоящим Кодексом и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

3. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, а также в установленных ими случаях иными нормативными правовыми актами высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 14.04.2023 N 128-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами местных администраций.

5. Участники бюджетного процесса вправе осуществлять бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом, при условии включения сведений о данных бюджетных полномочиях в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, формирование и ведение которого осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 165 настоящего Кодекса.

(п. 5 введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ)

«Иные участники» бюджетного процесса Текст научной статьи по специальности «Право»

В статье рассматривается перечень субъектов бюджетного процесса , относящихся к категории «иные участники» бюджетного процесса. В ходе исследования установлено, что выделение исследуемой категории субъектов бюджетного процесса обусловлено широким кругом таких лиц. В связи с тем что в определении понятия бюджетного процесса законодатель не раскрыл перечень иных участников, это вызывает не только научный, но и практический интерес. В понятии бюджетного процесса не установлен конкретный перечень «иных участников» бюджетного процесса , относящихся к таковым, не обозначены также и критерии отнесения к данной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Арслан Шагабутдинович Хизриев

Проблемы совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации
К вопросу о новой редакции бюджетного кодекса Российской Федерации
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Юридические лица как субъекты бюджетного права: проблемы правовой идентификации
Проблемы реализации ответственности за нарушение бюджетного законодательства
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Other participants» of the budgetary process

He article considers the list of subjects of the budget process that belong to the category of «other participants» in the budget process. The study found that the allocation of the studied category of subjects of the budget process is due to its wide range of persons. Due to the fact that the legislator did not disclose the list of other participants in the concept of the budget process, it is of not only scientific, but also practical interest. The concept of the budget process does not establish a specific list of «other participants» in the budget process that belong to them, but it also does not indicate the criteria for assigning them to this category.

Текст научной работы на тему ««Иные участники» бюджетного процесса»

Закон и право. 2022. № 8. С. 86-88. Law and legislation. 2022;(8):86-88.

Научная статья УДК 336.144

https://doi.org/10.24412/20733313_2022_8_86 NIION: 1997-0063-8/22-449

EDN: https://elibrary.ru/HZTMOE MOSURED: 77/27-001-2022-8-649

«Иные участники» бюджетного процесса

Арслан Шагабутдинович Хизриев

Дагестанский государственный университет, Махачкала,

Аннотация. В статье рассматривается перечень субъектов бюджетного процесса, относящихся к категории «иные участники» бюджетного процесса. В ходе исследования установлено, что выделение исследуемой категории субъектов бюджетного процесса обусловлено широким кругом таких лиц.

В связи с тем что в определении понятия бюджетного процесса законодатель не раскрыл перечень иных участников, это вызывает не только научный, но и практический интерес. В понятии бюджетного процесса не установлен конкретный перечень «иных участников» бюджетного процесса, относящихся к таковым, не обозначены также и критерии отнесения к данной категории.

Ключевые слова: бюджетный процесс, иные участники бюджетного процесса, субъекты бюджетного процесса.

Для цитирования: Хизриев А.Ш. «Иные участники» бюджетного процесса // Закон и право. 2022. № 8. С. 86—88. https://doi.org/10.24412/20733313_2022_8_86 ЕБЫ: https://elibrary.ru/HZTMOE

«Other participants» of the budgetary process

Arslan Sh. Khizriev

Dagestan State University, Makhachkala,

Abstract. He article considers the list of subjects of the budget process that belong to the category of «other participants» in the budget process. The study found that the allocation of the studied category of subjects of the budget process is due to its wide range of persons.

Due to the fact that the legislator did not disclose the list of other participants in the concept of the budget process, it is of not only scientific, but also practical interest. The concept of the budget process does not establish a specific list of «other participants» in the budget process that belong to them, but it also does not indicate the criteria for assigning them to this category.

Keywords: budgetary process, other participants of the budgetary process, subjects of the budgetary process.

For citation: Khizriev A.Sh. «Other participants» of the budgetary process // Law and legislation. 2022; (8) : 86—88. https://doi.org/10.24412/20733313_2022_8_86 EDN: https://elibrary.ru/HZTMOE

Я соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) бюд— »жетний процесс — это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иних участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, со-

© Хизриев А.Ш. М., 2022.

ставлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Следует обратить внимание, что в редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. понятие бюджетного процесса не охватывает «иних участников» бюджетного процесса.

Так, в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции от 31 июля 1998 г. бюджетный процесс — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного само-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2022

управления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

В первой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации законодатель не акцентировал внимание на субъектном составе в определении понятия бюджетного процесса. Однако, на наш взгляд, содержание в определении бюджетного процесса «иных участников» не конкретизирует категорию лиц, относящихся к данному виду участников.

Примечательно, что с 1998 г. по 2007 г. в положении Бюджетного кодекса Российской Федерации понятие бюджетного процесса не регламентировало «иных участников». Изменения, внесенные Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 20, дополнили ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

С учетом внесенных изменений Бюджетный кодекс Российской Федерации в редакции от 1 января 2008 г. содержал следующее определение понятия бюджетного процесса — регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности [1].

Анализ и сопоставление редакций Бюджетного кодекса Российской Федерации с 1998 по 2007 г. показали, что категория «иные участники» в определении понятия бюджетного процесса носит условный характер и не в полной мере отражает истинное значение.

Исходя из законодательного определения понятия «бюджетный процесс» можно выделить следующие его признаки.

Во-первых, бюджетный процесс является одним из ключевых и значимых направлений финансовой деятельности в России, субъектах Российской Федерации и муниципальных образований. Накопление, распределение и использование денежных средств государственных органов осуществляется исключительно в процессуальной форме. Включая несколько этапов, несколько видов деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетный процесс, таким образом, отличает-

ся разнообразием деятельности, входящей в его содержание.

Во-вторых, бюджетный процесс осуществляется определенным законодательством кругом субъектов. Каждый из них наделен своими полномочиями. Раздел 5 БК РФ четко определяет правовой статус участников бюджетного процесса.

В-третъих, бюджетный процесс состоит из стадий, последовательность которых необходимо выделить, она не является исключительно автоматической, а регламентирована нормами законодательства РФ, определяющими последовательную смену стадий, цикличность, смену прав и обязанностей участников бюджетного процесса.

В свою очередь, процессуальные нормы бюджетного права распределяются по стадиям бюджетного процесса. В конце бюджетного года, который совпадает с календарным годом, один бюджет заменяется другим. Но до вступления в силу бюджет должен быть составлен и утвержден. После принятия и наступления нового года бюджет переходит к исполнению. По результатам выполнения составляется соответствующий акт, он представляется на утверждение. Однако каждый год этот процесс начинается заново.

Анализ позволил прийти к выводу, что в специальной юридической литературе не только обосновывается понятие «процесс», но и признается более широким по содержанию, чем понятие «процедура». Можно сделать вывод, что «бюджетный процесс» — это деятельность по реализации материальных норм бюджетного права, т.е. прохождение бюджета (его движение). Таким образом, бюджетный процесс предусматривает прохождение бюджета через строго регламентированные этапы, а именно: составление проекта бюджета, рассмотрение и утверждение проекта бюджета, исполнение бюджета и бюджетный учет, составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.

Для определения категории лиц, относящихся к «иным участникам» бюджетного процесса, необходимо определить перечень участников бюджетного процесса.

В соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации участниками бюджетного процесса являются: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее — законодательные (представительные) органы); исполнительные органы государствен-

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 08-2022

ной власти (исполнительные и распорядительные органы муниципальных образований); Центральный банк Российской Федерации; органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (распорядители) доходов бюджета; главные администраторы (распорядители) источников финансирования дефицита бюджета; бюджетополучатели.

Исходя из вышеизложенного необходимо закрепить следующее понятие.

Стадия бюджетного процесса — это регламентированная нормами бюджетного права логически выстроенная, самостоятельная и завершенная стадия в деятельности представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, представленная в виде определенной последовательности действий. Действия участников бюджетного процесса, связанные с формированием, распределением и использованием доходов бюджета.

В теории государства и права под стадией понимается совокупность процессуальных действий, связанных одной целью. В гражданском процессуальном праве процесс определяется как поступательное движение, состоящее из ряда стадий.

Современные исследователи науки финансового права считают, что стадии бюджетного процесса представляют собой «урегулированную нормами бюджетного права, выстроенную в определенной логической последовательности, взаимосвязанную и взаимоувязанную систему составляющих указанный процесс элементов, каждый из которых, являясь подсистемой более низкого порядка, представлен в виде определенной последовательности совокупности действий (деятельности) участников бюджетного процесса» [3].

Следует обратить внимание, что указанный перечень является исчерпывающим. Из приведенного списка не явствует, кто из участников бюджетного процесса относится к категории «иных».

На примере Республики Дагестан рассмотрим список участников бюджетного процесса. В него входят: глава Республики Дагестан, На-

родное Собрание, Правительство, Министерство финансов, Национальный банк Центрального банка Российской Федерации и другие кредитные организации, орган, осуществляющий казначейское исполнение республиканского бюджета, Счетная палата, орган управления Территориальным фондом обязательного медицинского страхования, распорядители бюджетных средств, администраторы доходов и источников финансирования дефицита бюджета, получатели бюджетных средств, а также иные органы, на которые законодательством возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия [2].

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что к «иным участникам» бюджетного процесса относятся: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; Центральный банк Российской Федерации; органы управления государственными внебюджетными фондами; получатели бюджетных средств.

1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.03.2022) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

2. Закон Республики Дагестан от 10.03.2015 № 18 «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Дагестан» // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

3. Абакарова Х.В. Проблемы и перспективы формирования бюджета Республики Дагестан // Междунар. науч.-исслед. журнал. 2015. № 3. С. 7-9.

1. Budget code of the Russian Federation dated July 31, 1998 № 145-FZ (as amended on March 26, 2022) // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW

2. Law of the Republic of Dagestan dated March 10, 2015 № 18 «On the budgetary process and inter-budgetary relations in the Republic of Dagestan» // http: //www.consultant.ru/ document/cons_doc_ LAW

3. Abakarova H. V. Problems and prospects of forming the budget of the Republic of Dagestan / / International research journal. 2015. № 3. Pp. 7—9.

Информация об авторе

Хизриев А.Ш. — аспирант кафедры административного, финансового и таможенного права

Information about the author

Khizriev A.Sh. — postgraduate student of the department of administrative, financial and customs law

Статья поступила в редакцию 27.05.2022; одобрена после рецензирования 08.07.2022; принята к публикации 14.07.2022.

The article was submitted 27.05.2022; approved after reviewing 08.07.2022; accepted for publication 14.07.2022.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2022

Статья 164. Участники бюджетного процесса на федеральном уровне

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ в статью 164 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

Статья 164. Участники бюджетного процесса на федеральном уровне

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 164 БК РФ

Участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются:

Президент Российской Федерации;

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

Правительство Российской Федерации;

Министерство финансов Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Центральный банк Российской Федерации;

Счетная палата Российской Федерации;

Информация об изменениях:

органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации;

главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета;

Информация об изменениях:

главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета;

главные администраторы (администраторы) доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета;

главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня (ст. 164-168) Статья 165. >>
Бюджетные полномочия Министерства финансов Российской Федерации
Содержание
Бюджетный кодекс (БК РФ)

Кто относится к участникам бюджетного процесса

БК РФ Статья 164. Участники бюджетного процесса на федеральном уровне

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 182-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются:

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Президент Российской Федерации;

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

Правительство Российской Федерации;

Министерство финансов Российской Федерации;

абзац утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

Центральный банк Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Счетная палата Российской Федерации;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 345-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета;

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета;

(абзац введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

главные администраторы (администраторы) доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета;

(абзац введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *