Лизинг самолетов что это простыми словами
Перейти к содержимому

Лизинг самолетов что это простыми словами

  • автор:

Что такое лизинг

Что такое лизинг

Что такое лизинг

Что такое лизинг и как он работает

  • лизингодатель — лизинговая компания, которая покупает имущество по запросу клиента, после чего сдает его в лизинг;
  • лизингополучатель — клиент лизинговой компании, который получает имущество в пользование с возможностью последующего выкупа;
  • продавец — поставщик имущества, которое и приобретает лизинговая компания для сдачи в лизинг.

В сделке могут быть задействованы и другие участники. Например, страховая компания, которая страхует имущество, или юридическое агентство, которое сопровождает сделку.

Принцип работы лизинга очень простой. Например, компании нужно обновить свой автопарк. Если разом приобрести автомобили, компания будет вынуждена отвлечь неподъемную сумму и получить шоковую финансовую нагрузку. Рассмотреть кредит тоже получается не всегда — предприятие уже может быть закредитовано. В таком случае от банка оно получит либо отказ, либо непривлекательные условия. Поэтому для бизнес-клиентов лизинг становится идеальным вариантом получения имущества в пользование, а в дальнейшем — и в собственность. Тогда компания обращается к лизингодателю, который под её запрос покупает необходимое имущество, после чего сдает его в аренду. Используя имущество, клиент может сразу же начать зарабатывать на нем, и в спокойном режиме выплачивать лизинговые платежи. После окончания договора лизинга это же имущество можно выкупить — как правило, за совсем небольшие деньги.

В чем экономический смысл лизинга: выгоды для каждой стороны

Бизнес-клиентам лизинг выгоден по следующим причинам:

  • можно вернуть НДС — юридические лица могут возместить НДС с лизинговых платежей, тем самым значительно снизив свою налоговую нагрузку;
  • можно отнести лизинговые платежи на расходы — это автоматически уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и тоже позволяет оптимизировать нагрузку;
  • можно воспользоваться механизмом ускоренной амортизации — если имущество находится на балансе клиента, он может использовать амортизацию (списание с баланса денежных средств по мере устаревания имущества) с коэффициентом до 3-х, тем самым обеспечив себе минимальный выкупной платеж.

Продавцы сотрудничают с лизинговыми компаниями тоже за счет своих выгод:

  • можно продавать лизингодателю оптом — это обеспечивает продавцам имущества постоянную реализацию имущества, ведь лизинговая компания является оптовым покупателем;
  • можно работать на привлекательных условиях — поставщикам выгодно сотрудничать с лизингодателями, ведь любая совместная акция обеспечивает им и продвижение, и продажи;
  • можно не заниматься сопровождением сделок — лизинговая компания почти всегда привлекает к лизинговой сделке своих специалистов и партнеров, что снимает с продавца заботы.

Лизингодателям также выгодно сдавать имущество в лизинг. И вот почему:

сделка в лизинге

  • можно продать имущество на вторичном рынке или сдать в повторную аренду — это защищает лизинговую компанию от потерь в том случае, если клиент будет не в состоянии оплачивать лизинговые платежи;
  • можно не требовать залог и дополнительное обеспечение — в большинстве случаев лизинговое имущество остается на балансе лизинговой компании;
  • можно получать имущество на лучших условиях — лизинговая компания является оптовым клиентом для поставщиков имущества или техники, поэтому имеет доступ к специальным предложениям и индивидуальным скидкам.

Какое имущество можно взять в лизинг, а какое нельзя

Согласно Федеральному Закону «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 N 164-ФЗ, в лизинг можно взять любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество.

Иными словами, это непотребляемое имущество, которым можно пользоваться даже после его изнашивания. Такое, как:

Например, автомобиль для представительских целей, несколько машин для обновления таксопарка или спецтехнику для производства.

Преимущества и недостатки лизинга автотранспорта

Преимущества Недостатки
Можно приобрести любой автотранспорт — легковые, грузовые авто и спецтехнику Процентная ставка при лизинге нередко выше, чем при кредите
Можно выбрать любой тип (новое и б/у авто в лизинг) и продавца (физическое или юридическое лицо) Просрочки по оплате лизинговых платежей могут привести к изъятию авто лизинговой компанией
Минимальный пакет документов в сравнении с кредитом До получения машины в собственность её нельзя продать, а сдать в аренду можно лишь с разрешения лизинговой компании
Лояльные требования к клиенту в сравнении с банковскими организациями Проводить ТО будут специалисты лизинговой компании или компании-партнера
Можно выкупить автомобиль или вернуть лизингодателю после окончания срока договора
Автотранспортом можно пользоваться сразу после внесения авансового платежа

Остались вопросы?
Получите консультацию и персональный расчет по приобретению легкового автомобиля в лизинг

В лизинг можно взять офисную технику, сложное IT-оборудование или оборудование для промышленного производства. Когда компаниям нужно обновить имущество на более современное или расширить производство, они, чаще всего, делают это именно в лизинг.

Преимущества и недостатки лизинга оборудования

Преимущества Недостатки
Не нужен большой объем вложений — по сути, это рассрочка под процент Процентная ставка при лизинге нередко выше, чем при кредите
Можно договориться на индивидуальный график платежей, подстроенный под бизнес клиента, чего не предложат банковские организации Просрочки по оплате лизинговых платежей могут привести к изъятию оборудования лизинговой компанией
Оборудованием можно пользоваться сразу после внесения авансового платежа
Прибыль, которую клиент получает за счет оборудования, может покрывать лизинговые платежи
Лизинговые платежи относятся на себестоимость — по итогу уменьшается налог на прибыль
При применении механизма ускоренной амортизации можно сэкономить на имущественных налогах

Которую также можно выкупить или вернуть лизинговой компании. Чаще всего клиенты используют лизинг, когда им нужно арендовать крупный офис или большую производственную площадь. Учитывая, что в итоге недвижимость можно приобрести в собственность, лизинг получается выгодней коммерческой ипотеки.

Преимущества и недостатки лизинга недвижимости

Преимущества Недостатки
Лояльное отношение к разовым просрочкам платежей, ведь имущество находится на балансе лизингодателя Процентная ставка при лизинге нередко выше, чем при ипотеке
Лояльные требования к клиенту в сравнении с банковскими организациями Чаще всего клиент сам оплачивает стоимость оформления лизинговой сделки. Кроме того, она подразумевает еще одну сделку — заключение договора купли-продажи между лизинговой компанией и продавцом недвижимости
Можно не афишировать наличие недвижимости и экономить по налогам на имущество

В лизинг нельзя взять:

  • продукты питания;
  • сырье;
  • стройматериалы;
  • земли, леса, водоемы и др. природные объекты;
  • военную технику;
  • оборудование без заводских номеров.

У этих предметов либо есть «срок годности», либо их финансовая аренда запрещена законом.

Лизинговая сделка: этапы, виды, степени риска и варианты платежей

Лизинговая сделка по структуре делится на несколько этапов. Рассмотрим на примере лизинга автомобиля:

  1. Выбор имущества: клиент сам определяет, какой автомобиль ему нужен — от марки до технического оснащения.
  2. Сбор пакета документов: на этом этапе клиент собирает необходимые документы, после чего отправляет их в лизинговую компанию вместе с заявкой на финансирование.
  3. Принятие решения: лизинговая компания рассматривает заявку на лизинг и изучает реальное финансовое положение клиента, после чего решает, финансировать сделку или нет.
  4. Заключение сделки: на этом этапе клиент и лизинговая компания заключают между собой договор лизинга.
  5. Внесение авансового платежа: клиент оплачивает первоначальный взнос за имущество по договору лизинга (обычно равен 0-49% от общей стоимости договора).
  6. Передача автомобиля в пользование: после внесения авансового платежа клиент получает лизинговый автомобиль, и может начать зарабатывать на его использовании с этого же дня. При этом он вносит лизинговые платежи по индивидуально составленному графику на протяжении всего действия договора лизинга.
  7. Переход права собственности: после выплаты всех обязательных платежей лизингополучатель имеет право выкупить автомобиль, внеся последний, выкупной платеж.

Лизинговые сделки традиционно делят по категории выплат и степени риска — от выбора зависит, кто будет оплачивать расходы по обслуживанию автомобиля (чаще всего они уже зашиты в лизинговые платежи) и какие гарантии предоставляет клиент (обычно имущество страхуют, и все риски распределяются между страховыми компаниями). Подробнее о видах лизинговых сделок вы можете прочитать здесь.

График лизинговых платежей, составленный индивидуально для клиента, тоже может быть разным. На практике чаще всего пользуются тремя видами графиков:

  1. Регрессивным — платежи уменьшаются на протяжении действия договора лизинга. Такой график позволяет снизить % по платежам и оптимизировать нагрузку.
  2. Аннуитетным — платежи равны, и клиент выплачивает всю сумму равными частями на протяжении действия договора лизинга. Этот график позволяет рассчитать бюджет на долгосрочный период, заложив в него ежемесячный одинаковый расход.
  3. Сезонным — график построен под сезонность бизнеса клиента. В доходный сезон платежи будут самыми большими, а в низкий сезон — минимальными.

Что выгоднее: лизинг или кредит?

Чтобы клиент мог разобраться, какой из этих финансовых инструментов больше ему подходит, мы написали отдельную статью, где подробно разобрали отличия лизинга от кредита. Ниже — ключевые параметры, по которым вы можете оценить плюсы и минусы этих финансовых инструментов.

Параметры Лизинг Кредит
Клиент Юридическое лицо и ИП Физическое лицо, ИП, юридическое лицо
Право собственности на имущество Имущество остается в собственности у лизинговой компании до выплаты всех обязательных платежей и внесения выкупного платежа Имущество сразу переходит клиенту в собственность, но остается у банка в качестве залога
Порог входа Получить одобрение заявки на финансирование просто — лизинговые компании ничем не рискуют и ориентируются лишь на фактические финансовые показатели клиента Можно получить отказ или невыгодные условия в случае закредитованности — банки вынуждены следовать жесткой риск-политики
График платежей Платить можно по индивидуально составленному графику, который подстроен под бизнес-показатели Кредитные платежи подходят по типовому, шаблонному графику — банки не могут составлять график под каждого клиента
Дополнительное обеспечение Отсутствует в большинстве случаев Присутствует. Если речь об автокредитовании, залогом станет кредитуемый автомобиль
Защита имущества от претензий кредиторов Предмет лизинга находится на балансе у лизинговой компании — это защищает его от ареста и изъятия со стороны кредиторов Предмет лизинга находится на балансе у клиента — в случае возникновения экономических споров его могут арестовать или изъять
Налоги НДС клиент может вернуть сразу после выкупа имущества. Налог на имущество снижается, если предмет лизинга находится на балансе клиента. Если же имуществом владеет лизинговая компания, клиент и вовсе не платит налог на имущество. НДС не облагается. Налог на имущество клиент платит в любом случае, причем в полном объеме.
Амортизация Можно применить механизм ускоренной амортизации с коэффициентом до 3-х, что позволит быстрее списать стоимость имущества Применяется обычный порядок расчета амортизации

Лизинг и аренда: в чем разница?

Лизинг очень похож на аренду — клиент лизинговой компании, по сути, арендует имущество на протяжении всего срока договора. В обоих случаях есть владелец имущества, который готов его сдать на определенных условиях. Но между лизингом и арендой есть разница, причем весьма существенная. Ниже — ключевые параметры, по которым вы можете выбрать подходящий способ пользования имуществом и понять отличия.

Параметры Лизинг Аренда
Правовая основа Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» Гражданский кодекс РФ, ст.34.
Федеральные законы об отдельных видах аренды.
Срок договора Длительные сроки, которые, чаще всего, равны или близки к сроку полной амортизации имущества Короткие сроки, которые можно продлить
Имущество Нерасходуемое имущество, которое не имеет срока годности и не является природным объектом Нерасходуемое имущество, которое не имеет срока годности и не ограничено в обороте
Возможность получения имущества в собственность Есть Нет
Право выбора имущества Клиент сам выбирает имущество, которое хочет получить в лизинг Клиент выбирает имущество из того, что ему предложит арендодатель
Пакет документов Нужны документы, которые подтверждают существование бизнеса и платежеспособность Подтверждать платежеспособность не нужно
Участники сделки Лизинговая компания, клиент и продавец имущества. В сделке также могут участвовать страховые компании, юридические агентства и пр. Арендодатель и арендатор
Ответственность за соответствие имущества заявленным требованиям Несет арендодатель Несет лизинговая компания, если сама предлагает имущество в лизинг и ищет продавца
Ответственность за утрату/порчу имущества Несет арендодатель Несет клиент
Субъект страхования имущества Арендодатель Чаще всего, клиент

Лизинг и налоги: какие бывают и что можно потребовать к возврату

Лизинговая сделка подразумевает вхождение 4 типов налога:

1. Налог на прибыль

Согласно ст. 264 п.1 НК РФ, для клиента лизинговые платежи относятся к прочим расходам. Это значит, что размер налога зависит от размера платежа — чем он выше, тем меньше приходится платить налога на прибыль.

Договор лизинга предлагает два варианта:

  • имущество находится на балансе лизинговой компании

В этом случае клиент включает в расходы всю сумму лизингового платежа. Это выгодно, т.к. платежи учитываются в полном объеме, а налог на прибыль уменьшается.

Пример: допустим, лизинговый договор заключен на 12 месяцев, а общая сумма лизинговых платежей равна 500 000 рублей. Ежемесячная сумма, которую клиент включает в список затрат, составит: 500 000 / 12 месяцев = 41 666 рублей.

  • имущество находится на балансе клиента

Тогда его включают в определенную амортизационную группу по стоимости расходов лизинговой компании на покупку имущества и его обслуживание после сделки. Начисляют амортизацию в зависимости от группы, а её коэффициент может достигать 3-х. Это значит, что имущество будет самортизировано в 3 раза быстрее обычного. В этом случае клиент включает в состав затрат лизинговый платеж, вычтя из него сумму амортизации предмета лизинг

Пример: возьмем те же вводные — лизинговый договор на 12 месяцев, лизинговые платежи суммой в 500 000 рублей и ежемесячный платеж в 41 666 рублей. Допустим, имущество купили за 300 000 рублей, и оно относится к 5-й группе амортизации с минимальным сроком использования в 85 месяцев. Тогда ежемесячная сумма затрат составит: 300 000 / 85 месяцев * коэф.3 = 10 588 рублей.

2. НДС

Согласно ст. 172 и 172 НК РФ, клиент может получить от государства возмещение НДС в этих случаях:

  • клиент взял в лизинг имущество для деятельности, которая облагается НДС;
  • лизинговая компания может подтвердить, что предоставила клиенту имущество (есть копии договоров и прочие документы);
  • клиент может подтвердить, что отразил лизинговую операцию в бухучете компании;
  • у клиента есть счет-фактура на лизинговый платеж, которую ему предоставила лизинговая компания.

3. Налог на имущество

Клиент не платит этот налог, если имущество находится в собственности у лизинговой компании. Если же оно оформляется на баланс клиента, налог можно сократить за счет применения механизма ускоренной амортизации. Также налог не начисляется на движимое имущество в период действия договора лизинга, и неважно, на чьем балансе оно находится.

4. Транспортный налог

Его платит сторона, которая регистрировала лизинговый автомобиль в ГИБДД или Гостехнадзоре, и неважно, на чьем балансе находится это авто в период действия договора.

налоги в лизинге

ТОП часто задаваемых вопросов про лизинг

1. Можно ли закрыть лизинговую сделку раньше срока?

Большинство лизингодателей предусматривают эту возможность и вписывают в договор лизинга. Но для клиента это может быть невыгодно — при досрочной оплате остаточной стоимости сумма выкупа будет выше, а возможностей снизить налоговую нагрузку — меньше. Быстрый выкуп привлекает внимание налоговых органов — например, в ФНС договор лизинга и вовсе могут аннулировать, признав его договором товарного кредита. Это автоматически лишает клиента налоговых вычетов.

2. Когда лизинговое имущество нужно регистрировать в госорганах?

Регистрировать имущество и права на него нужно, если это:

  • транспорт;
  • оборудование повышенной опасности.

В этом случае имущество регистрируют либо на лизинговую компанию, либо на клиента (по договоренности между ними). Если договор лизинга будет расторгнут из-за просрочки и неуплаты лизинговых платежей, регистрационные органы аннулируют запись о пользователе имущества.

3. Может ли государственная организация брать имущество в лизинг?

И государственные, и муниципальные учреждения могут брать имущество в лизинг и выступать в качестве лизингополучателя. Для них ст. 9.1 закона о лизинге предусмотрено несколько особенностей:

  • лизинговая компания сама выбирает продавца имущества и несет ответственность за его поставку;
  • все расчеты между клиентом и лизинговой компанией осуществляются в денежной форме, исключая бартер;
  • залогом может быть только лизинговое имущество.

4. Правомерно ли, если лизингодатель задерживает поставку имущества, ссылаясь на проблемы у продавца? При этом отказываясь компенсировать потерянное время, мотивируя это тем, что поставщика нашли мы сами.

По закону, если поставщик не выполняет обязательства, ответственность возлагается на сторону, которая его выбирала. То же касается и несоответствия имущества задачам проекта. Обычно поставщика выбирает лизингополучатель — это значит, что все расходы и неустойки возлагаются на клиента. Если же продавца искал лизингодатель, оплачивать расходы будет он сам.

5. Что такое сублизинг?

Сублизинг — это передача права пользования имуществом, которое получено в лизинг, третьему лицу. Например, клиент взял оборудование под проект и досрочно выполнил его. Закрывать договор раньше времени он не хочет, т.к. понесет убытки в отношении возврата налогов. Тогда он сдает оборудование в сублизинг и сам становится лизингодателем. Все, что нужно — разрешение на такую сделку от лизинговой компании. Кроме того, новый лизингополучатель будет иметь те же налоговые преференции. При нарушении основного договора лизинга договор сублизинга автоматически аннулируется.

6. Что такое фиктивный лизинг?

Фиктивный лизинг — это прикрытие договором лизинга других сделок. Чаще всего, сделки купли-продажи в рассрочку. Такая схема практикуется, чтобы получить налоговые льготы и государственные субсидии.

Выводы

Лизинг — это удобный финансовый инструмент, с помощью которого можно обновить основные средства или расширить производство, не отвлекая крупной суммы из оборота. Клиент лизинговой компании избегает долгих ожиданий одобрения заявки, залогов и вложения собственных средств в крупных размерах.

Кроме того, государство активно стимулирует отрасль и предусматривает льготы и налоговые преимущества для клиентов лизинговых компаний. Например, можно вернуть НДС и снизить свою налоговую нагрузку, чего не предусматривает кредит.

Лизинг не всегда может заменить кредит, хотя для бизнес-клиентов он по-прежнему остается наиболее выгодным вариантом. Поэтому мы рекомендуем выбрать финансовый инструмент, который подходит под ваши индивидуальные задачи.

Поделиться в соц. сетях

Полеты на самолетах: лизинг прошлого

Из-за дороговизны и сложной процедуры покупки новые авиалайнеры могут себе позволить лишь несколько крупных российских перевозчиков. Поэтому около 80% сделок на рынке авиализинга приходятся на бывшие в употреблении суда, которые покупают в основном небольшие региональные компании.

Подавляющее большинство самолетов, поставляемых в лизинг отечественным авиакомпаниями, являются подержанными иностранными воздушными судами. По оценкам генерального директора компании AviaAM Leasing Тадаса Гобериса, таких сделок на российском рынке – около 80%. Основной источник поставок бывших в употреблении судов – международный рынок. «Существует ряд иностранных компаний, которые в своей бизнес-модели используют только новые самолеты. Например, Ryanair и Virgin Atlantic используют новый самолет в течение 3-5 лет, затем продают его другим компаниям», — говорит генеральный директор лизинговой компании «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов.

Другими распространенными источниками формирования портфеля авиасудов лизинговыми компаниями, как рассказывает Тадас Гоберис, являются покупки подобных активов у авиакомпаний или других лизинговых компаний, а также операции обратного лизинга, когда лизинговая компания покупает самолет у оператора, а затем сдает ему этот самолет в лизинг. Например, реализацией именно такого проекта сейчас занимается компания «ТрансФин-М» в рамках финансового лизинга. «Для финансового лизинга срок сделки чаще всего соотносится с уровнем амортизации бывшего в употреблении самолета так, чтобы в течение договора лизинга самолет был амортизирован полностью. Стоимость лизингового финансирования, как правило, определяется в зависимости от качества самого клиента, а не передаваемого актива», — уточняет Дмитрий Зотов. И хотя согласно российскому законодательству можно говорить о предложении в лизинг подержанных самолетов только в случае операционного лизинга, то есть аренды, российские лизинговые компании, по словам эксперта, еще не освоили этот сегмент в полной мере.

В ряде случаев самолет может быть получен лизинговой компанией и вследствие возврата техники от клиента. В любом случае, как уточняет директор управления по развитию международного бизнеса ЗАО «Сбербанк Лизинг» Павел Пискун, доля российских банков и лизинговых компаний в финансировании подержанных самолетов невелика, поскольку более 70% самолетов, находящихся в лизинге у российских авиакомпаний (включая как новые, так и бывшие в употреблении – общим числом около 500 единиц), предоставлено иностранными лизинговыми компаниями.

Инициаторами сделок по приобретению в лизинг конкретного самолета выступают обычно сами авиакомпании. Как рассказывает один из экспертов рынка, они самостоятельно мониторят предложения, находят подходящий по цене, возрасту и летным характеристикам самолет, могут поторговаться с продавцом, и затем обращаются в лизинговую компанию с предложением профинансировать сделку по покупке этого воздушного судна. После этого лизинговая компания путем анализа потенциальных участников сделки, ее условий, а также предмета лизинга решает, будет она финансировать ее или нет. Теоретически, существует возможность изъятия воздушного судна у неблагонадежного лизингополучателя, в таком случае лизинговая компания как можно более оперативно находит другую авиакомпанию, которой этот изъятый самолет передает.

Старое – не хуже нового

Средний возраст самолетов, находящихся в парке ведущих российских авиакомпаний, по оценкам экспертов рынка, составляет 6-15 лет. Это притом, что, по словам Павла Пискуна, в настоящее время в мире средний срок эксплуатации реактивных пассажирских самолетов составляет около 25 лет, и основной причиной прекращения их эксплуатации является не физический износ, а несоответствие современным требованиям экономической эффективности перевозок (топливная неэффективность, высокие и растущие расходы на поддержание летной годности).

Новые авиалайнеры доступны лишь нескольким крупным российским перевозчикам, таким как «Аэрофлот», «Трансаэро», «ЮТэйр» и « S 7», которые способны оплатить их стоимость. « Новые самолеты могут позволить себе только ведущие отечественные авиакомпании, в том числе авиакомпании с мощной государственной поддержкой в виде финансовых гарантий. На господдержку в виде субсидий могут рассчитывать те авиакомпании, которые планирует пополнить свой парк самолетами отечественного производства», — уточняет представитель одной из ведущих лизинговых компаний России. По его словам, меньше всего в лизинг поставляются новые воздушные суда российского производства. И хотя интерес к этим самолетам проявляют как в России, так и за рубежом, основная проблема состоит в недостаточных объемах их производства.

Среди других причин, затрудняющих закупку новых зарубежных судов – сложность процедуры приобретения. Так, у авиакомпании должна быть прописана четкая долгосрочная стратегия развития, чтобы определиться с тем, сколько самолетов ей будет необходимо, например, через 7-8 лет и уже сегодня покупать слоты на эти самолеты. Место в очереди, конечно, можно и купить, но тогда и без того дорогое судно станет еще дороже. « Книга заказов ведущих производителей Boeing и Airbus сформирована на 5 лет вперед, а их производственные мощности ограничены. Кроме того, включаясь в книгу заказов производителя, клиент должен авансировать производство самолета, который будет получен только через 3-4 года», — рассказывает Дмитрий Зотов. К тому же, из-за небольших объемов закупок производители не делают российским авиакомпаниям скидки, тогда как крупные зарубежные перевозчики могут рассчитывать на дисконт в 15-20%. «Приобретая подержанный самолет, авиакомпания все-таки имеет возможность поторговаться», — поясняет Дмитрий Зотов.

Поэтому чем мельче авиаперевозчик, тем более старыми самолетами он пользуется. Если авиакомпании 2-го эшелона еще способны покупать б/у самолеты не старше 10-12 лет, то у мелких зачастую не хватает ресурсов даже на такие суда. «Ввиду отсутствия такой же финансовой гибкости как у крупных перевозчиков, средние и региональные авиакомпании в большей степени склонны к эксплуатации б/у техники», — подтверждает Тадас Гоберис.

Впрочем, найти подержанный самолет в хорошем техническом состоянии, по рассказам участников рынка, задача тоже не из простых в связи с ограниченностью парка воздушных судов. Как показывает практика, гораздо больше шансов подобрать хорошее б/у судно есть у тех компаний, которые ищут их за рубежом в странах с хорошо развитой авиацией.

В кругу избранных

Нужно отметить, что хотя лизинговые компании и считают авиасектор одним из самых выгодных на рынке, из-за масштабности объектов лизинга работают в нем лишь около десятка операторов, в том числе несколько специализированных. «Одна из основных причин, по которым б/у самолеты интересны для лизинговых компаний – это маржа. Рыночная стоимость таких самолетов заметно ниже новых, при этом они ничуть не уступают новым в части безопасности и надежности. Поэтому подобные самолеты крайне популярны среди операторов, что поддерживает спрос на достаточно высоком уровне», — объясняет Тадас Гоберис, компания которого как раз занимается главным образом передачей в лизинг подержанных узкофюзеляжных и региональных воздушных судов.

Широкопрофильные лизинговые компании не видят принципиальной разницы в том, поставляют они в лизинг новое воздушное судно или подержанное, все зависит исключительно от потребностей клиента. « По сделкам финансовой аренды бывших в употреблении самолетов у лизингодателя нет никаких преимуществ по сравнению с новыми самолетами, поскольку это обычная сделка финансирования покупки. Существенных отличий в условиях финансирования новых и бывших в употреблении самолетов нет, за исключением сроков финансирования (до 12-15 лет для новых самолетов, до 5-7 лет для самолетов старше 10-12 лет) и возможности использования механизмов экспортно-кредитного финансирования. Сделки могут заключаться в отношении самолетов всех классов, включая турбовинтовые (50-80 мест), реактивные региональные, узкофюзеляжные и широкофюзеляжные самолеты», — рассказывает Павел Пискун.

Правда, есть нюанс, касающийся новых моделей. Если судно является принципиально новой моделью на рынке, как, например, Sukhoi Superjet 100, могут возникать проблемы с определением такого важного параметра как его остаточная стоимость. «Образно говоря, трудно определить, сколько это судно будет стоить после завершения договора лизинга – лет через 10, притом, что оно в принципе летает 4-5 лет и это притом что первые модели, болеющие «детскими болезнями», отличаются от моделей более поздней сборки», — поясняет топ-менеджер одной из лизинговых компаний.

При заключении договора для лизингодателей важны прежде всего вопросы, связанные с рисками по сделке: ликвидность предмета лизинга, финансовая состоятельность лизингополучателя, цена воздушного судна. Техническое состояние самолета тоже важно, но оно привязывается скорее к такому понятию как летная годность, нежели к конкретному возрасту самолета. Хотя, как рассказывает Павел Пискун, в его компании не рассматривают заявки в отношении авиасудов возрастом свыше 12 лет.

Наибольшей ликвидностью на российском и мировом рынках, по словам Дмитрия Зотова, обладают узкофюзеляжные самолеты семейства Boeing 737 и Airbus A 320. Суда этого класса используются для большинства международных регулярных рейсов отечественных авиакомпаний. Соответственно, именно они являются наиболее желанными активами для лизинговых компаний как в рамках финансового, так и в рамках операционного лизинга. Ведь в случае изъятия такого объекта у лизингополучателя его можно будет пересдать в более короткие сроки. Для региональных перевозок часто используются самолеты меньшего размера производства B ombardier и Cessna .

Как утверждают лизингодатели, бывшие в употреблении самолеты, которые они передают в лизинг авиакомпаниям, не уступают новым ни в качестве, ни в надежности. По их словам, самолеты, которые были произведены, к примеру, 5-7 лет назад, по своим эксплуатационным и техническим качествам и уровню комфорта не особо уступают новым аналогам, лишь немного устаревают морально.

Правда, ответственность за техническое состояние судна несет все же лизингополучатель. «Вне зависимости от времени проведения последнего технического обслуживания и ремонта воздушного судна, оценка технического состояния и приемка самолета проводится оператором, который планирует ввести данный борт в свой авиапарк. Оператор также несет ответственность за последующее техническое обслуживание самолета на протяжении всего периода лизинга», — говорит Тадас Гоберис.

Именно авиаперевозчик нанимает независимую специализированную компанию, которая, как уточняет Павел Пискун, должна быть сертифицирована для работы с каждым конкретным типом самолета. К их услугам при необходимости могут прибегать и залоговые службы лизинговых компаний. Но в целом, как добавляет Тадас Гоберис, роль лизингодателя сводится к продолжительному мониторингу и контролю над исполнением лизингополучателем своих обязанностей.

При любом виде копирования либо цитирования материалов сайта и размещении их на других интернет-ресурсах требуется наличие активной гиперссылки на главную страницу портала All-leasing.ru либо на страницу с копированным материалом .

Оперативные новости на телеграм-канале портала : t.me/Allleasing_ru

Новые самолеты, новые схемы лизинга

Рост цен на авиационное топливо вынуждает авиакомпании все более активно обновлять парк самолетов. Соответственно, меняется ситуация и на рынке лизинга воздушных судов — лизинговым компаниям нужно быть готовыми к переменам и развивать более гибкие схемы, такие как операционный и возвратный лизинг.

На мировом рынке гражданских самолетов происходят стремительные — по меркам этого рынка — изменения, которые радикальным образом затрагивают и тесно связанный с ним рынок лизинга воздушных судов (ВС). По прогнозам, к 2022 году будет списано почти две трети эксплуатируемого сейчас парка самолетов. При этом средний рост парка составит около 4% в год, то есть за девять лет будет поставлено в общей сложности около 17 тыс. самолетов с газотурбинными двигателями. Причины столь значительных изменений связаны и с меняющейся экономикой авиакомпаний, и прежде всего с резким ростом стоимости авиационного топлива. За 2011—2012 годы авиакеросин подорожал примерно на 38%. Это заставляет авиаперевозчиков отказываться от морально — но не физически — устаревших самолетов с высоким расходом топлива и заказывать новые, высокоэффективные машины. В результате средний возраст мирового парка самолетов снижается, сейчас он составляет 11,9 года, тогда как три года назад — 12,2 года.

У российских авиакомпаний идет вторая волна обновления парка. Первое массовое обновление произошло пять-шесть лет назад, когда советские самолеты классического поколения были заменены на западную технику. Сейчас, как и во всем мире, идет постепенное обновление флота на современные самолеты с более высокой топливной эффективностью.

Поскольку авиакомпаниям требуется высокая гибкость в управлении своим парком самолетов, все более важным становится применение различных форм лизинга, особенно операционного (в России он официально называется арендой), и различных модифицированных схем.

По состоянию на конец 2012 года 54% парка пассажирских ВС (485 машин) использовалось российскими авиакомпаниями по договорам лизинга или аренды. Действующий парк 40 российских авиакомпаний, которые выполняют примерно 99,8% всех авиаперевозок в России, составляет 848 самолетов, из них в собственности авиаперевозчиков находится 363 самолета, в лизинге — 457 самолетов, в аренде — 28. У пятерки крупнейших перевозчиков расклад следующий. «Аэрофлот» — 34 самолета в собственности и 86 в лизинге, «Трансаэро» — 9 в собственности и 82 в лизинге, «ЮТэйр» — 85 в собственности, 21 в лизинге, 7 в аренде, S7 Airlines — 38 самолетов в лизинге, «Уральские авиалинии» — 24 самолета в лизинге.

Можно сказать, что в целом в России состоялось формирование рынка операционного лизинга. Конечно, в этом формировании приняли участие не только авиакомпании, но и зарубежные лизингодатели, в меньшей степени — российские лизинговые компании. Почти 30 иностранных лизинговых компаний обеспечили российским авиаперевозчикам 329 самолетов. В число крупнейших игроков на нашем рынке входят ILFC — 77 самолетов в лизинге, еще 4 заказано, GECAS — 75 самолетов в лизинге, Cramington Aviation Ltd — 22 самолета, AerCap — 20 самолетов, BBAM LLC — 20 самолетов, BOC Aviation — 14 самолетов.

Портфель шести крупнейших российских лизинговых компаний составляют 131 переданный в лизинг и 313 заказанных самолетов, более подробно структура портфеля представлена в таблице (отметим, что ситуация на рынке меняется и некоторые цифры могли измениться, но общую структуру эта таблица отражает).

Отметим ряд особенностей российского сегмента авиационного лизинга. Прежде всего, большинство компаний, которые участвуют в этом бизнесе в России,— универсальные: они работают не только с авиационной, но и с другой техникой. За исключением «Авиакапитал-Сервиса» и «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК), остальные лизингодатели занимаются в том числе лизингом железнодорожной, автомобильной техники и т. д., а вместе с этим самолетами.

Банкам этот рынок становится все более и более интересен, в первую очередь государственным банкам, поскольку у них есть доступ к дешевым деньгам, к тому же у них больше возможностей достучаться до международных институтов. Эта перспектива будет сохраняться до определенного периода, однако до сих пор банковским лизинговым структурам практически не приходилось сталкиваться с процедурами возврата воздушного судна и его вторичного размещения на рынке (ремаркетинг), а это сложнейшие процессы, требующие высокой технической квалификации и знания рынка, в противном случае самолет как актив может резко обесцениться и принести большие убытки.

В основном крупнейшие банковские лизинговые компании — «ВЭБ-лизинг», «ВТБ Лизинг» и «Сбербанк Лизинг» профинансировали текущую потребность рынка. Когда авиакомпании по тем или иным причинам не могли получить технику в операционный лизинг, что наиболее выгодно, они шли в российские банки за финансированием по приобретению, и такие сделки были структурированы в основном через финансовый лизинг. Поэтому портфель банковских лизинговых структур на 80—90% состоит из техники зарубежного производства, приобретенной на вторичном рынке, в том числе примерно половина машин — большие широкофюзеляжные самолеты Boeing 777, 747 и 767.

В активах компании ИФК подавляющее большинство техники составляют российские самолеты, из машин нового поколения в портфеле заказов Ан-148, Ан-158 и МС-21, кроме того, компания ведет переговоры с «Гражданскими самолетами Сухого» относительно конфигурации самолетов Sukhoi Superjet 100, получение которых предварительно планируется на 2015 год. Чтобы сбалансировать свой портфель, ИФК подписала контракт на самолеты Bombardier CSeries, размещение которых предполагается на зарубежном рынке.

Компания «Авиакапитал-Сервис» — дочерняя структура «Ростеха», ее портфель заказов поделен поровну между российскими самолетами МС-21 и Boeing 737NG.

Лизинг авиационной техники — это финансовая услуга для авиакомпаний, поэтому лизингодатели должны умело и оперативно подстраиваться под их запросы. Ситуация вдобавок осложняется тем, что в силу ряда причин нормативного характера развитие в России операционного лизинга сталкивается со сложностями. В частности, в законе «О лизинге» понятие операционного лизинга (аренды) вообще не предусмотрено.

Тем не менее рынок развивается, при этом применяются новые схемы. Например, компания ИФК, будучи одной из наиболее подготовленной к переменам на рынке с точки зрения своей финансовой и технической экспертизы, в контракте с авиакомпанией «Ангара» взяла на себя риски по сохранению остаточной стоимости самолетов в 10-12-летней перспективе — фактически получился операционный лизинг, юридически упакованный в финансовый. То есть сделка структурирована так, что на протяжении периода контракта авиаперевозчик платит по ставкам операционного лизинга, почти не оплачивая основную стоимость самолета, выплата которой отнесена на конец контракта; в этот момент контракт может быть продлен либо самолет будет продан по своей остаточной стоимости (за рубежом подобные схемы называются баллонными, поскольку выплата остаточной стоимости, отнесенная на конец контракта, позволяет снизить лизинговую ставку и, как воздушный шар, вытягивает реализацию сделки).

«ВЭБ-лизинг» и «Сбербанк Лизинг» также подошли к первым контрактам по операционному лизингу с самолетами SSJ 100 для «ЮТэйр» и Boeing 737NG для «Трансаэро» соответственно. Новым словом на российском рынке авиационного лизинга стало развитие так называемого возвратного лизинга (по-английски — sale-leaseback; SLB). При сделке SLB авиакомпания, владеющая самолетом или только заказавшая его, продает этот самолет лизинговой компании, после чего получает его обратно в лизинг. Сделки SLB по своей сути очень близки к операционному лизингу, поскольку авиакомпания точно так же не получает самолет в свою собственность, что обеспечивает ей гибкость в маневрировании парком ВС, и к тому же увеличивает свой оборотный капитал, получив средства от продажи самолета лизингодателю. Это новый продукт для России, но сделки SLB уже есть у «Аэрофлота» и «Трансаэро».

Сделки SLB обычно заключаются на 10—12 лет, это несколько больше, чем при простом операционном лизинге, но при этом они обходятся дешевле для авиакомпании, чем финансовый лизинг. Относительной мерой стоимости лизинга служит так называемый лизинговый фактор (lease factor) — величина месячной лизинговой ставки, выраженная в процентах от цены самолета. При финансовом лизинге характерная величина лизингового фактора в настоящее время составляет 1,1—1,2, при операционном авиакомпания в зависимости от своей финансовой состоятельности может добиться 0,8 и даже 0,78. При сделках SLB характерный лизинговый фактор составляет 0,8—0,93, это ближе к операционному лизингу. Можно ожидать, что лизинговые сделки по новым гибким схемам будут получать все большее распространение.

Алексей СИНИЦКИЙ, главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение»

Позиционирование российских лизинговых компаний на рынке авиатехники

Компания

Лизинг как инструмент авиационного финансирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьев Василий Григорьевич

Рассматриваются теоретические и практические аспекты современного лизинга как источника финансирования приобретения воздушных судов. Проанализированы основные формы авиационного лизинга: финансовый лизинг и его разновидности, операционный лизинг и его виды, возвратный лизинг, определены преимущества и недостатки каждого из них. Рассмотрены также основные вопросы Кейптаунской конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Афанасьев Василий Григорьевич

Лизинг на воздушном транспорте как инвестиционный механизм обновления авиционного парка

Вопросы организации согласованного взаимодействия при формировании графиков лизинговых платежей в авиации

Внешние экономические факторы, имеющие влияние на пополнение авиапарка российских авиакомпаний
Проблемы законодательного обеспечения некоторых видов лизинга
Лизинг в системе финансово-инвестиционного механизма конкурентоспособности предприятий региона
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEASING AS IMPORTANT TOOL OF AIRLINE FINANCING

The article corers current state of airline financing using such instrument as aviation leasing indifferent forms, such as finance leasing its different forms, operational leasing and its different types, sale and lease back analyzed all pluses and minuses of each form. The main questions of Capetown Convention on international warranties concerning moving equipment also discussed.

Текст научной работы на тему «Лизинг как инструмент авиационного финансирования»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

ЛИЗИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ АВИАЦИОННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

Рассматриваются теоретические и практические аспекты современного лизинга как источника финансирования приобретения воздушных судов. Проанализированы основные формы авиационного лизинга: финансовый лизинг и его разновидности, операционный лизинг и его виды, возвратный лизинг, определены преимущества и недостатки каждого из них. Рассмотрены также основные вопросы Кейптаунской конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования.

Ключевые слова: теория, авиакомпании, финансирование, формы лизинга, гарантии.

Авиационный лизинг в настоящее время является практически основным инструментом финансирования авиакомпаний на приобретение авиационной техники. За время финансово-экономического кризиса, начавшегося в 2008 г. и не закончившегося до сих пор, авиакомпании мира удвоили свой финансовый долг. Для них это обернулось ограничением возможностей в предоставлении им кредитов со стороны финансовых организаций. Но на выручку авиакомпаниям приходят лизинговые компании. В результате одним из способов финансирования авиакомпаний является авиационный лизинг.

Практически ни одна из авиационных компаний не может самостоятельно приобрести воздушное судно, не прибегая к услугам лизинговых компаний. В целом в мировом воздушном транспорте в настоящее время активно действуют около 50 лизинговых компаний, специализирующихся на финансовом и эксплуатационном лизинге воздушных судов. Из них 27 являются американскими. На втором месте после США стоит Ирландия, у которой 5 лизинговых компаний, у Германии их 3, у Франции, Великобритании, Швеции, Нидерландов и Сингапура — по 2, а у таких государств, как Израиль, Кувейт, ОАЭ, ЮАР и Россия — по одной более или менее эффективно действующей лизинговой компании. В целом лизинговые компании мира располагают парком более 6000 воздушных судов, которые оцениваются на сумму свыше 100 млрд. долл.

Самой крупной лизинговой компанией мира является американская GECAS (General Electric Capital Aviation Services). Она располагает парком более 1200 воздушных судов, оцениваемых в 30 млрд. долл. При этом GECAS совмещает финансовое кредитование с лизингом оборудования своей родительской компании General Electric, финансируя в основном авиакомпании, эксплуатирующие ВС с двигателями General Electric. Кроме того, она финансирует авиакомпании под залог их самолетного парка. Авиакомпании вынуждены идти на это, чтобы избежать банкротства. В частности, General Electric подписала трехгодичный заемный контракт на сумму более 630 млн. долл. с авиакомпанией Дельта Эйр Лайиз, в соответствии с которым Дельта обязуется передать GECAS 40 самолётов по требованию арендодателя в случае ее банкротства.

На втором месте стоит лизинговая компания IFLC (International Lease Finance Corporation), которая специализируется только на финансовом лизинге. Она располагает парком около 850 ВС, оцениваемых в 16 млрд. долл. На третьем месте находится компания Boeing Capital Corp, располагающая парком около 360 ВС на сумму, превышающую 5 млрд. долл., остальные лизинговые компании мира владеют парком от 4 до 300 воздушных судов, оцениваемых от 40 млн. до 4 млрд. долл.

За годы кризиса количество новых воздушных судов, заказываемых лизинговыми компаниями, сократилось более чем в 2 раза. Эта тенденция продолжается и в настоящее время. Аналитики связывают состояние финансового рынка, частью которого является авиационный лизинг, с общим состоянием мировой экономики и прогнозируют, что оживление в этой сфере наступит вместе с ростом ВНП государств мира.

Виды лизинга. В мировой авиации существуют различные виды лизинговых операций, однако по сути они являются производными от двух основных видов: финансового лизинга (или аренды) и операционного лизинга (или эксплуатационной аренды). Особое место занимает так называемый возвратный лизинг.

Финансовый лизинг. В рамках финансового лизинга, срок которого обычно составляет от 10 до 20 лет, авиационная техника поступает в полное ведение авиакомпании-лизингополучателя с выплатой стоимости оборудования согласованными долями в течение всего срока аренды. После окончания срока и полной выплаты арендной платы авиатехника может перейти в собственность лизингополучателя (или арендатора) с выплатой остаточной стоимости или без таковой (в зависимости от деталей лизинга). В рамках финансового лизинга прибыль и риски, связанные с владением и эксплуатацией ВС, передаются арендатору. Обязательства по финансовой аренде включаются в балансовые отчеты авиакомпаний в качестве долгосрочной задолженности. В то же время финансовый лизинг дает возможность арендодателям рассчитывать риски на основе остаточной стоимости, а не на основе кредитоспособности авиакомпании. Поэтому финансовые формы лизинга широко используются на ряде авиационных рынков, особенно на рынке США, где налоговые преимущества позволяют осуществлять финансирование авиакомпаний с использованием таких источников финансирования, как банки, страховые и лизинговые компании.

Разновидностью финансового лизинга (или капитальной аренды) является так называемая «взвешенная аренда» (leverage lease), при которой в арендной сделке участвуют три стороны: арендодатель, арендатор и кредитор. При этом долгосрочное финансирование осуществляется кредиторами. В типовой сделке по «взвешенной аренде» авиакомпания фактически приобретает ВС в рассрочку с выплатой стоимости в течение всего срока аренды. Первоначально авиакомпания выплачивает 10-20% стоимости авиатехники, а остальные 80-90% в рассрочку равными долями до конца срока аренды. Вовлеченная в такую сделку лизинговая компания принимает на себя обязанность арендатора-субподрядчика, а кредитор при этом получает устойчивый процент на заемный капитал. Авиакомпания-лизингополучатель имеет ту выгоду, что она выплачивает только чистую арендную плату за использование авиатехники, имея значительные преимущества в налоговых льготах, так как на нее при такой сделке распространяется только отечественное налоговое законодательство.

В качестве примера финансового лизинга с участием трех сторон можно привести самый первый в России лизинг Аэрофлота, который получил 5 самолетов А-310 фирмы «Эрбас» сроком на 10 лет, после которых они перешли в собственность авиакомпании. В сделке, кроме Аэрофлота, участвовали фирма «Эрбас Индустрии» (лизингодатель) и «Кредилионне» (кредитор).

Следует отметить, что в последнее время преимущественное развитие в мировой авиации получил эксплуатационный лизинг как наиболее гибкая форма аренды воздушных судов.

Операционный (или эксплуатационный) лизинг. В рамках операционного лизинга авиакомпания просто пользуется арендуемой ею собственностью в течение более короткого периода, не превышающего 5-7 лет. Помимо расширения возможностей относительно быстрого финансирования приобретения авиакомпаниями ВС, такая форма трансграничной аренды оборудования обеспечивает существенные налоговые льготы. Если финансовый лизинг, как отмечалось выше, включается в баланс авиакомпании в качестве долгосрочной задолженности, то операционный лизинг не включается в баланс, что является особенно важным для авиакомпании, имеющей значительный уровень финансовой задолженности. Эксплуатационная форма аренды является привлекательной для авиакомпаний не только с точки зрения балансовых отчетов, но и в связи с высокой степенью гибкости, которую они обеспечивают в отношении планирования парка воздушных судов. Кроме того, лизинговые компании, специализирующиеся на эксплуатационной аренде, предоставляют авиакомпаниям широкий круг услуг, включая техническое обслуживание и ремонт ВС, а также маркетинг, консультации по финансовым вопросам и др. Они могут получать и предоставлять выгодные условия

финансирования приобретения авиатехники на основе собственных активов, а также на привлекательности цен на ВС в результате их оптовой закупки у производителей. Так, в настоящее время заказы лизинговых компаний составляют более 20% от общего количества выпуска новых воздушных судов и ожидается, что в ближайшие десятилетия эта доля значительно увеличится. Таким образом, лизинговые компании получили существенные рыночные рычаги в масштабах всей отрасли гражданской авиации.

Одной из разновидностей операционного лизинга является так называемая «мокрая аренда» (wet lease), при которой ВС сдается в аренду вместе с экипажем. При этом расходы по содержанию экипажа несёт, как правило, арендатор (лизингополучатель). Особенностью этого вида лизинга является то, что в соглашении об аренде оговаривается минимальный гарантированный налет часов в месяц на арендуемый самолет и чистая стоимость (нетто) летного часа эксплуатации воздушного судна.

Следует отметить, что при любой форме лизинга согласно требованиям ИКАО определяются три основные категории участников лизинговых операций:

— эксплуатант ВС (operator);

— страна эксплуатанта (State of operator);

— страна регистрации (State of registration).

Каждая из этих категорий однозначно определяет сферу юридической ответственности и обязанностей, связанную со всеми аспектами лётной и технической эксплуатации воздушных судов.

Возвратный лизинг. Одним из сравнительно новых инструментов по финансированию авиационного оборудования является такой вид лизинга, как «Sale and lease back» (SLB) или возвратный лизинг. Суть его состоит в том, что лизинговая компания покупает самолет или двигатель у авиакомпании с одновременной передачей их в аренду на более длительный срок в ту же авиакомпанию. Операция SLB применяется как для новых ВС, только что выпущенных производителем, так и для ВС, приобретенных авиакомпанией ранее и имеющих определенный налет.

Эта форма лизинга является не только средством для привлечения капитала на приобретение новых ВС и собственных запасных авиадвигателей, но и помогает авиакомпаниям освободить денежные средства, ранее потраченные на закупку, и инвестировать их в другие более неотложные задачи развития и выживания. Для многих авиакомпаний даже удаление стоимости запасного двигателя из их баланса также имеет существенное положительное значение, связанное с амортизацией и налоговым бременем.

Лизинговые компании сами занимают средства для покупки самолетов и двигателей, пользуясь своими высокими кредитными рейтингами, а также специальными финансовыми инструментами, которыми они пользуются вместе с банками, пенсионными фондами и страховыми компаниями. Следует отметить, что лизинговые компании не гарантированы от риска потерь, связанных с невыплатами авиакомпаниями лизинговых платежей и невозвратом арендованного оборудования. Так, банкротства таких крупных авиакомпаний, как ТВА (в США), Мексикана (в Мексике), Вариг (в Бразилии) и др., принесли крупные убытки для лизинговых компаний, вынужденных потерять время на возврат своего имущества, а также нести судебные издержки и терять значительные доходы. Несмотря на перепроверенные кредитные истории авиакомпании-лизингополучатели нередко задерживают лизинговые платежи, а иногда и совсем перестают платить из-за финансовой несостоятельности. В любом случае лизинговые компании должны обслуживать свой долг кредиторам, чтобы сохранить свой кредитный рейтинг и возможность занимать капитал для дальнейшей деятельности.

В связи с такими обстоятельствами следует упомянуть, что еще в 2001 г. в Кейптауне была подписана Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования и специальный к ней Протокол по авиационному оборудованию. Конвенция признает преимущества лизинга и обеспеченного активами финансирования и устанавливает четкие правила регулирования таких сделок. Протокол ставит целью адаптацию Конвенции к спе-

цифическим требованиям авиационного финансирования. Протокол распространяет свое действие на авиационные объекты, к которым относятся планеры воздушных судов, авиационные двигатели и вертолеты. Россия ратифицировала Кейптаунскую конвенцию и Протокол только в 2012 г. Дальнейшее затягивание с ратификацией этих международных документов стало отрицательно сказываться на имидже нашего государства и российских авиакомпаний, которые вынуждены прибегать к лизингу современных воздушных судов иностранного производства ввиду отсутствия отечественных ВС соответствующего класса. А без государственной гарантии лизинговых платежей со стороны российских авиакомпаний получение в лизинг ВС у западных лизинговых компаний вряд ли было возможно. Будем надеяться, что российские лизинговые компании займут достойное место в ряду мировых лизингодателей, и авиаперевозчики не будут зависеть от иностранных лизингодателей и кредиторов.

1. Афанасьев В.Г. Внешнеэкономическая деятельность и международные связи (с авиационной спецификой). — Краснодар: ИдЮг, 2012.

2. Афанасьев В.Г. Основы международных воздушных сообщений. — М.: НОУ ВШК Авиабизнес, 2010.

3. Воскресенский Г.А. Возвратный лизинг авиадвигателей // АТО. — 2011. — № 117.

LEASING AS IMPORTANT TOOL OF AIRLINE FINANCING

The article corers current state of airline financing using such instrument as aviation leasing indifferent forms, such as finance leasing its different forms, operational leasing and its different types, sale and lease back analyzed all pluses and minuses of each form. The main questions of Capetown Convention on international warranties concerning moving equipment also discussed.

Key words: crisis, airline financing, types of airleasing, convention, regulation.

Сведения об авторе

Афанасьев Василий Григорьевич, 1938 г.р., окончил ХАИ (1965), ПГПИИЯ (1969), профессор, доктор экономических наук, академик Российской академии транспорта, профессор кафедры менеджмента МГТУ ГА, автор более 150 научных работ, область научных интересов — международное регулирование, аэрополитика, внешние экономические связи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *