Что такое центр занятости населения
Перейти к содержимому

Что такое центр занятости населения

  • автор:

6. Биржа труда. Законодательство

Бывает, что самостоятельно преодолеть последствия безработицы гражданин не в силах, в таких случаях государство предоставляет свою помощь. Оно специально создало такой институт, чтобы обеспечить занятость населения и помогать гражданам в трудоустройстве. В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости.

Биржа труда — специализированное место, в котором осуществляется посредничество между предпринимателями и безработными или ищущими новую работу наёмными работниками.

Обычно биржа труда владеет базой данных вакансий разных предприятий и базой данных соискателей рабочих мест. Службы занятости проводят различные ярмарки вакансий, чтобы привлечь как можно больше населения к трудоустройству. Данная служба работает с гражданами в возрасте от \(14\) лет.

Федеральная государственная служба занятости населения
Главная цель данной службы — создать условия для реализации личности в качестве работника.

В частности, задача службы занятости — помочь людям сохранить или приобрести подходящее рабочее место.

основные проблемы, с которыми сталкиваются граждане: недостаток информации о подходящих вакансиях, низкая или отсутствующая квалификация, проблемы со здоровьем или в семье и т. д.

В нашей стране принята специальная программа поддержки малого бизнеса , которая позволяет легко и быстро открыть своё дело и законно получать прибыль.

Особо уязвимой для безработицы категорией населения является молодёжь . Государство предусматривает программы поддержки молодых работников, предоставляя им различные льготы, помощь в получении образования и трудоустройстве.

Законодательство в сфере занятости населения
Самым главным нормативным актом является Конституция РФ.

В ней провозглашаются право гражданина на свободный труд, гарантируется защита его правового статуса.

Федеральный закон № \(1032-I\) от \(19\) апреля \(1991\) г. «О занятости населения в Российской Федерации».

Этот документ определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

«Трудовой кодекс Российской Федерации» от \(30.12.2001\).

Трудовой кодекс РФ в частности устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнёрства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров.

Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за её пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о занятости населения распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства.

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

2. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 03.07.2018) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2018).

Что такое центр занятости населения

Статья 15. Государственная служба занятости населения

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. 29.12.2006))

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Утратил силу с 1 января 2024 года. — Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Деятельность государственной службы занятости населения направлена на:

С 01.01.2025 пп. 1 п. 2 ст. 15 утрачивает силу (ФЗ от 12.12.2023 N 565-ФЗ).

1) оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

С 01.01.2025 пп. 1.1 п. 2 ст. 15 утрачивает силу (ФЗ от 12.12.2023 N 565-ФЗ).

1.1) информирование граждан Российской Федерации о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;

(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2025 пп. 2 п. 2 ст. 15 утрачивает силу (ФЗ от 12.12.2023 N 565-ФЗ).

2) разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

С 01.01.2025 пп. 3 п. 2 ст. 15 утрачивает силу (ФЗ от 12.12.2023 N 565-ФЗ).

3) содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, в том числе для содействия работодателям в выполнении квоты для приема на работу инвалидов;

(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2025 пп. 4 п. 2 ст. 15 утрачивает силу (ФЗ от 12.12.2023 N 565-ФЗ).

4) организацию мероприятий активной политики занятости населения;

5) — 6) утратили силу с 1 января 2024 года. — Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2025 п. 3 ст. 15 утрачивает силу (ФЗ от 12.12.2023 N 565-ФЗ).

3. Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно.

С 01.01.2025 п. 3.1 ст. 15 утрачивает силу (ФЗ от 12.12.2023 N 565-ФЗ).

3.1. Граждане и работодатели в целях получения государственных услуг в области содействия занятости населения подают в органы службы занятости заявление и иные сведения в электронной форме с использованием единой цифровой платформы, единого портала государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг.

Граждане и работодатели вправе обратиться в органы службы занятости путем личного посещения по собственной инициативе или по предложению органа службы занятости по вопросам, связанным с получением государственных услуг в области содействия занятости населения.

Органами службы занятости оказывается индивидуальная помощь инвалидам I и II групп, в том числе по месту их жительства, в подаче заявления и иных сведений в целях получения государственных услуг в области содействия занятости населения, а также по иным вопросам, связанным с получением государственных услуг в области содействия занятости населения.

В органах службы занятости гражданам и работодателям обеспечивается бесплатный доступ к единой цифровой платформе, единому порталу государственных и муниципальных услуг, региональным порталам государственных и муниципальных услуг, а также оказывается необходимое консультационное содействие, в том числе при подаче заявления и иных сведений в электронной форме.

Случаи, когда личное присутствие (явка) гражданина является обязательным, устанавливаются настоящим Законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

С 01.01.2025 п. 4 ст. 15 утрачивает силу (ФЗ от 12.12.2023 N 565-ФЗ).

4. Органы службы занятости запрашивают сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

(п. 4 введен Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 22.12.2014 N 425-ФЗ, от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2025 п. 5 ст. 15 утрачивает силу (ФЗ от 12.12.2023 N 565-ФЗ).

5. Органами службы занятости по запросу органов, уполномоченных на предоставление государственных или муниципальных услуг, государственных внебюджетных фондов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представляются сведения о нахождении гражданина на регистрационном учете в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы или признанного безработным, назначенных ему социальных выплатах (размерах и сроках выплаты пособия по безработице, периодах оказания материальной помощи, материальной поддержки в период участия в оплачиваемых общественных работах, временного трудоустройства), периодах временного трудоустройства, участия в оплачиваемых общественных работах, переезде по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, работниках, привлеченных для трудоустройства в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2025 п. 6 ст. 15 утрачивает силу (ФЗ от 12.12.2023 N 565-ФЗ).

6. При отсутствии у гражданина подтвержденной учетной записи в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее — Единая система идентификации и аутентификации) органы службы занятости обеспечивают в случае согласия гражданина завершение прохождения гражданином процедуры регистрации в указанной системе.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2025 п. 7 ст. 15 утрачивает силу (ФЗ от 12.12.2023 N 565-ФЗ).

7. Органы службы занятости в целях содействия занятости инвалидов осуществляют обмен сведениями с федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, взаимодействие с работодателями (по вопросам организации рабочих мест, включая специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, подбора инвалидов для замещения свободных рабочих мест, вакантных должностей), а также взаимодействие с организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам профессионального обучения и (или) дополнительным профессиональным программам для граждан из числа инвалидов, в целях замещения свободных рабочих мест, вакантных должностей, в том числе в рамках установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Порядок и условия взаимодействия органов службы занятости с работодателями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам профессионального обучения и (или) дополнительным профессиональным программам для граждан из числа инвалидов, устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Утратил силу с 1 января 2024 года. — Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2025 п. 9 ст. 15 утрачивает силу (ФЗ от 12.12.2023 N 565-ФЗ).

9. Органы службы занятости вправе организовать предоставление государственных услуг в области содействия занятости населения, иных государственных и муниципальных услуг (или их части), негосударственных услуг и мер поддержки по принципу «одного окна» в целях содействия гражданам и работодателям в комплексном решении ситуации, связанной с занятостью.

(п. 9 введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

Что такое центр занятости населения

Основные сведения о Центре занятости

Областное государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Томска и Томского района» является некоммерческой организацией социальной сферы. Центр создан для оказания услуг на территории города Томска и Томского района в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции. Деятельность Центра занятости осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Административными регламентами Федеральной службы по труду и занятости и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Томской области.

Цель и виды деятельности Центра занятости

Цель деятельности – обеспечение государственных гарантий в области занятости населения. Для достижения цели Центр осуществляет следующие виды деятельности:

  • регистрация граждан в целях содействия им в поиске подходящей работы и безработных граждан;
  • оказание государственных услуг по вопросам:
    • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
    • информирование о положении на рынке труда;
    • организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
    • организация психологической поддержки, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
    • осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
    • организация и проведение оплачиваемых общественных работ;
    • организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет в период летних каникул и в свободное от учебы время;
    • организациия временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование, ищущих работу впервые;
    • организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
    • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
    • содействие самозанятости населения;
    • организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
    • содействие самозанятости безработных граждан;
    • выдача предложений для получения работодателями заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников;
    • содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;

    Структура ОГКУ ЦЗН города Томска и Томского района

    Кравченко Оксана Ивановна – директор,

    Сиротина Наталия Владимировна – заместитель директора,

    Перевозчикова Елена Леонидовна – заместитель директора,

    Дмитриева Людмила Геннадьевна – заместитель директора,

    Великанова Светлана Анатольевна — главный бухгалтер

    Прищепова Татьяна Сергеевна – заместитель начальника отдела, тел. 8(3822) 46-72-58

    Екусова Наталья Вячеславовна – заместитель начальника отдела, тел. 8(3822) 46-93-70

    Ягина Елена Анатольевна – начальник отдела, тел. 8(3822) 46-94-26

    Литау Алина Викторовна – заместитель начальника отдела, тел. 8(3822) 46-95-74

    Федорова Марина Сергеевна – заместитель начальника отдела, тел. 8(3822) 46-95-74

    Дмитриева Людмила Геннадьевна – начальник отдела, тел. 8(3822) 46-95-89

    Михальченко Елена Александровна – заместитель начальника отдела, тел. 8(3822) 46-99-72

    Баранова Светлана Дмитриевна — начальник отдела, тел. 8(3822) 46-97-36

    Мартын Людмила Анатольевна — заместитель начальника отдела, тел. 8(3822) 46-97-36

    Кривобок Наталья Юрьевна – начальник отдела, тел. 8(3822) 46-93-20

    Долгодворов Валерий Юрьевич – начальник отдела, тел. 8(3822) 46-93-41

    Мазнев Олег Леонидович – начальник отдела, тел. 8(3822) 46-77-53

    Биржа труда

    Биржа труда – это специализированное место, которое выступает посредником между предприятиями и индивидуальными предпринимателями с одной стороны и гражданами без работы (безработными) или работниками, которые ищут новую работу с другой стороны.

    Как правило, у биржи труда есть обширная база данных вакансий, предлагаемых различными организациями и базой данных соискателей, которые ищут работу.

    Услуги биржи труда оказываются на безвозмездной основе и выражаются в том, что сотрудники Центра занятости ищут для соискателя подходящую его специальности работу.

    Что дает гражданину регистрация на бирже труда

    Если гражданин в уставленном законом порядке будет признан безработным, ему выплачивается пособие по безработице или стипендия в период обучения.

    Кроме поддержки со стороны государства в виде выплат пособий по безработице или стипендий в период обучения в отделениях Центра занятости населения для безработных граждан имеется дополнительная возможность получения субсидии для открытия собственного дела.

    При этом со стороны безработного гражданина необходимо выполнить ряд предусмотренных законодательством действий – пройти собеседование и тестирование, а также предоставить бизнес-план.

    После этого предусмотрена защита подготовленного бизнес-плана перед коллегиальными органами или комиссиями, которые имеются в каждом конкретном регионе.

    После положительного решения комиссии о выделении субсидии гражданину необходимо зарегистрировать создаваемую организацию с предусмотренной организационно-правовой формой (ООО, ИП, КФХ) в налоговой инспекции по месту жительства.

    Функции биржи труда

    Биржи труда, помимо оказания помощи в поиске работы, выполняют следующие функции:

    • изучают спрос и предложения рабочей силы на рынке труда;
    • предоставляют соискателям рабочих мест необходимую информацию о профессиях, которые требуются предприятиям;
    • принимают активное участие в профессиональной ориентации молодёжи;
    • осуществляют учёт безработных граждан;
    • производят выплату пособия по безработице или стипендии в период обучения.

    Как встать на учет на бирже труда

    Гражданин, который нуждается в работе, имеет право встать на учет на бирже труда.

    Уволенный работник или гражданин, который впервые ищет работу, после регистрации на бирже труда официально становятся на учет в качестве безработного гражданина.

    Статус безработного дает право гражданину получать пособие по безработице или стипендию в период обучения.

    Отметим, что встать на учет на бирже труда имеют право граждане с 16 лет, трудоспособные, но не имеющие работы и не получающие заработной платы.

    При этом определенная категория граждан не может получить статус безработного.

    Например, это лица, арестованные или осужденные к исправительным работам, подростки до 16 лет, индивидуальные предприниматели и.т.д.

    Также безработными не могут быть признаны:

    • те, кому назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия за выслугу лет;
    • отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера;
    • впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имевшие профессии (специальности) и отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от двух вариантов профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
    • если установлен факт представления гражданином при регистрации документов, содержащих заведомо ложные или недостоверные сведения;
    • если в период до признания безработным гражданин без уважительных причин не явился в службу занятости для предложения ему подходящей работы.

    Перечень документов для регистрации на бирже труда после увольнения

    Для того чтобы зарегистрироваться в качестве безработного, необходимо в часы приема прийти на Биржу труда и написать соответствующее заявление.

    Одним из основных условий для постановки на учет на бирже труда является предоставление всех необходимых документов трудовому инспектору.

    Количество документов может быть разным и зависит от того, работал ли ранее гражданин.

    Если гражданин впервые ищет работу, то в этом случае ему достаточно предоставить сотруднику биржи труда паспорт и документ об образовании.

    Если же гражданин уже работал, но был уволен, то в этом случае список необходимых документов расширяется.

    Перечень документов для регистрации на бирже труда после увольнения будет следующим:

    • паспорт или документ, его заменяющий;
    • трудовая книжка или дубликат трудовой книжки;
    • документы об образовании;
    • документы о квалификации;
    • документы об ученых степенях и ученых званиях;
    • справка о средней заработной плате за последние три месяца по последнему месту работы;
    • ИНН
    • страховое свидетельство.

    Документы предоставляются в Центр занятости в подлиннике. Сотрудники Биржи труда снимают с них копии, а потом возвращают обратно заявителям.

    Кроме стандартного пакета документов сотрудники могут потребовать дополнительные бумаги. Но такое происходит в строго определенных случаях. Например, когда обратился за работой гражданин с инвалидностью.

    Условия выплаты пособия по безработице

    Соискатель рабочего места, который зарегистрирован на бирже труда в качестве безработного гражданина и получает пособие по безработице, должен посещать Биржу труда два раза в месяц в определенную инспектором дату и время.

    Это делается для того, чтобы инспекторы Биржи труда могли на регулярной основе предлагать безработным вакансии, которые отвечают требованиям работодателей к профессиональной подготовке соискателей.

    Если гражданин имеет редкую специальность, либо его квалификация недостаточна для предлагаемых вакансий, или соискатель утратил навыки в работе, то трудовые инспекторы Центра занятости могут направить такого безработного гражданина на обучение.

    При этом обучение проводится в очной форме, на бесплатной основе, в составе группы или в индивидуальном порядке.

    После успешного прохождения обучения и сдачи квалификационного экзамена на руки соискателю выдается документ, подтверждающий квалификацию соискателя.

    • Фонд социального страхования (ФСС)
    • Сокращение штата
    • Увольнение
    • Пособие по безработице

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».

    . на наем физлиц, стоящих на бирже труда. Для этого нужно направить заявление . на наем физлиц, стоящих на бирже труда. Для этого нужно направить заявление .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *