Лизинговый продажи нефти и газа что такое
Перейти к содержимому

Лизинговый продажи нефти и газа что такое

  • автор:

Лизинг для российского предпринимателя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Синдяшкина Е. Н.

Анализ законодательства и практики регулирования лизинговых отношений в России

Лизинг — антикризисный инвестиционный ресурс: теоретико-методологический аспект и концепция формирования в регионе

Институциональные способы развития лизинга недвижимости
Сравнительный анализ международных и российских основ в области лизинга
Особенности бухгалтерского учета и таможенного оформления международного лизинга
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лизинг для российского предпринимателя»

По соглашению сторон взносы могут осуществляться равными долями, в уменьшающихся или увеличивающихся размерах, что также влияет на общую суммовую стоимость проекта. Итак, при определении объема слагаемых платежей необходимо учитывать, чтобы их общая сумма не выходила за рамки ограничений, т.е. была равной (или меньше) предельной ранее определенной величине, обеспечивающей формирование уровня цены товара (работ, услуг), соответствующего (или меньше) действующей цене рынка. Поскольку в процессе определения уровня лизинговых платежей и согласования его с лизингодателем приходится рассчитывать определенную последовательность действий, которая поддается формализации с помощью компьютера, целесообразно для расчетов сформировать отдельную программу (блок-схему).

Состояние экономики России таково, что если сейчас не активизировать инвестиционную деятельность и, прежде всего, на основе широкого использования лизинга, то можно упустить момент, и развал экономики приобретет необратимые процессы. Как показывает опыт зарубежных стран, лизинг дает возможность экономике быстрее выйти из кризисного состояния и обеспечить ее устойчивое развитие. Итак, на российском рынке компьютерных программ по оценке эффективности инвестиционных проектов в настоящее время просто необходима программа оценки эффективности лизинговых проектов.

Использование такой программы позволит каждому предприятию оценить для себя возможность использования лизинга и эффект лизинга по сравнению с альтернативными вариантами, а также рассчитать оптимум платежей.

ЛИЗИНГ ДЛЯ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Е.Н. СИНДЯШКИНА, аспирант кафедры экономики и управления

Уровень экономического развития страны напрямую зависит от уровня развития производства в этой стране.

Управлять предприятием в условиях несбалансированной экономики очень сложно. Производственный процесс требует затрат ресурсов, факторов производства, которые подразделяются на труд, капитал и природные ресурсы.

Капитал, или инвестиционный ресурс, является одним из важнейших факторов производства, необходимым для ведения какой-либо производственно-хозяйственной деятельности. Недостаток этого вида ресурсов, имеющий место в настоящее время в экономике России, является одним из главных препятствий для развития экономической деятельности в нашей стране. Этим объясняется важность и фундаментальное значение инвестиционной деятельности для России. Объем инвестиций в страну зависит от многих факторов. Одного желания инве-

стора мало, необходимо создать благоприятный климат для привлечения капитала.

К концу нашего века поддержка развития производства стала неотъемлемой составной частью государственной экономической политики во многих странах.

Государство, как важнейший экономический субъект рыночных отношений, безусловно и радикально влияет на инвестиционный процесс через системы налогообложения, кредитования, страхования, ценообразования, таможенные тарифы, хозяйственное и гражданское законодательство и др. От создания благоприятного климата для вложения капитала, условий, привлекающих и потенциальных инвесторов, и сами предприятия, являющиеся потребителями инвестиционного капитала, зависит оживление экономики.

Одним из современных действенных инструментов налоговой минимизации является лизинг. Используя лизинг, плательщик

имеет возможность, не нарушая закона, избежать налогообложения, получив наиболее лучшие условия для приобретения имущества в отличие от других источников.

Вопрос налогообложения является одним из серьезных для любого руководителя или финансового менеджера, тем более важным становится он при выборе источника финансирования для приобретения производственного оборудования (автомобильного транспорта и т.д.).

Итак, перед вами стоит выбор: аренда, покупка или лизинг?

В плане отработки новых механизмов инвестирования в условиях рынка лизинг занимает особое место. На сегодня лизинг является единственным инструментом, который может позволить промышленным предприятиям получить долгосрочные инвестиции в условиях России. «Фактически мы формируем промышленную базу России на ближайшие 10- 15 лет. Если мы этого не сделаем, значит, мы будем торговать «сни-керсами» на углах. Мы хотим торговать «сникерсами» или мы хотим производить конкурентоспособную продукцию, выводить нашу продукцию на мировые рынки? Можно заниматься экспортом нефти и газа, или деревья вырубать и вывозить, а можно — глубокой переработкой, высокими технологиями, формировать добавленную стоимость. Нужно выбирать. Это и в интересах государства и в наших интересах», — так охарактеризовал сегодняшнюю ситуацию в стране президент компании «ДельтаЛизинг» Зиновьев.

Лизинг как форма предпринимательской деятельности наиболее полно отвечает требованиям НТП и гармонично сочетает частные, групповые и общественные интересы. Лизинг формирует новые, более мощные мотивационные стимулы в предпринимательстве. Он открывает широкие просторы для инициативы и предприимчивости, рационального использования материальных и трудовых ресурсов. Он позволяет осуществить полное финансирование капитальных вложений, сохраняя предприятиям финансовую ликвидность, которая может понадо-

биться им в оборотном капитале или для других капиталовложений.

Общее понятие лизинга

Под лизингом понимают имущественные отношения, при которых одна организация (пользователь) обращается к другой (лизинговой компании) с просьбой приобрести необходимое оборудование и передать его ей во временное пользование. Для простоты разобьем это несколько сложное описание на несколько стадий:

1) пользователь сообщает лизинговой компании, какое оборудование ему необходимо;

2) лизинговая компания покупает это оборудование у фирмы-изготовителя или оптовой фирмы;

3) лизинговая компания, став собственником оборудования; передает его во временное пользование на основании отдельного контракта.

В некоторых случаях в лизинг составной частью входят сделки, связанные с получением кредита лизинговой компанией и с обеспечением надлежащего исполнения обязательств пользователем.

Итак, налицо два договора: купли-продажи и передачи оборудования во временное пользование.

При этом лизинг имеет две важные особенности. Первая — возможность включения в договор лизинга условия о продаже оборудования пользователю по истечении срока договора. Вторая — особое распределение ответственности между участниками лизинга

Итак, речь идет о комплексе отношений, состоящем из двух элементов: отношений по купле-продаже и отношений в связи с временным использованием оборудования.

Эта довольно сложная структура составляет единый комплекс отношений, поскольку ни один из его элементов не может существовать самостоятельно без связи со всеми остальными. Один элемент дает толчок для возникновения другого, участники обоих элементов тесно связаны между собой. Изготовитель и лизинговая компания,

заключая договор купли-продажи, выступают в качестве продавца и покупателя. Затем покупатель, предоставляя оборудование во временное пользование, выступает уже как участник второго элемента, как лизингодатель. К тому же имеется «перекрестная» связь участников разных элементов: продавец оборудования, хотя и заключает договор со специализированной компанией (покупателем), передает его лизингополучателю и несет ответственность за качество оборудования перед ним, а не стороной договора купли-продажи. Изучение отдельных элементов вне связи друг с другом сделало бы невозможным правильное понимание роли каждого участника, а также регулирование спорных вопросов.

На основе договора купли-продажи изготовитель передает право собственности специализированной лизинговой компании. Последняя, может реализовать лишь право распоряжения, причем совершенно определенным образом: сдать его во временное пользование по договору лизинга. Это объясняется, во-первых, тем, что оборудование приобретается лизинговой компанией именно с этой целью, а во-вторых, тем, что оборудование передается не контрагенту по договору купли-продажи, а пользователю по договору лизинга. Ограничение прав собственника, как правило, требует какого-либо возмещения. При лизинге таким возмещением лежат налоговые и амортизационные льготы, предоставляемые лизингодателю государством.

Второй элемент комплекса — отношения по временному использованию оборудования имеет одну особенность: при наличии опциона на покупку он может перерасти в отношения купли-продажи.

В различных странах существует разный подход к оценке природы и роли опциона на покупку. Отсутствие этого условия не изменяет общей характеристики имущественных отношений. В любом случае предполагается участие как минимум трех лиц, заключается два договора и более, пользователь вступает во взаимоотношения с изготовителем и т. д. Это означает, что включение

или не включение опциона на покупку не лишает лизинг его особенности и специфики.

Итак, понятие лизинга очень сложно и разнообразно. Некоторые сравнивают его с долгосрочной арендой, другие с товарным кредитом, третьи — с продажей в рассрочку, четвертые интерпретируют лизинг как действия за чужой счет, то есть управление чужим имуществом по поручению доверителя. Да, лизингу присущи некоторые черты вышеперечисленных отношений, но одновременно отношения сторон этих договоров, их взаимосвязанность и взаимообусловленность представляют собой сложную структуру, рассмотрение и регулирование какой-либо одной из ее составных частей приводит к ее разрушению. Приходится признать, что речь идет об особом институте, требующем комплексного изучения и самостоятельного регулирования.

Таким образом, можно отметить, что ни один из отдельно взятых традиционных институтов гражданского права не в состоянии адекватно регулировать весь комплекс лизинговых отношений. Очевидно, что экономическая сущность лизинговой сделки придает возникающим трехсторонним партнерским взаимоотношениям, новую качественную характеристику, которая не может быть учтена существующими традиционными законодательными нормативами и правилами. Лизинговые отношения соответствуют принципиально новому типу правоотношений, что должно получить подтверждение в признании самостоятельного значения лизингового договора.

За пользованием имуществом лизингополучатель выплачивает периодические платежи. Как правило, общая сумма лизинговых платежей включает:

— амортизацию лизингового имущества за весь срок действия договора лизинга,

— компенсацию платы лизингодателя за использованные им заемные средства,

— плату за страхование лизингового оборудования (имущества), если оно было застраховано лизингодателем,

— плату за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором лизинга,

— стоимость выкупаемого имущества, если договором предусмотрен выкуп и порядок — выплат указанной стоимости в виде долей в составе лизинговых платежей.

Лизинговые платежи уплачиваются в виде отдельных взносов.

Вся сумма лизинговых платежей у лизингополучателя относится на себестоимость производимой им продукции (работ, услуг). Сумма затрат за пользование кредитами, используемыми на финансирование лизинговых сделок, относится у лизингодателя на себестоимость лизинговых услуг.

Лизинговые расчеты производятся: денежными платежами, компенсационными товарами, услугами и другим, а также смешанными, когда с денежными выплатами допускаются платежи товарами и услугами. Используются платежи с авансом (депозитом), когда лизингополучатель вносит аванс лизингодателю в момент оформления соглашения, а затем после ввода оборудования (имущества) в эксплуатацию выплачивает согласованными долями оставшуюся сумму лизингового платежа.

Можно использовать также вариант расчетов, который базируется на некотором установленном в соглашении проценте от объема реализации продукции, произведенной на лизинговом оборудовании, от суммы полученной прибыли.

Платежи, как правило, вносятся по согласованному сторонами графику, который прилагается к лизинговому соглашению, и могут иметь периодичность ежемесячную, ежеквартальную или ежегодную. Единовременные платежи в виде аванса осуществляются в сочетании с периодическими взносами, если они оговорены в соглашении сторон.

В зависимости от финансового состояния лизингополучателя в соглашении может оговариваться порядок выплаты ли-

зинговых платежей равными долями, с увеличивающимися или уменьшающимися размерами, в зависимости от устойчивости финансового положения лизингополучателя.

Важным этапом в изучении и использовании лизинга является процедура рассмотрения его видов. Существуют различные критерии для формирования видов лизинга.

Выделим наиболее эффективные виды практического использования лизинга в условиях современной экономики. Для этого представляется целесообразным использовать следующие критерии по классификации В. Д. Газмана и В. А. Горемыкина (см. ниже схему).

1. Градация видов в зависимости от срока использования имущества, приобретаемого по договору.

В соответствии с этим критерием различают лизинг с неполной окупаемостью и лизинг с полной окупаемостью.

— Лизинг с неполной окупаемостью арендуемых основных фондов называется оперативным. При этом виде лизинга лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование. Лизингодатель в условиях оперативного лизинга предоставляет имущество во временное пользование несколько раз, и, естественно, возрастает риск по возмещению его остаточной стоимости, поскольку имущество стареет физически и морально. Как правило, в этих условиях обязанности по техническому обслуживанию, ремонту, страхованию имущества лежат на лизингодателе.

— Лизинг с полной окупаемостью арендуемых основных фондов называется финансовым. В условиях финансового лизинга лизингодатель обязуется приобрести в собственность имущество для передачи лизингополучателю, при этом техникоэкономические показатели предмета лизинга

и поставщик (изготовитель) определяются лизингополучателем.

Срок, на который предмет лизинга передается лизингополучателю, приблизительно совпадает со сроком полной амортизации предмета лизинга. Предмет лизинга может переходить в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора лизинга или до его истечения, но при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором лизинга.

При этом виде лизинга обязанности по техническому обслуживанию, ремонту, страхованию лежат, как правило, на лизингополучателе.

Финансовый лизинг среди других видов в настоящее время получает наибольшее распространение, его доля в общем объеме лизинговых операций достигает 80 — 90 %.

2. В зависимости от масштабов распространения лизинговых отношений различают внутренний и международный лизинг.

Субъектами внутреннего лизинга являются предприятия, организации, фирмы России, а международного лизинга- инвесторы других стран.

Под понятие «международный лизинг» подпадают отношения, при которых один или несколько субъектов лизинга являются нерезидентами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. В зависимости от характера лизинговых операций различают смешанный и возвратный лизинг.

Смешанный лизинг — это лизинг, содержащий в себе элементы финансового и оперативного лизинга. В условиях использования смешанного лизинга лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать лизингополучателю это имущество в качестве предмета лизинга во временное владение и пользование. По истечении срока действия договора предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя. Смешанный лизинг обычно применяется в условиях приобретения сложной, морально быстро стареющей техники, например, вычислительной техники, ксероксов, машин для осуществления строительных работ, грузового транспорта, автомашин.

В зависимости от срока использования объекта лизинга

Оперативный (с неполной окупаемостью)

Финансовый (с полной окупаемостью)

В зависимости от масштабов распространения лизинговых отношений

В зависимости от характера лизинговых Смешанный

В случае передачи в лизинг сложной техники лизингодатель возлагает на себя обязательства по наладке, обслуживанию ее и профессиональному обучению специалистов, осуществление монтажных и пусконаладочных работ в отношении предмета лизинга, послегарантийное обслуживание и ремонт предмета лизинга, подготовку производственных площадей и коммуникаций и оказание других услуг. Используя возможности смешанного лизинга, лизингополучатель избавляется от затрат на создание технических и ремонтных служб по обслуживанию уникальной, новой техники. Договор по смешанному лизингу охватывает обычно более короткие сроки аренды, чем сроки амортизации. Лизингодатель ориентируется в дальнейшем либо на пролонгацию, либо на продажу техники, оборудования по остаточной стоимости лизингополучателю или третьему лицу.

Возвратный лизинг — это система взаимоотношений, при которой изготовитель продукции продает ее лизинговой компании и одновременно заключает с ней договор о сдаче ему (изготовителю) проданной продукции на условиях лизинга, выступающему с этого момента в роли лизингополучателя. Таким образом, в процессе лизинговой операции изготовитель продукции, получив за нее соответствующую сумму, обусловленную сделкой купли-продажи, из собственника превращается в арендатора продукции и, используя ее на условиях лизинга, одновременно получает возможность иметь денежные средства для осуществления хозяйственных операций.

В операциях возвратного лизинга, естественно, могут быть и другие объекты: здания, транспортные средства. Как показывает зарубежная практика, возвратный лизинг часто используется в ситуациях, когда рыночная стоимость опережает первоначальную стоимость объекта лизинга, когда в условиях пониженной деловой активности требуется изыскать дополнительные средства для повышения конкурентоспособности продукции и для других нужд. К помощи возвратного лизинга прибегают предприни-

матели и тогда, когда требуется существенно улучшить показатели баланса хозяйственной деятельности. Известно, что имущество, полученное по лизингу, как правило, не отражается у лизингополучателя в статьях баланса, поскольку право собственности на это имущество сохраняется за лизингодателем. Такой порядок учета позволяет фирмам, компаниям, занимающимся возвратным лизингом, улучшить экономические показатели (рентабельность, отдачу от основных фондов и др.).

Для полноты картины отметим, что необходимо также проводить различие между фиктивным и действительным лизингом. Под фиктивным лизингом понимаются сделки, не связанные с реальной передачей имущества в лизинг и заключаемые только ради получения их участниками необоснованных финансовых и налоговых льгот. К действительному лизингу относятся все реально совершаемые лизинговые сделки.

Также необходимо несколько слов сказать о сублизинге. Сублизинговая операция характерна тем, что лизингодатель передает имущество в пользование лизингополучателю не напрямую, а через посредника, еще одного лизингодателя. Лизинговые платежи от лизингополучателя поступают к основному лизингодателю также через данного посредника. Прямые расчеты между лизингополучателем и основным лизингодателем становятся возможными только в случае неплатежеспособности или банкротства посредника.

Механизм сублизинга очень удобен, если сделка осуществляется в условиях значительной территориальной разобщенности между основным лизингодателем и лизингополучателем. В таком случае контроль за поставками и использованием имущества, сбор лизинговых платежей и решение других оперативных вопросов с лизингополучателем проще поручить посреднику- местной лизинговой компании.

Сублизинговые операции часто применяются в рамках сложных хозяйственных структур- холдингов, концернов и т.п., а также в международной сфере, где с их помощью добиваются максимального эффекта

от использования налоговых льгот, существующих в разных странах.

Итак, лизинг становится эффективным финансовым инструментом. Виды, формы его проявления могут быть самыми разнообразными. Гибкость лизингового механизма дает возможность настраивать его на решение разнообразных проблем конкретной хозяйственной ситуации.

Причины широкого распространения лизинга во всем мире кроются в преимуществах, которые он несет всем участникам сделки.

Для предприятия — лизингополучателя эти преимущества выражаются прежде всего в том, что без значительных собственных затрат или привлечения заемных средств оно может обновить или увеличить производственные мощности, внедрить передовые технологии, освоить выпуск новых видов продукции.

Особо выгоден лизинг для предприятий, сфера деятельности которых отличается резкими сезонными колебаниями спроса на товары или услуги (транспорт, сельское хозяйство) либо быстротой изменений в географии работ (строительство). С помощью договоров лизинга эти предприятия могут быстро увеличивать свой производственный потенциал на определенный срок или в определенном месте.

Лизингополучатель может зафиксировать в договоре лизинга удобную для себя периодичность лизинговых платежей, а также способ их расчета и форму выплаты. Нередки случаи начисления лизинговых платежей в зависимости о производительности оборудования либо интенсивности его использования.

Немаловажно и то, что риск физического и морального износа оборудования целиком лежит на лизингодателе. Лизингополучатель же при относительно небольших затратах имеет возможность постоянно обновлять свой производственный аппарат.

Для изготовителей и поставщиков оборудования лизинговые операции служат

инструментом расширения рынков сбыта продукции, увеличением спроса на нее со стороны тех потребителей, которым из-за недостатка средств недоступно ее приобретение за полную стоимость, что в первую очередь характерно для предприятий малого и среднего бизнеса.

Кроме того, производители оборудования, особенно на стадии освоения новых его типов, получают возможность оперативно выявлять и устранять конструктивные недостатки техники, повышать ее качество и конкурентоспособность.

Лизинговые компании, наращивая объемы операций, увеличивают свои прибыли. Они к тому же в достаточно высокой степени защищены от различных коммерческих рисков, поскольку передаваемое в лизинг имущество одновременно служит обеспечением сделки и всегда может быть востребовано лизингодателем.

Растет интерес к лизинговым операциям со стороны банков и других кредитно-финансовых учреждений. Это открывает перспективы диверсификации их деятельности, дает возможность вкладывать свободные денежные средства в надежный и прибыльный бизнес.

Выделим наиболее значимые функции лизинга:

1. Финансовая функция лизинга позволяет в условиях сравнительно меньшего финансового напряжения обновить оборудование, имущественные составляющие производства.

2. Производственная функция заключается в оперативном решении производственных задач путем временного использования, а не покупки дорогостоящих и морально стареющих машин. Это эффективный способ материально-технического снабжения производства и доступа к новейшей технике, к результатам НТП. Лизинг совершенствует технологический уровень производства, обеспечивает повышение технического и эксплуатационного уровня продукции предпринимателя.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Социальная функция лизинга создает дополнительные рабочие места и тем самым снижает социальную напряженность,

что особенно важно в условиях экономического кризиса в России.

4. Сбытовая функция — это расширение круга производителей, освоение новых рынков сбыта, вовлечение в сферу лизинга тех, кто не может сразу купить то или иное имущество.

5. Лизинг способствует превращению работника в собственника имущества, укрепляет его самостоятельность в решении производственно-хозяйственных вопросов, развивает творческие возможности, создает в целом благоприятные условия для развития предпринимательства.

6. Лизинг устанавливает порядок оформления сделки между лизингодателем и лизингополучателем на основе договорных отношений, что, наряду с точным определением юридических позиций сторон, вносит существенную свободу в действия участников договора (выбор способа осуществления платежа, его сроков, поставка объекта лизинга). Договор также устанавливает порядок обеспечения обязательств и лизингодателя, и лизингополучателя.

7. Функция использования налоговых и амортизационных льгот.

Лизинг обладает многофакторным воздействием на все стороны производства, жизни и быта широких слоев населения.

В экономическом смысле это комплекс имущественных отношений обеспечивающих техническое перевооружение предприятий и способствующий ускорению

В социальном — это надежный способ преодоления отчуждения начинающих

предпринимателей от средств производства, стимулирование трудовой активности людей и мобилизации их творческих возможностей.

В политическом — это действенное средство демократизации хозяйственной жизни и формирования среднего слоя общества.

Не менее показательны и народнохозяйственные функции лизинга:

1. Финансовая функция — лизинг как особая форма инвестирования, делающая

этот процесс привлекательным для всех участников, стимулирует инвестиционную деятельность не только на макроуровне.

2. Воспроизводственная функция — лизинг формирует новые взаимосвязи в отношении собственности и обеспечивает эффективное сочетание экономических интересов различных сфер, участвующих в сделке.

Лизинг, как новое направление в предпринимательской деятельности России, требует постоянного обслуживания принимаемых нормативно-правовых актов и их систематической корректировки, с учетом постоянного мониторинга за действительностью системы нормативно-законодательных документов, выявления положений, препятствующих развитию лизинга и их своевременного устранения.

На московской международной конференции по развитию лизинга в РФ одной из главных проблем нормального существования этого рынка было признано отсутствие надежной нормативной базы. Правовые нормы, касающиеся лизинговой деятельности, имеют разноуровневый характер, т.е. помимо законодательных актов (Глава 34 Гражданского Кодекса РФ) существуют еще и нормативные акты Правительства РФ, а также различных министерств и ведомств. Это создает ощущение нестабильности законодательства, т.к. процедура изменения или отмены нормативных актов Правительства, а также министерств и ведомств проще, нежели процедура отмены или изменения законодательного акта. Помимо этого, «разбросанность» норм по разным актам затрудняет работу участников лизинговой деятельности и судебных органов.

Учитывая сложный с юридической точки зрения характер лизинговых сделок, можно отметить, что правовая база играет ключевую роль в определении границ рынка лизинговых услуг.

Стороны лизинговой сделки в настоящее время используют следующие налоговые преимущества по сравнению с приобретением оборудования посредством банковского кредитования:

• стороны лизинговой сделки вправе применять ускоренную амортизацию с коэффициентом ускорения не выше трех;

• лизингополучатель включает лизинговые платежи в себестоимость продукции в полном объеме, уменьшая тем самым налогооблагаемую прибыль;

• лизингодатель включает в себестоимость проценты по кредитам, использованным для приобретения лизингового имущества (в размере не выше ставки ЦБ, увеличенной на три пункта для рублевых кредитов, и ставки LIBOR, увеличенной на три пункта (но не выше 15 %) по валютным кредитам);

В случае же, если компания приобретает основные средства для собственного пользования, то она не может включать проценты по кредиту, полученному для приобретения основных средств, в себестоимость продукции (работ, услуг). Как результат, лизингодатель уменьшает свою налогооблагаемую прибыль.

Перечисленные выше преимущества делают лизинг более привлекательным средством приобретения основных средств по сравнению с банковским кредитованием.

К числу факторов, объективно тормозящих развитие лизинга, также относятся: острая нехватка стартового капитала для организации лизинговых компаний; неразвитость инфраструктуры лизингового рынка, в частности, дефицит услуг по юридической, консультационной и информационной поддержке участников рынка; неблагоприятный для лизинга налоговый режим; недостаток квалифицированных кадров для лизинговой деятельности и отсутствие системы их подготовки.

Тем не менее, лизинговая деятельность в нашей стране развивается. Объемы лизинговых сделок с каждым годом увеличиваются. Предприниматели ощущают для себя всю привлекательность и широту лизинга, не смотря на его недостатки в условиях России, что позволяет рассчитывать на скорый лизинговый бум. И чем раньше государство внесет свою лепту и поможет раз-

витию этой деятельности, тем быстрее активизируется производственно-хозяйственная деятельность в нашей стране. Заработают предприятия, снизится уровень безработицы, будут формироваться добавленная стоимость и платиться налоги.

Зарубежный опыт лизинговой деятельности имеет почти 50- летнюю историю. За этот период лизинг осознанно признавался стратегически важным направлением государственной экономической политики. История лизинговой отрасли, как и все другие, имела свои кризисы и подъемы. Постоянно совершенствовались принципы учета лизинговых операций до тех пор, пока не был принят всем понятный и прозрачный для всех учет лизинговых операций, что обеспечило приток капитала в отрасли, стимулировало развитие рынка корпоративных и долговых бумаг лизинговых компаний.

Лизинговая деятельность в нашей стране находится еще на стадии становления и остро нуждается в государственной поддержке. Вместе с тем уже приняты законы, регулирующие лизинговую деятельность, хотя они еще не до конца отшлифованы и нуждаются в корректировке, тем не менее, начало положено. И участники лизингового бизнеса, и руководители предприятий высказывают надежды, что государство оценит всю значимость лизинга для России, признает его приоритетность и в дальнейшем примет приемлемое законодательство и будет всячески содействовать развитию этой деятельности в стране.

Совершенствование правовой и нормативной базы финансового лизинга позволит российским лизинговым компаниям развиваться более стремительными темпами и аккумулировать значительно большие финансовые ресурсы с целью их дальнейшего инвестирования в российскую промышленность и отдельные предприятия. Всё это поможет привлечь дополнительный объём капитальных инвестиций в российскую экономику, что, в свою очередь, положительно

скажется на повышении общего уровня жизни российских граждан.

1. Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика. — М.: ИНФРА-М, 1998 — 203 с.

3. Прилуцкий В.М. Финансовый лизинг. — М., 1997.

4. Васильев Н.М., Катырин С.Н., Лепе Л.Н. Лизинг как механизм развития инвестиций и предпринимательства. — М., 1999,- 279 с.

5. Джуха В.М.. Лизинг. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.-319 с.

СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ЛЕСНОГО СЕКТОРА — ПУТЬ РЕШЕНИЯ МНОГИХ ПРОБЛЕМ

В.И. СИРОТОВ, к.э.н., профессор кафедры экономики и организации лесного хозяйства и лесной промышленности

Переход от плановой системы экономики к рыночным отношениям вызвал не только резкое сокращение объемов лесозаготовок и деревопереработки в нашей стране, но и почти полное прекращение работ по лесовозобновлению. В ряде городов и населенных пунктов, где предприятия лесного сектора являются градообразующими, население оказалось перед серьезными проблемами, ибо только эти предприятия обеспечивали занятость населения и получение заработка, а также предоставление всех услуг социальной инфраструктуры.

Помимо катастрофического ухудшения в экономической и социальной областях в лесном секторе перед Россией возникла серьезнейшая проблема в области охраны окружающей среды, которая носит не только государственное, но и глобальное мировое значение.

Положение усугубляется еще и тем, что два ведомства, которым поручено хозяйствовать в лесу, постоянно находятся в ничем не оправданной конфронтации по вопросам корневой платы лесонарушений и т.п.

Наряду с горнорудной, нефтегазовой и рядом других отраслей, лесозаготовительная промышленность относится к добывающим отраслям, поскольку имеет дело с предметом труда, данным природой. Но в отличие от других, она имеет дело с возобновляемым природным ресурсом и этим в

какой-то мере сродни хлебопашеству, отличаясь от последнего значительно более длительным сроком выращивания «урожая». Однако ни в добывающих отраслях, ни в сельском хозяйстве нет такого положения как в лесу, когда одно ведомство (лесное хозяйство) продает другому (лесозаготовительному) созданный Богом или искусственно выращенный природный ресурс. Никому не пришло в голову поручить посев, уход и выращивание пшеницы, огурцов и других сельхозпродуктов одному хозяину, с тем, чтобы вырастив урожай, тот на корню продавал бы его другому для сбора.

В то же время как лесохозяйственни-ки, гак и лесозаготовители любят повторять высказывание выдающегося русского лесовода, профессора Г.Ф. Морозова — «Рубка и возобновление леса — синонимы». В недалеком прошлом эта истина нашла свое подтверждение, когда на основе принципов, разработанных ВНИПИЭИлеспромом и Ленинградской лесотехнической академией, в нашей стране были созданы комплексные лесные предприятия (КЛП). Справедливость слов корифея лесной науки была на практике подтверждена высокой эффективностью работы почти 400 КЛП. В этих предприятиях рука об руку работали лесоводы и лесозаготовители, являвшиеся членами единого коллектива и совместно решавшими все вопросы в выборе способа рубок, технологии

Лизинг для нефтегазового сектора

Если ваша компания работает в сфере добычи нефти и газа, то оптимальным решением для целей развития бизнеса будет приобретение оборудования в лизинг. Это позволит, не выводя средства из оборота, получить для бизнеса высококонкурентное техническое обеспечение.

объём корпоративного лизингового портфеля СберЛизинга в сфере нефти и газа
по состоянию на 1 января 2023 года

Специалисты компании обладают широкой экспертизой нефтегазовой отрасли, предоставят вам детальные консультации по всем возникающим вопросам и при необходимости возьмут на себя реализацию всех этапов сделки «под ключ».

Связаться со мной

Комплексный подход и программы лизинга

Помимо предоставления в лизинг профильного оборудования для ведения вашего основного бизнеса, у нас также есть стандартные лизинговые программы на легковые, грузовые автомобили и спецтехнику. Программы предусматривают скидки от поставщиков и электронный документооборот.

В числе наших клиентов:

Предметы лизинга

Мы финансируем широкий спектр предметов лизинга, в числе которых:

Геологоразведочное оборудование

Геологоразведочное оборудование

Оставить заявку на лизинг
Оборудование для бурения, эксплуатации и ремонта скважин

Оборудование для бурения, эксплуатации и ремонта скважин

Оставить заявку на лизинг
Насосно-компрессорное оборудование

Насосно-компрессорное оборудование

Оставить заявку на лизинг
Оборудование для транспортировки углеводородов

Оборудование для транспортировки углеводородов

Оставить заявку на лизинг
Другое оборудование для нефтегазового сектора

Подберем решения для вашего бизнеса «под ключ»

Другое оборудование для нефтегазового сектора

Подобрать решение

  • Каталог транспорта
  • Спецпредложения
  • Рассчитать лизинг
  • Страхование
  • Помощь на дороге
  • Поддержка клиентов
  • Реализация имущества
  • Кибербезопасность
  • Вопросы и ответы
  • Кабинет действующего клиента
  • Интернет-банк СберБизнес
  • E-leasing 1
  • Мобильное приложение
  • О компании
  • Пресс-центр
  • Контакты
  • Служба клиентского сервиса
  • Комплаенс
  • Карьера
  • Партнеры и поставщики
  • Документы
  • ГК Сбербанк
  • Карта сайта

ИНН: 7707009586, КПП: 997950001
Copyright © 1999-2024 АО «Сбербанк Лизинг»
Генеральная лицензия Банка России №1481 от 11.08.2015 (ПАО Сбербанк)

Вся информация, касающаяся условий лизинговых программ, носит информационный характер и не является публичной офертой, в соответствии с положениями статьи 437(2) Гражданского кодекса Российской Федерации. Для получения подробной информации, пожалуйста, обращайтесь к клиентским менеджерам «Сбербанк Лизинг».

РЕГИОН Лизинг улучшает работу на месторождении нефти и газа

РЕГИОН Лизинг

Комплекс будет установлен на месторождении в Красноярском крае. Он значительно ускорит ввод в работу новых мощностей: на установку готовых модулей на площадке по новой технологии потребуется от нескольких дней до нескольких недель. Подключение новых мощностей традиционным способом занимало несколько месяцев.

Сумма сделки составила 193 млн руб., лизингополучатель – компания Исследовательский Центр ГазИнформПласт.

Генеральный директор РЕГИОН Лизинг Рустем Мухамедов: «Подобные технологичные проекты, повышающие эффективность бизнеса клиента, всегда для нас приоритетны. На сегодняшний день технологии блочно-модульного конструирования – это один из самых современных способов обустройства нефтегазовых месторождений. Комплекс собирают на заводе и доставляют на месторождение в максимальной готовности к монтажу. Остается подготовить площадку, установить модули и подключить их к коммуникациям».

Подобные комплексы не требуют капитальных вложений и при необходимости могут быть демонтированы и перевезены на другой участок. Кроме того, существует возможность наращивать функционал комплекса за счет добавления новых модулей, которые присоединяются как конструктор.

Статья относится к тематикам: Общеотраслевое
Поделиться публикацией:

Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте «Retail.ru» в свои источники в Яндекс.Новости

РЕГИОН Лизинг улучшает работу на месторождении нефти и газа https://www.retail.ru

Комплекс будет установлен на месторождении в Красноярском крае. Он значительно ускорит ввод в работу новых мощностей: на установку готовых модулей на площадке по новой технологии потребуется от нескольких дней до нескольких недель. Подключение новых мощностей традиционным способом занимало несколько месяцев.

Сумма сделки составила 193 млн руб., лизингополучатель – компания Исследовательский Центр ГазИнформПласт.

Генеральный директор РЕГИОН Лизинг Рустем Мухамедов: «Подобные технологичные проекты, повышающие эффективность бизнеса клиента, всегда для нас приоритетны. На сегодняшний день технологии блочно-модульного конструирования – это один из самых современных способов обустройства нефтегазовых месторождений. Комплекс собирают на заводе и доставляют на месторождение в максимальной готовности к монтажу. Остается подготовить площадку, установить модули и подключить их к коммуникациям».

Подобные комплексы не требуют капитальных вложений и при необходимости могут быть демонтированы и перевезены на другой участок. Кроме того, существует возможность наращивать функционал комплекса за счет добавления новых модулей, которые присоединяются как конструктор.

автоматизация РЕГИОН Лизинг улучшает работу на месторождении нефти и газа

Лизинг становится дороже

Лизинг считается одним из наиболее эффективных инвестиционных продуктов. Благодаря поддержке государства, увидевшего в лизинге эффективный механизм решения инвестиционных задач, российская лизинговая индустрия стала влиять на макроэкономические показатели. Государственные преференции позволяют сокращать расходы лизингополучателей на 10-25% по сравнению с применением иных схем финансирования перевооружения предприятий.

Рост замедлился

По расчетам, основанным на результатах ежегодно проводимых нами (Высшая школа экономики.— BG ) обследований лизинговых компаний, за последние восемь лет совокупные объемы лизинговых операций в России составили более $27 млрд, а ежегодные среднегеометрические темпы прироста равны 31,7%. Причем в 2004 году объемы нового лизингового бизнеса увеличились на $3110 млн (прирост 84,4%), а в 2005 году — на $1760 млн (26,1%).

Снижение темповых характеристик, о котором мы предупреждали заранее, тем не менее, насторожило многих специалистов, хотя даже при такой динамике лизинговая индустрия развивается быстрее многих других.

Сокращение темпов обусловлено рядом причин. Прежде всего, необходимо учитывать, что прирастать к меньшим величинам всегда проще. Кроме того, следует принять во внимание финансовые, организационные, временные условия ведения лизингового бизнеса. По моим расчетам, сокращение темпов роста почти на 24% было обусловлено изменениями в условиях заключения договоров лизинга и ценообразовании лизинговых услуг. Имеются в виду такие факторы, как изменения в налогообложении, небольшое увеличение авансоемкости лизинговых проектов, которая в целом ведет к снижению их стоимости. На полгода (с 4,5 до 4 лет) сократились средние сроки договоров лизинга, что также уменьшает стоимость сделок. Происходило сокращение индекса роста цен на оборудование и транспортные средства, менялись условия финансирования лизинговых сделок. Так, годовая стоимость заемных средств уменьшилась более чем на один процентный пункт, уменьшилась величина маржи лизинговых компаний. Среднее значение этого показателя по обследованным нами лизинговым компаниям в 2002-2004 годах было примерно одинаковым — на уровне 3,7-3,8% без учета расходов по налогам и страхованию. Однако следует иметь в виду, что в течение этого периода сроки договоров лизинга росли, а значит, возрастали риски. Следовательно, лизингодатели в маржу закладывали премию за повышенный риск. Тем не менее средняя ставка маржи не увеличивалась. По результатам 2005 года средневзвешенный показатель маржи составил 3%.

Может возникнуть вопрос, могут ли применять фискальные органы санкции к лизинговым компаниям, если величина их маржи существенно отклоняется от среднерыночного уровня, исходя из норм, закрепленных в Налоговом кодексе (п. 3 ст. 40). Необходимо иметь в виду, что НК регулирует случаи, «когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги». Как видно из процитированной нормы, ее действие распространяется на ситуацию, связанную с ценой лизинговой услуги.

Но маржа (вознаграждение) лизингодателя — это только один из элементов цены. По нашим расчетам, среднегодовое номинальное удорожание лизинга по сравнению с первоначальной стоимостью имущества составляло в 2003 году 11,9%, в 2004 году — 9,8%, в 2005 году — 8,5%. Для объективной оценки размера удорожания лизинговой сделки необходимо в обязательном порядке вычитать из общей суммы удорожания сумму авансового платежа; налог на имущество, поскольку при любой схеме приобретения оборудования (по лизингу или за счет кредита) предприятию придется уплачивать и налог на имущество; в отдельных случаях расходы по страхованию.

С учетом соответствующих вычетов показатель реального (объективного) среднегодового удорожания был большим. Так, в 2003 году он составлял 12,45%, в 2004 году — 10,5%, а в 2005 году — 9,6%.

Для сравнения отметим, что в США в ряде компаний, занимающихся лизингом легкового автотранспорта, среднегодовое удорожание при трехлетнем сроке договора составляет для лизингополучателей 6,86%, а при четырехлетнем — 6,57%. Причем условия лизинга предусматривают, что соответствующие налоги выплачивает лизингодатель, чаще всего авансовые платежи не взимаются, остаточная стоимость в конце срока договора равна $1, то есть является символической.

Вместе с тем следует иметь в виду, что показатель удорожания лизинговой сделки не всегда следует рассматривать в виде основного и единственного критерия, определяющего выбор лизингополучателя. Дело в том, что отдельные схемы лизинга могут первоначально показаться даже более дорогими для конечного пользователя, но, несмотря на это, становиться и более привлекательными. Как показывает анализ, в России постепенно формируется среда хозяйствующих субъектов, для которых главным фактором при выборе партнера по лизинговому бизнесу становится возможность использования на практике оригинальных схем проведения лизинговых операций и получение максимума услуг, что в конечном итоге приводит к удешевлению инвестиционных проектов.

Нередко звучащие в последнее время в прессе заявления о том, что лизинговый рынок будет в ближайшие несколько лет постоянно развиваться со скоростью 30-40%,— наше общее желание, и очень хотелось бы, чтобы эти прогнозы подтвердились. Полагаю, что в дальнейшем ценовые (экстенсивные) факторы расширения лизингового бизнеса будут постепенно сокращаться. Их снижение обусловлено ростом конкуренции, сокращением стоимости заимствований, уменьшением маржи лизингодателей и т. д.

Необходимо констатировать, что при всей успешности российского лизинга ему пока присущи резкие скачки в той или иной отрасли. Например, в 2004 году на $1,5 млрд вырос лизинг железнодорожного подвижного состава, а затем величина прироста стабилизировалась. Возможно, величина ежегодного прироста $1,5-2 млрд и есть искомый норматив инвестиционного лизингового развития этого сегмента рынка. В 2005 году лизинг автотранспорта вырос сразу на $1,1 млрд. Полагаю, что показатель 2006 года закрепит эту тенденцию. В текущем году значительное увеличение будет характерно для лизинга энергетического оборудования и оборудования для добычи нефти и газа, авиационного лизинга. Другие отрасли также будут расти, но утверждать, что все они за год-два выйдут на уровень необходимого государству удовлетворения потребности в инвестиционном развитии, было бы поспешно.

Инвестиционный инструмент

Значимость лизинга в ВВП — это первая и самая общая макроэкономическая пропорция, характеризующая развитость лизингового рынка. В экономически развитых странах данный показатель находится на уровне 2-3%. Например, в Великобритании — 3,15%, Италии — 3,12%, Австрии — 2,72%, Германии — 2,19%, США — 1,91%. В Российской Федерации он пока немногим более 1%.

Следующий показатель — удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций в основные фонды. Он также определяет важнейшие макроэкономические тенденции. Так, в США в течение ряда лет этот показатель был на уровне 29-31%, в Великобритании в 2005 году он соответствовал 24,8%, в Италии — 19,2%, в Германии — 18,6%. Это агрегированный показатель, но его можно с пользой для прикладных и аналитических целей трансформировать в дифференцированный по различным видам лизингового имущества, по регионам, а также учитывать в рамках микроэкономических процессов на уровне предприятий-лизингополучателей.

В настоящее время уровень Российской Федерации по объему лизинговых операций, удельным показателям лизинга в ВВП и инвестициях в основные фонды (около 7%) соответствует Нидерландам.

Для сравнения динамических рядов макроэкономических показателей, представленных в таблице «Лизинг в макроэкономических показателях», необходимо иметь в виду, что объем ВВП включает НДС, а инвестиции учитываются без НДС. Соответственно нами ведется и расчет удельных показателей лизингоемкости — с поправкой на величину ставки НДС по годам, а также с корректировкой на величину преференций, которые получали по уплате этого налога отдельные лизинговые компании.

При расчете удельного веса лизинга в общем объеме инвестиций следует учитывать структуру инвестиций в основной капитал, и тогда инвестиционную активность лизингового бизнеса характеризуют удельные показатели лизинга в соответствующих группах основных средств.

По нашим расчетам, удельный вес лизинга машин, оборудования и транспортных средств достиг в нашей стране почти 15%, то есть каждый седьмой рубль в инвестиции — лизинговый!

Экономика страны, как известно, прирастает регионами, поэтому большое значение имеет региональная инвестиционная лизинговая деятельность. Причем важно учитывать не столько место регистрации лизинговой компании, сколько регион, где она осуществляет свою практическую деятельность. Одной из особенностей развития российского лизинга последних нескольких лет стала определенная передислокация бизнеса. Не случайно многие столичные компании открыли филиалы и представительства во многих городах, и это позволяет им существенно приблизиться к потребителям лизинговых услуг.

Как видно из таблицы «Лизингоемкость инвестиций по федеральным округам Российской Федерации», пока в региональном разрезе инвестиционная составляющая российского лизинга очень дифференцирована (от нескольких процентов до половины). Это обусловлено и развитостью экономики того или иного региона, и наличием средств для финансирования инвестиционных проектов, и уровнем подготовки кадров, и возможностью применения лизинга.

Например, после внесения в 2006 году изменений в федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» расширился перечень предметов лизинга. Теперь его действие можно будет распространить на оборонную технику. Не исключаю, что это обстоятельство будет способствовать расширению лизинговых операций, например, в Уральском федеральном округе, некоторых других регионах.

Крайне важно для формирования различных сегментов рынка и определения отраслевых пропорций рассчитать влияние лизинга в инвестициях в отраслях экономики. Сопоставив стоимость новых договоров лизинга (без НДС) с данными Росстата за 2002-2004 годы, нам удалось определить инвестиционную значимость лизинга профильного имущества по ряду отраслей российской экономики.

Следует иметь в виду, что высокие показатели лизингоемкости инвестиций в отдельных отраслях экономики — это не всегда заслуга развития лизингового бизнеса. Иногда такое положение дел может являться следствием недостаточности вкладываемых инвестиций. И наоборот, в отдельных отраслях экономики инвестиционная активность в целом может опережать ее лизинговую составляющую. В таких случаях удельный показатель, соответственно, снижается. Например, инвестиции в основной капитал железнодорожного транспорта страны в 2005 году росли быстрее лизинга. В результате лизингоемкость инвестиций в этой отрасли экономики сократилась за год с 31,5 до 21,7%.

Наиболее крупные из 135 обследованных нами лизингодателей по результатам 2005 года представлены в таблице по отдельным сегментам российского рынка лизинговых услуг.

В поставщики выбирают своих

В 1990-х годах более 4/5 оборудования, приобретаемого российскими лизинговыми компаниями для своих клиентов, изготавливалось за рубежом. После девальвации рубля цены на импортное оборудование, ввозимое в нашу страну, в одночасье увеличились вчетверо. В то же время стоимость продукции, произведенной на этом оборудовании, увеличилась всего в 2-2,5 раза. Соответственно, у многих российских предприятий-лизингополучателей непропорционально возросла кредиторская задолженность и ухудшились по не зависящим от них причинам результаты текущей финансовой деятельности.

Следствием сложившихся тогда обстоятельств явились уменьшение темпов роста всей лизинговой индустрии и изменения в структуре закупок оборудования. Лизинговые компании стали заключать по указаниям лизингополучателей значительно больше договоров купли-продажи оборудования, изготовленного в России. Участники лизинговых сделок, и раньше не страдавшие невнимательностью, стали более разборчивы при анализе соотношения цены и качества оборудования. И это, безусловно, нашло отражение в выработке стратегии и тактики покупки необходимого оборудования.

В 2002 году удельный вес импортного оборудования, передаваемого в лизинг, составлял, по моим расчетам, 61,3%, а в 2003 году этот показатель соответствовал уже 51,9%, в 2004-м — 46,7%, а в 2005-м — 45,5%. Во многом такое существенное изменение пропорций определялось ростом поставок по лизинговым сделкам ряда дорогостоящих видов имущества (в частности, железнодорожного подвижного состава, судов, авиатранспортных средств, автотранспорта для перевозки грузов, изготовленных в России).

Вместе с тем преобладающее количество различных видов технологического оборудования, изготовленного за рубежом, занимало и по-прежнему занимает доминирующие позиции на российском рынке лизинговых услуг, даже несмотря на более высокую стоимость по сравнению с отечественным оборудованием. Во многих случаях это объективно и экономически оправданно. Дело в том, что в цене оборудования сфокусированы его потребительские свойства, прежде всего качество продукции, изготовленной на этом оборудовании. Для лизинга это обстоятельство чрезвычайно важно, поскольку высокое качество напрямую влияет на ликвидность продукции. А это означает, что у лизинговых компаний появляются дополнительные гарантии наполняемости денежных потоков по лизинговым сделкам и их непрерывности, то есть гарантии своевременного и полного выполнения лизингополучателем принятых обязательств по договору лизинга.

Наиболее высок уровень поставок импортного оборудования в тех лизинговых компаниях, которые созданы с участием зарубежного капитала, а также в компаниях, работа которых нацелена на поставку высокотехнологичного оборудования и дорогостоящего оборудования, транспортных средств с высокими потребительскими свойствами.

Большой популярностью и спросом у российских лизингополучателей пользуются строительная техника Caterpillar, различные виды кранов Liebherr; деревообрабатывающие станки Michael Weinig, IMA Maschinenfabrik Klessmann, Wilhelm Altendorf Homag-Gruppe, G.Simpelkamp; средства связи и телекоммуникаций Cisco, Alcatel; полиграфическое оборудование Heldeiberg, Koening & Bauer, Winmoller & Holsher, Sakurai Graphic Systems Corp. и т. д.

Однако следует учитывать, во-первых, изменение структуры импорта и рост заинтересованности лизингополучателей в оборудовании из ряда азиатских стран; во-вторых, расширение лизинговых операций с участием зарубежных лизинговых компаний, когда поставщиками оборудования и транспортных средств становятся российские товаропроизводители.

Портфели разбухают

Основным объемным показателем, который учитывается в лизинговых ассоциациях США, в Европейской федерации национальных ассоциаций лизинговых компаний (Leaseurope), является объем нового бизнеса (new production), то есть стоимость новых заключенных договоров в течение отчетного года. Другой объемный показатель — это так называемый outstandings (неоплаченный долг, неполученные деньги), то есть сумма платежей по действующим договорам лизинга, которые лизингополучатели еще должны заплатить лизинговым компаниям, то есть величина портфеля. В российской практике используется несколько подходов к определению портфеля.

Первый — на основе объемов продаж, то есть первоначальной стоимости имущества, приобретенного у поставщиков (продавцов), за исключением той части, которая уже была оплачена лизингополучателями. Эта методика привязана к учету объемов продаж фирм-производителей. Она объективно учитывает портфель, не принимая во внимание доходность.

Второй — на основе обязательств лизингополучателей по действующим договорам, то есть с учетом объемов реальных инвестиций в народное хозяйство страны. Дело в том, что первоначальная стоимость — это большая, но только часть реальной цены имущества, за которое платит лизингополучатель. Как видно, эта методика корреспондирует с методикой Leaseurope.

Третий — с учетом стоимости действующих (текущих) договоров лизинга за минусом авансовых платежей. Эта методика оценки слабо отражает реальную величину портфеля.

Мы сделали соответствующие расчеты по второму варианту. Величина совокупного лизингового портфеля в целом по стране на начало 2006 года была рассчитана на основе информации, представленной почти всеми лизингодателями, об обязательствах лизингополучателей по действующим договорам лизинга. Имеется в виду сумма платежей, которые еще предстоит выплатить (см. Тор-100).

Полагаю, что рейтингование лизинговых компаний по стоимости портфеля действующих договоров представляется более осторожным и взвешенным по сравнению с оценкой по стоимости новых заключенных и профинансированных договоров, поскольку сглаживаются показатели, являющиеся результатами вспышек деловой активности отдельных компаний.

Мировая практика лизинговых отношений свидетельствует о том, что у ведущих зарубежных лизингодателей обязательства лизингополучателей превышают объемы нового бизнеса в 2,5-4 раза. У ряда ведущих отечественных лизинговых компаний наблюдается аналогичная статистика. Это обстоятельство чаще всего предполагает стабильность развития договорных отношений и их предсказуемость, поступательное увеличение объемов бизнеса. Вместе с тем расчеты показывают, что в целом по нашей стране первый показатель превышает второй примерно в полтора раза. Во многом это обусловлено значительными темпами роста нового бизнеса в 2004-2005 годах. В результате с учетом сложившихся пропорций удалось установить, что портфель всех действующих договоров лизинга в России составлял к началу 2006 года $12 340 млн, включая НДС.

ВИКТОР ГАЗМАН, профессор Высшей школы экономики

Лизинг фундаменталистов

Денис Махов, финансовый директор «ВКМ-Лизинг»

Экономика стран Центрально-Азиатского региона представляет все больший интерес для российских компаний. Именно поэтому «ВКМ-Лизинг» в последнее время уделяет большое внимание так называемому исламскому лизингу. Результативность лизинга, как финансового инструмента, находит свое подтверждение не только в традиционной, но и в исламской экономике, несмотря на то что ислам традиционно отвергает ростовщичество, иными словами, получение процентов.

Но не стоит забывать, что ислам исповедуют более 2 млрд человек. Признавая все преимущества лизинга, исламские финансисты нашли возможность разработать такие схемы, которые бы не нарушали норм шариатской этики. Ислам не приемлет не только получающего процент кредитора, но и уплачивающего этот процент должника. Для таких клиентов существуют исламские банки: вместо выдачи предпринимателю платной ссуды в обмен на участие в прибыли банк может инвестировать средства в его проект. Для этого создается кредитное партнерство для финансирования торговых операций — так называемая мурабаха. В последнее время в странах, в которых часть населения исповедует ислам, все большую популярность приобретает именно этот способ финансирования. Его популярность связана с краткосрочностью данного вида операций, правом требовать обеспечения обязательств клиента, высокой степенью вероятности получения прибыли, ее сравнимостью со среднерыночной процентной ставкой как ориентиром для определения финансовой эффективности банка.

Одной из разновидностей мурабаха являются операции иджарах (лизинг, сдача в аренду), являющиеся разновидностью лизинговых операций. Шариат утвердил схему лизинговых операций в виде прямого финансирования аренды (иджара) или финансирования покупок по лизингу (иджара уа иктина). При прямом финансировании аренды банк покупает основные фонды и сдает их в аренду своему клиенту за оговоренную с ним ежегодную или ежемесячную арендную плату. Соглашение о покупке по лизингу основано на распределении прибылей. Банк обычно реинвестирует получаемую им основную сумму платежа по лизингу, а также прибыль от операции, и доход вновь направляется на закупку оборудования.

Говоря о перспективах исламского лизинга в России, в первую очередь следует подчеркнуть, что к термин «исламский лизинг» следует ставить в один ряд с возвратным лизингом, операционным лизингом и т. д. То есть воспринимать его как еще одну разновидность лизинга, позволяющую максимально комфортно воспользоваться данным финансовым инструментом тем пользователям, которые строят свою жизнь по законам шариата.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Удельный вес лизинга профильного имущества в общем объеме инвестиций по отраслям экономики в 2002-2004 годах (%)

Отрасль экономики200220032004
Электроэнергетика2,52,26,9
Химическая и нефтехимическая2,48,05,6
Машиностроение и металлообработка8,15,012,1
Лесная, деревообрабатывающая и
целлюлозно-бумажная
15,88,612,9
Сельское хозяйство11,810,815,6
Пищевая5,95,54,4
Полиграфическая57,341,583,9
Строительство4,98,910,0
Медицина10,24,844,4
Железнодорожный транспорт4,09,331,5
Связь19,113,711,5

Лизинг в макроэкономических показателях в 2000-2005 годах

Показатели200020012002200320042005
Удельный вес лизинга в ВВП
(%)
0,50,70,70,81,11,1
Удельный вес лизинга в
инвестициях в основной
капитал (%)
2,83,23,54,35,85,8
Удельный вес лизинга в
инвестициях в основной
производственный капитал (%)
3,64,24,45,37,16,9
Удельный вес лизинга
оборудования и транспортных
средств в инвестициях в
оборудование и транспортные
средства (%)
7,79,09,211,414,514,9

Лизингоемкость инвестиций по федеральным округам Российской Федерации в 2004-2005 годах


Год

Удельный вес
лизинга в
инвестициях в
основной капитал
(%)

Удельный вес
лизинга в
инвестициях в
основной
производственный
капитал (%)
Удельный вес
лизинга
оборудования и
транспортных
средств в
инвестициях в
оборудование и
транспортные
средства (%)
Дальневосточный
20047,98,934,2
20056,26,924,3
Сибирский
20047,28,516,5
20054,35,09,9
Уральский
20041,72,25,6
20052,43,06,5
Приволжский
20044,75,811,3
20054,95,811,7
Южный
20045,16,915,9
20052,63,47,7
Северо-Западный (без Санкт-Петербурга и Ленобласти)
20046,06,614,3
20053,43,99,2
Санкт-Петербург и Ленобласть
20047,48,220,1
20057,78,718,8
Центральный (без Москвы)
20045,26,713,1
20055,26,613,7
Москва
200416,021,747,4
200517,322,748,2

  • «Business Guide (Лизинг)». Приложение №184 от 03.10.2006, стр. 28

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *