Что представляет собой право на реабилитацию клиента
Перейти к содержимому

Что представляет собой право на реабилитацию клиента

  • автор:

Что представляет собой право на реабилитацию клиента

РАБОТА С БАНКОМ

4 МИН

Как реабилитировать бизнес при отказах банка по 115-ФЗ

Из-за 115-ФЗ бизнес может попасть в список «отказников», который собирает Росфинмониторинг. В этом случае кажется — всё, дорога в предпринимательскую деятельность закрыта. Но вернуть деловую репутацию можно. Расскажем, каким правилам надо следовать, чтобы реабилитировать бизнес и вернуться на рынок.

Что такое реабилитация

Бизнес может обжаловать отказ банка в проведении операции (в том числе в зачислении денежных средств) или заключении договора банковского обслуживания из-за нарушения требований 115-ФЗ. В банковской терминологии реабилитироваться — значит устранить основания, по которым банк отказывает клиенту.

Механизм реабилитации работает только по факту отказа в проведении операции или в открытии банковского счёта по причине нарушения 115-ФЗ. Отказы по другим причинам не подпадают под реабилитацию.

Не получится рассмотреть любые спорные ситуации.

Остановимся на самом механизме реабилитации и кратко расскажем, что делать, если вы оказались в списках «отказников».

Если вы не согласны с принятым решением об отказе:

1

Направьте в банк заявку о проведении реабилитации на электронную почту otkaz115fz@sberbank.ru. Если у вас есть поясняющие операцию документы, прикрепите их к вашему письму.

2

В течение 7 рабочих дней с даты предоставления документов банк примет решение, можно ли пересмотреть отказ, и направит ответ. Если принято решение не в вашу пользу, вы имеете право обратиться в межведомственную комиссию, созданную при Центральном Банке.

Как подать заявление в межведомственную комиссию при ЦБ

1

Зайдите на сайт Банка России, раздел «Интернет-приемная»

2

Выберите раздел «Отправить обращение в электронном виде», нажмите на кнопку «Направить обращение». С помощью «Поиска по типам обращений» найдите «Обращение в Межведомственную комиссию, созданную в соответствии со 115-ФЗ». В поле «Продукт/Субъект рынка» выберите «Кредитные организации», в поле «Тип проблемы» — «Отказ в проведении операции» или «Отказ в заключении договора банковского счёта (вклада)». Заполните все необходимые поля. Вложите подтверждающие документы и уведомление об отказе, полученное от банка.

Межведомственная комиссия рассмотрит ваше заявление и документы и сообщит о принятом решении вам и банку в течении 20 рабочих дней. Если комиссия примет решение в вашу пользу, нужно повторно обратиться в банк для проведения операции или открытия счёта.

Заявление на реабилитацию вместе с документами можно отправить и в бумажном виде Почтой России, отвезти в Банк России лично или направить с курьером.

Чтобы банк доверял вам, помните о нюансах ведения хозяйственной деятельности бизнеса. Рекомендуем не экономить на услугах бухгалтера, который будет следить за совершёнными операциями по счёту и предвидеть риски по 115-ФЗ. Сохраняйте все документы — это позволит защитить свои интересы и вовремя ответить на запрос из банка.

Определить уровень риска нарушений 115-ФЗ для вашего бизнеса поможет сервис «Риск блокировки», а проконсультироваться по результатам анализа операций за последние 12 месяцев — «Комплаенс-помощник».

Почитайте ещё на тему приостановления дистанционного банковского обслуживания.

Статью актуализировали 12 июля 2022

ПОД/ФТ и реабилитация клиентов: инструкции и практические советы для предпринимателей

Разработаны методические рекомендации, которые помогут предпринимателям разобраться в причинах отказа от проведения операций и заключения договора банковского счета кредитными организациями по закону о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Предпринимателям также объясняют, что нужно делать, чтобы избежать такой ситуации.

В материалах разъясняется, при каких условиях от банка может быть получен отказ от проведения операций по счету или отказ от заключения договора банковского счета, какие причины могут вызвать ограничения дистанционного банковского обслуживания (интернет-банкинга), и представлены инструкции, что делать и куда обращаться предпринимателю в том или ином случае. Материалы дают возможность предпринимателю понять разницу между приостановкой операций и блокированием (замораживанием) наличных и безналичных денежных средств, подозрительными (сомнительными) операциями и операциями, подлежащими обязательному контролю, разъясняют, как классифицируется степень риска клиента и какие действия предпринимает банк, обнаруживший повышенный уровень риска клиента.

Рекомендации были подготовлены специально созданной рабочей группой, в которую вошли представители Банка России, Торгово-промышленной палаты РФ, общественных объединений «Деловая Россия» и «ОПОРА РОССИИ», Агентства стратегических инициатив. Обсуждение и разработка рекомендаций велись на площадке Upgrade-лаборатории.

Разработчики считают, что методические рекомендации будут способствовать повышению прозрачности при взаимодействии предпринимателей с кредитными организациями, а также повысят уровень информированности бизнеса о работе межведомственной комиссии, созданной при Банке России.

Что представляет собой право на реабилитацию клиента

См. «Методические рекомендации для предпринимателя 3.0 «Что делать, если банк ограничил операции по счету».

Представители Росфинмониторинга являются членами МВК.

При этом ЗАЯВЛЕНИЕ об обжаловании решения банка об отказе

СЛЕДУЕТ НАПРАВЛЯТЬ В БАНК РОССИИ

Механизм реабилитации предусматривает последовательное совершение следующих действий:

1. Получите информацию о причинах принятия банком решения об отказе. Банк обязан представить информацию о дате и причинах принятия решения об отказе в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе.

2. После получения информации о причинах отказа, если банк не сообщил, какие документы ему потребуются для пересмотра своего решения об отказе, подберите документы, которые, по вашему мнению, свидетельствуют об отсутствии оснований для принятия банком решения об отказе, и представьте их в банк с просьбой пересмотреть ранее принятое решение об отказе (шаблоны N 3 и N 4).

3. Дождитесь ответа банка. Банк обязан сообщить вам о принятом решении по результатам рассмотрения представленных вами документов в течение 7 рабочих дней со дня представления вами документов.

4. В случае если банк по результатам рассмотрения представленных вами документов принял решение о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе, вы можете обратиться в МВК через Банк России с заявлением об обжаловании решения банка об отказе (шаблоны N 5 и N 6).

В МВК можно обжаловать:

Обжалованию в МВК НЕ ПОДЛЕЖАТ:

— решение банка об отказе от проведения операции, принятое банком на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ;

— решение банка об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), принятое на основании пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

— ограничение ДБО, блокирование банковской карты;

— отказ в выпуске/перевыпуске банковской карты;

— расторжение договора банковского счета по инициативе банка;

— взимаемые банком комиссии и его тарифная политика;

— решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада)/проведения операции, принятые не на основании Федерального закона N 115-ФЗ;

— решение об отказе от предоставления кредита;

— решения об отказе от проведения операций, принятые на основании пунктов 2 и 8 статьи 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ.

С заявлением в МВК должны в обязательном порядке быть представлены :

Приложения 1 и 2 к указанию банка России от 30.03.2018 N 4760-У.

— сведения о конкретной операции, в проведении которой вам было отказано (дата, номер платежного документа, сумма, контрагент);

— сведения о банке, принявшем решение об отказе;

— документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление в МВК;

— сообщение банка о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе;

— документы, представленные вами в банк в целях устранения оснований, в соответствии с которыми ранее принято решение об отказе.

Если вы не пройдете первый уровень реабилитации (обращение в банк и получение сообщения о невозможности устранения оснований, в соответствии с которым ранее было принято решение об отказе) или не представите обязательные документы, Банк России вам откажет в передаче заявления в МВК для рассмотрения по существу.

ЦБ разъяснил порядок реабилитации клиентов-отказников

Клиенты банков, которым было отказано в открытии счета или проведении операции, могут обжаловать это решение независимо от срока давности. Механизм реабилитации распространяется на решения, принятые с 30 июня 2013 года, то есть с дня вступления в силу закона, обязавшего банки отказывать в обслуживании при наличии подозрений, что клиент «отмывает» денежные средства.

Об этом говорится в письме зампреда Банка России Дмитрия Скобелкина с разъяснениями вопросов применения закона 115-ФЗ. Механизм реабилитации клиентов из «черных списков», которые ЦБ регулярно доводит до всех кредитных организаций, действует с 30 марта.

ЦБ разъяснил, что банки обязаны раскрывать причины отказа клиенту в объеме, достаточном для подачи документов на реабилитацию. Решение комиссии при ЦБ о реабилитации по одному случаю отказа в одном банке не распространяется на другие отказы.

Между тем межведомственная комиссия при Банке России по исключению отказников из «черного списка» за почти пять месяцев своей работы (с 17 апреля) вынесла лишь семь решений в пользу клиентов, рассказали «РГ» в ЦБ. Еще по девяти жалобам отказано в реабилитации, по одному обращению отказ пересмотрен в пользу клиента до решения комиссии. На рассмотрении было семь жалоб.

Всего в комиссию поступило 358 обращений, но основная часть не была принята к рассмотрению, поскольку либо касалась вопросов, не связанных с отказами по основаниям «антиотмывочного» законодательства (203), либо заявители не попытались перед этим обратиться с реабилитирующими документами в банк, с подачи которого оказались в «черном списке» (118). Еще 13 отказников не представили все необходимые документы в комиссию.

Процедура исключения из списков отказников введена в ноябре 2017 года, с марта она состоит из двух уровней (банк и апелляционная инстанция — комиссия при ЦБ) после жалоб клиентов, столкнувшихся с автоматическими отказами в банках, хотя ЦБ рекомендовал использовать факт наличия фирмы или фамилии в списке лишь как один из факторов для оценки рисков. В списки клиенты попадали и по техническим причинам, например из-за просроченного паспорта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *