Что такое особая экономическая зона
Перейти к содержимому

Что такое особая экономическая зона

  • автор:

Что такое особая экономическая зона

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) особая экономическая зона — часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны;

2) управляющая компания — хозяйственное общество, которое заключило с Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительным органом муниципального образования или исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований соглашение о создании особой экономической зоны и об управлении особой экономической зоной и которое соответствует следующим требованиям:

а) на момент заключения указанного соглашения:

хозяйственное общество не должно иметь неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

хозяйственное общество не должно иметь просроченной задолженности перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

хозяйственное общество не должно находиться в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования) или ликвидации, также в отношении его не должна быть введена процедура банкротства;

в отношении хозяйственного общества уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти самостоятельно или по предложению высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации принято решение о привлечении хозяйственного общества к управлению особой экономической зоной. Порядок и критерии, в соответствии с которыми принимается такое решение, устанавливаются указанным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

б) в течение срока действия указанного соглашения:

хозяйственное общество должно являться юридическим лицом, которое зарегистрировано на территории Российской Федерации и отвечает следующим признакам:

в распоряжении иностранного инвестора находится не более двадцати пяти процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества;

иностранный инвестор не имеет возможности определять решения, принимаемые хозяйственным обществом, в том числе определять условия осуществления хозяйственным обществом предпринимательской деятельности;

иностранный инвестор не наделен правом назначать единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального исполнительного органа либо избирать более пятидесяти процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления хозяйственного общества;

хозяйственное общество не должно находиться в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования) или ликвидации, также в отношении его не должна быть введена процедура банкротства;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 04.08.2023 N 448-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) кластер — совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством Российской Федерации и управление которой осуществляется одной управляющей компанией;

4) объекты инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны — здания, сооружения и иные объекты, созданные и (или) реконструированные и (или) создаваемые и (или) реконструируемые на территории особой экономической зоны или на прилегающей к особой экономической зоне территории за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников, в том числе средств управляющей компании, включенные в предусмотренный частью 9 статьи 6 настоящего Федерального закона перечень объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны и обеспечивающие функционирование особой экономической зоны. Объекты инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны могут располагаться за пределами территории особой экономической зоны и прилегающей к особой экономической зоне территории при условии технологической связанности таких объектов с объектами, созданными и (или) реконструированными и (или) создаваемыми и (или) реконструируемыми на территории особой экономической зоны и прилегающей к особой экономической зоне территории;

(п. 4 введен Федеральным законом от 04.08.2023 N 448-ФЗ)

Прилегающие к ОЭЗ территории, установленные до 01.09.2023, могут не иметь общих границ с такими ОЭЗ (ФЗ от 04.08.2023 N 448-ФЗ).

5) прилегающая к особой экономической зоне территория — земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, земель населенных пунктов и имеющие общие границы с земельными участками, расположенными на территории особой экономической зоны (общей площадью не более чем сорок квадратных километров — в отношении промышленно-производственных особых экономических зон и туристско-рекреационных особых экономических зон, не более чем четыре квадратных километра — в отношении технико-внедренческих особых экономических зон и не более чем пятьдесят квадратных километров — в отношении портовых особых экономических зон);

(п. 5 введен Федеральным законом от 04.08.2023 N 448-ФЗ)

6) договор о совместном производстве продукции — договор, заключенный между юридическими лицами, либо между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, либо между индивидуальными предпринимателями, предусматривающий обязательства участников такого договора по отгрузке товаров собственного производства, сырья, материалов и комплектующих, которые используются участниками такого договора при производстве критических комплектующих изделий, необходимых для отраслей промышленности, перечень которых определен межведомственной комиссией по вопросам развития производства критических комплектующих, созданной по решению Правительства Российской Федерации (далее — инновационная продукция), а также выполнение собственными силами иных работ и услуг производственного характера, необходимых для обеспечения производства инновационной продукции участниками такого договора. Примерная форма договора о совместном производстве продукции и условия его заключения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Участники договора о совместном производстве продукции, получившие статус резидента особой экономической зоны, имеют право помещать товары под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в соответствии с настоящим Федеральным законом;

(п. 6 введен Федеральным законом от 04.08.2023 N 448-ФЗ)

7) конечная инновационная продукция участников договора о совместном производстве продукции (далее — конечная инновационная продукция) — промышленная продукция, производимая с использованием товаров, сырья, материалов и комплектующих, производимых участниками договора о совместном производстве продукции, в целях ее реализации на внутреннем и внешнем рынках.

(п. 7 введен Федеральным законом от 04.08.2023 N 448-ФЗ)

2. В пункте 2 части 1 настоящей статьи понятие «иностранный инвестор» используется в значении, указанном в части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

(часть 2 введена Федеральным законом от 04.08.2023 N 448-ФЗ)

ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ (ОЭЗ)

Часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны

Управляющая компания

Открытое акционерное общество, которое создано в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и сто процентов акций которого принадлежит российской федерации, или хозяйственное общество, которое создано с участием такого открытого акционерного общества в указанных целях, либо иное хозяйственное общество, которое заключило с уполномоченным правительством российской федерации федеральным органом исполнительной власти соглашение об управлении особой экономической зоной

Резидент особой экономической зоны

Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны

Резидент портовой особой экономической зоны

Коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если портовая особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне в порядке и на условиях, которые предусмотрены законом

Резидент промышленно-производственной особой экономической зоны

Коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности или деятельности по логистике либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной особой экономической зоне в порядке и на условиях, предусмотренных законом

Резидент технико-внедренческой особой экономической зоны

Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности либо соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности в технико-внедренческой особой экономической зоне в порядке и на условиях, предусмотренных законом.

Резидент туристско-рекреационной особой экономической зоны

Индивидуальный предприниматель, коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если туристско-рекреационная особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в порядке и на условиях, которые предусмотрены законом.

КРИТЕРИИ СОЗДАНИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ

  • Наличие естественных экономико-географических конкурентных преимуществ для реализации инвестиционных проектов, соответствующих специализации предполагаемой к созданию особой экономической зоны.
  • Прогнозная положительная динамика (включая обоснование) роста объемов дополнительных доходов, поступающих в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается создание особой экономической зоны, а также в местный бюджет в связи с созданием и функционированием особой экономической зоны.
  • Значение инвестиционного мультипликатора, рассчитанного как отношение планируемого объема инвестиций резидентов особой экономической зоны на конец 10-го года реализации проекта к размеру необходимых для создания инфраструктуры особой экономической зоны средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, должно составлять не менее 5.
  • Наличие инвестиционного проекта или инвестиционных проектов (включая их финансово-экономические показатели) и потенциального инвестора или потенциальных инвесторов, подтвердивших в письменной форме (с приложением документов, подтверждающих наличие собственных средств, и (или) средств учредителей (участников), и (или) средств соинвесторов для реализации инвестиционного проекта или инвестиционных проектов, и (или) документального подтверждения со стороны кредитной организации о готовности предоставить финансирование для реализации инвестиционного проекта или инвестиционных проектов) готовность реализовать проект (проекты) на территории предполагаемой к созданию особой экономической зоны, с объемом запланированных инвестиций накопленным итогом за 3 года со дня создания особой экономической зоны не менее планируемого объема необходимых для создания ее инфраструктуры средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. В случае если объем запланированных инвестиций накопленным итогом на конец 10-го года составляет от 8 до 20 млрд. рублей, то необходимо наличие не менее 5 таких инвестиционных проектов. В случае если объем запланированных инвестиций накопленным итогом на конец 10-го года составляет свыше 20 млрд. рублей, то необходимо наличие не менее одного инвестиционного проекта.

В мировой практике особые экономические зоны представляют собой часть обособленной территории с особым преференциальным режимом для осуществления предпринимательской деятельности, включая налоговые, таможенные, финансовые, торговые и административные льготы.

В настоящее время более 5000 ОЭЗ функционирует в более чем 130 государствах мира. Столь большое количество ОЭЗ объясняется важностью решаемых задач: ОЭЗ служат важным инструментом развития территорий и целых отраслей. Многие страны успешно используют инструмент ОЭЗ для достижения приоритетных целей, в том числе диверсификации экономики, развития экспорта, привлечения прямых иностранных инвестиций.

Деятельность ОЭЗ в России регулируется Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (Закон № ).

Особые экономические зоны в России являются масштабным федеральным проектом, направленным на развитие экономики регионов, привлечение прямых российских и иностранных инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности и локализацию иностранных производств в условиях обеспечения бизнеса абсолютно новой и современной инфраструктурой. ОЭЗ создаются на 49 лет. Решение об их создании оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.

Преимуществом ведения бизнеса в ОЭЗ является снижение издержек инвесторов при реализации проектов в среднем на 30%. Конкурентным преимуществом ОЭЗ является особый правовой статус (статус резидента ОЭЗ), позволяющий инвесторам воспользоваться налоговыми, таможенными и социальными преференциями, а также осуществлять строительство объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры с привлечением средств федерального и региональных бюджетов. Резиденты ОЭЗ имеют возможность льготной аренды и выкупа земельных участков. Снижение издержек резидентов позволяет ускорить реализацию инвестиционных проектов по созданию новой промышленной, высокотехнологичной продукции.

В зависимости от назначения выделяют ОЭЗ следующих типов:

– промышленно-производственные экономические зоны (ОЭЗ ППТ);

– технико-внедренческие особые экономические зоны (ОЭЗ ТВТ);

– туристско-рекреационные особые экономические зоны (ОЭЗ ТРТ);

– портовые особые экономические зоны (ПОЭЗ).

С 2017 года в целях упрощения поиска информации об отечественных инвестиционных площадках Ассоциация кластеров, технопарков и ОЭЗ России совместно с Минэкономразвития России ежегодно выпускает «Особые экономические зоны России». Электронная версия данного издания была размещена на 56 официальных торговых представительств России за рубежом, сайтах представительств палаты России за рубежом, на официальных сайтах федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также институтов развития. Учитывая положительные отзывы инвесторов и управляющих компаний ОЭЗ, решено на ежегодной основе подготавливать издание « по особым экономическим зонам России» на русском и английском языках. Ознакомиться с изданием можно в разделе «Аналитические материалы».

Что такое особая экономическая зона?

Каждую особую экономическую зону государство наделяет специальным юридическим статусом, который дает инвесторам ОЭЗ ряд налоговых льгот и таможенных преференций, а также гарантирует доступ к инженерной, транспортной и деловой инфраструктуре. Издержки инвесторов при реализации проектов в ОЭЗ в среднем на 30-40% ниже общероссийских показателей.

Поэтому в Федеральном законе «Об особых экономических зонах» представлена система льгот и преференций для инвесторов, а именно:

  • особый административный режим (минимизация бюрократических барьеров, принцип «одного окна»);
  • готовая инфраструктура для развития бизнеса;
  • выкуп земельных участков по льготной стоимости, льготная аренда офисов;
  • особый налоговый режим (комплекс налоговых льгот);
  • особый таможенный режим (процедура свободной таможенной зоны);
  • возможность применения ускоренной амортизации;
  • правовые гарантии защиты прав инвесторов (неизменность законодательства).

В соответствии с Законом № 116-ФЗ в России могут создаваться особые экономические зоны только четырех типов:

  • промышленно-производственные;
  • технико-внедренческие;
  • туристско-рекреационные;
  • портовые.

Решение о создании особой экономической зоны на территории субъекта Российской Федерации принимается Правительством Российской Федерации.

Особые экономические зоны создаются на 49 лет.

  • Площадки
  • Особая экономическая зона «Калуга»
  • Общая информация
  • Что такое особая экономическая зона?
  • Промышленная инфраструктура. Площадка «Людиново»
  • Промышленная инфраструктура. Площадка «Боровск»
  • Компании-резиденты
  • Социальная инфраструктура
  • Земельные участки
  • Льготы и преференции
  • Стать резидентом ОЭЗ
  • Нормативные правовые документы
  • Моногорода
  • Моногород Ермолино
  • Общая информация о ТОР
  • ТОР Сосенский
  • ТОР Кондрово
  • Льготы резидентов ТОР
  • Стать резидентом ТОР
  • Нормативно-правовые акты
  • Индустриальные парки
  • Индустриальный парк «Ворсино»
  • Индустриальный парк «Ворсино-Запад»
  • Индустриальный парк «Грабцево»
  • Индустриальный парк «Калуга-Юг»
  • Индустриальный парк «Росва»
  • Индустриальный парк «Обнинск»
  • Индустриальный парк «Воротынск»
  • Индустриальный парк «Маклаки»
  • Индустриальный парк «К-Агро»
  • Индустриальный парк «Мещовский Центролит»
  • Индустриальный парк «Детчино»
  • Индустриальный парк «Сосенский»
  • Индустриальный парк «Кондрово»
  • Промышленные площадки (Гринфилды)
  • Промышленные площадки (Браунфилды)
  • Газораспределительные организации

Что такое ОЭЗ — особые экономические зоны

Баннер

В нашей стране решение о создании особых экономических зон приняли в 2005 году. С тех пор их становится все больше и больше, они привлекают инвесторов и предпринимателей. Что такое ОЭЗ и с какой целью они создаются?

  • Что такое ОЭЗ
  • Цели и задачи внедрения ОЭЗ
  • Разновидности ОЭЗ
  • Выгоды и риск для предпринимателей

Что такое ОЭЗ

Любое государство заинтересовано в росте экономики. Каждый рубль, поступающий в казну, способствует этому. Создавая особые экономические зоны (ОЭЗ), руководство страны формирует все условия, чтобы деньги не утекали за границу, а компании платили налоги здесь.

Благодаря выгодным договоренностям ОЭЗ привлекают иностранных инвесторов, что помогает развивать местный бизнес и вовлекать капитал.

Особая экономическая зона — это территория со специфичным юридическим статусом, который обеспечивает меньшую налоговую нагрузку и комфортные условия для науки, исследований и производства.

Деятельность таких территорий в России (их еще называют СЭЗ — свободная экономическая зона) контролируются N 116-ФЗ, принятым в 2005 году. Только правительство может принять решение о создании новой особой экономической зоны.

СЭЗ открываются по всей стране, но если раньше в приоритете были области с выгодным географическим расположением в южной и центральной частях России, то со временем они появились и в других районах.

Например, в Бурятии, Магаданской области и близ Калининграда.

Зачем откладывать деньги долгие месяцы, если можно получить желаемое прямо сейчас? Возьмите кредит в Совкомбанке, оформите услугу «Гарантия минимальной ставки» и получите шанс вернуть проценты по истечении срока кредитования. Для этого расплачивайтесь Халвой каждый месяц и не допускайте просрочек по кредиту. Оставить заявку вы можете в два клика.

ОЭЗ предлагают более комфортные условия для ведения бизнеса: власти предоставляют послабления при уплате налогов, кредиты по минимальной ставке, субсидии и льготы.

По закону компании-резиденты должны быть «прописаны» только в ОЭЗ: им запрещено иметь действующие филиалы за пределами зоны.

Проект по внедрению особых экономических зон — очень удачный опыт, но это не российская разработка. ОЭЗ действуют в ряде развитых азиатских стран, Белоруссии, Гондурасе, Грузии. В Китае такой формат работы был принят еще в 1979 году, что способствовало быстрому росту экономики.

Цели и задачи внедрения ОЭЗ

Благодаря появлению ОЭЗ экономика всей страны выходит на новый уровень: запускаются современные производства, создаются рабочие места, привлекаются инвестиции, развиваются отдельные высокотехнологичные отрасли, улучшается инфраструктура, повышается товарооборот.

Основная задача государства заключается в удержании денег внутри страны и привлечении иностранного капитала, за счет которого и будет развиваться экономика.

Помимо этого, интерес государства в создании и развитии ОЭЗ заключается в ряде очевидных факторов:

  • совершенствование программы импортозамещения;
  • рост экспорта;
  • освоение новых технологий на производстве;
  • привлечение инвесторов, в том числе из России;
  • освоение инновационных методов управления и организация рабочего пространства;
  • сокращение дистанции между потребителем и готовым продуктом;
  • минимизация затрат из-за отсутствия сборов на таможне.

На сегодняшний день в РФ действуют 42 ОСЗ: 7 технико-внедренческих, 2 портовые, 10 туристско-рекреационных и 23 промышленно-производственные.

С 2005 года их представителями стали около 1000 компаний, многие из которых привлекли капитал из других стран. За это время в бюджет РФ поступило более 210 млрд рублей в виде налогов, взносов по страховке и отчислений в фонды.

Самая крупная по размеру — памятная банкнота Малайзии номиналом в 600 ринггитов образца 2017 года. Ее размер чуть больше листа А4.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *