У какой страны самый большой внешний долг
Перейти к содержимому

У какой страны самый большой внешний долг

  • автор:

Внешний долг стран мира в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

ВНЕШНИЙ ДОЛГ / ВНЕШНЯЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / EXTERNAL DEBT / ОТНОШЕНИЕ ВНЕШНЕГО ДОЛГА К ВВП / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / PUBLIC DEBT / ВНЕШНИЙ ДОЛГ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ / EXTERNAL DEBT PER CAPITA / THE EXTERNAL DEBT TO GDP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буценко И.Н., Селюнина В.С.

В условиях глобализации мировой экономики рост объёма внешнего долга стран мира обуславливает особый интерес к исследованию его динамики и факторов, влияющих на его величину. В статье приведены основные тенденции состояния и динамики внешнего долга стран мира. Обобщены факторы, влияющие на величину внешнего долга отдельных стран мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Буценко И.Н., Селюнина В.С.

Суверенные долги на международном финансовом рынке
Современные проблемы государственных долгов и суверенных дефолтов в странах Евросоюза

Структура внешнего долга Российской Федерации: соотношение государственного и корпоративного долга, его динамика

Государственный долг в мировой экономике: новые уровни риска
Мировой опыт управления государственным долгом
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXTERNAL DEBT OF COUNTRIES OF THE WORLD IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

In a globalizing world economy the growing volume of external debt of countries of the world causes a particular interest in the study of its dynamics and the factors influencing its volume. The article presents the main trends of state and dynamics of the external debt of countries of the world. The factors affecting the volume of the external debt of individual countries of the world were summarized. External debt is an integral part of the financial systems of most countries of the world, as well as the manner of regulation of macroeconomic processes and tool for implementing the economic strategy of the states. In recent years there has been a clear upward trend in external borrowing. Indicators of the external debt of the countries of the world demonstrate the different dynamics. The highest rates observed in developed countries, due to the level of their financial markets’ development. From 2006 to 2014. the value of the external debt of developing countries increased by 137.9%. The dynamics and the volume of the external debt of individual countries is caused not only by the priorities of the economic and fiscal policy of the states, but also by the development of financial markets, the availability of financial resources and instruments. The main factors affecting the amount of external debt of the countries of the world are: natural disasters, political factors, fluctuations in export prices, the output gap, the real effective exchange rate, the real interest rate, the imbalances in the monetary policy, the soft fiscal and currency policy and etc. The external debt problem requires special attention and constant control because it can have a very serious negative impact on the economic development of individual countries of the world and the global financial system as a whole, especially in the long term.

Текст научной работы на тему «Внешний долг стран мира в условиях глобализации»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. Том 2 (68). 2016 г. № 2. С. 40-49.

УДК 336.273.3 (100):339.9

ВНЕШНИЙ ДОЛГ СТРАН МИРА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Буценко И. Н., Селюнина В. С.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

В условиях глобализации мировой экономики рост объёма внешнего долга стран мира обуславливает особый интерес к исследованию его динамики и факторов, влияюшдх на его величину. В статье приведены основные тенденции состояния и динамики внешнего долга стран мира. Обобщены факторы, влияюшие на величину внешнего долга отдельных стран мира.

Ключевые слова: внешний долг, внешняя задолженность, отношение внешнего долга к ВВП, государственный долг, внешний долг на душу населения.

Внешний долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны, оказывает значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества. В условиях глобализации мировой экономики внешние заимствования становятся все более значимыми для экономического развития стран мира, что обуславливает особый интерес к исследованию динамики и факторов, влияющих на объем внешнего долга стран мира.

Изучению структуры, состояния и роли внешних заимствований и внешнего долга для экономики отдельной страны и всего мира посвящены работы многих ученых, в частности таких авторов, как Капранова Л. Г. [2]; Климанова Н. Б. [3]; Князев Ю. К., Куликова Н. В. [4]; Кульбида М. В. [5]; Миклашевская Н. А. [7]; Ракова Е., Шиманович Г. [8]; Сиденко В., Юрчишин В., Маркевич К. [12]; Тюпа Д. И. [13]; Чистякова Е. С., Якубовский С. А. [14] и др.

Цель статьи — исследование основных тенденций состояния и динамики внешнего долга стран мира и факторов, влияющих на величину внешнего долга отдельных стран мира.

Подавляющее большинство стран мира не в состоянии полностью за счет собственных средств обеспечить себя необходимым объемом финансовых ресурсов, необходимых для выполнения основных функций государства. Согласно данным Мирового банка [10], в мировой экономике в последние годы наметилась четкая тенденция к росту внешнего заимствования. С 2006 по 2014 гг. величина внешнего долга развивающихся стран увеличилась на 137,9 % (рис. 1).

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Рис. 1. Динамика внешнего долга развивающихся стран, 2006-2014 гг., млрд долл. США.

Источник: составлено авторами на основе [6].

За период 2012-2014 гг. мировым лидером по размеру ВВП и объему внешнего долга являются США. Лидирующие позиции по ВВП и внешнему долгу занимают высокоразвитые страны: Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия. Россия в рейтинге по ВВП находится на 9 месте, а в рейтинге по внешнему долгу -на 21 месте (1985,25 млрд долл. США). Китай занимает 18 место с внешним долгом в 860,368 млрд долл. США (табл. 1).

Рейтинг стран мира по величине ВВП и внешнего долга в среднем за 2012-2014 гг.

Страна Рейтинг ВВП (млрд Рейтинг по Внешний долг

по ВВП долл. США) внешнему долгу (млрд долл. США)

США 1 16783,404 1 17260,000

Китай 2 9435,686 18 860,368

Япония 3 5158,500 5 5180,000

Германия 4 3717,741 3 5597,000

Великобритания 5 2777,221 2 9219,000

Франция 6 2773,619 4 5496,000

Бразилия 7 2383,765 25 493,733

Италия 8 2116,444 8 2459,000

Россия 9 1985,245 21 654,775

Индия 10 1914,034 27 429,348

Канада 11 1819,022 12 1491,000

Австралия 12 1518,701 13 1381,000

Испания 13 1363,517 9 2064,000

Республика Корея 14 1312,932 28 409,100

Мексика 15 1245,988 29 395,863

Индонезия 16 905,629 32 270,696

Нидерланды 17 857,478 6 4154,000

Турция 18 803,512 30 378,183

Саудовская Аравия 19 741,513 37 166,100

Швейцария 20 683,788 11 1533,000

Продолжение таблицы 1

Аргентина 21 585,474 40 147,000

Швеция 22 564,571 17 1010,000

Польша 23 523,084 31 354,200

Бельгия 24 516,910 15 1312,000

Нигерия 25 514,809 79 22,428

Норвегия 26 510,624 20 661,200

Иран 27 508,052 115 6,636

Австрия 28 424,320 19 820,000

Таиланд 29 407,487 44 135,780

ОАЭ 30 386,691 36 171,900

Источник: составлено авторами на основе [12, 16].

Показатели внешней задолженности стран мира демонстрируют разную динамику. Наиболее высокие показатели наблюдаются в развитых странах, что объясняется уровнем развития их финансовых рынков.

Согласно Маастрихтскому договору для стран Евросоюза, требуемым и безопасным является соотношение долга к ВВП на уровне, не превышающем 60 %. Однако современные реалии демонстрируют совсем иные показатели по странам мира (табл. 2, табл. 3).

Отношение внешнего долга к ВВП по отдельным странам мира, в среднем за 2012-2014 гг., %

Рейтинг Страна % от ВВП Рейтинг Страна % от ВВП

1 Палау 7333,65 34 Австралия 94,94

2 Люксембург 5134,57 36 Киргизия 94,00

3 Ирландия 781,46 43 Украина 84,62

4 Исландия 574,49 44 Канада 83,51

5 Нидерланды 472,41 55 Греция 72,79

6 Гонконг 443,46 56 ЕС 70,49

7 Сингапур 432,01 60 Казахстан 67,82

8 Кипр 410,23 63 Польша 64,99

9 Великобритания 308,44 65 Литва 63,72

10 Бельгия 246,83 68 Малайзия 63,23

11 Швейцария 218,68 82 Беларусь 53,25

12 Португалия 214,54 85 Турция 47,05

14 Финляндия 201,13 90 ОАЭ 43,03

16 Франция 194,26 97 ЮАР 38,54

17 Австрия 187,69 111 Россия 32,94

18 Швеция 176,85 114 Мексика 31,71

19 Дания 156,15 119 Индонезия 29,92

20 Монголия 149,69 125 Республика Корея 29,01

Продолжение таблицы 2

21 Испания 149,42 130 Аргентина 27,34

22 Германия 144,69 142 Индия 22,42

23 Норвегия 132,29 144 Саудовская Аравия 22,26

25 Латвия 129,45 154 Бразилия 20,74

27 Италия 114,84 160 Узбекистан 19,16

29 Япония 112,57 169 Египет 15,13

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32 США 99,09 177 Китай 9,10

Источник: составлено авторами на основе [12, 1 16].

Внешний долг некоторых ведущих государств мира значительно превышает их ВВП. Лидерами по отношению внешнего долга к ВВП в среднем за 2012-2014 гг. (табл. 2) являются такие страны, как Палау (7333,65 %), Люксембург (5134,57 %), Ирландия (781,46 %), Исландия (574,49 %), Нидерланды (472,41 %), Гонконг (443,46 %), Сингапур (432,01 %), Кипр (410,23 %), Великобритания (308,44 %). Значительный размер внешнего долга имеют развитые страны: Швейцария, Франция, Австрия, Швеция, Дания, Германия, Норвегия, Япония, США, Австралия, Канада. Отношение совокупного внешнего долга стран ЕС к ВВП составляет 70,49 %. Украина в рейтинге по данному показателю (43 место, 84,62 %) намного опережает Россию (111 место, 32,94 %), имеющую приемлемый показатель. Образцовым является показатель Китая, который находится на 177 месте — 9,09 %.

В соответствии с данными таблицы 1 и 2, странами, входящими в десятку стран-лидеров в общем по трем позициям (ВВП, внешний долг, внешний долг/ВВП), являются: Великобритания, Франция, Нидерланды, Германия, США, Япония, Италия, Испания, Бельгия, Сингапур (рис. 2).

Великобритания Франция Нидерланды Германия США Япония Италия Испания Бельгия

Рис. 2. Рейтинг стран-лидеров по показателям ВВП, внешнего долга и отношения

нешнего долга к ВВП, в сВйВем заВЁ£йн2йй4чолг ВВП / Внешний долг

Источник: составлено авторами на основе [12, 16].

В структуре внешнего долга выделяют долг государственный и частный. Отношение государственного долга к ВВП в 2014 г. (табл. 3) превышает 100 % у следующих стран: Япония (246,17 %), Греция (177,05 %), Ямайка (139,12 %), Ливан (133,05 %), Италия (132,09 %), Эритрея (132,07 %), Португалия (130,19 %), Кабо-Верде (114,01 %), Ирландия (107,55 %), Бутан (107,51 %), Кипр (107,49 %), Бельгия (106,55 %), США (104,79 %), Гамбия (101,14 %), Гренада (100,48 %) (табл. 3).

Отношение государственного долга к ВВП в разрезе отдельных стран мира, _2012-2014 гг., %_

Страна 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Япония 236,65 242,59 246,17

Греция 156,49 174,95 177,05

Ямайка 148,02 142,92 139,12

Ливан 130,8 133,36 133,05

Италия 123,14 128,54 132,09

Эритрея 127,61 130,39 132,07

Португалия 125,76 129,66 130,19

Кабо-Верде 91,11 100,69 114,01

Ирландия 120,24 119,99 107,55

Бутан 72,22 89,22 107,51

Кипр 79,5 102,21 107,49

Бельгия 103,87 104,43 106,55

США 102,49 104,78 104,79

Гамбия 76,96 83,32 101,14

Гренада 103,34 106,69 100,48

Сингапур 106,26 103,23 99,27

Антигуа и Барбуда 87,15 95,5 98,24

Испания 84,44 92,09 97,67

Франция 89,4 92,29 95,56

Египет 78,9 89,03 90,47

Великобритания 85,82 87,31 89,4

Иордания 81,79 86,68 89,05

Канада 87,94 87,66 87,91

Хорватия 69,23 80,75 85,12

Австрия 81,54 80,83 84,45

Исландия 92,7 85,28 82,54

Белиз 75,58 76,09 76,04

Германия 79,31 76,98 74,62

Судан 94,74 89,92 74,04

Украина 37,54 40,65 71,21

Швейцария 48,22 47,08 46,28

Швеция 36,56 38,74 43,81

Китай 37,05 39,42 41,14

Россия 12,66 14,03 17,82

Источник: составлено авторами на основе [1].

Отношение государственного долга к ВВП в 2014 г. у Украины составляет 71,21 %, а у России в 4 раза меньше — 17,82 %.

Лидером по размеру внешнего долга и ВВП на душу населения в среднем за 2012-2014 гг. является Люксембург (5990210 долл. США и 111946 долл. США соответственно), чей размер внешнего долга на душу населения в 53,5 раза превышает аналогичный показатель по ВВП (табл. 4). В Палау размер внешнего долга на душу населения превышает аналогичный показатель по ВВП в 78,7 раз, в Мальте — в 19,6 раз.

Внешний долг и ВВП на душу населения в разрезе отдельных стран мира, в среднем за 2012-2014 гг., долл. США

Внешний долг на ВВП на душу

Страна Рейтинг душу населения Рейтинг населения

(долл. США) (долл. США)

Люксембург 1 5990210 1 111946,000

Палау 2 871213,9 75 11067,918

Ирландия 3 424912,1 14 51722,047

Исландия 4 298 58,5 19 47918,859

Мальта 5 287 16 63 14650,835

Нидерланды 6 246 67 15 51023,985

Сингапур 7 243157,8 10 55613,824

Швейцария 8 187174,3 5 84490,769

Гонконг 9 178135 31 38413,838

Великобритания 10 142907,2 23 43311,844

Норвегия 11 128726,4 2 100567,790

Швеция 13 104236 8 58785,365

Дания 16 94794,55 7 59387,335

Франция 17 83012,46 26 42070,190

Кипр 18 82589,47 49 21096,629

Катар 19 72189,37 3 95738,935

Германия 20 69193,15 22 46091,509

США 22 54130,84 11 53022,066

Япония 29 40745,12 29 40502,463

Россия 66 4562,801 65 13834,380

Беларусь 70 3990,889 98 7494,669

Украина 79 2995,205 149 3596,903

ЮАР 88 2685,208 104 6988,256

Бразилия 92 2415,764 73 11672,644

Китай 137 633,567 106 6948,838

Индия 153 335,384 181 1495,426

Источник: составлено авторами на основе [12, 16 .

Внешний долг на душу населения в несколько раз превышает ВВП на душу населения в 35 странах мира, среди которых Ирландия (в 8,2 раза), Исландия (в 6,2

раза), Нидерланды (4,8), Сингапур (4,4), Великобритания (3,3), Швейцария (2,2), Финляндия (2,05), Франция (1,97), Австрия (1,92), Швеция (1,77), Дания (1,6), Германия (1,5), Норвегия (1,28), США (1,02), Япония (1,01).

По странам БРИКС наблюдается тенденция к росту ВВП на душу населения. В среднем за 2012-2014 гг. разница составляет: Бразилия (в 4,8 раза), Россия (в 3 раза), Индия (в 4,46 раз), Китай (в 10,97 раз), ЮАР (в 2,6 раз). Лидерами по показателю превышения ВВП на душу населения над показателем внешнего долга на душу населения являются следующие страны: Туркменистан (в 85,3 раза), Иран (в 76,6 раз), Алжир (в 39 раз), Нигерия (в 22,98 раз), Кирибати (в 12,75 раз), Экваториальная Гвинея (в 12,3 раза), Ливия (в 11,96 раз), Свазиленд (в 10 раз) [11].

В последнее десятилетие объем внешнего долга подавляющего большинства стран мира постоянно увеличивается. Причинами этого явления являются дефицит бюджета; расходы на поддержку национальной валюты; финансирование социальных и инфраструктурных программ и т. д. «Процесс получения займов, с одной стороны, позволяет стране быстро решить острые проблемы и финансировать перспективные национальные проекты, с другой — неэффективное использование заимствований существенно увеличивает нагрузку на государственный бюджет будущих лет» [2].

Зарубежные ученые-экономисты [15, 17] выделяют ряд факторов, влияющих на объем внешнего долга стран мира: стихийные бедствия, политический фактор, колебания цен на экспортные товары, разрыв в объемах производства, реальный эффективный обменный курс, реальная процентная ставка, дисбалансы в денежно-кредитной политике, мягкая фискальная и валютная политика и др.

Особое влияние оказывают политические факторы — чрезмерные расходы на выборах, переход ответственности при смене правительства и др.

В качестве примеров приведем факторы, которые повлияли на увеличение объема внешнего долга разных стран в разное время. Согласно исследованиям Барро (1979 г.), факторами роста внешнего государственного долга США после Первой мировой войны были снижение производства и чрезмерно большие государственные расходы. Эви Герковиц (1986 г.) определил, что на размер внешней задолженности Израиля ключевое влияние оказали крупные односторонние переводы (трансферты) как государственному, так и частному сектору. Исследования Пастора (1988 г.) определили следующие основные причины накопления долгов в Латинской Америке: бедная фискальная и валютная политика, сокращение темпов роста экономики США, неблагоприятные условия торговли, высокие процентные ставки, рост цен на нефть. Чрезмерные государственные расходы также являлись определяющим фактором для наращивания внешнего долга стран Африки к югу от Сахары (по Аджайи и Хану, 2000 г.). Исследования Аджайи, Барунги и Атинги (2000 г.) для Нигерии и Уганды определили, что главными переменными, влияющими на их внешнюю задолженность в 1970-х гг. и 1980-х гг., были условия торговли и реальные эффективные обменные курсы валют. Джавед и Сахиноз (2005 г.) связывают недавний рост государственного внешнего долга Турции с финансированием относительно большого бюджетного дефицита [17].

Согласно исследованиям Глеба Шимановича, ключевым фактором роста внешнего долга Беларуси с 2007 г. (и до 2007 г.) является потребность в уравновешивании отрицательного сальдо текущего счета. Изменения в объеме внешнего долга Беларуси зависят от конкретных политических решений о получении/выдаче займов (в краткосрочном периоде), делового цикла, административного регулирования экономикой, в том числе директивного кредитования (в кратко- и долгосрочном периодах) [15].

Кульбида М. В. [5] среди факторов роста внешнего долга Украины выделяет неэффективную экономическую политику, коррупционные схемы отмывания государственных средств, в частности и заемных, а также нецелевое использование заемных средств.

Для стран БРИКС важнейшими факторами, повлиявшими на состояние и объемы внешней задолженности, в кризисный период 2008-2009 гг. стали: либерализация финансовых рынков, структура внешней задолженности (соотношение между краткосрочными и долгосрочными займами); доля спекулятивного капитала; расхождение в банковских балансах между пассивами и активами по степени ликвидности, срокам погашения, валюте.

Среди причин увеличения внешнего долга стран Центральной и Восточной Европы можно выделить следующие: нерациональное использование заемных средств (привлекательность жизни в долг); постоянные дефициты государственных бюджетов и счета текущих операций платежного баланса [4].

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Осуществление внешних заимствований и их обслуживание связано с определенными рисками [7]. К основным относятся: риск долгового кризиса (неспособность государства своевременно обслуживать внешний долг) с возможностью трансформации в глобальный финансово-экономический кризис; риск негативного воздействия на рост ВВП (его замедление или снижение); риск негативного влияния на состояние денежной и финансовой системы государства (величину золотовалютных резервов, процентных ставок, валютного курса; состояние бюджета государства) и риск угрозы внешней безопасности государства. Следовательно, осуществление внешних заимствований и обслуживание внешнего долга требуют особого внимания и должны находиться под тщательным контролем со стороны регулирующих органов государства.

Центральную роль в решении проблемы внешней задолженности стран мира выполняют международные валютно-кредитные организации. МВФ для каждого должника разрабатывает стабилизационную программу.

Внешний долг является неотъемлемым элементом финансовых систем большинства мировых государств, а также способом регулирования макроэкономических процессов и инструментом реализации экономической стратегии государств. Динамика и объем внешнего долга отдельных стран мира обусловлена не только приоритетами экономической и кредитно-финансовой политики государств, но и развитостью финансовых рынков, доступностью финансовых ресурсов и инструментов. Основными факторами, влияющими на

объем внешнего долга стран мира, являются стихийные бедствия, политический фактор, колебания цен на экспортные товары, разрыв в объемах производства, реальный эффективный обменный курс, реальная процентная ставка, дисбалансы в денежно-кредитной политике, мягкая фискальная и валютная политика и др.

Проблема внешней задолженности требует особого внимания и постоянного контроля, поскольку может оказывать очень серьезное негативное влияние на экономическое развитие отдельных стран мира и мировой финансовой системы в целом, особенно в долгосрочной перспективе.

1. База данных по государственному долгу // Международный валютный фонд [Электронный ресурс]. URL: data.imf.org/?sk=806ED027-520D-497F-9052-63EC199F5E63.

2. Капранова Л. Современное состояние мирового внешнего долга // Теоретические и практические аспекты экономики и интеллектуальной собственности. 2014. № 1 (10), том 2. С. 179-184 [Электронный ресурс]. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/Tpaeiv_2014_1(2)_31.

3. Климанова Н. Глобализация как фактор возникновения финансовых кризисов // Вестник Донского государственного технического университета. 2008. С. 21-28 [Электронный ресурс]. URL: vestnik.dstu.edu.ru/vestnik/2008-3/zip/+03.doc.zip?lang=en.

4. Князев Ю., Куликова Н. Долговой кризис в мире и проблема задолженности стран Центрально-Восточной Европы на фоне всеобщего долгового кризиса. М.: Институт экономики РАН, 2013. 57 с.

5. Кульбида М. Сотрудничество международных финансовых организаций со странами Восточной Европы // Научный вестник Херсонского государственного университета (Экономические науки). 2015. Вып. 12, часть 2. С. 24-29 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ej.kherson.ua/journal/economic_12/61.pdf.

6. Международная долговая статистика / Международный валютный фонд [Электронный ресурс]. URL: http://datatopics.worldbank.org/debt/ids/.

7. Миклашевская Н. Внешний долг: актуальные вопросы теории и практики // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2013. № 1. С. 19-35.

8. Ракова Е., Шиманович Г. Приватизация или внешний долг? Варианты финансирования внешнеторгового дефицита Беларуси. СПб.: Невский простор, 2007. 87 с.

9. Статистика внешнего долга: руководство для составителей и пользователей / Международный валютный фонд [Электронный ресурс]. URL: https://www. imf. org/external/russian/pubs/ft/eds/guide/guider. pdf.

10. Статистические данные / Всемирный банк [Электронный ресурс]. URL: http: //data.worldbank.org.

11. Селюнина В. Анализ состояния внешнего долга стран мира // Вопросы конвергенции социально-гуманитарных и естественно-технических наук: сб. науч. трудов / Под ред. Ю. Соболевой. Орел: Изд-во ОрелГИЭТ, 2016. С. 94-96.

12. Сиденко В., Юрчишин В., Маркевич К. Долги: время брать и время отдавать. Глобальные тенденции и вызовы для Украины // Аналитический доклад. Киев: Завещание, 2015. 72 с.

13. Тюпа Д. Современная структура внешних заимствований, формирующих долги // Вестник НТУ ХПИ. Сборник научных трудов: Актуальные проблемы управления. 2014. № 4 (1047). С. 114-125 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kpi.kharkov.ua/archive/Наукова_перiодика/vestnik/Актуальнi%20проблеми%20управлiння/20 14/4/СУЧАСНА%20СТРУКТУРА%20З0ВНШШХ%20ЗАШЗИЧЕНЬ^£

14. Чистякова Е., Якубовский С. Структура внешней задолженности страны как фактор изменения доходности государственных облигаций // Вестник ОНУ им. И. И. Мечникова. 2012. Т.17. Вып. 3-4. С. 89-96 [Электронныйресурс]. URL: http://dspace.onu.edu.ua:8080/handle/123456789/3933.

15. Шиманович Г. Факторы экономической политики, ведущие к росту внешнего долга Беларуси // Исследовательский центр ИПМ. 2012. 26 с. [Электронный ресурс]. URL: http://belinstitute.eu/images/doc-pdf/ar012012ru.pdf.

16. External debt / The World Factbook // Central Intelligence Agency [Электронный ресурс]. URL: https://www.cia.gov/library/publications/resources/the-world-factbook/rankorder/ 2079rank.html

17. Greenidg K., Drakes L, Craigwell R. The external public debt in the Carribean community // Journal of Policy Modeling. 2010. № 32. С. 418-431.

Статья поступила в редакцию 26.09.2016

Долги стран перед Россией

В 2022 году объем кредитов, выданных Россией другим странам, составил $28,86 млрд, что стало рекордным показателем с 1999 года, когда задолженность была на уровне $32,8 млрд Об этом свидетельствуют данные Всемирного банка (ВБ), опубликованные в декабре 2023 года.

Как сообщает «РИА Новости» со ссылкой на материалы ВБ, к концу 2022 года задолженность перед Россией имели 37 стран. Основным должником осталась Белоруссия, но ее долги перед РФ по итогам 2022 года сократились на 3%, до $8,2 млрд.

Депутат Кирьянов назвал непринципиальной сумму долга других стран перед Россией

На втором месте находится Бангладеш, чья задолженность выросла на треть, до $5,9 млрд. На третьем месте оказалась Индия, чья задолженность увеличилась на 12,5%, составив $3,8 млрд.

Египет находится на четвертом месте в списке стран с наибольшими долгами перед Россией. В 2022 году задолженность измерялась $1,8 млрд, что в 1,9 раза больше, чем годом ранее. Пятую строчку занял Вьетнам ($1,4 млрд против $1,5 млрд в 2021 году). TAdviser и Softline провели исследование «Российские СУБД 2023»

Турция стала лидером по скорости роста долга перед РФ — в 2022 году он вырос в 2,1 раза. Но в абсолютном выражении объем задолженности оказался небольшим ($50 млн).

Общая сумма задолженности других стран перед Россией, рост которой был отмечен в 2022 году, непринципиальна для российского бюджета, считает депутат Госдумы, зампред комитета по экономической политике Артем Кирьянов. По его мнению, в этом случае речь идет о «достаточно реалистичном финансово-политическом подходе к международным связям России».

Иностранные заемщики выплатили по долгам 33,8 млрд рублей. Это лишь 24,4% от плана

Иностранные заемщики — государства и юридические лица — в 2022 году выплатили России по долгам 33,8 млрд рублей. Это лишь 24,4% от плана (138,5 млрд рублей). Об этом 21 июня 2023 года сообщило издание РБК со ссылкой на материалы правительства к законопроекту об исполнении бюджета в 2022 году.

Отмечается, что суммы в счет основного долга стали минимальными с 2012 года, когда по межгосударственным кредитам было направлено 25,3 млрд рублей. В 2021 году долги выплатили на сумму 114 млрд рублей, в 2020 году — на 117 млрд рублей.

Экономист Bloomberg Economics по России и Центральной и Восточной Европе Александр Исаков объяснил сокращение выплат в счет основного долга по межгосударственным кредитам прямым и косвенным эффектов санкций. По его словам, часть должников перед компаниями из санкционных списков могла попросить отсрочки из-за рисков вторичных санкций в случае платежей в адрес подсанкционных предприятий. Часть отсрочек и переносов может быть связана с ухудшением положения заемщиков России, например, Белоруссии, из-за шоков энергетических и продовольственных цен.

Согласно отчету, по итогам 2022 года 14,5 млрд рублей Россия получила по межправительственным соглашениям о предоставлении государственных экспортных кредитов (в качестве оплаты товаров, работ, услуг), еще 14,1 млрд рублей — по соглашениям о предоставлении иностранным заемщикам государственных финансовых кредитов. 4,6 млрд рублей пришлось на доходы от реализации на торгах российским юридическим лицам долговых средств Индии в индийских рупиях и Вьетнама в долларах США по расчетам с Вьетнамом.

Эффект санкций прежде всего выражается в нарушении платежной инфраструктуры, которое затрудняет обслуживание долгов перед Россией, указывает экономист по России и СНГ ИК «Ренессанс Капитал» Софья Донец. Однако по опыту прошлого года видно, что эти проблемы решаемы.

Доходы России по долгам другим стран сократились в 4 раза

Россия по итогам 2022 года получила 11,14 млрд рублей выплат по долгам других стран вместо плановых доходов по двусторонним госкредитам в 48,7 млрд рублей. Об этом говорится в опубликованных в марте 2023 года материалах о реализации плана-графика мероприятий Министерства финансов по выполнению документов стратегического планирования за 2022 год.

Как пишет РБК со ссылкой на этот документ, в 2021 году проценты по государственным кредитам, предоставленным Россией правительствам иностранных государств и их юридическим лицам, составляли чуть более 52 млрд рублей, в 2020-м — более 64 млрд рублей.

Из-за санкций Россия получила вчетверо меньше по долгам других стран

В документе Минфина отмечается, что некоторые иностранные заемщики не выполнили запланированные переводы из-за санкций. После начала российской военной операции на территории Украины американское Министерство финансов запретило проводить операции с Центробанком, Минфином и Фондом национального благосостояния России.

На 2023 год за правительством в Бюджетном кодексе закрепили право использовать механизм уступки прав требований по долговым обязательствам. Уступка прав требований (фактически их продажа) может быть реализована в пользу юридических лиц, ведущих деятельность на территории страны-должника и не попавших под санкции. Власти смогут таким образом быстро принять решения, необходимые для обеспечения поступления в федеральный бюджет задолженности иностранных государств перед Россией. По мнению директора Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олега Буклемишева, взыскание госдолгов требует политических усилий, а Россия в нынешних условиях «не оказывает политического давления на «дружественные» страны».

Оценивая возможный механизм уступки долговых требований, Буклемишев допускает, что препятствием для его реализации могут стать условия кредитных соглашений, прямо запрещающие подобные действия. Однако саму схему он считает жизнеспособной. [3]

2021: Россия увеличила на 50% выдачу кредитов другим странам

По итогам 2021 года выдача межправительственных экспортных кредитов Россией достигла 318 млрд рублей, что на 100 млрд рублей, или на 50%, больше в сравнении с предыдущим годом. Об этом свидетельствуют данные Федерального казначейства.

Как пишут «Ведомости» со ссылкой на обнародованные ведомством статистику, в 2021 году в долларах Россия прокредитовала другие страны на $4,3 млрд (по среднему за 2021 год курсу ЦБ в 73,7 руб./$). Более высокий показатель был зафиксирован 10 лет назад — в 2012 году Россия выдала займов на сумму $4,7 млрд (по курсу 31 руб./$).

По итогам 2021 года выдача межправительственных экспортных кредитов Россией достигла 318 млрд рублей

В публикации отмечается, что в рублевом выражении Россия в 2021 году выдала рекордный объем межправительственных экспортных кредитов, прежде сумма таких займов за год редко превышала 200 млрд рублей.

Согласно закону о бюджете, в 2021 году было запланировано предоставление финансовых и экспортных госкредитов на 355 млрд рублей. Страны-заемщики в 2021 году вернули РФ долги на сумму 205 млрд рублей. Традиционно сумма выдачи Россией займов превышает возврат. Исключением за последнее десятилетие был лишь 2019 год, когда иностранные правительства вернули больше кредитов, чем получили, — такая ситуация возникла впервые с 2010 года. По данным Федерального казначейства, заемщики выплатили РФ 250 млрд рублей в 2019 году, тогда как в долг было предоставлено 215 млрд рублей.

Выдача межправительственных кредитов другим государствам — это нормальная практика, стимулирующая в том числе российскую экономику, сказал «Известиям» депутат Госдумы Айрат Фаррахов. По его словам, как правило, финансирование предоставляется под закупку российского оборудования или услуг — например, для совместного строительства АЭС. В целом он поддерживает межправительственное кредитование из российского бюджета, поскольку это действенный инструмент конкуренции на зарубежных рынках. [4]

2020: Названы больше всех задолжавшие России страны

Суверенная задолженность развивающихся стран перед Россией по итогам 2020 года составила $27,3 млрд против $25,2 млрд годом ранее. Портфель межгосударственных кредитов в сравнении этих периодов увеличились на 8%, или на $2,1 млрд. Об этом свидетельствуют данные Всемирного банка, обнародованные в январе 2022 года.

Крупнейшим должником по итогам 2020 года стала Белоруссия с обязательствами в $8,3 млрд. Следом идут Бангладеш, Венесуэла, Индия и Вьетнам. Украина с задолженностью в $600 млн занимает девятое место.

Суверенная задолженность развивающихся стран перед Россией составила $27,3 млрд по итогам 2020 года

Больше всех в 2020 году сократили объем обязательств Вьетнам (на 10% до $1,5 млрд) и Сомали (на 19% до $755 млн). Россия занимает пятое место среди крупнейших суверенных кредиторов развивающихся стран (первое — у Китая).

Долги перед Россией существенно увеличились у двух государств: у Индии (+74%, почти до $3 млрд) и у Бангладеш (+37%, до $3,3 млрд). В обеих странах «Росатом» реализует проекты по строительству АЭС с использованием межгосзаймов.

По словам источника «Ведомостей», в сфере военно-технического сотрудничества, рост задолженности Индии и Бангладеш, очевидно, связан с увеличением объема работ по возведению АЭС в этих странах, поскольку Индии вооружение в счет кредита не поставляют, а поставки вооружений по кредиту Бангладеш в основном завершены.

Минфин России информацию о межправкредитах не раскрывает — страны-заемщики, а также цели кредитов в большинстве случаев засекречиваются; тем не менее иногда такие сделки анонсируются публично. Издание отмечает, что, согласно официальным данным, межгосударственные кредиты, как правило, предоставляются иностранным заемщикам на закупку российской продукции, прежде всего оборонной, или на оплату услуг по строительству атомных электростанций. [5]

2019: Страны с крупнейшими долгами перед Россией

В марте 2021 года Всемирный банк (ВБ) опубликовал доклад, посвященный двусторонней задолженности развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Россией.

По данным ВБ, к концу 2019 года по двусторонним займам около 30 развивающихся стран были должны России почти $22,9 млрд. Речь идет как о долгах государств, так и о долгах юрлиц, гарантированных государствами.

Самым крупным должником РФ на конец 2019 года оказалась Белоруссия ($8,1 млрд). Затем идут Бангладеш, Венесуэла, Вьетнам, Йемен и Индия. Каждая из этих стран должна России более $1 млрд. Часть из этих долгов остается еще с начала 1990-х годов.

Задолженность африканских стран (не считая Египта) перед Россией составила $973 млн на конец 2019 года. Это Сомали ($418 млн), а также Мозамбик, Эфиопия, Мадагаскар, Замбия, Судан и Танзания. В основном эти страны брали кредиты еще у СССР, но есть и новые российские кредиты — у Замбии и Мозамбика, сказано в статистике Всемирного банка.

В целом Россия занимает пятое место среди крупнейших стран — кредиторов развивающихся стран. Лидером здесь является Китай, предоставивший средства в размере $149 млрд. За ним следуют Япония, Германия и Франция.

Министерство финансов РФ, отвечающее за кредиты другим странам, не публикует информацию о должниках России: каждый год программу государственных кредитов описывают в секретных приложениях к федеральному бюджету, отмечает РБК.

Россия с 1990-х годов реструктурировала часть советских долгов таким странам, как Вьетнам, Йемен, Куба, Индия. После распада СССР Российская Федерация заключила соглашения с 11 бывшими советскими республиками о принятии на себя ответственности за погашение внешнего долга Советского Союза в обмен на все бывшие активы СССР за рубежом, в том числе права требования по внешним долгам. [6]

Кому и какие долги простила Россия на август 2019 г.

Среди стран членов «большой восьмерки» к 2019 году Россия стала лидером по количеству списанных долгов.

Самые большие должники:

  • Куба ($31,7 млрд.). В 2014 года российское правительство списало 90% из суммы долга в 35,2 млрд. долларов.
  • Ирак ($21,5 млрд.) Россия списывала долги этой стране дважды – в 2004 году $9,5 млрд. из $10,5 млрд. и в 2008 $12 млрд. из $12,9 млрд. Второе списание произведено уже по новому долгу современной России, в надежде, что будут учтены интересы российских компаний в Ираке.

2017: Задолженность стран перед РФ $27 млрд

Всего на сентябрь 2019 года 17 стран мира являются должниками России с общей суммой долга в почти 27 млрд долларов.

Крупнейшие должники России на сентябрь 2019 г

На первом месте Белоруссия с 7.6 млрд долларов, Украина и Венесуэла с 3.7 и 3.5 млрд, Куба 3.2 а так же Бангладеш 2 млрд.

Согласно данным Федерального казначейства по исполнению бюджета, заемщики выплатили в 2019 году 250 миллиардов рублей, в то время как Москва дала в долг 215 миллиардов рублей. В последний раз положительная разница отмечалась в 2010 году, когда России вернули 53 миллиарда рублей, а она предоставила в долг 14 миллиардов рублей. Кроме того, в 2019 году сумма погашенных долгов стала рекордной за десятилетие. Предыдущий рекорд отмечался в 2018 году, тогда в бюджет было возвращено 133 миллиарда рублей.

Всего с 2010 года Россия выдала займы другим странам на 1,3 триллиона рублей, из которых вернула 800 миллиардов рублей.

Жизнь взаймы: что такое госдолг США и почему он постоянно растет

AP Photo/ Mary Altaffer

В первых числах июня президент США Джо Байден подписал закон, который приостанавливает действие потолка американского госдолга до 1 января 2025 года и сокращает некоторые статьи бюджетных расходов.

Таким образом американским властям удалось избежать очередной угрозы дефолта, про который Байден заявил , что «ничто не могло бы стать более катастрофическим» для его собственной страны и всего мира.

Что такое госдолг?

Это задолженность федерального правительства США перед своими кредиторами. Вашингтон одалживает деньги, чтобы покрыть дефицит бюджета и оплатить все нужные расходы: на здравоохранение, инфраструктуру, оборону и т.д. Для этого власти выпускают специальные долговые бумаги — казначейские облигации, которые и покупают заинтересованные лица.

Госдолг США состоит из двух частей: внутригосударственного и публичного — их размер на начало июня 2023 года достиг примерно $6,77 трлн и $24,69 трлн соответственно. Первый сформирован задолженностью бюджета США перед разными госструктурами, например государственными пенсионными фондами.

Читайте также
Крах или застой? Что ждет американскую экономику

Публичная часть госдолга представляет собой казначейские ценные бумаги, принадлежащие частным лицам, корпорациям, Федеральной резервной системе (ФРС) США, а также правительствам штатов и иностранных государств. Облигации Соединенных Штатов являются одними из самых популярных бумаг у инвесторов во всем мире. Из иностранных государств охотнее всего в госдолг США вкладываются Япония и Китай, которые владеют $1,104 трлн и $859,3 млрд казначейских ценных бумаг соответственно. Наиболее распространенные американские облигации — десятилетние. Их доходность небольшая, но это надежные бумаги с низкой вероятностью дефолта, которые всегда можно продать на открытом рынке по текущим ценам без серьезных потерь.

Что такое потолок госдолга и зачем он нужен?

Ранее, в январе 2023 года, госдолг США превысил установленный законом потолок в $31,4 трлн. Американскому Минфину пришлось прибегнуть к чрезвычайным мерам, и в результате все эти месяцы власти покрывали бюджетные расходы за счет налогов и остатков средств на собственном балансе. Но если бы они не приняли вовремя решение по потолку госдолга, то и эти деньги могли закончиться. В этом случае правительство США не смогло бы обслуживать государственный долг.

В свое время глава американского Минфина Джанет Йеллен предупреждала , что это могло бы случиться как раз в начале июня. А неисполнение обязательств по государственному долгу — это дефолт. Дефолт возможен только тогда, когда государство не способно брать новые кредиты на покрытие старых, а своих средств рассчитаться нет. В США такая ситуация может произойти, только если парламент запретит федеральному правительству повышать лимит госдолга. Конгресс устанавливает это ограничение с 1917 года — чтобы исполнительная власть не могла бесконечно занимать деньги. Но госдолг страны регулярно достигает этого потолка, а власти в итоге повышают планку. После окончания Второй мировой войны это делали более 100 раз .

Читайте также
«Важные побочные эффекты»: как угроза дефолта США влияет на мир

Однако если традиционно повышение потолка госдолга было решением скорее техническим, то последние, по оценкам информационного агентства Bloomberg, минимум 25 лет оно стало полем битвы между демократами и республиканцами, где каждая из сторон пытается выторговать нужные ей условия. Затянувшиеся разногласия даже неоднократно приводили к «шатдауну» — приостановке работы некоторых госучреждений и вынужденному отпуску их сотрудников. Республиканская партия традиционно скептически относится к поднятию лимита госдолга и выступает за сокращение государственных расходов.

Изначально консерваторы, которые сейчас контролируют Палату представителей США, как раз и требовали, чтобы Байден и демократы резко сократили государственные расходы и приняли другие меры по сокращению госдолга. Те же, в свою очередь, хотели повысить потолок без дополнительных условий.

Очевидно, что обе стороны понимают необходимость поднятия потолка госдолга, но пытаются переложить друг на друга ответственность за раздутые траты. Тем не менее во всех предыдущих случаях угроза дефолта каждый раз заставляла законодателей в конечном счете прийти к компромиссу и заморозить действие потолка или же поднять его. Как отметила газета The New York Times, республиканцы в последние годы предпочитают именно приостановить действие лимита госдолга — это позволяет им заявить, что фактически они не давали добро на поднятие потолка.

Собственно, в мае 2023 года противоборствующие стороны пришли к компромиссу и договорились приостановить действие потолка госдолга до, по сути, следующей инаугурации президента. Осенью 2024 года пройдут президентские выборы, в которых собирается участвовать и Байден. Кроме того, принятый закон предполагает сокращение федеральных расходов на грядущие два года и уменьшение общего бюджетного дефицита на $1,5 трлн в следующие десять лет.

Джо Байден ранее заявлял , что за последние два года его администрация уже сократила бюджетный дефицит на $1,7 трлн и продолжит работать в этом направлении.

Почему американский госдолг постоянно растет?

Потому что постоянно растет дефицит бюджета, который приходится закрывать за счет эмиссии государственного долга. Последний раз профицитный бюджет был у США в 2001 году — тогда госдолг составлял $5,769 трлн.

Бюджетные расходы и, как следствие, госдолг заметно увеличиваются в периоды экономических кризисов. Текущая долговая ситуация США — результат острого финансово-экономического кризиса 2007–2008 годов, а также пандемии коронавируса, на борьбу с которой США направили триллионы долларов, включая $5 трлн на выплату расширенных пособий по безработице, финансовую поддержку малого бизнеса и стимулирующие выплаты, обеспеченные заемными деньгами.

Бюджетную дыру также можно было бы залатать за счет повышения налогов или сокращения расходов, но оба эти варианта пагубно сказываются на экономическом росте и вызывают недовольство граждан.

Так грозил США дефолт или нет?

«Они [мировые лидеры] смотрят на меня, мол, ребята, вы серьезно? Поэтому, если мы объявим дефолт по нашим долгам, весь мир окажется в беде», — комментировал в свое время переговоры республиканцев и демократов Джо Байден.

В настоящий момент вся мировая система сильно зависит от американской экономики: почти 60% мировых резервов на конец 2022 года хранилось в долларах. В случае дефолта доллар и американские ценные бумаги потеряли бы доверие инвесторов, что привело бы к обвалу фондовых рынков. Дефолт в США по цепочке привел бы к долговым кризисам в других странах, падению цен на сырьевые товары, росту процентных ставок, удорожанию кредитов и, как следствие, замедлению мировой экономики.

Американская экономика столкнулась бы с рецессией. В первую очередь та коснулась бы отраслей, в которых велика доля госрасходов. В самом Белом доме прогнозировали в долгосрочной перспективе в случае дефолта снижение ВВП США на 6,1%, рост безработицы на 5 п.п. и падение фондового рынка на 45% уже в третьем квартале 2023 года. В рейтинговом агентстве Moody’s отметили , что последствия дефолта были бы сопоставимы с кризисом 2008 года.

Читайте также
Валютный гамбит: дедолларизация экономик идет медленно, но по всему миру

Но, строго говоря, дефолт в США если и возможен, то скорее технический. Это ситуация, когда у страны есть деньги, но она не может ими воспользоваться. А все из-за специфики: весь американский госдолг — и внутригосударственный, и публичный — номинирован в долларах, то есть в той валюте, над эмиссией которой Вашингтон имеет прямой контроль. И при необходимости ФРС может включить печатный станок, чтобы выкупить долговые обязательства. Ни у одной другой страны мира нет такой возможности. Впрочем, у необдуманной и бесконтрольной эмиссии денег есть свои минусы: это как минимум приведет к скачку инфляции.

В абсолютных цифрах у США самый большой госдолг в мире. Но сам по себе госдолг еще не повод беспокоиться, это больше макроэкономический показатель. По-настоящему ситуацию отражает соотношение размера государственного долга к объему ВВП. По оценкам Всемирного банка, госдолг страны становится проблемным, когда достигает 77% годового ВВП государства. Однако многие страны десятилетиями живут и с бо́льшим долгом, например, у Франции, Италии и Японии этот показатель превышает 100%. США не исключение — на конец 2022 года он находился на отметке 129%. А, например, госдолг Японии — 261% ВВП , по данным на 2022 год.

Тем не менее, хотя угроза настоящего дефолта США невелика, она все же выше, чем раньше, отмечают специалисты Bloomberg. Кроме того, споры демократов и республиканцев по вопросу потолка госдогла в любом случае создают экономическую неопределенность.

Эксперт назвал страну с самым большим госдолгом

Лидером по величине госдолга среди стран является Япония, у которой данный показатель составляет 234% ВВП государства. Об этом сообщил руководитель центра инвестиционного анализа и макроэкономических исследований ЦСР Даниил Наметкин.

И по чуть-чуть: внешний долг России достиг $471,4 млрд
Насколько это критично для экономики страны

Эксперт также перечислил другие страны, лидирующие по показателю госдолга. Так, в Великобритании он находится на уровне 144% от ВВП, в США — 160%, а в Еврозоне — 120,4%. Общий госдолг всех государств мира составляет 105% от их суммарного ВВП. При этом даже с учетом высоких показателей госдолга во многих крупных странах в ближайшем будущем они, вероятнее всего, не столкнутся с проблемами его обслуживания, подчеркнул Наметкин.

По его словам, меры поддержки экономики, которые вводились на фоне связанного с пандемией COVID-19 кризиса, привели к росту инфляции в ряде стран. Например, в США потребительские цены выросли на 5,4%, что является максимальным показателем за 13 лет. «В таких условиях возникает теоретическая возможность ужесточения монетарной политики ФРС США, что может ухудшить ситуацию с обслуживанием долга», — добавил специалист в беседе с «РИА Новости». 28 июня эксперты отмечали, что Россия в настоящее время находится в лучшей позиции по сравнению с другими развитыми странами. Уровень внешнего долга (государственного и корпоративного) страны составляет 40% от внутреннего валового продукта, совокупный госдолг — порядка 17% от ВВП.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *