Роструд и трудовая инспекция в чем разница
Перейти к содержимому

Роструд и трудовая инспекция в чем разница

  • автор:

Трудовая инспекция

В соответствии со ст. ст. 353, 354 , 356 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы Федеральной инспекции труда, являющиеся единой централизованной системой государственных органов.

Органом Федеральной инспекции труда является Федеральная служба по труду и занятости, находящаяся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Территориальными органами Роструда являются трудовые государственные инспекции, осуществляющие непосредственное взаимодействие с организациями-работодателями.

Роструд руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России, которому Роструд подчинен, Положением «О Федеральной службе по труду и занятости», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324, и другими нормами законодательства.

В частности, трудовые инспекции обязаны исполнять требования Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля)», которым установлены особые правила при проведении проверок.

Роструд осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации. К числу специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, согласно ст. 353 ТК РФ помимо Федеральной инспекции труда относятся и другие государственные органы. Например, Ростехнадзор (ст. ст. 366, 367 и 369 ТК РФ), Генеральный прокурор, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ.

Ростехнадзор может проверять исключительно нормы по охране труда работников, но только в организациях промышленной деятельности, подпадающей под действие норм Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Тогда как государственная инспекция труда может проверять любые нормы трудового права, в том числе и в организациях промышленности, и по отношению к работникам, выполняющим соответствующие виды деятельности, относящиеся к сфере надзора, обеспечивающего промышленную безопасность.

Перечень полномочий трудовой инспекции очень обширен и построен в соответствии с положениями Конвенции Международной Организации Труда 1947 г. N 81 и ст. 356 ТК РФ.

К полномочиям трудовой инспекции помимо контроля и надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства относятся:

  • анализ обстоятельств и причин нарушений, принятие мер по их устранению и восстановлению, а также направление соответствующей информации в федеральные органы исполнительной власти, правоохранительные органы, суды;
  • рассмотрение дел об административных правонарушениях;
  • обобщение практики;
  • принятие участия в расследовании несчастных случаев на производстве или проведение расследования,
  • полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.

К полномочиям территориальных структур Роструда согласно ст. 357 ТК РФ отнесены:

  • посещать для проведения инспекции организации, работодателей — физических лиц в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца;
  • запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;
  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства;
  • при наличии заключений государственной экспертизы направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений;
  • выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда и т.д.;
  • запрещать использование работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, не имеющих сертификатов соответствия;
  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства.

Сложилось мнение, что трудовая инспекция может прийти в организацию с проверкой, только если от работника организации поступила жалоба на работодателя. Однако это не совсем так. Роструду предоставлено право проводить проверки соблюдения работодателями законодательства о труде. Эти проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми.

Плановые проверки по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора), а также в целях проверки выполнения работодателями обязательных требований.

В отношении одной организации (индивидуального предпринимателя) любым органом государственного контроля плановая проверка может быть проведена не более чем один раз в два года, а в отношении субъекта малого предпринимательства — не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Внеплановые проверки могут проводиться в отдельных случаях, перечисленных в п. 5 ст. 7 Закона N 134-ФЗ. Например, проверка будет проведена, если в уполномоченный орган поступит жалоба на нарушение прав и законных интересов работника или в случае возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества. В последнем случае проверка должна быть проведена также на основании соответствующего заявления лица, выявившего такие факты.

При проведении проверок работодатель имеет право знать, кто именно на него пожаловался, в случае если заявитель письменно подтвердит намерение раскрыть свою личность. Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в трудовую инспекцию, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

Чтобы убедиться в обоснованности и законности прихода трудового инспектора, необходимо проверить служебное удостоверение лица, уполномоченного совершать проверку, а также распоряжение о проведении проверки за подписью руководителя инспекции труда.

В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю согласно должны быть указаны следующие сведения:

  • номер и дата распоряжения (приказа) о проведении проверки;
  • наименование контролирующего органа;
  • фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки;
  • наименование организации или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится проверка;
  • цели, задачи и предмет проводимой проверки;
  • правовые основания проведения проверки;
  • даты начала и окончания проверки.

Распоряжение о проведении проверки предъявляется инспектором руководителю организации, в которой запланировано контрольное мероприятие. Вместе с распоряжением инспектор должен ознакомить представителя работодателя со служебным удостоверением пришедшего с проверкой лица. Если эти требования не будут соблюдены, то работодатель имеет полное право отказать инспектору в проведении проверки (п. 1 ст. 7 Закона N 134-ФЗ).

Кроме того, можно позвонить в инспекцию и выяснить, были ли направлены проверяющие в организацию, а также целесообразно снять копии всех представленных инспектором документов. Мероприятие по контролю может проводить только то должностное лицо (или лица), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.

В исключительных случаях, когда необходимы специальные исследования, срок инспекции может быть продлен, но не более чем на один месяц. Такого рода предложение должно исходить только от должностного лица, осуществляющего инспекцию, от руководителя органа государственного контроля или его заместителя.

Запрос

Запрос из трудовой инспекции о представлении пакета документов должен быть мотивированным. Вместе с ним работодателю должна поступить копия распоряжения о проведении проверки трудовой инспекцией. Это важный момент, поскольку в случае отсутствия распоряжения проверка не может считаться законной. Следовательно, при отсутствии копии приказа (распоряжения) представлять запрашиваемые документы нет необходимости.

В данной ситуации работодатель может либо проигнорировать запрос, либо попросить подтвердить его законность путем направления копии распоряжения о проверке. При этом запросить подтверждение законности проверки можно по телефону или по почте. Вести переписку предпочтительнее, поскольку в случае возникновения судебного спора будет легче отстоять свою позицию. К тому же, если не отвечать на запрос трудовой инспекции, можно спровоцировать проведение выездной проверки.

Работодатель представляет документы. При соблюдении всех формальностей, работодатель обязан представить инспекторам копии документов в течение десяти рабочих дней с момента получения запроса.

Оформление результатов проверки

Акт проверки. По результатам проверки, как и прежде, инспекторы обязаны составить акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя. Этот документ имеет типовую форму, которой обязаны придерживаться все контролеры независимо от их ведомственной принадлежности. Акт утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141. Акт составляют в двух экземплярах в последний день проверки и заполняют в соответствии с требованиями ст. 16 Закона N 294-ФЗ. Однако инспекторы могут это сделать и на три рабочих дня позже, если для оформления документа нужно получить заключение о проведенных испытаниях или исследованиях (ч. 5 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). К акту могут быть приложены протоколы отбора образцов продукции, проб обследования окружающей среды, испытаний, экспертиз, объяснения работников, ответственных за выполнение обязательных требований трудового законодательства.

Один экземпляр с копиями приложений вручают под роспись работодателю. Если представитель работодателя отказывается ознакомиться и подписать акт, инспектор делает соответствующую отметку. Исходя из практики, отказываться от получения акта бесполезно. В этом случае его вышлют по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Как только инспекторы получат почтовое уведомление, будет считаться, что акт вручен должным образом.

Предписание. Положения ст. 17 Закона N 294-ФЗ обязывают контролеров, обнаруживших какие-либо нарушения трудового законодательства, выдать предписание об их устранении и принять меры по контролю его исполнения. В предписании должны быть указаны сроки, в которые нарушение необходимо устранить. При этом законом запрещено вносить в предписание требование о проведении мероприятий по контролю за счет работодателя.

За нарушение срока выполнения предписания организация может быть оштрафована на сумму от 10 000 до 20 000 руб., а руководитель — от 1000 до 2000 руб. Причем руководителя могут еще и дисквалифицировать на срок до трех лет. Это значит, что в течение этого срока он не сможет занимать руководящие должности. Такие санкции установлены в ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Журнал учета проверок. В ч. 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ на работодателей возложена обязанность вести журнал учета проверок. Его типовая форма утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141. Правда, никакой ответственности за его отсутствие не предусмотрено. Инспекторы лишь сделают в акте проверки запись об этом. Однако игнорировать ведение журнала не стоит — он является дополнительной гарантией законности проверки. В нем инспекторы, проводившие проверку, должны сделать записи о ее сроках, объеме и целях, а также указать реквизиты распоряжения, на основании которого проводилось мероприятие, выявленные при этом нарушения и выданные предписания.

Ответственность

Ответственность за нарушение трудового законодательства предусмотрена в ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф для предпринимателей и должностных лиц согласно ч. 1 указанной статьи составляет от 1000 до 5000 руб., для организаций — от 30 000 до 50 000 руб.

Если в ходе проверки выявлены такие нарушения, в результате которых возникла непосредственная угроза жизни и здоровью людей, нанесения вреда животным, растениям, окружающей среде, возникновения чрезвычайных ситуаций, контролеры могут принять меры, направленные на недопущение возникновения таких ситуаций, вплоть до временного запрета деятельности субъекта проверки. Срок такого запрета согласно требованиям ст. 27.17 КоАП РФ составляет не более пяти суток до момента принятия решения суда, который может либо приостановить деятельность предприятия на срок до 90 суток, либо отказать контролирующему органу в удовлетворении его ходатайства о приостановлении работы.

Если руководитель организации совершит аналогичное нарушение еще раз, его могут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет на основании ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ , и в этот период он не имеет права занимать руководящие должности.

Информация о дисквалифицированных руководителях хранится в специальной базе данных, которую формирует МВД России. Поэтому у работодателей есть возможность проверить кандидатов на руководящие должности.

Сведения о полномочиях, задачах и функциях Государственной инспекции труда

— единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Основные полномочия федеральной инспекции труда в соответствии

(ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации)

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

(абзац введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 157-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

организует и проводит мероприятия, направленные на профилактику нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с ежегодно утверждаемой ею программой профилактики таких нарушений;

(абзац введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 393-ФЗ)

принимает меры по принудительному исполнению обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений;

(абзац введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 393-ФЗ)

иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют права, предусмотренные ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации:

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения контрольных (надзорных) мероприятий организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, включая материалы фотосъемки, аудио — и видеозаписи, информационные базы, банки данных и иные носители информации, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 421-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии со статьей 360.1 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 393-ФЗ)

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

ТК РФ Глава 57. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР)

И ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,

СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ,

от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

ТК РФ Статья 353. Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда.

Предметом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, регулируются законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.

Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждается Правительством Российской Федерации.

ТК РФ Статья 353.1. Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

(введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

ТК РФ Статья 354. Федеральная инспекция труда

Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

ТК РФ Статья 355. Принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции труда

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

ТК РФ Статья 358. Обязанности государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей — физических лиц и работодателей — юридических лиц (организаций).

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

ТК РФ Статья 359. Независимость государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Трудовая инспекция: что это, какие жалобы рассматривает

Баннер

На работе люди проводят большую часть жизни. И в любом коллективе бывают конфликты. Если ссора возникла с коллегами из-за температуры кондиционера, то поможет взаимоуважение. А если спор с работодателем касается прав работника — трудовая инспекция.

  • Чем занимается трудовая инспекция
  • Какие жалобы рассматривает Роструд
    • Работодатель не выплатил заработную плату
    • Нарушения при приеме на работу
    • Нарушения при увольнении
    • Переработки, работа в выходные дни, нарушение графика

    Чем занимается трудовая инспекция

    Государственная инспекция труда (или Роструд) защищает права работников и интересы работодателей. Она осуществляет надзор и контроль в сфере трудового законодательства. Что конкретно входит в ее обязанности:

    • принимать жалобы от граждан, касающиеся трудовых прав;
    • консультировать по вопросам законодательства;
    • проводить плановые и внеплановые проверки работодателей;
    • проверять условия труда на производстве;
    • следить за социальными выплатами безработным;
    • разрешать коллективные трудовые споры.

    Юлий Цезарь стал первым императором, чей портрет появился на монете при его жизни.
    Другой факт

    Какие жалобы рассматривает Роструд

    Трудовое законодательство обеспечивает баланс между интересами двух сторон рабочих отношений. Оно подробно регламентирует самые разные ситуации. Однако между работниками и работодателями нередко возникают споры относительно условий труда, порядка приема на работу и увольнения, применения дисциплинарных взысканий. Для их разрешения создана трудовая инспекция.

    Когда можно подать жалобу в Роструд? В любой ситуации, если вы считаете, что трудовые права были ущемлены. Приведем самые распространенные случаи нарушений.

    Работодатель не выплатил заработную плату

    Самое частое нарушение со стороны работодателя — невыплата или несоблюдение сроков выплаты заработной платы. ТК РФ содержит строгие нормы относительно порядка оплаты труда.

    В ст. 136 указано, что зарплата выплачивается два раза в месяц. Конкретные даты устанавливаются внутренними нормами организации, но не позднее 15 календарных дней со дня окончания оплачиваемого периода. Если дата совпала с праздничным днем, деньги выплачивают накануне.

    Если заработную плату задерживают больше 15 дней, работник имеет право не выходить на работу с сохранением среднего заработка. Есть исключение: не допускается приостановление работы для отдельных категорий.

    Зарплата приходит вовремя, но быстро исчезает? Не получается планировать бюджет и копить на важные покупки? Хороший способ сберечь деньги — онлайн-копилка от Совкомбанка. Подключите автоматическое перечисление на нее процента с заработной платы, и никогда не останетесь с пустым кошельком.

    Хороший способ сберечь деньги — онлайн-копилка с возможностью пополнения и снятия средств. Откройте онлайн-копилку до 10% годовых в мобильном приложении «Халва — Совкомбанк».

    Нарушения при приеме на работу

    Прием на работу — это не только успешно пройденное собеседование, но и оформление документов. Закон регламентирует заключение трудового договора: сроки, порядок и хранение.

    Бывает, что работник приступил к своим обязанностям, однако руководитель не спешит оформлять отношения официально. Это нарушение. В таком случае действует правило фактического допуска, закрепленное в ст. 61 ТК РФ . Трудовой договор считается заключенным с начала работы по поручению и с ведома работодателя.

    Будьте внимательны! Если вас допустило к работе неуполномоченное лицо, и работодатель откажется признавать трудовые отношения, то правило не действует. В этом случае работнику обязаны оплатить выполненный объем, однако договор не считается заключенным.

    Частое нарушение закона — «серая» зарплата. Когда в трудовом договоре указывают часть суммы, а по факту обещают выплаты больше. Так организации уменьшают налоговую нагрузку. Однако работникам это невыгодно. С такой проблемой тоже можно обратиться в трудовую инспекцию .

    Нарушения при увольнении

    При расторжении договора сотруднику обязаны рассчитать и выплатить весь долг по зарплате, включая премии и отпускные. Если сомневаетесь, попросите подробный расчет. Если выплатили не все, требуйте устранить нарушения.

    Случается, что сотрудника принуждают написать заявление об увольнении по собственному желанию. Это незаконно. Для чего это делает работодатель? Так сложнее оспорить увольнение.

    Расторгнуть договор по инициативе работодателя можно в ограниченном числе случаев. И каждый из них должен быть настоящим, а не мнимым, и правильно оформленным. Если договор расторгается по инициативе работника, считается, что документ подписан по воле и желанию сотрудника.

    Еще одно нарушение — увольнение за нарушение трудовых обязанностей, когда оно не было доказано.

    Если считаете, что ваши права нарушены, можете проконсультироваться в трудовой инспекции или подать жалобу на работодателя для проведения проверки.

    Переработки, работа в выходные дни, несоблюдение графика

    В трудовых документах обязательно указывают общую продолжительность рабочего дня, а также время отдыха, перерыв на обед, еженедельный график.

    Закон запрещает работу в выходные и праздники. В случае производственной необходимости сотрудников вызывают на работу с письменного согласия. При этом работодатель обязан оплатить работу в выходные и праздники в двойном размере.

    Если сотрудник по распоряжению руководителя выполняет обязанности после основного рабочего времени, то это сверхурочная работа. За первые два часа ее оплачивают не менее чем в полуторном размере, дальше — в двойном. Общая продолжительность сверхурочной работы — не больше 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

    Соглашаетесь на работу в выходные и праздники, чтобы накопить на путешествие мечты? Есть способ лучше. Совкомбанк предлагает взять кредит на отпуск с долгим сроком погашения и выгодной ставкой.

    Хотите, чтобы ваш отдых прошел потрясающе? Возьмите кредит на отпуск с долгим сроком погашения. Подайте заявку онлайн, а деньги получите сразу на банковскую карту.

    Как подать обращение в инспекцию

    Как подать жалобу в трудовую инспекцию:

    • онлайн через официальный сайт Роструда ;
    • на портале госуслуг;
    • через сервис « Онлайнинспекция.рф »;
    • на личном приеме;
    • письмом на адрес регионального отдела.

    Выбирайте самый удобный способ.

    Помните о сроках. Трудовая инспекция обязана ответить на поступившую жалобу в течение тридцати дней. Но за это время вы можете упустить возможность обратиться в суд для восстановления своих прав.

    Ст. 392 ТК РФ устанавливает срок для рассмотрения трудового спора в три месяца со дня, когда работник узнал о нарушении своего права. А по спорам об увольнении можно обратиться в суд не позднее месяца после получения трудовой книжки или приказа об увольнении. Учитывайте сроки, когда составляете план действий.

    Возможно, чтобы оценить ситуацию, вам будет достаточно проконсультироваться в трудовой инспекции. На сервисе «Онлайнинспеция.рф» вы можете задать вопрос дежурному специалисту или записаться на прием в отделение в своем регионе.

    Оформление жалобы

    Жалоба — это заявление, в котором вы подробно излагаете факты и описываете, в чем состоит нарушение прав. Каждая ситуация уникальна, но есть общие требования к оформлению документа:

    • укажите орган, в который направляете заявление;
    • напишите ФИО и личные данные, анонимки не рассматривают;
    • правильно обозначьте название организации и ее адрес, данные о руководителе;
    • подробно изложите ситуацию в произвольной форме, с указанием на нарушенные права, свидетелей, бумажные, электронные или вещественные доказательства;
    • поставьте подпись и дату, укажите контакты для связи;
    • приложите подтверждающие документы или переписку.

    Если не хотите, чтобы ваши данные раскрыли работодателю, напишите в жалобе о желании сохранить конфиденциальность.

    Важно излагать суть спора в спокойном тоне, без лишних эмоций. Заявление с нецензурной лексикой рассматривать не будут. Также малоэффективно письмо с жалобами на несправедливость без конкретных фактов.

    Если на руках нет доказательств, опишите последовательность событий. Трудовая инспекция может запросить недостающие данные у работодателя. Например, при сокращении не была предложена вакантная должность, хотя вы знаете о ее наличии, так как коллега ушла в отпуск по уходу за детьми. Укажите на это. Специалисты Роструда запросят у работодателя списки, проверят наличие вакантных должностей и соблюдение порядка сокращения.

    Полномочия трудовой инспекции

    После того как вы подали жалобу в трудовую инспекцию, специалисты ее рассмотрят. Они проверят изложенные факты. В случае подтверждения нарушения трудового законодательства инспекторы примут меры, чтобы защитить права работника. Что в таких случаях делает инспекция:

    1. Выносит предписания об устранении нарушений: оформляет документ, в котором обязывает работодателя устранить нарушение, восстановить права, привлечь виновника к ответственности. Предписания обязательны для исполнения. Работодатель может их обжаловать. За игнорирование требования инспекции предусмотрен штраф до 200 000 руб.
    2. Возбуждает и рассматривает дела об административном правонарушении. Такими полномочиями наделены трудовые инспекции в случае выявления нарушения трудового законодательства. Дело об административном правонарушении рассматривают в течение 15 дней со дня получения протокола от инспектора, который проводил проверку.
    3. Выступает в суде как эксперт по искам о нарушении прав работника.
    4. Консультирует работника и работодателя для разрешения спора. Бывает, что конфликтная ситуация возникает из-за непонимания норм права, неправильного их применения.
    5. Принудительно исполняет выплату работодателем зарплаты. Для этого трудовая инспекция выносит решение и направляет его судебным приставам для взыскания денег в пользу работника.
    6. Осуществляет внеплановую проверку соблюдения закона. Бывает двух видов. Во время документарной проверки у работодателя запрашивают сведения для изучения. При выездной инспектор непосредственно посещает место работы, чтобы своими глазами оценить наличие нарушений. Например, если на работодателя поступила жалоба, что сотрудников заставляют носить маски без оснований.

    Обращаться или нет

    Обращение в трудовую инспекцию может вызывать тревогу и стресс, особенно если человек впервые столкнулся с такой ситуацией. Важно помнить, что это законное право каждого работника и служит защите его интересов. Рассмотрим основные страхи и как их преодолеть.

    • Непредсказуемые последствия. Одной из основных причин боязни обращения в трудовую инспекцию является опасение, что работодатель узнает о жалобе и примет меры в отношении сотрудника, например, уволит или использует психологическое давление. Помните, что работник имеет право на анонимность при подаче заявления. Это значит, что личные данные не будут раскрыты без его согласия.
    • Страх перед конфликтами. Бывает, работники опасаются, что заявление в инспекцию только усугубит проблему. На самом деле обращение может помочь разрешить трудовой конфликт и защитить права не только заявителя, но и других сотрудников.
    • Ощущение неуверенности. Отсутствие опыта и знаний о порядке общения с трудовой инспекцией может вызывать сомнения. В таких случаях полезно ознакомиться с информацией о правилах обращения в орган, доказательствах, которые следует предоставить, и о том, как проходит процесс рассмотрения жалобы.

    Роструд обрабатывает около 400 тысяч обращений граждан ежегодно. Он контролирует соблюдение трудового законодательства на всех этапах отношений работника и работодателя. И обладает широкими полномочиями. Это то место, куда нужно идти за защитой прав работника.

    Профилактический визит трудовой инспекции: особенности проведения в 2023 году

    Защита прав работников и поддержка работодателей традиционно являются приоритетными в работе Роструда. При этом в условиях снижения административной нагрузки на бизнес и активного развития превентивных мер, применяемых в рамках современной модели контрольно-надзорной деятельности, особую роль приобретают профилактические мероприятия.

    Статистика, представленная на официальном сайте Роструда, показывает, что к концу 2022 года число профилактических мероприятий службы (550 тыс.) превысило количество контрольно-надзорных в 25 раз. Такого показателя удалось достичь в том числе благодаря расширению практики применения профилактических визитов. Если в 2021 году Роструд отдавал большее предпочтение предостережениям, то сейчас профвизиты применяются наравне с ними.

    Как и любое другое профилактическое мероприятие профвизит нацелен на стимулирование добросовестного соблюдения работодателями обязательных требований, устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям таких требований или причинению вреда охраняемым законом ценностям, а также создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения. Несмотря на то что профилактический визит государственной инспекции труда (далее – ГИТ) отвечает всем общим признакам профвизита, он имеет свою специфику. При этом Роструд уже проводит работу по подготовке подзаконной нормативной базы в части правового регулирования такой меры профилактики.

    Как и зачем проводится профилактический визит?

    Профилактический визит представляет собой не просто один из видов профилактических мероприятий, но и наряду с информированием, обобщением правоприменительной практики, мерами стимулирования добросовестности, объявлением предостережения и консультированием является обязательным при осуществлении государственного контроля (надзора) (ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»; далее – Закон № 248-ФЗ).

    Цели и задачи профилактического визита

    Поскольку профвизит входит в общую систему профилактических мероприятий, он соотносится с основными целями профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в числе которых:

    • стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
    • устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
    • создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения (ч. 1 ст. 44 Закона № 248-ФЗ).

    В свою очередь, профилактический визит ГИТ направлен на предупреждение нарушений трудового законодательства и снижение профессиональных рисков. Достигается это посредством информирования контролируемого лица:

    • об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля;
    • соответствии такой деятельности и объектов контроля критериям риска;
    • основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска;
    • видах, содержании и интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска (ч. 1 ст. 52 Закона № 248-ФЗ).

    Контролируемые лица, в отношении которых проводится профилактический визит

    • объекты контроля, отнесенные к категориям высокого и значительного риска;
    • контролируемые лица, приступающие к осуществлению деятельности в сферах, имеющих высокий уровень наличия производственного травматизма, сопряженного с тяжелыми повреждениями здоровья либо со смертельным исходом, в течение трех лет, предшествующих началу осуществления деятельности контролируемым лицом.

    Кроме того, контрольный (надзорный) орган обязан предложить проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности в определенной сфере, не позднее чем в течение года с момента начала такой деятельности (ч. 7 ст. 52 Закона № 248-ФЗ, п. 31-34 Положения).

    Врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Московской области Ольга Петрова в ходе проведенного Профессиональным сообществом по охране труда вебинара на тему контрольно-надзорной деятельности отметила, что профвизит также целесообразно проводить у контролируемых лиц:

    • которые подали заявление об изменении категории риска осуществляемой ими деятельности в случае ее соответствия иной категории риска – при таких условиях профвизит необходим для сбора требуемых сведений о соответствии объекта контроля иной категории риска;
    • у которых произошли легкие несчастные случаи – с целью предупреждения нарушений порядка их расследования с учетом обновления такого порядка с 1 сентября 2022 года.

    Инициирование профилактического визита

    Форма

    Примерная форма просьбы о проведении профилактического визита

    Как пояснила Ольга Петрова, профилактический визит может проводиться как по инициативе трудовой инспекции, так и по инициативе контролируемого лица. Например, ГИТ может инициировать профвизит на основании жалобы работника на нарушение его трудовых прав, а работодатель – в случае, если ему требуются разъяснения по определенным вопросам. Причем обращаться к инспекторам с просьбой провести профвизит последние могут неограниченное количество раз.

    Если мероприятие инициировано ГИТ, то о его проведении трудовая инспекция должна как минимум за пять рабочих дней уведомить контролируемое лицо. Как отмечается на официальном сайте Роструда, для информирования о предстоящем профилактическом визите инспектор может использовать любой способ – почтовое отправление, вручение уведомления лично руководителю организации, направление его на официальную электронную почту или в личный кабинет на портале госуслуг (при наличии последних).

    Вместе с тем контролируемым лицам предоставлена возможность отказаться от проведения обязательного профилактического визита. Для этого достаточно направить в ГИТ уведомление об отказе (в свободной форме) не позднее чем за три рабочих дня до запланированной даты проведения мероприятия (ч. 6 ст. 52 Закона № 248-ФЗ).

    Если же инициатива в проведении профилактического визита исходит от контролируемого лица (работодателя), то ему необходимо направить в региональную ГИТ соответствующее заявление. Такое заявление в настоящее время оформляется в свободной форме, в нем рекомендуют указывать:

    • основные реквизиты юридического лица или ИП (ИНН, вид экономической деятельности, адрес фактического места нахождения, иные сведения) – это необходимо, в том числе для подготовки инспектором информационных материалов по вопросам трудового законодательства в зависимости от видов деятельности работодателя;
    • контактные данные уполномоченного должностного лица работодателя (номер телефона для связи, адрес электронной почты) – речь идет о том сотруднике, с которым должностное лицо инспекции сможет осуществлять оперативную связь для согласования даты проведения профилактического визита, формы его проведения и другие вопросы.

    Процедура проведения

    Профилактический визит проходит в форме беседы инспектора по труду с работодателем или другим сотрудником (например, руководителем кадровой службы или службы по охране труда). При этом в ходе его проведения инспектором может осуществляться консультирование контролируемого лица, то есть разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля. А значит, у работодателя имеется возможность задать инспекторам ГИТ конкретные вопросы и получить полезные рекомендации, выполнение которых поможет снизить категорию риска или избежать штрафов при последующих проверках. Кроме того, в ходе профилактического визита инспектором может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска (ч. 2-3 ст. 52 Закона № 248-ФЗ).

    Порядок и сроки проведения обязательного профилактического визита устанавливаются положением о виде контроля. В Законе № 248-ФЗ и в Положении регламентирован лишь срок его проведения – не более 8 часов, а также способ взаимодействия уполномоченного должностного лица Роструда или его территориального органа с контролируемым лицом при проведении профилактического визита – профилактическая беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица (то есть очный визит инспектора по труду в организацию) или конференция с использованием видео-конференц-связи (п. 31 Положения). Если профвизит инициирует работодатель, то он сам может выбрать способ взаимодействия.

    Что касается организации видео-конференц-связи, то следует учитывать, что в настоящее время органам управления запрещено использовать иностранные цифровые решения и программы для организации видеоконференций. Речь идет, например, о Zoom, Zello, Webex, Discord, Microsoft Teams, Skype. Минцифры России своим Письмом от 1 апреля 2022 г. № МШ-П8-1-070-14732 «Об импортозамещении цифровых решений в органах управления Российской Федерации» рекомендовало рассматривать для этих целей программные продукты российских разработчиков ООО «ИВКС» и ООО «Труконф», которые готовы предоставить программное обеспечение и техническую поддержку для оперативной замены решений иностранных производителей. Так, для проведения видео-конференц-связи сейчас допустимо использовать только отечественные аналоги иностранных цифровых решений и программ, в числе которых – Сферум Видеозвонки Mail.ru, Видеовонки VK, Яндекс.Телемост, Вебинар.ру, TrueConf, Jazz, IVA AVES, IVA AVES S, IVA LARGO, Вега-Ирида и Vinteo. Но, как отметила Ольга Петрова, трудовая инспекция отдает предпочтение в этом вопросе порталу Яндекс.Телемост.

    Вопросы инспектору

    Перечень вопросов, которые можно задавать инспектору по труду в ходе профилактического визита, в нормативных правовых актах не установлен. Как следует из регулярно публикуемых на официальном сайте Роструда региональных новостей о проведении профвизитов на конкретных предприятиях, круг обсуждаемых тем очень широк. Например, беседа может быть проведена по вопросам:

    • порядка, сроков и места выплаты заработной платы;
    • установления размера минимальной заработной платы в России;
    • поручения работнику дополнительной работы по другой профессии (должности) путем совмещения профессий (должностей), а также досрочной отмены такого поручения;
    • изменения определенных сторонами условий трудового договора;
    • материальной ответственности работодателя за задержку выплаты зарплаты и других выплат, причитающихся работнику;
    • дисциплины труда и трудового распорядка;
    • формирования в электронном виде основной информации о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника;
    • содержания трудового договора и т. д.

    Также инспектор может обсудить с уполномоченным сотрудником контролируемой компании нюансы наложения дисциплинарного взыскания, увольнения работника, не прошедшего испытательный срок, оформления работника на условиях внутреннего и внешнего совместительства, внесения изменений в трудовой договор при установлении работнику группы инвалидности. Контролируемое лицо может быть дополнительно проконсультировано по вопросам принятия и внесения изменений в локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, и обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы.

    Никаких ограничений по тематике и количеству задаваемых вопросов нет. Однако, если профвизит инициирует работодатель, эксперт советует при направлении заявления о проведении такого мероприятия указать и примерные темы, по которым он планирует получить разъяснения от инспектора, чтобы последний мог заранее подготовиться к беседе и собрать актуальные нормативные предписания, относящиеся к деятельности компании.

    Результаты профилактического визита

    Одной из главных особенностей профилактического визита является то, что при его осуществлении юридическим лицам (ИП) не выдаются предписания об устранении нарушений требований действующего законодательства о труде и об охране труда. При этом разъяснения инспектора по интересующим работодателя вопросам, полученные в ходе профилактического визита, носят исключительно рекомендательный характер.

    Но не стоит считать, что раз профвизиты носят исключительно профилактический, а разъяснения инспектора – рекомендательный характер, то эффект от этого мероприятия ниже, чем от других. Так, на практике зачастую профвизит (особенно – инициированный контрольным органом на основании поступившего обращения работника о нарушении его трудовых прав) служит импульсом для оперативного решения возникшей между работником и работодателем проблемы. Например, в Приморском крае уже в ходе проведения профилактического мероприятия было выявлено наличие задолженности по заработной плате перед уволенным работником. После профилактической беседы и разъяснения работодателю требований трудового законодательства в части его обязанности по выплате расчета при увольнении и по другим вопросам оплаты труда окончательный расчет сотруднику был перечислен в полном размере, выплачена компенсация за задержку выплаты окончательного расчета при увольнении. Отметим, ранее такая проблема могла привести стороны в суд, а сейчас достаточно, чтобы инспектор указал на недочеты, и проблема между работником и работодателем решается в одночасье.

    К выполнению работодателем своих обязательств по погашению задолженности перед восемнадцатью сотрудниками привел и профилактический визит, проведенный Государственной инспекцией труда в Московской области. Выяснилось, что работодатель нарушал права трудовых мигрантов, которые удалось восстановить, так как инспектор своевременно дал работодателю соответствующие разъяснения.

    Отметим, в отличие от консультирования, по итогам которого контролируемым лицам и их представителям не предоставляется информация в письменной форме (за исключением случаев, когда необходимость предоставления такой информации предусмотрена положением о виде контроля, или если само контролируемое лицо направило запрос о предоставлении письменного ответа в установленные сроки), по итогам профилактического визита формируется акт с рекомендациями для контролируемого лица, ориентированными на обеспечение соблюдения им обязательных требований трудового законодательства.

    Хоть риск негативных последствий после профилактического визита минимален (поскольку в ходе его проведения инспектор не ходит по предприятию в поисках отклонений от установленных требований и т. п., а, как правило, проводит беседу с работодателем или его представителем в отдельном кабинете), но все же он есть. В случае если при проведении профилактического визита будет установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям или такой вред причинен, инспектор незамедлительно направит информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе внеплановых (ч. 8-9 ст. 52 Закона № 248-ФЗ).

    Особенности проведения профилактического визита в 2023 году

    Особенности проведения такого профилактического мероприятия в текущем году связаны с продлением моратория на проведение плановых проверок на 2023 год. Так, с 30 декабря 2022 года действует норма, согласно которой контролируемое лицо вправе обратиться в контрольный (надзорный) орган с просьбой о проведении профилактического визита. В случае если такое обращение поступило не позднее чем за 2 месяца до даты начала проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, контрольный (надзорный) орган обеспечивает включение профилактического визита в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год. Такой профилактический визит проводится не позднее чем за месяц до даты проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, при этом дата его проведения предварительно согласовывается с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования.

    От инициирования профвизита в данном случае может быть двойная польза – работодатель не только получит полезные рекомендации от инспектора, но и если профилактический визит будет проведен в течение трех месяцев до даты проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, то контрольный (надзорный) орган сможет принять решение об исключении планового контрольного (надзорного) мероприятия из плана (абз. 3 п. 11.3 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»; далее – Постановление Правительства РФ № 336). Подчеркнем, в данном случае речь идет именно о праве, а не об обязанности контрольного (надзорного) органа.

    Также Постановление Правительства РФ № 336 предусматривает возможность проведения профилактического визита продолжительностью один день для тех контролируемых лиц, в отношении которых не допускается включать плановые контрольные (надзорные) мероприятия в планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год. Речь идет, в частности, о государственных и муниципальных учреждениях дошкольного и начального общего, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. Причем отказаться от проведения профвизита в данном случае они не могут.

    Примечательно, что содержательная часть профилактического мероприятия в указанном случае значительно шире той, которая заложена в него Законом № 248-ФЗ. Так, в рамках визита проверяющие смогут оценить соблюдение образовательными учреждениями обязательных требований, в том числе путем проведения осмотра, отбора проб (образцов), истребования документов, испытания, инструментального обследования и экспертизы. Для таких случаев увеличен и максимальный срок проведения профвизита – его разрешено продлевать на срок, необходимый для инструментального обследования, но не более трех рабочих дней, а также приостанавливать по решению уполномоченного должностного лица контрольного (надзорного) органа на основании мотивированного представления инспектора (абз. 2-4 п. 11.4 Постановления Правительства РФ № 336).

    Особенности касаются и порядка оформления результатов профвизита. В отличие от обычного профвизита, который не предполагает выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений, профвизит в рамках действия надзорного моратория предусматривает такую возможность для случаев, если по результатам профилактического визита выявлены нарушения обязательных требований. «В случае выдачи предписания об устранении выявленных нарушений контролируемому лицу копия указанного предписания направляется в орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя контролируемого лица», – уточняется в документе.

    При этом при принятии контрольным (надзорным) органом решения о проведении профилактического визита в отношении государственных и муниципальных учреждений образования с объектами контроля из категории чрезвычайно высокого и высокого риска, такое профилактическое мероприятие потребуется включить в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на текущий год (абз. 6 п. 11.4 Постановления Правительства РФ № 336).

    В остальном порядок проведения профилактических визитов как со стороны ГИТ, так и со стороны других контролирующих органов в 2023 году не изменился.

    Планируемые поправки

    Несмотря на то что профилактический визит проводится в рамках действия Закона № 248-ФЗ уже более полутора лет, подзаконная нормативная база по этому направлению профилактических мероприятий еще не сформирована. Однако работа по этому направлению уже активно ведется Рострудом.

    • решения о проведении профилактического визита;
    • уведомления контролируемого лица о проведении профилактического визита;
    • акта профилактического визита;
    • акта о невозможности проведения профилактического визита.

    В частности, в решении о проведении профилактического визита планируется отражать:

    • сведения о контрольном (надзорном) органе и должностном лице, принявшем решение о проведении профилактического визита;
    • данные о контролируемом лице, включая Ф. И. О. гражданина или наименование организации, их ИНН;
    • способ проведения профвизита – по адресу места осуществления контролируемым лицом деятельности, или другому адресу места проведения профилактического визита, либо путем использования видео-конференц-связи;
    • срок проведения визита (должна быть указана не только дата, но и продолжительность в часах и минутах);
    • основания проведения профилактического мероприятия (контролируемое лицо приступает к деятельности в определенной сфере, объект контроля отнесен к категории высокого или значительного риска или профилактический визит инициирован самим контролируемым лицом);
    • Ф. И. О., должность инспектора или инспекторов, уполномоченных на проведение профилактического визита.

    В качестве дополнительной может быть указана информация об объектах контроля, в отношении которых предусмотрен сбор сведений в целях их отнесения к категориям риска, о параметрах объекта контроля в части показателей, сведения о которых предстоит собрать в ходе профилактического визита. Такие данные необходимы в случаях, если в рамках профвизита предусмотрен сбор сведений об объектах контроля.

    При этом предполагается, что каждое решение о проведении профилактического визита будет подписываться должностным лицом, принявшим решение о его проведении, с указанием его Ф. И. О., должности, контактного телефона и адреса электронной почты. Кроме того, на бланке решения появится отметка о размещении сведений о профилактическом визите в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий с указанием даты и учетного номера. Также в форму добавят QR-код, обеспечивающий переход на страницу в Интернете, содержащую запись единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий о профилактическом визите.

    Согласно проекту похожие данные будут отражены и в уведомлении контролируемого лица о проведении профилактического визита. Но помимо них, там будет указано на возможность контролируемого лица воспользоваться предоставленным ч. 6 ст. 52 Закона № 248-ФЗ правом отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения. Уведомление об отказе от проведения обязательного профилактического визита можно будет направить по адресу, указанному в уведомлении, полученном от ГИТ.

    Что касается акта профилактического визита, оформляемого по результатам его проведения, то в него, помимо общей информации – на основании какого решения, в рамках какого вида госконтроля (надзора), в отношении кого и каким способом проведен визит и т. п., планируется включать сведения о вопросах, беседа по которым была проведена в ходе профвизита. Речь идет об информации, касающейся: обязательных требований, предъявляемых к деятельности контролируемого лица или к принадлежащим ему объектам контроля; их соответствия критериям риска; оснований и рекомендуемых способов снижения категории риска; видов, содержания и интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к конкретной категории риска. Здесь же можно будет прописать перечень вопросов, по которым проведено консультирование контролируемого лица.

    В случае выявления в ходе профвизита факта, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) уже причинен, сведения об этом тоже нужно будет отражать в акте. К самому акту можно будет приобщить необходимые документы и иные материалы.

    Проектом приказа предусмотрено, что на бланке акта будут стоять отметки об ознакомлении контролируемых лиц или их представителей с актом профилактического визита и о направлении акта контролируемому лицу почтой. Отметки предписано проставлять после реализации указанных в них действий.

    При этом в случае невозможности проведения профилактического визита, вызванной отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления) деятельности, фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом или иными действиями (бездействием) последнего, будет оформляться акт о невозможности проведения профилактического визита, форма которого тоже приведена в проекте приказа.

    Вместе с тем 27 января 2023 года на официальном сайте Роструда появилась информация о подготовке нового положения о федеральном государственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права. В нем, в частности, закреплены все 7 форм профилактических мероприятий при выполнении государственного контроля, которые перечислены в ст. 45 Закона № 248-ФЗ: консультирование; профилактический визит; обобщение правоприменительной практики; информирование; объявление предостережения; самообследование; меры стимулирования добросовестности.

    Поправки продиктованы необходимостью внедрения более гибкого подхода к принятию решения о проведении контрольных мероприятий в отношении отдельных работодателей, а также сокращения избыточного государственного регулирования. «Новое положение позволит создать условия для более широкого выбора видов контрольно-надзорных мероприятий с целью стимулирования предпринимателей к выполнению обязательных требований», – отмечает служба.

    Профилактический визит является одним из важнейших превентивных инструментов среди применяемых трудовыми инспекторами в рамках современного этапа развития системы контрольно-надзорной деятельности. «В ходе такого мероприятия никакие меры инспекторского реагирования не применяются. По его итогам нет штрафов, нет протоколов. Наша задача понять, с какими сложностями сталкивается работодатель, найти решения, а также выявить риски, которые сам работодатель еще не увидел, помочь не только их устранить, но и предотвратить возникновение нарушений в будущем», – пояснил руководитель Роструда Михаил Иванков.

    За полтора года профилактический визит доказал свою актуальность как для контролирующих, так и для контролируемых лиц, поэтому постепенно растет не только число инициированных контрольно-надзорными органами мероприятий такого вида, но и заявлений от работодателей о проведении профилактических визитов. И это вполне оправданно, ведь живой формат общения хозяйствующих субъектов с трудовой инспекцией не только удобен, но и полезен для самого работодателя, его кадровой службы и службы охраны труда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *