2 лепты сколько это в рублях
Перейти к содержимому

2 лепты сколько это в рублях

  • автор:

Две лепты вдовицы

Однажды Христос наблюдал в Иерусалимском храме, как верующие кладут деньги в церковную копилку. Это происходило за несколько дней до Пасхи, и в Иерусалим тогда по обычаю съехалось огромное количество паломников. Среди них было немало богатых людей, которые важно подходили и щедро жертвовали на храм большие суммы. Но, конечно, еще больше там было людей бедных, которые тоже жертвовали, что могли, на храм. И вот одна совсем бедная вдова подошла и опустила в кружку две лепты. Лептой называлась мелкая монета, две лепты в пересчете на современные деньги — это около десяти рублей, приблизительно столько, сколько стоит батон хлеба. Конечно, по сравнению с пожертвованиями богачей две лепты были по человеческому рассуждению очень малой суммой. Но, как известно, один суд человеческий, и совсем другой суд Божий. Вот и в этом случае он оказался другим: жертва бедной вдовы, ее две лепты, была признана Христом большей, чем все крупные жертвы богатых людей. «Истинно говорю вам, — сказал Христос, — что эта бедная вдова больше всех положила…»

Почему же так судил Господь? Чтобы это понять, постараемся глубже вдуматься в немногие и сдержанные строки Евангелия. И прежде всего вспомним, что вдова, то есть одинокая женщина, была в те давние времена существом самым бедным и убогим. Часто вдовы не имели никакого имущества, никаких средств к существованию и жили подаянием. И вот такая убогая вдова положила на украшение храма к празднику все свои наличные деньги — две лепты, на которые обычно она покупала хлебную лепешку для дневного пропитания. Себе же на этот самый великий праздник она не оставила ничего.

Разве уже один этот штрих не говорит о многом? Кто из нас был бы способен отдать все деньги накануне Пасхи, не оставив себе ни копейки, даже для праздничного стола? Остаться на Пасху голодным? Вероятно, весьма немногие были бы на это способны. Поступать так — есть признак высокой души. Это означает, что человек доверяет Богу и полностью предает себя в Его волю. В житии московского старца, святого Алексия Мечева, рассказывается похожий случай, как он однажды, буквально накануне Рождества Христова, отдал нуждающейся женщине все свои наличные деньги, на которые собирался купить еду для семейного праздничного стола. И вот отец Алексий вернулся домой, не зная, как они будут встречать Рождество и что он скажет супруге и детям. Святой Алексий поступил так потому, что он имел полное доверие Богу, имел твердую надежду, что Господь его не оставит. И Господь действительно не посрамил его веры, послав неожиданно для всех средства для праздника.

Вот и Евангельская вдовица — она также имела надежду на Бога и верила, что Господь ее не оставит. Она отдала себя полностью на волю Божию, все упование свое возложила на Бога. Вот почему в очах Божиих две лепты оказались несравненно дороже, чем, может быть, два миллиона, пожертвованных каким-нибудь богачом.

39.О вдовиной лепте

«И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё. – Мф.

1 Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу;

2 увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты,

3 и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила;

4 ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание своё, какое имела. Лк.

Комментарий

Ле?пта вдови?цы – выражение, означающее: жертва количественно малая, но большая по своей духовной (внутренней) ценности. Возникло из Библии: в рассказе о пожертвованиях в сокровищницу Иерусалиского храма щедрые взносы богатых, жертвоваших от избытка, противопоставлены скромному приношению бедной вдовы, пожертвовавшей всё, что она имела – две лепты.

Вдовицы бедный лепт и дань сибирских руд

Равно священны пред тобою.

– А. С. Пушкин, Н. С. Мордовину

Однажды Христос наблюдал в Иерусалимском храме, как верующие кладут деньги в церковную копилку. Это происходило за несколько дней до Пасхи, и в Иерусалим тогда по обычаю съехалось огромное количество паломников. Среди них было немало богатых людей, которые важно подходили и щедро жертвовали на храм большие суммы. Но, конечно, еще больше там было людей бедных, которые тоже жертвовали, что могли, на храм.

И вот одна совсем бедная вдова подошла и опустила в кружку две лепты. Лептой называлась мелкая монета, две лепты в пересчете на современные деньги – это около ста рублей, приблизительно столько, сколько стоит два батона хлеба. Конечно, по сравнению с пожертвованиями богачей две лепты были по человеческому рассуждению очень малой суммой.

Но, как известно, один суд человеческий, и совсем другой суд Бога. Вот и в этом случае он оказался другим: жертва бедной вдовы, ее две лепты, была признана Христом большей, чем все крупные жертвы богатых людей.

«Истинно говорю вам, – сказал Христос, – что эта бедная вдова больше всех положила…»

Почему же так судил Христос? Чтобы это понять, постараемся глубже вдуматься в немногие и сдержанные строки Евангелия. И прежде всего вспомним, что вдова, то есть одинокая женщина, была в те давние времена существом самым бедным и убогим. Часто вдовы не имели никакого имущества, никаких средств к существованию и жили подаянием. И вот такая убогая вдова положила на украшение храма к празднику все свои наличные деньги – две лепты, на которые обычно она покупала хлебную лепешку для дневного пропитания. Себе же на этот самый великий праздник она не оставила ничего.

Разве уже один этот штрих не говорит о многом? Кто из нас был бы способен отдать все деньги накануне Пасхи, не оставив себе ни копейки, даже для праздничного стола? Остаться на Пасху голодным? Вероятно, весьма немногие были бы на это способны. Поступать так – есть признак высокой души.

Вот и Евангельская вдовица – она также имела надежду на Бога и верила, что Он ее не оставит. Вот почему в глазах Христа две лепты оказались несравненно дороже, чем, может быть, два миллиона, пожертвованных каким-нибудь богачом.

Лепта – самая мелкая монетка времен Христа. На такую монетку можно было выторговать гранат, маленькую веточку винограда. Едва ли продали бы что-то большее. Монетки всегда были неровными – их отливали и отламывали небрежно. От того, что такую мелочь не берегли, и она, бренча в кошельках, терлась о другие монетки, лепты сильно стирались. Признак подлинной лепты – нечеткое, почти стертое, изображение.

Монетка крошечная, меньше нашей копейки. В 100 руб. на сегодняшние деньги.

Лепта, это много или мало?

«При рожденье, Всевышний, на чашу весов

Отсчитает немало талантов из злата,

Даст скрижалей в дорогу, немного азов

В этот мир, ты приходишь безумно богатым.

Разменяв все таланты на блеск серебра

Мы дидрахмами сорим, о расплате забыв

А на сдачу, берем только драхмы добра

Редко просим прощения, в сердцах нагрубив.

А на чаше убавится мин и статир,

Тетрадрахмы редеют, как меж пальцев песок,

Лишь когда замаячит с косою кассир,

Теребить слишком поздно серебристый висок.

Возвращаясь, обычно в начало пути,

В путь последний, две лепты, сожми в кулаке

Ты паромщику молча проезд, оплати

С покаянием вернешься к Нему, налегке».

Комментарий II

В Библии мы имеем два диаметрально противоположных примера: Иуда, с тридцатью серебряниками и вдова, с двумя лептами. В обоих случаях говорится о деньгах. Иуда был зависим от денег. Он пытался устроиться в этом мире и поступал по логике и опыту мира. Именно так он и получил своё «начертание».

Вдова же не зависела от денег. Как это проявилось? Она пожертвовала Богу «две лепты». Много ли это или мало? Давайте посмотрим на библейский текст: «Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела». (Лука).

Нас интересует слово «пропитание». В греческом подстрочнике мы находим здесь слово «бион» (от «био») означающее: жизнь, средство к жизни, пропитание, имение, достаток, образ жизни.

Вы обратили внимание, что она положила в сокровищницу? Весь свой достаток, всё своё имение и всю свою жизнь! Вот, как она получила одобрение Бога и Его печать. Вдова, отдав «жизнь», посвятила всё, что у неё было без остатка Богу. Готовы ли мы последовать такому примеру?

Бедная вдова отдала всю свою «жизнь» – это было «две лепты».

Сколько стоит твоя жизнь?

Сколько сегодня стоит лепта вдовы?

Помните Евангельский рассказ: Сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, [Иисус] сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое (Мк. 12: 41-44)
Знаете, сколько сегодня стоит подлинная монетка лепта времен Христа? Такая лепта, которую положила женщина в копилку Иерусалимского Храма?
Мне это было чрезвычайно интересно и самому.

И вот, гуляя по Иерусалиму, я нашел ответ на этот вопрос. Но, по порядку.

7. 0.JPG

На Святой Земле масса магазинчиков с самыми разнообразными товарами. Бойся посмотреть в их сторону, не то к тебе кинутся продавцы и попытаются затащить в свою лавку. Впрочем, даже если не смотреть в их сторону, все равно попытаются.

7. 1.JPG

Есть и антикварные лавки. Там представлены различные вещицы, найденные в археологических раскопках. Сами понимаете, находок в этих местах просто море. Предполагаю, что какие-то являются подделками, однако сертификаты подлинности, подтвержденные археологическими организациями, да даже сама цена убеждают, как кажется, в их подлинности. При многих магазинчиках в определенные часы принимают сертифицированные эксперты и дают консультацию по вопросам подлинности приглянувшегося вам предмета. Думается, что интересующиеся подобными товарами – также люди не с улицы, поэтому могут по каким-то признакам определить, подлинная вещица или нет. Какой резон рисковать магазину репутацией, если это серьезное заведение?
В одном месте я приценивался к глиняной простенькой лампадке 2-го века. Это простая плошка, но с сертификатами и сопроводительными документами. Ее цена была 700 долларов. Я пытался сбить цену и торговался. Но продавец скинул до 550 долларов – и не меньше. Объясняет: «Какой мне смысл продавать дешевле, если я сам за 350 купил у копателей?»
Так что по вопросу подлинности у меня четкого ответа нет.

7. 3аа.jpg

Увидев нумизматическую лавку, я поспешил зайти. Здесь представлены почти все монеты времен Христа. Ищу и нахожу лепту. Беру в руку эту крошечную монетку, времен Спасителя, осматриваю. По всем признакам – самая настоящая.
– Сколько стоит?
– Двести сорок долларов.
Спрашиваю, можно ли сфотографировать, чтобы показать ее размер в сравнении с другими, знакомыми нам монетами? Продавец кивает.

7. 4.JPG

Ищу в кармане русскую мелочь, но карманы пусты. Бросаюсь на улицу и высматриваю русского туриста. Через несколько секунд вижу пару женщин, разговаривающих по-русски. Подхожу к ним: «Простите, вы не можете дать мне пару русских металлических монет?»
Смотрят на меня, как на идиота. Странный попрошайка. Просил бы доллар, а то русские монеты, на которые ничего не купишь.
Объясняю: «Мне на минуту».
Они колеблются. Убежать от такого странного попрошайки? С другой стороны, пара русских монет – не такой уж страшный удар по кошельку. Дают. Напоминают: «На минуту».
Улыбаюсь, чтобы разрядить обстановку.

Итак. Перед вами – лепта, самая мелкая монетка времен Христа. На такую монетку можно было выторговать гранат, маленькую веточку винограда. Едва ли продали бы что-то большее.
Монетки всегда были неровными – их отливали и отламывали небрежно. От того, что такую мелочь не берегли и она, бренча в кошельках, терлась о другие монетки, лепты сильно стирались. Признак подлинной лепты – нечеткое, почти стертое, изображение.

Монетка крошечная, меньше нашей копейки. Впрочем, по фотографии и так видно.

7. 5.JPG

Эту фотографию я сделал во Францисканском археологическом музее Иерусалима. Перед нами – форма для отливки лепты с монетками. 1-й век нашей эры, то есть время Христа.

7. 7.JPG

Рядом в этом музее – витрина с другими монетами. Все они интересны, но говорить об этом мы не будем. Обратите внимание на уникальный прямоугольный слиток – мину.

7. 8.jpg

Если вам это слово ни о чем не говорит, напомню фрагмент из 19-й главы Евангелия от Луки:
Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие. Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами. И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел. Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин. И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов. Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин. Сказал и этому: и ты будь над пятью городами. Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял. [Господин] сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью? И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин. И сказали ему: господин! у него есть десять мин. Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною. Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.

7. 10аа.jpg

В магазине Русской Духовной миссии (у порога Судных врат) есть вот такие эксклюзивные украшения, сделанные из настоящих древних вещиц. Представляете, сережки с монетками лепта.

Кстати, еще про нынешнюю стоимость древних монет. Серебряная монета динарий времен Христа стоит 700 долларов.

Две лепты вдовицы

*

*

Поделиться

****

Лепта вдовы Тиссо

Лепта вдовы. Джеймс Тиссо

Всем известно выражение «внести свою лепту». Но многие ли догадываются о том, что своим происхождением эта крылатая фраза обязана евангельскому рассказу о вдове, которая положила в сокровищницу храма две лепты, равные одному кодранту? Что это были за деньги, как они выглядели, много ли можно было купить на них? Сохранилась ли хоть одна лепта до наших дней?

При раскопках, которые проводились на территории Иерусалима на протяжении последних полутора веков, было обнаружено немало монет времен Второго Иерусалимского храма – периода,охватывающего и евангельские события. Древние платежные единицы составили обширную коллекцию, которая хранится в нумизматическом отделе Израильского управления древностей. По свидетельству начальника этого департамента, доктора исторических наук Дональда Ариэля, есть в этом собрании и деньги, упомянутые в Евангелии, как лепты вдовицы.

Лепта – от греческого слова «лептон», что означает «без кожуры». Так назывались чрезвычайно мелкие бронзовые монеты — они были тонкие, как лепестки, и потому имели неправильную форму. Из-за низкого качества материала и чеканки изображение на этих деньгах получалось стертое, однако, читаемое. С лицевой стороны отображались имена правителей, а с обратной – различные символы. Например, колесо, рог изобилия, звезда, якорь, цветок, плод граната.

Наряду с лептой в хождении была аналогичная деньга достоинством в две лепты – ее называли прута. Между собой эти монеты полностью идентичны, прута лишь чуть крупнее и тяжелее, ее вес должен был соответствовать половине одного ячменного зерна.

На две лепты в первом веке можно было купить небольшой кусок хлеба, ветку винограда или несколько смокв. Сильный мужчина мог заработать такую сумму за час. А вдова, которая по еврейским законам не наследовала имущество мужа, а оказывалась на содержании родственников, получивших от него наследство, зачастую оказывалась в положении, когда продукты, купленные на пруту, составляли весь ее дневной рацион.

Но что именно было изображено на той самой лепте, что положила в сокровищницу вдова из евангельского рассказа? И по какой причине апостол Марк счел необходимым подчеркнуть, что две лепты составляют кодрант? Рассказывает начальник департамента нумизматики Израильского управления древностей Дональд Ариэль.

История еврейских монет ведет свое начало с правления династии Хасмонеев, то есть со сто тридцать пятого года до Рождества Христова. Восстав против господства эллинов, подчинивших Иудею своей империи Селевкидов, в числе прочих свобод Хасмонеи добились права чеканить монеты с клеймом иудейского царя. Однако, эллинистическое влияние все же оставалось сильным, поэтому еврейские надписи на монетах дублировались еще и на греческом языке.

Согласно археологическим исследованиям, в первой половине второго века в хождении в Иудее были в основном лепты и пруты, отпечатанные во время правления царя из династии хасмонеев Александра Янная, называемого соотечественниками Йохонатаном. На лицевой стороне этих монет различима восьмиконечная звезда, а между ее лучами – еврейская надпись «царь Йехонатан», а на реверсе – якорь и надпись на греческом языке «царь Александр».

Хасмонеи сыграли в истории Иудеи неоднозначную роль. Избавившись от одного захватчика — эллинов, они подвергли страну новой оккупации. Сыновья Александра Янная, Гиркан и Аристобул, не поделив престол, обратились к помощи римлян. В результате эта помощь обернулась тем, что Иудея потеряла независимость и надолго стала Римской провинцией. Такое положение государства сказалось и на его валютной системе. Иудейские пруты и лепты обесценились на фоне греческих и римских денег. Недаром и евангелист, упоминая лепты, приводит эквивалент в более твердой римской валюте – кодрантах.

Евангельская вдовица положила в сокровищницу храма две лепты – тонкие бронзовые монеты с неровными краями и стертым рисунком. Были это собственно лепты, или одна прута – не столь уж и важно. Так или иначе, внешний вид этих денег был жалок, а покупательная способность ничтожна. Однако, Иисус Христос оценил эту жертву выше всех богатых вкладов, сделанных от избытка имения. Бедная женщина отдала Богу все, что имела, одновременно вверив ему саму свою жизнь – и этот дар оказался драгоценней любых сокровищ мира.

Другие программы

«Во всех делах требуется человеку помощь Божия, а потому всегда и во всем необходима усердная молитва»

*

Поделиться

****

В конце 19 века в монастыре Оптина пустынь старец Амвросий Оптинский принимал в день тридцать, а иногда сорок человек. Люди шли и ехали за помощью к опытному духовному наставнику со всех уголков страны. Старец никого не оставлял без внимания. Но чтобы люди не пребывали в беспечности и не возлагали всю свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, старец повторял обычную народную поговорку: «Боже-то поможИ, да и сам мужик не лежи». Однажды духовная дочь спросила отца Амвросия: «Батюшка! Через кого же нам просить Бога о помощи, как не через вас?». Старец в ответ напомнил ей случай из Евангелия, как двенадцать апостолов просили Спасителя за жену хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить — упросила. Старец Амвросий Оптинский, прославленный Церковью как преподобный, наставлял так:

«Во всех делах требуется человеку помощь Божия, а потому всегда и во всем необходима усердная молитва».

Все выпуски программы Слова Святых

  • «Во всех делах требуется человеку помощь Божия, а потому всегда и во всем необходима усердная молитва»
  • «Не забывайте, что вполне удачная деятельность зависит главным образом от Бога»
  • «Это, брат, всё придёт в своё время, — всё дадут; добрых дел никто не даст»

Читать полностью
Другие программы

Ольга Александрова-Гейнс

*

Поделиться

****

Ольга Александрова-Гейнс вошла в историю Казани как женщина, смысл жизни которой заключался в благотворительности. Ольга Сергеевна могла бы жить в своё удовольствие — средства позволяли, но она не умела проходить мимо тех, кто молил о помощи.

Ольга родилась в семье городского головы в 1792-ом году. Сергей Александров был известным благотворителем — пожертвовал на нужды казанцев два миллиона рублей. После смерти отца и старшего брата Ольге достался солидный капитал — Александровы торговали чаем и владели кожевенным заводом. Но продолжать семейный бизнес Ольга не захотела. Как не захотела жить только для себя. Она была готова отдать людям всё, что имеет, а потому вложила состояние в доходные бумаги и посвятила себя благотворительности.

Александрова-Гейнс — двойная фамилия появилась у Ольги Сергеевны после замужества — заботилась о девочках Александринского приюта. Почти каждый день приезжала к ним, проверяла, как содержится заведение, не обижают ли воспитанниц. Обставила приют уютной мебелью, утеплила здание. Она знала о проблемах и желаниях каждой девочки, — а их было 115 — и относилась к ним с материнской нежностью. Покупала наряды, по праздникам привозила подарки. Ольга Сергеевна понимала, как важно барышням по выходе из приюта, владеть какой-нибудь профессией, и наняла учительниц кройки, шитья и кружевоплетения, жалование которым платила из своего кармана.

В 1889-ом году благотворительница ассигновала 40 000 рублей на возведение нового здания для приюта. И в том же году решила открыть в Казани больницу для бедных и больницу для детей. Финансирование строительства Александрова-Гейнс взяла на себя. Клиники обошлись ей в сто тысяч рублей. Деньги по тем временам немалые, но радости Ольга Сергеевны не было предела — ведь она сумела помочь стольким людям.

Александрова-Гейнс была почётной попечительницей Ксенинской женской гимназии. Со временем её здание обветшало и благотворительница пожертвовала 50 000 рублей на постройку нового. А когда в Казани решили открыть музей, перечислила ему целое состояние — полмиллиона и отдала под учреждение одно из самых красивых городских зданий — Александровский пассаж. Эти торговые ряды за миллион рублей построил ещё брат Ольги Сергеевны. Она без сожаления рассталась со своей недвижимостью ради общего блага. Но власти не стали делать музей из Пассажа. Магазин продолжал работать в обычном режиме, а вот все доходы от продаж шли на содержание музея.

Узнав о том, что казанскому епархиальному училищу нужны средства для строительства домовой церкви Александрова-Гейнс первой откликнулась на просьбу о помощи. На свои деньги Ольга Сергеевна построила училище для девиц духовного сословия. Институт благородных девиц постоянно получал от неё средства и мусульманское благотворительное общество обращалось к ней в трудные минуты.

Уходящий 19-ый век Ольга Сергеевна проводила ещё одним деянием — открыла богадельню имени своего отца. Последним жестом доброй воли благотворительницы стала продажа ею в 1916-ом году коллекции картин из личного собрания. Среди полотен был и портрет самой дарительницы кисти Репина. Вырученные средства Ольга Сеергевна истратила на нужды гимназистов.

Революция отобрала у неё всё. Не оставила даже жилья — из собственного дома Александрову-Гейнс выгнали. Она скиталась по улицам до тех пор, пока её не приютил один из тех, кого она когда-то вызволила из беды. В 1927-ом году Ольга Сергеевна скончалась. Похоронили её на кладбище Зилантова женского монастыря. Новые власти дали на это разрешение. Даже они были впечатлены размахом благотворительной деятельности Александровой-Гейнс, доброта и милосердие которой не знали границ.

Все выпуски программы Имена милосердия

  • Ольга Александрова-Гейнс
  • Пол Ньюман
  • Преподобная Мелания Римская и её супруг Апиниан

Читать полностью
Другие программы

Виктор Павлов и Татьяна Говорова

*

Поделиться

****

Фото: Gil Ribeiro / Unsplash

«Горлица моя» — так ласково называл свою супругу Татьяну Говорову знаменитый актёр театра и кино, народный артист России Виктор Павлов. За долгие 40 лет брака они почти не расставались. Вместе бывали дома, вместе играли на сцене, вместе проводили отпуск. Друзья и коллеги звали их неразлучниками.

Виктор и Татьяна встретились в Московском драматическом театре имени Ермоловой. Молодой артист только что поступил в труппу. Но в актёрской среде о нём уже ходили легенды. Из уст в уста передавалась история о том, как на вступительном экзамене в Щепкинское театральное училище Павлов. истово перекрестился прямо перед приёмной комиссией. Это было необычайно смело — ведь шёл 1959 год — разгар хрущёвской антирелигиозной кампании. Так что, когда актёрам театра Ермоловой на репетиции новой постановки представили Павлова, они ожидали увидеть бравого молодца. А вместо этого перед ними предстал тихий, застенчивый паренёк. От волнения он то краснел, то бледнел. Молодая актриса Татьяна Говорова прыснула в ладони и шепнула на ухо коллеге: «Да как же он на сцене-то будет играть?» Но вот Виктор начал читать свой текст. И куда-то исчез стеснительный юноша. Актёры замерли. А Татьяна, не в силах отвести от Павлова восхищённых глаз, тихо сказала: «У этого парня есть душа. »

Вечером актёры расходились по домам. Шёл проливной дождь. На крыльце театра Татьяна столкнулась с Виктором. У молодого человека не было зонтика, и он стоял в нерешительности, глядя на глубокие лужи. Девушка предложила Павлову место под своим зонтом. Они пошли к метро вместе и, хотя были едва знакомы, разговаривали, словно старые друзья.

С того самого момента Татьяна Говорова всё чаще стала ловить себя на том, что думает о Викторе. За внимание молодой, симпатичной девушки боролось немало молодых людей. Но Павлова, увы, среди них не было. По крайней мере, так ей казалось. И вот, однажды, когда актёры сидели в гостях у коллеги, в разгар веселья Виктор взял в руки гитару и запел старинный романс. Во время исполнения он то и дело поглядывал на Татьяну. А когда закончил петь, подошёл и поправил подушечку у неё за спиной. «Мне показалось, вам неудобно сидеть», — сказал смущённо. И Татьяна поняла, что влюблена — окончательно и бесповоротно. «Я словно увидела его душу, такую ранимую, добрую», — вспоминала она позже об этом эпизоде.

А потом Виктор признался ей в любви. Это было в Кисловодске, во время гастролей. Но предложение руки и сердца последовало только через год. Такая нерешительность объяснилась прямо перед дверями ЗАГСа. Жених усадил невесту на скамейку и, краснея, признался, что боится не оправдать её надежд. У него нет своего жилья, нет больших заработков. Но Татьяну не пугала бытовая неустроенность.

Семейному счастью не смогла помешать ни теснота коммуналки, где первое время жили новобрачные. Ни бедность, когда не на что было купить зимнюю одежду. У супругов была самая большая драгоценность — любовь. А в 1967 году счастья в семье стало ещё больше: у Виктора и Татьяны родилась дочь Александра. В то время карьера Павлова стремительно пошла в гору. Он снялся в комедии «Операция Ы», в картинах «Майор Вихрь», «Адъютант его превосходительства», «Место встречи изменить нельзя». Виктора приглашали работать к себе самые маститые режиссёры, но на первом месте у него всегда оставалась семья. Павлов всё время был в хлопотах: свозить на юг «своих девчонок» — так он называл жену и дочку. Закупить продуктов. Сделать ремонт. Однако и в быту Татьяна и Виктор не растеряли той любви, которая зажглась когда-то в их сердцах. Татьяна Говорова однажды поделилась трогательным воспоминанием о том, как в будничной суете порой вдруг останавливалась глазами на лице мужа, смотрела на него, и влюблялась ещё сильнее. А супруг признавался ей, что с ним происходит то же самое.

  • Виктор Павлов и Татьяна Говорова
  • Вера Мухина и Алексей Замков
  • Священномученик Владимир и его дочь Лидия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *