Кто может выступать заказчиком по 44 фз
Перейти к содержимому

Кто может выступать заказчиком по 44 фз

  • автор:

Участие в закупках по 44-ФЗ для начинающих

Государство — надёжный заказчик товаров и услуг. Но напрямую заключать договоры с поставщиками госучреждения не могут. Процедура размещения госзаказов регламентируется специальным правовым актом — Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Он предполагает, что участвовать в закупках могут все компании при соответствии единым требованиям. И выбор поставщика основывается на том, кто сделает лучшее предложение. В силу закон № 44-ФЗ вступил 1 января 2014 года, но с тех пор претерпел значительные изменения. В сегодняшней системе госзакупок прослеживается несколько трендов:

  • цифровизация процессов;
  • повышение информационной открытости и контроля;
  • поддержка национальных производителей, малого бизнеса и инноваций.

Участие в госзакупках даёт начинающим предпринимателям много плюсов:

  • гарантию оплаты;
  • большой выбор ниш;
  • отсутствие требований к опыту и затрат на рекламу.

Кто может участвовать в госзакупках?

В качестве поставщика по 44-ФЗ может выступать любой участник гражданского оборота:

  • индивидуальный предприниматель;
  • юридическое лицо;
  • самозанятый;
  • физлицо.

Поставщик должен соответствовать требованиям законодательства и иметь все необходимые разрешения и лицензии. Кроме того, в установленных законом случаях государство может вводить дополнительные условия.

Требования к участникам закупок

Общие требования к участникам тендеров установлены статьёй 31 44-ФЗ:

  • компания не может находиться в процессе ликвидации, банкротства или приостановки деятельности;
  • у участника не должно быть задолженностей по налогам и сборам;
  • у ИП или руководства компании не должно быть неснятых экономических судимостей, у юрлица — фактов привлечения к ответственности по статье 19.28 КоАП;
  • у поставщика не должно быть аффилированности с госзаказчиком;
  • участник не должен иметь отношения к офшору, быть иностранным агентом;
  • кандидат не должен состоять в реестре недобросовестных поставщиков (РНП), если это указано в тендерной документации.

Помимо единых требований, госзаказчики имеют право установить дополнительные условия при проведении отдельных видов закупок в отношении:

  • финансовых и материальных ресурсов;
  • квалификации персонала;
  • опыта работы.

Преференции для участников

Отдельные категории поставщиков по 44-ФЗ имеют преимущества:

  1. Субъекты малого предпринимательства (СМП) и некоммерческие социально ориентированные организации (СОНКО). На них отводится 25 % ежегодного объёма неспецифических закупок с начальной ценой контракта до 20 миллионов рублей. Кроме того, заказчик может установить требование о привлечении в качестве субподрядчиков только СМП и СОНКО. Также для них снижен размер обеспечения исполнения контракта. Победителя могут вообще освободить от этой обязанности, если у него есть положительный опыт работы по госконтрактам.
  2. Организации инвалидов. Стоимость заключаемого контракта для них повышается на 15 % относительно предложенной цены. Это касается госзаказов товаров, работ и услуг, перечисленных в Распоряжении Правительства РФ № 3500-р. Размер обеспечения заявки для таких организаций снижен.
  3. Учреждения уголовно-исполнительной системы. Им отдаётся аналогичное предпочтение, что и организациям инвалидов, а перечень товаров и работ, к которым это относится, утверждён в другом приложении того же Распоряжения Правительства.
  4. Поставщики товаров национальных производителей. Для отдельных поставок устанавливается запрет или ограничение на иностранные товары. Во втором случае цена контракта снижается на 15 %, если участник закупки в аукционе предложит продукцию зарубежного производителя.

Получить консультацию по закупкам Подать заявку

Виды закупок

Заказчики могут выбирать контрагентов 2 способами: неконкурентным и конкурентным. Первый вариант означает, что закупка осуществляется у единственного поставщика, и подходит для ограниченного числа закупок, например на сумму до 600 тысяч рублей. Полный перечень таких случаев приведён в статье 93 44-ФЗ. Но основная доля госконтрактов заключается по итогам конкурентных процедур, которые описаны в статье 24 44-ФЗ (см. таблицу).

Принцип выбора поставщика

Открытый электронный конкурс

Проводится среди неограниченного круга лиц.

Каждый участник направляет заказчику своё предложение.

Победителем конкурса объявляется участник, который соответствует требованиям и предложил лучшие условия исполнения контракта.

Значение имеет не только предложенная в заявке цена, но и иные параметры (квалификация поставщика, качество предлагаемого товара и т. д.).

Заказчик направляет приглашения ограниченному числу участников.

Применяется в отношении заказов, связанных с гостайной, эксплуатацией зданий органов принудительного исполнения, поставкой и обслуживанием военной техники и т. д.

Закрытый электронный конкурс

Открытый электронный аукцион

Проводится среди неограниченного круга лиц.

Претенденты подают заявки и затем участвуют в электронных торгах.

Победитель выбирается по лучшей цене.

Другие особенности предложения значения не имеют, поскольку предварительно участники подтверждают свою готовность выполнить заказ на обозначенных заказчиком условиях.

Применяются те же правила, что и для закрытых конкурсов.

Закрытый электронный аукцион

Электронный запрос котировок

Проводится среди неограниченного круга лиц.

Каждый участник направляет заказчику своё ценовое предложение.

Этот вид закупок применяется, если начальная цена контракта не выше 10 миллионов рублей. Годовой объём заказов с помощью запроса котировок не должен превышать 20 % от общего.

В отношении некоторых товаров и услуг эти ограничения не применяются (п. 10 ст. 24 44-ФЗ).

Победителем становится участник, предложивший самую низкую цену.

Другие параметры не учитываются, поскольку участники подтверждают свою готовность выполнить заказ на обозначенных заказчиком условиях.

В настоящее время самым популярным видом закупок является аукцион. Распоряжением Правительства РФ № 471-р от 21.03.2016 утверждён перечень товаров и услуг, которые госзаказчик обязан заказывать только таким образом. В остальных случаях госучреждения имеют право выбрать этот вариант и часто им пользуются.

Порядок проведения госзакупок

Для госзакупок используются следующие платформы:

  • Единая информационная система (ЕИС), где размещаются сведения обо всех процедурах.
  • Электронные торговые площадки (ЭТП), посредством которых участники госзакупок взаимодействуют с заказчиками.

Основные этапы участия в государственных тендерах для поставщика:

  1. Получение электронной подписи, регистрация на портале ЕИС и ЭТП.
  2. Открытие спецсчёта, с которого будут списываться обеспечение заявки и плата за участие в конкурсе в пользу ЭТП. Обеспечение заявки (ОЗ) — это подстраховка заказчика от ситуации, когда победитель отказывается от заключения контракта. ОЗ обязательно при закупках от 1 миллиона рублей, его сумма может составлять от 0,5 до 5 % от начальной цены контракта. После завершения процедуры ОЗ возвращается участникам, а удерживается заказчиком только в том случае, если победитель отказался от подписания договора. Кроме того, последний на 2 года включается в реестр недобросовестных поставщиков. И в течение этого времени участие в закупках для него будет весьма затруднительным.
  3. Подбор заказа. Подробности процедуры описываются в закупочной документации, которая размещается заказчиком в ЕИС. Рекомендуется внимательно изучать эти материалы перед принятием решения об участии.
  4. Подготовка и подача заявки. Предложение направляется через ЭТП и подписывается электронной подписью. При подаче заявки нужно предоставить её обеспечение: деньгами со спецсчёта либо в форме банковской гарантии.
  5. Участие в торгах (для электронного аукциона), подписание контракта и предоставление обеспечения. Согласно ст. 96 44-ФЗ после заключения договора поставщик в большинстве случаев обязан предоставить финансовое обеспечение. Заказчик вправе воспользоваться им, если компания нарушит условия поставки товаров или выполнения работ. Сумма обеспечения — от 0,5 до 30 % от цены контракта (иногда выше). Вносится одним из двух способов: деньгами или банковской гарантией.
  6. Выполнение контракта, подписание акта и оплата работ. Если компания-поставщик допустит нарушение, в результате которого договор будет расторгнут, она на 2 года будет внесена в РНП.

Подведём итог

Госзакупки — перспективное направление для развития бизнеса. Но для успешного сотрудничества с государством важно неукоснительно соблюдать положения 44-ФЗ. И одним из базовых требований является предоставление обеспечения. Однако при активном участии в госзакупках собственных оборотных средств на эти цели может не хватить. Тогда на помощь придёт финансовая платформа TenderHelp. С помощью онлайн-сервиса вы можете оформить тендерный заём или банковскую гарантию в качестве обеспечения. Мы напрямую сотрудничаем с ведущими кредитными организациями, поэтому оперативно подбираем подходящий финансовый инструмент на оптимальных условиях.

Об авторе статьи

Алла Блинова

Алла Блинова

Эксперт в области банковских продуктов и обеспечения госконтрактов.

10-летний опыт работы в крупнейших банках на руководящих позициях, опыт внедрения финансовых онлайн-систем и настройки интеграционных бизнес-процессов. Автор статей и спикер отраслевых мероприятий.

Председатель ревизионной комиссии в ТПП г. Дубна.

Закупки по 44-ФЗ: как проходят и кто может участвовать?

Закупки на площадке B2B-Center

Контракт с госзаказчиком — это отличная возможность расширить пул надежных клиентов в нестабильной экономической ситуации. Но получить его можно только по строгим правилам, которые прописаны в Законе № 44-ФЗ «О контрактной системе».

Руководитель департамента нормативно-правового регулирования B2B-Center и преподаватель нескольких образовательных курсов по закупкам Дмитрий Казанцев рассказывает про особенности взаимодействия поставщиков и государственных заказчиков.

Кто выбирает поставщиков по 44-ФЗ?

Главный принцип — по Закону № 44-ФЗ проходят закупки за счет федерального, региональных и муниципальных бюджетов. Поэтому по нему закупаются три вида заказчиков:

  • Органы власти: парламент, министерства, суды, мэрии и т.д.
  • Внебюджетные фонды. Например, ПФР.
  • Бюджетные учреждения: школы, больницы, детские сады, санатории и т.д.

Кто может стать поставщиком государства?

В госзакупках могут участвовать любые физические и юридические лица. Конечно, 95% победителей закупок по 44-ФЗ — это юридические лица, но среди них есть и индивидуальные предприниматели, и даже обычные физлица. Например, в статье 93 закона говорится, что услуги гидов, переводчиков, экскурсоводов можно закупать у обычных людей.

Где искать госзакупки ?

Информацию о всех закупках по 44-ФЗ, кроме секретных, заказчики публикуют в Единой информационной системе в сфере закупок . Это обязательное условие, которое прописано в законе. Если заказчик этого не сделает, то его закупку могут отменить.

В ЕИС можно найти план закупок каждого заказчика, в который он включает все свои потребности на год вперед. Извещение с параметрами конкретной закупки содержит следующую информацию: что закупается, в какие сроки и в каком объеме.

Сами торги в большинстве случаев проходят в электронном виде на 8 специальных площадках:

  • ЕЭТП
  • РТС-тендер
  • Сбербанк-АСТ
  • НЭП
  • ZakazRF
  • РАД
  • ТЭК-Торг
  • ЭТП ГПБ

Уже в электронной закупке заказчик размещает документацию с основными требованиями к поставщикам и закупаемой продукции, а также правилами выбора победителя. Как правило, победителя в большинстве госзакупок выбирают по самой низкой цене.

Кроме этого, в закупке размещается проект госконтракта со всеми условиями поставки и санкциями за невыполнение условий.

Как подготовиться к закупке по 44-ФЗ?

Для начала нужно оценить риски работы с конкретным заказчиком. Свяжитесь с ним и задайте уточняющие вопросы. Если в ответах будут намеки, что вы вряд ли справитесь с контрактом или у вашей компании недостаточно опыта, то, скорее всего, заказчик сделает все возможное, чтобы выбрать своего поставщика. Подумайте, стоит ли бороться за такой контракт?

Дополнительно изучите информацию о заказчике и его закупках в ЕИС и других открытых источниках. Посмотрите, с кем заключались контракты, были ли судебные разбирательства, проанализируйте отношения заказчика с его поставщиками.

Кроме этого, есть чисто технические действия:

  • Откройте спецсчет в аккредитованном банке;
  • Получите усиленную квалифицированную подпись;
  • Зарегистрируйтесь в ЕИС;
  • Освойте функциональность ЭТП, на которой проходит закупка;
  • Приготовьте деньги для обеспечения вашей заявки и выполнения контракта;
  • Внимательно изучите закупочную документацию и опишите свою продукцию так, как требует заказчик.

Как подавать заявку на участие в закупке?

Каждый участник подает заявку по форме, которая закреплена в законе. Она состоит из трех частей.

  • Описание поставляемой продукции. Товарный знак, цвет, размер и т. д. В этой части заявки нельзя указывать название своей компании, использовать брендированные бланки и любые сведения, по которым поставщика можно идентифицировать. Это защита от недобросовестных заказчиков, которые хотят выбрать « своих» поставщиков . Название компании заказчик узнает только после выбора победителя. Если вы нарушите это условие, то вас отстранят от закупки.
  • Сведения о поставщике. Название компании, координаты для связи, декларация, что компания не банкрот и нет задолженностей по налогам. Эта часть заявки раскрывается в конце закупки.
  • Сведения о цене. В аукционе и конкурсе на ЭТП есть специальное окно в интерфейсе для указания цены. Цена указывается с НДС, но если поставщик на УСН, то сумма пишется без НДС.

Вся информация загружается отдельными файлами, а цена записывается в отдельном окне на площадке. Заявку подписывают усиленной квалифицированной подписью. Нужно уложиться в отведенный срок . После дедлайна документы не примут.

Кроме этого, придется внести обеспечение заявки. Это можно сделать двумя способами:

  • Предоставить электронную банковскую гарантию , которую внесут в реестр гарантий на ЕИС.
  • Внести деньги на спецсчет в аккредитованном банке. Площадка автоматически заблокирует нужную сумму до конца закупки.

Чем обеспечение заявки отличается от банковской гарантии?

Обеспечение заявки или исполнения контракта — это деньги поставщика, которыми он гарантирует серьезность своих намерений. Поставщик кладет деньги на спецсчет в банке, где они автоматически блокируются до момента исполнения обязательств поставщика.

Банковская гарантия — это платный финансовый инструмент. Деньги за неё поставщику не возвращаются, но если он нарушит свои обязательства, то платить будет банк.

Как заказчик рассматривает заявку?

Сначала заказчик рассматривает часть заявки с описанием продукции. Если она не соответствуют закупочной документации, то заявку отклоняют.

Дальше зависит от способа закупки, который выбрал заказчик.

  • В рамках конкурса заказчик сравнит заявки и выберет подходящую с самым лучшим сочетанием условий. То, как именно будет определяться лучшее сочетание цены и качества, заказчик обязан указать с помощью понятных формул в самом конкурсной документации в момент объявления закупки.
  • В рамках аукциона поставщики будут торговаться в режиме реального времени на ЭТП, т.е. предлагать свои цены за исполнение контракта. Потенциальным победителем становится тот, кто уронит цену ниже всех. Время начала аукциона сообщается заранее всем участникам.

Почему победитель потенциальный? Потому что далее заказчик смотрит вторую часть заявки. Если с компанией все нормально и нет противоречий, то она становится победителем. Если обнаружится, что поставщик не платит налоги или на грани банкротства, то заказчик переходит к следующему поставщику с низкой ценой. Пока не найдет подходящего.

Дальше реквизиты заказчика и цена вписываются в проект договора. Этот договор отправляют поставщику на подпись. У него есть 5 дней, чтобы подписать контракт или направить заказчику протокол разногласий.

Можно ли не подписывать контракт?

В рамках госзаказа есть серьезное ограничение. Победитель закупки может не подписывать контракт, если условия контракта отличаются от закупочной документации. В остальных случаях поставщик обязан заключить договор. Например, изменение курса валют не дает права отказаться от контракта.

Если поставщик откажется подписывать контракт, то потеряет обеспечение заявки. Деньги уйдут заказчику. Но это не все. Заказчик внесет компанию в реестр недобросовестных поставщиков, которые отказались исполнять контракт или не смогли выполнить условия. После этого поставщик получает дисквалификацию и 2 года не сможет принимать участие в закупках по законам №№ 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Включение в реестр можно избежать. Например, экономическая ситуация резко изменилась и контракт стал невыгодным. В этом случае можно попытаться провести переговоры с заказчиком и объяснить ситуацию. После этого можно заключить контракт, но сразу же подписать дополнительное соглашение о его расторжении. Скорее всего, часть денег поставщик потеряет, но у заказчика появится повод не включать его в реестр.

Что делать после исполнения контракта?

После исполнения контракта важно выполнить формальности и подписать все документы. Это не только акты приема и передачи товара, но и положительная экспертиза от заказчика. Ее делают в течение 15 дней после окончания работ. Как только экспертиза готова, можно ждать оплаты за работу.

Если хотите разобраться в тонкостях закупочных правил, то рекомендуем пройти дистанционный курс “Академия эффективного поставщика”.

Поделиться:

Другие статьи:

  • 27.01.2020Чем отличаются закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ?Начинающие поставщики часто путают правила, по которым проходят разные виды закупок. А ведь от них зависит буквально все: как заказчик выбирает победителя и как участники подают свои […]
  • 25.02.2020Закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: возможные проблемы для поставщикаВ регулируемых закупках по законам №№ 44-ФЗ и 223-ФЗ есть определенные преимущества. Законодатель старается сделать их максимально прозрачными и открытыми. Победителя выбирают по […]

Получайте каждую неделю свежие новости, интервью, аналитику, комментарии юристов, кейсы от успешных поставщиков и заказчиков. Вы будете получать не более одного письма в неделю.

Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на обработку персональных данных .
После подписки не забудьте подтвердить ваш адрес email, перейдя по ссылке из письма.

Госзакупки по 44 ФЗ

Госзакупки по 44 ФЗ представляют собой огромный пласт экономики. За 2016 год по итогам государственных закупок по 44-ФЗ заключено более 3 миллионов контрактов на 6,51 триллионов рублей. Средняя цена одной закупки составила 2,1 млн. руб.

Главная » Федеральный закон 44-ФЗ » Госзакупки по 44 ФЗ

Госзакупки по 44 ФЗ привлекают своей доступностью и предсказуемостью процесса. Федеральный закон 44-ФЗ подробно прописывает все этапы госзакупок как для поставщиков, так и для государственных заказчиков.

По уровню заказчиков госзакупки по 44-ФЗ в 2016 году распределились:

  • Федеральный уровень – 2,04 трлн. рублей (38,03%)
  • Уровень субъекта РФ – 2,36 трлн. рублей (43,91%)
  • Муниципальный уровень – 972,3 млрд. рублей (18,06%).

44 ФЗ с последними изменениями с 1 января 2017 года

Крупнейшие государственные заказчики по 44-ФЗ в 2016 году:

  1. Роскосмос – 369 млрд. руб.
  2. Минобороны – 154 млрд. руб.
  3. Минпромторг – 137 млрд. руб.
  4. Департамент строительства г. Москвы – 132 млрд. руб.
  5. МВД России – 71 млрд. руб.

В 2017 году произошел переход ГУПов и МУПов на 44-ФЗ, что должно обеспечить доступ поставщикам к еще большему объему госзакупок по 44-ФЗ.

Участие в госзакупках по 44-ФЗ

Принять участие в госзакупках по 44-ФЗ может любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а также физическое лицо, например, художник.

В госзакупках по 44 ФЗ могут участвовать:

  1. Любое юридическое лицо вне зависимости от места нахождения, организационно-правовой формы и формы собственности
  2. Любое физическое лицо
  3. Индивидуальный предприниматель (который является физическим лицом и имеет ОГРНИП)
  4. Любое заинтересованное лицо, соответствующее законодательству, имеет возможность стать поставщиком (ст. 8)

Требования к участнику госзакупки по 44-ФЗ

Не могут участвовать в госзакупках по 44-ФЗ компании:

  • Проведение ликвидации, процедуры банкротства (по решению арбитражного суда)
  • Приостановление деятельности на дату подачи заявки на участие в закупке
  • Недоимка по налогам и сборам, задолженность по обязательным платежам в бюджет за прошедший год в размере более 25% от балансовой стоимости активов
  • Судимость за преступления в сфере экономики, дачу взятки у руководителя, главного бухгалтера, членов коллегиального органа
  • Привлечение юридического лица к административной ответственности в течение 2 лет за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП)
  • Конфликт интересов с заказчиком
  • Офшорные компании

Требования к участнику закупки по 44-ФЗ и соответствие им участника включается в декларацию участника закупки и проверяется заказчиком.

Участие субъектов малого предпринимательства в госзакупках по 44-ФЗ

Заказчики обязаны осуществлять закупки у малых предприятий и социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15% от совокупного объема закупок.

В извещении о закупке для СМП устанавливаются ограничения в отношении других участников. Участники закупок обязаны в заявках на участие декларировать свою принадлежность к льготной категории, иначе такие заявки будут отклонены.

Заказчик может установить требования к поставщикам не являющимися льготными субъектами требования о привлечении субподрядчиков из числа малых предприятий. В контракте прописывается минимальный объем для субподрядчиков не меньше определенного % от цены контракта.

При этом заказчик обязан включить в контакт максимальный срок оплаты не более 30 дней с даты приемки.

Закупки по 44-ФЗ для начинающих: последняя редакция 2022 года

44-ФЗ — специальный федеральный закон, подробно регулирующий правила госзакупок. В 2019 и 2020 году он был существенно изменен, а некоторые нормы вступили в силу в 2021 году. Расскажем простым языком для начинающих о том, как теперь осуществляются государственные закупки и что нужно знать поставщикам.

Главная » Федеральный закон 44-ФЗ

Структура и редакции 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ принят в 2013 году, а начал работать с января 2014 года.

Последняя редакция с изменениями вступила в силу 1 июля 2021 года, но некоторые поправки начнут действовать только с 1 января 2022 года.

ФЗ 44 о закупках

Ранее действовала последняя редакция 2020 года, вступившая в силу с 01.07.2020. Но в 2021 году были приняты значительные изменения и поправки с разным сроком вступления в действие. Таким образом на данный момент работает последняя редакция 44-ФЗ 2021 года, а в начале 2022 года начнут действовать новые поправки, принятые в июле 2021.

В полной версии 44-ФЗ о государственных закупках товаров более ста статей, разделенных на главы.

Краткое содержание закона
  • Глава 1. Основные понятия, которыми оперирует закон о тендерах и принципы, на которых строится вся система торгов.
  • Глава 2. П освящена процессам планирования, обоснования и общественного обсуждения закупок.
  • Глава 3. Осуществление закупок по 44-ФЗ. П одробно рассматривается процесс закупок, все процедуры от способов выбора поставщиков до расторжения контракта.
  • Глава 4. Анализ и оценка системы работы закупок.
  • Глава 5. О р азных видах контроля, осуществляемых самим заказчиком или специальными органами, реестрах контрактов и недобросовестных поставщиков.
  • Глава 6. Описывает процесс подачи жалобы и ее рассмотрения, а также вопросы ответственности сторон.
  • Глава 7. Отдельные виды закупок: энергосервисные, оборонные заказы и другие виды тендеров.
  • Глава 8. Рассказывает, когда положения закона вступили в силу, какие из них ее утратили.

Что определяет закон

Закон о закупках – объемный акт с большим количеством терминов, в него регулярно вносятся изменения. Но его содержание нужно знать любому поставщику, потому что он определяет:

  • порядок выбора поставщиков;
  • процедуры проведения всех видов закупок;
  • процесс заключения, исполнения, расторжения контрактов.

Сфера охвата 44-ФЗ о закупках гораздо шире, но именно эти три пункта являются основополагающими как для поставщиков, так и для заказчиков.

От них зависит, найдут ли обе стороны контрагентов для своей организации, с которым может сложиться длительное сотрудничество, приносящее компании прибыль и успех, либо убыток и крах. Знать, что делать в обоих случаях крайне важно.

Чтобы вы не упустили никаких изменений и не запутались в юридических терминах, мы максимально упростили всю информацию и переписали ее простыми словами для новичков.

Если вы не хотите разбираться в юридических тонкостях или у вас нет на это времени — обращайтесь к нам. Мы обучим работе по ФЗ 44 о закупках и услугах или поможем с участием в закупках. Оказываем полный спектр услуг по госзакупкам от А до Я, включая подготовку документов для участия в тендере, сопровождение подписания контракта.

Порядок проведения закупок по 44-ФЗ

Первое, что необходимо понять, как работают государственные закупки 44-ФЗ . В кратком изложении схема выглядит так:

  1. Заказчик — государственный орган − публикует запрос о том, что ему нужна закупка на поставку товаров, оказание услуг или проведение работ, при помощи извещения и документации тендера.
  2. Поставщик − юрлицо, ИП или физлицо, соответствующее требованиям и условиям по 44-ФЗ – направляет заявку на участие в закупке товара, работы, услуги, указывая параметры и информацию о себе.

Стоит уточнить, что после 01.07.2021 года при подаче заявки на участие потенциальным поставщикам уже не нужно ИНН своих учредителей. Требовать эти данные на этапе подачи и рассмотрения заявок запрещено. Это относится к возможным участникам открытых конкурсов, электронных аукционов, электронных запросов предложений и бумажных запросов котировок.

  1. Заказчик рассматривает заявки и проводит электронную процедуру , где выбирается выгодное предложение.
  2. Стороны заключают контракт электронным способом.
  3. Поставщик исполняет договор в установленные сроки и надлежащего качества после чего заказчик производит расчет.

Государственный заказчик, согласно 44-ФЗ о госзакупках – это образовательное, медучреждение, фонд, предприятия ЖКХ и др., которая делает закупки на государственные нужды по плану. Средства на тендер должны быть выделены из бюджета.

Если компания с государственным участием (коммерческих организаций это не касается) выделяет на эти цели собственные средства, то такая закупка уже подпадает под нормы 223-ФЗ .

Но поставщик и заказчик − не все участники закупки по 44-ФЗ. В процессе также присутствуют электронные торговые площадки (далее − ЭТП), контролирующие органы, экспертные и банковские учреждения, оказывающие помощь заказчикам.

Благодаря регулированию системы закупок по 44-ФЗ о закупках , заказчик получает выгодные условия, сужаются возможности для коррупционных схем. Именно направленность на прозрачность и инклюзивность закупок в России порождает частые изменения законодательства.

Как проходит оплата поставщикам

Система госзакупок работает по постоплате. Сначала поставщик исполняет контракт и уже после приемки качества производится оплата. Это требует инвестиций.

Авансирование практически не встречается из-за того, что попасть на тендер и выиграть его может почти любой. Раньше можно было получить аванс и ничего не исполнить. После чего государство выбрало подход, что контакт должна исполнять компания, которая уже располагает всеми ресурсами для этого, а не организовывает бизнес с нуля на предоплату и потом пытается вписаться в контакт.

Стоит заметить, что в 2021 были внесены изменения в 44 ФЗ, которые касаются сроков оплаты заказа. Так уже с 1 января 2022 года заказчик имеет только 15 дней после подписания документов о приеме услуг, товаров и работ, чтобы рассчитаться с крупным поставщиком, а еще через год этот срок будет равен 10 дням. При этом, если поставщик относится к среднему и малому бизнесу, то эти сроки еще меньше – 10 и 7 дней соответственно.

Более того, чтоб увеличить долю участия малого и среднего бизнеса в электронных торгах, правительство обязало с 1 января 2022 года заказчиков осуществлять не менее 25% от всех заказов за год у поставщиков данной категории.

Где осуществляются закупки

В соответствии с 44-ФЗ о госзакупках , тендеры проводятся на восьми официальных ЭТП .

Теперь чтобы работать на них не нужно регистрироваться и получать аккредитацию на каждой площадке отдельно. Доступ обеспечивает однократная регистрация в ЕИС – единой информационной системе.

Это портал, который содержит реестр всех закупок, черный список поставщиков , в который часто попадают неопытные начинающие участники по причине банального незнания всех тонкостей и правил, того, как здесь все устроено.

Поясним на конкретном примере: закон не требует обязательного документального подтверждения всех заявленных поставщиком сведений, но, если в процессе проверки появятся хотя бы малейшие разночтения с фактической информацией (а данные могут меняться в процессе деятельности поставщика) он может оказаться в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Это означает, что туда вносятся данные не только о самой организации, но и о руководителе и учредителях.

Это, фактически, крест для компании на получении госзаказов. Принимать участие в тендерах после этого невозможно в течение 2 лет, а организация может там оказаться из-за простой ошибки или незнания всех правил.

Для этого в Постановлении Правительства РФ № 1078 от 30 июня 2021 устанавливается порядок по внесению и исправлению этого списка, а именно:

  • определен порядок направления обращения, требования к составу, содержанию, форме обращения в орган контроля о включении сведений в РНП,
  • определены границы компетенции антимонопольных органов,
  • запрещен отзыв обращения заказчиком,
  • предусмотрено привлечение заказчиков к административной ответственности за нарушение порядка,
  • установлен порядок исправления технических ошибок и исключения информации из реестра.

Чтоб избежать неудобств для поставщиков чья вина еще не была доказана, органы контроля имеют права отказать внести в список недобросовестных поставщиков при условии, если:

  • выявлены нарушения заказчиком требований к определению поставщика, направлению участнику проекта контракта, или если участник в виде заказчика признан уклонившимся от заключения контракта,
  • участник, до признания его уклонившимся, осуществит действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.

Если заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, поставщик также не будет включен в РНП в случаях если:

  • выявлены нарушения заказчиком требований к процедуре одностороннего отказа от исполнения контракта
  • заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения условий контракта
  • поставщиком представлены информация и документы, подтверждающие принятие мер для надлежащего исполнения условий контракта или действие обстоятельств непреодолимой силы.

Также на портале размещена масса полезной информации. Вскоре на сайте планируют разместить полную базу участников тендеров по 44-ФЗ и перечень услуг и продукции, которые подходят для сотрудничества по этому закону.

Контроль в закупках

Каждый заказ проверяет Министерство Финансов РФ. Это необходимо для оценки того, насколько прозрачно и объективно определяется поставщик, проводится конкурс или аукцион .

Но не только Минфин осуществляет контроль, за соблюдением конкуренции следит ФАС, куда поставщики подают жалобы о нарушении своих прав заказчиками, неправомерном отклонении заявок и прочих нарушениях условий по 44-ФЗ .

Кто может быть участником тендера

Вы являетесь поставщиком, производителем продукции или услуг и хотите принимать участие в закупках. Что вам делать дальше?

Прежде всего следует определиться, подходите ли вы под требования к участникам закупки по 44-ФЗ.

Закон о торгах устанавливает, что участниками могут быть представители малого, среднего и крупного бизнеса, включая ИП, НКО.

Поставщик – это лицо:

  • без задолженностей перед бюджетом по налогам и сборам;
  • не принадлежащее к оффшорным предприятиям;
  • без судимостей (если речь идет о юридическом лице – судимостей не должно быть у руководителя и главного бухгалтера);
  • не привлекавшееся к административной ответственности в течение последних двух лет;
  • не аффилированное (никак не взаимосвязанное) с заказчиком;
  • не находящееся в Реестре недобросовестных поставщиков;
  • не находящееся в процессе ликвидации, приостановления своей деятельности или банкротства;
  • не имеющее ограничений на участие в тендерах, регламентированных законодательными актами РФ.

При подаче заявки поставщик декларирует соответствие требованиям. Если далее выяснится, что он ввел в заблуждение, заказчик отказывается от подписания контракта и тот попадает в РНП. После этого все двери перед ним закрываются.

Многие поставщики не уделяют серьезного внимания этому аспекту, поначалу по неопытности недооценивают его, а потом становится поздно и ничего уже не сделать. Ежемесячно в РНП попадают около 1000 поставщиков.

В соответствии с новой редакцией, с 1 июля 2021 в РНП должна быть предоставлена информация об участниках корпоративного юрлица, которые могут влиять на деятельность этого юрлица, а также, выступающих в качестве участника закупки или уклоняющихся от подписания контракта. Такой информацией являются наименования, фамилии, имена, отчества, ИНН.

Если вы не знаете законодательство о госзакупках в совершенстве, только пришли в эту сферу и хотите перестраховаться от риска попасть в РНП — лучше воспользоваться услугами профессионалов, чем выбыть из сферы госзакупок и потерять прибыльные контракты! Обращайтесь, чтобы задать любые интересующие вопросы.

Ну а если вы подходите под все требования заказчика — пришло время разобраться, какими бывают закупки, и как они могут проходить.

Как проводятся закупки

Обновленный закон о госзаказе предусматривает только электронные закупки по всем видам тендеров. Исключение – некоторые закрытые аукционы.

Подробная схема торгов:

  • Заказчик составляет план-график;
  • Определяет вид тендера;
  • Определяет начальную максимальную цену контракта (далее – НМЦК);
  • Размещает информацию о предстоящих торгах;
  • Размещает сам тендер;
  • Стороны подписывают соглашение;
  • Заказчик определяет поставщика;
  • Заказчик принимает выполненный заказ, по результатам составляется отчет.

Все этапы очень важны, поставщик сталкивается с множеством тонкостей и особенностей на каждом из них, поэтому рассмотрим их подробнее.

Планирование

Раньше для планирования закупок заказчик использовал планы, а на их основе готовил планы-графики. Новая редакция закона их упраздняет, теперь планирование осуществляется заказчиком только по планам-графикам закупок.

Между этими документами есть ключевые отличие: план-график допустимо менять, дополнять и расширять при необходимости. Это своеобразная гарантия для исполнителя серьезности намерений заказчика.

Что это за документ и для чего о нем нужно знать поставщику? План-график представляет собой список запланированных заказчиком закупок, отраженный в схемах и таблицах .

Из плана-графика поставщик может узнать:

  • что именно планируется закупить;
  • требования к исполнителям;
  • способ закупки;
  • НМЦК;
  • условия для участия;
  • сроки;
  • обеспечение контракта;
  • критерии оценки результата.

Следующим шагом нужно определить начальную цену и разместить извещение.

Определение НМЦК

Максимальную стоимость, с которой будут начинаться торги по принципу обратного аукциона, определяет заказчик. Принципы, на основе которых устанавливается цена, тоже диктует 44-ФЗ (ст. 22).

Заказчик определяет цену:

  • путем анализа рыночных цен;
  • с помощью нормативного метода (по нормам затрат), который устанавливает ст.19 44-ФЗ;
  • по тарифному методу, применяется для услуг в сфере ЖКХ, электросвязи, интернета;
  • по проекту или смете, используется для строительных услуг, в реконструкции, капремонте и т.п.;
  • с помощью затратного метода, если нельзя использовать никакой другой.

Можно использовать как один, так и несколько методов в совокупности. После того, как определена НМЦК, поставщики будут ее снижать. Но это не означает, что победит предложение с минимальной ценой.

Федеральный закон 44-ФЗ предусматривает антидемпинговые меры. Если цена снижается больше, чем на 25% от НМЦК, поставщик должен предоставить гарантии, либо подтверждение качества своей продукции или работ сведениями по предыдущим 3-м сделкам из реестра закупок, показать отсутствие по ним штрафов и пеней.

А если за последние 12 месяцев контрактов не было — нужно будет подготовить данные по 4-м предыдущим сделкам за предшествующие 2 года.

Публикация извещения о тендере

На этом этапе заказчик размещает извещение в ЕИС . Оно содержит правила определения поставщика и ключевую информацию о тендере:

  • контактные данные заказчика и его должностного лица, представляющего организацию в торгах;
  • основные условия договора, что и куда нужно поставить, какую услугу оказать или работу выполнить, сроки, этапы, место доставки

Заказчик указывает источник финансирования и цену, тут вариантов несколько: это может быть НМЦК, либо примерное значение цены, или формула, по которой она рассчитывается.

Извещение включает в себя:

  • способ выбора исполнителя, подрядчика;
  • время, место и способ принятия заявок;
  • идентификационный код тендера, а если закупка осуществляется по ч.ч.5,6 ст. 15 44-ФЗ, то к извещению необходимо приложить копию договора;
  • ограничения для некоторых поставщиков, если такие предусмотрены;
  • сумма обеспечения заявки для внесения на спецсчет или банковской гарантии;
  • привилегии для поставщиков, если тендер осуществляется по статьям 28, 29 44-ФЗ;
  • условия для иностранных поставщиков и ограничения, если они установлены;
  • сведения по оборонному заказу.

Какие бывают тендеры

Заказчик имеет право делать заказы единственному поставщику или выбрать конкурентный способ определения поставщика по ст. 24 44-ФЗ.

Открытый конкурс

Когда важна не только цена закупки, но и качество:

  1. Предусматривает открытое размещение информации о закупке в ЕИС;
  2. Требования одинаковые для всех участников;
  3. Заказчик изучает заявки кандидатов и сравнивает их по цене, качеству работ, квалификации сотрудников, опыту выполнения подобных заказов;
  4. Победитель — поставщик, предложивший максимально выгодные условия.
Открытый конкурс с ограниченным участием

Такой тип закупок необходим для услуг, утвержденных постановлением правительства №99 от 4 февраля 2015 года. Ограничения связаны с требуемой узкой квалификацией поставщика.

Такие закупки касаются совершенно разных сфер, от реставрационной деятельности и транспортных перевозок до высоких технологий и проектов в сфере атомной энергетики.

К подрядчику в таком случае предъявляются дополнительные требования:

  • достаточное количество ресурсов (финансовых и технических) для выполнения заказа;
  • опыт реализации подобных проектов;
  • достаточный уровень квалификации работников;
  • право собственности на необходимое оснащение.
Открытый двухэтапный конкурс
  1. На первом этапе подрядчики подают заявку без стоимости;
  2. Заказчик оценивает опыт, квалификацию, качество услуг и отсеивает неподходящие предложения;
  3. Среди оставшихся проводится второй этап, на котором исполнители рассматриваются по цене.

Чаще всего такие конкурсы организовываются среди строительных, проектных организаций, а также компаний, работающих в сфере науки, инноваций и высоких технологий.

Закрытый конкурс

Заказчик сам приглашает участников в закрытый конкурс, поэтому он доступен только избранному кругу поставщиков.

Это связано с необходимостью ограничения доступа к информации, содержащей коммерческую, государственную тайну, товарам с особой ценностью (редкие камни и металлы, рукописи, архивные документы) или особые услуги для представителей судебно-правоохранительной системы и государственных чиновников.

Если подрядчик соответствует заявленным требованиям — он запрашивает получение конкурсной документации и только после этого знакомится с особенностями проекта, и принимает решение, подавать заявку или нет.

Сторон закрытого конкурса обязательно проверяет ФАС.

Электронный аукцион

По статистике более 60% тендеров проводятся в формате электронного аукциона.

Важный этап — заполнение документации об электронном аукционе, поскольку фактически, она с приложениями содержит всю информацию о нем и состоит из общей информации и документов закупки с приложениями: смета, экспертиза, дефектная ведомость, информационная карта с извещением и др.

Проведение электронного аукциона установлено ст. 68 44-ФЗ.

Основные этапы:

  1. Заявка поставщика разделена на две части. Первая часть анонимна, а вторая — персонализирована;
  2. Заказчик изучает первые части, не зная какие компании их направили;
  3. Затем, либо допускает поставщиков к аукциону, либо отклоняет заявки;
  4. Допущенные кандидаты делают ставки на понижение, побеждает участник с минимальной ценой;
  5. После этого заказчик проверяет вторую часть заявки, она содержит лицензии, документы организации;
  6. Если заказчик отклонил победителя на этапе рассмотрения второй части — побеждает участник, который занял второе место;
  7. Госзаказчик подписывает с ним контракт.

Запрос котировок

Такая процедура отличается простотой и оперативностью. Поставщику достаточно прислать заявку с ценой один раз.

Заказчик сравнивает все заявки и принимает решение по цене. Начальная стоимость — не больше 500 тыс. рублей.

Запрос предложений

Часто, если аукцион не состоялся или проводится повторный конкурс, заказчик прибегает к запросу предложений, поскольку не смог выбрать подходящее среди тех, которые поступили на аукционе, либо конкурсе.

Он сам обращается к исполнителям с просьбой прислать стоимость и другие сведения.

Обеспечение заявки

Чтобы участвовать в тендере подрядчику необходимо внести средства для обеспечения заявки. Это своеобразная гарантия выполнения исполнителем взятых на себя обязательств и свидетельство того, что у подрядчика есть средства для выполнения заказа.

Если исполнитель отказывается от заключения договора — сумма переводится заказчику в качестве компенсации , а поставщика включают в РНП, в соответствии со ст. 104 ч. 2.

Обеспечить заявку можно двумя способами: денежными средствами (перевод суммы на спецсчет) или банковской гарантией.

Участники закупок могут выбрать конкретный способ по своему усмотрению. Но спецсчет нужно открывать обязательно, без него не подать заявку. Подробно о том, что такое спецсчет и для чего он нужен .

Перевод суммы на спецсчет

Оформляя закупку, заказчик указывает размер обеспечения заявки и условия, на которых оно принимается.

Важно! Рекомендуем переводить средства заранее и прикрепить подтверждение перевода к документам на участие. Иначе если средства не поступят до рассмотрения заказчиком заявок — обеспечение сочтется не внесенным.

Размер обеспечения составляет от 0,5 до 5% от НМЦК (ст. 44 44-ФЗ):

  • 0,5%-1% от НМЦК при НМЦК до 20 млн. рублей;
  • 0,5%-5% от НМЦК, если НМЦК больше 20 млн. рублей.

Банковская гарантия

Что такое банковская гарантия? Это способ обеспечения обязательств, при котором банк обязуется выплатить сумму обеспечения, если возникнут каких-либо проблемы с исполнением подрядчиком своих обязательств.

Но гарантия должна быть безотзывной, чтобы сумма из БГ безоговорочно была переведена заказчику после срыва контракта.

Перечень банков, которые могут выдать гарантию, можно посмотреть на сайте Минфина, он постоянно меняется. Установлен и размер неустойки, по 44-ФЗ он составляет 0,1% от суммы НМЦК.

Заключение контракта

Согласно статье 34 44-ФЗ о госзакупках , договор содержит:

  • предмет договора – это описание объекта закупки по 44-ФЗ
  • стоимость;
  • форма договора;
  • способ оплаты и приема результата;
  • права и обязанности участников;
  • их ответственность.

Ц ена объекта закупки остается неизменной в течение всего срока реализации контракта.

Менять его условия можно, согласно ст. 95 44-ФЗ, но в следующих случаях:

  1. НМЦК снижена единственным поставщиком при прежнем объеме продукции или услуг;
  2. Увеличен или уменьшен объем закупки — до 10%;
  3. Изменились условия финансирования;
  4. Исполнитель предлагает услуги или продукцию более высокого качества.

Сроки заключения договоров

Нарушение сроков и иных важных условий 44-ФЗ влечет привлечение к ответственности и занесение информации о предприятии, либо ИП в реестр недобросовестных контрагентов: поставщиков (РНП).

Закон регламентирует следующие сроки:

  • размещение проекта договора заказчиком в течение 5 дней;
  • по итогам электронной закупки нужно подписать договор на протяжении 5 дней;
  • подписанные договор публикуется заказчиком в срок до 3 дней;
  • при запросах котировок и предложений итоговые сроки плавающие — от 7 дней;
  • при открытых аукционах и конкурсах — от 10 дней.

Сроки указаны без учета выходных дней. Важно учитывать:

  • если поставщик предоставил не всю документацию заказчику, то это может рассматриваться, как уклонение от заключения соглашения. В такой ситуации заказчик имеет право взыскать расходы на тендер через суд;
  • если победитель передумал подписывать договор или нарушил сроки, то заказчик обращается к исполнителю, который занял второе место. Такой отказ не предусматривает никаких санкций. Конкурс объявляется несостоявшимся.

После заключения контракта наступает непосредственно сам процесс реализации заказа. Когда работы выполнены — осталось дождаться приемки. Исполнитель оповещает заказчика о завершении работ, а он составляет отчет.

По результатам он передает подрядчику акт выполненных работ, накладную или обоснованный отказ. Исполнитель может его оспорить.

Разрешение спорных моментов

По результатам выигранного тендера исполнитель может обнаружить не соответствующую заявленной изначально информацию: другая цена, объем, сроки и др. Ему нужно в течение 5 дней со дня оглашения результатов закупок отправить заказчику протокол разногласий.

Помните, что протокол разногласий многие поставщики используют для того, чтобы умышленно растягивать время перед подписанием контракта. Это необходимо им, чтобы успеть получить банковскую гарантию или для других целей.

Для опытного заказчика такие манипуляции очевидны. Если это и пройдет в этот раз, то при следующих закупках он к вам вряд ли обратится. Позаботьтесь обо всем заранее, а если времени всё же не хватает — обращайтесь к нам! Заказчик рассматривает протокол на протяжении 3-х дней.

Расторжение соглашения

Если возникли разногласия после заключения договора и их урегулировать не удалось — возможно расторжение контракта (ст. 95 44-ФЗ):

  • по обоюдному согласию сторон;
  • в соответствии с решением суда;
  • одностороннего отказа (при наличии оснований).

Какие сферы вне закона 44-ФЗ

Принимать участие в тендерах по 44-ФЗ не могут:

  • международные финансовые организации;
  • компании или лица, оказывающие услуги в области юридической защиты судей, чиновников, других должностных лиц.

Нельзя закупать в рамках этого закона:

  • драгоценные металлы и камни для пополнения Госфонда;
  • неоплачиваемую помощь юридической защиты;
  • услуги избирательной комиссии.

Выводы

Закон 44-ФЗ – масштабный нормативно-правовой акт (более 250 страниц), рассмотреть который в рамках одной статьи очень сложно. Мы постарались кратко осветить 44 федеральный закон , обратив внимание на основные моменты этого закона, рассказать просто о сложном – для «чайников».

Если у вас остались вопросы, вы можете пройти у нас обучение по 44-ФЗ или заказать сопровождение торгов . В этом случае вам ни о чем не придется волноваться − мы проведем процедуру в полном соответствии с 44-ФЗ и гарантируем допуск вашей заявки на торги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *