Логистика на маркетплейсах что это
Перейти к содержимому

Логистика на маркетплейсах что это

  • автор:

Складская логистика на маркетплейсах

Маркетплейсы со своими складами сегодня перестали быть только фулфилмент-площадками. Рост товарного объема заставил разработать и другие модели взаимодействия поставщиков с маркетплейсами.

За 2021 год объем рынка онлайн-торговли в стране вырос на 52% по данным из отчета Data Insight. Количество заказов увеличилось до 1,7 млрд, а это более чем в два раза в сравнении с 2020 годом. Количество продаж и поставщиков выросло, изменения в логистике маркетплейсов стали неизбежны. Появились новые комплексы складов, центры сортировки, наращивается количество пунктов приема заказов для продавцов. К примеру, у Ozon площадь сортировочных центров, складов и дарксторов стала за 2021 год в 3 раза больше, чем годом раньше и составила почти 1 млн кв.м.

Запрос на логистику у крупных продавцов (с собственной развитой системой доставки и хранения) сильно отличается от начинающих поставщиков с небольшим ассортиментом. Селлер выбирает удобный формат логистического взаимодействия с онлайн-ритейлерами.

Форматы работы с маркетплейсами

Сейчас схемы взаимодействия с маркетплейсами становятся более гибкими:

Хоть они и описаны универсально, но каждый маркетплейс вносит в них свои нюансы.

Фулфилмент от оператора (FBO)

FBO предполагает полное доверие маркетплейсу: доставка, хранение, обработка заказов и возвратов. Продажа со склада маркетплейса — это первичный формат и он подходит новичкам, у которых нет своих логистических мощностей, а также поставщикам недорогих товаров с высоким уровнем спроса. Крупные селлеры тоже используют схему, когда не хватает своих площадей или нужно ускорить доставку.

Яндекс.Маркет в рамках схемы Fulfillment by Yandex (FBO) крупным продавцам с 500+ SKU предлагает услугу «Витрина + упаковка». Продавец использует свой склад для хранения и по заказу привозит продукцию на склады маркетплейса Яндекс.Маркет, где товар упаковывает маркетплейс и доставляет покупателю.

Фулфилмент от продавца (FBS)

FBS — это хранение и упаковка товара на складе продавца, а доставка до покупателя через маркетплейс. При этой схеме комиссия маркетплейса ниже, чем с FBO.

Wildberries дает продавцу ограниченные 48/72/96 часов после оформления заказа для передачи его в пункт приема заказов или центр сортировки маркетплейса. Широкая сеть пунктов приема заказов в регионах и склады по маркетплейсу вайлдберриз в регионахдают возможность сэкономить продавцам. Однако есть и система штрафов, если диапазоны доставки нарушены.

Продавцы Ozon также могут хранить товары на собственных площадях, а доставлять в пункт приема заказов товар, упакованный по требованию маркетплейса. Ozon Rocket доставит товар покупателю или в пункт выдачи заказов.

FBS на Яндекс.Маркет открывает возможности экспресс-доставки за 2 часа в некоторых городах. Курьер Яндекса забирает заказ с собственного склада продавца для передачи покупателю.

Схема удобна селлерам, у которых есть и другие каналы продаж кроме маркетплейса, им удобно вести учет товаров с одного склада.

Поставки на маркетплейс можно организовать личным транспортом продавца и воспользоваться услугами фулфилмент- или транспортных компаний. Например, на сайте СДЭК есть даже калькулятор доставки.

Доставка от продавца (DBS)

Маркетплейс при DBS — витрина для продаж. Доставка на склады или сортировочные центры маркетплейсов не нужна. Хранится товар на складе продавца и доставляется его силами или силами рекомендованных компаний. Выгода маркетплейса – комиссия с продаж.

Ozon год назад запустил схему RFBS (DBS) и организовал экспресс-доставку за 3 часа, это удобный вариант поднять продажи в категории продуктов питания.

На Wildberries модель DBS действует чуть более полугода и только для продавцов со складами в Санкт-Петербурге и Москве. Есть стандартная доставка заказов с отгрузкой за 48/72/96 часов после оформления и экспресс-доставка за 2 часа.

Схема DBS открывает новые возможности для продавцов, чья категория товара запрещена для поставки на склад маркетплейса (живые цветы, продукты с ограниченным сроком хранения или пиротехника).

Схемы легко менять, сочетать и выбирать наиболее удобную для конкретного бизнеса. Гибкие схемы сотрудничества с возможностью выбрать конкретную услугу дает селлеру больший контроль над своим бизнесом. Тестирование разных схем на маркетплейсах проще проводить, используя единый личный кабинет маркетплейсов, чтобы контролировать поставки и учет товаров в одном месте.

Способы контролировать логистические процессы в автоматическом режиме

Когда селлер выходит на высокие обороты и работает по различным схемам на всех популярных маркетплейсах, становится сложнее контролировать заказы и поставки. Есть ли альтернатива работе с каждым личным кабинетом отдельно и ручному сбору данных аналитики? Выходом в такой ситуации может стать сервисы автоматизации продаж без сложного внедрения, например, облачная платформа LK.MARKET. Для маркетплейсов интеграция происходит через API.

Например, продавец находится в Санкт-Петербурге и отгрузил на склад маркетплейса Озон по схеме FBO 1000 сладких подарочных наборов для доставки по России и 1000 оставил у себя на складе для экспресс-доставки по RFBS. А еще его продукция поставлена на Wildberries в количестве 500 штук и распределена по 5 региональным складам.

Чтобы отслеживать заказы и рассчитывать поставки, ему приходится переключаться из кабинета в кабинет на маркетплейсах и вручную генерировать общие показатели. Это напрямую будет влиять на скорость обработки заказов. Гораздо удобнее получать и отслеживать все заказы в едином интерфейсе. Достаточно интегрировать по API личные кабинеты селлера.

Благодаря LK.MARKET возможна упрощенная работа на маркетплейсах. Сервис единого личного окна собирает данные по складам маркетплейсов, их можно отфильтровать по адресу, названию, региону, схеме продаж. Функционал позволяет управлять сбытом с учетом нюансов каждого маркетплейса. Селлер получает экономию времени, аналитику продаж и прогноз отгрузок. Единое пространство селлера в LK.MARKET станет залогом эффективной работы.

РОЛЬ ЛОГИСТИКИ В ЭКОСИСТЕМАХ МАРКЕТПЛЕЙСОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Статья посвящена рассмотрению особенностей маркетплейсов , получивших широкое развитие в последние годы, их отличиям от онлайн-магазинов. Внимание уделяется внутренним процессам — ценообразованию, алгоритмам действий, инфраструктуре , логистике интернет-заказов, ключевым показателям логистический деятельности. Статья дает достаточно полное представление о том, как работают маркетплейсы , чем руководствуются в своей деятельности и развитии. Подчеркивается роль комплексного подхода, способствующего формированию и развитию экосистем маркетплейсов .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дедков Д.

ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИКИ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ: ОТ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ К МАРКЕТПЛЕЙСАМ
Роль маркетплейсов на рынке розничных торговых услуг
МАРКЕТПЛЕЙС КАК БИЗНЕС-МОДЕЛЬ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСРЕДНИЧЕСТВА
МАРКЕТПЛЕЙС: БИЗНЕС-МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ТОРГОВЛИ
ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ МАРКЕТПЛЕЙС
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF LOGISTICS IN MARKETPLACE ECOSYSTEMS

The article is devoted to the consideration of the features of marketplaces that have been widely developed in recent years, their differences from online stores. Attention is paid to internal processes — pricing, algorithms of actions, infrastructure, logistics of online orders, key indicators of logistics activities. The article gives a fairly complete idea of how marketplaces work, what they are guided by in their activities and development. The role of an integrated approach contributing to the formation and development of ecosystems of marketplaces is emphasized.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЛОГИСТИКИ В ЭКОСИСТЕМАХ МАРКЕТПЛЕЙСОВ»

РОЛЬ ЛОГИСТИКИ В ЭКОСИСТЕМАХ МАРКЕТПЛЕЙСОВ

Д. Дедков, студент

Санкт-Петербургский государственный экономической университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей маркетплейсов, получивших широкое развитие в последние годы, их отличиям от онлайн-магазинов. Внимание уделяется внутренним процессам — ценообразованию, алгоритмам действий, инфраструктуре, логистике интернет-заказов, ключевым показателям логистический деятельности. Статья дает достаточно полное представление о том, как работают мар-кетплейсы, чем руководствуются в своей деятельности и развитии. Подчеркивается роль комплексного подхода, способствующего формированию и развитию экосистем маркетплейсов.

Ключевые слова: логистика, маркетплейс, интернет-магазин, экосистема, инфраструктура, потоки, заказ, доставка, пункты выдачи заказов.

В 2019-ом году во всем мире началась пандемия Ковид-19. Данное событие, а вернее, его последствия, существенно повлияли как на повседневную жизнь обычного человека, так и на сферу бизнеса и экономики в целом. Множество бизнес-процессов перешло в онлайн, в т.ч. и торговля. На этом фоне большое распространение получила возможность покупать то-

вары в интернет-магазинах и на маркет-плейсах, оборот которых практически удваивается ежегодно [1] (рис.). Да, эти возможности были у людей и раньше, но в сложившихся обстоятельствах они открылись совершенно с другой стороны и завоевали огромное количество новых пользователей по всему миру.

Рис. Объемы продаж топ-5 крупнейших онлайн-ритейлеров России за 2019-2021 гг., млн

Очевидно, если говорить о маркетплей-сах, следует рассмотреть содержание этого понятия. В переводе на русский язык -«место торговли». Маркетплейс — это, по сути, онлайн-площадка, которая связывает производителей и покупателей. Продавцы приходят сюда, так как площадка собирает платежеспособную аудиторию, берет на себя трудозатраты на аренду складских помещений, прием платежей, часть затрат

на логистику. Покупатели обращаются на маркетплейсы ввиду весьма доступных цен, значительного выбора товаров различных категорий, которые можно приобрести в одном месте.

В контексте данного исследования интерес вызывает соотношение содержания маркетплейсов и интернет-магазинов. Аналитические компании, в частности Data Insight [2], публикуя рейтинги крупней-

ших российских онлайн-ритейлеров, не выделяют отдельно маркетплейсы и он-лайн-магазины. Обычный покупатель также скорее всего не замечает особой разницы, однако она присутствует [3]. Во-первых, интернет-магазины продают собственный товар со своего склада, в то время как маркетплейс — лишь площадка для продавцов. Соответственно, товар не принадлежит маркетплейсу. У маркетплейсов, как и у интернет-магазинов есть свои склады, однако собственность на хранящиеся там товары, принадлежит разным рыночным субъектам. Во-вторых, существует разница в проведении операций по оплате и доставке товаров до клиента. Для интернет-магазина на первом месте стоит продукция, а для маркетплейса — удобство, функционал, привлекательность платформы.

Помимо того, также стоит отметить различия в ценовой политике. Обычно, в интернет-магазинах покупатель видит товар и его стоимость. Данные сведения закреплены фирмой-производителем, на один товар предлагается одна цена. Ценообразование на маркетплейсах осуществляется иначе, подходы зависят от вида площадки [3]:

— вертикальные маркетплейсы. Цена устанавливается платформой, которая также сама выбирает товар внутри избранной покупателем позиции. Так, например, работает сервис Яндекс.Такси. Существует фиксированная цена, система самостоятельно подбирает водителя;

— горизонтальные маркетплейсы. На данных платформах располагаются товары и услуги одной направленности, широкий выбор продавцов, которые самостоятельно устанавливают цены на свои товары и услуги. Представители: Profi.ru, Kwork.ru. Данный вид весьма схож со следующим;

— глобальные маркетплейсы. Крупные площадки, на которых можно найти очень широкий спектр товаров и услуг, множество продавцов, которые сами устанавливают цены на свой товар. Представители: Wildberries, Ozon.

Рассмотрим схему работы маркетплей-сов, которая складывается из нескольких основных стадий [4; 5]:

1. Продавец подготавливает продукцию для поставки. На этом этапе происходит первичная маркировка, наносятся штрих-коды, опознавательные наклейки, подготавливается необходимая документация на продукцию.

2. Продавец оформляет документы на поставку, заносит на маркетплейс данные о товаре. На многих маркетплейсах, например, на Озоне, нужно составить карточку товара, то есть страничку с описанием и фотографией товара.

3. Продавец осуществляет поставку продукции на склад маркетплейса, либо, если есть такая возможность, на свой. Большинство продавцов на маркетплейсах — мелкие и средние торговцы. Как правило, если они вынуждены поставлять товар на склад маркетплейса, то делают это либо собственными силами, например, на личном автомобиле, либо с привлечением сторонних компаний, оказывающих логистические услуги, например, по почте, либо у маркетплейсов есть какие-то свои особенные сервисы, которые помогают решить эту задачу.

4. Маркетплейсы после получения товара на склад и его оформления начинают продвижение товара. Первое время продукт держат на верхних строчках поиска, после чего данные позиции занимают вновь поступившие товары.

5. Очевидно, что с той или иной частотой люди покупают конкретный товар конкретного продавца, однако оплата проходит от покупателя к маркетплейсу. Мар-кетплейс уже осуществляет выплаты продавцам согласно их продажам, уже с вычетом комиссии платформы.

Далее мы более подробно рассмотрим логистику интернет-заказов.

В рыночной экономике продавцы или те, кто их представляют, всегда зависят от клиента. Очевидно, что все покупатели хотят приобрести максимально качественный товар за низкую цену. Интернет-заказы в сравнении с обычной покупкой в офлайн магазине имеют свою особенность. Речь идет о двух важных составляющих интернет-заказа, а именно — скорость и своевременность доставки (как говорят

профессионалы — доставка Just in Time, т.е.

Выделяют несколько основных сценариев покупки: срочный, эмоциональный и плановый. Если в первых двух сценариях предпочтение отдается скорости доставки, то при плановой покупке потребитель уделяет больше внимания своевременности доставки, т.е. желает получить свой товар в конкретное, удобное для него время. Согласно опросам компании «Ozon» 83% покупателей, прекративших покупки, сделали это из-за нарушения сроков доставки, хотя такие сбои допускаются крайне редко, так как во всех крупных маркетплейсах проводится логистическая экспертиза.

Для проведения логистической экспертизы маркетплейсы обычно выделяют два ключевых показателя — KPI (Key Performance Indicator). Они касаются непосредственно логистической части, однако маркетплейсы также стараются обеспечить некоторые прочие составляющие поставки, а именно: комплектность, наличие документов, удобство способа оплаты и т.д.

Главные логистические KPIs [6]:

— PSD (Promised shipment date) — обещанная дата отгрузки заказа, то есть время, которое дается продавцу, чтобы подготовить и отправить товар для доставки.

— PDD (Promised delivery date) — обещанная дата доставки, то есть точное время или временной интервал, в которое товар должен «приехать» к потребителю.

Как правило, при моделировании движения интернет-заказа выделяют 10 основных этапов и два дополнительных [6;

1. Клиент делает заказ на сайте, производится первичная обработка заказа.

2. Ожидание оплаты заказа, и, непосредственно, оплата. При необходимости заказ задерживается для проверки системой безопасности.

3. Заказ принимается в обработку. Клиенту оглашается ожидаемая дата поставки. Составляется приблизительная схема движения товара. Система сканирует товарные остатки продавца. Продавцу сообщается время, за которое он должен подготовить заказ к отправке, отправить его, то есть PSD. Также на этом этапе продавец

должен отправить товар на склад маркет-плейса.

4. Ожидание поступления товара от продавца на склад маркетплейса.

5. На складе маркетплейса происходит упаковка, комплектование, сборка заказа.

6. Заказ ожидает отправки. На этом же этапе производится отправка клиенту. Фиксируется время выезда товара за двери склада. Фиксируется время с момента получения заказа на сайте до завершения данного этапа, данный результат нужен для PSD.

7. Заказ находится в пути. Товар может направляться в постамат, пункт выдачи (ПВЗ) или доставляться курьером напрямую к клиенту. Фиксируется время, когда заказ попадает в ПВЗ, этот результат необходим для PDD.

8. Если заказ прибывает в пункт выдачи, то первым делом, он принимается в этом пункте, данные заносятся в определенную базу данных для того, чтобы сотрудник ПВЗ понимал, какой товар, где найти и кому его выдать. Если нужно использовать курьерскую доставку, то курьер может выдвигаться к клиенту также из ПВЗ.

9. Если товар прибыл в ПВЗ, то идет обычное ожидание, пока клиент заберет свой заказ. Если выбрана доставка курьером, то на этом этапе рассматривается промежуток времени, пока товар находится у курьера.

10. Конечным этапом логистики интернет-заказа является выдача товара заказчику, вне зависимости от того, забирает ли он его в ПВЗ или получает из рук курьера.

Помимо того, выделяют еще два дополнительных этапа, которые реализуются при ситуации с возвратом товара:

1) когда товар ожидает возврата на склад;

2) когда заказ находится в пути на этот склад.

Важная роль отводится инфраструктуре маркетплейса. Очевидно, что любой мар-кетплейс — большая система, которая должна обрабатывать огромное количество информации, не допуская ошибок. Для обеспечения стабильности и качества

исполнения всех процессов маркетплейсы используют специальные системы.

Маркетплейс почти во всех случаях выполняет посреднические функции между продавцом и покупателем. Как отмечалось выше, продавец может владеть собственным розничным магазином или обычным складом. В любом случае, маркетплейсу необходимо интегрироваться с системой учета продавца для получения информации о его товарах, запасах, готовности отправлять продукцию и т.д. Для данных целей используются WMS (Warehouse management system — система управления складом) и ERP (Enterprise management system — система управления предприятием) системы [7].

Стоит также упомянуть, что интеграция магазина продавца в маркетплейс может быть автоматической, полуавтоматической, ручной (карточка товара). На мар-кетплейс поступает информация о товаре, ценах, остатке у продавца. Для этих целей используют MAS (Merchants Administration system — система администрирования продавцов). На первый взгляд, сложно найти отличия от предыдущих систем, однако они есть. Различия кроются в принципах работы. WMS и ERP системы используются для получения информации, в то время, как MAS системы используются для интегрирования этой информации в базу маркетплейса [7].

На следующем этапе информация о товаре становится «товарным контентом» и попадает на витрину маркетплейса. Для попадания товара на витрину в работу вступает MMS (Market Management System — система управления товарами, запасами, заказами).

Когда клиент находится на сайте мар-кетплейса и делает заказ, то для обработки данного информационного потока и информирования продавца используется уже упомянутая MAS система. Последняя имеет большое значение, так как обрабатывает информационные потоки и от продавца, и от клиента, интегрирует эти данные в систему маркетплейса [7].

Такой элемент инфраструктуры как сортировочный центр используется для хранения товаров и для консолидации за-

казов. Если в конкретном заказе присутствуют товары с разных складов продавцов, то маркетплейс собирает все товары на один склад и отправляет одной посылкой. Специалисты утверждают, что так снижаются затраты на логистику. Как правило, ПВЗ принадлежат самому маркет-плейсу, либо открыты в сотрудничестве с частными лицами. Так как товары нужно физически перемещать, то маркетплейсу необходимо решать вопросы с транспортом. Чаще всего маркетплейсы сочетают использование аутсорса и собственных сил для доставки продукта до покупателя или ПВЗ [8; 9].

Логистическая составляющая деятельности маркетплейса — одна из самых инвестиционно- и капиталоемких, а также системно значимых. По мнению специалистов, быстрее всего растут те маркетплей-сы, у которых имеется собственная логистика. От скорости доставки, уровня проникновения в регионы зависят масштабы и темпы роста маркетплейса [8].

Однако следует подчеркнуть и исключительную важность обеспечения клиен-тоориентированности маркетплейса, который всегда заинтересован в осуществлении потребителем повторных покупок и в привлечении новых клиентов. Основными мотивами и запросами покупателя при выборе маркетплейса являются [8]:

— наличие широкого ассортимента товаров. Потребитель должен иметь возможность и право выбора, чтоб получить наиболее подходящий товар;

— качественное описание товаров, карточка товара, фото. Многие маркетплейсы даже содержат собственные фотостудии для того, чтобы показать потенциальному покупателю лучшую «картинку»;

— наличие большого числа отзывов и рейтингов. Особенно это актуально при первой покупке. Потребитель перед осуществлением покупки и оплаты желает удостовериться в том пришел ли товар, соответствует ли он заявленному качеству и т.д.;

— быстрая и бесплатная/дешевая доставка точно в срок. Именно поэтому при заказе указывается ориентировочные даты доставки. Люди с каждым днем все больше

ценят свое время, «стоимость» данного ресурса возрастет.

— наличие самовывоза. Более 50% интернет-заказов забираются путем самовывоза, поэтому необходимы инвестиции в расширение сети пунктов выдачи, которые становятся более доступными и комфортными;

— наличие различных способов оплаты удобных потребителю, в том числе оплата при получении. Часто маркетплейсы используют услуги примерки, чтобы клиент мог реализовать свое право выкупить только тот товар, который ему подошел по всем параметрам;

— наличие акций, скидок и бонусов, программ кешбека: около 46% покупателей делают покупки по сниженной цене;

— наличие сайта и/или приложения, которые должны быть приятны глазу, быть удобными, понятными, оптимизированными;

— сервис, в том числе и послепродажный, наличие возможности возврата, гарантия на товар.

В заключение хотелось бы отметить, что деятельность маркетплейсов неразрывно связана с физическим перемещением товаров, хотя элементы логистики присутствуют не только в этих случаях. Логистика важна для маркетплейсов, так как присутствует во множестве процессов, например, в доставке товара от поставщика до склада маркетплейса, от склада мар-кетплейса до ПВЗ, от ПВЗ до клиента и т.д. При осуществлении этих действий важна скорость и своевременность доставки. Не стоит забывать и о складировании.

1. Рейтинг ТОП-100 крупнейших российских интернет-магазинов. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://top100.datainsight.rU/#tab656187 (дата обращения 29.04.2022).

2. Составлен рейтинг крупнейших российских интернет-магазинов на 2021 год. -[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://new-retail.ru/novosti/retail/sostavlen_reyting_krupneyshikh_rossiyskikh_intemet_magazinov_za_202 1_god2768/ (дата обращения 29.04.2022).

3. Маркетплейс — простыми словами. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mar-place.ru/ (дата обращения 17.02.2022).

4. Как устроены маркетплейсы? Полный разбор инфраструктуры и все бизнес-процессы: роли и системы. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=LRY9Zet3kVo (дата обращения 13.02.2022).

Правильно подобранный способ организации склада может помочь сократить расходы на его содержание, а иногда и существенно сократить время доставки. Также важно расширять сеть ПВЗ, развитость которой является одним из ключевых факторов конкурентоспособности маркетплейса и привлечения новых клиентов. Логистика также присутствует и в операциях по сборке и комплектованию заказа, особенно если в конкретном заказе присутствуют несколько товарных позиций. Немаловажным аспектом деятельности являются информационные системы как связующее звено всей работы маркетплейса. Логистика информационных потоков — одна из важнейших, если не самая важная система для маркетплейса, ведь именно так связываются все операции от обработки заказа на сайте до интеграции клиента, продавца, склада ПВЗ и т.д. в единый механизм.

Оценивая перспективы развития мар-кетплейсов в сфере логистики, можно наблюдать тенденцию, характерную особенно для крупных бизнес-структур, -формирование и развитие экосистем [9; 10]. В этом случае создаваемая система должна быть комплексной, обеспечивающей оптимальное взаимодействие всех подсистем, значительная часть которых была рассмотрена в данной статье. В условиях динамичной среды многие процессы и явления со временем неизбежно трансформируются, маркетплейсы также могут обретать новые формы, новых субъектов, что потребует новых решений, в том числе и логистических.

5. Карта бизнес-процессов маркетплейса. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://habr.com/ru/post/575212/ (дата обращения 14.05.2022).

6. Как устроена логистика маркетплейса: бизнес-процессы, КР1^, оборудование и где здесь клиент? — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=EDrixBwj8PI (дата обращения 20.01.2022).

7. Технологии и инфраструктура маркетплейсов: склады, продавцы, витрина и связывающие все это системы! — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=1xJ5724KRwM&list=WL&index=6 (дата обращения 25.01.2022).

8. Примеры инфраструктуры — создание контента, логистика и как сделать хороший маркетплейс для клиента? — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=RwkЛzzauhg&list=WL&mdex=8&t=1s (дата обращения 11.02.2022).

9. Логистика маркетплейсов: новые тренды в 2021 году. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://new-retail.ru/business/logistika_marketpleysov_novye_trendy_v_2021_godu7167/ (дата обращения 14.05.2022).

10. Доставка для ретейла: как бизнес выстраивает логистику. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://spb.plus.rbc.ru/news/623b17d87a8aa99699afa9aa (дата обращения 14.05.2022).

THE ROLE OF LOGISTICS IN MARKETPLACE ECOSYSTEMS D. Dedkov, Student

Saint-Petersburg State University of Economics (Russia, Saint-Petersburg)

Abstract. The article is devoted to the consideration of the features of marketplaces that have been widely developed in recent years, their differences from online stores. Attention is paid to internal processes — pricing, algorithms of actions, infrastructure, logistics of online orders, key indicators of logistics activities. The article gives a fairly complete idea of how marketplaces work, what they are guided by in their activities and development. The role of an integrated approach contributing to the formation and development of ecosystems of marketplaces is emphasized.

Keywords: logistics, marketplace, online store, ecosystem, infrastructure, flows, order, delivery, order pick-up points.

Что нужно знать о логистических затратах на маркетплейсах

Чтобы решить, выходить на маркетплейс или нет, первая задача селлера — составить бизнес-план: проанализировать конкурентов, спрогнозировать объем заказов, просчитать расходы и установить цену. Однако предприниматели, особенно в сегменте малого бизнеса, не рассчитывают финансовые показатели, поэтому получают убытки и работают в минус. Помимо налогов и комиссии с продаж для селлера тарифицируется внутренний маркетинг, закупка товаров, складская обработка, прямая и обратная доставка.

Еще одна категория — «прочие затраты» — это расходы, которые сложно спрогнозировать. Например, выплата штрафов за нарушение условий акции, порча и восстановление внешнего вида товаров, потеря заказов при транспортировке и т.д. Однако среди затрат не последнее место занимает логистика. На ней остановимся подробнее в этом материале.

Логистические затраты: определение

  • забор и приём товаров;
  • хранение;
  • сборка и упаковка заказов;
  • доставка до покупателей;
  • обратная магистраль;
  • обработка возвратов.

Все 6 операций отражены в схемах работы маркетплейсов — FBO, FBS и DBS. Однако продавец не заплатит одну и ту же стоимость за продажу товаров по разным моделям и на разных площадках:

Причина 1. Маркетплейсы не работают по единому тарифу и используют непохожие друг на друга способы расчета.

К примеру, Wildberries тарифицирует хранение на FBO по товарным категориям, Ozon — по объемному весу, Яндекс.Маркет — по весогабаритным характеристикам, а СберМегаМаркет — по количеству дней, которые товар находится на складе.

Причина 2. У каждой схемы, помимо базовых, есть операции, которые характерны только для нее. В одной модели вы за это платите, в другой — нет.

В схеме FBS — это доставка скомплектованных заказов в пункт приема. Дополнительно некоторые маркетплейсы тарифицирует еще и обработку заказов в пункте приема. В схемах FBO и DBS такой статьи затрат нет.

Причина 3. Разные исполнители складских и логистических операций.

В зависимости от схемы операции выполняют маркетплейсы, продавцы или фулфилмент-операторы. Думаем, вы понимаете, что делать операции на собственном складе — это одна цена, на складе оператора — другая.

Причина 4. На стоимость операции влияют особенности ее выполнения.

Предположим, по модели DBS два продавца продают одинаковый товар — книгу. Первый селлер, в обсуждении с оператором, выдвигает требование — комплектовать товар в пупырчатую пленку. Второй продавец хочет упаковывать аналогичный товар в коробку. Стоимость операции для двух продавцов с одинаковым товаром разная, потому что цена первого материала отличается от цены второго.

Объединяя все вышесказанное, давайте посмотрим, за какие операции продавец платит в схемах FBO, FBS и DBS:

Переходим к главному

  • Товарная категория и весогабаритные характеристики. Некоторые маркетплейсы тарифицируют услуги по типу товарной категории.
  • Количество SKU. Этот показатель, вместе с оборачиваемостью, влияет на стоимость хранения и обработки заказов.
  • Оборачиваемость неразрывна связана с количеством заказов. Если товар входит в ТОП категорию и успешно продается, он высокооборачиваемый. На таких товарах продавцы экономят на хранении или не платят за размещение.
  • Частота подсортировки склада. На позицию карточки влияет количество остатков. Поэтому следите за тем, чтобы на складе всегда был товар. Но и здесь соблюдайте верную пропорцию. Если остатков мало, вы получаете меньше трафика. Если много — создаете избыток складских остатков, что не подходит для товаров с низким спросом, потому что вы начинаете переплачивать за хранение.
  • Стоимость товаров и количество заказов. Во-первых, эти показатели определяют объем выручки. Во-вторых, на Ozon и Яндекс.Маркете цена товара влияет на стоимость обработки и доставки заказов.
  • География доставки и % выкупа. Эти факторы влияют на стоимость доставки, обратной магистрали и обработки возвратов. Стремитесь сокращать % выкупа, чтобы снизить статьи расходов по работе с возвратами.

Но это еще не все

  • как маркетплейсы тарифицируют складские операции и доставку FBO, FBS и DBS;
  • как управлять факторами, чтобы снизить логистические затраты на Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркете и СберМегаМаркете.

Поэтому прикрепляем ссылку на запись бесплатного вебинара на котором команда Бета ПРО отвечает на эти вопросы и считает логистические затраты на примере 3-х интернет-магазинов одежды и обуви.

Еще больше контента вы найдёте в нашем Telegram-канале. Здесь мы отвечаем на вопросы селлеров, публикуем новости рынка и даём оценку обновлениям маркетплейсов. Как быть и что делать — вы узнаете в Telegram-канале Бета ПРО. Подписывайтесь.

vk

Поделиться:

Особенности работы с сезонными товарами

Как пользоваться отчетом «Аналитика по карточкам товаров» на маркетплейсе Wildberries

Как подготовить поставку товаров по модели FBY на Яндекс.Маркете

Что известно о модели DBS на Wildberries

Штрафы Wildberries для продавцов: актуальный список

Фулфилмент для продавцов Wildberries

«Выше конкурентов»: как устроен алгоритм ранжирования товаров на Яндекс.Маркете

Маркетплейс OZON: как подготовить поставку товаров по FBO

Не только FBO и FBS: обновленный список логистических схем OZON

OZON: как устроена система ранжирования карточек

Гайд для селлеров: как открыть магазин на маркетплейсе Авито

Как подготовить поставку товаров на склад Wildberries (FBO)

Wildberries: система ранжирования карточек

Как продавцам Wildberries организовать фулфилмент

«Не только маркетплейсы»: 5 аргументов в пользу собственного интернет-магазина

Главное о нишевых маркетплейсах: преимущества и недостатки площадок

Где продавать товары в 2023 году. Часть вторая.

Где продавать товары в 2023 году. Часть первая.

Повышаем частоту повторных покупок. Инструменты лояльности на маркетплейсах

Как создать продающую карточку товаров на Wildberries

10 способов, как снизить количество возвратов на маркетплейсах. Часть 2: Меняем работу карточек, склада и доставки

10 способов, как снизить количество возвратов на маркетплейсах. Часть 1: Причины отказов

Возвратная логистика маркетплейсов Wildberries и Яндекс.Маркет

СберМегаМаркет: как без ошибок собрать заказ по схеме FBS

Возвраты на маркетплейсах: классификация и тарифы OZON, СберМегаМаркета

Правила расчета рейтинга на Wildberries. Как увеличить выкупаемость заказов?

Трафареты OZON: как не потерять бюджет на рекламе

«11.11» и «Чёрная пятница» на маркетплейсах: кому участвовать, и как готовиться

Маркетплейс Wildberries: почему продавцу отказывают в приемке заказов по схеме FBS

6 бесплатных инструментов, которые поднимут позиции карточки на Ozon

Сезонный товар на маркетплейсах: как работать с товаром в конце сезона

Маркетплейс Яндекс.Маркет: почему продавцу отказывают в приемке заказов по схеме FBS

Продвижение на Wildberries, Ozon и других маркетплейсах. Аутсорсинг: за или против

Как продавцам улучшить качество фулфилмента и логистики при работе по схемам FBS и DBS

Как продавцу провести предзапуск магазина на маркетплейсе Ozon

Маркировка Честный знак: о чем нужно знать интернет-магазинам и продавцам маркетплейсов

Как в кризисное время фулфилмент-оператор может помочь интернет-продавцам

Как подключиться к схеме FBS на маркетплейсе Ozon

СберМегаМаркет: тарифы маркетплейса для разных схем работы

Маркетплейс Яндекс.Маркет: тарифы для продавцов FBY, FBS и DBS на примере интернет-магазина электроники

9 аналитических сервисов, которые увеличат продажи бренда на маркетплейсах

Маркетплейс Wildberries: тарифы для продавцов FBO, FBS и DBS

Маркетплейс Ozon: тарифы для продавцов FBO, FBS и Real FBS

Как определиться со схемой работы: FBO, FBS или DBS

Схемы работы на маркетплейсах: DBS или продажа товаров с доставкой магазина

Схемы работы на маркетплейсах: FBS или продажа товаров со склада продавца

Схемы работы на маркетплейсах: FBO или фулфилмент маркетплейса

5 маркетплейсов для продажи товаров в 2022 году

Фулфилмент-оператор Бета ПРО доставляет заказы интернет-магазинов по всей России

Последняя миля: почему стоит работать со службами доставки через фулфилмент-оператора

Способы доставки: что выбирают покупатели интернет-магазинов. Часть 2.

Способы доставки: что выбирают покупатели интернет-магазинов. Часть 1

Последняя миля: разбираемся в терминах логистов

Фулфилмент для одежды и обуви. Решение Бета ПРО

Как интернет-магазину одежды и обуви выбрать фулфилмент-оператора

Обзор Wildberries: схемы работы, продаваемые товары, и как рассчитывать FBO, FBS, DBS

Fashion в e-commerce: способы организации логистики

Алгоритм Ozon: факторы и инструменты

Маркетплейс Ozon: как найти товарную категорию

Отраслевые решения: есть ли потребность на рынке e-commerce?

11 базовых правил, как избежать блокировки на маркетплейсе Ozon

FBO, FBY, FBA, FBS и DBS: разбираемся в терминологии марктеплейсов

Продажи на Яндекс.Маркете: 6 советов, о которых нужно знать интернет-продавцам. Часть #2.

Продажи на Яндекс.Маркете: 6 советов, о которых нужно знать интернет-продавцам.

Первые клиенты за 30 дней на AliExpress Russia

Инструменты роста продаж для интернет-магазинов на маркетплейсе Tmall (AliExpress Russia)

Как начать зарабатывать больше на маркетплейсах и достичь ежемесячного прироста свыше 30%

В логистическом омуте маркетплейсов

Доля интернет-заказов, доставляемых маркетплейсами, неумолимо растет. В 2022 году она достигла отметки в 76%, что на 14% выше показателя аналогичного периода прошлого года, согласно данным Data Insight. При этом логистические компании доставляют все меньше онлайн-заказов, в прошлом году доля снизилась на 12 п.п. и составила 13%.

Мультибрендовые площадки захватывают рынок логистики e-commerce, однако предоставить качественный логистический сервис получается не всегда. Селлеры сталкиваются со сложностями в заполнении документов, утратой грузов на бескрайних складах маркетплейсов и т.п. Некоторые компании даже вынуждены прекратить сотрудничество с маркетплейсом из-за проблем с логистикой.

«Логирус» решил разобраться в нюансах логистических взаимоотношений селлеров с маркетплейсами и выяснить:

  • • У каких маркетплейсов семь пятниц на неделе?

  • • Когда доставка силами логистического провайдера выгоднее собственной?

  • • Как управлять тарифами на перевозку?

  • • Какой испытательный срок поможет вывести логистического партнера на чистую воду?

  • • И с какого маркетплейса возврата можно ждать до второго пришествия?

Своим опытом с «Логирусом» поделились:

директор по транспортной логистике Hobby World
Илья Горюнов

операционный директор «МПФИТ»
Валентина Беляева

сооснователь интернет-магазина ELNY
Андрей Николаев

генеральный директор ГК «Деловые Линии»
Фарид Мадани

«Схематичные» отношения

За последний год общее число селлеров Wildberries и Ozon выросло на 85%, достигнув в марте 541 тысяч, подсчитали в Moneyplace. А по оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли, к маркетплейсам сейчас в целом так или иначе «подключены» 1,2 млн предпринимателей.

При этом аудитории продавцов всех платформ значительно пересекаются: в среднем поставщик ведет торговлю на 2-3 площадках, отмечают аналитики Data Insight. Этот вывод подтверждают и опрошенные «Логирусом» эксперты.

Так, продукция российского издательства Hobby World представлена на Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркете», рассказал директор по транспортной логистике компании Илья Горюнов. С вышеперечисленными онлайн-площадками компания сотрудничает по схемам FBS 1 и FBO 2 .

– Окончательный выбор модели зависит от коммерческих условий, которые предлагают маркетплейсы, – пояснил собеседник «Логирус». –– Мы заранее анализируем системы и выбираем наиболее выгодную для себя как в плане финансов, так и трудозатрат.

Кроме того, комиссии маркетплейсов для продавцов не одинаковы: диапазон составляет 2-15% от завершенной продажи, подсчитали аналитики Data Insight. Например, Ozon обходится дороже, чем Wildberries примерно на 5%, добавила операционный директор «МПФИТ» Валентина Беляева. При этом маркетплейсы дают стабильный прирост заказов, в среднем в 2 раза в год, добавила собеседница «Логируса».

– По нашему опыту, продажи идут лучше по схеме FBO, но на склад маркетплейса нужно везти только хорошо оборачиваемый товар. Большую часть ассортимента мы продаем «со склада продавца» (схема FBS) – это позволяет не замораживать деньги в товаре под каждый маркетплейс и продавать один сток товара на всех площадках. Кроме того, можно работать по системе дропшипинга, – пояснила собеседница «Логируса». – У нас собственная система автоматизации склада, заказы обрабатываются в режиме одного окна и трудностей нет.

Рост числа заказов на маркетплейсах фиксируют и транспортные компании. Так, например, по данным «Деловых Линий», в I квартале 2023 года прирост был кратным – в 2,8 раза год к году.

Один – хорошо, а 15 – лучше

В целом за последние полгода себестоимость услуг фулфилмента выросла на 5%, а доставки – в среднем на 20%, отметил Илья Горюнов.

– Мы стараемся оптимизировать транспортные расходы за счет диверсификации пула компаний-партнеров. Их у нас более 15-ти. Зачем это нужно? Дело в то, что стоимость доставки в один и тот же город у разных перевозчиков может кардинально отличаться. Мы все эти моменты отслеживаем в автоматизированном режиме и выбираем на каждое направление ту транспортную, которая готова предложить самые выгодные условия, – пояснил директор по розничной логистике Hobby World.

Для оптимизации расходов на доставку эксперт также рекомендует регулярно привлекать к сотрудничеству новые логистические компании, которые только выходят на рынок. Так как они «на старте предлагают наиболее выгодные условия и качество работ». Hobby World передает новому перевозчику небольшой объем заказов на тестовый период, который длится 1 месяц. Если этот этап пройден успешно, компания продолжает сотрудничество с логистическим партнером.

– Это позволяет нам понять, с какими проблемами можем столкнуться и на какое качество исполнения можем претендовать, – пояснил Илья Горюнов. – Почему месяц? Потому что в отдаленные регионы – Сибирь, Хабаровск, Владивосток – заказ может ехать до 3 недель.

За последние полгода себестоимость услуг фулфилмента для селлеров выросла на 5%, а доставки – в среднем на 20%

После завершения тестового периода Hobby World принимает решение о продолжении или расторжении сотрудничества. Потенциальные партнеры оцениваются по нескольким параметрам. Во-первых, тарифная политика. Во-вторых, качество услуг: оперативность и сохранность грузов. В-третьих – уровень технологической зрелости компании.

Болезни роста

Однако стремительное масштабирование бизнеса маркетплейсов не проходит безболезненно для селлеров.

Так, продавцов, например, серьезно не устраивает практика постоянного изменения оферты, оговаривающей условия сотрудничества, включая размер взимаемой площадками комиссии.

– За 4 годы работы с маркетплейсами мы видели много всего. У Ozon все более-менее стабильно. У Wildberries изменения происходят чаще. Одна из проблем, что «склады» переезжают и приходится кардинально менять маршрут курьера. Последний неприятный кейс: Wildberries закрыл сортировочные центры в Москве (станции Печатники, Гольяново, Комсомольская). Ближайщий к нам остался в Белой Даче. Но мы не можем туда отвозить товар, по причине того, что сотрудники склада отказываются сканировать QR-код, который Wildberries отдает по API, и требуют лист поставки, скаченный из «Личного кабинета». На всех других складах таких проблем не было. Мы работаем как фулфилмент с мощной автоматизацией и не напрягаем своих клиентов «рутиной», к которой относится скачивание листов поставок. Нам теперь приходится возить заказы на склад в Черную Грязь.

Корректная маркировка и упаковка груза, соблюдение даты и времени доставки – ключевые факторы успеха эффективных поставок продукции в маркетплейсы. Пренебрежение ими приводит к отказам в приемке груза в 35% случаев, пояснил генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани.

– Мы создали отдельный сервис по доставке в маркетплейсы. Логистика может меняться в зависимости от того, хранится ли товар на нашем 3PL-складе или на складе поставщика. В первом случае полный комплекс услуг подразумевает упаковку, маркировку и предпродажную подготовку согласно требованиям маркетплейса. Во втором, мы также оцениваем груз на соответствие требованиям онлайн-ритейлера – по желанию клиент может воспользоваться дополнительными услугами, если необходимо исправить недочеты. С момента ввода опции проверки упаковки и маркировки поставки число отказов при приемке у наших клиентов уже сократилось в 6 раз, и у компаний сократились издержки при возврате товаров, – подчеркнул эксперт.

Самым существенным нововведение маркетплейсов за последнее время стало перераспределение товарных остатков по всей стране, добавил эксперт. Это так называемая «система приоритизации карточек маркетплейсов». Если ранее остатки консолидировались на центральных складах, то теперь они доставляются на огромное количество региональных распредцентров.

– В этом вопросе мы смогли поддержать селлеров благодаря широте географии перевозок. Мы оперативно перестраивали бизнес-процессы, чтобы быть готовыми отправлять грузы во все эти торговые точки. Уже налажен сервис по доставке на маркетплейсы из России в Казахстан и Белоруссию и в обратном направлении, – отметил собеседник «Логируса».

Советы бывалых

Чтобы не потерять маржу из-за ошибок в логистике эксперты компании «Деловые Линии» и участники рынка советуют:

  • 1. Упаковывать и маркировать грузы строго по правилам маркетплейсов.

  • 2. Заблаговременно рассчитывать дату поставки, планировать все поставки заранее, особенно акционные.

  • 3. Иметь широкий пул логистических партнеров. Это позволит получать самые выгодные тарифы.

  • 4. При увеличении заказов до 300-500 в сутки, необходимо автоматизировать процессы обмена данными с транспортными компаниями для экономии трудовых и временных ресурсов.

  • 5. Отслеживать изменения в работе маркетплейсов в режиме реального времени.

1 Fulfillment by Seller, доставка со склада продавца — формат работы, при котором продавец хранит товар на собственном складе. Продавец упаковывает, маркирует и отгружает товары на склад маркетплейса под каждый заказ отдельно.

2 Fulfillment by Operator, доставка со склада маркетплейса — это модель, при которой селлер упаковывает, маркирует и отвозит партию товара на склад маркетплейса. Сотрудники маркетплейсов собирают и доставляют каждый заказ до конечного покупателя.

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!

*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики — станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости

Читайте также

Сизифов ВЭД

  • Сизифов ВЭД
    Где в 2024 году российские компании могут искать тихие банковские гавани, и чего не хватает бизнесу, чтобы параллельный импорт пошел как по маслу

Саудовская Аравия: логистика по королевским правилам

Саудовская Аравия: логистика по королевским правилам
О стыковочных маршрутах, сложностях сертификации, ошибках при выходе на местный рынок и влиянии слухов на репутацию

Суэцкий канал и Красное море: обходные маневры

Суэцкий канал и Красное море: обходные маневры
Об альтернативных маршрутах, «узких горлышках» и выгоде для российских грузовладельцев

Играючи сквозь ВЭД-барьеры

Играючи сквозь ВЭД-барьеры
Как через деловую игру адаптироваться к изменениям в международной логистике, оценить риски и наметить стратегические решения

«Курьерки»: между молотом и наковальней

«Курьерки»: между молотом и наковальней
Об обогнавших инфляцию расходах, дорогих курьерах и маркетплейсах, забирающих лучшую долю онлайн-заказов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *