Лицензия и разрешение в чем отличие
Перейти к содержимому

Лицензия и разрешение в чем отличие

  • автор:

Лицензия и разрешение в чем отличие

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) лицензирование — деятельность лицензирующих органов по предоставлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, оценке соблюдения соискателем лицензии, лицензиатом лицензионных требований, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования;

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности;

(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) лицензирующие органы — уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирования в рамках полномочий субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, либо в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) соискатель лицензии — юридическое лицо (в том числе иностранное юридическое лицо, если возможность осуществления лицензируемого вида деятельности иностранным юридическим лицом установлена в соответствии с частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона) или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии;

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) лицензиат — юридическое лицо (в том числе иностранное юридическое лицо, если возможность осуществления лицензируемого вида деятельности иностранным юридическим лицом установлена в соответствии с частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона) или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию;

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) лицензионные требования — обязательные требования, которые связаны с осуществлением лицензируемых видов деятельности, установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и (или) положениях международных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для их применения и действующих в Российской Федерации, направлены на обеспечение достижения целей лицензирования и оценка соблюдения которых осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее — место осуществления лицензируемого вида деятельности), — производственный объект (здание, помещение, сооружение, линейный объект, территория, в том числе водные, земельные и лесные участки, транспортное средство и другой объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, а также территория, которая предназначена для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении. Место осуществления лицензируемого вида деятельности имеет почтовый адрес и (или) другие данные, позволяющие его идентифицировать. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата. Положением о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено, что местом осуществления лицензируемого вида деятельности не могут являться помещения, здания, сооружения жилого назначения;

(п. 8 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) уполномоченное должностное лицо лицензирующего органа — руководитель лицензирующего органа, иное должностное лицо лицензирующего органа, уполномоченное на принятие решения, осуществление иного действия в сфере лицензирования.

(п. 9 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

Отличие разрешения от лицензии

Характерным моментом, присущим практически всем ранее и ныне регулирующим экономическую деятельность федеральным законам, является неоднозначное и хаотичное использование ими понятий «разрешение», «специальное разрешение» и «лицензия». Проблема их соотношения имеет не только теоретическое значение, но и на практике возникают разного рода разногласия в связи с их применением. Сперва необходимо уяснить суть, этимологию данных понятий, выяснить, есть ли различия между ними или они тождественны по содержанию.

Толковый словарь русского языка определяет понятие «разрешение» как право на совершение чего-нибудь, а также документ, удостоверяющий такое право. Действующее законодательство не дает четкого легального определения понятия «разрешение». Попытки законодательной регламентации удались лишь в сфере предпринимательской деятельности с понятием «лицензия», раскрывающим свое содержание исключительно через понятие «специального разрешения», что подтверждает действующая законодательная база, в том числе — ГК РФ (ст. 49, 61, 129), УК РФ (ст. 171, 169, 172 и др.), КоАП РФ (ст. 14.1, 19.20; 20.16, 20.23 и др), ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», иные специальные тематические законы, регламентирующие лицензирование соответствующих видов деятельности.

Так, нормы ГК РФ, регламентирующие сферу предпринимательских отношений (абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ), устанавливают, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) *(83) и что нахождение в обороте отдельных видов объектов гражданских прав, определяемых в порядке, установленном законом, допускается по специальному разрешению (лицензии) (п. 2 ст. 129 ГК) *(84).

Согласно буквальному и телеологическому толкованию данной нормы становится очевидным, что лицензия (специальное разрешение) является основанием возникновения у предпринимателя специальной правоспособности, т.е. возможности заниматься определенными видами деятельности, перечень которых определяется законом (см., в частности, постановление Президиума Верховного Суда РФ от 19 января 2005 г. N 23пв04).

На настоящий момент такими законами являются Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ст. 17) и иные специальные тематические законы, предмет правового регулирования которых, не является сферой действия Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ст. 1), и которые согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ могут огранивать права граждан в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц и т.п. При этом ст. 17 Федерального закона «О лицензировании» определен исчерпывающий перечень видов деятельности, которые подпадают под обязательный режим лицензирования.

Абзац 2 п. 3 ст. 49 ГК РФ конкретизирует положения, сформулированные абзацем 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ, что право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В силу абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Таким образом, законодательно подтверждается, в том числе, что приобретаемая на основании лицензии (или специального разрешения) правоспособность предпринимателя обусловливает ее персонифицированный характер, т.е. лицензируемая деятельность может выполняться только конкретным соискателем лицензии/лицензиатом (см. также ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

На основании текстуального и систематического анализа абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ во взаимосвязи с нормой, изложенной в абз. 2 п. 3 ст. 49 ГК РФ, представляется возможным заключить, что законодатель, применяя понятие «специальное разрешение», конкретизирует и уточняет смысл понятия «лицензия», являющегося разрешительным документом, который выдается соискателю лицензии/лицензиату в качестве подтверждения соблюденных им всех предусмотренных законом лицензионных требований и условий, и представляет собой юридический факт (действие), являющийся основанием для возникновения (изменения, прекращения) правоотношений.

Иными словами, лицензия, являясь специальным разрешением, представляет собой правовое средство легитимации определенных видов деятельности предпринимателя и является подтверждением законности предпринимательской деятельности, поскольку предоставляет право на ведение соответствующего вида предпринимательской деятельности.

Соблюдая единство применяемой законодателем терминологии и концептуально-понятийного аппарата, Гражданскому кодексу РФ (ст. 49) корреспондирует и ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в действ, ред.), которая также раскрывает легальное понятие «лицензия» через понятие «специальное разрешение» на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Таким образом, законодатель, применяя понятие «специальное разрешение» вкупе с понятием «лицензия» именно через призму разрешительного документа, обязательного для осуществления соискателем лицензии/лицензиатом соответствующего вида предпринимательской деятельности, явственно дает понять, что при осуществлении предпринимательской деятельности обязательным документом, подтверждающим специальную правоспособность предпринимателя, является наличие только одного разрешительного документа — лицензии. Иными словами, лицензия — специальное разрешение.

Вместе с тем само понятие «разрешение» является более широким и включает в себя государственную регистрацию (юридических и физических лиц, недвижимости), сертификацию, стандартизацию, аккредитацию, аттестацию и т.д. И посредством разных по своей сути разрешительных методов государство подтверждает законное вхождение субъектов в хозяйственный оборот. Более того, без регистрации как основного требования к предпринимателям не может осуществляться законное вхождение в хозяйственный оборот, не будет признана компетенция субъектов, возможность заключения ими договоров, не будет выдана лицензия на занятие определенными видами деятельности.

Целью разрешительного механизма является установление особого государственного контроля за осуществлением таких видов деятельности, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с обеспечением и реализацией наиболее важных публичных интересов, связаны с вовлечением в них неограниченного круга лиц, не участвующих в их осуществлении. Будучи одним из методов государственного воздействия на общественные отношения, разрешение представляет собой юридическое согласие государства совершать те или иные юридически значимые действия в условиях, предусмотренных данной нормой, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

В данном случае мы сталкиваемся с разновидностью легального признания определенных видов деятельности — выдачей разрешений органами исполнительной власти и должностными лицами. Эти разрешения служат основанием для осуществления соответствующей деятельности. Например, выдача разрешений на торговлю префектурами района по месту нахождения торговой точки. Или во исполнение требований Федерального закона от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» Федеральный горный и промышленный надзор РФ издает постановление от 30 сентября 1999 г. N 64 «Об утверждении положения о порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых» *(85), которое устанавливает порядок выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых, включая размещение строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и требований по обеспечению промышленной безопасности и охраны недр, а также требований безопасности территорий и поселений и их защиты от воздействий техногенного характера.

То есть помимо предусмотренной в Федеральном законе «О недрах» системы лицензирования пользования недрами Госгортехнадзор параллельно устанавливает единый порядок выдачи разрешений. Таким образом, во исполнение соблюдения и обеспечения законов органы исполнительной власти издают соответствующие нормы императивного характера.

В Федеральном законе от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе» *(86) применялся термин «разрешение». Согласно ст. 14 Закона распространение рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях могло осуществляться в виде плакатов, стендов, световых табло и иных технических средств и допускается при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления, согласованного с органом управления автомобильных дорог, а также с территориальным подразделением государственной автомобильной автоинспекции, федерального исполнительного органа внутренних дел в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог за пределами территории городских и сельских поселений. То есть органы госавтоинспекции (ГИБДД) и другие соответствующие органы, исходя из правил, предусмотренных в указании МВД от 14 сентября 1995 г. N 1/4377 «О реализации Закона РФ «О рекламе» (приложение «Требования к размещению рекламы на дорогах, улицах по условиям обеспечения безопасности дорожного движения») *(87), выносили решение о даче разрешения на размещение рекламы. Так как дорожное движение является источником повышенной опасности, то разрешительный порядок размещения наружной рекламы нацелен на обеспечение безопасности движения. Вступивший с 1 июля 2006 года новый Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» *(88) предусматривает наличие разрешения на установку рекламной конструкции, которое выдается на основании заявления либо: 1. собственника; 2. иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества; 3. владельца рекламной конструкции (ч. 9 ст. 19 Федерального закона «О рекламе»).

Выдают разрешения орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции, которые не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий (ч. 9, 12 ст. 19).

При этом указанные органы законодательно наделены правом осуществлять согласование с иными уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, что не запрещает заявителю, в свою очередь, также самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа (ч. 13 ст. 19).

Самовольная установка (без разрешения) рекламной конструкции не допускается. В случае самовольной установки рекламной конструкции, последняя подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (ч. 10 ст. 19).

Существуют также ситуации, когда государство требует для осуществления конкретного вида деятельности как разрешения, так и лицензии, тем самым предъявляя повышенные требования к обеспечению безопасности человека и общества. Например, Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (в действ, ред.) *(89) помимо лицензии на архитектурную деятельность для архитекторов (юридических и физических лиц) требует иметь еще и разрешение на строительство, т.е. основание для реализации архитектурного проекта.

Таким образом, в данном случае используются два совершенно разных требования, два разных официальных документа, диапазон деятельности которых направлен, по сути, на один объект — обеспечение жизнедеятельности граждан в целях контроля за выполнением градостроительных требований, а также предотвращения причинения вреда окружающей природной среде. То есть в данном Законе понятия разрешения и лицензии никоим образом не пересекаются по содержанию, это два совершенно разных официальных документа, которые взаимно дополняют друг друга и получение которых уменьшает риск причинения вреда гражданам.

Рассмотрев вышеперечисленные примеры применения терминов «специальное разрешение» и «лицензия», следует отметить следующее. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц и т.д. Как уже говорилось, на сегодняшний день центральное место в системе лицензионного законодательства занимает Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» *(90), который, во-первых, содержит в себе легальное определение термина «лицензия» и тем самым составляет единую, унифицированную базу для всего правового режима лицензирования, а во-вторых, включает перечень лицензируемых видов деятельности. Следовательно, применительно к включенным в него видам деятельности правовой режим имеет идентичное для всех правовое содержание применения лицензии.

Те виды деятельности, которые не оказались в перечне лицензируемых видов, но были предусмотрены до вступления данного Закона другими федеральными законами, также подпадают под использование термина «лицензия». Загвоздка заключается лишь в том, что до появления унифицированного законодательства законодатель использовал два термина — «лицензия» и «разрешение». Но так как в данном случае действует правило, указывающее, что позже изданный акт одного уровня отменяет предыдущий во всем том, в чем он расходится, то, соответственно, на осуществление видов деятельности, подпадаемых под лицензируемую, в любом случае должен распространяться термин «лицензия».

Таким образом, следует выделить следующий отличительный признак лицензии от разрешения: разрешение выдается на совершение какого-либо действия (разового, однократного), а лицензия — на конкретный вид деятельности с соблюдением определенных критериев, требований.

В дальнейшем представляется целесообразным законодателю более детально и продуманно определить и разграничить сферы применения разрешительных документов — разрешения и лицензии, а также условия и основания предъявляемых к ним требований и критериев.

Лицензия, разрешение или заключение?

Несмотря на четкое разграничение в экспортном контроле видов разрешительной документации и характера ее применения, среди специалистов существует некоторое недопонимание когда, какой документ и почему стоит получать. Попробуем разобрать некоторые моменты .

Рассматриваемые документы: заключение ФСТЭК, разовая лицензия ФСТЭК, заключение ФСВТС, разрешение КЭК.

В процессе подготовки к прохождению таможенной очистки у многих возникает резонный вопрос, какой из документов в рамках экспортного контроля следует приложить к декларации. Очень часто участники ВЭД не наблюдают разницы между заключением ФСТЭК и заключением ФСВТС. Такой документ как Разрешение КЭК и вовсе практически неизвестен даже среди специалистов логистических компаний, через руки которых в день проходят десятки внешнеэкономических контрактов. Необходимость же получения разовой лицензии ФСТЭК порой завершают так и не начавшийся проект.

Далее представлены две таблицы, в которых отражены вероятные решения по необходимым документам для импортных и экспортных операций. Стоит обратить внимание, что несмотря на то, что принадлежность товаров к двойному назначению определяется иными критериями, чем принадлежность товара к военной технике, они должны рассматриваться в общем срезе, поскольку имеют некоторые одинаковые особенности.

К сожалению, выводы, отраженные в таблицах, не могут гарантировать 100%-го решения. Практически каждый внешнеэкономический проект уникален и содержит ряд специфических особенностей. Тем не менее представленные условные ответы подойдут большинству случаев.

Какой документ может потребоваться при экспорте

Последовательно отвечайте на вопросы в левой колонке и попробуйте найти подходящий столбец в ответах.

ВОПРОС ОТВЕТ
I II III IV V
Код ТНВЭД содержится в контрольных списках? ДА НЕТ НЕТ НЕТ
Описание товара совпадает с описанием позиции контрольного списка? НЕТ НЕТ ДА НЕТ НЕТ
Имеются основания полагать, что эти товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности могут быть использованы не в гражданских целях НЕТ ДА НЕТ
Ведутся ли на территории страны конечного пользователя военные действия или введены какие-либо ограничения? НЕТ НЕТ ДА
Описание товара совпадает с описанием продукции, перечисленной в классификаторе продукции военного назначения? ДА
РЕКОМЕНДАЦИЯ ПОЛУЧИТЬ 1 2 3 4 1 или 2

Под знаком «—» следует понимать, что в данной клетке может находится, как ответ «НЕТ», так и ответ «ДА» — на результат это не повлияет.

  1. 1 —Идентификационное заключение ФСТЭК
  2. 2 —Разрешение КЭК
  3. 3 —Разовая лицензия ФСТЭК
  4. 4 —Заключение ФСВТС

Какой документ может потребоваться при импорте

Последовательно отвечайте на вопросы в левой колонке и попробуйте найти подходящий столбец в ответах.

ВОПРОС ОТВЕТ
I II III
Код ТНВЭД содержится в контрольных списках? ДА
Описание товара совпадает с описанием позиции контрольного списка? НЕТ ДА НЕТ
Описание товара совпадает с описанием продукции, перечисленной в классификаторе продукции военного назначения? НЕТ ДА
РЕКОМЕНДАЦИЯ ПОЛУЧИТЬ не требуется 1 или 3 4

Под знаком «—» следует понимать, что в данной клетке может находится, как ответ «НЕТ», так и ответ «ДА» — на результат это не повлияет.

  1. 1 —Идентификационное заключение ФСТЭК
  2. 3 —Разовая лицензия ФСТЭК
  3. 4 —Заключение ФСВТС

Возникли вопросы по нашим услугам?

Узнавайте по телефону 8(495)266-60-29 или заполнив форму обратной связи.

Сертификат: отличие от лицензии

Сертификат: отличие от лицензии

Многие товары, услуги и виды деятельности в нашей стране находятся под пристальным вниманием контролирующих органов, что связано с обеспечением безопасности и предотвращением различного рода рисков. Поэтому большая часть продукции, услуг и видов деятельности подвергается сертификации и лицензированию. Причем сертификат и лицензия – это не одно и тоже. Эти документы имеют особые отличия, в которых мы сейчас разберемся.

Что такое лицензия?

Под лицензией понимается разрешение, выданное для осуществления определенного вида деятельности. На данный момент получать такой разрешительный документ требуется более чем для 50-ти видов деятельности, перечень которых приведен в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Причем для каждого вида деятельности предъявляются определенные требования к процедуре прохождения и получения лицензии. Выдается документ специальными госорганами, в ведении которых находится контроль лицензионной деятельности.

К примеру, Министерство Здравоохранения занимается контролем деятельности фармкомпаний и организаций, занимающихся поставкой такой продукции из-за границы. Лицензию на деятельность детективных агентств и охранных предприятий выдает Министерство внутренних дел. Работу туристических фирм лицензирует Федеральное агентство по туризму. Разрешительный документ на изготовление, хранение и распространение химически опасной, взрывчатой продукции, на осуществление маркшейдерских работ выдает Ростехнадзор. Без лицензий не обходится патентное и авторское право.

Что такое сертификат?

Сертификат представляет собой документ, подтверждающий соответствие товара или услуги определенным нормативным требованиям. Сертификация делится на обязательную и добровольную. Обязательно получать сертификат нужно на товары или услуги, которые могут оказать влияние на безопасность человека и окружающей среды. Например, это продукты питания, бытовые принадлежности, предметы одежды, обувь, медицинские товары. Также обязательными являются сертификаты взрывозащищенности, метрологические и пожарные разрешительные документы.

Добровольный сертификат представляет собой дополнительный документ, который свидетельствует о соответствии продукции или услуги установленным международным стандартам либо повышенным нормативам относительно установленных государством (к примеру, стандарты СРО). Большой спрос существует на сертификаты ISO 9001, которые указывают на то, что на предприятии была проведена сертификация систем менеджмента качества на соответствие международным требованиям. Наличие такого документа повышает конкурентоспособность компаний и упрощает их внешнеэкономическую деятельность. Также благодаря добровольному сертификату предприятия легче получают кредитные займы и имеют больше шансов получить госзаказ или тендер на поставку зарубежной продукции.

Несмотря на то, что лицензия и сертификат являются разрешительными документами от соответствующих органов, все же они отличаются тем, что в первом случае документ регламентирует деятельность предприятий в том или ином направлении, а сертификат подтверждает качество товаров и услуг, свидетельствуя об их безопасности.

! Подробная информация, уточнение цен и приём заказов по телефону:

Телефон

+7 (495) 739-89-09

Сертификат соответствия ФЦС Сертификат соответствия ГОСТ Р (обязательный) Сертификат соответствия ГОСТ Р (добровольный) Пожарный сертификат Гигиеническое заключение Росстрой, техническое свидетельство Росстроя РФТехническое свидетельство
(Росстрой РФ)

© 1997-2023 Сертификационный центр АНО «МЦК».

Мы помогаем получить сертификат соответствия на товары и услуги, оформить акт испытаний продукции и провести лабораторные испытания материалов. Оказываем услуги по сертификации продукции в Москве и регионах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *