Что такое коэффициент индексации и инфляция формула
Перейти к содержимому

Что такое коэффициент индексации и инфляция формула

  • автор:

Что такое коэффициент индексации и инфляция формула

Инфляция – обесценение денег по причине роста цен.

Индекс потребительских цен – статистический показатель, показывающий изменение стоимости набора определенных товаров и услуг.

Например, год назад на 100 рублей можно было купить 67 коробков спичек, сегодня — 51, это проявление инфляции.

Но как измерить инфляцию? Что, если хлеб подорожал, а мясо подешевело? Или подорожал ржаной хлеб, а цена пшеничного не изменилась? Или, еще интереснее, хлеб с одного хлебозавода подорожал, а с другого подешевел? Это всё учитывает индекс потребительских цен — ИПЦ.

Журналисты упрощенно называют индекс инфляцией и рассчитывают ее по формуле:

Инфляция =
Индекс потребительских цен — 100%

Зачем рассчитывается индекс?

ИПЦ применяют в прогнозировании различных экономических показателей, в бюджетной и социальной политике (в том числе при расчете пенсий), в судебных спорах. Многие социальные расходы бюджета планируются таким образом, чтобы пособия и пенсии росли, а не уменьшались в реальном (то есть за вычетом инфляции) выражении.

Данные Росстата используют в своей работе Банк России, ФАС, различные министерства, а также граждане и организации.

Как рассчитывается ИПЦ?

Потребительская корзина индивидуальна для каждой семьи. Кто-то покупает молоко каждый день, а в другой семье не представляют жизнь без зелени и овощей. И если усреднить корзину всех россиян, то можно представить средний набор товаров и услуг, которые покупают и которыми пользуются чаще всего.

Росстат отслеживает цены на более чем 775 тысяч различных товаров и услуг. Для обособления формируем группы товаров, которые включают схожие позиции.

Например, мы отслеживаем ежемесячно товар «Карамель». Под эту позицию специалист в городе N в одном или нескольких магазинах отберет для наблюдения несколько видов (так называемых ценовых котировок):
Карамель «Слами со вкусом кофе», ОАО «Кондитерское объединение «СЛАДКО»», г. Ульяновск, 0,2 кг;
Карамель «Горицвет» со вкусом грейпфрута и апельсина, Конфил 1887, весовые, кг;
Карамель «Кизил», в бумажной упаковке бело-красного цвета, на развес., произв. ОАО «Рот Фронт»
г. Москва (Россия), за 1 кг.;
Карамель «Малина со сливками», фасованная в целлофановый пакет (Рахат, г. Санкт-Петербург), кг;
Карамель «Клубника со сливками», весовая, произв. ОАО «Рот Фронт» г. Москва (Россия) и т.д.

И так делается по всем товарам и услугам в наборе во всех отобранных городах. Росстат видит изменение цен более чем в 80 тысячах организациях торговли и сферы услуг.

Как Росстат выбирает товары для отслеживания цены?

Специалисты Росстата отслеживают цены на товары и услуги, траты на которые равны или превышают 0,1% расходов домашних хозяйств. Для этого, проводится ежегодное исследование расходов домохозяйств, в нем участвуют около 78 тысяч респондентов.

Для корректного расчета мы не только выбираем самые популярные товары и услуги, но и рассчитываем их удельный вес в наших расходах. Чем выше доля расходов на определенный товар, тем больше вероятность, что этот товар попадет в набор.

В 2020 году доля расходов на сыр составляла 1,2% от всех трат домохозяйств. При этом для твердого сыра удельный вес больше, чем для плавленых сырков.

Как рассчитывают уровень инфляции в России

Годовая инфляция в России в декабре 2023 года составила 7,42%.

Инфляция — это рост общего уровня цен на товары и услуги в экономике, который также называют обесцениванием денег. Показатель высчитывается через вычитание 100% из индекса потребительских цен. Индекс показывает изменение стоимости средней корзины. При подсчете учитывается удельный вес товаров и услуг в расходах. Для исследования структуры трат населения ежегодно проводится опрос 78 тыс. респондентов.

По данным на 2023 год, структура расходов делится на 79 категорий товаров и услуг. Среди непродовольственных товаров наибольшую долю занимают легковые автомобили, среди продовольственных — мясопродукты, среди услуг — жилищные и коммунальные.

Стоимость категории товаров формируется в несколько этапов. Сначала учитывают цены более 775 тыс. товаров и услуг. Затем схожие позиции разделяют на 566 групп и рассчитывают для каждой среднюю стоимость. Далее среднюю стоимость группы умножают на ее долю в расходах.

Официальные расчеты могут не совпадать с личным ощущением изменения цен. Одна из причин — различие средней и личной потребительских корзин. Также показатели инфляции могут разниться по регионам. Кроме того, доля товаров или услуг, на которые цены сильно выросли, может быть мала и не влиять на общий показатель. Наконец, при личном восприятии скачок цены на один товар или услугу может казаться ростом цен на все.

Подробнее о том, как рассчитывается инфляция в России и почему она может не совпадать с личной оценкой стоимости товаров и услуг, — в инфографике ТАСС.

© Информационное агентство ТАСС

Свидетельство о регистрации СМИ №03247 выдано 02 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати.

Инфляция в моделях. Цепной и базисный индексы

Долгосрочные финансовые прогнозы охватывают много лет деятельности бизнеса и на протяжении срока планирования цены, использованные в них, будут меняться. Как правило, моделирование основано на текущем значении цен и их ожидаемых изменениях под действием инфляции.

Если планирование основано на номинальных ценах, то все суммы доходов и затрат по статьям, подверженным инфляции, должны меняться от периода к периоду. Если планирование ведется в реальных ценах, то никакие цены не меняются, но прогноз инфляции все равно должен быть представлен в модели, так как эту инфляцию надо будет вычитать из ставки дисконтирования и других аналогичных ставок. Подробнее о номинальных и реальных ценах можно узнать здесь.

Для применения инфляции в модель обычно включают раздел прогноза макроэкономических показателей, который может выглядеть таким образом:

раздел прогноза макроэкономических показателей

Здесь для применения инфляции к будущим ценам подготовлено два индекса.

Цепной индекс инфляции рассчитывается по отношению к предыдущему периоду. Он как бы по цепочке, от периода к периоду, передает влияние инфляции. Такой индекс удобно использовать по отношению к параметрам, для которых в модели отдельно задана цена и физические объемы.

Базисный индекс инфляции показывает влияние инфляции нарастающим итогом от начала проекта. Он удобен в работе со статьями доходов и затрат, задаваемых денежными суммами, без деления на объемы и цены.

Формула индекса инфляции

Формула расчета индекса инфляции зависит от допущений, принимаемых при построении модели. В приведенном выше примере сделано допущение, что цены в модели были определены в 2021 году, а средние цены 2022 года будут отличаться от них на величину годовой инфляции. Тогда индекс 2022 года равен 1+I22, где I22 — инфляция 2022 года.

Другое возможное допущение — цены были определены в начале 2022 года, равномерно росли с инфляцией в течение года, и среднегодовые цены первого года примерно соответствуют ценам 1 июля — то есть надо считать с влиянием полугодовой инфляции.

Формула первого периода несколько изменится, теперь это:

Формула первого периода

и вся таблица немного изменит свои значения:

прогноз макроэкономических показателей

Наконец, мы можем предположить, что цена определена на начало 2022 года, а в модели мы допускаем, что все денежные потоки и цены приходятся на первый день любого расчетного периода. Тогда для первого года никакого влияния инфляции не будет, и таблица примет вид:

прогноз макроэкономических показателей

Во всех приведенных примерах предполагалось, что шаг планирования финансовой модели — год. Если планирование ведется не по годам, а по кварталам или месяцам, то формула индекса инфляции меняется. Наиболее удобный и универсальный вариант формулы для цепного индекса выглядит так:

вариант формулы для цепного индекса

где I — годовая инфляция

m — число месяцев в расчетном периоде

Пример реализации индекса инфляции

Подробную инструкцию по включению инфляции в финансовые модели можно посмотреть в этом видео:

Такие статьи мы публикуем регулярно. Чтобы получать информацию о новых материалах, а также быть в курсе учебных программ, вы можете подписаться на новостную рассылку.

Если вам необходимо отработать определенные навыки в области инвестиционного или финансового анализа и планирования, посмотрите программы наших семинаров.

Коэффициент инфляции

При слове «инфляция» у многих людей возникают примерно одинаковые ассоциации. Они даже объяснят это явление правильно, но своими словами. Однако, как сделать так, чтобы инфляция не сильно повлияла на сбережения, знает не каждый. Рассмотрим подробнее, что такое инфляция, в суть коэффициента инфляции, как его посчитать?

Что такое инфляция?

Она представляет собой сложный экономический процесс, который оценивает покупательную способность денег. В первую очередь она выражается в том, сколько товаров можно купить на одну и ту же сумму в разные периоды времени. Например, если пять лет назад на 100 рублей можно было купить 10 батонов, то сейчас – только 4 батона. Исходя из этого, люди воспринимают инфляцию, как негативный процесс. Но нормальная работа экономики невозможна без баланса между количеством товара и денежной массой.

Если количество выпускаемых товаров растет вместе с денежной массой, то это не вызывает инфляционного процесса. Но если в оборот выпущен дополнительный объем денег, а количество производимых продуктов и деловая активность бизнеса не выросли, то здесь есть смысл говорить об инфляции.

Таким образом, под инфляцией подразумевается падение покупательной способности денег и поднятие цен на продукцию.

индекс инфляции

Что такое коэффициент (индекс) инфляции (КИ)?

Он используется для анализа темпа обесценения денег и определяет разницу цен настоящего и прошлого периодов времени. Другими словами, КИ показывает, как изменилась цена определенного состава продуктов на текущий момент по сравнению с прошлым, а также характеризует интенсивность и скорость инфляционных процессов в экономической среде. Этот показатель можно рассчитать за любой период (месяц, квартал, год и т.д.). КИ рассчитывается по следующей формуле:

Читайте также: Инвестирование жилую в недвижимость в России. Куда вложить, чтобы не прогадать?

ки

Он включает в себя перечень потребительских продуктов продовольственного и иного назначения. Этот состав является единым для всех регионов России. Данный показатель рассчитывается федеральными органами и подлежит обязательной периодической публикации в средствах массовой информации. В России этим занимается служба госстатистики. На основании показателей КИ оценивается уровень жизни населения, поскольку за базу берется потребительская корзина, в которую включен большой список услуг и продуктов.

Рассчитаем КИ с учетом, что в корзину входит три базовых товара (хлеб, сахар и оплата за свет):

ки

Из полученных расчетов видно, что цена потребительской корзины из 3х продуктов увеличилась на 28,95%. Однако, на практике расчет КИ производится с более широкого набора товаров и услуг. Чтобы сгладить скачки инфляции на продукты в весенне-летний период, в этот список могут включаться, например, коммунальные расходы. Поскольку отопительный сезон заканчивается, то размер оплаты снижается, что влечет за собой снижение КИ.

Методология расчета КИ до сих пор остается спорным моментом, касательно набора потребительской корзины. Стандартно в нее включаются: определенный набор питания, стоимость электроэнергии, одежды, медобслуживание, стоимость образования и отдыха, расходы на содержание помещения и автомобилей и проч.

Со временем данный набор меняется. Так, еще десять лет назад расходы на мобильную связь и интернет не имели массового потребления и не включались в корзину. Для современного человека игнорировать эти расходы уже не предоставляется возможным. Изменения в пропорциях набора корзины приводит к тому, что сопоставлять ее с предыдущими периодами просто нельзя. Однако, если набор продуктов держать одним и тем же, что показатель теряет свой реальный эффект и не сможет отражать динамику затрат.

инфляция

Изменение коэффициентов инфляции можно проследить на рисунке (расчеты производились на основании значений потребительских цен, опубликованных службой госстатистики):

Таким образом, инфляция характеризуется снижением стоимости национальной валюты и ростом цены на продукты и услуги. Коэффициент инфляции служит важным показателем жизни граждан страны.

Читайте также: Целевой вклад для детей

Базисом для его расчета является потребительская корзина, в которую включается большой список наиболее потребляемых продуктов. Высокие значения КИ делают долгосрочные вложения невыгодными. При значении КИ ниже 10%, что считается нормальным для стабильного государства, у людей появляется стимул вкладывать их и получать доход.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *