Что лучше дефицит или профицит бюджета
Перейти к содержимому

Что лучше дефицит или профицит бюджета

  • автор:

Профицит бюджета: что это такое и так ли хорошо для экономики?

Профицит бюджета — это ситуация при которой доходы превысили расходы. В зависимости от типа самого бюджета может быть как показателем положительного торгового баланса так и жесткой экономии со стороны управленца. Исходя из деталей мы можем определить насколько профицит является хорошей новостью для тех, кто живёт на эти деньги.

Стоит отметить, что существует огромная разница между семейным и государственным бюджетом, поэтому сравнивать их совершенно недопустимо. При нехватке средств и тут и там можно использовать кредит, а при переизбытке распорядиться деньгами с умом или бездарно. Но, как говорится, есть нюанс.

Профицит семейного бюджета

У каждого отдельно взятого человека, будь он одиноким или семейным, существует ряд потребностей, требующих финансовых затрат. Это те самые расходы. Сюда относится еда, жильё, услуги, товары, долговые обязательства, непредвиденные и спонтанные покупки. С точки зрения финансовой грамотности необходимо знать какая сумма вам требуется для того, чтобы прожить один месяц.

Базовый набор, который государство часто называет прожиточным минимумом. В привычном понимании это то, что не позволит умереть с голоду, но лично у вас такая корзина может быть значительно больше. В результате мы имеем показатель, отражающий сумму средств способных закрыть потребности. Кто-то живёт на 20 000 рублей в месяц, кто-то на 100 000. Это расходы.

Отталкиваются они от доходов. Здесь заработная плата, подработки, дивиденды, социальные выплаты, финансовая помощь (может вам бабушка с пенсии пятак присылает). Существуют также сверхдоходы, к которым относятся выигрыши, спонтанные заработки, неожиданно свалившееся наследство и так далее.

Возвращаясь к основам финансовой грамотности мы должны помнить, что сверхдоходы не должны направляться на ежедневное потребление, их единственная функция заключается в увеличении активов. Те, кто весело погулял на выигрыш в лотерею не дадут соврать, это очень плохая затея. Потому что вы увеличиваете расходы, но ваши доходы остались неизменными, свалившийся миллион оказался разовой акцией.

Проанализировав всё это мы имеем несколько показателей перед глазами. Для примера — расходы семьи в месяц составляют 60 000 рублей. Покупка еды, оплата коммунальных услуг, секции для ребёнка, одежда, обувь, развлечения, кредит за автомобиль, посиделки мужа с друзьями, походы жены в салон красоты. Всё, всё, всё. И на это уходит 60к.

Доходы семьи 70 000. Зарплата мужа 35 000, зарплата жены 20 000, бабушка супруга даёт 5 000 и родители супруги 10 000. Активов нет. Наследство не падает, в лотерею не везет. В этом случае произойдёт увеличение расходов, чтобы баланс пришёл в норму. Семья зарабатывает 70 и столько же будет тратить.

И муж и жена будут думать, что у них всё прекрасно, бюджет профицитный и можно позволить себе потратить немного лишнего. Но на самом деле это не так, в случае снижения доходов придётся сильно менять привычный уровень жизни. Нельзя забывать и про инфляцию, которая ежемесячно обесценивает прибыль и увеличивает в цене любую покупку. Поэтому любой финансист скажет, что данный семейный бюджет в опасности.

Как использовать профицит семейного бюджета?

Первое, что мы должны знать — в семейном бюджете расходы не могут превышать доходы. Если вам для нормальной жизнедеятельности нужно 60 000 в месяц, зарабатывать вы должны минимум столько же. Не получается? Снижайте уровень расходов, думайте от чего можно отказаться. Понимаю, что это хорошо работает у людей с высокими доходами и довольно сложно понять тем, кто еле сводит концы с концами, но мы здесь обсуждаем законы экономики, не больше не меньше.

Когда люди начинают зарабатывать больше, чем тратят, они первым делом увеличивают расходную часть бюджета. И это ловушка. Сколько бы вы не получали, всегда найдётся на что потратить. Если вы ещё и не учитываете свои затраты и поступления, то ситуация вовсе может выйти из под контроля. Но есть один хороший трюк.

Называется он «заплати сначала себе». Ещё одно популярное название «самоналог». Любой доход должен первым делом направляться на инвестиции, то есть на покупку активов для последующего получения дивидендов. Самый простой вариант заключается в использовании брокерского счета, который позволяет покупать ценные бумаги, но этот метод не единственный.

Для стабильных заработков рекомендуется применять ставку 10%, для сверхдоходов 100%. То есть получили зарплату 30 000, сразу же 3000 инвестируем. Выиграли в лотерею 1 000 000, весь отправляем в активы. Уже за вычетом самоналога считаем доходы, сравниваем с расходами и делаем вывод. Профицита быть не должно, баланс обязан сойтись.

Для чего это нужно? Со временем инфляция обесценит деньги. Вы по-прежнему будете зарабатывать 70 000, но на покупку привычных товаров и услуг будет уходить уже не 60 как раньше, а 80. Беда. Но у нас есть активы, которые приносят дивиденды и именно они компенсируют эту разницу. Со временем вы будете не только сохранять баланс, но и сможете увеличивать объём потребления.

Исходя из всего вышесказанного делаем ещё один вывод — в семейном бюджете недопустим ни профицит ни дефицит. Первое означает, что вы допускаете ошибки в управлении финансами либо ограничиваете себя в чём-то, а второе сигнализирует о больших проблемах, потому что вы залезете в долговые обязательства.

Профицит госбюджета

Особенность госбюджета заключается в том, что и доходы и расходы частично управляемы. Для увеличения первого всегда можно увеличить налоги, а второе сильно зависит от экспорта и импорта. В целом здесь речь идёт о двух ключевых составляющих — социальной и внешней политике.

Профицит государственного бюджета это очень плохо в 99% случаев. Казалось бы очень здорово, когда страна много экспортирует и зарабатывает на этом большие деньги.Настолько много, что доходы оказались значительно выше расходов. Но на практике всё совсем не так.

У госбюджета также есть доходы, сверхдоходы и расходы. По всем правилам финансовой грамотности первое должно быть в балансе третьим, а второе управленцы обязаны направить на инвестиции, то есть покупку активов.

Примеры удачного использования профицита госбюджета

Лучшим примером здесь будет Норвегия, которая всю прибыль от продажи нефти списала в категорию сверхдоходов и на эти деньги скупает ценные бумаги по всему миру. В результате пенсионный фонд Норвегии стал крупнейшим и уже много лет власти предлагают населению безусловный базовый доход. Это когда тебе платят деньги просто так, за то что ты гражданин. Но на референдумах люди отказываются. Это тема для отдельной статьи.

Ещё один хороший пример — ОАЭ. Неожиданно обнаруженная нефть в 60 — е годы также стала для них сверхдоходом. Их инвестировали в создание инфраструктуры. Это позволило стать бизнес центром своего региона и сегодня предприниматели со всего мира работают в этой стране, принося колоссальные налоговые прибыли.

Примеры неудачного использования профицита госбюджета

Венесуэла занимает первую строчку в рейтинге стран по объёмам запасов нефти. Они в отличии от Норвегии и ОАЭ сочли нефтяные доходы просто доходами, а не сверх. И баланс сошёлся на том, что страна благополучно жила на эти деньги. Ничего не создавала, не развивала и могла позволить себе отвернуться от мировой экономики, в частности от импорта из США.

Особенность сверхдоходов в том, что они непостоянны. Сегодня есть, завтра нет. Навыки, знания и активы куда надежнее. Но в человеческий капитал никто не вкладывал и когда абсолютно бездарная внешняя политика привела к куче санкций, а сама нефть упала в цене, Венесуэла погрузилась во мрак. Свыше 30% населения бежало из страны, отсутствие производства лишило доходов и сегодня это одно из беднейших государств в мире.

Свыше 14% мирового запаса нефти находится в Нигерии. Но там эти доходы тоже посчитали обычной прибылью. Но пошли ещё дальше. Коррупция буквально съела эти деньги и до народа вообще ничего не дошло. По бумагам торговый баланс вероятнее всего сходится, но по факту бюджет страны, если судить по домохозяйствам, дефицитный.

Если сегодня выключить нефть из бюджета и отнести всю эту прибыль к сверхдоходам, а значит начать их инвестировать, то придется сильно потрудиться над созданием производства. Чтобы вылезти из дефицита нужно что-то создавать и продавать. Так картина стала бы понятной и наличие инвестиций позволило бы как-то исправить ситуацию. Но этого никто не делает и в итоге 92% населения находятся за чертой бедности.

Как правительства скрывают экономическую катастрофу?

И так, одним из трюков является внесение сверхдоходов в категорию обычных доходов. Это создаёт иллюзию богатства. Любой экспорт полезных ископаемых нельзя считать прибылью ни в коем случае, бюджет должен строится без учета этих денег. Ими нужно и можно пользоваться, их крайне важно правильно инвестировать, но тратить на базовые потребности и тем более считать своим доходом как минимум глупо!

Берём простой пример. Бюджет РФ за 11 месяцев 2022 года признан профицитным. Доходы составили 24,7 триллионов рублей. Расходы 24,2 триллиона. Ура, свыше 500 миллиардов прибыли. Давайте разбираться почему эти цифры ужасны и пугают любого адекватного финансиста.

Во-первых 10 триллионов прибыли составили нефтегазовые доходы. Таким образом без учета этих денег наш бюджет выглядит довольно печально. Против 24,2 триллионов расходов у нас всего 14,7 триллионов доходов. Дефицит бюджета катастрофический.

Во-вторых в случае потери или сокращения нефтегазовых доходов случится коллапс. Если с этими деньгами мы по-прежнему не живём богато, то без них привет Венесуэла. Но ко всему прочему нужно понимать как вообще возник профицит. Всё дело в резком сокращении импорта.

Мы потратили намного меньше денег на покупку чего-то. То есть что-то в страну не приехало. Таким способом можно потерять вообще все нефтегазовые доходы и продолжать декларировать профицитный бюджет. Просто в стране не будет ни технологий, ни товаров, ни услуг. Скатиться на уровень потребления 11 века и радоваться профициту.

Чтобы было понятно можно привести пример. Представьте, что вы зарабатываете 20 000 рублей в месяц. И все их тратите. Но потом стали получать 15. Думаете ваш семейный бюджет станет дефицитным? А вот и нет. Вы можете перестать есть и пойти жить на улицу. Не покупайте одежду и не ходите в кино. Тогда расходы вряд ли превысят 5 000 в месяц. А получаете вы аж 15! Ваш бюджет профицитный, поздравляем!

Инструменты спасения от дефицита

В семейном бюджете есть только два способа закрыть дефицит. Первый — брать кредиты. Чтобы оплатить все расходы человек просто занимает деньги. Но займ всегда увеличивает статьи расходов и в итоге происходит банкротство. Либо коллектор бьёт вас по почкам. Тут уж как повезет.

Второй — найти дополнительный источник заработка. К сожалению вторая работа лишит вас львиной доли свободного времени и здоровья. Многие работают на износ, лишь бы свести концы с концами. Другие отправляются на поиски лёгких денег. Пытаются выиграть в казино или ставках на спорт. Всё это результат отсутствия финансовой грамотности и, порой, низкого интеллекта.

У государства есть два дополнительных рычага. Первый — гиперинфляция. Долгое время правительство набирает кредиты, а когда они становятся невыносимыми, просто приступает к печати денег. Перед этим увеличивает налоги и другие виды сборов. В итоге валюта обесценивается, стоимость товаров и услуг летит в космос и долги либо легко выплачиваются, либо объявляется дефолт.

Если долг в своей валюте, например это банковские вклады граждан и облигации, то происходит обесценивание.У вас заняли 10 000 рублей, например. В результате гиперинфляции и девальвации эта сумму превратилась в фантики, на них можно купить разве что буханку хлеба. Налоги и прочие доходы собираются в актуальной стоимости денег и вам без труда возвращают ваши 10 000. Но, как уже было сказано выше, купите вы на них не много.

Если деньги взяли в иностранной валюте, то придется объявлять дефолт. Именно так случилось в 1998 году, когда лопнули ГКО. Отдавать нечем, извините. Списывайте весь долг, ибо получить его всё равно невозможно. Неудобно получилось, но что поделать.

Есть и второй инструмент — сокращение импорта. Отказ от всего иностранного. Обернется это резким снижением уровня жизни. Не будет доступа ни к западным технологиям, ни к заграничным товарам. Что сами произвели, тем и пользуйтесь. Так происходит в Венесуэле прямо сейчас. Проблема только в том, что отвержение глобализации приводит к отсутствию чего либо своего. Страна неспособна производить качественные товары в одиночку. Жить народ будет плохо, но зато бюджет останется профицитным. Ура!

Государственный бюджет РФ: дефицит или профицит? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тиманкина Юлия Ильинична

В статье рассматриваются особенности формирования государственного бюджета Российской Федерации на разных этапах исторического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тиманкина Юлия Ильинична

Теория и практика сбалансированности бюджетов субфедерального уровня
Региональный бюджет и проблемы его дефицитности
Государство и государственность. К вопросу о соотношении понятий
Бюджетный дефицит, пути и методы его преодоления в Украине
Бюджетный дефицит и бюджетный профицит: вопросы методологии
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IS THE FEDERAL BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION DEFICIENCY OR SURPLUS?1

This article presents features of formation of the state budget of the Russian Federation at different stages of historical development.

Текст научной работы на тему «Государственный бюджет РФ: дефицит или профицит?»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РФ: ДЕФИЦИТ ИЛИ ПРОФИЦИТ?

IS THE FEDERAL BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION DEFICIENCY OR SURPLUS?

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования государственного бюджета Российской Федерации на разных этапах исторического развития.

Ключевые слова: бюджет, дефицит, профицит, сбалансированный бюджет.

Abstract. This article presents features of formation of the state budget of the Russian Federation at different stages of historical development.

Key words: budget, budget deficit, budget surplus, balanced budget.

В современных условиях центральное место в любой финансовой системе занимает бюджет. Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое и законодательное начало -составляет смету доходов и расходов на определенный период. В России первая роспись доходов и расходов государства была зафиксирована в 1722 г., но только с 1802 г. такие росписи стали составляться на постоянной основе, ежегодно.

В статье 6 Бюджетного кодекса РФ дается следующее определение: бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [1].

Бюджет оформляется в виде закона и является планом ведения государственного финансового хозяйства на предстоящий период, предложенный исполнительной властью и одобренный парламентом.

Бюджет составляется обычно на один год. В некоторых странах бюджетный год совпадает с календарным годом (Италия, Франция, ФРГ, Россия), в других, как в США, он начинается 1 октября и заканчивается 30 сентября.

При правильном построении бюджетного механизма он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов НТП, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.

Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи с чем средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению.

Возможны три основных состояния бюджетного фонда: сбалансированное, дефицитное и профицитное, которые характеризуют соотношение расходов и доходов бюджета любого уровня.

Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны. В экономической теории принято считать бюджет сбалансированным, если его дефицит или профицит не превышают 1 % от общего объема расходов. Экономическая и финансовая наука вплоть до Дж. Кейнса считала законом равновесие бюджета, его бездефицитность (принцип «здоровых финансов»). Однако на практике достичь бюджетного равновесия очень сложно, т.е. бюджет без сальдо возможен только теоретически. Обычно баланс нарушается.

Стратегической целью любого государства является достижение сбалансированного бюджета.

Дефицит бюджета — это превышение расходов бюджета над его доходами (отрицательное сальдо бюджета). Это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкиваются все государства. Бесспорно, бюджетный дефицит — нежелательное для государства явление, тем не менее его нельзя относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различными могут быть качество, природа дефицита.

Дефицит является проявлением следующего:

1. Он может быть вызван необходимостью осуществления крупных государственных программ развития экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее, становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

2. Дефицит может возникнуть в результате чрезвычайных обстоятельств — войн, стихийных бедствий, катаклизмов. В таких случаях это, естественно, нежелательное, но неизбежное явление.

3. Дефицит может быть следствием экономического кризиса, развала экономики, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Это наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита.

Теоретические расчеты и мировая практика показывают, что максимально допустимым размером дефицита бюджета является 1,5-3 % ВВП, тогда финансовое положение страны считается нормальным. Невысокий уровень дефицита бюджета в динамично развивающейся экономике стимулирует ее рост.

Кроме этого, мировая практика экономического развития свидетельствует о том, что сам по себе бюджетный дефицит не страшен для экономики страны. Но при этом очень важно, чтобы он весь или, по крайней мере, большая его часть, приходились на бюджет развития. Если же большая часть дефицита приходится на бюджет текущих расходов — это означает рост необеспеченной государственной задолженности, что чревато серьезными социальными последствиями.

В России дефицит бюджета имеет хронические корни и двухвековую историю. За период 1801-1913 гг. было 82 дефицитных бюджета, причем обычно дефициты следовали один за другим в течение длительного ряда лет. С 1801 г. было подряд 23 дефицитных года, с 1845 г. дефицит установился

на 14 лет, с 1860 г. — на 12 лет и т.д. [2]. Причинами дефицита являлись либо войны и военные экспедиции, либо неурожаи, а также крупные мероприятия, требовавшие новых расходов, опережающих естественное возрастание доходов (реформы 1860-х гг., сооружение железных дорог и т.д.). При советском строе о дефиците бюджета вообще было запрещено говорить, считалось, что это явление — пережиток капиталистического общества. С 1923/24 финансового года советская статистика стала провозглашать существование бездефицитного бюджета, демонстрируя миру эффективность и превосходство социалистического строя, хотя в этом «бездефицитном» году дефицит бюджета составлял 16,7 % всех расходов бюджета. И только начиная с 1985 г., политика гласности и демократизации позволила снять табу с этой темы и открыто признать существование проблемы дефицита бюджета в СССР.

С 1990-го до 1995 г. для покрытия бюджетного дефицита в России в основном использовалась эмиссия денег, что послужило мощным инфляционным фактором. Только за три квартала 1991 г. рублевая масса возросла с 989 млрд руб. до 1,7 трлн руб. В конце 1991 г. и начале 1992 г. ситуация продолжала ухудшаться. Нарастание инфляционных процессов выразилось в росте цен на товары и услуги и резком повышении уровня неудовлетворенного платежного спроса. С 1995 г. эмиссия денег для финансирования дефицита бюджета не применялась. С этой целью использовались различные государственные ценные бумаги.

В 1997 г. в РФ был осуществлен механизм секвестра расходов, суть которого заключалась в пропорциональном сокращении государственных расходов на 5, 10, 15 % и т.д. ежемесячно по всем незащищенным статьям бюджета в течение остававшегося до конца финансового года периода, если в процессе исполнения бюджета происходило значительное, более чем на 10 %, снижение доходов.

Перечень защищенных статей, не подлежащих секвестированию, как правило, стабилен и утверждается в составе бюджета, где приводится отдельной статьей, — это заработная плата, стипендии, пособия и другие социальные компенсационные выплаты населению.

В 1997 г. секвестированию подлежала и часть защищенных статей, например зарплата, расходы бюджета развития. Однако это не привело к сбалансированию бюджета РФ.

Состояние бюджета, когда доходы превышают расходы, называется профицитом (положительным сальдо бюджета).

Причины возникновения профицита [3, с. 27-29]:

1. Если бюджет составлялся сбалансированным или дефицитным, однако доходы, фактически полученные в процессе исполнения бюджета, превысили запланированную законом о бюджете сумму доходов или сумму доходов и поступлений из источников финансирования дефицита.

2. Если запланированная сумма доходов изначально превышает сумму расходов, притом что расходы удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны.

3. Если в процессе исполнения бюджета возникает экономия по расходам.

4. Если в целях получения профицита запланированная сумма доходов изначально превышает сумму расходов, притом что расходы занижены относительно потенциально возможного уровня финансирования и не удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны.

Первый и третий случаи либо возникают эпизодически в результате проведения каких-либо разовых мероприятий, явлений, не носящих систематического характера, либо могут наблюдаться в течение ряда лет по причине некачественного планирования бюджетных показателей.

Второй случай может иметь место в ситуации с неоправданно высоким налоговым бременем. Четвертый случай — это в большинстве случаев искусственно созданный профицит.

В случае возникновения профицита необходимо ли предпринимать какие-либо меры, направленные на его ликвидацию?

Если излишек доходов временный и получается от случайных обстоятельств, то он может использоваться на удовлетворение чрезвычайных потребностей, на образование резервного фонда для незначительных непредвиденных случаев. Если же излишек предвидится постоянным, то лучше всего понизить налоги и облегчить налоговое бремя, так как получение регулярных избытков противоречит сущности и целям государственного финансового хозяйства.

До 2000 г. в Бюджетном кодексе РФ существовала глава 12 «Профицит бюджета и порядок его использования», включающая ст. 88, запрещающую формировать и утверждать бюджеты с профицитом [1].

Ее содержание: если при составлении бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, то до утверждения бюджета профицит бюджета сокращается в определенной последовательности, а именно, уменьшаются доходы от продажи государственной и муниципальной собственности, сокращаются доходы от реализации государственных запасов и резервов, направляются бюджетные средства на дополнительное погашение долговых обязательств, передается часть доходов бюджетам других уровней. Если эти меры осуществлять нецелесообразно, то следует сократить налоговые доходы бюджета. Данная статья была исключена из Бюджетного кодекса Федеральным законом от 5.08.2000 г., видимо, с конкретным прицелом — работать впредь с профицитом ради придания этому процессу законного характера.

С 2000-го по 2008 г. все федеральные бюджеты в России составлялись и исполнялись с профицитом (с 2002 г. с планируемым, причем реальный профицит стабильно складывается выше ожидаемого) [2, с. 6].

Практика планирования в России профицита — отражение ряда взаимосвязанных процессов:

— невысокого качества прогнозирования объемов ВВП и поступающих доходов;

— занижения объема экономически и социально значимых расходов, связанных с функционированием бюджетной сферы;

— предусмотрительного создания значительных резервов финансовых ресурсов в распоряжении правительства, использование которых не отражено в законе о бюджете.

Правительство перешло к профицитной бюджетной политике, считая этот путь единственно возможным в сложившихся экономических условиях.

В пользу существования профицитного бюджета традиционно приводятся следующие доводы.

Во-первых, профицит, частично преобразуемый в финансовый резерв, позволяет снизить зависимость экономики от внешних факторов (в частно-

сти, конъюнктуры мировых цен на энергоносители). В этом смысле профицит (финансовый резерв) может быть использован как экономический стабилизатор. В менее успешные годы могут быть использованы средства, накопленные в более успешные годы. С точки зрения сторонников этой идеи, профицит может быть полезен для экономики, сильно зависящей от внешней конъюнктуры.

Во-вторых, профицитный бюджет позволяет осуществлять гибкую политику выплат по внешнему долгу.

В-третьих, профицит может рассматриваться как способ мягкого регулирования денежного предложения путем изъятия денежной массы из экономики с целью укрепления национальной валюты и подавления инфляции.

В то же время необходимо отметить, что в международной практике на стадии разработки проектов бюджетов профицит не предусматривается. Кроме того, такая политика противоречит основным принципам функционирования бюджетной системы: принципу полноты отражения доходов и расходов бюджета, сбалансированности, достоверности, эффективного использования бюджетных средств и др.

Если говорить о настоящем времени, то по данным Центрального банка РФ положительное сальдо торгового баланса РФ в январе-августе 2012 г. увеличилось на 4 % и составило 132,9 млрд долл. [4].

Таким образом, можно подвести итог: Россия и в складывании бюджетного фонда имеет своеобразную историю и, несмотря на то, что стратегической целью любого государства является достижение сбалансированного бюджета, видит свою цель в формировании профицитного бюджета.

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 17 июля 1998 г. (с учетом последующих изменений и дополнений).

2. Дробышевский, С. Эволюция бюджетной политики России в 2000-е годы: в поисках финансовой устойчивости национальной бюджетной системы / С. Дробышевский, С. Синельников-Мурылев, И. Соколов // Вопросы экономики. — 2011. — № 1.

3. Коровкина, Е. Б. О доходах и расходах федерального бюджета / Е. Б. Коровкина // Финансы. — 2004. — № 8. — С. 27-29.

4. Информационный интернет-ресурс «Бизнес-газета РБК». — URL: http://www.rbc.ru

Тиманкина Юлия Ильинична

факультет экономики и сервиса, Саратовский государственный социально-экономический университет E-mail: Timankina@inbox.ru

Timankina Yuliya Il’inichna student,

Faculty of Economics and Service, Saratov State Socio-Economic University

УДК 330.1 Тиманкина, Ю. И.

Государственный бюджет РФ: дефицит или профицит? / Ю. И. Тиманкина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. — 2013. — № 2 (6). -С. 106-110.

2. Дефицит и профицит государственного бюджета

Бюджетная система Российской Федерации включает три уровня : федеральный, региональный (бюджет субъекта РФ) и местный (бюджет города или поселения). Общий бюджет всех уровней называют консолидированным .

Также в зависимости от соотношения между доходами и расходами бюджет может быть сбалансированным, дефицитным и профицитным.

Виды бюджета.png

Рис. \(1\). Виды бюджета

При дефицитном бюджете государству приходится брать деньги в долг или отказываться от каких-либо расходов. При профицитном бюджете у государства остаётся излишек денег. Подобная ситуация также не является желательной, так как может свидетельствовать о чрезмерно высоком уровне налогов. Это сдерживает деловую активность и рост экономики.

бюджет РФ сильно зависит от цен на нефть и газ, которые сложно предсказать и запланировать. Поэтому при принятии государственного бюджета берётся в расчёт средняя цена на эти полезные ископаемые. При высоких ценах на нефть бюджет РФ может оказаться профицитным — и наоборот.

Бюджетный профицит

Профицит бюджета – положительное сальдо, превышение доходов бюджета над его расходами.

Профицит бюджета принято делить на первичный, когда он рассчитан без учета стоимости обслуживания долга, и вторичный, учитывающий выплаты по внутренним и внешним заимствованиям.

Далеко не все экономисты считают, что профицит бюджета – благо для страны. Так, есть мнение, что из-за того, что профицитный бюджет — следствие жесткой экономической политики, его результатом является недостаток свободных оборотных средств в экономике, в частности снижение ликвидности кредитных организаций.

Согласно предположениям таких экономистов, как Мейнард Кейнс (его учение впоследствии названо кейнсианством), государственные закупки могут воздействовать на уровень безработицы и способствовать выходу страны из кризиса. Поэтому бюджет должен иметь определенный контролируемый дефицит.

С другой стороны, главный вопрос заключается в том, на что расходуются бюджетные средства. В тех случаях, когда они инвестируются в развитие производства, науки и т. д., это должно привести к дополнительным доходам в будущем. Таким образом, профицит бюджета не может быть главной целью.

Как и при дефиците бюджета, наиболее наглядный показатель уровня профицита – его отношение к ВВП.

На практике бюджетный профицит чаще всего встречается у стран — экспортеров сырья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *