44 фз и 223 фз в чем разница
Перейти к содержимому

44 фз и 223 фз в чем разница

  • автор:

Отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ: таблица сравнения на 2021 год

Правила проведения торгов, права и обязанности заказчиков и поставщиков различаются для 44-ФЗ и 223-ФЗ. Первый подробно описывает и строго регламентирует правила закупок, а второй устанавливает общие принципы и основные требования к торгам. Статья поможет разобраться, чем различаются эти законы.

В чем главное отличие?

№ 44-ФЗ

Закон действует на закупки всех госзаказчиков, строго описывает этапы торгов: от планирования до заключения контракта, регламентирует порядок, сроки госзакупок, требования к участникам и действия государственных организаций на каждом этапе. У заказчиков по 44-ФЗ есть четкий план проведения тендера, а у поставщиков — уверенность, что с победителем заключат сделку и оплатят контракт в срок.

Нарушение закона для госзаказчиков грозит административными взысканиями и отменой уже проведенной закупки, а для участников — включением в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) с запретом участвовать в госзакупках на два года.

№ 223-ФЗ

Закон устанавливает только общие особенности проведения торгов и обязывает заказчиков составить свое положение о закупках, которое регулирует закупочную деятельность. В положении заказчик прописывает, какими способами будет проводить торги, в какие сроки, устанавливает требования к участникам, к форме заявки и т.д.

Закон дает заказчику определенную свободу действий. Чтобы поставщику участвовать в торгах по 223-ФЗ, сначала нужно ознакомиться с положением о закупке конкретного заказчика.

Таблица сравнения 44-ФЗ и 223-ФЗ

Рассмотрим принципиальные различия двух законов и их сходства в таблице.

  • государственные органы власти,
  • корпорации Роскосмос и Росатом,
  • публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства»,
  • казенные учреждения, которые расходуют бюджетные деньги.
  • госкорпорации и компании, в которых более 50 % имущества принадлежит государству, их дочки и внучки,
  • естественные монополии, например, РЖД,
  • организации, которые занимаются регулируемой деятельностью, например, энергетикой, теплоснабжением, обращением с твердыми бытовыми отходами,
  • бюджетные и унитарные учреждения, которые проводят закупку за счет грантов, средств субподряда, подаренных и собственных денег.

Юридические и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых.

В 223-ФЗ самозанятые имеют те же преимущества, что и субъекты малого и среднего предпринимательства. То есть, они могут участвовать в торгах, которые проводят только для малого и среднего бизнеса.

Некоторые закупки проводят с преимуществом для:

  • организаций инвалидов,
  • уголовно-исполнительных учреждений,
  • поставщикам товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС),
  • субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО).

Госзаказчики должны каждый год 15 % всего объема закупок проводить среди СМП и СОНКО.

Установить приоритет могут:

  • субъектам малого и среднего бизнеса (СМП),
  • поставщикам российской продукции и товаров из других стран ЕАЭС.

Малому и среднему бизнесу должны отдавать 20 % годового объема всех договоров.

  • конкурентными:
    • конкурсы: открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный;
    • аукционы: электронный, закрытый;
    • запрос котировок;
    • запрос предложений;

    Заказчик прописывает в своем положении конкурентные и неконкурентные способы закупок, в том числе описывает случаи проведения закупок у единственного поставщика.

    Конкурентные закупки с преимуществом для СМП можно проводить только в виде:

    • конкурсов,
    • аукционов,
    • запросов котировок,
    • запросов предложений.

    В остальных случаях заказчик сам выбирает способы закупок и устанавливает их в положении.

    Госзакупки проводят на восьми электронных торговых площадках (ЭТП): Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, Росэлторг, НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП Газпромбанка.

    Извещение и документы обязательно публикуют в ЕИС — сайт zakupki.gov.ru.

    Участники должны зарегистрироваться в ЕИС, чтобы попасть в единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). Регистрация бесплатная и действует три года.

    Список ЭТП для закупок по 223-ФЗ не регламентирован. Заказчик по своему усмотрению может выбрать любую из действующих площадок или организовать свою.

    Закупки публикуют в ЕИС, если

    • начальная максимальная цена (НМЦ) больше 100 тыс. рублей;
    • НМЦ больше 500 тыс. рублей при годовом обороте заказчика выше 5 млрд рублей.

    Закупки по 223-ФЗ для МСП размещают в ЕИС независимо от цены и на тех же восьми федеральных площадках, что и тендеры по 44-ФЗ.

    Квалифицированная электронная подпись (КЭП):

    • на руководителя компании, чтобы зарегистрироваться в ЕИС и назначить полномочия на сотрудников,
    • на сотрудников, которые будут заниматься закупками при наличии доверенностей.

    Получить КЭП можно в аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ).

    Требования к ЭП устанавливает ЭТП, на которой проходит закупка.

    Для участия в торгах по 223-ФЗ для МСП подойдет обычная КЭП.

    Для закупок на общих основаниях некоторые площадки требуют ЭП со специальным платным расширением — OID-ом. Можно получить обычную КЭП, а OID добавить позднее.

    Иногда достаточно неквалифицированной электронной подписи (НЭП).

    Обеспечение заявки (ОЗ)

    Заказчик может не требовать ОЗ в закупках до 1 млн рублей.

    В зависимости от НМЦ требование составляет от 0,5 до 5 %. Точный размер заказчик указывает в извещении о закупке.

    Участники до даты окончания подачи заявок переводят деньги на спецсчет или оформляют банковскую гарантию.

    Банковская гарантия должна соответствовать требованиям ст. 45 44-ФЗ и документации закупки.

    Обеспечение исполнения контракта (ОИК) и гарантийных обязательств

    В конкурсах и аукционах заказчик обязан требовать обеспечение договора независимо от цены контракта.

    Размер ОИК может быть от 5 до 30 % от начальной цены. В закупках среди СМП и СОНКО обеспечение рассчитывается от итоговой цены контракта.

    Победитель может предоставить ОИК:

    • путем перевода денег на счет заказчика,
    • в виде банковской гарантии (БГ).

    СМП и СОНКО могут вместо ОИК предоставить справку о добросовестности, если у них есть опыт исполнения трех контрактов без нарушений, и сумма цен этих контрактов должна быть выше НМЦ.

    Обеспечение гарантийных обязательств (ОГО) заказчик устанавливает по своему усмотрению. Размер его не может превышать 10 % от НМЦ.

    Исполнитель контракта предоставляет ОГО деньгами или БГ в момент подписания закрывающих документов по договору.

    Обеспечение заявки

    В закупках с НМЦ меньше 5 млн рублей ОЗ не требуется. Если начальная цена выше 5 млн рублей, то заказчик может требовать ОЗ — не больше 5 % от НМЦ.

    Способы ОЗ заказчик прописывает в положении. Это может быть:

    • банковская гарантия,
    • перевод денег на счет заказчика или ЭТП.

    Если закупка среди МСП, ОЗ переводят на тот же спецсчет, который используется для 44-ФЗ.

    Обеспечение контракта

    В законе нет требований к ОИК и ОГО. Наличие, размер, способ предоставление устанавливает сам в заказик в положении и документации закупки.

    Победитель закупки платит площадке за победу:

    • 1 % от суммы контракта, но не больше 5 000 рублей,
    • 1 % от суммы контракта, но не больше 2000 рублей, если закупка проходит среди СМП и СОНКО.

    В закупках среди МСП победитель платит ЭТП 1 % от НМЦ, но не более 2000 рублей.

    В остальных случаях сумму устанавливает площадка: иногда для доступа к закупкам нужно оплатить тариф или перечислить единоразовую сумму на счет ЭТП или заказчика.

    Сроки каждого этапа прописаны в законе: подача заявки, внесение изменений в документацию, рассмотрение заявок, подача запроса на разъяснение, подписание контракта.

    Нарушение сроков заказчику грозит штрафами, а поставщику — попаданием в РНП.

    В 223-ФЗ прописаны лишь некоторые сроки конкурентных торгов: срок публикации извещения в ЕИС, сроки запроса о даче разъяснений и ответа на него.

    Остальные сроки заказчик прописывает в положении и документации о закупке.

    Госзаказчики размещают в ЕИС:

    • годовые отчеты по закупкам у СМП и СОНКО,
    • обоснования закупки у единственного поставщика,
    • документы об исполнении отдельных этапов контрактов.

    Заказчики по 223-ФЗ публикуют на сайте госзакупок:

    • ежемесячные отчеты по общей стоимости: всех договоров, контрактов с единственными поставщиками и договоров с гостайной,
    • отчеты о закупках инновационной, высокотехнологичной продукции,
    • годовые отчеты закупок среди МСП.

    Заказчик прописывает в положении случаи, когда нужно обосновывать начальную цену контракта.

    Если заказчик не опубликует вовремя положение о закупке или не проведет требуемый годовой объем закупок у МСП, то он должен будет обосновывать НМЦ по требованиям 44-ФЗ.

    При годовом объеме закупок более 100 млн рублей заказчик создает контрактную службу.

    Если объем меньше 100 млн рублей, то закупками занимается должностное лицо — контрактный управляющий.

    Все сотрудники должны иметь высшее образование или дополнительное профобразование в сфере закупок.

    Нет требования создавать специальную службу или назначать контрактного управляющего.

    Сотрудникам, которые занимаются закупками, не требуется специальное образование.

    В закупках 44-ФЗ подать жалобу в ФАС можно:

    • на документацию закупки,
    • на действие или бездействие заказчика,
    • на оператора ЭТП.

    Жалобу разместят в ЕИС в течение двух дней, а рассмотрят за пять рабочих дней.

    Как правильно подать жалобу в ФАС мы писали в статье.

    На заказчика можно жаловаться в ФАС, если он нарушил 223-ФЗ или свое положение о закупках.

    Жалобы за нарушение закона рассмотрят за 7 дней. Остальные — за месяц (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).

    Чем отличается 44-ФЗ и 223-ФЗ: сравнительная таблица

    Чем отличается 44-ФЗ и 223-ФЗ: сравнительная таблица

    Российское законодательство о закупках является весьма обширным и сложным. Оно состоит из множества законодательных и подзаконных актов. Тем не менее в его основе выделяют два основополагающих документа:

    • Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» («О госзакупках»);
    • Закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (условно – о корпоративных закупках).

    Именно эти два ФЗ являются тем фундаментом, на котором основывается вся система государственных закупок в России. Стоит отметить, что многие частные заказчики принимают 223-ФЗ и 44-ФЗ в качестве своего ориентира при ведении ими своей закупочной деятельности. Во многом это оправдано. Зачем изобретать велосипед, если можно взять действующие наработки, выбрать из них наиболее подходящие и применить их в своей деятельности?

    В чем главные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ

    В чем главные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ

    Говоря об отличиях 44-ФЗ от 223-ФЗ, в первую очередь, следует сказать об объеме самих документов. 44-ФЗ является исчерпывающим списком инструкций для работы и заказчиков, и поставщиков. В законе отражены все аспекты процесса закупок, которые не оставляют заказчику никакой свободы маневра. 44-ФЗ описывает:

    • правила размещения торговых процедур;
    • требования к заказчику;
    • алгоритм работы закупочной комиссии и правила определения победителя тендера;
    • типы проводимых закупочных процедур;
    • критерии закупок у единого поставщика;
    • правила заключения и исполнения контрактов.

    223-ФЗ — скорее, рамочный документ. По своему объему он на порядок меньше 44-ФЗ — 20 действующих на данный момент статей у 223-ФЗ против более чем 80-ти действующих статей у 44-ФЗ. Причем одна только статья 93 ФЗ о госзакупках по объему превышает весь 223-ФЗ. Большую часть требований к поставщикам, правила и критерии определения победителей процедур закупки, основания проведения конкурентных и неконкурентных процедур — всё это и многое другое отнесено к зоне ответственности заказчика.

    Для проведения закупок по 223-ФЗ заказчик разрабатывает и утверждает своё Положение о закупках, в котором описывает все нюансы своей закупочной деятельности. В этом смысле на нем лежит большая ответственность — если заказчик, работающий по 44-ФЗ лишь строго следует уже существующим инструкциям, то заказчик, работающий по 223-ФЗ, сам разрабатывает правила игры. При этом, естественно, возрастает шанс того, что разработанное Положение будет противоречить действующему законодательству, что может обернуться для него негативными правовыми последствиями. Этот факт предъявляет к организаторам закупок по 223-ФЗ и их ответственным сотрудникам не меньшие, а возможно даже и большие требования по сравнению с их коллегами, работающими по 44-ФЗ.

    Кто работает по 223-ФЗ и 44-ФЗ

    Кратко говоря, 44-ФЗ регламентирует закупки организаций напрямую финансируемых государством. Если организация имеет бюджетное финансирование или получает субсидии из бюджета любого уровня, то свои закупки она ведет согласно 44-ФЗ.

    Если же организация в своем акционерном или уставном капитале имеет долю государственного участия размером более 50% и при этом нацелена на извлечение прибыли (коммерческая организация с государственным участием), то тогда свою закупочную деятельность она ведет согласно 223-ФЗ. Примеры таких организаций: многочисленные госкорпорации, «Газпром», «Роснефть», различные государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП и МУП).

    На частные организации или на организации, в которых государство имеет долю менее 50%, 223-ФЗ и 44-ФЗ не распространяются.

    Таблица основных отличий

    Положение о закупках 223-ФЗ

    Собственные средства организации

    Организации уголовно-исправительной системы

    Закупка у единственного поставщика

    Закупка у единственного поставщика

    Иные процедуры согласно Положению

    Согласно статье 31 44-ФЗ

    Положение о закупках

    Согласно Положению о закупке

    Нужна только для участия в закупках у субъектов малого и среднего

    Извещение о закупке

    Извещение о закупке

    Независимая банковская гарантия

    Независимая банковская гарантия

    Перевод средств на счет заказчика

    Независимая банковская гарантия

    Согласно Положению о закупке, конкурсной документации

    В ЕИС и на электронной торговой площадке (ЭТП), где проходила закупка

    НА ЭТП, где проходила закупка

    Кто является заказчиком?

    Заказчиками по 44-ФЗ являются организации, получающие финансирование из различных бюджетов:

    • федерального;
    • регионального;
    • муниципального.

    Соответственно, заказчиками по 44-ФЗ являются организации, основными целями деятельности которых не является извлечение прибыли:

    • федеральные органы власти;
    • органы власти субъектов Российской Федерации;
    • муниципалитеты;
    • различные бюджетные ведомства и учреждения;
    • все остальные организации, получающие финансирование или субсидии из бюджета.

    Заказчиками по 223-ФЗ являются организации с долей государственного участия более 50%, основная цель деятельности которых состоит в извлечении прибыли, а также:

    • дочерние и внучатые компании таких организаций (например, Газпром и его дочерние организации);
    • различные госкорпорации (Росатом, Роскосмос, Роснефть и т. д.);
    • субъекты естественных монополий (РЖД, Россети и т. п.).

    При этом нужно понимать, что если у какой-либо организации имеются свои собственные средства, полученные ей самостоятельно, а не из бюджета, то такие организации могут заключать договора с поставщиками по 223-ФЗ. Пример: школа является бюджетным учреждением, но она оказывает дополнительные услуги, организуя дополнительные занятия в виде кружков и секций, а также предлагая услугу продленного дня — деньги, полученные от такой деятельности, могут быть использованы для «коммерческих» закупок по 223-ФЗ. Единственное, что нужно для этого сделать — разработать и утвердить свое Положение о закупках.

    И, наоборот, коммерческая организация, получившая субсидии из бюджета, заключает контракты с поставщиками на сумму таких субсидий с соблюдением норм 44-ФЗ, но не привычного для нее 223-ФЗ.

    Кто является поставщиком?

    В настоящий момент поставщиками по 44-ФЗ и 223-ФЗ могут быть:

    • юридические лица;
    • физические лица (индивидуальные предприниматели и самозанятые (плательщики налога на профессиональный доход).

    223-ФЗ дает уникальное определение того, кто такой участник закупки. В нем говорится о том, что участником закупки может быть как отдельное лицо, так и группа лиц, выступающих коллективно. Следовательно, согласно 223-ФЗ, поставщиками могут быть:

    • отдельные поставщики (юридические и физические лица);
    • коллективные поставщики (группа юридических или физических лиц).

    При этом возможность совместного участия нескольких лиц в процедуре закупки по 223-ФЗ должна прописываться заказчиком в его Положении о закупках. Также такие сведения дублируются непосредственно в закупочной документации.

    Кто является привилегированными участниками?

    В настоящий момент в России действуют существенные меры поддержки малых и средних предпринимателей (МСП), а также т. н. социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО). В частности, заказчики по 44-ФЗ должны заключать контракты с субъектами малого предпринимательства (СМП) и СОНКО на сумму не менее, чем 25% от общего объема их годовых закупок. При этом такие контракты заключаются по итогам:

    • закупки, в которой могут принимать участие только СМП и СОНКО;
    • обычной закупки, в тендерной документации которой приведено условие привлечь к исполнению контракта в качестве субподрядчиков СМП или СОНКО.

    Для заказчиков по 223-ФЗ действуют похожие правила, приведенные в Постановлении Правительства от 11 декабря 2014 г. №1352. Они обязаны отдавать, как минимум, 25% от своих закупок не только малым предпринимателям, но также включать в такие закупки и средних предпринимателей. При этом СОНКО в таких требованиях для заказчиков по 223-ФЗ не указаны. Т. о. заказчики по 223-ФЗ отдают 25% своих заказов МСП. Это очень важный факт, который должны учитывать все потенциальные поставщики. При этом нужно очень внимательно следить за тем, чтобы не ошибиться в интерпретации двух очень похожих аббревиатур — МСП и СМП.

    Организация закупок при этом такая же, как и при применении 44-ФЗ: заказчики могут отдавать часть своих закупок только субъектам СМП, а также создавать процедуры, в которых СМП должны быть привлечены в качестве субподрядчиков.

    Другими привилегированными участниками закупок по 44-ФЗ являются:

    • организации инвалидов;
    • предприятия и учреждения уголовно-исправительной системы (УИС).

    В том случае, если объем закупаемых по 44-ФЗ услуг или товаров заранее не определен, среди поставщиков проводится ценовой конкурс, в котором они указывают не общую стоимость всего лота, а только цену, по которой участники согласны поставить единицу продукции. Пример: муниципальная столовая закупает картофель, при этом свою потребность она не указывает. Поставщики предлагают только свою цену за килограмм/тонну продукции, и контракт заключают по итогам цены, но не общей суммы.

    Если по итогам такого конкурса заключается контракт с организацией инвалидов или УИС, то предложенная ими цена за единицу продукции увеличивается на 15%. При этом такая цена не может превышать установленную заказчиком максимальную цену или начальную максимальную цену контракта (НМЦК).

    Распоряжение Правительства от 8 декабря 2021 г. №3500-р утверждает перечни товаров, при заключении контрактов на поставку которых по 44-ФЗ, указанные два типа организаций пользуются преимуществами.

    Способы проведения закупок

    В настоящее время все закупки, проводимые и по 44-ФЗ и 223-ФЗ могут быть:

    • открытыми и закрытыми;
    • конкурентными и неконкурентыми;
    • электронными и неэлектронными.
    Открытые и закрытые закупки

    Если информации о закупке общедоступна, то тогда говорят о том, что закупка осуществляется в открытой форме. Если информация или часть информации о закупке недоступна всем желающим, то тогда говорят о том, что закупка проводится в закрытой форме. Чаще всего информация о закупочной процедуре и контракте, заключенном по ее итогам, является закрытой, если она содержит сведения о государственной тайне. Также с недавнего времени закрываться стала информация о закупках и заключенных контрактах всех подсанкционных российских компаний, работающих как по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ.

    Случаи, когда заказчик обязан применить закрытые способы закупок, регулируются частью 15 статьи 4 223-ФЗ и частью 11 статьи 24 44-ФЗ.

    Конкурентные и неконкурентные закупки

    Под конкурентными процедурами понимают торги между претендентами, проводимые на состязательной основе. Неконкурентные процедуры обычно проводятся без конкурса, в то же время их проведение может иметь свои нюансы.

    Контракты по итогам закупочных процедур согласно 44-ФЗ заключаются после проведения:

    • аукциона;
    • запроса котировок;
    • конкурса.

    Для процедур, проводимых по 223-ФЗ к трем указанным процедурам добавляется еще одна — запрос предложений.

    Наиболее часто применяемый вид неконкурентных процедур — закупка у единственного поставщика. Процесс заключения контракта с единственным поставщиком по 44-ФЗ регулирует статья 93 этого закона. Самое популярное основание проведения такой закупки — начальная цена контракта меньше 600 тысяч рублей (малая закупка). Основания для закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ заказчик излагает в своем Положении о закупках. Также в своем Положении о закупках заказчик по 223-ФЗ, в отличие от заказчика по 44-ФЗ, помимо заключения договора с единственным поставщиком, имеет право указать иные способы неконкурентных закупочных процедур.

    Относительно недавнее нововведение — проведение закупок у единственного поставщика по 223-ФЗ и по 44-ФЗ не путем проведения стандартной процедуры закупок, а путем размещения таких закупок в специальных электронных магазинах. В частности, федеральные заказчики проводят свои малые закупки на Едином агрегаторе торговли «Березка». Заказчики Москвы — на портале поставщиков Москвы, Санкт-Петербурга — в электронном магазине АИС ГЗ. Такие же электронные магазины есть и для заказчиков из других регионов, а также на многих крупных электронных торговых площадках.

    Как и где проходят торги?

    Место проведения большинства закупочных процедур — электронные торговые площадки (ЭТП) или электронные магазины. В этом случае закупка будет называться проводимой в электронной форме (электронной закупкой). Если закупка проходит вне электронной площадки, например, при закрытом конкурсе, то тогда такая процедура будет называться проводимой в неэлектронной форме. При этом будет не важно, использовались при этом электронные средства связи (email, ЭДО) или нет.

    Какие ЭТП используются для проведения закупок?

    Для проведения открытых торгов по 44-ФЗ используется 8 одобренных Правительством площадок:

    1. Площадка Агентства по государственному заказу Республики Татарстан (АГЗРТ, zakazrf.ru).
    2. Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП, ранее — Росэлторг, roseltorg.ru).
    3. Площадка Госзаказа Российского аукционного дома (gz.lot-online.ru).
    4. ТЭК-Торг (tektorg.ru).
    5. Электронные торговые системы (входит в консорциум ЭТС «Фабрикант», etp-ets.ru).
    6. Сбербанк-Автоматизированная система торгов (Сбербанк-АСТ, sberbank-ast.ru).
    7. РТС-тендер (rts-tender.ru).
    8. Электронная торговая площадка ГПБ (ЭТП ГПБ, etpgpb.ru).

    Для проведения своих торгов заказчик вправе выбрать любую из этих 8 площадок. Также на этих же площадках проводятся все торги для МСП по 223-ФЗ.

    Закупки по 223-ФЗ проводятся, в том числе, и на 8 указанных площадках, но кроме них существует еще более сотни ЭТП, на которых размещают свои закупки множество предприятий и организаций-заказчиков по 223-ФЗ.

    Закрытые торги и по 223-ФЗ, и по 44-ФЗ с ноября прошлого года проводятся на трех площадках:

    Временной регламент

    Одно из главных требований к поставщику при подаче своего предложения — подать его строго в срок, установленный заказчиком. После окончания этого срока подать свое предложение на электронной площадке будет невозможно.

    Закон 44-ФЗ устанавливает заказчику предельные сроки для:

    • рассмотрения заявок;
    • принятия решения о допуске заявок;
    • определения победителя конкурса;
    • опубликования протокола по результатам процедуры закупки.

    Такие сроки указаны для каждой из разновидности процедур. Например, если закупка осуществляется путем проведения электронного конкурса, заказчику дается два рабочих дня на рассмотрение первых частей заявок (коммерческой части), два рабочих дня на рассмотрение вторых частей заявок (технической, а также с указанием квалификации поставщика), и один рабочий день для публикации окончательного протокола.

    При работе по 223-ФЗ регламент рассмотрения заявок прописывается заказчиком в своем Положении о закупках.

    Какая электронная подпись нужна для участия?

    Для участия в электронных закупках и по 223-ФЗ, и по 44-ФЗ необходима усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП). С 1 января 2022 года КЭП стала выдаваться ФНС, но не во всех ее отделениях, а только в некоторых. Иногда такие отделения могли находиться вдалеке от места жительства тех лиц, которым необходимо было получить электронную подпись. В связи с этим правом выдачи КЭП наделили также 7 доверенных лиц удостоверяющего центра ФНС (УЦ ФНС):

    • ПАО «Сбербанк»;
    • АО «Аналитический цент» (УЦ «Основание»);
    • ПАО «Банк ВТБ»;
    • АО «ЕЭТП» (ранее — Росэлторг);
    • АО «Тинькофф Банк»;
    • АО «Электронная Москва»;
    • ПАО «Промсвязьбанк».

    Подпись должны получать руководители участвующих в торгах и по 223-ФЗ, и по 44-ФЗ компаний, а с 1 сентября 2023 года — и сотрудники, подписывающие предложения электронной подписью организации, которая содержит сведения о лице, действующем от ее имени по доверенности. Ранее такая доверенность выдавалась на бумажном бланке и подписывалась руководителем компании, после чего сотрудник мог загружать скан доверенности в свой личный кабинет на электронной площадке. Такие сканы прикладывались и к конкурсной документации поставщика, после чего подписывались электронной подписью наравне с другими документами конкурсной заявки.

    С 1 сентября 2023 года такие действующие по доверенности лица должны подписывать отправляемые им документы своей собственной КЭП, но для того, чтобы это сделать, они должны будут иметь машиночитаемую доверенность (МЧД), подписанную КЭП руководителя организации. Технически эта доверенность будет являться xml-файлом утвержденного формата, прикрепляемым к закупочной документации вместо скана бумажной доверенности.

    Процедура выдачи и оформления подписи в ФНС является бесплатной, у доверенных лиц УЦ ФНС — платной. Но для получения КЭП нужен специальный защищенный флеш-носитель — токен. За получение токена придется платить. Впрочем, имеется возможность установить сертификат электронной подписи на старый носитель по истечении срока действия установленного на нем сертификата КЭП.

    Стандартная КЭП подходит для участия в торгах на 8 площадках по 44-ФЗ. Если торги по 223-ФЗ проходят на другой площадке (одна из самых популярных — ЭТП «Фабрикант»), то в этом случае необходимо будет сообщить, что подпись нужна для участия в закупке на конкретной площадке (-ах). Включение дополнительных площадок в сертификат подписи также может быть платным — все зависит от площадки и от установленных ею правил. Помимо самой электронной подписи на носитель может быть записано специальное криптографическое ПО (например, CryptoPro или КриптоАРМ), которое необходимо для того, чтобы иметь возможность подписать или зашифровать документ.

    Отчетность, предоставляемая заказчиком

    Размещение информации о закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ в ЕИС — не единственная обязанность заказчиков. Разместить и провести закупку — это первый этап работы. Второй этап — отчитаться за исполнение контракта и дать сведения о том, как конкретный заказчик исполняет меры по поддержке отечественных производителей и малого предпринимательства.

    Каждый заключенный контракт должен был исполнен, а его исполнение подтверждает заказчик, проведя предварительную экспертизу поставленных товаров или выполненных работ. По результатам приемки заказчиком составляется акт о выполненных работах или подписывается универсальный передаточный документ (УПД) с перечнем поставленной и принятой продукции. Также при переводе денежных средств на счет поставщика заказчик создает банковское платежное поручение. Все вышеперечисленные документы загружаются в ЕИС наряду с подписанным контрактом (в том случае, если закупка и контракт, заключенный по ее итогам, являются открытыми).

    Помимо этого, заказчики по 44-ФЗ до 1 апреля текущего года сдают и загружают в ЕИС:

    • отчетность об объемах заключенных в прошлом году контрактов с СМП и СОНКО (порядок и форма отчета утверждены Постановлением Правительства от 17 марта 2015 г. №238);
    • отчет об объемах прошлогодних закупок товаров российского происхождения (минимальные доли закупок таких товаров приведены в Постановлении Правительства от 3 декабря 2020 г. N 2014);

    В том случае, если объем контрактов по закупкам российских товаров не соответствует минимальной установленной доле, то вместе с отчетом заказчик должен подготовить обоснование того, почему таких товаров было закуплено меньше установленной нормы.

    Заказчики по 223-ФЗ сдают и ежемесячную, и годовую отчетность. До 10 числа текущего месяца заказчики сдают отчеты:

    • по общей стоимости закупленных в прошлом месяце товаров и услуг и числу договоров, заключенных с поставщиками;
    • по общей сумме договоров, заключенных на основе закупок у единственного поставщика, а также о количестве таких договоров;
    • по общей сумме и количеству договоров, заключенных с единственным поставщиком после признания несостоявшимися конкурентных процедур закупки.

    При этом, изучая отчетность заказчиков по 223-ФЗ, можно применить один небольшой лайфхак. Как известно, информация о закрытых закупках и о договорах, заключенных при таких закупках, не размещается в ЕИС. В то же время всегда можно узнать объем закрытых закупок конкретного заказчика по 223-ФЗ: в ежемесячный отчет по общему числу и сумме заключенных договоров включаются цифры и по закрытым закупкам. Для получения информации о сумме закрытых закупок достаточно вычесть из общей суммы отчета сумму всех проведенных заказчиком «открытых» процедур.

    Также до 1 февраля текущего года заказчики по 223-ФЗ размещают свои отчеты по прошлогодним закупкам у субъектов СМП.

    Все правила составления и формы отчетности для заказчиков по 223-ФЗ приведены в Постановлении Правительства от 10 сентября 2012 г. №908.

    Варианты обеспечения заявки и исполнения контракта

    Часто заказчики, работающие по 223-ФЗ или 44-ФЗ, требуют от поставщика обеспечения заявки для подтверждения своих твердых намерений заключить контракт по итогам процедуры. До введения практики обеспечения заявки часто бывали случаи, когда поставщики отказывались заключать контракт по итогам выигранной процедуры. Это вынуждало заказчиков заново проводить тендер, что выливалось в потерю времени и финансов.

    Обеспечение заявки — это заблокированные денежные средства поставщика. Для работы по 44-ФЗ для перевода замораживаемых средств поставщик должен открыть специальный счет (спецсчет). Спецсчет можно открыть в одном из банков, перечень которых приведен в распоряжении Правительства №1451-р. Использовать основной счет в качестве специального нельзя.

    При работе по 223-ФЗ открывать спецсчет не обязательно. Деньги поставщика могут блокироваться непосредственно на ЭТП, с которой он работает. Это происходит путем перевода денежных средств оператору площадки с указанием того, что они предназначены для обеспечения участия заявки.

    Другой вариант обеспечения заявки и для 223-ФЗ, и для 44-ФЗ — независимая банковская гарантия. Какой из двух вариантов обеспечения выбрать, решает сам заказчик. При первом варианте он не теряет денежных средств (естественно, при условии того, что он не откажется от заключения договора), но они выводятся у него из оборота. При втором случае нужно будет заплатить определенную сумму банку, но средства не будут выведены из оборота. Размер обеспечения может составлять до 5% от начальной цены контракта.

    Средства возвращаются поставщику в том случае:

    • если его заявка проиграла или заказчик отказался от проведения тендера;
    • если он отозвал заявку до момента завершения подачи предложений;
    • после того, как он заключил договор или контракт по итогам выигранной процедуры.

    Если победитель тендера отказывается заключать договор с заказчиком, то в этом случае заблокированные на спецчете средства отправляются на счет заказчика, а сам он включается в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) сроком на 2 года.

    Если обеспечение было предоставлено в виде банковской гарантии, то при отказе поставщика заключать контракт, банк выплачивает размер обеспечения заказчику, при этом вместе с попаданием в РНП снижается и кредитный рейтинг поставщика.

    Механизм обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ аналогичен механизму обеспечения заявки. При этом денежные средства вносятся не на спецсчет, а напрямую на счет заказчика. Размер такого обеспечения может составлять до 30% от начальной цены контракта, что в конкретном выражении может выливаться в десятки и сотни миллионов рублей. Исполнение контракта по 44-ФЗ может длиться не один год, поэтому замораживание таких значительных средств может быть неподъемным для поставщика. В этом случае более предпочтительный вариант для исполнения контракта по 44-ФЗ — получение банковской гарантии, которая в финансовом плане является гораздо доступнее для большинства организаций.

    Впрочем, всегда нужно учитывать риск того, что банк откажется предоставить организации свою гарантию даже при наличии у поставщика протокола о выигранном тендере — неважно по 223-ФЗ или 44-ФЗ. В этом случае компания должна будет либо замораживать свои собственные средства, либо отказываться от заключения контракта, попадая в реестр РНП и теряя замороженные средства по обеспечению заявки.

    Для СМП и СОНКО, участвующих в закупках по 44-ФЗ, имеются некоторые преференции. Если за три предыдущих года поставщик исполнил три контракта по 44-ФЗ в сумме равных или превышающих НМЦК, то СМП в этом случае освобождается от обеспечения исполнения контракта. При этом закупка должна проводиться только для СМП и СОНКО. Если закупка обычная, то такие особые условия для СМП не действуют.

    В 223-ФЗ нет никаких указаний на то, как должно происходить обеспечение исполнения договора. Также не указаны никакие преференции для МСП или СОНКО. В этом случае только заказчик решает, устанавливает ли он обеспечение исполнения договора и в каком размере.

    Возможность и порядок изменения/расторжения договора

    В общем случае изменение или расторжение заключенного по 44-ФЗ контракта не допускается. Естественно, для каждого правила имеются свои исключения, и самое простое основание для этого — расторжение договора по соглашению сторон. Если поставщику удается договориться с заказчиком о расторжении договора, возможно, заплатив при этом неустойку и пени, то в этом случае ему ничего не грозит. Одностороннее расторжение контракта никогда не приветствовалось и такие действия со стороны поставщика грозят ему попаданием в РНП, а также штрафами и неустойками.

    В любом случае, несогласованные с заказчиком действия, скорее всего, выльются в судебное разбирательство с туманными для поставщика последствиями. Вполне вероятно, поставщик по 44-ФЗ может исходить из существенных изменений обстоятельств, которые теоретически могут стать основанием для такого расторжения контракта согласно статье 451 Гражданского кодекса (ГК). Впрочем, законодательство не запрещает включать в контракт пункт о недопустимости изменения условий договора со стороны заказчика, что может существенно ухудшить его ситуацию.

    В целом, условия расторжения или изменения контракта по 44-ФЗ регулирует статья 95. Например, одним из условий изменения условий контракта согласно этой статье может стать изменение регулируемых государством тарифов. В течение 2022-23 годов было принято большое количество новелл, изменяющих или добавляющих в эту статью 44-ФЗ новые пункты. Параллельно с этим велась и работа в Правительстве. Так, было принято Постановление от 16 апреля 2022 г. №680, регулирующее условия изменения контракта, в частности, при выполнении работ по строительству и капитальному ремонту.

    223-ФЗ не регулирует условия изменения или расторжения договора. В этом случае и заказчики, и поставщики ориентируются на Гражданский кодекс. В частности, статья 310 ГК РФ говорит о недопустимости одностороннего разрыва обязательств без имеющихся на то уважительных оснований. Таким основанием может стать уже приведенная статья 451 ГК. Помимо этого нужно изучать Положение о закупке заказчика, работающего по 223-ФЗ, а также условия, прописанные в заключенном договоре.

    Обжалование действий заказчика

    В любом, даже таком сильно зарегулированном процессе, как закупки по 223-ФЗ и 44-ФЗ, могут случиться ситуации, когда поставщик будет не согласен с тем или иным решением заказчика. Чаще всего неправомерные действия со стороны заказчика не несут злого умысла, а являются следствием человеческого фактора — тяжело безукоризненно исполнять все нормы такого объемного по содержанию и трудно воспринимаемого неспециалистами закона, как 44-ФЗ. Впрочем, не исключена возможность злоупотребления своим правом со стороны заказчика — при большом желании и должных навыках можно «снести» множество закупок, обжаловав их в Федеральной антимонопольной службе (ФАС).

    Процедуры по 223-ФЗ также можно обжаловать по аналогии с 44-ФЗ. При этом, ввиду того, что 223-ФЗ не такой объемный, как 44-ФЗ, большинство жалоб подается на нарушение заказчиком своего Положения о закупках.

    Обжаловать открытую электронную процедуру по 44-ФЗ можно только с использованием функционала ЕИС. Войдя в свой личный кабинет на ЕИС, заказчик имеет возможность сообщить о нарушениях, касающихся любой из загруженных в данную систему закупок. Если закупка закрытая, то тогда жалобы следует направлять в ФАС в письменном виде. Лучше всего — ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

    Обжаловать процедуру по 223-Ф3 можно, отправив письмо в адрес ФАС (территориального органа или в центральный аппарат). Помимо этого жалобу можно отправить по электронной почте (вложение при этом должно быть подписано электронной подписью).

    Ответственность за нарушения

    Законы 223-ФЗ и 44-ФЗ являются составной частью обширного антимонопольного законодательства, контролем за соблюдением которого занимается ФАС. Соответственно, при выявлении нарушений ФАС может подать заявление в органы прокуратуры, полиции или в Следственный комитет, где в зависимости от тяжести нарушения будет приниматься решение о привлечении нарушителя к ответственности.

    За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена административная и уголовная ответственность. В частности, к таким нарушителям могут применяться статья 178 «Ограничение конкуренции» Уголовного кодекса (УК РФ). Непосредственно участников закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ затрагивают статьи 200.4, 200.5, 200.6, 304 УК РФ.

    Помимо этого, за нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о закупках предусмотрена и административная ответственность. В частности, это статьи

    14.31, 14.31.2, 14.32, 14.33, 7.29 – 7.32.1 КоАП. Для нарушителей закона 223-ФЗ предусмотрена специальная статья 7.32.3 КоАП.

    Обучение закупкам в НИПКЭФ

    Обучение закупкам в НИПКЭФ

    Как видно, участие в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ — занятие, требующее высокой квалификации как от заказчика, так и от поставщика. При этом закупочное законодательство постоянно меняется, в него регулярно вносятся изменения, что заставляет постоянно совершенствоваться занятых в этой сфере специалистов. Стоять на месте в этой отрасли не получится — вы либо будете регулярно отслеживать изменения и обновлять свои навыки, либо уйдете из профессии. Вот почему курсы повышения квалификации и курсы профессиональной переподготовки по закупкам необходимо регулярно проходить даже опытным специалистам.

    НИПКЭФ предлагает курсы обучения закупкам по 223-ФЗ и 44-ФЗ, которые помогут вам войти в профессию как на стороне заказчика, так и на стороне поставщика. Если вам больше по душе скрупулезное следование правилам и у вас есть желание «расставить все по полочкам», вам больше подойдет работа на стороне заказчика. Если больше нравятся азарт и риск, вам больше подойдет игра на стороне поставщика. Если имеется склонность к тому, чтобы стать беспристрастным арбитром — у нас вы можете пройти курсы по контролю закупок.

    Мы ждем у себя всех тех, кто желает войти в сложную, но вместе с тем и увлекательную профессию специалиста по закупкам, кто хочет изучить 223-ФЗ и 44-ФЗ. Наши программы позволят вам повысить экспертность и стать более эффективными на вашем рабочем месте.

    НИПКЭФ — это преподаватели с ученой степенью в области экономики со стажем практической деятельности. НИПКЭФ — это престижный диплом. Приходите к нам, выбирайте наши программы обучения и займите достойное место в команде профессионалов, выбравших нас для своего обучения!

    Статья подготовлена Константином Юдиным.

    Основные отличия законов № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ

    Основные отличия законов № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ

    Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второй — закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше. В проведении закупок тех и других есть принципиальные отличия, разобраться в которых поможет наша статья.

    Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ?

    № 44-ФЗ

    Этот закон действует на закупки всех государственных заказчиков. Они должны планировать торги на 3 года вперед, готовить подробные технические задания для каждой закупки, проводить тендер в определенные сроки и вовремя платить поставщикам, выполнившим контракт. Поставщики, согласно закону, должны денежно подтверждать свои намерения участвовать в аукционе и исполнять контракт, а также не срывать сроки поставки товара или услуг. 44-ФЗ устанавливает сроки для каждого этапа закупки и регулирует детали сделки. Закон гарантирует победителю тендера, что с ним будет заключен контракт, а после его исполнения он получит оплату. При этом отступление от правил грозит поставщикам попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков — в течение двух лет они не смогут участвовать в госзакупках. А заказичкам нарушение закона чревато штрафами и отменой уже состоявшихся тендеров. Чтобы начать выигрывать и избежать конфликтных ситуаций, компаниям-поставщикам нужно знать свои обязанности и права. Так что без прочтения 44-ФЗ не обойтись.

    № 223-ФЗ

    Закон 223-ФЗ устанавливает для заказчиков лишь общие принципы закупок. При этом главное требование закона: госкомпания-заказчик должна самостоятельно разработать собственное положение, где прописывает способы определения поставщика, с помощью которых будет проводить закупки, устанавливает требования к участникам и т.д. 223-ФЗ дает заказчикам определенную свободу. План закупок составляется на один год и может быть изменен в любое время. Не требуется обосновывать в закупке начальную максимальную цену контракта. Таким образом, первое, с чем следует ознакомиться при участии в торгах по федеральному закону №223-ФЗ, — положение о закупке каждого конкретного заказчика.

    Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ее в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя. Познакомиться с сервисом

    Кто заказчики и поставщики?

    Заказчики и поставщики по 44-ФЗ

    Заказчики — муниципальные и государственные бюджетные учреждения. Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица. Организации-поставщики должны соответствовать нескольким требованиям, например, не быть офшором, не проходить процесс банкротства или ликвидации.

    Заказчики и поставщики по 223-ФЗ

    • Государственные компании, у которых доля участия государства более 50%,а также «дочки» и «внучки» таких компаний.
    • Бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда или грантов.
    • Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика и водоснабжение.
    • Субъекты естественных монополий (к примеру, РЖД, нефтегазовые компании и т д.).

    В торгах по 223-ФЗ так же участвовать могут как организации, так и частные лица. Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик.

    На каких ЭТП проводят торги?

    Заказчики по 44-ФЗ

    Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны восемь федеральных электронных торговых площадок (ЭТП). Это «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», Национальная электронная площадка (НЭП), Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Агентство по государственному заказу Республики Татарстан (Заказ.рф), Российский аукционный дом (lot-online), ТЭК-Торг и торговая площадка Газпромбанка (ЭТП ГПБ).

    Чтобы получить аккредитацию на ЭТП госзаказа, нужно зарегистрироваться в Единой информационной системе закупок (ЕИС) на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru. Регистрация бесплатна и действует три года, нужно только предоставить сканы документов организации и подтвердить регистрацию усиленной квалифицированной электронной подписью.

    Заказчики по 223-ФЗ

    Список площадок для проведения торгов по федеральному закону № 223-ФЗ нигде не зафиксирован. Сейчас таких площадок больше 300, но на государственном уровне сейчас обсуждается унификация требований к ним и сокращение их числа.

    На некоторых ЭТП по 223-ФЗ, а также для коммерческих торгов взымается плата за регистрацию или ежемесячная абонентская плата. Читайте регламент каждой площадки и выбирайте оптимальный для себя вариант.

    Каждая ЭТП устанавливает свои требования к сертификатам электронной подписи поставщиков. Чаще всего это квалифицированная электронная подпись с дополнительными расширениями, но может быть и неквалифицированная подпись.

    Способы закупок

    В федеральном законе №44-ФЗ установлено 10 способов закупок и условия выбора победителя, а главное — он ограничивает перечень и случаи закупок у единственного поставщика.

    Конкурентные закупки
    • конкурсы (открытые, с ограничением участия, закрытые, многоэтапные, закрытые с ограничением участия);
    • аукционы (электронные, закрытые);
    • запросы предложений;
    • запросы ценовых котировок.

    С 2019 года почти все конкурентные госзакупки проводятся в электронном виде. Чтобы участвовать в электронных торгах по госзаказу, поставщику нужна квалифицированная электронная подпись.

    Неконкурентные закупки

    К данному виду закупок относится только закупка у единственного поставщика. Они могут проводиться

    Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ее в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.

    Способы закупок по 223-ФЗ

    В положении о закупке у каждого заказчика обязательными являются только два вида процедур — электронный аукцион и конкурс. Все остальное способы закупки заказчик может выбрать по своему усмотрению.

    Отметим, что закон № 223-ФЗ никак не ограничивает возможность закупаться у единственного поставщика, но при этом нужно лишь отразить в положении случаи и основания для таких закупок.

    Отчетность заказчиков торгов

    Отчетность по федеральному закону № 44-ФЗ

    Заказчик обязан размещать в ЕИС следующие отчеты:

    • Отчет об исполнении контракта;
    • Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам года;
    • Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

    Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ

    Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующий перечень отчетов:

    • отчет об общей стоимости заключенных договоров;
    • отчет об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком;
    • отчет об общей стоимости заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
    • отчет об общей стоимости заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну;

    Обеспечение исполнения обязательств по контракту

    Федеральный закон 44-ФЗ

    С победителем аукциона или конкурса (вне зависимости от его цены) заказчик не может заключить контракт, если тот не предоставит финансового обеспечения контракта. Размер обеспечения варьируется от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Если НМЦК превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10% до 30% НМЦК.

    Как именно предоставить обеспечение, решает сам поставщик. Он может внести деньги на счет заказчика, на спецсчет в банке или предоставить банковскую гарантию. В последнем случае гарантия должна быть выдана банком, из списка одобренных Минфином банков, и внесена в реестр банковских гарантий.

    Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО требования к обеспечению контракта мягче. Раззмер обеспечения рассчитывают от итогой цены контракта, а не НМЦК. А поставщикам, которые подтвердят опыт исполнения контрактов (за последние 3 года), можно совсем не предоставлять обеспечение. Главное — сумма предоставленных контрактов должна быть не меньше НМЦК текущего контракта.

    Если обеспечение предоставить деньгами, то заказчик вернет его в течение 30 календарных дней с исполнения контракта (в течение 15 дней — для СМП и СОНКО). Если договор исполнялся поэтапно, то и обеспечение вернут по частям — после завершения каждого этапа.

    Федеральный закон 223-ФЗ

    Обеспечение контракта в торгах по 223-ФЗ остается полностью на усмотрение заказчиков. Требуется ли оно, в каком объеме предоставляется — все эти условия прописаны в документации закупки.

    Расторжение контракта и возможность внести изменения

    Федеральный закон 44-ФЗ

    Федеральный закон № 44-ФЗ дает возможность расторгнуть контракт по соглашению сторон или в одностороннем порядке, если такая возможность прописана в контракте. Изменить существенные условия контракта (цену, сроки поставки, характеристиками товара) нельзя. Исключение — строительные закупки, в них можно изменить объем и срок работ не более чем на 30%.
    Если в проекте контракта есть ошибки, то поставщик и заказчик могут составить протокол разногласий.

    Федеральный закон 223-ФЗ

    Федеральный закон № 223-ФЗ предоставляет возможность компании-заказчику изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг. В каких именно случаях возможны какие-либо изменения, поставщик может узнать из положения о закупках конкретного заказчика.

    Обжалование действий заказчика

    Федеральный закон 44-ФЗ

    Федеральный закон № 44-ФЗ не только закрепляет такое право за поставщиком, но и прописывает алгоритм действий:

    • В первую очередь участник подает заявку в письменном виде в территориальное отделение ФАС. Сделать это нужно не позже 5 рабочих дней со даты размещения в ЕИС протокола о рассмотрении заявок.
    • Затем ФАС публикует на своем сайте жалобу в течение 2-х рабочих дней. Найти жалобу можно по наименованию или номеру закупки, заказчику, участнику или номеру жалобы.
    • Наконец, за следующие 5 рабочих дней комиссия рассматривает жалобу и выносит предписание по ней.

    В 2018 году ФАС признала обоснованными 30% всех жалоб (по данным мониторинга Минфина РФ за 2018 год).

    Федеральный закон 223-ФЗ

    Как и по 44-ФЗ, жалобы на заказчиков по 223-ФЗ рассматривает ФАС. Однако в этом случае следует заранее из положения о закупке заказчика выяснить сроки подачи жалобы и иметь в виду, что комиссия по рассмотрению жалоб будет руководствоваться данным положением и Гражданским кодексом.

    Можно предварительно ознакомиться с жалобами на конкретного заказчика (по поиску в реестре жалоб на сайте zakupki.gov.ru). Это поможет оценить риски от работы с ним.

    Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ее в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.

    Мы формируем сообщество поставщиков, где всегда можно получить рекомендации экспертов по работе с торгам и пообщаться в комментариях о наболевшем.

    Основные отличия федеральных законов №223-ФЗ и №44-ФЗ

    Отличия основных положений ФЗ-223 и ФЗ-44

    Таблица отличий 223 ФЗ и 44 ФЗ — это наглядное сравнение двух законов, по которым проводят закупки бюджетные организации и компании с госучастием. В них используют похожую терминологию, а это путает начинающих поставщиков и приводит к глупым ошибкам.

    Что регулирует 44-ФЗ

    В этом нормативном акте заложены правила, по которым государственные и муниципальные заказчики должны приобретать различные товары и услуги. Это называется контрактной системой. Закон вступил в силу 05.04.2013 и состоит из восьми глав.

    С 01.01.2020 законодатели внесли в тексты 44 ФЗ, 223 ФЗ очередные изменения. Для большинства закупок стала обязательной электронная форма, и лишь для отдельных случаев оставлен бумажный вид. С этого момента участникам торгов следует быть зарегистрированными в ЕИС (Единой информационной системе в сфере закупок).

    Это бесплатная процедура, регистрация действует три года. Изменения затронули и порядок аккредитации участников на торговых площадках.

    Что регулирует 223-ФЗ

    В законе содержатся правила по проведению закупок для естественных монополий, госкорпораций и т. д. На первый взгляд, правила по 44 ФЗ, по 223 ФЗ очень похожи. Но при более внимательном изучении этих нормативных актов можно разобраться, чем отличается 44 ФЗ от 223 ФЗ. Последний дает участникам определенную свободу. Они вправе прописывать свои условия для проведения торгов, выбирать варианты закупок. 223-ФЗ направлен на поддержку малых предприятий, развитие тендерной системы в целом.

    В чем разница 44 и 223 ФЗ

    Изложить содержание, а также кратко рассказать о похожих моментах и различиях этих двух законов довольно сложно. Бывают ситуации, когда применяются сразу оба.

    Для удобства мы собрали из 44-ФЗ и 223-ФЗ отличия в таблице. Причем, чтобы было проще разобраться, весь материал разделили на этапы проведения процедуры. Вот таблица отличий между 44 ФЗ и 223 ФЗ для «чайников».

    ФЗ № 44

    ФЗ № 223

    Кто может выступать заказчиком

    • государственные и муниципальные органы власти, казенные учреждения;
    • орган, управляющий внебюджетным фондом государства;
    • Роскосмос, Росатом;
    • бюджетные организации и унитарные предприятия, если расходуют на продукцию средства из бюджетов.
    • предприятия, в уставном капитале которых доля государства составляет более 50 %;
    • юридические лица, имеющие инвестиционные проекты более чем на 500 млн руб. с поддержкой государства;
    • естественные монополии;
    • унитарные предприятия, бюджетные организации, закупающие продукцию за счет своих собственных средств, в качестве субподряда либо за счет грантов.
    • юридические лица (не имеющие статус офшорных компаний);
    • физлица и ИП.
    • коллективные участники;
    • юрлица и физические лица, а также индивидуальные предприниматели.

    Кто имеет преимущества

    • учреждения и предприятия УИС;
    • организации инвалидов.

    Какие виды тендеров бывают

    • электронный аукцион;
    • конкурсы (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный и все эти виды в электронной форме);
    • закрытые процедуры (конкурсы всех видов и аукционы как в электронной форме, так и в режиме офлайн);
    • запрос котировок (офлайн и в электронной форме);
    • закупка у единственного поставщика;
    • запрос предложений.
    • закрытая конкурентная закупка;
    • конкурентная закупка, организованная в электронной форме среди субъектов малого предпринимательства;
    • конкурентная закупка, организованная в форме аукциона, конкурса, запроса котировок и предложений;
    • закупка продукции у единственного поставщика;
    • прочие способы, которые указаны в Положении.

    Торговые площадки для электронных торгов

    • «РТС-тендер»;
    • «Электронные торговые системы»;
    • «Российский аукционный дом»;
    • ЕЭТП;
    • ГУП «Агентство по госзаказу РТ»;
    • «Сбербанк-АСТ»;
    • «Электронная торговая площадка Газпрома» (ЭТП ГПБ);
    • «ТЭК-Торг».

    Кем определяются сроки для участников

    Какая подпись нужна для электронных документов

    Как обеспечиваются заявки и контракты

    • денежные средства;
    • банковская гарантия.

    Как борются с демпингом

    Обоснование начальных цен

    Какие отчеты нужно подавать в ЕИС

    • об исполнении контрактов (а также их отдельных этапов);
    • о закупках у СОНКО и СМП;
    • сводный аналитический отчет (куда должны входить результаты мониторинга госзакупок);
    • обоснование закупки у единственного поставщика;
    • о количестве продукции, которая приобреталась в рамках СПИК (специального инвестиционного контракта).
    • о закупках высокотехнологической и инновационной продукции;
    • о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Как расторгнуть или изменить контракт

    • при одностороннем отказе любой из сторон;
    • по соглашению сторон;
    • на основании решения суда.
    • количество; объемы;
    • сроки исполнения условий.

    Как и куда подаются жалобы

    • в ФАС России;
    • в уполномоченные на рассмотрение жалоб органы субъектов РФ, а также органы местного самоуправления.
    • действие (либо бездействие) заказчика;
    • нарушения, которое допустил оператор ЭТП;
    • неразмещение сведений о торгах в ЕИС;
    • предъявление к участникам торгов требований, не предусмотренных тендерной документацией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *