Унитарные предприятия как форма страхования
Перейти к содержимому

Унитарные предприятия как форма страхования

  • автор:

Унитарные предприятия как форма страхования

Унитарные предприятия на конкурентных рынках, созданные до 08.01.2020, подлежат ликвидации или реорганизации до 01.01.2025 (ст. 3 ФЗ от 27.12.2019 N 485-ФЗ).

Статья 2. Унитарное предприятие

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» в порядке, установленном Федеральным законом «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» в соответствии с Федеральным законом «О Национальном исследовательском центре «Институт имени Н.Е. Жуковского». От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» в порядке, установленном Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» в соответствии с Федеральным законом «О национальном исследовательском центре «Курчатовский институт».

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 06.11.2011 N 291-ФЗ, от 04.11.2014 N 337-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 23.11.2015 N 312-ФЗ, от 23.05.2016 N 149-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также — государственное предприятие), муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также — казенное предприятие).

3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.

5. Под федеральным унитарным предприятием, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, в целях настоящего Федерального закона понимается:

1) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

2) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

3) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, определенные отдельным решением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

(п. 5 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 267-ФЗ)

Каждое второе муниципальное унитарное предприятие нарушает федеральное законодательство о страховых взносах

Более 50% муниципальных унитарных предприятий систематически нарушают положения Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) в части своевременности и полноты уплаты страховых взносов.

Неуплата или неполная уплата муниципальными унитарными предприятиями страховых взносов приводит к:

— нарушению конституционных прав работников предприятий на пенсионное обеспечение;

— недополучению средств для выполнения программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Тверской области;

— начислению пеней, и, следовательно, к неэффективному расходованию предприятиями средств (в т.ч. выделяемых из местных бюджетов).

По состоянию на 01.04.2015 163 муниципальных унитарных предприятий имеет задолженность по страховым взносам и пеням в размере 256,7 млн. рублей, в т.ч. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 186,7 млн. рублей, страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 49,2 млн. рублей, по пеням – 20,8 млн. рублей.

Доля задолженности муниципальных унитарных предприятий составляет более 11% в общем размере задолженности.

Несмотря на принимаемые территориальными органами ПФР меры по взысканию задолженности, наблюдается тенденция к росту задолженности муниципальных унитарных предприятий. Рост задолженности указанной категории плательщиков страховых взносов составил 118,3 млн. рублей, или 85,5% по сравнению с аналогичным показателем на 01.04.2014.

Наибольшая задолженность муниципальных унитарных предприятий наблюдается в следующих муниципальных образованиях: г. Тверь (114,6 млн. рублей), Бежецкий район (19,7 млн. рублей), Бологовский район (15,2 млн. рублей), Конаковский район (13,3 млн. рублей), Осташковский район (11,9 млн. рулей), Кимрский (11,1 млн. рублей), г. Ржев (10,9 млн. рублей), Кувшиновский район (10,8 млн. рублей), Лихославльский район (8,2 млн. рублей).

Учредителями муниципальных унитарных предприятий выступают администрации муниципальных образований, которые осуществляют контроль за их деятельностью, и обязаны в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» принимать меры по восстановлению платежеспособности предприятий и погашению имеющейся задолженности.

Из общей суммы задолженности муниципальных унитарных предприятий:

— задолженность 125 действующих предприятий составляет 56,4 млн. рублей;

— задолженность 38 предприятий, находящихся в процедурах банкротства, — 200,3 млн. рублей.

Наибольшую задолженность по страховым взносам и пеням по состоянию на 01.04.2015 имеют следующие предприятия:

  1. среди действующих предприятий:

Унитарное предприятие

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена собственником правом собственности на закреплённое за ней имущество.

Такие предприятия называются унитарными предприятиями, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Типы унитарных предприятий

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

  • федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП),
  • государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ГУП);
  • муниципальное предприятие (МУП) — унитарное предприятие муниципального образования.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность – это специфическая форма организации деятельности, которая характеризуется следующими признаками:

  • создание юридического лица с помощью выделения собственником определенного имущества;
  • сохранение за учредителем права собственности на передаваемое имущество;
  • закрепление имущества за юридическим лицом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • неделимость передаваемого имущества;
  • отсутствие членства;
  • наличие единоличного органа управления.

Основные причины создания унитарных предприятий

К основным причинам, по которым создаются унитарные предприятия, необходимо отнести такие причины:

  • осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведение отдельных производств, работающих с убытком;
  • осуществление деятельности по решению целого ряда социальных задач, в том числе реализации отдельных товаров, работ и услуг по минимальным ценам;
  • необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена.

Цель деятельности унитарных предприятий

Так как в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.

Кроме этого целью деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК РФ).

Учредительные документы унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия являются:

  • решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
  • решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
  • устав.

Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.

Устав унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия считается устав организации, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом.

Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, характерных для каждого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, а также о величине уставного фонда организации.

Уставный фонд государственного унитарного предприятия

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть равен не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.

Имущество унитарного предприятия

К способам использования имущества унитарного предприятия относятся использование имущества на праве:

  • хозяйственного ведения;
  • оперативного управления.

При способе хозяйственного ведения унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться закрепленным за ним имуществом , производимой продукцией и доходами от реализации товаров, работ или услуг самостоятельно, учитывая установленные законодательством действующие ограничения.

При способе оперативного управления унитарное предприятие (казенное предприятие) имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом, выпускаемой продукцией и доходом от реализации товаров, работ или услуг только на основании согласия собственника.

Источники формирования имущества унитарного предприятия

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

  • имущество, которое передается предприятию на основании решения собственника для оплаты уставного фонда;
  • другое имущество, которое передается предприятию по решению собственника;
  • прибыль, которая была получена при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия;
  • полученные кредитные и заемные средства;
  • начисленные суммы амортизационных отчислений;
  • осуществленные предприятием капитальные вложения;
  • полученные дотации из бюджета;
  • дивиденды (доходы), подлежащие уплате хозяйственными обществами и товариществами, в уставных капиталах которых есть доля предприятие;
  • добровольные взносы и пожертвования от организаций и граждан;
  • иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе, например доход от операций сдачи имущества в аренду.
  • Хозяйственное ведение
  • Дочернее хозяйственное общество
  • Государственное унитарное предприятие (ГУП)
  • Муниципальное унитарное предприятие (МУП)

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

. собственник имущества казенного предприятия (унитарного предприятия, основанного на праве оперативного . Итак, законодательством собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного . делать унитарному предприятию при несогласии с изъятием? Если унитарное предприятие не . принципа специальной (целевой) правоспособности унитарных предприятий. См., например, Постановление . дохода. * * * Собственник унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения .

. ним и его собственником. Унитарные предприятия создаются государственными и муниципальными . «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества государственного или . Довольно распространена ситуация, когда унитарное предприятие получает субсидию из бюджета. . , в соответствии с которым унитарное предприятие перечисляет собственнику прибыль, обычно . находящегося в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий муниципального образования. Суд пришел .

. бухучету имущество? Казенное учреждение передает унитарному предприятию по распоряжению Департамента городского имущества . передачи государственного или муниципального имущества унитарному предприятию ); 2) увеличение целевого финансирования некоммерческой . прочие резервы. Государственные и муниципальные унитарные предприятия вместо уставного (складочного) капитала учитывают . транспортные средства переданы казенным учреждением унитарному предприятию по распоряжению собственника имущества или .

. . Муниципальная гарантия предоставлена администрацией (гарантом) унитарному предприятию (принципалу) без права регрессного требования . . Муниципальная гарантия предоставлена администрацией (гарантом) унитарному предприятию (принципалу) без права регрессного требования . , уставных фондах государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе предоставлением бюджетных . денежных средств ), которое безвозмездно получено унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия .

. С 01.01.2022 для унитарных предприятий названных регионов вновь произошли большие . С 01.01.2022 для унитарных предприятий названных регионов вновь произошли большие . государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Эта норма теперь предусматривает, что унитарное предприятие по окончании . на прибыль. Это касается и унитарных предприятий, которым не запрещено становиться участниками . видам имущества, которыми могут владеть унитарные предприятия: административно-деловые центры, торговые центры .

. госвласти и местного самоуправления (учреждение, унитарное предприятие) В пункте 2 ст. 146 . муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (пп. 5). Предположим, что вышеперечисленные . местного самоуправления, муниципальному учреждению, муниципальному унитарному предприятию) результатов работ, в том числе . средств при их безвозмездной передаче унитарному предприятию (Определение ВС РФ от 21 .

. исключения налогоплательщиком — государственным (муниципальным) унитарным предприятием из состава амортизируемого имущества — . капитал. Имущество государственного (муниципального) унитарного предприятия находится в государственной (муниципальной) . имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление . муниципальными) учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных .

. определении имущества, не подлежащего амортизации унитарным предприятием. Как разъяснено оспариваемое законоположение? Конституционный . определении имущества, не подлежащего амортизации унитарным предприятием. Как разъяснено оспариваемое законоположение? Привлечение . праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием «Топливно-энергетический комплекс» (далее – . как нарушающее конституционные права налогоплательщиков – унитарных предприятий, поскольку, будучи принятым в рамках .

. оперативного управления. Порядок ликвидации унитарного предприятия определяется Гражданским кодексом, Федеральным . принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает . полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени . ему имуществом. Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества . не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия .

. 2019 года работала в муниципальном унитарном предприятии городского округа Щелково «Загорянская . шли споры, в которых муниципальное унитарное предприятие городского округа Щелково «Загорянская . других граждан — бывших работников муниципального унитарного предприятия городского округа Щелково «Загорянская . юридического лица (в том числе унитарного предприятия). Нельзя не согласиться, что работник .

. позволяет однозначно определить возможность начисления унитарным предприятием амортизации имущества, полученного им . исключения налогоплательщиком — государственным (муниципальным) унитарным предприятием из состава амортизируемого имущества — для . для целей пополнения имущества унитарного предприятия и только в той . были использованы средства самого унитарного предприятия. Налог на имущество Определение . — притом что в отношении унитарных предприятий такое ограничение правоприменительной практикой не .

. позволяет однозначно определить возможность начисления унитарным предприятием амортизации имущества, полученного им . исключения налогоплательщиком — государственным (муниципальным) унитарным предприятием из состава амортизируемого имущества — для . для целей пополнения имущества унитарного предприятия и только в той . были использованы средства самого унитарного предприятия. Налог на имущество Определение . — притом что в отношении унитарных предприятий такое ограничение правоприменительной практикой не .

. подход — притом что в отношении унитарных предприятий такое ограничение правоприменительной практикой не . позволяющий применить предусмотренную им льготу унитарному предприятию в случае передачи в его . объекты аэропортовой инфраструктуры. При этом унитарное предприятие лишь наделяется ограниченным вещным правом . «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Таким образом, оспариваемое положение .

. ;О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество государственного унитарного предприятия принадлежит на праве . аудируемого лица, закрепленные за государственными унитарными предприятиями, а также бюджетными и автономными .

. уплаты налогов и страховых взносов унитарными предприятиями, получившими статус участника СЭЗ согласно . уплаты налогов и страховых взносов унитарными предприятиями, получившими статус участника СЭЗ согласно . . 26 ст. 381 НК РФ унитарные предприятия, получившие статус участника СЭЗ, освобождаются .

Статья 34. Страхование муниципального имущества

1. Муниципальное имущество, находящееся в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений, а также переданное по договорам аренды, безвозмездного пользования подлежит страхованию.

2. Страхователем муниципального имущества муниципального образования (далее — Страхователь) является лицо, владеющее муниципальным имуществом на вещном праве.

3. Выгодоприобретателем по договорам страхования муниципального имущества муниципального образования является:

1) по договору страхования муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципального унитарного предприятия муниципального

образования, — муниципальное унитарное предприятие или иная организация на основании решения администрации.

2) по договорам страхования муниципального имущества муниципального образования, находящегося в оперативном управлении муниципального учреждения муниципального образования, — муниципальное учреждение.

4. Не подлежит страхованию имущество в виде зданий, сооружений, нежилых помещений, требующее капитального ремонта либо находящееся в аварийном состоянии или подлежащее сносу.

5. Страхование муниципального имущества производится на случай его повреждения или уничтожения в результате пожаров, взрывов и стихийных бедствий, а также повреждения водой (в том числе из отопительных, водопроводных и канализационных систем). Для конкретных объектов могут быть предусмотрены особые условия страхования (страховые случаи).

6. Страхование осуществляется Страхователем за счет средств арендатора (пользователя) муниципального имущества путем перечисления последним сумм страхового взноса на счет Страхователя.

7. Размер страхового взноса по договору страхования определяется в зависимости от вида страхуемого имущества, страховой суммы, срока страхования, степени риска и тарифной ставки.

8. Вступление в силу договора страхования оформляется в виде страхового полиса, составляемого по установленной форме в трех экземплярах: по одному для страховщика, страхователя и пользователя имущества.

9. Страховой полис выдается страхователю и пользователю имущества после уплаты страхового взноса.

10. Если Страхователь утратил право собственности на застрахованное имущество (в результате приватизации, передачи имущества в государственную областную или федеральную собственность, исполнения обязательств по договорам залога и т.д.), действие договора страхования прекращается, а имущество считается застрахованным только до момента утверждения актов приемки-передачи.

11. Страховщик, принявший обязательства в объемах, превышающих возможности их исполнения за счет собственных средств и страховых резервов, обязан при согласовании со Страхователем застраховать у перестраховщиков риск исполнения соответствующих обязательств. Перестраховочный договор при этом в обязательном порядке предоставляется Страхователю.

12. Страховщик, заключивший с перестраховщиком договор о перестраховании, остается ответственным перед страхователем в полном объеме в соответствии с договором страхования

Защита нрава муниципальной собственности Приложение >>
N 1. Заявка на предоставление в аренду объекта муниципального нежилого фонда муниципального образования город Алексин Алексинского.
Содержание
Решение Собрания депутатов муниципального образования город Алексин Алексинского района Тульской области от 11 марта 2011.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *