Что такое мультипликатор в экономике
Перейти к содержимому

Что такое мультипликатор в экономике

  • автор:

Мультипликатор Кейнса

— означает множитель, мультипликатор, выражающий связь между приростом инвестиций и приростом дохода, усиливает (множит) воздействие инвестиционного спроса на увеличение доходов.

Мультипликационный эффект состоит в том, что увеличение инвестиционного спроса неизбежно сопровождается увеличением спроса на потребительские товары, причем в большей степени, чем спроса на инвестиции. Рост доходов работников, занятых в инвестиционном секторе, означает увеличение их спроса на потребительские товары. Следовательно, растут выпуск и доходы в отраслях, производящих предметы потребления. В свою очередь это вызывает расширение производства и доходов в «третичном» секторе. Первоначальный «толчок» к расширению производства будет нарастать по принципу цепной связи между отраслями.

Эффект мультипликации зависит от первоначального «толчка» и доли дохода, выделяемого его получателями на потребление, т.е. от предельной склонности к потреблению. Чем больше предельная склонность к потреблению, тем выше коэффициент мультипликации.

Мультипликационный эффект проявляет себя при определенных условиях: наличии незанятых мощностей, свободной рабочей силы. Его действие наиболее заметно в условиях подъема. При снижении инвестиционного спроса мультипликатор действует со знаком «минус», падение инвестиций сопровождается кумулятивным падением потребительского спроса.

Что такое мультипликатор в экономике

Словно брошенный в воду камень, каждое дейст­вие в экономике порождает вокруг себя волны, кото­рые распространяются далеко по всему экономиче­скому пространству.

Когда федеральное правительство сокращает расходы на постройку реактивных истребителей, то десяткам тысяч работников аэрокосмической про­мышленности приходится туже затягивать пояса и, урезав свои расходы, отправляться на поиски новой работы. Когда «Боинг» выполняет крупный заказ на поставку самолетов для иностранной авиакомпании, это приносит миллионы долларов прибыли в карманы акционеров, которые, покупая на эти деньги новые дома, автомобили, или вкладывая их в производство, стимулируют дальнейший рост отечественной эконо­мики.

За всеми этими примерами экономической дея­тельности кроется одна из главных макроэкономиче­ских закономерностей: увеличение или уменьшение инвестиций, государственных расходов или сальдо внешнеторгового баланса, т.е. любое изменение сово­купного спроса оказывает мощное воздействие на объемы производства, занятости и уровень цен. До тридцатых годов нашего века экономисты и поли­тики, которые совместными усилиями пытались найти решение проблем депрессии и инфляции, не знали о существовании этой зависимости.

Предложенный Кейнсом принципиальный под­ход к анализу экономики за прошедшие 60 лет пре­терпел значительные изменения и дополнения, но и по сей день теория совокупного спроса остается наи­лучшим учением, с помощью которого экономисты пытаются понять деловые циклы.

Что же представляет собой модель мультиплика­тора? Это макроэкономическая теория, которая ис­пользуется для объяснения того, как определяется объем выпуска в коротком периоде. Слово «мультип­ликатор» появилось благодаря тому, что с помощью этой модели была обнаружена интересная закономер­ность: увеличение расходов (например, инвестиций) на 1 доллар приводит к увеличению ВВП больше, чем на 1 доллар. Эта модель показывает, как прирост ин­вестиций, государственных расходов или налогов, изменение сальдо торгового баланса влияют на объем производства и занятость в экономике с недоисполь­зованием ресурсов.

Мультипликатор представляет собой число, по­казывающее, во сколько раз необходимо умножить происшедший однажды прирост инвестиций, чтобы рассчитать вызванный этим прирост совокупного объема производства.

Допустим, например, что инвестиции возросли на 100 млн. долл. Если, благодаря этому, совокупный объем производства увеличится на 300 млн. долл., то говорят, что в данной экономике мультипликатор ра­вен З.

На основе проведённой исследовательской ра­боты можно сделать вывод, что за последние не­сколько лет в Красноярском крае сложилась парадок­сальная ситуация: при высоком коэффициенте муль­типликатора реальные доходы населения увеличива­ются незначительно. Таким образом можно сделать предположение, что существует утечка денег из эко­номики края.

Таблица 1. Анализ соотношения реальных доходов населения и мультипликатора за несколько лет.

Реальные доходы населения (в % отноше­нии к предыдущему году)

Инвестиционный мультипликатор

В переводе «мультипликатор» означает «множитель» (лат. multiplicator — умножающий). Мультипликатор усиливает спрос в результате воздействия инвестиций на рост дохода.

Мультипликатор — это коэффициент, выражающий соотношение между приростом дохода и вызывающим этот прирост увеличением объема инвестиций. Он показывает зависимость прироста национального дохода от прироста инвестиций.

Мультипликатор увеличивается в том случае, когда потребители склонны использовать прирост их доходов для наращивания потребления. Напротив, он уменьшается, если усиливается склонность потребителей к накапливанию сбережений.

Однако существуют ограничители мультипликационного эффекта. Мультипликация имеет место при наличии неиспользованных мощностей и свободной рабочей силы. В первом случае происходит «дешевое» наращивание выпуска продукции за счет незначительных дополнительных вложений.

Что такое мультипликатор. Объясняем простыми словами

Мультипликатор — это коэффициент, который позволяет сравнить инвестиционную привлекательность компании в отрыве от её масштаба.

Проще говоря, это дробь, где в числителе один финансовый показатель компании, а в знаменателе — другой. Сравнивая эти соотношения для разных компаний, можно оценить, какая из них более привлекательна для инвестиций.

Мультипликаторы лежат в основе стоимостного подхода к инвестированию — стратегии поиска и покупки акции недооценённых компаний.

Существуют десятки разных мультипликаторов. Наиболее часто используют следующие.

  • P/E (price to earnings) — соотношение рыночной стоимости акций компании к её годовой прибыли. Мультипликатор показывает, за сколько лет окупится приобретение фирмы. Чем ниже значение мультипликатора, тем лучше. Не подходит для оценки компаний с отрицательной чистой прибылью.
  • P/S (price to sales) — это отношение рыночной стоимости акций компании (капитализации) к её годовой выручке. Лучше всего подходит для торговли и других отраслей, в которых с ростом выручки последовательно растёт прибыль и денежный поток. Нормальным считается значение коэффициента меньше 2. Если P/S меньше 1, то компания недооценена.
  • P/B (price to book) — отношение рыночной стоимости акций компании к стоимости её активов. Если коэффициент больше 1, то инвестор переплачивает за акции. Если меньше 1, значит, компания недооценена. Если равен 1 — компания оценена справедливо.
  • EV (enterprise value) — справедливая стоимость компании. Чтобы получить значение этого мультипликатора, нужно сложить капитализацию и долговые обязательства и вычесть из них доступные денежные средства компании. Чем больше EV, тем лучше для инвестора.
  • EV/EBITDA — соотношение справедливой стоимости компании к прибыли до выплаты налогов, дивидендов и расходов на амортизацию. Мультипликатор позволяет сравнивать компании из разных отраслей, например, нефтегазовую корпорацию и ретейл. Чем меньше показатель, тем привлекательнее компания.
  • EPS (earnings per share) — отношение чистой прибыли к количеству обыкновенных акций. На этот мультипликатор обычно смотрят в динамике: как он меняется от квартала к кварталу и от года к году. Резкий рост или снижение EPS говорит о потенциальном скором изменении цены акций.

Примеры употребления на «Секрете»

«Сравнить компании между собой и понять, как рынок оценивает их акции (не завышены ли цены — или наоборот), помогут мультипликаторы. Это показатели, которые позволяют сопоставить финансовые результаты разных по масштабу компаний».

(Об оценке активов на основе мультипликаторов.)

«Высокий потенциал положительной переоценки для капитализации ПАО «Лента» существует в рамках сравнительного анализа финансовых мультипликаторов компании и её российских аналогов».

(Аналитик «Фридом финанс» Александр Осин о том, как расширение сети «Лента» может отразиться на акциях компании.)

Нюансы

Мультипликаторы лучше применять для сравнения компаний из одной отрасли, поскольку тип бизнеса, его цикличность и другие свойства серьёзно влияют на сравниваемые величины.

Например, IT-гигант и нефтяная компания могут стоить одинаково. Но при этом вложения в бизнес у них будут сильно различаться. Айтишникам не нужно тратиться на скважины и трубопроводы, а также выполнять социальные обязательства перед жителями добывающих регионов. Также некорректно будет сравнивать рентабельность IT-компании и сети продуктовых супермаркетов.

Факт

Многие мультипликаторы не получится использовать для сравнения банков. В их финансовой отчётности нет выручки, а долги кредитных организаций нельзя считать так, как считают для обычных компаний. В этом случае используются универсальные коэффициенты P/E и P/B.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *