Льготные кредит на группу лиц это как
Перейти к содержимому

Льготные кредит на группу лиц это как

  • автор:

Российские кредитные организации получат субсидии на предоставление льготных кредитов системообразующим предприятиям, занятым в сферах торговли, производства и АПК

Заемщик имеет право самостоятельно выбрать уполномоченный банк для получения льготного кредита.
Банки самостоятельно разрабатывают документацию в целях регулирования процедур предоставления таких кредитов. В числе прочего, банки обязаны вести Реестр заемщиков и Реестр потенциальных заемщиков. Порядок включения заемщика, содержащегося в Реестре потенциальных заемщиков, в Реестр заемщиков установлен Минисельхозом РФ.
На банк возлагается обязанность контролировать целевое использование льготных кредитов. При этом допускается включать в льготный кредитный договор условие о возможности конвертации денежных средств в иностранные валюты для исполнения внешнеторговых обязательств.
Размер субсидии, предоставляемой уполномоченным банкам по заключенным кредитным договорам, рассчитывается исходя из 12% годовых, начисленных на остаток основного долга на каждую дату начисления уполномоченным банком процентов по кредитному договору. Период субсидировании действует до окончания срока действия кредитного договора, но не позднее 15.12.2023.
Для получения субсидии банк должен заключить соглашение с Минсельхозом РФ на предоставление такой помощи. В последующем, после предоставления соответствующего льготного кредита банк в течение 7 рабочих дней после окончания каждого календарного месяца направляет в Минсельхоз РФ заявку на получение субсидии.
В случае нарушения заемщиком правил получения льготного кредита или несоответствия требованиям, банк вправе определить иную стоимость выдаваемого им кредита в соответствии со своими внутренними документами.
В случае выявления нецелевого расходования заемщиком денежных средств уполномоченный банк информирует об этом Минсельхоз РФ и возвращает предоставленную субсидию, которая используется не по целевому назначению.

II. Постановлением 2 предусмотрен порядок выдачи субсидий на возмещение недополученных доходов кредитным организациям, кредитующим системообразующие организации в области торговли и производства, а также лиц, входящих с ними в группу лиц.
Общая сумма субсидий в соответствии с Распоряжением 2 составляет 40 млрд. рублей. Денежные средства предоставляются ежемесячно получателям субсидий, которыми являются системно значимые кредитные организации, включенные в перечень системно значимых кредитных организаций Центрального Банка РФ и попавшие под санкции недружественных государств.
Размер предоставляемой субсидии зависит от даты заключения кредитного договора.
Если кредитный договор заключен с 17.03.2022 по 15.04.2022, то ее размер будет считаться исходя из 12% годовых, начисленных на остаток основного долга на каждую дату начисления получателем субсидии процентов по такому кредитному договору, в соответствии с пунктом 27 Постановления 2.
Если же договор заключен после 15.04.2022, то размер субсидии определяется как увеличенная на 3% годовых разница между ключевой ставкой Центрального Банка РФ и 11% годовых.

Субсидии предоставляются для возмещения недополученных доходов по кредитным договорам, соответствующим следующим условиям:
a) договор заключен с системообразующей организацией, осуществляющей деятельность в области торговли и производства и (или) с лицами, входящими с ней в группу лиц.
Критерии для включения организаций в перечень системообразующих организаций российской экономики см.: https://www.economy.gov.ru/material/file/4799b32f943f0269adf5122147e1c95d/kriterii.pdf;
b) кредитный договор предусматривает льготную процентную ставку в размере не более 11% годовых;
c) кредитный договор заключен после 17.03.2022;
d) предоставленные заемщику средства не могут быть размещены на депозитах, а также в иных финансовых инструментах, продажа или передача которых обеспечивает получение денежных средств (ценные бумаги, денежные обязательства, фьючерсы, опционы, прочие финансовые инструменты);
e) кредитный договор не предусматривает взимание комиссий и сборов, за исключением платы за пользование лимитом кредитной линии, комиссии за досрочное погашение в размере не более 1,5% досрочно погашаемой суммы
f) кредитный договор предусматривает получение заемщиком кредита в рублях, размер которого не превышает значения, рассчитанного исходя из квартальной выручки заемщика в 2021 году, умноженной на 0,7, и на индекс цен производителей промышленных товаров обрабатывающих производств за первые 3 квартала 2021 года, и не превышает 10 млрд. рублей, а для группы лиц одной системообразующей организации – 30 млрд. рублей;
g) кредитный договор содержит запрет на объявление и выплату дивидендов заемщиком из средств, полученных в рамках данного соглашения, в течение срока его действия;
h) договором предусматривается обязательство заемщика предоставлять за каждый отчетный период отчетность о финансово-экономическом состоянии в части рисков с условием санкционных мер недружественных государств;
i) предусматривается обязательство заемщика уведомлять кредитные организации о заключении кредитного договора, субсидируемого в соответствии с Постановлением 2, более чем в одном банке.

Для получения льготного кредита заемщик должен предоставить кредитной организации информацию об имеющихся депозитах и иных финансовых инструментах и об изменении депозитных счетов, а также направлять в Минпромторг РФ ежеквартально актуальную информацию об имеющихся депозитах и иных финансовых инструментах.

Заемщик должен соответствовать ряду критериев:
a) имеется подтверждение, что на дату заключения кредитного договора заемщиком представлена отчетность за последний отчетный период о финансово-экономическом состоянии в части рисков с условием санкционных мер недружественных государств;
b) обладает статусом налогового резидента РФ;
c) не находится в процессе реорганизации, ликвидации или не находится в процедурах банкротства;
d) не имеет просроченной задолженности по уплате налогов и сборов в размере, превышающем 500 000 рублей в течение последних 30 дней;
e) в период с даты заключения кредитного договора (соглашения) не имел просроченных на срок свыше 90 календарных дней платежей перед бюджетной системой РФ;
f) обеспечивает сохранение занятости на период действия кредитного договора не менее 85% численности работников по отношению к 1-му числу месяца, предшествующего дате заключения кредитного договора;
g) суммарный объем кредитов одного заемщика, по которым применяется льготная процентная ставка, не превышает 10 млрд. рублей, а для группы лиц одной системообразующей организации (включая эту системообразующую организацию) — не превышает 30 млрд. рублей. Иные правила могут устанавливаться Правительством РФ;
h) если заемщиком является иностранная организация или российская организация, 50% доли в уставном капитале которой принадлежит иностранным лицам, входящим в утвержденный Минфином РФ список государств и территорий с льготным режимом налогообложения и не предусматривающих раскрытия и обмена информацией, то он должен осуществлять свою операционную деятельность на территории России.
См.: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=18409-perechen_gosudarstv_i_territorii_predostavlyayushchikh_lgotnyi_rezhim_nalogooblozheniya_i_ili_ne_predusmatrivayushchikh_raskrytiya_i_predostavleniya_informatsii_pri_provedenii;
i) в реестре дисквалифицированных лиц отсутствуют сведения о дисквалифицированном руководителе заемщика.

Ответственность за соблюдение всех требований заемщиком возлагается на банк. Банки также самостоятельно ведут реестры заемщиков в целях получения субсидий. В случае выявления получателем субсидий нецелевого расходования средств, кредитная организация уведомляет Минпромторг РФ и возвращает предоставленную субсидию, которая используется не по целевому назначению, в доход федерального бюджета.

Для получения субсидии уполномоченный банк должен заключить соглашение с Минпромторгом РФ на предоставление такой помощи. В последующем, после предоставления соответствующего льготного кредита, банк в течение 7 рабочих дней после окончания каждого календарного месяца направляет в Минпромторг РФ заявку на получение субсидии.

Введение вышеописанных мер направленно направлено на поддержание как производственного, торгового, агропромышленного секторов экономики, так и финансового сектора. Доступные заемные средства позволят обеспечить бесперебойную работу системообразующих предприятий важных для экономики отраслей.

Авторы:
Ксения Степанищева – Советник
Кристина Севеева – Юрист
Владимир Блинов – Помощник юриста

О программе льготного кредитования субъектов МСП

В 2020 г. предприниматели могут получить кредиты по льготным ставкам на развитие предпринимательской деятельности и рефинансирование ранее взятого кредита. Льготные кредиты доступны теперь и самозанятым

О программе льготного кредитования субъектов МСП

Уже два месяца действуют поправки к Правилам предоставления субсидий для банков, занимающихся кредитованием субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Правила) 1 . Информация о вступлении их в силу 31 декабря прошлого года была размещена на сайте Минэкономразвития.

Что такое льготное кредитование субъектов МСП?

Это кредитование субъектов МСП по льготным ставкам (кредитование с господдержкой).

Механизм, заложенный в программе льготного кредитования МСП, довольно прост. Государство выбирает приоритетные отрасли экономики, в которых необходимо увеличение доли малого и среднего бизнеса, и делает их более привлекательными. К ним относятся здравоохранение, культура, наука, сельское хозяйство, строительство многоквартирных домов и др. – всего 20 отраслей.

Чтобы финансовые институты, в первую очередь банки, охотнее выдавали льготные кредиты, государство компенсирует им неполученные доходы из бюджета на ежемесячной основе. В программе участвуют более 90 банков по всей стране.

Поправки, вступившие в силу в конце прошлого года, внесли важные изменения в эту программу.

(Чтобы не лишиться права на льготное кредитование, ИП и юрлица – субъекты малого и среднего предпринимательства должны предоставить в налоговый орган сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий год и налоговую отчетность, позволяющую определить величину прошлогоднего дохода от предпринимательской деятельности. Читайте об этом в новости «ФНС: Неотчитавшиеся компании и ИП будут исключены из Реестра субъектов МСП».)

Новые льготные ставки

До принятия поправок действовала единая максимальная ставка по льготному кредиту – 8,5% годовых. И она не могла быть выше, чем ключевая ставка ЦБ РФ плюс 2% годовых. Это было значительно дешевле типичного кредита по рынку.

Теперь же льготные ставки зависят от «программ субсидирования» – от цели, суммы и срока выдаваемого кредита. Всего таких программ четыре.

1. Кредит на инвестиционные цели – кредит на покупку или создание основных средств (дооборудование, достройка, изготовление проектной документации, сооружение и пр.) либо на строительство многоквартирного дома по ДДУ под 8,5% годовых на сумму от 500 тыс. до 2 млрд руб. на срок до 10 лет.

2. Кредит на пополнение оборотных средств – кредит по ставке не более 8,5% годовых на сумму от 500 тыс. до 500 млн руб. на срок до 3 лет.

3. Кредит на развитие предпринимательской деятельности – кредит до 10 млн руб. на срок до 5 лет по ставке не более 9,95%; выдается только МСП со статусом «микропредприятие» и самозанятым гражданам.

4. Кредит на рефинансирование – заемщик может рефинансировать кредит, ранее взятый на инвестиционные цели, под не более чем 8,5% годовых; программа не распространяется на кредиты, рефинансированные по другой госпрограмме.

Как указано на сайте Минэкономразвития, данное нововведение призвано расширить число предпринимателей, которые могут получить кредит по госпрограмме. Поскольку первые две программы субсидирования фактически действовали и раньше, остановимся подробнее на двух новых.

Упрощенный кредит под 9,95% годовых

Данная программа субсидирования дает возможность получить кредит под повышенную ставку – 9,95%, но более простым способом. То есть не придется прикладывать больших усилий для подтверждения цели кредита. Пока программа рассчитана на небольшие суммы и сроки кредита – до 10 млн руб. и до 5 лет. Но, возможно, она получит более широкое распространение.

Как подтвердило Минэкономразвития, существует проблема администрирования кредита: для его получения нужно собрать документы и соблюсти требования, которые прописаны в п. 20 Правил. При этом банки могут устанавливать дополнительные требования.

Для решения этой проблемы отдельные требования п. 20 Правил были смягчены. Например, раньше наличие возбужденного в отношении должника дела о банкротстве было основанием для отказа в выдаче кредита. Но это правило было отвергнуто как слишком жесткое: часто возбуждение дела о банкротстве не заканчивается банкротством должника и используется кредиторами как средство давления при просрочке с его стороны.

Новое правило подп. г) п. 20 Правил гласит: для отказа в выдаче кредита необходимо введение банкротной процедуры (наблюдение, конкурсное производство, финансовое оздоровление, внешнее управление), приостановление деятельности в административном порядке (ст. 3.12 КоАП РФ) или прекращение деятельности ИП.

Но главной мерой поддержки МСП Минэкономразвития стало создание новой программы субсидирования – «Кредит на развитие предпринимательской деятельности». Эта программа была выведена из-под действия п. 20 Правил, а единственное требование к заемщику выделено в отдельный п. 20 (1) Правил – он должен быть микропредприятием.

Так, для получения кредита по данной программе не нужно подтверждать, что просроченной задолженности по налогам и заработной плате нет и процедуры банкротства не применяются.

И все же эта мера, скорее всего, не облегчит получение кредита субъектами МСП. Банки, участвующие в программе, связаны банковским регулированием и системой оценки рисков, которая требует детальной проверки заемщика. Кроме того, каждый банк вправе устанавливать свои требования к заемщику, которые могут затруднять получение кредита.

Рефинансирование ранее взятых кредитов

Данная программа субсидирования дает возможность рефинансировать кредиты, взятые ранее по рыночным ставкам.

Получение такого кредита очень выгодно. Конечно, сокращения срока кредита не происходит, т.е. сохраняется соотношение «основной долг – процент» в платеже. Однако из-за снижения ставки субъект МСП получит возможность уменьшить размер периодических платежей по старому кредиту, тем самым облегчив свою долговую нагрузку.

Примечательно, что рефинансирование возможно только по кредитам, взятым на инвестиционные цели (покупка и создание основных средств, строительство многоквартирного дома по ДДУ), и только в рамках 20 приоритетных отраслей.

Из-за ограниченности перечня этих целей возникает проблема подтверждения их наличия. Банк может остерегаться сомнительных заемщиков и отказывать в выдаче кредита, если инвестиционная цель не подтверждена на 100%. Это вполне объяснимо: поскольку банк получает бюджетные деньги, то он несет ответственность за комплектность документов заемщика (п. 39 Правил), за нецелевое использование кредита и за несоответствие заемщика требованиям госпрограммы (п. 22 Правил).

Поэтому во избежание проблем необходимо не только заранее озаботиться подготовкой подтверждающих документов, но и налаживать взаимодействие с банками, в которых планируется получение кредита по госпрограмме.

Новые должники и кредиторы

До принятия поправок участвовать в программе могли только уполномоченные банки, включенные в специальный перечень. Должниками могли быть только субъекты МСП, занимающиеся определенной деятельностью.

Изменения коснулись как должников, так и кредиторов.

Кредиты по льготной ставке смогут получать самозанятые граждане (использующие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»). Для них установлена ставка субсидирования 3,5% (вместо общей ставки 3%).

С 31 декабря в программах субсидирования смогут участвовать не только банки, но и специализированные финансовые общества (SPV). Эти общества создаются по правилам гл. 3.1 Закона о рынке ценных бумаг, могут скупать дебиторскую задолженность и выпускать под нее облигации, выдавать займы, размещать вклады и заниматься иной финансовой деятельностью.

Предполагается, что специально отобранные SPV будут выполнять лишь определенные в Правилах функции. Они будут получать субсидии от государства, если утвердят решение о выпуске облигаций. Причем облигации должны быть обеспечены залогом денежных требований к заемщикам, в числе которых будут те, кто получил кредит по госпрограмме. SPV будут получать субсидии, если права требования будут ими куплены у банков по соглашению об уступке (цессии).

Данный механизм призван дополнительно стимулировать банки выдавать кредиты по госпрограмме. Выдав кредит, банк будет вправе уступить его в пользу SPV под выпуск облигаций, тем самым он получит новые финансовые возможности и минимизирует свои риски.

Но следует еще раз оговориться: уполномоченные банки связаны требованиями ЦБ РФ и в любом случае будут устанавливать дополнительные условия для субъектов МСП при работе по госпрограмме. Это может затруднить реализацию целей, заложенных в ней.

1 Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2019 г. № 1927 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. № 1764 и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Льготные кредиты для IT-компаний – 2022: кому и на каких условиях предоставят

Льготные кредиты для IT-компаний – 2022: кому и на каких условиях предоставят

Правительство РФ утвердило программу льготного кредитования организаций, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий. Рассказываем, на каких условиях будут предоставлять льготные кредиты и кто их сможет получить.

Условия льготного кредитования для IT-компаний

В 2022 году IT-компании смогут получить в российских банках льготные кредиты на обеспечение текущей деятельности, пополнение оборотных средств, приобретение оборудования, выплату зарплаты своим сотрудникам, привлечение специалистов, а также реализацию новых проектов в сфере информационных технологий. Правила предоставления таких кредитов утверждены постановлением Правительства РФ от 26.04.2022 № 754 (далее — Правила).

Льготные кредиты смогут получить системообразующие IT-организации, включенные в перечень Минцифры, а также IT-компании, входящие с такими организациями в одну группу лиц. Одним из главных условий для пользования льготными кредитными средствами является сохранение IT-компанией численности своих работников на уровне минимум 85% (пп. «ж» п. 21 Правил).

Срок действия льготных кредитных договоров – до 12 месяцев. Заключить их можно будет до конца 2022 года в любом из отечественных банков, участвующих в программе льготного кредитования. Пониженная (льготная) ставка по таким кредитам будет устанавливаться самим банком, но не сможет составлять более 11% годовых. Кредит можно будет получить исключительно в российских рублях.

Конкретная величина заемных средств также станет определяться банком, исходя из ¼ выручки заемщика за 2021 год, умноженной на 0,7 и на индекс роста отгрузки товаров отрасли информационных технологий за январь – декабрь 2021 года. Предельный размер льготного кредита для системообразующей IT-компании составит 10 млрд рублей, а для всей группы лиц – 30 млрд рублей (пп. «д» п. 19 Правил).

Льготные кредиты будут предоставляться без взимания с заемщика комиссий и сборов. Исключение составляет плата за не использованный заемщиком остаток лимита кредитной линии, а также штрафы за неисполнения заемщиком условий кредитного договора. Предоставленные заемщику средства не смогут быть размещены на депозитах, а также в ценных бумагах, денежных обязательствах, фьючерсах, опционах и прочих финансовых инструментах (пп. «в» п. 19 Правил).

На что IT-компаниям нельзя использовать льготные кредиты

Средства, полученные в рамках льготного кредитования разрешается использовать в целях пополнения оборотных средств и осуществление расходов на обеспечение текущей операционной деятельности организации-заемщика. При этом средства льготного кредита нельзя тратить на следующие цели (п. 2 Правил):

  • осуществление стимулирующих выплат сотрудникам, не входящих в расчет фонда заработной платы;
  • оплату транспортных расходов, не связанных с производственной деятельностью;
  • выплату дивидендов;
  • оплату налогов, сборов и иных платежей, по которым предусмотрена отсрочка платежей или не наступили сроки оплаты;
  • аренду помещений и оборудования, а также приобретение и сервисное обслуживание оборудования, не участвующего в производственной деятельности заемщика;
  • рефинансирование ранее полученных кредитов и займов;
  • размещение предоставленных кредитных средств на депозитах, а также в иных финансовых инструментах;
  • оплату топливно-энергетических ресурсов, не связанных с производственной деятельностью;
  • приобретение векселей или эмиссионных ценных бумаг, осуществление вложений в уставные капиталы других юридических лиц (включая покупку акций на вторичном рынке);
  • пополнение расчетного счета заемщика, открытого в иной кредитной организации;
  • осуществление не связанных с операционной деятельностью валютных операций.

Требования к заемщикам льготных кредитов

Чтобы претендовать на получение займа и на льготных условиях пользоваться заемными средствами в течение всего периода действия кредитного договора, IT-компания должна соответствовать ряду обязательных условий. К таким условиям относятся (п. 21 Правил):

  • наличие статуса налогового резидента РФ;
  • сохранение занятости на период действия кредитного договора не менее 85% среднесписочной численности работников по отношению к показателям на 1-е число месяца, предшествующего дате заключения кредитного договора;
  • ненахождение в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства или в простое (исключение — случаи реорганизации в форме присоединения к заемщику другой компании или преобразования при условии сохранения статуса IT-компании);
  • положительная кредитная история (с момента заключения кредитного договора на льготных условиях заемщик не должен иметь просроченных (свыше 90 календарных дней) платежей по кредитам и договорам поручительства);
  • отсутствие у компании статуса субъекта малого или среднего предпринимательства;
  • отсутствие просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты, превышающей 500 000 рублей (отсутствие задолженности определяется за период, равный 60 календарным дням, предшествующим дате заключения льготного кредитного договора).

Помимо этого, сведения о дисквалифицированных руководителе и главном бухгалтере заемщика должны отсутствовать в реестре дисквалифицированных лиц.

Несоблюдение вышеуказанных условий, равно как и нецелевое использование кредитных средств, повлечет взыскание с заемщика штрафных санкций в соответствии с условиями кредитного договора. Кроме того, данные нарушения повлекут пересмотр льготной ставки кредитования в сторону увеличения.

Дополнительные обязанности заемщиков льготных кредитов

Помимо погашения основного долга и уплаты процентов за пользование льготными кредитными средствами, у заемщиков будет ряд дополнительных обязанностей.

При получении кредита по льготной процентной ставке заемщик обязан ежеквартально направлять в Минцифры актуальную информацию обо всех имеющихся у них депозитах и иных финансовых инструментах (пп. «б» п. 20 Правил).

Также заемщик должен будет ежемесячно уведомлять (письмом в свободной форме) кредитную организацию о том, что он обеспечивает сохранение занятости на период действия кредитного договора в размере не менее 85% среднесписочной численности работников.

В дополнение к такому письму заемщик обязан ежемесячно направлять в банк сведения персонифицированной отчетности по форме СЗВ-М. Срок направления СЗВ-М — не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем (п. 22 Правил).

Неисполнение этих обязанностей и нарушение сроков их исполнения повлекут наложение на заемщика финансовых санкций, оговоренных в кредитном договоре, вплоть до пересмотра условий кредитования (повышения процентной ставки).

Льготное кредитование малого и среднего бизнеса: программы поддержки

Годовая выручка меньше 2 млрд рублей? В штате не более 250 сотрудников? Прежде чем брать кредит на развитие компании, прочитайте эту небольшую статью. Она о льготных программах кредитования, которые доступны практически каждому малому и среднему бизнесу. Это поможет сэкономить!

Какому бизнесу доступны кредиты со сниженной ставкой?
Действующие программы льготного кредитования субъектов малого и среднего бизнеса
Объединённая программа льготного кредитования
Другие программы (региональные и профильные)
Где искать актуальную информацию обо всех программах
Общие требования к компаниям-заёмщикам
Как получить льготный кредит для малого и среднего бизнеса
1. Убедитесь, что компания подходит под программу
2. Подготовьте документы
3. Будьте готовы предоставить залог
4. Выберите банк, который участвует в программе
5. Подайте заявку и дождитесь одобрения

Кому доступны кредиты со сниженной ставкой?

Государственные меры поддержки бизнеса позволяют малым и средним компаниям получать выгодные кредиты на операционную и стратегическую деятельность в рамках программ льготного кредитования.

Кредиты по ставке ниже рыночной (ставка ЦБ + от 3 до 5%) доступны всем компаниям из сегмента МСП (малое и среднее предпринимательство):

  • самозанятым;
  • микробизнесу (до 15 сотрудников);
  • малому бизнесу (16-100 сотрудников);
  • среднему бизнесу (101-251 сотрудник).

Некоторым отраслям повезло больше – они могут получить деньги под процент, который будет ниже действующей ставки ЦБ (от 2,5%). В такие программы входят приоритетные для экономики страны или конкретного региона отрасли: туризм, сельское хозяйство, строительство и пр. Полный список – в Приложении №2 к Постановлению Правительства РФ №1764.

Принадлежность компании к льготной категории определяется по коду ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности). Если вы, например, содержите гостиницу и предоставляете жильё туристам (ОКВЭД 55.2), то можете претендовать на кредит с поддержкой государства, если занимаетесь хозяйственным обслуживанием гостиниц (ОКВЭД 81.10) – льготный кредит вам недоступен.

Действующие программы льготного кредитования субъектов малого и среднего бизнеса

ПСК

Ставка ЦБ плюс 3-5% (в зависимости от размера бизнеса)

Программа стимулирования кредитования (ПСК) позволяет взять кредит на сумму до 2 млрд рублей. Деньги можно потратить на развитие, пополнение оборота, рефинансирование или инвестиционные цели.

Кредит можно оформить на любой срок, одобренный банком, но льготная ставка действует только первые 3 года.

«1764»

Ставка ЦБ плюс 2,75-3,5% (в зависимости от цели)

Программа поддержки приоритетных отраслей позволяет компаниям, ведущим деятельность по кодам ОКВЭД из Постановления Правительства №1764, взять кредит на льготных условиях на 3 года для пополнения оборота и на 10 лет на инвестиционные цели. Максимальная сумма кредита: на оборотные цели – 500 млн, на инвестиционные – 2 млрд рублей.

Объединённая программа льготного кредитования

Ставка ЦБ минус ещё 3,5-5%

Новая программа дополнительно улучшает условия льготного кредитования «1764» на инвестиционные цели. Кредит размером от 50 млн рублей до 2 млрд рублей выдаётся на 5 лет. В первые три года применяется сниженная ставка от 3,5% (при ставке ЦБ 8,5%, действующей на момент написания статьи). Затем ещё 2 года ставка по программе «1764».

Другие программы (региональные и профильные)

Кроме основных федеральных программ, действуют и другие, более специализированные. Например, для сельскохозяйственных обрабатывающих производств или высокотехнологичных компаний.

Где искать актуальную информацию обо всех программах

Федеральные программы перечислены на мойбизнес.рф. Региональные программы – на ведомственных сайтах региона, в котором зарегистрирована компания. Например, программы льготного кредитования малого бизнеса в Москве можно найти на официальном сайте Мэра Москвы. Также информация можно узнать в банках при подаче заявки.

Кроме льготных кредитов, государство предлагает и другие меры поддержки: субсидии, гранты и компенсации. Подробнее обо всех способах госфинансирования малого и среднего бизнеса.

Общие требования к компаниям-заёмщикам

Чтобы использовать госпрограммы льготного кредитования для малого и среднего бизнеса, необходимо соответствовать следующим условиям:

  • регистрация на территории РФ или в соответствующем регионе РФ (если программа региональная);
  • регистрация в Едином реестре субъектов МСП;
  • фактическое соответствие размеров компании категории МСП (годовая выручка до 2 млрд рублей, не более 250 сотрудников);
  • отсутствие просрочек по предыдущим кредитам с господдержкой;
  • отсутствие долгов по налогам, социальным выплатам и зарплате сотрудникам;
  • отсутствие запущенных процедур ликвидации или банкротства.

Кто НЕ может получить льготный кредит на бизнес? Компании, осуществляющие подакцизную деятельность или входящие в группу с крупными компаниями.

Как получить льготный кредит для малого и среднего бизнеса

  1. Убедитесь, что компания подходит под программу Компания попадает в Единый реестр субъектов МСП автоматически. Данные идут из ЕГРЮЛ/ЕГРИП и налоговой базы. Однако, перед обращением в банк всегда лучше проверить, отображается ли ваш бизнес в реестре, потому что от случайных ошибок никто не застрахован. Также проверьте и прочие условия: соответствует ли условиям программы код ОКВЭД, доход и размер компании.
  2. Подготовьте документы Список документов не отличается от обычной заявки на кредит для бизнеса:
    • паспорт ИП или владельца(ев) компании;
    • ИНН;
    • ОГРН/ОГРНИП;
    • выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
    • учредительные документы (для ООО);
    • годовая бухгалтерская отчётность.

Будьте готовы к тому, что менеджер банка может запрашивать дополнительные документы. Это могут быть:

  • кассовые книги, выписки со счетов, бухгалтерский баланс – раскрывают финансовые показатели компании;
  • накладные, акты, счета-фактуры – показывают управленческую выручку;
  • договоры купли-продажи и выписки из реестра недвижимости – подтверждают собственность объекта залога.

Не одобрили льготный кредит? Есть альтернативы

Вы можете использовать другие варианты финансирования бизнеса. Они могут быть даже выгоднее или удобнее кредита с господдержкой.

Для предпринимателей, которые продают товары с отсрочкой платежа, альтернативным инструментом становится факторинг – финансирование под уступку дебиторской задолженности, которое имеет множество преимуществ перед кредитом:

  • не требует залога;
  • не ограничивает в использовании средств,
  • не имеет жестких лимитов;
  • не требует ежемесячного погашения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *