Что такое налог на совокупный доход
Перейти к содержимому

Что такое налог на совокупный доход

  • автор:

Что такое налог на совокупный доход

Справка Оглавление Редакции Приложения pdf

Справка к документу

Приложения с текстом в формате pdf

Оглавление

Сравнить редакции

Отметьте 2 редакции, чтобы сравнить их

Подтверждающие документы

Поиск похожих судебных актов по упоминанию норм

Чтобы найти похожие акты, отметьте важные для вас нормы (лучше не более 3-х) и нажмите «Найти».
Система подберет судебные решения с одновременным упоминанием всех выбранных норм.

Найти Выбрано 0 из 0 Отменить выбор

Налоги на совокупный доход и их роль в повышении уровня жизни в муниципальных образованиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власенкова Е. А., Виноградова Н. А.

Статья посвящена вопросам оптимизации финансового обеспечения местных бюджетов и повышения уровня жизни в муниципальных образованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Власенкова Е. А., Виноградова Н. А.

Анализ изменений законодательства Российской Федерации в части специальных режимов налогообложения в 2013 году

Анализ практики применения патентной системы налогообложения в РФ

Становление и развитие современной российской системы налогообложения малого предпринимательства: специальные налоговые режимы

Налогообложение малого и среднего бизнеса: современное состояние и перспективы развития
Трансформация налоговой системы в области специальных налоговых режимов
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоги на совокупный доход и их роль в повышении уровня жизни в муниципальных образованиях»

Таким образом будущее рынка строительства и ремонта остается именно за крупными фирмами, предоставляющими широкий спектр услуг и надежные гарантии [2].

НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД И ИХ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ЖИЗНИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

© Власенкова Е.А.*, Виноградова Н.А.*

Филиал Российского государственного гуманитарного университета,

г. Домодедово Мценский филиал Госуниверситета — УНПК, г. Мценск

Статья посвящена вопросам оптимизации финансового обеспечения местных бюджетов и повышения уровня жизни в муниципальных образованиях.

Уровень жизни в муниципальном образовании, несомненно, определяется множеством факторов. Но при этом одним из важнейших из них является обеспеченность финансовыми ресурсами, что позволяет муниципалитету реализовывать различные социальные, экономические программы, приводящие к росту качества жизни населения.

Традиционно налоги на совокупный доход являются одним из элементов, формирующим доходную базу региональных и муниципальных бюджетов.

Налоги на совокупный доход включают упрощенную систему налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) и единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). При этом поступления от УСН зачисляются в региональные бюджеты. Доходы от ЕСХН до 2013 года зачисляются в региональные бюджеты по нормативу 30 %, а в местные бюджеты — по нормативу 70 %. С 1 января 2013 года доходы от ЕСХН будут в полном объеме зачисляться в местные бюджеты. Поступления ЕНВД полностью зачисляются в доходы местных бюджетов.

* Доцент кафедры Экономико-управленческих дисциплин Филиала Российского государственного гуманитарного университета, кандидат экономических наук.

* Доцент кафедры Бухгалтерского учета и налогообложения Мценского филиала Госуниверситета — УНПК, кандидат экономических наук.

В 2011 г. в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации поступило 215 166 тыс. руб., из этой суммы 44 % приходится на доходы местных бюджетов.

В 2011 г. доля поступлений налога, взимаемого в связи с применением УСН, в общем объеме поступлений налогов на совокупный доход в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составляет порядка 66 %, доля ЕНВД — около 32 %, а доля ЕСХН — около 2 %.

С 1 января 2013 года вступает в действие глава 265 «Упрощенная система налогообложения» части второй Налогового кодекса РФ (статьи 34643 -34653), и патентная система налогообложения становится самостоятельным налоговым режимом.

До начала 2013 года данная система налогообложения не выделялась в отдельный специальный налоговый режим, а являлась разновидностью УСН. Ее применение регулировалось статьей 346251 части второй Налогового кодекса РФ «Особенности применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента».

Предполагается, что в будущем данный налоговый режим сможет для индивидуальных предпринимателей стать заменой специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, который прекратит свое действие с 1 января 2018 года.

Патентная система налогообложения вводится в действие субъектов Российской Федерации и применяется на территориях данных субъектов. При этом доходы в виде поступлений налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляются в региональные бюджеты.

Патентная система налогообложения может применяться только индивидуальными предпринимателями. Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется добровольно.

Индивидуальные предприниматели, планирующие применять патентную систему налогообложения с 1 января 2013 года, должны подать заявления о получении патента не позднее 20 декабря 2012 г. Налоговый орган отказывает в выдаче патента, если в заявлении о получении патента срок действия патента составляет менее одного месяца или более двенадцати месяцев либо вид предпринимательской деятельности не указан в Налоговом кодексе РФ.

В отличие от ранее действующей упрощенной системы налогообложения (УСН) на основе патента перечень видов предпринимательской деятельности более широкий. Он включает наряду с существовавшими ранее видами (ремонт и пошив обуви, ремонт мебели) такие виды предпринимательской деятельности как розничная торговля и услуги общественного питания.

При применении патентной системы налогообложения индивидуальный предприниматель вправе привлекать не более 15 наемных работников. Ранее действовавшая УСН на основе патента позволяла привлекать не более 5 наемных работников.

Размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности устанавливаются законами субъектов РФ. При этом налоговый кодекс РФ устанавливает минимальный размер потенциально возможного годового дохода (100 тыс. рублей), а также его максимальный размер (1 млн. рублей), которые подлежат индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.

Субъекты РФ имеют возможность корректировки потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода. Так, они могут:

— дифференцировать виды предпринимательской деятельности;

— устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам;

— устанавливать размер потенциально возможного к получению годового дохода в зависимости от средней численности наемных работников, количества транспортных средств. В отношении таких видов деятельности, как торговля и общественное питание, размер потенциально возможного дохода может быть установлен также в зависимости от количества обособленных объектов (площадей);

— увеличивать максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода до трех или десяти раз по различным видам деятельности, а также до пяти раз — по всем видам предпринимательской деятельности, которые осуществляются на территории города с численностью населения более одного миллиона человек.

Налогоплательщик, применяющий патентную систему налогообложения, в качестве документа, который удостоверяет право на ее применение, должен иметь патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта РФ введена данная система налогообложения.

Форма патента утверждается Федеральной налоговой службой.

Патент выдается индивидуальному предпринимателю налоговым органом по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика и действует на территории только того субъекта РФ, который указан в патенте. При этом индивидуальный предприниматель может получать патенты в нескольких субъектах РФ. Для получения патента индивидуальный предприниматель должен подать лично, через представителя, направить по почте или передать в электронной форме заявление на получение патента в налоговый орган по месту жительства не позднее чем за 10 дней до начала применения индивидуальным предпринимателем патентной системы налогообложения. Налоговый орган в течение пяти дней со дня получения заявления на получение патента выдает индивидуальному предпринимателю патент или уведомляет его об отказе в выдаче патента.

Налоговый орган может отказать индивидуальному предпринимателю в выдаче патента по следующим основаниям:

1. в заявлении на получение патента указан вид предпринимательской деятельности, не соответствует перечню видов предпринимательской деятельности, в отношении которых на территории субъекта РФ введена патентная система налогообложения;

2. в заявлении на получение патента указан срок действия патента, не соответствующий периоду от одного до двенадцати месяцев в пределах календарного года;

3. не закончен календарный год, в котором индивидуальный предприниматель утратил право на применение патентной системы налогообложения;

4. имеется недоимка по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения.

Патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от одного до двенадцати месяцев включительно в рамках календарного года.

Налогоплательщик утрачивает право на применение патентной системы налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент в случае, если:

1. с начала календарного года доходы налогоплательщика от реализации по всем видам деятельности, в отношении которых применяется патентная система, превысили 60 млн. рублей;

2. в течение налогового периода численность наемных работников превысила 15 человек;

3. налогоплательщик своевременно не уплатил налог.

В таком случае налогоплательщик должен перейти на общий режим налогообложения и уплатить суммы налогов, подлежащие уплате в соответствии с общим режимом налогообложения за период, в котором индивидуальный предприниматель утратил право на применение патентной системы налогообложения. При этом пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по соответствующим налогам не взимаются, а сумма налога на доходы физических лиц уменьшается на сумму налога, уплаченного в связи с применением патентной системы.

Индивидуальный предприниматель обязан заявить в налоговый орган об утрате права на применение патентной системы налогообложения и о переходе на общий режим налогообложения или о прекращении деятельности, в отношении которой применяется патентная система, в течение 10 дней.

Объект налогообложения — потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду деятельности, установленный законом субъекта РФ.

Налоговая база определяется как денежное выражение потенциально возможного годового дохода по виду деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный год или количество месяцев, на которые выдан патент.

Налоговая ставка устанавливается в размере 6 %. Сумма налога исчисляется как соответствующая ставке процентная доля налоговой базы. Если патент получен на срок менее 12 месяцев, в таком случае сумма налога рассчитывается делением размера потенциально возможного дохода на 12 месяцев и умножением на количество месяцев, на которые выдан патент.

Сроки уплаты зависят от количества месяцев, на которое выдан патент. Налог уплачивается по месту постановки на учет в налоговом органе:

1. если патент получен на срок до 6 месяцев, налог уплачивается в полном размере не позднее 25 дней со дня начала действия патента;

2. если патент получен на срок от 6 до 12 месяцев:

— в размере 73 суммы — в срок не позднее 25 дней со дня начала действия патента;

— в размере 2/3 суммы — в срок не позднее 30 дней до дня окончания налогового периода.

Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения, в налоговые органы не представляется.

Уменьшение величины налога по патентной системе на сумму уплаченных страховых взносов не предусмотрено. При этом стоит отметить, что в рамках действующей ранее УСН на основе патента такая возможность существовала. Отсутствие возможности уменьшения величины налога, взимаемого в связи с применением патентной системы, на сумму уплаченных страховых взносов, может создать неравные условия деятельности для налогоплательщиков, применяющих данный налоговый режим, по сравнению с налогоплательщиками, применяющими иные специальные налоговые режимы.

Введение патентной системы налогообложения как самостоятельного специального налогового режима направлено на расширение сферы применения патента, что позволит индивидуальным предпринимателям самостоятельно выбирать налоговый режим и обеспечит постепенный переход к патентной системе налогообложения после отмены ЕНВД.

При этом, поскольку патентная система налогообложения может применяться исключительно индивидуальными предпринимателями, после отмены ЕНВД организации малого бизнеса смогут выбирать либо общий режим налогообложения, либо УСН.

Поступления налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения зачисляются в местные бюджеты по нормативу 100 % (в бюджеты муниципальных районов и городских округов).

Взимаемый ранее налог в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подлежал зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100 %.

В 2011 г. доля налога, взимаемого в виде стоимости патента при применении УСН, в общем объеме поступлений от налогов на совокупный доход,

составляла менее 1 %. Это говорит о том, что предприниматели по тем или иным причинам не могли применять данную систему налогообложения.

С приданием патентной системе налогообложения статуса самостоятельного налогового режима (с одновременным приданием ЕНВД добровольного характера), появляется возможность в выборе налогоплательщиками наиболее оптимального для них налогового режима. При этом предусматривается повышение финансовой обеспеченности местных бюджетов, что так необходимо на современном этапе развития бюджетного федерализма. Возможно, с введением патентной системы ее доля в поступлениях от налогов на совокупный доход достигнет порядка 20-25 % в первые годы ее применения и может составить 30-33 % в последующем. Это будет способствовать росту финансовой обеспеченности местных бюджетов, что создаст условия для реализации новых социальных, экономических, экологических программ, что в итоге будет способствовать повышению уровня жизни в муниципальных образованиях.

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31.07.1998 г. №145-ФЗ (ред. от 12.11.2012) // Собрание законодательства РФ. -03.08.1998. — № 31. — Ст. 3823.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая). Федеральный закон от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (ред. от 02.10.2012) // Собрание законодательства РФ. — 07.08.2000. — № 32. — Ст. 3340.

3. Федеральный закон от 28.07.2012 г. №145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 30.07.2012. — № 31. — Ст. 4334.

4. Федеральный закон от 25.06.2012 г. №94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 25.06.2012. — № 26. — Ст. 3447.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА И ДОХОДА

Воронежский государственный университет, г. Воронеж

Говоря об издержках производства, французский экономист Д. Сэй так сформулировал основное правило управления производством: «Нужно снижать издержки производства с тем, чтобы увеличить прибыль»

* Магистрант кафедры Финансы и кредит.

Что такое налог на совокупный доход

Статья 6. Совокупный доход

Совокупный доход — это общая сумма всех доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом году, независимо от источников их получения. В контексте настоящего Закона доходом, в частности, считается:

а) оплата труда и другие приравненные к ней выплаты;

б) возмещение, получаемое за использование или право пользования любыми авторскими правами на произведения литературы. искусства или науки, любым патентом, товарным знаком, проектом или моделью, планом, секретной формулой или процессом, программой для электронно-вычислительных машин и базы данных или за использование или право пользования промышленным, коммерческим, научным оборудованием, или предоставление информации о промышленном, техническом,организационном, коммерческом, научном опыте (далее — роялти);

в) процент и иное возмещение, получаемые по займам (далее — процент);

д) доходы (выигрыши), полученные в игорных домах, в играх с выигрышами;

е) вещевые выигрыши (призы) конкурсов и соревнований, а также лотереи;

ж) денежные выигрыши (призы) конкурсов и соревновании, а также лотереи;

з) имущество и денежные средства, полученные в порядке дарения и помощи;

и) имущество и денежные средства, полученные в порядке наследования;

к) страховые возмещения;

л) доход от предпринимательской деятельности;

м) доход от отчуждения имущества;

н) плата и иное возмещение за аренду (далее — арендная плата), доходы, полученные от других гражданско-правовых договоров;

о) страховые платежи, произведенные за физических лиц юридическими лицами и предприятиями, не имеющими статуса юридического лица.

Доходы, полученные в натуральной (неденежной) форме (в том числе и в случае удержания (взимания) налоговым агентом налога в соответствии с положениями настоящего Закона), учитываются в совокупном доходе по государственным фиксированным (регулируемым) ценам, а при их отсутствии — по свободным (рыночным) ценам в порядке, установленном Правительством Республики Армения.

Доходы, полученные физическими лицами в иностранной валюте, пересчитываются в драмы Республики Армения исходя из валютного курса, установленного Центральным банком Республики Армения на день их получения.

Статья 7. Элементы, не считающиеся доходом

В контексте настоящего Закона не считаются доходом:

а) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Республики Армения, за исключением пособий по временной нетрудоспособности и по уходу за больным членом семьи;

б) все виды пенсий, выплачиваемых в соответствии с законодательством Республики Армения;

в) единовременные выплаты членам семей погибших военнослужащих и ставшим инвалидами военнослужащим в соответствии с законодательством Республики Армения;

г) алименты, выплачиваемые в соответствии с законодательством Республики Армения;

д) суммы, полученные физическими лицами за сдачу крови и материнского молока и другие виды донорства.

Налоги на совокупный доход в системе налогоо бложения малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД / УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / SIMPLIFIED TAXATION SYSTEM / ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА / ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД / SINGLE TAX ON IMPUTED INCOME AND PATENT SYSTEM / МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / TAXES ON GROSS INCOME / SMALL BUSINESS OWNER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толстихина Татьяна Борисовна

В статье рассмотрено понятие налогов на совокупный доход в системе налогообложения малого бизнеса . Выполнен анализ их структуры и динамики, причин преобладания упрощенной системы налогообложения (УСН) в системе налогов на совокупный доход . Дана оценка влияния специальных налоговых режимов на развитие малого бизнеса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Толстихина Татьяна Борисовна

Оценка последствий изменения законодательства по специальным налоговым режимам для малого бизнеса

Выбор оптимальной системы налогообложения малыми предприятиями строительного комплекса региона (на примере Республики Татарстан)

Особенности налогообложения в мини-гостиницах

Становление и развитие современной российской системы налогообложения малого предпринимательства: специальные налоговые режимы

Оценка современного состояния налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса Республики Мордовия: на примере упрощенной системы налогообложения

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXES ON GROSS INCOME IN THE TAX SYSTEM FOR SMALL BUSINESS

The article discusses taxes on gross income in the tax system for small businesses. The analysis of their structure and dynamics, the reasons for the predominance of the simplified tax system against the tax system on gross income are focused on. The estimation of the impact of special tax regimes for small business development is also given

Текст научной работы на тему «Налоги на совокупный доход в системе налогоо бложения малого бизнеса»

налоги на совокупный доход в системе налогообложения малого бизнеса

Толстихина Татьяна Борисовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры экономики таможенного дела, к.э.н., доцент, e-mail: ttbamur@gmail.com

В статье рассмотрено понятие налогов на совокупный доход в системе налогообложения малого бизнеса. Выполнен анализ их структуры и динамики, причин преобладания упрощенной системы налогообложения (УСН) в системе налогов на совокупный доход. Дана оценка влияния специальных налоговых режимов на развитие малого бизнеса

Ключевые слова: налоги на совокупный доход; упрощенная система налогообложения; единый налог на вмененный доход; патентная система; малый бизнес; индивидуальный предприниматель

Налоги на совокупный доход .

TAXES ON GROSS INCOME IN THE TAX SYSTEM FOR SMALL BUSINESS

Tolstikhina Tatiana B.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, associate Professor of the Department of economy of customs Affairs, PhD, Associate Professor, e-mail: ttbamur@gmail.com

The article discusses taxes on gross income in the tax system for small businesses. The analysis of their structure and dynamics, the reasons for the predominance of the simplified tax system against the tax system on gross income are focused on. The estimation of the impact of special tax regimes for small business development is also given

Keywords: taxes on gross income; simplified taxation system; single tax on imputed income and patent system; small business; small business owner

Для цитирования: Толстихина Т.Б. Налоги на совокупный доход в системе налогообложения малого бизнеса // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 1 (61). С. 53-56.

В Российской Федерации основными налогами на совокупный доход являются налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог и налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения [1]. Все они относятся к специальным налоговым режимам и могут быть использованы субъектами малого и среднего предпринимательства [2] для снижения налоговой нагрузки на предпринимательскую деятельность при упрощении налогового администрирования. Фактические значения поступлений от данного вида налогов представлены в табл. 1, составленной автором

по данным Единого портала бюджетной системы Российской Федерации (http://www.budget.gov.ru).

Из табл. 1 видно, что по показателям всех налогов на совокупный доход наблюдается устойчивая динамика роста их поступлений в бюджет РФ с 2009 года. Наибольшая доля поступлений в бюджет РФ приходится на УСН (73 %), превышая в три раза суммарную долю ЕНВД и ПС (рис. 1), доля ЕСХН в анализируемом периоде колеблется на уровне 1,5 % и в 2015 году составила порядка 2 %.

Чем объясняется такое распределение долей между УСН в сравнении с ЕНВД и ПС?

Гипотеза 1 — большее число предприятий выбирают УСН; гипотеза 2 — доходность предприятий, выбирающих УСН, выше.

Фактические значения поступления налогов на совокупный доход в бюджете РФ, млрд руб.

Наименование показателя 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН) 119,64 109,44 134,39 159,1 188,85 212,31 230,28 254,19

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) 2,42 2,17 2,68 3,88 3,84 4,04 4,71 7,43

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) 62,98 63,92 70,64 71,36 78,6 74,5 76,67 78,54

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения (ПС) 1,95 3,44 5,29

Торговый сбор (ТС) 2,31

Всего 185,04 175,53 207,71 234,34 271,29 292,8 315,1 347,76

Рис. 1. Структура налогов на совокупный доход, %

Для проверки обеих гипотез автором использованы данные по формам статистической налоговой отчетности официального сайта Федеральной налоговой службы [3]. В табл. 2 представлены данные о количестве предприятий, использующих специальные налоговые режимы УСН, ЕНВД, ПС.

Данные табл. 2 опровергают гипотезу 1, так как количество налогоплательщиков по УСН, в сравнении с ЕНВД и ПС, примерно было равным в 2013 и 2014 годах, плательщиков УСН в 2015 году только на 24 % больше. При этом очевидно, что индивидуальные предприниматели (ИП) предпочитают ЕНВД. Это объясняется тем, что при выборе ЕНВД предприниматель уплачивает налог, величина которого не зависит от фактической выручки и прибыли, полученных в результате деятельности за налоговый период. Его величина «вменяется» государством, исходя из расчетных показателей доходности по определенным видам бизнеса при фиксированной ставке. С одной стороны, это упрощает предоставление отчетности и увеличивает собираемость данного налога, а с другой — является дополнительным драйвером роста бизнеса, так как у предпринимателя появляется стимул наращивать доходы. При этом опережающие темпы роста реального дохода над «вмененным» обеспечивает снижение налоговой

Применение предприятиями специальных налоговых режимов в 2013-2015 годах

Количество налогоплательщиков, использующих 2013 2014 2015

всего в том числе ИП всего в том числе ИП всего в том числе ИП

УСН (ед./чел.) 2 477 878 1 194 213 2 511 308 1 196 837 2 818 063 1 387 732

ЕНВД (ед./чел.) 2 346 563 1 994 785 2 346 563 1 994 785 2 094 209 1 780 825

ПС (ед./чел.) 69 387* 69 387 99037 99037 182 198 182 198

Итого 4 893 828 3 258 385 4 956 908 3 290 659 5 094 470 4 273 639

* значение рассчитано автором на основе статистическои информации о количестве выданных патентов и их среднего значения на одного предпринимателя за анализируемый период по данным https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/

нагрузки на бизнес, а также рост инвестиционной и/или инновационной активности предпринимателей, которые могут больше средств направить на развитие своего бизнеса. Следует отметить, что с 2016 года органы власти муниципальных образований, городских округов и городов федерального значения могут снизить ставку ЕНВД, установив её значение в диапазоне с 7,5 до 15 % с целью стимулирования развития определенных сфер бизнеса. В 2017 году предприниматели получили еще одно преимущество: они смогут уменьшать вмененный доход на сумму страховых взносов по пенсионным и медицинским взносам, а также по временной нетрудоспособности не только на работников, а также и на себя, но не более, чем на 50 % вмененного дохода [1, п. 2 ст. 346.32].

Патентная система во многом схожа с ЕНВД; налогоплательщикам, применяющим ПС, также «вменяется», в зависимости от вида деятельности [1, ст. 346.43], потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта Российской Федерации. Несмотря на то что подавать декларацию при ПС не следует и что ставка составляет 6 %, предприниматели не торопятся

переходить на данную систему (с 2013 по 2015 год доля ПС в налогах на совокупный доход в бюджете РФ выросла с 0,6 % до 1,52 %), скорее всего, из-за нежелания менять привычную схему взаимоотношений с налоговыми органами. В связи с этим проверку второй гипотезы проведем без учета доходов по ПС.

В табл. 3 представлены данные, отражающие доходность предприятий, использующих специальные налоговые режимы с уплатой налогов на совокупный доход по УСН и ЕНВД. Данные табл. 3 подтверждают гипотезу 2: поступления в бюджет Российской Федерации от УСН в три раза превышают поступления от ЕНВД за счет того, что доходность предприятий, выбирающих УСН, значительно выше. При этом сумма налога при УСН с дохода превышает сумму налога с дохода, уменьшенного на величину расходов, и составляет порядка 81 % от налоговых поступлений.

УСН дает немало преимуществ налогоплательщикам по сравнению с общей системой налогообложения — ниже ставка налога, отменяет уплату ряда налогов [1, ст. 346.11] и, соответственно, упрощает процессы администрирования налогообложения. Но предприниматели, использующие УСН, должны соблюдать ограничения по доходу от своего бизнеса, что, несомненно, является одним из сдерживающих

Налоги на совокупный доход

Доходы, полученные налогоплательщиками, уплачивающими налоги по УСН и ЕНВД

в 2013-2015 годах, млрд руб

Наименование показателя 2013 2014 2015

всего в том числе ИП всего в том числе ИП всего в том числе ИП

Сумма полученных доходов налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов 7 903,87 2 282,26 4 730,90 961,51 5 320,56 1 060,01

Сумма расходов, понесенных налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов 4 008,91 804,49 4 379,63 858,02 4 908,51 933,48

Сумма убытка, полученного в предыдущем (предыдущих) налоговом (налоговых) периоде (периодах), уменьшающая налоговую базу 34,65 7,01 43,13 8,80 37,09 7,92

Сумма полученных доходов налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы 3 536,66 1 366,95 3 838,80 1 545,66 4 397,16 2 008,55

Сумма исчисленного вмененного дохода (налогооблагаемая база) 873,19 555,82 907,16 574,40 948,21 609,09

факторов для их развития. Этот вопрос отчасти урегулирован на федеральном уровне путем увеличения с 2017 года предельного дохода, в случае превышения которого теряется право применения УСН, до 150 млн руб., что видно из табл. 4 [1, ст. 346.13].

В рамках повышения управляемости развитием бизнеса регионов законами субъектов Российской

Федерации могут быть установлены налоговые ставки УСН в пределах от 1 до 6 процентов, если объектом налогообложения являются доходы и дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов [1, ст. 346.20].

Ограничение дохода при УСН

Наименование ограничения дохода при УСН 2013 2014 2015 2016 2017

Лимит дохода, при котором возможен переход на УСН (45 млн руб.* К дефлятор) 45 48,015 51,615 59,805 112,500

Предельный доход, в случае превышения которого теряется право применять УСН (60 млн руб.* К дефлятор) 60 64,02 68,82 79,74 150,00

Коэффициент дефлятор (К дефлятор) 1 1,067 1,147 1,329 2,5

* с 1 января 2017 действие коэффициента-дефлятора в целях УСН приостановлено до 2020 года. Установленные в НК РФ предельные лимиты на доходы индексироваться на коэффициенты-дефляторы с 2017 года не будут

Анализ региональных законодательных актов, устанавливающих ставки УСН на 2017 год, позволяет сделать вывод о том, что 69 из 85 субъектов Российской Федерации воспользовались таким правом. В девяти регионах ставка УСН установлена на уровне 1 % для налогоплательщиков, которые платят единый налог с доходов и занимаются определенными видами деятельности, например, строительством согласно ОКВЭД ОК 029-2001, растениеводством и животноводством, охотой и предоставлением соответствующих услуг в этих областях, лесоводством и прочей

лесохозяйственной деятельностью, научными исследованиями и разработками, обработкой и утилизацией отходов, производством изделий народных художественных промыслов и другими сферами производственной деятельности, имеющими приоритет в развитии [4-12]. На рис. 2 представлено количество субъектов, в которых установлены пониженные ставки по УСН для всех или отдельных категорий налогоплательщиков, использующих в качестве объекта обложения «доходы», а на рис. 3 — «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Рис. 2. Количество субъектов РФ, установивших пониженные ставки по УСН при объекте обложения «доход» (составлено автором по данным [13])

11 Н з Н з 11 1 б

Рис. 3. Количество субъектов РФ, установивших пониженные ставки по УСН при объекте обложения «доход, уменьшенный на величину расходов» (составлено автором по данным [13])

В целях большего ускорения развития малого бизнеса законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка по УСН в размере 0 % на два налоговых периода для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, независимо от выбранного ими объекта налогообложения.

Таким образом, УСН и ЕНВД занимают в системе налогов на совокупный доход ведущие позиции, составляя в данной группе бюджетных доходов РФ около 96 %. Несмотря на небольшую разницу в количестве налогоплательщиков (около 700) на долю УСН приходится 73 % доходов, что объясняется более низкой доходностью предприятий, выбирающих ЕНВД. В то же время оба рассмотренных специальных налоговых режима играют значительную роль в создании условий для устойчивого развития малого бизнеса. Это возможно благодаря упрощению процедур исчисления и уплаты

налогов, а также путем предоставления возможности предпринимателям оптимизировать налоговую нагрузку с применением как базовых, так и пониженных ставок, направлять большие средства в развитие бизнеса через реализацию инвестиционных и инновационных проектов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *